5. Володин A.A., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014; № 2: 143 - 152.
References
Статья поступила в редакцию 29.06.20
УДК 378
Andreev V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Architecture and Design, Pacific National University (Khabarovsk, Russia),
Е-mail: victorandreev@mail.ru
ASPECTS OF UPDATING THE CONTENTS OF THE PROGRAM "ARCHITECTURAL DRAWING" AND ITS METHODICAL SUPPORT. In the face of a decrease in the level of pre-professional preparedness for those entering higher education, which provides for the necessary knowledge and skills of children, in particular for training in the bachelor&s degree in Architecture and Design of the Architectural Environment; the increase in the share of students& independent work in these areas in the educational process, as well as the importance of developing their skills of rational concentration of essential forces for the fulfillment of certain educational tasks in the disciplines indicated in the main professional educational program, the problem of updating the content of work programs of disciplines and developing their methodological accompaniment, which would take into account both the realities of today&s readiness for the training of applicants, and the organization and x training aimed at solving professional problems in the context of the introduction of federal standard. The author of the article sees the need to solve this problem when updating the programs of disciplines, in particular according to the architectural drawing, to determine the relationship between the transformative activity in shaping using different types of drawing and their significance in the development of certain processes of students &mental activity.
В.Н. Андреев, канд. пед. наук, доц., Институт архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск,
E-mail: victorandreev@mail.ru
АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК» И ЕЁ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В условиях снижения уровня предпрофессиональной подготовленности поступающих в высшую школу, предусматривающей наличие необходимых знаний, умений у детей, в частности для обучения по направлениям бакалавриата «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»; увеличения доли самостоятельной работы студентов данных направлений в учебном процессе, а также значимость формирования у них навыков рациональной концентрации сущностных сил для выполнения определённых учебных заданий по дисциплинам, обозначенным в основной профессиональной образовательной программе, актуальной становится проблема такого обновления содержания рабочих программ дисциплин и разработки методического их сопровождения, которое учитывало бы как реалии сегодняшней готовности к обучению поступивших студентов, так и организацию их подготовки, направленной на решение профессиональных задач в условиях введения ФГОС ВО (3++). Решение этой проблемы автор статьи видит в необходимости при обновлении программ дисциплин, в частности по архитектурному рисунку, определить взаимосвязь между преобразовательной деятельностью в формообразовании с использованием разных видов рисунка и их значимостью в развитии определённых процессов мыследеятельности студентов.
На протяжении ряда лет приходится наблюдать, как снижается уровень подготовленности детей, поступающих в вузы на архитектурно-художественные направления. Анализ этой тенденции сквозь призмуимеющегося опыта работы в области общего и дополнительного образования (на разных его ступенях) позволяет как у поступающих, так и у постеивмих связотяимяющий- у нихипьгг графической работы в области рисунка с недостаточным следованиемп°зях обучении (в студии, художественной школе) программным требованиям, приближённым к требованиям формооббавоыанаявнзябяазителынбминквсстве на основе анализа натуры, выявления её конструкции на картинной плоскости, что отчасти демонстрируется при выптшенаи тыорчесвого экзамен а пы битуыое, проводимого в вузе. Отсутствие этих требований (или неследование им) в обучении детей ставит под вопрос в профессиональной подготовке реализацию идей непрерывного образования и р-зви-ые-ожественной одарённттте[1], которые невозможно осуществить без «ликвидации» у поступивших имеющегося «разрыва» между их готовностью к обучению рисунку и скорейшим обретвнмем ими опыта, необходимого для качественного использования рисунка в формообразовании и графической подачи проектных идей [2], что делает актуальной проблему обновления содержания как самой программы дисциплины, так и её методического сопровождения в и без того «сложных» условиях нововведений. А именно - в условиях введения новых стандартов (3++) и сокращения объёма часов в предметных областях, в частности рисунка, на освоение которого в институте архитектуры и дизайна ТОГУ для первого курса в первом семестре отводится 2 часа при проведении занятия один раз в две недели, а со 2 по 6 семестр - 2 часа в неделю.
Между тем нужно осознавать, что изменение ситуации, порождённой наличием «разрыва» между готовностью ребёнка к обучению в архитектурном вузе и возросшими притязаниями к профессиональной подготовке, лежит в плоскости организации его мыследеятельности в системе «натура - мозг - рука - картинная плоскость». Деятельности, связанной с поиском образца для «подражания», познанием и преобразованием натуры как основы формообразования, что, в принципе, соотносимо с главной целью использования рисунка в вузе - подготовить обучающегося к мыслительной деятельности в создании «второй эстетической реальности», способной преобразить действительность, наделяя её новой образностью, отражённой в художественно-творческих проектах, путём изображения объектов и среды на плоскости. Следояаыие этой цешпобрдатт необходимость ориентироваться в профессиональной подготовке студента на формирование у него способности адекватно изображать на картинной плоскости целостность воспринимаемой (и задуманной) сложной формы с учётом анализа составных её частей, что, в свою очередь, возможно лишь п и наличии навыков аналитического мышления, способности передавать конструктивно-пространственно-объёмные характеристики предмета и понятия того, как образуется сама форма. Необходимость ориентироваться на изложенную позицию фокусирует представление о предназначении рисунка в условиях повышенных требований вводимых новых стандартов - овладение системой построения художественной формы (с использованием образа и знака), в которой изучение средств изображения выступает её составной частью, ибо в профессиональной подготовке рисунок являет собой и средство графической подачи идеи проекта, и этап в создании самой идеи от её зарождения до кристаллизации.
Взгляд на рисунок как на средство «выведения» студента на необходимый уровень его мыслительных аналитических и преобразовательных действий (в системе построения художественной формы), ориентированных в соответствии с ФГОС ВО 07.03.01 на формирование художественно-графической компетенции, связанной со способностью «представлять проектные решения с использованием традиционных и новейших технических средств изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объёмно-пространственного мышления» [3], требует при обновлении содержания программы по архитектурному рисунку переосмысления сути его знаниевого компонента, с тем чтобы чётко себе представить, какие учебные задания до ры^нкуи взаяом тбъмме способны влиять на формирование и развитие познавательной и преобразовательной деятельности (тех или иных мыслительных операций, соотносимых с показателями фонда оценочных средств (ФОС), компонентами модели бакалавра архитектурно-художественного профиля [4], видами трудовой функции, обозначенными в профессиональном стандарте [5]).
Предназначение рисунка в вузе, рассматриваемого сквозь призму осмысления его знаниевого компонента (содержания образования в рамках компетент-ностного подхода), ориентированного на решение профессиональных задач (где, следуя Д.Г Левитесу [6], значимыми становятся не столько сами знания, сколько опыт движения к овладению необходимых знаний, опыт обретения умений, опыт реализации себя в творческой и художественно-проектной деятельности, опыт использования в художественной деятельности эмоционально-ценностных отношений), определило актуальным в подготовке бакалавра средствами рисунка делать акцент на обретение студентом [5]:
знаний:
- изображения архитектурной формы на основе существующих закономерностях визуального восприятия архитектуры и понятия архитектурной композиции; выбора методов наглядного изображения архитектурной формы и пространства на картинной плоскости; особенностей графического способа изображения авторского архитектурного замысла на картинной плоскости; возможностей использования графических приёмов в раскрытии творческого архитектурно-художественного замысла;
тммшй
- художественно-графически изображать на картинной плоскости замысел напсневе орхияеитттсоВковцелции;выРирнть и примеыяеи оптзмальяые фор-ыыиоеиодыязиб^же нпя арбиоектурнощ фо[мы и промо|зансавя нь карткнно6 плоскости.
Аирямь на икеуап х никте ыбтееезие укавахнын атсхва зтаениИсьерсеваои архитектурного рисунка делает обязательным в обновлении программы выстро-ять язяымасиязы ваидр знтниаюи, именаимзи птедиан намеаыем ирзаанкезых в вузе видов рисунка с тем, чтобы выявить содержательную суть тем заданий и определить объём аудиторной и самостоятельной работы на их выполнение с учётом зеобхмдимосте:
Рис. 2. Улица в Твери. IV семестр
Рис. 4. Анализ формы.Усеместр
Рис. 5. Изображение упрощённого пространства в натурной постановке: р - ооекостное, б - рельеныое. II семестр
Формированию объёмно-пространственных представлений архитектурной фррмы иеееды рггассбстсуетеиронек ареигсогуры, пессроенег) еезар-нар линейной и воздушной перспективы, в котором ставятся задачи решения как архитектурных объёмов сооружения в городской среде (рис. 6), поиска соотношений
глубины пространства (рис. 7), так и его разноплановость (рис. 8, 9). Основой этих рисунков выступает светотень, используемая с приёмом контрастного сопоставления чёткой формы объектов, находящихся на переднем плане, с лёгкими полутонами дальних планов.
Рис. 7. Улица. Хабаровск. IV семестр
■ш • -а»
ШМ f ^
Рис. 8. Вид города Хабаровска. IV семестр
Рис.б.Дом Плюснина. ХабаровскЛсеместр
Рис. 9. Площадь. Хабаровск. IV семестр
Рис.Ю.Ваудитории рисунка.1 11 семестр
Рис. 11. Натюрморт. II семестр
Вообще проблемаобретения опыта моделировкиформы является цен-тр^а^ь^ной в системе подготовкиЛлкалаврасредствами рисунка, а потому формирование понятия, как образуется форма, осуществляется с использованием натурлыхаосоаажвоп, гипсовыб слеакет и скдуьатуы, изображением фегува1 ве-ловека и архитектурных объектов.
нтжьтев преобоазовательной дмяеелтности н^б^ть| на карвинвой плоектсти спведениыдсоздлвжемемк игжУааоению определённой образнысва.фтнлкывеось на тмщелававекии теуа Ылеогжс поомессов, соуутотзз-ющих акпутбоатества, (неизвестнегоетыуебв> в«заакФмое»блележатовшелизвлетужмкзбеко1еымктжя сыбя в«уезаакомуе»лтя других (Т. Гжртун) >7], и вдзмсжнасва ы использования в фо,м оулнааевтбивупомбщ
лачсской, фантаутичеутуй)азеаениитуузчеуких(преуТ|пазувателстых)зсдау, мы видим необходимым задействовать в изобразительной деятельности рисунок исторической реконструкции (рис. 12), декоративный (рис. 13), придающий изображению условно-декоративную, фант зийную образность.
Рис. 13. Мир природы. VI семзсср
б.Обретенияопытараскрытия иуткррхитектурнойиреинб уснувепуутре-етия хааФжевтееавутЖгалмы у ижпеывзевания разных способов её изображения. Процесс определения и раскрытия сути архитектурной идеи в рисунке связан, как
Рис.14.Краеведческиймузей.Хабаровск^1семестр
Рис.12.Набережная ТвериXIXвека.Vсеместр
Рис. 15. Идиллия. VI семестр
правило, с созданием концепции будущего архитектурно-художественного произведения, его замысла, разработки сюжета на основе поиска новых форм в интерпретации либо имеющегося, либо когда-то «увиденного». В связи с этим создание «нового» как «нового понятия о старом предмете», т.е. нахождение «новых форм для старого содержания» [8, с. 144] находит своё отражение в архитектурном рисунке: изображающем с натуры особое её видение на основе выявления её конструктивно-технического образа (рис. 14); создаваемом по воображению (используется для конструирования (создания) новой архитектурно-пространственной среды экстерьера, интерьера (в перспективе, в аксонометрии и т.д.) (рис. 15), выполненном по представлению (воспроизводит архитектурный объект с недоступной для «обыденности» точки зрения (перспектива с «птичьего полёта», в системе отсчёта по ортогонали и т.п.) (рис. 16); воспроизводящем новизну взгляда на архитектуру будущего (рис. 17).
Рис.16.Градо-ХабаровскийсоборУспения БожьейМатери.Хабаровск. VceMecTp
Библиографическийсписок
Рис. 17. Архитектурная фантазия. VI семестр
Практика использования разных видов и типов рисунка в высшей школе показала, что акцент в подготовке бакалавра на выстраивание взаимосвязи между программными знаниями, умениями, необходимыми для овладения опытом преобразовательной деятельности в формообразовании, и возможностью рисунка влиять на их овладение путём организации мыследеятельности студента в системе «натура - мозг - рука - картинная плоскость» дает возможность обеспечить последовательность в составлении тем учебных заданий по семестрам, что позволит обновить программу дисциплины «Архитектурный рисунок», вариативный подход к реализации которой обеспечит преемственность в их освоении по годам обучения с учётом имеющегося уровня готовности к обучению рисунку упоступивших.
References
Статья поступила в редакцию 26.06.20
УДК 37.017
Batchaeva Kh.Kh.-М., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),
E-mail:halimat56@mail.ru
Urusova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),
E-mail: urusovazur@mail.ru
EDUCATION OF A HUMANE PERSONALITY IN THE PEDAGOGY OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS. The article deals with the current problem of educating a student&s humane personality who owns ethnic and all-Russian culture. Folk pedagogy should be integrated into the new pedagogical thinking, as it contains a lot of ideas that correspond to the modern tasks of forming a humanistic-oriented personality. The priority of the universal begins with the revival of undeservedly forgotten humanistic traditions and spiritual heritage of peoples. In modern conditions, the prospects for the development of the Russian educational system areconsideredinthecontext ofthedialecticoffamiliarizationwithnational,regional,Russianandworld cultural values.