Спросить
Войти
Категория: Психология

ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Автор: Баксанский О.Е.

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 17.026.4

ББК: 87 524 81 Психологические науки

Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе.

© О.Е. Баксанский, А.В. Скоробогатова

1/л Баксанский О. Е. - профессор РАН, ведущий научный сотрудник, д.ф.н., профессор,

ФГБОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова Минздрава России (РНИМУ им. Н.И.Пирогова). E-mail: obucks@mail.ru

Адрес: ул. Островитянова, 1, Москва, 117997, Российская Федерация.

Скоробогатова А.В. - аспирант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

Адрес: ул. Малая Пироговская, 1/1, Москва, 119435, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Постижение смысла своего существования - это главная и значимая задача человечества, которая волнует его с давних времен. Для молодежи вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны, ибо приходит понимание жизни не как серию случайных разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл. Задаваясь вопросом о смысле жизни, молодой человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. В молодости происходит осуществление выработки ценностей, ценностных ориентаций, жизненных планов, утверждается самостоятельность, то настраивает личность на поиск жизненного смысла, направленного на будущее. Вопрос о смысле жизни в молодости часто видится как план, который следует осуществить в ближайшее время.

№4 (19) 2019

www.j-chr.com Ключевые слова: картина мира, смысл жизни, образование,

когнитивная наука, жизненный план.

Постижение смысла своего существования - это главная и значимая задача человечества, которая волнует его с давних времен. Еще философы древности полагали найти ее решение в осмыслении законов мироздания, а также места человека в нем (Зенон, Сократ и Платон). Теологи, в свою очередь, стремились находить жизненные цели в вере (Бернар Клеровский либо Августин Блаженный). Определенный призыв к интроспективному наблюдению, как к некому единственно возможному пути познания внутреннего мира были озвучены в работах Мена де Бирака и Б.Паскаля, которые разделяли познание окружающей действительности и самопознание [5].

Кьеркегор, представитель датской идеалистической философии, описывал три стадии саморазвития, а именно: этическую, эстетическую и религиозную, на пути к пониманию смысла своего существования. Философ также указывал на тот факт, что далеко не каждый человек может постичь смысл своей жизни [6].

Похожей была теория Э. Гуссерля, который говорил о методе уяснения смысловых полей, как интуитивного усмотрения идеальных феноменов, которые обладают непосредственной достоверностью. Поясним, жизненные ценности согласно автору, могут характеризоваться точной универсальностью, теоретически, доступной многим, но, достижение будет носить индивидуальный характер, а также происходит на разных этапах жизненного пути [Цит. по: 25].

Развитие учений о смысле жизни начало ставить вопросы о важности жизни в целом. Например, А. Камю рассматривал возможности самоубийства, как главной философской проблемой, которая звучала таким образом: быть либо не быть в ситуации, когда и страшно, и абсурдно, и скучно? Огромное большинство людей разрешают такую проблему в пользу «быть» создавая при этом определенную линию жизни, которая подчиняет себе поступки и поведение данного человека.

В ходе размышления над дилеммой

смерти и жизни, человек способен выработать индивидуальное отношение к данным категориям, и либо присоединяется к точной культуре человеческого сообщества, пытаясь найти в ней место (как писал К. Маркс), либо отстаивает собственную индивидуальность, как писал В.С. Соловьев [17].

После ответа на главный вопрос существования в пользу бытия, любая личность способна сама сделать свой выбор дальнейшего пути развития, как правило, отдав предпочтение либо дороге утешения, которая предлагается сторонниками религиозных взглядов ( Н.А. Бердяев, К.Ясперс, Г.О.Марсель), либо непрерывного совершенствования собственного тела и духа (А. Камю, М. Мерло-Понти). Но стоит отметить, что признав свободу выбора, человек автоматически берет на себя ответственность за принимаемые решения [26].

Далее, гораздо более новое звучание проблемы поиска смысла жизни получила в психологических исследованиях. В отличие от философских взглядов, которые описывали тенденции свойственные человечеству в целом, психологи начали задаваться целью, помогать каждому отдельному индивиду в решении проблемы обретения смысла. Ответственность и свобода, как психологические феномены, легли в основу создания формулы успеха

В рамках нашего исследования важно рассмотреть взгляды зарубежных исследователей. Так, американский психолог М. Рокич в своих трудах изучал проблематику ценностных ориентаций. Автор представлял систему ценностей личности, как некую иерархию ее убеждений, а также полагал, что ценность - это устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения либо конечная цель существования будет лучше с социальной, либо личной точки зрения.

Согласно мнению Рокича, убеждения могут обладать несколькими определяющими компонентами, а именно: аффективным, когнитивным и поведенческим. Поведенческий компонент

11
12

включает в себя выбор тех средств, помогающих человеку достигать поставленной цели, отражаясь на манере и стиле поведения.

Когнитивный компонент - это выбор целей, предпочитаемые личностью, для определения собственных жизненных ориентиров, а аффективный компонент - это эмоциональные реакции, которые выражаются в негативных либо позитивных переживаниях личности, при ее взаимодействии с другими людьми либо обществом, при выполнении некой деятельности [8].

Отдельно М. Рокич выделил два вида ценностей: терминальные и инструментальные. Согласно его мнению, терминальные ценности могут быть представлены в виде глобальных человеческих ценностей, направленностях и личностных смыслах, а инструментальные ценности, в свою очередь, представлены средствами, используемыми человеком для достижения собственных жизненных целей. Мы ввели для исследования первым делом М. Рокича, так как его главной заслугой является попытка определить ценности, которые смогли бы стать общими для всего человечества, однако они имели бы различную степень выраженности, в зависимости от индивидуальных особенностей любой личности [26].

Первой системой практической психологии, которая обратилась к понятие личностного смысла для поведения человека был психоанализ. В трудах З.Фрейда впервые можно обнаружить понятие смысла, которое было включено в ряд объяснительных понятий научной психологии. Но тут, Д.А. Леонтьев делал оговорку касательно «двух теорий» Фрейда, то есть клинической теории, а также метапсихологии, согласованность между которыми определяла желать лучшего. З. Фрейд разработал таксономию личностных смыслов, но при этом о личностном смысле он высказался, как: «..когда кто-то постоянно думает о смысле жизни, он болен. Философские рассуждения по поводу смысла жизни - это благоприятная форма сублимации». Но постепенно развивающаяся метапсихологическая теория психоанализа вступила в противоречие с разъяснениями в терминах смыслов, заместив его трактовкой в терминах сил, энергией, физических аналогий и механизмов [9].

Данную ситуацию «двух теорий» весьма верно описал П. Рикер, где он отмечал, что с одной стороны Фрейд создал теорию интерпретации в противовес биологизму и физикализму, которые господствовали в психологии. Интерпретация целиком принадлежит сфере смысла, содержа в себе отношения силы, такие как возврат вытесненного и вытеснение, только как отношения смысла (маскировка, цензура, сгущение и перемещение), только ничто так не требуется от автора, как преодолеть ослепленность фактом и признать универсум смысла. Однако Фрейд продолжает вписывать все сделанным им открытия в рамки позитивизма [28].

Первое альтернативное, касательно фрейдовского понимания личностного смысла, было предложено А. Адлером, где он связал поведенческие смыслы со смыслом жизни всей личности, а также ее жизненным стилем и планом. Смысл жизни у А. Адлера является первичным касательно смысла отдельных действий, так как он связывает смысл жизни с представлениями о трех фундаментальных жизненных проблемах, которые вытекают их трех аспектов бытия человека, а именно:

- факт жизни на Земле, который порождает проблемы труда и профессионального самоопределения;

- факт жизни человека в общества, который порождает проблему межличностных отношений, дружбы и кооперации;

- факт существования двух полов, который порождает проблему любви и брака.

Смысл жизни, согласно А. Адлеру — это определенному данными тремся связями понятие, где верное решение данных проблем помогает обрести личностный смысл [27].

Близкие ко взглядам А. Адлера содержаться в трудах К. Юнга, который

неоднократно обращался к проблеме личностного смыла, хотя данное понятие не являлось предметом его систематического анализа. К. Юнг выдвинул положение о том, что люди стоят перед задачей найти смысл, за счет которого они могут жить. Личностный смысл связан только с постановкой культурных или духовных целей, стремление к которым - это важное условие душевного здоровья [10].

Центральным понятием личности в работах американского психолога. К. Роджерса является самость. К. Роджерс понимает самость, как «организованную, подвижную, но последовательную концептуальную модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я», или самого себя, и вместе с тем систему ценностей, применяемых к этому понятию». По мнению американского психолога, самость формируется не только под воздействием индивидуальных особенностей личности, но и путем заимствования общественных ценностей. Заимствованные ценности очень часто воспринимаются человеком, как свои собственные. Самость, как считает К. Роджерс, является ядром личности и представляет собой подвижную модель взаимовосприятия, оценки своих собственных чувств и поступков, хранилищем ценностных ориентаций. Таким образом, К. Роджерс понимает самость, не как застывшую структуру личности, а как постоянно изменяющуюся. Главной направленностью личности, по К. Роджерсу, является стремление к самоактуализации, благодаря которой, человек реализует свой сущностный потенциал. Другими словами, главным смыслом и ориентиром личности является ее стремление к росту и развитию своих человеческих возможностей. Сущность человека, определяется К. Роджерсом, как изначально добрая. Таким образом, человек в своем поведении, в своей жизнедеятельности изначально направлен на совершение добрых поступков, на любовь к «ближнему» и на созидание, и творческую деятельность [23].

Важно отметить А. Маслоу, который занимался рассмотрением проблемы ценностей в психологии гуманизма.

Согласно его теории, основным мотивом человеческой деятельности будет выступать стремление к самоактуализации. Также, автор в своих трудах, критикует положение о том, что основной целью человека будет являться стремление обрести гомеостаз, то есть стремление к тому, чтобы снять напряжение, которое вызванное инстинктивными желаниями. Маслоу полагал, что человек напротив склонен к гетеростазу, то есть к поиску способов развития своих талантов и способностей, при условии, что базовые его потребности (согласно пирамиде Маслоу) будут удовлетворены [3].

Автор говорил, что высшие ценности, а также потребности личности непосредственно связаны с низшими. В своем труде «Психология Бытия» он разделял ценности на бытийные и дефицитные. К бытийным А. Маслоу относил совершенство, целостность, красоту, уникальность, самодостаточность, а к дефицитным -покой, мир, сон, безопасность и отдых. Основной мыслью в его учении является то, что каждая личность должна стремиться к самоактуализации, то есть к реализации собственного уникального внутреннего потенциала в творчестве, любви либо труде. Достичь такой цели может только та личность, которая является независимой от своих естественных потребностей и социальной обусловленности [11].

Так, В. Франкл, являясь классиком в области изучения смысловой сферы личности говорил, что направленность на смысл и ориентация на дело - это главные факторы душевного здоровья.

Обсуждая возможности нахождения смысла своего существования, автор указывал на многообразие вариантов, которые существовали для каждой определенной личности: смысл, опираясь на его концепцию, может быть найден в любви, работе, неудачах либо в понимании конечности собственного существования. Уникальные смыслы индивидуальных ситуаций - это основа саморазвития, а также самоактуализации человека и основа его индивидуальности. Уникальный выбор способа реализации собственного

13
14

смысла опирается на совесть индивида, которая связана с общечеловеческими ценностями, сформированными Фран-клом как ценности переживания, творчества и отношений.

В. Франкл подчеркивал важность факта соблюдения моральных и нравственных норм общества ля адекватного построения смысложизенных ориента-ций любого человека.

Так, С. Мадди. Автор концепции жизнестойкости, определял интегральную личностную черту, которая ответственна за успешность преодоления человеком жизненных трудностей, включал в нее: вовлеченность в ход жизни, уверенность в подконтрольности серьезных событий собственной жизни и готовность проявлять контроль [12].

Теория закономерность развития смысловой сферы личности, несмотря на свое богатство, объединяется в положение о зависимости процесса целеполагания степени цивилизованности и просвещенности социума. Условно можно в данной теории выделить три группы:

- те, что определяют ценностные ориентации общества, как основу для создания смысложизенных ориентаций определенной личности;

- те, что рассматриваются в качестве самых существенных для хода целе-полагания отдельно значимых для личности ситуаций;

- утверждающие возможности создания смысла жизни личностью независимо от внешних обстоятельств [17].

В. Э. Чудновский говорил о смысле жизни, как об идее, которая содержит в себе конкретную цель, присвоенную человеком, а также ставшей для него ценностью высокого порядка. В большинстве случаев, смысл жизни определяется желанием индивида найти компромисс между собственными желаниями и объективными ценностями мира. Автор определял смысловую структуру, как некую иерархию больших и малых смыслов, а также подчеркивал амплитуду - от примитивного стремления выжить до способности подниматься к вершинам подвигов и самопожертвований. Идеи многоуровнево-сти и многомерности смысложизненных ориентаций описывались в работах Е. З. Васиной и А.Г. Асмоловым, которые рассматривали общественные ценности как самый общий и базовый пласт смысложи-зенных ориентаций личности, на котором уже происходит надстройка актуальных и личностных смысловых содержаний [2].

Личность, как главный фактор создания смысложизенных ориентаций, рассматривали представители концепции «Я-мир». Основоположник данной концепции Дж. Бюдженталь говорил, что баланс элементов конструкта « Я и мир», оказывающий мощнейшее воздействие на процесс целеполагания, может создавать для личности способы восприятия и переработки информации, которая поступает из окружающей среды. Непосредственно смысл - так называемое внутренне зрение - позволяет понять, в какой степени человек подчинился абстрактным нормам и правилам в противовес внутренней природе [13].

Далее, психологический смысл жизни личности, согласно мнению К.А. Абульхановой - Славской, задается тем, что человек, находясь при этом наедине с собственной жизнью, может определиться в выборе жизненного пути, так как ориентированный на нравственные и моральные требования общества, смысл может расширять число задач, которые человек ставит перед собой независимо от требований и внешних раздражений [27].

На самом высшем уровне собственного развития, личность может самоопределиться по отношению к ходу жизни в общем, а также происходят оценки меры достигнутого и реальных результатов в соответствии с существенным для личности критериями.

А.Н. Леонтьев, описывал в своих трудах «задачу на смысл», которая состояла в том, чтобы по ситуации и эмоциям происходило восстановление реального смысла, которые воплощал бы жизненные отношения, в ходе развития данной идеи, автор рассматривал смысл - как некий элемент системы отношений

человека и мира, а также указывал на то, что несмотря на индивидуально-специфические черты, большинство жизненных отношений совпадают у больших групп людей в меру общности объективных характеристик [15].

Смысловая сфера личности может быть определена общей направленностью жизни субъекта как целого, обеспечивая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности во всех ее аспектах. Истинный смысл жизни человека будет определяться по объективным направлениям жизни, который репрезентуется как адекватное переживание интенцио-нальной направленности своей жизни. В ходе характеристики смысла жизни, как обобщенной и стержневой динамически смысловой системы (ДСС), Леонтьев определял ее как « относительно устойчивую, а также автономно иерархически организованную систему, которая включает в себя ряд разно уровневых смысловых структур, функционируя при этом, как единое целое [20].

Помимо вышеперечисленных авторов, проблемами смыслжизенных ориен-таций занимался выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн, который в ходе рассмотрения ценностей личности писал, что они производны от соотношения человека и мира, выражая при этом то, что в мире, включая и то, что создает человек в ходе истории, значимо для человека. Другими словами, автор подчеркивал значимость субъективного отношения к миру, а также его преобразующей деятельности. Рубинштейн полагал, что смысложизен-ные ориентации могут характеризовать субъект - как личность.

Исходя из этого можно сказать, что С. Л. Рубинштейн и другие отечественные психологи могут связывать личность с высшими нравственным, этическими и ценностными ценностями. Если рассматривать смысложизенные ориентации с точки зрения субъектно-деятельностно-го подхода, то процесс становления личности будет происходить в прямой связи деятельности окружающего мира и субъекта. Только совершенствуя и преобразуя

окружающий мир, личность может стать исследователем субъективной реальности [21].

В.С. Мухина также определяла понятие смысла жизни, как психологический способ переживания жизни в ходе ее осуществления. Согласно ее учению, смысл жизни - это не только будущее, либо жизненная цель, но и постоянное ее осуществление. Исходя из этого, в процессе достижения поставленных целей, человек не утрачивает смысл, а только усиливает его [19].

Таким образом, можно отметить, что единого, общего взгляда на понятие «смысл жизни» среди психологов, как отечественных, так и зарубежных, не прослеживается. Однако проведенный выше обзор психологической литературы показывает, что в процессе психического развития человека происходит иерархизация смыслов, возникает рефлексия, складывается обобщенное отношение к жизни, расширяется ценностно-смысловое пространство личности, выстраивается единая жизненная линия и выявляются противоречия между нею и жизненными обстоятельствами, возникает направленность на цели, связанные с отдаленным будущим. Смысл жизни в процессе возрастного развития облегчает межфазовые переходы, а его ломка или сужение негативно сказываются на целостности личности, ведут к ее деградации [14].

Смысложизненные ориентации могут определять центральную позицию личности, которая в процессе формирования на всех возрастных этапах, придает смысл собственному существованию человека и является одной из главных духовных потребностей в любом возрасте. Осознание человеком своего места в обществе, уникальное видение мира, интересы и представления о реализации целей являются основополагающими при создании гармонического целого отношения к миру. Синтез этих составляющих формируют смысл жизни человека, который направляет затем, весь ход истории жизненного пути. Смысл доступен любому человеку вне зависимости от пола,

15
16

возраста, характера [4].

На ценностно-смысловую сферу личности в каждом возрастном периоде жизни оказывают влияние не только события настоящего времени, и обстоятельства, сложившиеся в нем, но и в значительной мере важен ход развития личности на предыдущих этапах. Важнейшей задачей на пути к становлению внутренних содержательных смыслов является благополучное разрешение онтогенетических кризисов в процессе жизненного пути человека [4].

Г.А. Вайзер, в своих работах затрагивает интереснейшие феномены относительно развития смысла жизни на возрастных этапах человека. При экспериментальном исследовании, автор получила данные о том, что периоды взросления и старости человека в современном мире характеризуются наличием «двойного» кризиса, возрастным и социальным, которые взаимодействуют и накладываются друг в друга. Каждый возрастной период вносит свой вклад в развитие смысла жизни, смысложизненных ориентаций и ценностных ориентиров. Конечно, следует отметить, что детство не является временем активного поиска, но тем не менее это период подготовки психологического фундамента, который последствии станет основой для развития смысла жизни. Период молодости- время, когда происходит реформа всех прежних смыслов и выбор новых, переоценка настоящего и прошлого. Формирование дальнейшего характера «смыслостроительства», ценностей и ориентиров в жизни человека. Юность - период активного поиска оптимального смысла жизни, который осложняется одним парадоксальным обстоятельством: выбор центральной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а социальные институты не достаточно готовят молодого человека к важнейшему шагу в своей жизни - выбору смысложизненных и ценностных ориентаций в жизни. Зрелость - период стабилизации личности, период, когда накоплен значительный опыт и, вместе

с тем, сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Линия направленности смысложизненных ориентаций, в этом периоде жизни обусловлена развитием этого феномена на предыдущих возрастных этапах [16]. Старость - этап, которому присущи особые уникальные черты, не характерные для других возрастов. Период, открывающий процессы инволюции, которые начинают преобладать в жизнедеятельности человека. С этим периодом связаны значительные изменения в психической деятельности пожилого человека, которые отражаются на снижении самооценки, в первую очередь. На предыдущих этапах онтогенеза, человек чувствует и стремится к развитию, что дает чувство «приобретения», в старости же наоборот, преобладающей тенденцией становится чувство «потери». Фиксация в сознании факта, что сегодня он уже не может сделать того, что делал вчера, продолжает свою разрушительную работу. Вместе с тем, в старости, происходят негативные изменения, связанные с возможностью исчезновения жизненной перспективы, что приводит негативным следствиям распада структуры смыс-ложизненных ориентаций на ряд более ограниченных и приземленных жизненных смыслов [1].

Согласно мнению отечественного психолога В. Э. Чудновского, в данной связи можно выделить разнообразные типы изменений смысложизенных ориентаций личности на протяжении всей жизни человека, а именно:

постепенные, эволюционные изменения, которые частично затрагивают структуру смысложизненной иерархии, однако не нарушающие ее основы и главного компонента иерархии;

- эволюционные изменения, которые постепенно приводят к качественному преобразованию структурной иерархии смысла жизни;

- революционные изменения, либо крутые повороты в жизни человека, которые могу привести к «ломке» прошлой структурной иерархии, что несет за собой два следствия, а именно - создание

иерархической структуры новейшего типа, а также появление новой основной линии жизни, и, пропадание иерархической структуры смысла жизни с заменой ее «конгломератом» смыслов [29].

В то же время, к изучению вопроса динамики смысложизненных ориентаций подходит отечественный исследователь А.И. Тащева, которая в свою очередь отмечает, что по результатам авторского исследования, направленного на изучение динамики смысложизненных представлений от юности до пожилого возраста, проведенного в 2002 году, можно сделать следующие выводы по ценностям и доминирующим жизненным сферам каждой из возрастной групп:

1. Смысложизненные представления в ходе индивидуального развития от юности к пожилому возрасту претерпевают ряд качественный изменений и изменения интенсивности смысложизненной проблематики:

- качественные изменения, происходящие с жизненными смыслами, следующие: в юности смысложизненные представления лежат в образовательной сфере и сфере увлечений; в зрелом возрасте, они переориентируются на семейную и профессиональную сферы; пожилые люди видят смысл своей жизни в счастье близких, поддержании здоровья и в общении [22];

наиболее остро проблема смысла жизни стоит в пожилом возрасте в связи с адаптационными процессами старения.

2. Смысложизненные представления на разных этапах онтогенеза имеют некоторые особенности:

- в юношеском возрасте смысложиз-ненные представления отражают конкретные цели как образ желаемого будущего;

- смысложизненные представления в зрелом возрасте представлены в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей;

- в пожилом возрасте они выступают как рационализация всего жизненного

пути. При невозможности реализовать себя в привычной сфере, происходит изменение смысла жизни, которое играет роль компенсации. Наличие компенсаторной функции смысла жизни, коррелирует с уровнем социальной адаптации личности [18].

Исследователь вопросов психологии личности, психологии развития человека в онтогенезе, и динамики смысложизнен-ных ориентаций личности от молодости до старости Т.Н.Сахарова в своих работах отмечает, что смысл жизни человека в каждый конкретный возрастной период времени включает в себя ряд компонентов, одни из которых еще только зарождаются, другие достигают своего апогея, а третьи уже отмирают. Поэтому задача заключается в нахождении таких смыслов, которые одновременно являлись бы и новыми, и, тем не менее, выступали бы как развития предыдущих. Нахождение новых личностных смыслов в соответствии со своей меняющейся идентичностью является постоянной задачей человека на протяжении всего жизненного цикла [24].

Так как объектом нашего исследования является молодежь, то важно сказать, что в данной возрастной группе, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Потребность в смысле жизни раскрывается в сознании своей жизни не как серия случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Задаваясь вопросом о смысле жизни, молодой человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. В молодости происходит осуществление выработки ценностей, ценностных ориен-таций, жизненных планов, утверждается самостоятельность, то настраивает личность на поиск жизненного смысла, направленного на будущее. Вопрос о смысле жизни в молодости часто видится как план, который следует осуществить в ближайшее время.

17

Литература

18
1. Абдулгалимова С. А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложиз-ненными стратегиями : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Абдулгалимова С. А.; [Место защиты: Юж. фе-дер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2010.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1999.
3. Антюхова Е. Ю. Социокультурные аспекты формирования смысложизненной ориентации личности: Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Москва, 2004 159 с. РГБ ОД, 61:04-9/195.
4. Баженова А.В., Булдакова Н.В., Дровосеков С.Э. Психологические аспекты временной перспективы личности. Общество. Наука. Инновации (НПК-2018) сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах. Вятский государственный университет. 2018. С. 80.
5. Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные. - М., 2009.
6. Баксанский О.Е. Методологические основания модернизации современного образования// Философия и культура, 2012, № 9, сс. 105-111.
7. Баксанский О.Е. Физики и математики: анализ основания взаимоотношения. - М., 2009.
8. Баксанский О.Е. Философия, образование и философия образования// Педагогика и просвещение, 2012, № 2, сс. 6-19.
9. Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: современные когнитивные концепции. - М., 2008.
10. Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Нанотехнологии. Биомедицина. Философия образования в зеркале междисциплинарного контекста. - М., 2010.
11. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования. - М., 2010.
12. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: Пролегомены к философии образования. М., 2010.
13. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Личност-но ориентированный подход к обучению фи-зике.\\ Физика в школе. 2003. № 4.
14. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализа-ция.\\ Наука и школа. 2000. № 1.
15. Гетманова О.Ю. Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представлений различных социальных групп : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05, 19.00.12 : Москва, 1999 231 c.
16. Дергачева Е.А., Баксанский О.Е Со-циотехноприродная реальность: социально-экономические риски конвергенции.\\ Фундаментальные исследования. 2016. № 12-3. С. 612-617.
17. Емалетдинов Б.М. Смысл жизни человека как проблема социальной философии и психологии // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 1. С.131.
18. Кочеткова Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением // Вестник Томского государственного педагогического университета, №. 2, 2010, с. 119.
19. Легун Е.Н. Общенаучное понятие смысла жизни // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2014. № 2 (83). С. 102.
20. Морозова С.В. Изучение специфики взаимосвязей ценностных и смысложизнен-ных ориентаций с личностными свойствами студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №1.
21. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». -2006.
22. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни (материалы III -V симпозиумов). -М., 2001.
23. Сайко Я.В, Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвязи между смысложизненны-ми ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, №. 10, 2013, с. 209.
24. Сахарова Т.Н. Особенности смысло-жизненных ориентаций людей зрелого возраста // Развитие личности. 2011. №4.
25. Шутова Л.В. Страх смерти и смысло-жизненные ориентации в юношеском возрасте // Известия Южного федерального университета. Технические науки, т.. 49, №. 5, 2005, с.147.
26. Ульянова И.В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» // Знание. Понимание. Умение, №. 1, 2009, с. 184.
27. Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: гносеологический анализ: гносеологический анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Б. м., Б. г. 141 с. РГБ ОД, 61:05-9/728.
28. Шутова Л.В. Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте // Известия Южного федерального университета. Технические науки, т.. 49, №. 5, 2005, с. 147.
29. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии, 1999. - №2. - C. 75.
19

PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING INTELLECTUAL LIFE ORIENTATIONS OF A PERSON IN DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE

© Oleg Ev. Backsanskiy, Anna V. Skorobogatova

Backsanskiy Oleg Ev. - Professor, Russian Academy of Sciences, Leading Researcher, Doctor of Philosophy, Professor, Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov (RNIMU named after N.I. Pirogov). E-mail: obucks@mail.ru

Address: st. Ostrovityanova, 1, Moscow, 117997, Russian Federation.

Skorobogatova Anna V. - Postgraduate student, Moscow State Pedagogical University (MPGU).

Address: st. Malaya Pirogovskaya, 1/1, Moscow, 119435, Russian Federation

ABSTRACT

Understanding the meaning of its existence is the main and significant task of mankind, which has been of concern to it since long ago. For young people, questions about the meaning of life are most frequent and particularly pressing, for there comes an understanding of life not as a series of random disparate 20 events, but as a whole process having a certain direction, continuity and meaning.

Wondering about the meaning of life, a young man thinks at the same time about the direction of social development in general, and about the specific purpose of his own life. In youth, the development of values, value orientations, life plans takes place, independence is approved, then the personality is adjusted to find life meaning aimed at the future. The question of the meaning of life in youth is often seen as a plan that should be implemented soon.

REFERENCE

1. Abdulgalimova S. A. Psychological features of overcoming the fear of death among high school students with different life-meaning strategies: abstract of thesis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.07 / Abdulgalimova S.A .; [Place of protection: South. Feder. un - t]. - Rostov - on - Don, 2010.
2. Abulkhanova K. A. Psychology and consciousness of a person (Problems of methodology, theory and research of a real person): Selected psychological works. M .: Voronezh, 1999.
3. Antyuhova E. Yu. Sociocultural aspects of №4 (19) 2019 the formation of the meaning of life orientation

www.j-chr.com of the personality: Dis. ... cand. Philos. Sciences: 24.00.01: Moscow, 2004 159 c. RSL OD, 61: 04-9 / 195.

4. Bazhenova A.V., Buldakova N.V., Drovosekov S.E. Psychological aspects of the temporal perspective of the individual. Society. The science. Innovations (NPK-2018) collection of articles of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference: in 3 volumes. Vyatka State University. 2018.S. 80.
5. Baksansky O.E. Cognitive representations: ordinary, social, scientific. - M., 2009.
6. Baksansky O.E. Methodological foundations of modernization of modern education // Philosophy and Culture, 2012, No. 9, ss. 105-111.
7. Baksansky O.E. Physicists and mathematicians: analysis of the basis of the relationship. - M., 2009.
8. Baksansky O.E. Philosophy, education and philosophy of education // Pedagogy and education, 2012, No. 2, ss. 6-19.
9. Baksansky O.E., Gnatik E.N., Kucher E.N. Natural sciences: modern cognitive concepts. - M., 2008.
10. Baksansky O.E., Gnatik E.N., Kucher E.N. Nanotechnology. Biomedicine. The philosophy of education in the mirror of an interdisciplinary context. - M., 2010.
11. Baksansky O.E., Kucher E.N. Cognitive image of the world: prolegomens to the philosophy of education. - M., 2010.
12. Baksansky O.E., Kucher E.N. Cognitive image of the world: Prolegomena to the philosophy of education. M., 2010.
13. Baksansky O.E., Kucher E.N. A personality-oriented approach to teaching physics. \\ Physics at school. 2003. No. 4.
14. Baksansky O.E., Chistova M.V. Problematic education: justification and implementation. \\ Science and school. 2000. No. 1.
15. Getmanova O.Yu. Psychological determinants of the meaning of life orientations of representations of various social groups: Dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.05, 19.00.12: Moscow, 1999 231 c.
16. Dergacheva EA, Baksansky O. Sociotechno-logical reality: socio-economic risks of convergence. \\ Fundamental research. 2016. No. 12-3. S. 612-617.
17. Emaletdinov B.M. The meaning of human life as a problem of social philosophy and psychology // Bulletin of the Bashkir University. 2008. T. 13. No. 1. S. 131.
18. Kochetkova T.N. Meaningful life orientations of persons with different self-relations // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, no. 2, 2010, p. 119.
19. Legun E.N. General scientific concept of the meaning of life // Bulletin of the Gomel State University. F. Scorins. 2014. No. 2 (83). S. 102.
20. Morozova S.V. Studying the specifics of the relationship of value and meaning-life orientations with the personality characteristics of students // Vestnik SUSU. Series: Psychology. 2013. No1.
21. Mukhina B.C. Age-related psychology. Phenomenology of development: a textbook for students. higher textbook. institutions / V.S. Mukh-ina. - 10th ed., Revised. and add. - M.: Publishing Center "Academy". 2006.
22. Psychological, philosophical and religious aspects of the meaning of life (materials of III -V symposia). -M., 2001.
23. Saiko Y. V, Guslyakova N.I. A study of the relationship between life-meaning orientations and self-esteem of students& personality // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 10, 2013, p. 209.
24. Sakharova T.N. Features of life-meaning orientations of people of mature age // Personality development. 2011. No4.
25. Shutova L.V. Fear of death and lifelong orientations in adolescence // News of the Southern Federal University. Engineering, t. 49, no. 5, 2005, p. 147.
26. Ulyanova I.V. Historical aspects of the formation of the pedagogical phenomenon "meaning-life orientation of the individual" // Knowledge. Understanding. Skill, No. 1, 2009, p. 184.
27. Hasanov G.A. The meaning of human life: epistemological analysis: epistemological analysis: Dis. ... cand. Philos. Sciences: 09.00.01 B. m., B. g. 141 s. RSL OD, 61: 05-9 / 728.
28. Shutova L.V. Fear of death and lifelong orientations in adolescence // News of the Southern Federal University. Engineering, t. 49, no. 5, 2005, p. 147.
29. Chudnovsky V.E. To the problem of the adequacy of the meaning of life. // World of Psychology, 1999. - No. 2. - C. 75.
21
КАРТИНА МИРА СМЫСЛ ЖИЗНИ ОБРАЗОВАНИЕ КОГНИТИВНАЯ НАУКА ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН world picture meaning of life education cognitive science life plan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты