Спросить
Войти

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Автор: Е.Э. Сидорова

Библиографический список

1. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности. Современные наукоемкие технологии. 2014; № 4: 167 - 168.
2. Мухадиева Ф.П. Формирование культуры профессиональной речи студента юридического факультета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2006.
3. Шанский Н.М., Резниченко И.Л., Кудрявцева Т.С. и др. Что значит знать язык и владеть им. Москва: Просвещение, 2010.
4. Тюменева Н.П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Рязань, 2007.
5. Шакин И.Ю., Хрисанова Е.Г Профессиональная коммуникация бакалавров языковых профилей: сущность и пути формирования в вузе. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN619.pdf
6. Полякова Т.А., Палагина Н.С. Формирование профессиональной речи слушателей юридического института. Вопросы педагогики.2020; № 2: 132 - 135.

References

1. Kochesokova Z.H., Mashekuasheva M.H. Kommunikativnye kompetencii sotrudnikov policii kak faktor &effektivnosti professional&noj deyatel&nosti. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2014; № 4: 167 - 168.
2. Muhadieva F.P. Formirovanie kul&turyprofessional&nojrechistudenta yuridicheskogo fakul&teta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2006.
3. Shanskij N.M., Reznichenko I.L., Kudryavceva T.S. i dr. Chtoznachitznat&yazyki vladet&im. Moskva: Prosveschenie, 2010.
4. Tyumeneva N.P. Formirovanie kommunikativnyh sposobnostej kursantov i slushatelej vuzov FSIN Rossii pri izuchenii russkogo yazyka i kul&tury rechi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan&, 2007.
5. Shakin I.Yu., Hrisanova E.G. Professional&naya kommunikaciya bakalavrov yazykovyh profilej: suschnost& i puti formirovaniya v vuze. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. 2019; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN619.pdf
6. Polyakova T.A., Palagina N.S. Formirovanie professional&noj rechi slushatelej yuridicheskogo instituta. Voprosypedagogiki.2020; № 2: 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 378

Sidorova E.E., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: ms.see72@mail.ru

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES AS A MEANS OF ARTISTIC DEVELOPMENT OF STUDENTS. The article discusses a problem of developing creative abilities of students. The process of developing creativity and creative abilities of students - future teachers mainly depends on the content of educational material and the organization of educational activities. Subject of research: non-traditional drawing technique as a means of developing students& artistic creativity. The objective of the research is to theoretically substantiate and experimentally prove the effectiveness of using non-traditional drawing techniques in the development of students& artistic creativity. The methodological basis of the study is the psychological and pedagogical theories of the artistic development of the personality: the active nature of personality development (V.I. Andreev, D.B. Bogoyavlenskaya, A.M. Matyushkin, S.L. Rubinshtein); pedagogical patterns of personality formation in educational interaction (G.S. Altshuller, L.S. Vygotsky, A. Maslow, R.S. Nemov); the humanistic potential of the sphere of artistic influence the development of creativity (S.P. Lomov, A.A. Melik-Pashaev, Y.A. Ponomarev, I.M. Rozett).

Е.Э. Сидорова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: ms.see72@mail.ru

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей студентов. Процесс развития творчества и творческих способностей студентов - будущих учителей в основном зависит от содержания учебного материала и организации учебной деятельности. Предмет исследования: нетрадиционная техника рисования как средство развития художественного творчества студентов. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества студентов. Методологической основой исследования являются психолого-педагогические теории художественного развития личности: деятельностная природа развития личности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн); педагогические закономерности становления личности в образовательном взаимодействии (ГС. Альтшуллер, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Р.С. Немов); гуманистический потенциал сферы художественного влияния развитие творчества (С.П. Ломов, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, И.М. Розетт).

Информационно-репродуктивные методы, которые доминируют в практике обучения, не позволяют студентам в полной мере развиваться в творческом плане. Как показывает опыт и научные исследования, современные студенты обладают привычкой применять готовые знания, действовать по шаблону, по образцу. Студенты испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих проникновения в сущность затрагиваемых проблем, не могут должным образом сформулировать выводы, не ведут анализ своей работы.

В Послании Президента Федеральному Собранию в феврале 2019 года говорится: «Увлечение профессией, творчеством формируется ещё в юные годы. Талант, энергия, креативные способности молодежи - в числе самых сильных конкурентных преимуществ в России. Мы это понимаем и очень ценим. И чтобы каждый молодой человек (студент, школьник) мог проявить себя, мы уже создали целую систему проектов и конкурсов личностного роста». Тем самым развитие художественного творчества студентов выступает важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности.

Изучение научно-педагогической литературы позволил нам утверждать, что в науке накоплено достаточно много трудов, дающих возможность в полной мере изучить данную проблему. Как свидетельствуют многочисленные источники, исследованием вопросов художественно-эстетического развития личности в содержательной диалектике интересовались и занимались многие видные ученые.

Проблеме творческой активности личности посвящены работы ряда авторов (В.И. Андреев, Е.В. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.А. Данилов, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.М. Розетт, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов

и др.), в которых рассматривается структура и динамика связанных с ней психических процессов, а также различные аспекты ее развития в процессе обучения и воспитания. В области изучения творческой одаренности личности и творческих проявлений в характере человека занимались американские ученые-психологи Дж. Гилфорд, К. Роджерс, П. Торренс и др.

Несмотря на высокий интерес к художественному творчеству в развитии творческих способностей подрастающего поколения, вопросы теории и практики художественного творчества остаются не до конца раскрытыми. Доподлинно известно, что изучение вопросов художественного творчества имеет давнюю богатую традицию. В связи с этим упомянутые научные исследования раскрывают лишь определенные стороны и аспекты данной проблемы. Поскольку мы считаем, что художественное творчество лежит в основе педагогического творчества, будем рассматривать его в процессе реализации определенных педагогических условий.

Одним из эффективных средств развития художественного творчества мы считаем нетрадиционные техники рисования. В настоящее время стало появляться очень много разных способов, средств, техник рисования, есть старые техники, которые с годами не теряют своей привлекательности, и прибавляются новые, еще более интересные, захватывающие, и всех их объединяет простота и доступность. Тем самым человек имеет больше шансов и возможностей для самовыражения.

В каждой технике есть своя изюминка, свой особый цвет, линии, штрихи, которые гармонируют друг с другом, и каждая из этих особенностей может служить

в качестве способа создания уникального произведения искусства. Большое внимание в общем образовании детей уделялось умственному, интеллектуальному развитию. В итоге, дети у нас, как роботы, на второй план отошло ручное творчество, а между тем профессиональный стандарт педагога требует от выпускников педагогических специальностей не только «знаниевых» компетенций, но и творчества. В связи с этим мы считаем, что нетрадиционная техника рисования наиболее полно раскрывает потенциалы творчества. При таком понимании проблемы мы пришли к заключению, что вопросы развития художественного творчества студентов недостаточно изучены.

Анализ литературных источников и практической деятельности педагогических колледжей и вузов показал, что, несмотря на внимание к вопросам развития творческих способностей обучающихся, включая и сферу художественного творчества, ряд аспектов остается недостаточно изученным.

Философское понимание творчества отражено в трудах Н.А. Бердяева, А.Г. Спиркина, К.Г Юнга и др. Так, Н.А. Бердяев писал: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление», «творчество невозможно без свободы и есть не что иное, как самореализация, объективация ее». А.Г Спиркин определяет творчество следующим образом: «Творчество - это мыслительная и практическая деятельность, результатом которого является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, связей закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры...» [1, с. 213].

Анализ литературы показал нам, что философы отводят творчеству роль созидания новой реальности, которая удовлетворяет многообразным общественным потребностям. С такой точки зрения определяются виды творчества: изобретательское, организаторское, научное и художественное и др. Согласно исследованию Т.А. Ребеко, существует два исторических понимания сущности творчества: первое идентифицирует сущность творчества и творения, второе представляет сущность творчества с позиций творца. При таком понимании данной проблемы сущность творчества не раскрывалась, а ставился лишь вопрос о практической замене продуктивного репродуктивным. Тем не менее автору удалось раскрыть в определенном контексте свою точку зрения [2].

Для более точного и четкого определения понятия «художественное творчество» нам надо определить и разграничить такие понятия, как творчество и креативность, творческие способности и творческий потенциал. Во многих исследованиях понятия «творчество», «творческая способность», «креативность» предстают как тождественные, их сопоставляют друг другу.

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов. В научной литературе понятие «творчество» рассматривается с разных точек зрения: как процесс, как вид и как форма деятельности и т.д. Т.А. Маслоу рассматривает творчество и креативность как тождественные и утверждает, что творчество и креативность обнаруживаются в каждодневном выборе жизненных ситуаций и проявляются в повседневной жизни человека [3, с. 768].

Л.С. Выготский дает следующее определение творчеству: «Деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это создание творческой деятельности какой-нибудь вещью внешнего мира или известного построения ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Л.С. Выготский подчеркивает, что основным условием для возникновения творчества выступает неприспособленность личности к окружающему миру. Он утверждает: если жизнь ставит перед человеком непривычные задачи, перед человеком возникает какая-то проблема, это может выступить для человека основанием для творчества [4, с. 34].

В свою очередь, другие авторы (Д.Г. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.) подчеркивали, что творчество является продуктом мыслительной деятельности. По мнению Я.А. Пономарева, творческой личности присуще не только удовлетворение конечным результатом - человек получает удовольствие и от самого процесса творческой деятельности. Он считает, что «творчество свойственно как живой, так и неживой природе, а также человеку и обществу». Согласно Я.А. Пономареву, «развитие творческих способностей идет через два личностных качества, таких как интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе» [5, с. 43].

Далее автор приводит следующие примеры: А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в своих исследованиях указывают на тот факт, что в процессе творчества происходит преодоление неких стереотипов и шаблонности. Интересным является то, что О.К. Тихомиров выделяет целеполагание как один из критериев творчества.

Многочисленные исследования вопроса творческих способностей и креативности условно делятся на две группы:

Первую группу составляют авторы, рассматривающие креативность как познавательную творческую способность, обладающую универсальными качествами, основанную на интерактивных когнитивных способностях (Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарев, С. Тейлор, Э. Торренс и др.). К научным достижениям этих авторов по праву относится изучение влияния интеллекта на способность личности к генерации всё новых идей.

Вторую группу составляют убеждения, что креативная личность обладает комплексом индивидуальных творческих способностей (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу и др.) Их научные идеи заключаются в предложении составления

так называемого «портрета творческой личности», в рамках которого должны быть описаны мотивы и социокультурные факторы креативности.

Несмотря на то, что у большинства авторов термины «креативность» и «творчество» используются как синонимы, в соотнесении этих понятий есть определенные неясности, которые следует уточнить. Таким образом, можно выделить три позиции:

1. Во-первых, как мы уже писали, понятия креативность и творчество определяются как синонимы, на такое определение влияет двойственность перевода с английского «creativity» - творчество, с одной стороны, и как креативность (в зависимости от области исследования контекста проблемы), с другой стороны. В данном случае исследователи часто соотносят факты, делают выводы, исходя из исследований, проведенных в области психологии творчества. В таком случае во внимание берутся все аспекты творчества.
2. Вторая позиция заключается в изучении креативности и творчества как разных феноменов. В научной литературе есть исследования (И.А. Дубин), в которых креативность с образованием субъектно-личностной новизны и значимости рассматривается как феномен, который описывает процесс создания человеком нового во взаимодействии с существующим социокультурным контекстом.
3. Третья позиция заключается в том, что креативность можно исследовать с точки зрения изучения творчества, оно может рассматриваться как внутренний ресурс человека, как потенциал для создания и реализации чего-то нового.

Кроме эмоциональной удовлетворенности процесс художественного творчества требует от студентов концентрации внимания, мобилизации интеллектуальных способностей, самостоятельности, проявления фантазии.

При определении сущности понятия «художественное творчество» мы обратились к исследованию P.A. Гильман, где автор обращает внимание на то, что в основе термина «художественность» лежит эстетическая категория «прекрасное», и относительно данной области исследования характеризуется присущими ему функциями:

- выступает как сфера профессиональной деятельности;

- направлено на стимулирование и реализацию творческой активности;

- направлено на создание нового, эстетически ценного продукта;

- воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности;

- искусство является основой художественной деятельности [6, с. 59].

Особый вклад в изучении художественного творчества внес психолог

И.М. Розетт. Основываясь на учениях Дж. Дьюи и Г. Уоллеса, ему удалось определить «стадийность творческой деятельности». Для нашего исследования наибольшую ценность будет представлять схема, предложенная Г. Уоллесом:

Первая стадия - «приготовление», здесь происходит сбор соответствующей информации.

Вторая стадия - «инкубация», на этой стадии человек не занимается решением творческой проблемы.

Третья стадия - «просветление», появление так называемой «счастливой идеи».

Четвертая стадия - «инсайт», проверка достоверности и ценности новой идеи. Данная схема легла в основу появления концепции стадийности творческой деятельности.

Единственным, но существенным отличием предложенных стадий является наличие в схеме Дж. Дьюи стадии инкубации, эту стадию пропустили многие исследователи. Стадия инкубации включает временное отвлечение от решаемой проблемы, которая, в свою очередь, является важным психологическим фактом. Психологи считают, что «увеличение продолжительности инкубационной стадии приводит к увеличению количества и улучшению качества идей» [7, с. 39].

Таким образом, мы выяснили, что основными параметрами творческой личности можно считать следующие: проявление интеллектуальной творческой инициативы; самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем; желание познавать и преобразовывать; стремление к нестандартному решению задач и др.

Л.Ю. Кошелева выявила принципы формирования художественно-эстетической культуры студентов - будущих педагогов в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла:

1) принципы педагогики искусства, среди которых важнейшим является принцип образности;
2) принцип интеграции искусств;
3) опора на практическую художественно-творческую деятельность [8, с. 53].

Вместе с тем считаем необходимым рассмотреть особенности художественной деятельности, поскольку мы выяснили, что художественно-эстетическая деятельность лежит в основе художественного творчества в области изобразительного искусства.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к тому, что творчество представляет собой деятельность, в процессе которой получается совершенно новый, оригинальный продукт, обладающий уникальной эстетической ценностью.

Под творческими способностями мы понимаем сочетание индивидуальных способностей личности, которые определяют успешность творческой деятельности. Основными критериями оценки уровня творческих способностей являются творческое мышление, творческое воображение.

Исходя из всего многообразия формулировок, многочисленных точек зрения ученых и исследователей, мы приходим к мнению о том, что главным качеством творческой личности является способность к творчеству, в основе которой лежит творческий потенциал личности.

Сравнив содержание понятий «творчество» и «художественного творчества» как основы творческой педагогической деятельности, можно сделать вывод, что они тесно связаны между собой и совпадают по своей сути и смыслу. Важно отметить, что основой для развития творческой педагогической деятельности являются дисциплины художественно-эстетического цикла. В процессе практики нами выявлено, что включение таких дисциплин, как «Методика преподавания изобразительного искусства», «Основы изобразительной грамоты», «Основы рисунка и живописи», «Художественное образование в школе» в учебный план подтверждает наше утверждение: развитие художественного творчества является основой для творческой педагогической деятельности.

1. Анализ научной литературы позволил нам определить понятия творчество, художественное творчество, креативность, а также важных для нашего исследования терминов творческие способности и творческий потенциал.
2. Под творческими способностями мы понимаем сочетание индивидуальных способностей личности, которые определяют успешность творческой деятельности. Основными критериями оценки уровня творческих способностей являются творческое мышление, творческое воображение.

В.А. Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка». Рисование - это такой вид творчества, при котором ты можешь абстрагироваться от обыденного мира и погрузиться в нереальный мир фантастики либо скопировать окружающую действительность. Рисование доступно каждому человеку, стоит только захотеть, купить лист бумаги, карандаши или краски. Рисование помогает развивать воображение, побыть человеку наедине с самим собой, со своими мыслями, оно расслабляет и отвлекает от повседневной суеты, что очень актуально сейчас, при нашем активном и очень быстром ритме жизни.

Каждый вид рисования при постоянном и систематическом выполнении влияет на развитие различных функций и качеств человека. Так, рисование по стеклу, ткани или бархатной бумаге содействует повышению уровня зрительно-моторной (визомоторной) координации. Рисование в технике «выдувание» развивает легкие, тем самым развивая речевое дыхание человека. Наше исследование является подтверждением тому, что кроме быстроты, ловкости и точности движений, в процессе рисования тренируются такие качества, как усидчивость, терпение, снимает страхи, вызывает положительную мотивацию. Также использование различных материалов и техник влияет на развитие воображения, мышление, памяти, восприятия.

Кроме всего, студенты сами предложили более современные, инновационные техники с применением еще более новых и необычных материалов и инструментов. Ниже приведем перечень и краткое описание наиболее популярных и современных нетрадиционных техник, таких как «граттаж» (воскография), «эбру», «выдувание», «кляксография», «ниткография», «монотипия», «оттиск печаткой», «набрызг» и др.

Эти техники активизируют и развивают образное мышление, воображение, креативность; они подходят даже тем, кто совсем не умеет рисовать. Например, на куске стекла, пластмассы или пластика выполняется рисунок с помощью акварельных красок, гуаши, масляных красок. Можно не рисунок, а просто пятна. Затем стекло прижимается к бумаге, и на нем остается отпечаток. Для получения интересного эффекта можно стекло повернуть, потянуть, поднимать ступенчато, за один край или сразу за все четыре - благодаря этому, краска немного смажется и получится эффект движения, дуновения ветра, волн. Получившийся рисунок можно оставлять неизменными, а можно использовать как фон для основного рисунка.

Таким образом, нетрадиционные техники развивают у студентов воображение и фантазию, помогают найти творческий подход к самым обычным вещам, чего так не хватает нашей молодежи.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию внутренних страхов, пробуждает уверенность в своих силах, дает возможность студентам свободно выражать свой замысел. Использование разнообразных материалов и средств развивает чувство фактурности и колорита,

Библиографический список

воображение и полёт фантазии, во время такой деятельности студенты получают эстетическое удовольствие.

Во время практических занятий по методике преподавания изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты студентам предлагались задания, которые позволяют им находиться в постоянном творческом поиске.

Мы принимаем во внимание описанную Ю.В. Ерошенко последовательность освоения нетрадиционных техник: «... следующая важная последовательность: от создания эмоционального отношения у студента - к знаниям, от знаний - к умениям и навыкам» [8].

Экспериментальная работа, целью которой являлось повышение эффективности развития художественного творчества студентов средствами нетрадиционных техник рисования, включала в себя разработку и проверку комплекса занятий в рамках учебных дисциплин «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», «Основы изобразительной грамоты», «Основы рисунка и живописи».

Представляем разработанный нами тематический план комплекса практических занятий, включающих использование нетрадиционных техник рисования. Порядок подготовки практического занятия происходит в следующей последовательности: изучение рабочей программы дисциплины; определение темы, цели и задач практического занятия; разработка плана проведения практического занятия; отбор содержания практического занятия; определение методов, приемов и средств стимулирования творческой деятельности студентов; моделирование практического занятия.

Все занятия с применением нетрадиционных техник рисования состояли из следующих этапов:

- первый этап - происходит включение в творческий процесс, студенты выбирают технику, определяются с темой;

- второй этап - изобразительная деятельность, выполнение рисунка;

- третий этап - демонстрация результатов обсуждение работ, рефлексия.

Нами были выделены следующие темы: «Техника рисунка. Обучение нетрадиционным техникам рисунка», «Работа с цветом: творческие задания и тренировочные упражнения», входящие в содержание разделов «Теоретические основы обучения рисунку», «Теоретические основы обучения живописи».

После проведения комплекса практических занятий для повышения уровня художественного развития на основе нетрадиционных техник рисования нами проведена повторная диагностика с использованием методик констатирующего этапа эксперимента.

Результаты экспериментальной группы, которые мы получили на констатирующем этапе, сравнили с результатами, полученными на контрольном этапе эксперимента. Представим результаты повторной диагностики по методике Э. Торренса в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные результаты уровня креативности по методике Э. Торренса в контрольной и экспериментальной группах

Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровни Конст. этап Контр. этап Конст этап Контр. этап

Высокий уровень 18,1% 22,7% 4,5% 4,5%

Средний уровень 54,5% 63,6% 63,6% 68,18%

Низкий уровень 27,2% 18,1% 31,8% 22,7%

Результаты исследования уровня креативности студентов экспериментальной группы по методике Э. Торренса на контрольном этапе позволили нам сформулировать следующие выводы: увеличилось количество студентов с высоким уровнем развития творческих способностей, выявленных посредством методики Э. Торренса, с 18,1% до 22,7%; количество студентов, имеющих средний уровень, повысилось с 54,5% до 63,6%; снизилось количество студентов, которые имеют низкий уровень исследуемого параметра, с 27,2% до 18,1%.

Таким образом, видно, что разработанный нами комплекс занятий позволил повысить показатели творческих способностей студентов. Важным моментом в данном случае выступает то обстоятельство, что среди студентов появились высокие показатели развития по исследуемому параметру.

1. Спиркин А.Г Философия. Москва: Гардарики, 2001.
2. Лапчинская И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск. 2005.
3. Современный словарь по педагогике. Минск: «Современное слово», 2001.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Просвещение, 1991.
5. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва: Институт психологии РАН, 2006.
6. Гильман РА. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2001.
7. Кошелева Л.Ю. Формирование художественно-эстетической культуры как основы профессиональной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 53 - 55.
8. Ерошенко Ю.В. Особенности развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015; № 2 (34).

References

1. Spirkin A.G. Filosofiya. Moskva: Gardariki, 2001.
2. Lapchinskaya I.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostejstudentov vuza vprocesse professional&nojpodgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk. 2005.
3. Sovremennyj slovar&po pedagogike. Minsk: «Sovremennoe slovo», 2001.
4. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie, 1991.
5. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Institut psihologii RAN, 2006.
6. Gil&man R.A. Teoriya ipraktika razvitiya tvorcheskoj aktivnostilichnostistudenta v sisteme vysshego hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2001.
7. Kosheleva L.Yu. Formirovanie hudozhestvenno-&esteticheskoj kul&tury kak osnovy professional&noj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul&tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 53 - 55.
8. Eroshenko Yu.V. Osobennosti razvitiya hudozhestvenno-pedagogicheskih sposobnostej studentov sredstvami narodnoj hudozhestvennoj kul&tury. Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 2 (34).

Статья поступила в редакцию 23.06.20

УДК 37.014

Tarlavsky V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military educational scientific center of air force "Air Force Academy n.a. Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Voronezh, Russia), E-mail: tvi0910@mail.ru

MECHANISM FOR IMPLEMENTING PRACTICE OF PROFESSIONAL ORIENTATION TECHNOLOGIES: BASICS, ELEMENTS, PEDAGOGICAL POSSIBILITIES. The article is dedicated to the current problem: how to technologically master the pedagogical technologies of vocational guidance (VET), what should be the mechanism for their implementation. The author conducts an analysis of scientific literature, identifies the essential basis of the concept of "implementation mechanism" and gives his wording to the "mechanism for introducing vocational education and training", while determining the principles of its development and functioning: consistency, adaptability, and pedagogical effectiveness, stages that represent a set of actions of a teacher aimed at the introduction of vocational education and training, gives them a characteristic. At the end of the article, the pedagogical possibilities of using the mechanism for introducing vocational education and training are described: controllability, focus on results, and efficiency.

В.И. Тарлаеский, канд. пед. наук, доц., Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tvi0910@mail.ru

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ е рамках научного проекта № 19-013-00267.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: как технологично освоить педагогические технологии профессиональной ориентации (ПТПО), каким должен быть механизм их внедрения. Автор на основе анализа научной литературы выделяет сущностную основу понятия «механизм внедрения» и дает авторскую формулировку «механизму внедрения ПТПО», при этом определяет принципы его разработки и функционирования: системность, адаптивность, педагогическая эффективность. В структуре механизма внедрения ПТПО автор выделяет взаимосвязанные элементы-этапы, которые представляют комплекс действий педагога, направленных на внедрение ПТПО, дает им характеристику. В заключение статьи описываются педагогические возможности использования механизма внедрения ПТПО: управляемость, ориентация на результат, эффективность.

Освоение педагогических технологий тоже должно быть технологичным. Здесь также необходимо выдерживать строгую логику, нарушение которой приводит к искажению желаемых результатов в образовании.

О.С. Гребенюк [цит. по: 1]

Сегодня в отечественной педагогической теории и практике проблема формирования эффективного механизма внедрения инноваций, в том числе и педагогических технологий профессиональной ориентации, представляет особый интерес. И прежде всего, необходимо уточнить понятие «механизм внедрения».

Пришедшее из механики понятие «механизм» (множество взаимосвязанных элементов, которые приводят в действие объект) сегодня используется не только техническими науками, но и гуманитарными (педагогика, экономика и др.), где можно встретить несколько различных подходов к рассмотрению механизмов:

• механизм - последовательность явлений, обеспечивающая развитие без дополнительных импульсов;

• механизм - взаимосвязь и взаимодействие элементов, обеспечивающих развитие объекта.

• механизм - совокупность элементов, воздействующих на развитие объекта.

Толковый словарь С.И. Ожегова рассматривает механизм как внутреннее устройство (систему звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие; система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности, значение слова внедрение рассматривается там же как использование в производстве, в практике результатов каких-нибудь исследований, экспериментов.

Используя понятие «механизм» в экономике, Балашов А.И., Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. рассматривают «корпоративный механизм внедрения инноваций как систему взаимосвязанных элементов, подчиненных достижению заданной цели» [2].

В педагогике понятие «механизм» тоже активно используется. Так, Д.А. Ко-ноплянский [3] рассматривает механизм как «междисциплинарную дефиницию, значение которой варьируется в зависимости от области применения и выделяет следующие трактовки:

• механизм - это устройство, которое обусловливает функционирование объекта педагогического воздействия, является движущей силой его развития;

• механизм - это совокупность взаимосвязанных элементов, которая обусловливает порядок реализации педагогической деятельности;

• механизм - это комплекс процессов или состояний педагогической системы, которые определяют какое-либо явление;

• механизм - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые реализуют способность объекта функционировать и развиваться» [3].

Таким образом, на основе анализа научной литературы мы выделяем сущностную основу понятия «механизм внедрения»:

1. Сущность механизма внедрения должна отражать его функциональную направленность.
2. Механизм внедрения должен обеспечить последовательную реализацию результатов исследования, эффективный результат.
3. Механизм внедрения - это система элементов, подчиненных заданной

цели.

В нашем исследовании под механизмом внедрения мы понимаем систему элементов, подчиненных заданной цели, взаимодействие которых способствует последовательному и эффективному внедрению результатов исследования в практику.

В фокусе нашего исследования «педагогическая технология профессиональной ориентации (ПТПО) - это система, компонентами которой являются дидактические составляющие профориентационного взаимодействия, проектирование и реализация которой осуществляется в целях гарантированной помощи личности в профессиональном самоопределении» [4]. Под механизмом внедрения ПТПО мы понимаем систему элементов, взаимодействие которых направле-

творческие способности художественное творчество креативность нетрадиционные техники рисования creativity artistic creation creativity non-traditional drawing techniques
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты