Спросить
Войти

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Автор: С.Н. Лукаш

УДК 37.035.7

Lukash S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Shidov AZ., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: shidik@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CONTRACT SERVICEMEN IN THE ASPECT OF FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY. The article discusses how to form Russian identity in the army of contract servicemen on the basis of creating a cultural and educational space, the substantive direction of which is the mental-value world of Russian culture in a symbiosis of domestic pedagogical traditions and innovations of this time. The main pedagogical mechanism of translating external educational influences into internal values and meanings of army youth is cultural identification. The results obtained by the authors make it possible to increase the effectiveness of spiritual and moral education among military youth, and contribute to the formation of Russian identity. In the future, this paradigm may become one of the foundations for the formation and preservation of the spiritual and moral potential of educating army youth of such qualities that are historically inherent in the Russian military, such as patriotism, service to the Fatherland, and education of a person who is rooted in his small homeland, history and culture of Russia.

С.Н. Лукаш, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: lukash.serg@yandex.ru

А.З. Шидое, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: shidik@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ

В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматривается проблема формирования российской идентичности в армейской среде военнослужащих-контрактников на основе создания культурно-образовательного пространства, содержательным направлением которого выступает ментально-ценностный мир российской культуры в симбиозе отечественных педагогических традиций и инноваций современности. Основным педагогическим механизмом перевода внешних воспитательных воздействий во внутренние ценности и смыслы армейской молодежи является культурная идентификация. Результаты, полученные авторами, позволяют повысить эффективность духовно-нравственного воспитания в среде военной молодежи, способствуют формированию российской идентичности. Данная парадигма в перспективе может стать одной из основ формирования и сохранения духовно-нравственного потенциала воспитания у армейской молодежи таких качеств, исторически присущих российским военным, как патриотизм, служение Отечеству, воспитание личности человека, укорененного в свою малую родину, историю и культуру России.

Кризисные процессы в современном российском образовании, которое уже четверть века находится в состоянии перманентной модернизации, продолжаются [1]. Неопределенность и противоречивость, связанная со стратегией государственных институтов России, в частности образования, приводит к тому, что в российском обществе накапливается комплекс неразрешенных гуманитарных проблем, сдерживающих поступательное развитие страны (в частности формирование и сохранение интеллектуального потенциала страны и ее регионов), чреватый серьезными социальными потрясениями в обозримой перспективе. Одним из таких глобальных вызовов России в историко-культурной ее ретроспективе является проблема национального единства российского общества, формирование российской национальной идентичности [2]. Взаимосвязь образования и процессов формирования национальной идентичности налицо: кризис российского образования вызывает проблемы с конструированием такого метакультурного качества, как российская идентичность, что, в свою очередь, серьезно отражается на уровне воспитания российской молодежи: патриотизме, служении Отечеству, стремлении реализовать свои лучшие силы на благо своей Родины, служить ее интересам и целям. Таким образом, на тактический кризис в образовательной сфере, выражающийся в идейном и материально-финансовом оскудении, накладывается стратегический кризис, связанный с неопределенностью основополагающих целей, противоречивостью содержательного наполнения и, самое главное, с выбором цивилизационного вектора модернизации российского образования, ориентированного в настоящее время на вестернизацию. Необходимость создания условий для решения этой проблемы все более остро ощущается в российском социуме и, что отрадно, находит свое решение во властных структурах нашего государства.

В социально-педагогической конкретизации решения этой проблемы ориентиры задаются, в частности, «Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», «Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (в приложении к ФГОСам среднего общего образования). Однако подлинным ориентиром в решении этого вопроса могут стать поправки в Закон «Об образовании в РФ», внесенные президентом России В.В. Путиным. Цель изменений в законе заключается во всемерном укреплении воспитательной функции отечественной системы образования, развитии духовно-нравственной сферы молодого поколения.

В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что в соответствии с поправками к Конституции РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей». В связи с этим воспитание определяется как деятельность, которая направлена на развитие личности, а также на создание условий, способствующих самоопределению учащихся на основе правил и норм поведения в обществе, духовно-нравственных, культурных ценностей, что обусловлено интересами

человека, семьи, общества и государства в целом. Таким образом, президент обозначил направления новой парадигмы развития отечественного образования. Такая парадигма должна исходить из параметров модели общего реформирования российского общества и государства, обозначенных в стратегии научно-технологического развития РФ. Безусловно, модель реформирования российского образования должна опираться на цивилизационную специфику российской культуры, учитывая, что «Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий» [3].

Поправки, внесенные президентом, Стратегии и Концепция нацеливают социальные институты общества на формирование «национальной (государственной) идентичности», определяя единый для всех народов России «циви-лизационный код», на основе которого осуществляется российское нациестро-ительство; на современный национальный воспитательный идеал как личность, укорененную «в духовных и культурных традициях многонационального народа России», одной из характерных черт которой является «гражданская, национальная идентичность». Они создают, таким образом, базовые ориентиры для воспитания у подрастающих поколений россиян национально-цивилизационной идентичности, которая может стать содержательной основой для социально-педагогической модели воспитания человека российской культуры - преемника и продолжателя российской цивилизации, укорененного в свою малую родину, в великое Отечество - Россию. Еще более фундаментальной основой для воспитания у молодых поколений российской идентичности может стать измененная Конституция РФ, в которой прописываются ценности тысячелетней российской цивилизации: коллективизм, суверенность, уважение к человеку труда, традиционная семья, защита историко-героического прошлого России и т.д. [4].

В условиях, когда руководство страны мобилизует российский народ на всеобщее голосование по поправкам к Конституции РФ, такой важнейший социальный институт, как Российская армия не может оставаться в стороне. Современная военная молодежь не может быть оторвана от жизни российского общества, а напротив, должна играть ключевую роль и являться примером пропаганды и продвижения идей национальной идентичности. Основной силой армии остается ее сплоченность и коллективизм, поэтому армейская среда является подходящим плацдармом для «взращивания» идей российской идентичности и национального единства, возрождения региональной культуры и их дальнейшее развитие. В связи с этим одной из актуальных целей психолого-педагогических исследований в армейской среде является поиск педагогических условий воспитания у армейской молодежи ментально-ценностных основ российской цивилизации, в истории которой армия является одним из ее несокрушимых оплотов. Авторы ставят перед собой задачу исследовать процессы воспитания духовно-нравственных качеств военнослужащих в аспекте формирования у них российской идентичности на основе преемственности российской культуры.

В данном направлении наибольшим потенциалом обладает такая категория, как военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, или военнослужащие-контрактники. Выбор данной категории обусловлен не только тем, что контрактники - наиболее многочисленная категория военнослужащих в современной армии, но и их исторически сложившимся особым отношением к родному краю, в котором они проходят службу, укоренением социально-культурных связей со своей малой родиной, генетическим единством с традициями и культурой своего региона. Подобные условия априори способствуют образованию воспитательного пространства формирования российской идентичности у военнослужащих-контрактников, что создает предпосылки для успешной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.

Деятельность субъектов воспитания должна быть сосредоточена на поиске инновационных форм и методов педагогического воздействия на духовно-нравственную сферу военнослужащих-контрактников, эффективных в современных условиях и учитывающих психолого-педагогические особенности данной категории военнослужащих. Наиболее целесообразным и практически адаптированным психолого-педагогическим механизмом перевода внешних воспитательных воздействий во внутренние смыслы и ценности военнослужащих-контрактников явилась культурная идентификация, выступающая основным условием при усвоении ценностей и норм социальных общностей и групп. В процессе идентификации происходит усвоение личностных и социальных ценностей и смыслов на основе специфического механизма подражания. В идентификацию личность включается посредством своей эмоционально-волевой сферы. Основным условием успешности идентификации является активное, положительно окрашенное отношение к ценностям и смыслам, а также активизация всех психических функций: ощущений, восприятий, воображения, памяти, мышления. По мнению Е.В. Бондаревской, культурная идентификация - один из основополагающих процессов в системе личностно ориентированного воспитания. Сущность идентификации проявляется в осознании личностью и принятии ею общенародных культурных ценностей, в отождествлении себя со своим народом, «в стремлении прожить свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами» [5, с. 470].

В ходе педагогического эксперимента, проводимого на базе трех воинских частей Армавирского гарнизона по духовно-нравственному воспитанию в аспекте формирования российской идентичности, была проведена работа по культурной идентификации военнослужащих с национально-патриотическими ценностями России и культурой народов Краснодарского края. Воспитательная работа проводилась в форме виртуально-музейной деятельности, которая еще больше актуализировалась в условиях вспышки коронавирусной инфекции, из-за чего культурно-образовательные заведения оказались практически недоступны для посещения, приобщения к традиционной народной культуре и научно-исследовательской деятельности.

Виртуально-музейная деятельность. В современном мире все более востребованной становится музейная педагогика, посредством которой возможно осуществление связи прошлого с настоящим и будущим [6]. Музейные экспонаты, выступая в качестве источника информации, способны вызывать в сознании военнослужащих-контрактников эмоциональные переживания, чувство сопричастности к историческим событиям, эмоциональные сопереживания. При этом в условиях отсутствия доступа ко многим музейно-выставочным площадкам, а также необходимостью нести издержки, связанные с посещением таких выставок, данное направление до сегодняшнего дня занимало лишь малую долю в воспитании военной молодежи, и было ограничено рамками пункта дислокации воинской части. В век современных технологий виртуальная музейная деятельность получает новую жизнь. Ее основой является веб-сайт, на котором представлены виртуальные коллекции, предметы искусства, исторические и фамильные реликвии и т.д. Виртуальные музеи способны обеспечить круглосуточный доступ к музейным экспонатам посредством сети Интернет, создавая процесс взаимодействия различных поколений и культур.

В рамках программы «Виртуальный музей» военнослужащие-контрактники посещали определенные ресурсы с последующим написанием коротких эссе о наиболее запомнившихся музейных экспонатах. В перечень виртуальных музеев входили «Виртуальный Мамаев курган», «Музей Победы», «Виртуальный филиал Русского музея» и др. Были установлены плодотворные связи с МОБУ «СОШ № 28 имени Героя России С.Н. Богданченко» станицы Вознесенской Ла-бинского района Краснодарского края. В этой школе военнослужащие провели онлайн-знакомство со школьным музеем, посвященным жизни и подвигу земляка-станичника Сергея Николаевича Богданченко, военнослужащего-контрактника спецподразделения «Вятич», героически погибшего при исполнении своего воинского долга при отражении нападения банд Басаева на Дагестан [7]. Проведенная работа позволяет сделать вывод о востребованности и большом педагогическом потенциале виртуальной музейной педагогики в процессе воспитания российской идентичности.

Приобщение к традиционной народной культуре. Под традиционной народной культурой понимается «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом (этносом)» [8, с. 23 - 30]. Анализ опыта использования данного компонента в педагогических целях при работе с офицерским составом и с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, показал их низкую эффективность.

В то же время анализ анкетных данных и опроса среди военнослужащих-контрактников позволил установить, что более 90% проходят военную службу в родном краю, что открывает перспективы по формированию идеи национальной идентичности и приобщению к культурным ценностям своей малой родины. Многонациональные регионы России имеют богатейшую героическую историю, большой духовно-нравственный и культурный потенциал, использование которого в современных условиях имеет большое значение. Так, например, возрождение такого социокультурного феномена, как казачество на Юге России имело огромный воспитательный эффект для духовно-нравственного развития молодежи региона [9].

При этом анализ воспитательной практики в трех воинских частях Армавирского гарнизона позволил выявить недостаточное внимание субъектов воспитания к вопросам приобщения военнослужащих-контрактников к традиционной народной культуре региона, в частности к культуре казачества. По результатам анкетирования, в котором участвовало 140 военнослужащих-контрактников, установлено, что 92% являются жителями Краснодарского края, 88% утверждают, что являются патриотами, однако высокий уровень знания культуры и традиций казачества показали лишь 46% респондентов.

Культура казачества является одним из проявлений социальной парадигмы в рамках концепции «российскости», которая, по мнению академика В.Б. Виноградова, «формирует оригинальную модель российской общенациональной идентичности [10]. Центральной идеей концепции «российскости» является интеграция народов в общекультурное российское поле, формирование общих, культурно-воспитательных моделей. В современных условиях многонациональных и поликультурных армейских коллективов реализация идей «россий-скости» имеет большое значения для духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников.

В рамках педагогического эксперимента проводилась работа по приобщению военнослужащих-контрактников к традиционным ценностям казачьей культуры. В ходе реализации учебно-методической программы «Культура региона» были проведены такие занятия, как «История Кубани и казачества», «Культурное наследие казачества», «Вклад казачества Кубани в Победу в Великой Отечественной войне». При проведении мероприятий «целевой педагогической программы духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников» реализованы такие элементы казачьей культуры, как принцип агональности, способствующий формированию целеустремленности, силы воли, трудолюбия; приобщение к традиционным идеалам и ценностям православной веры, стимулирующей религиозные чувства и духовность; любовь к Родине на примерах истории развития кубанского казачества, его традиций и культуры, воспитывающая патриотизм и гражданственность. Работа, проведенная в данном направлении, является новшеством в воспитательной работе с военнослужащими-контрактниками и позволяет сделать вывод об эффективности приобщения к традиционной народной культуре Кубани в интересах духовно-нравственного воспитания данной категории военнослужащих.

Научно-исследовательская деятельность военнослужащих-контрактников. В рамках данного направления была активизирована научно-исследовательская деятельность военнослужащих. В воинских частях, участвовавших в эксперименте, была организована и проведена военно-историческая конференция «Солдаты - Герои России», в рамках которой выступили 112 военнослужащих-контрактников с докладами по военно-патриотической тематике. Активная деятельность в ходе подготовки и проведения конференции способствовала развитию творческих способностей, умению задавать вопросы и дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Более 48% докладов на конференциях были посвящены героическим действиям военнослужащих-контрактников в Сирийско-Арабской Республике, 39% докладов осветили подвиги советских солдат в ходе Великой Отечественной войны.

Анализ проведенных мероприятий показал, что участие военнослужащих-контрактников в научно-исследовательской деятельности привело к развитию значимых духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников, позволило повысить психологическую устойчивость и умение ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации. Это позволяет заключить, что научно-исследовательская деятельность военнослужащих-контрактников также обладает воспитательным потенциалом, способствует раскрытию творческих способностей личности и воспитанию российской идентичности.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что одним из условий воспитания у военнослужащих-контрактников таких нравственных качеств, как патриотизм, служение Отечеству «не за страх, а за совесть», формирование личности человека, укорененного в свою малую родину, историю и культуру России, является создание культурно-образовательного пространства, содержательным направлением которого выступает ментально-ценностный мир российской культуры в симбиозе отечественных педагогических традиций и инноваций современности, а основным педагогическим механизмом перевода внешних воспитательных воздействий во внутренние ценности и смыслы является культурная идентификация. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих-контрактников целесообразно осуществлять в новой социально-педагогической парадигме воспитания у российской молодежи такого метакультурного качества, как российская идентичность, в которой воспитуемый выступает как преемник и продолжатель российской цивилизации.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. Образовательный метапроект: монография. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ 2015.
2. Лубский А.В. Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России. Гуманитарий Юга России. 2015; № 2: 30 - 45.
3. Путин В.В. Россия - не просто страна, а отдельная цивилизация. Available at: https://newizv.ru/news/society/17-05-2020/putin-rossiya-ne-prosto-strana-a-otdelnaya-tsivilizatsiya
4. Полный текст поправок в Конституцию: что меняется? Available at: http://duma.gov.ru/news/48045/
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью. Ростов-на-Дону, 2006; Т. II: 543.
6. Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2002.
7. Патриотическое воспитание молодежи как фактор формирования российской идентичности: учебно-методическое пособие по организации патриотического воспитания учащейся молодежи Кубани. Под общей редакцией С.Н. Лукаша, И.В. Герлах, К.В. Эпоевой. Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2019.
8. Гладилина И.П., Королёва ГМ. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества. Армия и общество. 2012; № 4 (32): 23 - 30.
9. Лукаш С.Н., Зуев В.А., Эпоева К.В. Российская идентичность: созидательный потенциал культуры казачества: монография. Армавир: РИО АГПУ 2020.
10. Виноградов В.Б. Российскость как парадигма северокавказского историко-культурного единства в составе России. Российскость в истории Северного Кавказа. Армавир: РИО АГПУ 2002: 3 - 11.

References

1. Bondarevskaya E.V. Koncepciya i operezhayuschaya strategiya sistemnoj modernizaciipedagogicheskogo obrazovaniya v federal&nom universitete. Obrazovatel&nyj metaproekt: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel&stvo YuFU, 2015.
2. Lubskij A.V. Gosudarstvo-civilizaciya i nacional&no-civilizacionnaya identichnost& v Rossii. Gumanitarij Yuga Rossii. 2015; № 2: 30 - 45.
3. Putin V.V. Rossiya - ne prosto strana, a otdel&naya civilizaciya. Available at: https://newizv.ru/news/society/17-05-2020/putin-rossiya-ne-prosto-strana-a-otdelnaya-tsivilizatsiya
4. Polnyj tekstpopravok v Konstituciyu: chto menyaetsya? Available at: http://duma.gov.ru/news/48045/
5. Bondarevskaya E.V. Vospitanie kak vstrecha s lichnost&yu. Rostov-na-Donu, 2006; T. II: 543.
6. Korchagin E.N. Istoriko-patrioticheskoe vospitanie sredstvami muzejnoj deyatel&nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.
7. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak faktor formirovaniya rossijskoj identichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie po organizacii patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi Kubani. Pod obschej redakciej S.N. Lukasha, I.V. Gerlah, K.V. &Epoevoj. Armavir: IP Shurygin V.E., 2019.
8. Gladilina I.P., Koroleva G.M. Rol& tradicionnoj narodnoj kul&tury v konsolidacii sovremennogo obschestva. Armiya iobschestvo. 2012; № 4 (32): 23 - 30.
9. Lukash S.N., Zuev V.A., &Epoeva K.V. Rossijskaya identichnost&: sozidatel&nyj potencial kul&tury kazachestva: monografiya. Armavir: RIO AGPU, 2020.
10. Vinogradov V.B. Rossijskost& kak paradigma severokavkazskogo istoriko-kul&turnogo edinstva v sostave Rossii. Rossijskost& v istorii Severnogo Kavkaza. Armavir: RIO AGPU, 2002: 3 - 11.

Статья поступила в редакцию 11.07.20

российская идентичность духовно-нравственное воспитание военнослужащие-контрактники малая родина культура каза чества российская цивилизация russian identity spiritual and moral education contract servicemen small homeland
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты