Спросить
Войти

Роль колорита как художественно-выразительного средства живописи

Автор: Широбакина Наталья Евгеньевна

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52), 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

3.3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

РОЛЬ КОЛОРИТА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ

Широбакина Наталья Евгеньевна

руководитель художественной студии «Цветные сны», Россия, Свердловская область, г. Нижний Тагил Е-mail: colordreams2012@yandex. ru

THE ROLE OF COLORING AS AN ARTISTIC AND EXPRESSIVE MEANS OF PAINTING

Natalya Shirobakina

head of the art Studio "Colored dreams ", Russia, Sverdlovsk region, Nizhny Tagil

АННОТАЦИЯ

Изучена и проанализирована научно-методическая литература, посвященная роли колорита в живописи. Эта роль первостепенна, от гармонии или дисгармонии колорита зависит построение и восприятие картины в целом. Предложено точное определение термина «колорит» и сформулирована его роль в живописи, что дает понимание о его уникальном значении как фактора, влияющего на развитие гармоничного изобразительного (колористического) видения у учащихся.

ABSTRACT

We study and analyze scientific-methodical literature on the role of color in painting. This role is paramount, on the harmony or disharmony of color depends on the construction and perception of the big picture. Proposed precise definition of the term "flavor" and formulated his role in the painting that gives an insight into its unique value as a factor affecting the development of harmonious fine (of color) vision students.

65

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ____________________________________№ 9 (52), 2015 г

Поистине эстетическое наслаждение зритель может получить от восприятия картины, художественного произведения только в том случае, если в них сочетания цветов организованы в определенной цветовой гармонии, отражающей красоту явлений и объектов действительности и воздействующей на чувства и эмоции. А это достигается, прежде всего, с помощью колорита, уровнем сформированного колористического восприятия. Таким образом, колорит — это центральная проблема в живописи, в развитии эстетического восприятия живописи и, естественно, в процессе обучения живописи, особенно в условиях профессионально-художественного образования.

Цель работы: на основании анализа научно-методической

литературы, посвященной роли колорита в живописи, предложить точное определение термина «колорит» и сформулировать его роль в живописи.

Особую роль колорита в живописи, как важнейшего средства художественной выразительности и психологического воздействия на человека, в получении эстетического наслаждения от произведения искусства с давних времен отмечали многие выдающиеся художники и теоретики искусства. Как правило, они связывали это с гармоническим сочетанием цветов, красок, особенностями освещения, физиологией зрительного аппарата. Так, Д. Рейнольдс в своей речи в королевской Академии искусств (10 декабря 1771 г.) указывал: «...колорит решает первое впечатление, которое производит картина; в зависимости от него зритель, идущий по галерее, остановится или пройдет мимо. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, вроде мелочной игры пятен цвета или особого разнообразия оттенков; спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением. Этому очень содействует широта единообразных и чистых красок...» [4, с. 415].

То есть, здесь Д. Рейнольдc прямо подчеркивает, что колорит — это гармония одних тонов цвета с другими.

В одном из своих писем (А.С. Суворину, 18 февраля 1885 г.) И.Н. Крамской пишет: «Колорит в более обширном смысле — общая гармония целого полотна, гармония не выдуманная, а отвечающая законам сочетания дополнительных цветов... Художник — колорист, в настоящем смысле слова, будет тот человек, который находит

66

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52), 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

на палитре именно тот тон и цвет, который в действительности есть или какой он большему числу людей кажется. Объективный колорит так же редко встречается, как и беспристрастие [5, с. 447].

Знаменитый художник-педагог П.Н. Чистяков писал своему любимому ученику Савинскому: «Гоняться за эффектом, за тем, что не есть суть, а наносное, — не высоко. Колорит не есть тот поверхностный блеск красок, неразлучный со светотенью. Сущность колорита состоит в умении угадать краски, из которых состоит цвет» [2, с. 96].

Довольно тонко рассматривает сущность колорита и колористического восприятия К.Ф. Юон. Считая, что цвет — один из пяти элементов живописи, Юон к числу слагаемых цвета, относит колорит, тон, тембр, нюанс (оттенок), «валёры», определяет «колорит»: «как богатство и характер оттенков, введенных в живописное произведение и в его отдельные части, как превалирующий подбор тонов в картине» [7, с. 111].

В своей книге «Цвет в живописи» (М., 1985 г.), посвященной теории колорита в живописи, Н.Н. Волков пишет: «Словом «колорит» обозначают разные вещи. В таких выражениях, как «серебристый колорит», «вялый колорит», «броский колорит», слово «колорит» называет общее качество красок картины. В таких выражениях, как «картина выдержана в колорите» или «маленькие голландцы всегда писали в колорите», имеется в виду определенный тип цветового единства, связанный с традицией позднего возрожденческого колоризма... Присутствие разных красок на картине еще не создает колорита, если цвет не становится активной силой в построении образа, не становится «языком», а «лишь дополняет рисунок украшениями». Однако во всех случаях, когда цвет активно работает на образ, будь то русская икона XIV века, интерьер Адриана ван Остаде, картина Сурикова или панно Матисса, мы вправе говорить о колорите». Далее в своей работе он пишет «колорит можно было бы определить как такое цветовое единство картины, в котором все пятна цвета влияют друг на друга, обогащая образ, и потому ни одно пятно не может быть лишним» [1, с. 136].

В известных учебниках и методических пособиях авторы дают свое понимание колориту. Автор учебного пособия для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов «Живопись. Вопросы колорита» (М., 1980 г.) А.А. Унковский считает, что колорит может быть определен как совокупность всех цветов картины, ее цветовой строй. Колорит является одним из средств правдивого и выразительного изображения действительности. Колорит

67

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo____________________________________________№9 (52). 2015г

картины обуславливается особенностями собственной окраски изображаемых предметов, светотенью, спектральным составом того или иного освещения, общим тоном, зависящим от степени освещенности в различное время суток и состояний дня, свойствами зрения, воспринимающего изменения цвета и светлот. Кроме того, большое влияние на цветовой строй произведения оказывает профессиональный опыт художника, идейный замысел и направленность его творчества.

Колористическое видение включает образное начало, которое проявляется в восприятии натуры и ее изображении в определенном цветовом ключе, органически связанном с содержанием мотива. Т акое видение цвета есть результат тонких наблюдений и размышлений над цветовыми сочетаниями, осмыслением предмета в совокупности его свойств, формы, фактуры, значения в жизни.

Н.Я. Маслов дает следующее определение колориту: «колорит — в этюде: цветовой строй; характер взаимосвязи теплохолодных оттенков, их контрастные взаимодействия по светлоте и насыщенности. Многообразие и согласованность цветовых тонов с градациями светотени, передающих характерные материальные свойства изучаемой натуры, является главной особенностью колорита. Вместе с тем колорит служит художественным средством (преимущественно в картине) для выражения определенного эмоционального настроения. В живописи пленэра организация колорита представляет собой одну из наиболее сложных задач, решение которой основывается на применении закона пропорциональных отношений (метода работы отношениями)» [3, с. 107].

Н.Я. Маслов утверждает, что в практике реалистической живописи термин «колорит» используется иногда в других, более узких значениях, близких к понятиям «цветовая гамма», «доминирующий цветовой оттенок», «тональность».

Как мы видим, понятие колорита по-разному трактуется художниками, методистами, искусствоведами. В целом, в этих определениях есть много общего. Но есть и значительные различия.

Анализ специальной литературы, проведенное экспериментальное исследование, позволяют уточнить понятия «колорита» и охарактеризовать сущность колористического восприятия и колористической передачи цвета.

Наиболее полным и соответствующим реальности определение «колорита» (в этюде картины) является следующее: колорит — это цветовая гармония красочных отношений и сочетаний, основанная на согласованности и обобщенности цветовых элементов в единстве

68

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52), 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

со светотенью, источником освещения, пространством, отражающих облик и художественную образность реальной действительности, связанная с содержанием произведения и вызывающая эмоционально -чувственную реакцию, эстетическое наслаждение.

Таким образом, колорит представляется в двух основных моментах. Первый — это красочные отношения, цветовая гармония изображенного художником на холсте, бумаге, картоне и т. п. Второй — это передача в своем этюде, на картине (верное или неверное, выразительное или невыразительное) реальной, существующей в действительности гармонии цветовых отношений, определяемой освещением, пространством, состоянием природы, то есть передачей реального колористического состояния изображаемой природы, действительности.

Список литературы:

1. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Введение в теорию живописи. — Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1967. — 182 с.
2. Либман М. Размышления об изучении искусства ХХ в. // Искусство — 1988 — № 9.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
4. Мастера искусства об искусстве. / Под ред. А.А. Губера, В.Н. Гращенкова Т. 3. XVII—XVIII. — М.: Искусство, 1967. — 504 с.
5. Мастера искусства об искусстве. / Под ред. А.А. Губера, В.Н. Гращенкова Т. 4. XVII—XVIII. — М.: Искусство, 1969. — 522 с.
6. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980. — 145 с.
7. Юон К.Ф. Об искусстве. — М.: Советский художник, — 1959. — Т. 1. — 384 с.
69
КОЛОРИТ ЖИВОПИСНЫЙ КОЛОРИТ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ coloring picturesque coloring painting tools
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты