культура повседневности
Князева М. Б.
заимствование элементов военной формы гражданской модой после первой мировой войны
Первая мировая война оказала существенное влияние на жизнь как европейского, так и российского общества, внесла свои коррективы в восприятие жизненных ценностей, повлияв на развитие индивидуальной и общественной культуры. Смещение понятий «мирное» и «военное» вызвало трансформацию в сознании, искусстве, образе жизни разных слоёв общества. Милитаризация социума повлияла на одежду. Элементы военного стиля активно проникли в будничную одежду, создав предпосылки для появления новой тенденции в моде. Известно, что появление тех или иных новых элементов одежды или её отдельных форм, имеющих практическое или декоративное назначение, может придавать одежде образно-смысловое содержание. Несмотря на то, что главной задачей одежды является создание атмосферы физического и душевного комфорта для человека, который её носит, тем не менее, одновременно одежда несёт социальный посыл от человека к окружающему миру. Человек желает заявить о себе и выражает свои мысли, намерения или протест через наиболее доступные ему средства воплощения — одежду, причёску, имидж в целом.
Мода — одна из эффективнейших форм передачи информации внутри социума. Она является образцом для подражания, который отражает общественные представления, нормы поведения, особенности характера нации, народности, эпохи. Мода способна влиять на эстетическое и духовное воспитание людей, формирование их вкуса. Согласно общественным законам, мода вполне может стать ценностью и выступать в качестве компаса потребительского поведения.
Понимание моды после Первой мировой войны далеко ушло за пределы процесса эволюции одежды, что отмечается в трудах разных исследователей (М. Мерцаловой, Е. Киреевой, Ф. Пармон,
М. Килошенко и др.). В современном коммуникативном процессе мода выступает как «оператор-контролер», отбирающий информацию, придавая ей аксиологические свойства (А. Дрик-кер, П. Хеншель, Д. Мейнард), и как проводник идей (М. Беен, П. Карден). Именно мода является культурной парадигмой эпохи, частью развития культуры в целом.
Инновационная функция, стремление к новизне — одна из важнейших функций моды. Первая мировая война на определённое время поставила модную индустрию в «жёсткие рамки», заставила производителей и потребителей модной одежды подчиняться требованиям военного времени с экономической точки зрения. С эстетической точки зрения, инновационная функция, присущая природе моды, способствовала тому, что она посодействовала поискам идеологии патриотизма, создав «патриотическую модель моды». Это время и стало началом появления в моде понятия «милита-ри», что означает — «военный». Стиль «мили-тари» — это раскованность, дерзость, смелость, и в то же время он может быть истолкован как признак патриотизма. Ношение одежды в стиле «милитари» получило своё распространение сразу после окончания первой мировой войны. В то время швейное производство обычной одежды было разрушено. Когда война закончилась, мужская военная форма приобрела второе рождение, превращаясь в женские халаты, рубашки, детские вещи. Вскоре фабриками стали выпускаться женские костюмы, в которых также угадывались черты офицерской формы. Можно сказать, что «милитари», как стиль послевоенной одежды, укоренился не столько как модное веяние, а скорее как вынужденная мера. Окружающая обстановка во время войны заставила женщин пересмотреть свои привычки, касающиеся одежды и причёски. Практичность и удобство взяли верх над неутилитарной эстетикой внешнего вида. Фасоны одежды и внешний вид тех, кто её носил, менялись как никогда быстро и радикально. Длина юбок неумолимо укорачивалась. А вместе с юбками уменьшалась и длина волос. Война освободила большинство женщин от рассуждений о моде, она вынудила их надеть рабочую одежду, униформу.
Все элементы, которые во все времена подчёркивали женское обаяние, остались в прошлом. Женщины, вынужденные выполнять всю
мужскую работу, просто не могли себе позволить наряжаться в длинные пышные юбки и носить корсеты. Военный стиль без всякой вычурности быстро вошёл в повседневную жизнь. И повернуть время назад было невозможно. 20-е годы ХХ в. стали революционными в мире моды: появились короткие стрижки, яркий макияж, обнажённые плечи и ноги, стройные фигуры, борьба за равенство с мужчинами — всё это вызывало замешательство в обществе. Война повлекла за собой настоящую революцию в моде, а также стремление женщин к эмансипации, их борьбу за равноправие с мужчинами. Женщины не хотели возвращаться к прежней жизни, ведь за время войны они освоили тяжёлые мужские профессии: заменили мужей у станков на заводах и фабриках, исполняли работу пожарных, полицейских, врачей. Такой ритм дал женщинам возможность войти совсем в другую жизнь. В моду вошёл стиль «унисекс» с брючными костюмами, что ещё в самом начале ХХ в. было неприемлемо для женщин.
Дерзкое вторжение женщин на территорию мужской моды стало темой творческих размышлений. Новый женский образ появился в литературе, живописи, кинематографе. Воплощениями «женственности» после войны стали образы «женщины-воительницы», покорительницы, победительницы и покровительницы. Одежда этого времени соответствовала духу времени, превратилась в знак, символизирующий достижения и подвиги.
Многочисленные фотографии произведений В. Степановой, А. Родченко, А. Гана, а также картины художников П. Кузнецова, А. Дей-неки, А. Самохвалова, Е. Кацмана документально подтверждают данный факт. Одежда в стиле «милитари» вскоре стала излюбленной одеждой молодёжи. Это вполне соответствовало и этическому идеалу той эпохи, и общероссийским тенденциям того времени (стилям «унисекс», «эмансипе» и «женщины-воина»). Таким образом, развитие российской моды после первой мировой войны отразило стремления женщин во всём «догнать» мужчин.
Мода рассматриваемого периода утвердила идею национальной консолидации на всех уровнях. Со второй половины 30-х годов ХХ в. идеи интернационализма и дружбы народов привели к появлению одежды с ярко выраженным национальным колоритом. Большую популярность
среди модных предметов костюма 20-30-х годов получили «косоворотки», в моду вошли «украинка», «гуцулка», «кубанка».
В этот период истории в нашей стране каждый элемент, каждый аспект моделирования одежды рассматривался в качестве инструмента влияния на общественное сознание.
Особое место в создании образцов модной одежды занимало цветовое решение костюмов. Белый цвет — тотальное модное увлечение, бесспорная доминанта в общем колорите эпохи. Белые брюки, рубашки, платья, спортивные тапочки, парусиновые туфли и ботинки, футболки, панамы и многое другое. Белоснежные формы спортивных парадов. Излюбленное женское украшение тех лет — бусы из белого жемчуга. И эта мода полностью созвучна самоидентификации советских людей тех лет. Белый — символ света, чистоты и истины, что полностью соответствовало этико-эстетическому идеалу того времени.
С тех пор советский канон моды всегда базировался на двух ключевых формулах: «просто и красиво», «скромно и красиво». Новый этический идеал общества включал в себя такие черты, как коллективизм, товарищество, сознательно принятое на себя ограничение потребностей и принципиальный отказ от любых излишеств, неприемлемых для нового образа жизни. Простота всех внешних форм быта, в том числе и одежды, выдвигались в качестве не только эстетической, но и своего рода этической нормы.
Мода 20-30-х гг. XX в. содержала в себе также компонент патриотических настроений. Впервые в истории советской моды патриотический символизм выразился в том, что одежда, декорированная элементами государственной символики, стала сотворцом образа человека. Готовность к солидарности и единству — сущностная черта русского менталитета — стала идеалом общества. Эстетические аспекты, обусловленные актуальными патриотическими ценностями, делали моду данного периода органичной человеку.
Патриотический эмоциональный заряд, заложенный с помощью моды в дизайн одежды, приобрёл особое значение и в современных условиях. Милитаризация в современной одежде проявляется в отказе от всего излишнего, вычурного, нефункционального, предпочитая рациональное, простое и удобное, то есть соответствующее образу целеустремлённого, сильного
(и духом, и телом) современного человека. Важно отметить, что мода стала проводником между социально-культурными идеями и повседневностью, оказала решительное влияние на процессы культурной динамики XX в. Мода советского периода была одобряема государством, меры, направленные на соблюдение предписаний в одежде были значимы и весомы, способствовали построению новой культурной среды.
XX в. был временем необычайного подъёма в мире моды. Одним из важных достижений этого столетия можно считать появление стиля «милитари», который стал основой всех модных тенденций этого века. Возможно, в какой-то мере, он был навеян войнами, а в какой-то мере — развивающимися молодёжными движениями, желанием молодёжи выразить себя (даже свой протест против войн) через одежду, желанием передать с помощью одежды свои взгляды, представления о мире и о своём месте в этом мире. В итоге возникают вопросы: Что несёт в себе стиль «милитари»? Как он связан с патриотизмом? Патриотизм — это мода? Или патриотизм — это норма! Какое отношение мода и стиль «милитари» имеют к теме патриотизма?
Патриотизм или патриотическое чувство выступает в качестве одного из мощных этических регуляторов социокультурного действия. Патриотическое чувство в современном обществе, выраженное в моде, становится не только идеологией (символическим инвестированием идей в общественное сознание), но и важным инструментом, катализатором социокультурных действий. Родина есть духовная реальность, а патриотизм является для человека духовным ориентиром. Человек, который любит свою страну, свой народ, который следует нормам добра и нравственности, обязательно наделён патриотическим чувством. Если он лишён Родины, будет лишён и патриотизма. Вряд ли солдаты, которые в Первую мировую войну храбро защищали свою Родину, могли подумать о том, что их фуражки, кители, гимнастёрки и сапоги станут родоначальниками одного из самых мод- 59 ных современных стилей под названием «мили-тари». Многие не раз замечали на улицах людей в одежде, раскрашенной под цвета национального флага. И таким образом можно понять, что патриотизм находится на пике популярности, что сегодня мир становится более мыслящим. Стиль «милитари» — не только «одёжная» мода,
но и целая культура, посвящённая военной тематике, а через неё и теме патриотизма.