Спросить
Войти
Категория: Литература

СПЕЦИФИКА И ДИНАМИКА МЕТАЖАНРА КАК САМОБЫТНОГО ЯВЛЕНИЯ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ

Автор: Посельская В. Д.

ECONOMICS / <<Ш^ШетиМ~ЛШ®Мак>>#Я66)),2©2©

УДК 82-1/29

Посельская В.Д.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ФИЦ ЯНЦ СО РАН РР1: 10.24411/2520-6990-2020-11920 СПЕЦИФИКА И ДИНАМИКА МЕТАЖАНРА КАК САМОБЫТНОГО ЯВЛЕНИЯ В ЯКУТСКОЙ

ПОЭЗИИ

Poselskaya V.D.

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies Russian Academy of Sciences Siberian Branch

SPECIFICITY AND DYNAMICS OF METAGENRE AS AN ORIGINAL PHENOMENON IN YAKUT

Аннотация.

В статье показаны особенности становления и формированпя метажанровых форм в творчестве ведущих лириков второй половины ХХ в. Семена Данилова, И. Гоголева, Саввы Тарасова: от специфики отдельного лирического текста, циклоидных форм к жанровому статусу полноценного лирического цикла, и далее к итоговой лирической книге стихов. Выделены их образующие доминанты и индивидуальное своеобразие, позволяющие обосновать метажанровость в качестве самобытного феномена жанрово-стилевых тенденций развития якутской поэзии второй половины ХХ в.

Abstract.

The article shows the features of the formation and formation of meta-genre forms in the work of leading lyricists of the second half of the twentieth century Seeds Danilova, I. Gogolev, Savva Tarasova: from the specifics of a separate lyrical text, cycloid forms to the genre status of a full lyric cycle, and further to the final lyric book of poems. Their forming dominants and individual identities are highlighted, which allow substantiating meta-zhanism as an original phenomenon of genre-style trends in the development of Yakut poetry in the second half of the 20th century.

Начиная со второй половины ХХ века в якутской лирике происходит структурная перестройка художественного сознания с установкой на индивидуальное, самобытное творчество, что выразилось в творческих процессах взаимопроникновения, смешения жанровых форм, в их синтезе и модификации. На смену классическим жанрам приходят крупные метажанровые образования (цикл-поэма, книга стихов), которые по своей природе имеют стремление к некоему синкретизму, в виде различных композиционных решений и структурных элементов. Жанровая рефлексия отталкивается от внутренних писательских потребностей, глубинных мыслительных процессов в поэтическом сознании. Процесс усложнения художественного мышления, расширения лирического переживания, глобальности авторской идеи, естественно не может функционировать далее в рамках одного стихотворного произведения, и все больше требует от авторов монтажного подхода в моделировании циклических структур, обращения к метажанровым формам, к сверхтекстовым единствам. Организующим ядром метажанра как качественно нового художественного текстового единства в якутской поэзии выступает циклизация, поэтому одним из основных аспектов методологии анализа является выявление определенного централизующего, объединяющего начала составляющих текстов.

Маргинальные контекстовые формы, реализующие процесс циклизации - циклоидные явления -впервые выявлены и проанализированы в индивидуально-авторском творчестве якутского поэта Семена Данилова. При этом типологические и поэтические особенности прациклических композиций представлены как основа для реализации авторской реализации метажанровых циклических форм в целом. В ходе анализа выделены следующие типы циклоидов: тематическая подборка («На охоте (Весенняя картина»), многочастное стихотворение («Старик Крепкие руки»), распадающаяся романтическая поэма («Наш Николай (три случая из жизни старика)». Таким образом, предложен новый подход в изучении метажанровых форм с точки зрения становления циклизации, которая имеет тенденцию развиваться и эволюционировать от циклоидных стихотворных форм (которые теряли свою значимость в отношении целостной жанровой формы) до полноценных лирических циклов и далее к циклу -поэме и книге стихов.

В якутской поэзии второй половины ХХ века основной авторской задачей является создание ме-тажанрового текста через синтез жанровых форм: цикла и поэмы, позволяющего воплотить всю сложность и многогранность поэтической мысли, через призму взаимосвязи фольклора и литературы, вы<<шушетим~^©и©мак>>#ябб),2©2© / бсошмгсб

ражающейся в жанровой модификации фольклорных форм в художественном тексте. Произведение И. М. Гоголева «Песнь о Лене» [1] дифференцируется как цикл-поэма - явление метажанровое с тенденцией к художественному синтезу не только в аспекте постепенного видоизменения и смешения, объединения жанровых свойств (перерастание цикла в поэму), но и в трансформации и модификации фольклорных жанров (пословиц, поговорок, легенд) в пределах циклизации. Жанрово-стилевые искания приводят якутского поэта к творческому опыту философского осмысления фольклорно-ми-фологического наследия народа саха. Например, в седьмой части поэмы-цикла «Отблески волн реки Лены» одним из основных систематизирующих факторов является модификация малых жанров фольклора - в частности, вкрапление якутских пословиц в структуру канонизированных составных частей - четверостиший. Традиционные формы интерпретируется в зависимости от эстетической рефлексии автора: паремии дополняются иными факторами, обыгрываются в тексте в качестве антитезы, употребляются в новой функции), в итоге, образуются логически замкнутые индивидуально -авторские пословицы-афоризмы с социально-нравственной ориентированностью. В структуру заключительной части цикла-поэмы «Легенды Лены» заключены три легенды, сюжетная основа которых переплетена с элементами фольклорного жанра исторической легенды-мифа о жизни древних предков якутского рода в их авторской модификации. Так, ключевые фольклорные сюжеты и предания о Элляе Боотуре и Омогой Бае (в первой легенде), о Тыгын Дархане и его сыне Таас Уллунах (во второй легенде), о Голове Додоре (третья легенда) преломлены через идею автора донести до потомков морально-этические идеалы в их общефилософском осмыслении. В сюжетике циклов сохраняется сочетание достоверного и вымышленного, переплетение реалистических элементов с мифологическими, что характерно для жанра легенды. Возобновление в модифицированном виде фольклорных жанровых форм в качестве литературных внутри поэтического цикла, где изменения произошли не только в смысловом, но и в формальном плане, говорит о том, что целостность метациклических структур создается не только за счет использования изобразительных средств и других стилеобразующих факторов фольклора, но и с помощью переосмысления его жанров, что выражается в аналогии стихотворений внутри цикла с фольклорными жанровыми формами в их творческой интепретации.

Книги стихов «Неспетые песни» [3] и «Горсть золы с очага» [2] Саввы Тарасова впервые изучены как полноценные авторские, политематические, инвариантные метажанровые структуры, в которых обоснованы концептуальные, философские представления, связанные с итоговым, завершающим периодом жизни. Данный принцип является основополагающим при оформлении художественной целостности анализируемых книг стихов. Определено, что книга стихов как явление жанровое берет

свои корни от лирической циклизации, которая исходя из авторской интенции, дает авторам возможность выйти на реализацию разных жанровых традиций в пределах одного произведения (жанровый синтез), создание метажанровых форм циклического характера (книг стихов). При этом все художественные элементы, образы, мотивы, принципы монтирования направлены на то, чтобы организовать целостный текст - лирическую книгу стихов. В целом образность, содержательная сторона текстов подводит к прощальному мотиву, свойственному для всего контекста книг. Итоговая книга стихов Саввы Тарасова - это метажанровое образование, вмещающее в себе такую лирическую структурную форму как цикл стихов, организованный по тематическому и образному единству. Исходя из монологичности субъектного строя, определено, что существенную роль в организации внутреннего контекста и художественной целостности книги играет образ лирического героя - художника слова, поэта, который стремится подвести определенные итоги в конце своего жизненного и творческого пути. Проанализирован заголовочный комплекс книг «Горсть с золы очага», «Неспетые песни». В первой книге через символический образ золы с потухнувшего очага актуализируется тема отчего дома, родины, где среди родного пепелища, развалин автор (лирический герой) собирает в одно целое накипевшие мысли о своих корнях, о предках, о прожитой жизни, о быстротечном времени. В книге «Неспетые песни» отражена особая философия времени, рубежность бытия, заключен доминирующий сквозной лирический мотив подведения творческих итогов. В контексте книги образ «песни» приобретает новое звучание, наполняется иным смыслом: расширяется исконное значение, песня воспринимается как поэтическое слово, символизирует творчество, поэзию в целом. Образ песни присутствует в первой книге как сквозной метапоэтический образ и связан с авторским пониманием творчества как пути к бессмертию, неза-бвенности, преодолению смерти. В книге «Горсть золы с очага» основной мотивный комплекс складывается из ее ключевых мотивов в их повторяемости из текста в текст: мотив сна, мотив осени, прощальной песни, смерти, все это организует целостность и концептуальность текста. В авторской интерпретации метафорический образ сна символизирует нереализованные мечты, потерянные ценностные ориентиры, не сделанные, незавершенные дела, сожаление о прошлом. Поэтический образ осени в книге олицетворяет пороговый этап жизни поэта, завершающий жизненный цикл, и используется в ее контексте довольно часто. Отчетливо звучит в книге тема смерти, прощания, жизненных итогов, доминируют связанные с этим топосы и мотивы, символика. В строках проявляется горькое сожаление лирического героя о невозвратимой утрате и осознание собственного сиротства в окружающем жизненном пространстве. В книге «Неспетые песни» перекликающиеся между собой названия текстов создают особый тематический пласт, где сквозной мотивный комплекс связан с идеей о

ЕСОШМГСЯ / <<Ш^ШМУМ~ЛШ®Ма1>#Я66)),2©2©

конечности бытия. Мотив смерти в книге «Неспетые песни» приобретает более выраженный, яркий характер по сравнению с книгой «Горсть золы с очага». На первый план выдвигается опыт прожитой жизни, отсюда преобладание метафорики жизненного пути, в частности последнего его этапа. В итоговой книге С. Тарасова связывающим циклы-разделы в метаструктурное единство и основополагающим принципом реализации авторского сознания является лирический герой. Книгам характерна определенная система ключевых повторяющихся мотивов, реализующая художественную идею философских рассуждений об уходящей жизни.

Таким образом, в якутской поэзии второй половины ХХ в. как уникальная метажанровая структура выделяется цикл-поэма, а в качестве показателя художественной зрелости поэта выступает книга стихов. При своем формировании метажан-ровые формы прошли динамичный путь от циклоидных форм к циклам, от циклов к переходной жанровой форме циклов-поэм, далее к более совершенным, зрелым, концептуальным структурам как книги стихов.

Список литературы

1. Гоголев И. М. Четыре горизонта. - Якутск: Кн. изд-во, 1980. - 352 с. (на якут. яз.)
2. Савва Тарасов. Горсть золы с очага. -Якутск: Кн. изд-во, 1992. - 84 с. (на якут. яз.)
3. Савва Тарасов. Неспетые песни. - Якутск: Бичик, 1994. - 152 с. (на якут. яз.)
поэзия автор метажанр жанровый синтез жанровая модификация цикл циклпоэма итоговая книга стихов. poetry author
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты