Спросить
Войти

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Автор: Х.Х.-М. Батчаева

правило, с созданием концепции будущего архитектурно-художественного произведения, его замысла, разработки сюжета на основе поиска новых форм в интерпретации либо имеющегося, либо когда-то «увиденного». В связи с этим создание «нового» как «нового понятия о старом предмете», т.е. нахождение «новых форм для старого содержания» [8, с. 144] находит своё отражение в архитектурном рисунке: изображающем с натуры особое её видение на основе выявления её конструктивно-технического образа (рис. 14); создаваемом по воображению (используется для конструирования (создания) новой архитектурно-пространственной среды экстерьера, интерьера (в перспективе, в аксонометрии и т.д.) (рис. 15), выполненном по представлению (воспроизводит архитектурный объект с недоступной для «обыденности» точки зрения (перспектива с «птичьего полёта», в системе отсчёта по ортогонали и т.п.) (рис. 16); воспроизводящем новизну взгляда на архитектуру будущего (рис. 17).

Рис.16.Градо-ХабаровскийсоборУспения БожьейМатери.Хабаровск. VceMecTp

Библиографическийсписок

Рис. 17. Архитектурная фантазия. VI семестр

Практика использования разных видов и типов рисунка в высшей школе показала, что акцент в подготовке бакалавра на выстраивание взаимосвязи между программными знаниями, умениями, необходимыми для овладения опытом преобразовательной деятельности в формообразовании, и возможностью рисунка влиять на их овладение путём организации мыследеятельности студента в системе «натура - мозг - рука - картинная плоскость» дает возможность обеспечить последовательность в составлении тем учебных заданий по семестрам, что позволит обновить программу дисциплины «Архитектурный рисунок», вариативный подход к реализации которой обеспечит преемственность в их освоении по годам обучения с учётом имеющегося уровня готовности к обучению рисунку упоступивших.

1. Андреев В.Н., Андреев Н.В. Два пути познания мира и значимость их использования в решении проблемы развития художественной одарённости. Мир науки, культуры, образования. 2018; №2(69): 173 - 176.
2. Андреев В.Н., Андреев Н.В. Виды рисунка и значимость их выполнения на факультете архитектуры и дизайна ТОГУ. Новые идеи нового века - 2014: материалы Х!УМеждународнойнаучнойконференции:в3т. Хабаровск:ИздательствоТихоокеанскогогосударственного университета,2014; №2:300 -306.
3. ФГОС ВОпонаправлению подготовки 07.03.01 «Архитектура»,2017. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/ 070301_B_3_29062017.pdf
4. Андреев В.Н., Андреев Н.В. Концептуализация модели бакалавра как способ совершенствования личностно-профессиональной подготовки студентов архитектурно-художественногопрофиля. Мирнауки, культуры, образования.2012;№4:142 -145.
5. Профессиональный стандарт: 10.008. Архитектор. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/10.008-arhitektor.html
6. Левитес Д.Г Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.
7. Гордон У Синектика: Развитие творческой способности. Нью-Йорк, 1961.
8. Арнхейм Р Искусствоивизуальноевосприятие. Переводс английского.Москва:Архитектура-С,2007.

References

1. Andreev V.N., Andreev N.V. Dva puti poznaniya mira i znachimost& ih ispol&zovaniya v reshenii problemy razvitiya hudozhestvennoj odarennosti. Mir nauki, kul&tury, obrazovaniya. 2018;№2 (69):173 -176.
2. Andreev V.N., Andreev N.V. Vidy risunka i znachimosf ih vypolneniya na fakul&tete arhitektury i dizajna TOGU. Novye idei novogo veka - 2014: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 3 t. Habarovsk: Izdatel&stvo Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014; № 2: 300 - 306.
3. FG0SV0ponapravleniyupodgotovki07.03.01 «Arhitektura»,2017. Availableat:http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/ 070301_B_3_29062017.pdf
4. Andreev V.N., Andreev N.V. Konceptualizaciya modeli bakalavra kak sposob sovershenstvovaniya lichnostno-professional&noj podgotovki studentov arhitekturno-hudozhestvennogo profilya. Mirnauki, kul&tury, obrazovaniya.2012;№4:142 -145.
5. Professionally] standart: 10.008. Arhitektor. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/10.008-arhitektor.html
6. LevitesD.G. Shkola dlyaprofessionalov, iliSem& urokovdlyateh, kfouch/ï.Moskva:Moskovskypsihologo-sociaïnyjinstitut;Voronezh: Izdatel&stvoNPO«MODEK», 2001.
7. GordonU. Sinektika:Razvitietvorcheskoj sposobnosti. N&yu-Jork, 1961.
8. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual&noe vospriyatie. Perevod s anglijskogo. Moskva: Arhitektura-S, 2007.

Статья поступила в редакцию 26.06.20

УДК 37.017

Batchaeva Kh.Kh.-М., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),

E-mail:halimat56@mail.ru

Urusova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: urusovazur@mail.ru

EDUCATION OF A HUMANE PERSONALITY IN THE PEDAGOGY OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS. The article deals with the current problem of educating a student&s humane personality who owns ethnic and all-Russian culture. Folk pedagogy should be integrated into the new pedagogical thinking, as it contains a lot of ideas that correspond to the modern tasks of forming a humanistic-oriented personality. The priority of the universal begins with the revival of undeservedly forgotten humanistic traditions and spiritual heritage of peoples. In modern conditions, the prospects for the development of the Russian educational system areconsideredinthecontext ofthedialecticoffamiliarizationwithnational,regional,Russianandworld cultural values.

Х.Х.-М. Батчаева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: halimat56@mail.ru

З.М. Урусова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: diana. alieva.@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания гуманной личности обучающегося, владеющего этнической и общероссийской культурой. Народная педагогика должна быть интегрирована в новое педагогическое мышление, так как содержит немало идей,соответствующих современным задачам формирования гуманистически ориентированной личности. Приоритет общечеловеческого начинается с возрождения незаслуженно забытых гуманистических традиций и духовного наследия народов. В современных условиях перспективы развития российской образовательной системы рассматриваются в контексте диалектики приобщения к национально-ральным, российским и мировым ценностям культуры. Ключевые слова: воспитание, гуманизм, личность народная педагогика, этническая культура.

Этнополитическая стратегия России в области образования способствует целенаправленному использованию элементов этнокультуры в педагогическом-процессе: важнейших государственных программных документов в области образования: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», согласно п. 1 ст. 3 которогогосудар-ственная политика и правовое регулирование отношений в сфереобразования основываются на принципе «защиты и развития этнокультурных| особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства», Федеральные государственное образовательные стандарты общего образования нового поколения.

Актуальность использования опыта народной педагогики усиливается проблемами, возникающими в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания народов. Неподготовленность к решению проблем национально-культурного возрождения, межэтнических отношений, обусловленных незнанием истории, культуры своего и других народов, в ряде регионов России способствует деформации межэтнических и межнациональных отношений, а в отдельных случаях приводит к возникновению конфликтов, проявлению национального эгоизма.

В этих условиях российские педагоги получили возможность заниматься теоретическим обоснованием путей и способов развития потенциальных способностей растущего человека, обогащением его духовного и интеллектуального потенциала, формированием опыта творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира на гуманных началах (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский и др.).

Сложный характер жизни нашего| общества предъявляет сегодня повышенные требования к личности, потому что она должна принимать оптимальные решения, совершать гуманные поступки даже в самых неожиданных,сложных ситуациях. Вот почему принцип гуманизма как основа педагогики выходит сегодня на передний план и призывает нас шире охватить и глубже вникнуть в мудрый клад исторического воспитательного опыта.

Согласно системному подходу, формирование и развитие ценностных ориентаций личности осуществляется в неразрывной связи с культурно-историческим процессом, с историей собственного этноса на основе взаимодействия личности с социальной средой. Важнейшим элементом социальной среды является этническая культура, складывающаяся под воздействием исторического развития этноса и обеспечивающая сохранение этнической ментальности, этнического характера.

«Особое значение приобретает образование, призванное творчески транслировать ценности традиционной педагогической культуры общества, личности. Подготовить личность к жизни в этом неустойчивом, динамичном и непредсказуемом мире, воспитать человечность в человеке, раскрыть его творческие силы и способности, содействовать развитию его таланта, внутренней и внешней культуры - цель образования настоящего и будущего» [1, с. 202].

Усиливающийся интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она представляет собой часть этнической культуры народа, формирующей основы этики и морали. В настоящее время, когда педагогическая наука ищет пути выхода из сложившегося ранее кризисного положения, она вновь и вновь возвращается к народным традициям. Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней общечеловеческие идеи в их национально-исторической интерпретации.

Три заповеди К.Д.Ушинского для России - из категории вечных ценностей. Во-первых, «каждый народ имеет свою характеристическую систему воспитания», во-вторых, «в душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих» и, в-третьих, «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [2]. Все, что пишет К.Д. Ушинский о народности, важно для всех народов. Он не выделяет национальности и не акцентирует внимание на национальном.

Это тем более важно в наши дни, когда в результате развития техногенной цивилизации произошло определенное игнорирование принципа народности, провозглашенного великими педагогами прошлого - Я.А. Коменским и К.Д. Ушинским, что привело к значительной утрате духовности и нравственных основ

общественного сознания, к формированию социальной общности, теряющей свою национальную определенность.

Изучение истории развития народной педагогической мысли показывает, что ее генезис определяется гуманистическим характером стихийно складывающихся в народной среде взаимоотношений. Народная педагогика олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней народных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, играх, фольклоре нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

В народной педагогике сконцентрирован весь человеческий опыт воспитания. В ней имеются ответы на многие проблемы современности.

Практически любая отрасль науки о воспитании берет свое начало в народности, поэтому не должно быть искусственного разделения между научной и народной педагогикой. По большому счету, существует лишь одна педагогика, где центральное место, наряду с другими принципами, занимает принцип народности, сутью которой является гуманность.

Вечность воспитания как наиболее устойчивая социальная категория подтверждается всем ходом исторического развития и человека, и каждого из народов. С одной стороны, без воспитания немыслимо сохранение народом исторической памяти, с другой стороны, исторические события, сведения о которых сохраняются в народной памяти, являются одним из наиболее эффективных факторов воспитательного воздействия на подрастающее поколение, независимо от быстротекущих социальных изменений. Благодаря исторической памяти реализуется универсальная социально-культурологическая и педагогическая идея преемственности как основы настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса.

Диалектическое единство национального и общечеловеческого предполагает учет национальных и индивидуальных особенностей подрастающего поколения, знание национальных традиций и специфики их влияния на личность. Формы и методы гуманистического воспитания, несмотря на объективную аналогию его содержания, имеют специфику в каждом регионе России, определяемую характером социально-экономического, культурного развития, национальным составом, спецификой обычаев, традиций народов и наций. Поэтому научная теория гуманистического воспитания лишь тогда станет эффективным средством формирования личности воспитанника, когда ее идеи будут сочетаться с гуманистическими идеями народной педагогики, когда в ней будут отражены знания и опыт народа, народное педагогическое творчество.

Изучение истории развития народной педагогической мысли показывает, что ее генезис определяется гуманистическим характером стихийно складывающихся в народной среде взаимоотношений. Народная педагогика олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней народных обычаях,традициях, праздниках, обрядах, играх, фольклоре нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

Гуманистическим воспитательным потенциалом отличается и этнопедаго-гическая культура народов Северного Кавказа.

Северный Кавказ - уникальный в этнокультурном, этносоциальном плане регион современной России. Его специфика заключается в его полиэтничности и размытости этнических ареалов, взаимодействии разных цивилизационных и этнокультурных типов,менталитетов,модернизма и традиционализма. Особенности жизни выработали у народов этого региона специфические динамические стереотипы этнического поведения.

В связи с этим возникает необходимость обоснования новых педагогических подходов к усвоению социальных норм и ценностей традиционными средствами народной педагогики, гармоничного сочетания инновационного и традиционного в организации педагогически направленного воспитания гуманистически ориентированной личности учащегося.

Позитивных гуманистических общечеловеческих ценностей у всех народов больше, чем негативных. Каждый отдельно взятый народ вносит самобытную лепту в мировую цивилизацию и имеет свою нишу в сфере человеческих отношений.

«Будь человеком! - такое короткое, но ёмкое требование выдвигалось перед ребёнком, как только он начинал понимать смысл жизни. Под словом «человек», «человечность» горцы подразумевали и подразумевают носителя определённого кодекса морали и этики поведения в обществе и быту. Значение этого кодекса не является привилегией кого-либо - его должен постичь каждый, ибо без знаний этих правил невозможно жить в горах - такова первосуть представлений человека гор о чести, человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, народом, родом, аулом» [3, с. 11]. Более того, слово «человек» у горских народов внесено в корень таких нравственных понятий, как «гуманность», «порядочность», «человечный».

Суть горского воспитания выразил и народный поэт Дагестана Р. Гамзатов:

• «Горец клянётся: «Человеком родился - Человеком умру!»;

• Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;

• Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»;

• Осуждение горцев: «Не тратьте на него слово. Он же не человек»;

• Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека» [4, с. 247].

Бгажноков Б.Х. отмечает, что «...человечность - система позитивных, объединяющих чувств и реакций. Во всём мире она ассоциируется с любовью, состраданием, пониманием,... Но, пожалуй, прежде всего с любовью как наиболее полным и точным выражением полноценной внутренней связи между людьми» [5, с. 98].

Многолетний опыт изучения этнопедагогики горских народов позволяет нам сделать вывод, что главная задача горского воспитания - воспитание человечности в человеке. Человечность - первая заповедь и характерная черта горцев Северного Кавказа. В их представлении человек - это не просто название, но и звание, притом звание высокое, и добиться его непросто.

«Свои педагогические понятия народ назвал «Закон гор». Это - верность и любовь к родине, к родному очагу, человечность, благородство, чуткость, деликатность, честность, мужество, гостеприимство, трудолюбие и т.д.» [6, с. 12].

Гуманистическое воспитание в горской педагогике включало в себя такие традиции отношений к людям, как любовь и заботливое отношение к детям, уважение к старшим, к женщине, к человеку труда, гостеприимство, вежливость, скромность и т.д. Все эти традиции возникали и крепли, проходя проверку массового опыта, в течение веков входили в жизнь народа, глубоко проникали в сознание и психологию людей, стали неотъемлемой частью культуры народа, его самосознания.

Суть гуманизма любой нации, какое бы положение она ни занимала в мировой истории, заключается в достижении общности человечества. Взаимная любовь, социальная справедливость, святое право каждого члена общества на жизнь, свободу и человеческое достоинство,нераздельность смысла и целей существования любого народа, свобода от своекорыстия личности и от нациоБиблиографический список

нального эгоизма - все это относится к любой национальной культуре народов России.

Для этнического самосознания горских народов характерны свои символы и ценности, проверенные временем. Особенностью традиционных педагогических культур народов Северного Кавказа, например, являются гуманное отношение к ребенку, женщине, гостеприимство, почитание родителей, уважительное отношение к старшим и др.

Формирование гуманистических идеалов, и прежде всего, отношения к человеку как ценности является одной из главных задач современого воспитания.

От ориентации системы образования на этническую культуру как инте-гративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса гуманистических ценностей.

Современная общеобразовательная школа нуждается во внедрении этнокультурного компонента в обучение и воспитание школьников.

Ведь благодаря такому подходу происходит приобщение детей к ценностям культуры, а также создаются условия для формирования личности, владеющей этнической, общероссийской и мировой культурами.

Анализ реальной практики и результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что современный педагог не оправдывает ожиданий общества в плане реализации им этнокультурологических функций. Значительная часть педагогов не владеет полным объемом информации по эт-нопедагогике, не умеет использовать ее богатейший педагогический потенциал, не имеет навыков использования этнопедагогического материала в современном воспитательно-образовательном процессе.

Отсутствие этнокультурологической составляющей в мировоззренческой позиции педагога в современных социокультурных условиях представляется довольно пагубным фактором для будущего нашей страны.

Регионализация, связанная с разграничением полномочий федерального и регионального уровней системы образования с сохранением единого образовательного пространства, способствовала появлению различных концепций подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработанных С.Г Вершлов-ским, В.Г Воронцовой, И.А. Колесниковой и др.

Смещение исследовательских акцентов в область региональных систем педагогического образования требует создания и обоснования прогностических моделей вузовской (и послевузовской) подготовки учителя, а также их апробации в реальном процессе его профессионального становления в специфических регионально-этнокультурных условиях.

В заключение отметим, что, только поднявшись на вершину своей культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, усвоить общемировую культуру. Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством системы образования. Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов должна стать главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности.

1. Батчаева Х.Х.-М. Духовно-нравственное воспитание личности el современных социокультурных условиях: сборник научных трудов АН ЧР 2018; № 6: 201 - 207.
2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1998; Т.1.
3. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.
4. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: Дагиздат, 1985.
5. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
6. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике: монография. Карачаевск: КЧГПУ 2001. References
1. Batchaeva H.H.-M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti vsovremennyh sociokul&turnyh usloviyah: sbornik nauchnyh trudov AN ChR. 2018; № 6: 201 - 207.
2. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1998; T.1.
3. Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika: Slovesnye sredstva vospitaniya. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1984.
4. Gamzatov R. Moj Dagestan. Mahachkala: Dagizdat, 1985.
5. Bgazhnokov B.H. Adygskij &etiket. Nal&chik, 1978.
6. Batchaeva H.H.-M. Nravstvennoe vospitanie v karachaevskojnarodnojpedagogike: monografiya. Karachaevsk: KChGPU, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.06.20

УДК 378

Baharloo H., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language, Faculty of Humanities, Tarbiat modares University (Tehran, Iran), E-mail: baharioo@modares.ac.ir Dastamooz S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Faculty of Literature, Alzahra University (Tehran, Iran), E-mail: s.dastamooz@alzahra.ac.ir

Shirazi A., MA student (Russian language teaching), Department of Russian Language, Faculty of Humanities, Tarbiat modares University (Tehran, Iran), E-mail: azam_shirazi@modares.ac.ir

ANALYSIS OF IRANIAN STUDENTS& ERRORS IN EXPRESSING THE RUSSIAN INTERROGATIVE SENTENCES WITH INTONATION CONSTRUCTION 2.

Any language speaker is able to transfer his thoughts or to add additional meaning of what he wants to say and uses a variety of means and tools, including lexical, grammatical, morphological, and phonetic. This research work is dedicated to analyze of Iranian students& errors in expressing the Russian interrogative sentences intonation with IC-2 .The analysis is based on the instrumental method and has done with the Praat software. The research results show that the complexity of the structure as an intralingual factor can have a negative effect on the correctness of intonation. This is evidenced by the fact that in constructions with polysyllabic

воспитание гуманизм личность народная педагогика этническая культура
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты