Спросить
Войти

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ НАД ПОСТАНОВКОЙ АНГЛИЙСКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Автор: Т.И. Сосновцева

9. Представляем научные достижения миру. Естественные науки: материалы IX научной конференции молодых ученых «Presenting Academic Achievements to the World». Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. Вып. 8. 224 с.

10. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле. 2020. Том 20. Вып. 1.
11. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Математика. Механика. Информатика». 2020. Том 20. Вып. 1.

Т.И. Сосновцева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ

НАД ПОСТАНОВКОЙ АНГЛИЙСКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Целью работы по практической фонетике английского языка на специальных факультетах вузов является развитие у студентов иноязычной артикуляционной базы и усвоение мелодической модели английской устной речи. В данной статье предпринята попытка ознакомить преподавателей с основными приемами работы над дыханием, дикцией и голосом с тем, чтобы студенты могли развивать профессиональные качества своего голоса на занятиях по практической фонетике.

ARTICULATION EXERCISES AS A PREPARATION STAGE IN DEVELOPING ENGLISH PRONUNCIATION

The purpose of the work on practical phonetics of the English language at special faculties in higher educational institutions is to develop students& foreign language articulation base and master the melodic model of English spoken speech. This article attempts to familiarize teachers with the basic techniques of working on breathing, diction and voice so that students can develop the professional qualities of their voice at the lessons in practical phonetics.

Начальная стадия обучения английскому языку опирается, в основном, на акустический и анатомо-физиологический аспекты фонетики, поэтому, прежде чем корректировать или ставить произношение, нужно знать, как работают наши органы речи, и уметь управлять их работой. Это тем более важно для будущих учителей.

Известно, что звуковая сторона языка выполняет образующую и опознавательную функции. Образующая функция заключается в том, что звуки речи выступают как строительный материал языка. Вторая функция проявляется в опознавании определенных лингвистических единиц. Это происходит благодаря постоянной связи звуковой стороны и значения единиц языка.

291

Звуковая сторона языка требует изучения с акустической, анатомо-физиологической и функциональной точек зрения. Звуки речи являются продуктом колебательных движений струи воздуха в голосовых связках, полости рта и носа. Различные по высоте, интенсивности и длительности колебания воздушной струи формируют разные звуки речи. Изучением звуков речи с этой точки зрения занимается акустическая фонетика. Работу произносительного аппарата человека изучает анатомо-физиологический аспект фонетики. Лингвистический или функциональный аспект фонетики рассматривает звуковую сторону языка с точки зрения ее функции в процессе общения.

Учителя можно сравнить с актером, который должен уметь держать внимание аудитории. Это достигается четкостью, ясностью и выразительностью речи. Вялая и неточная артикуляция, так же как и быстрое проговари-вание слов, делают речь непонятной и невыразительной. Чтобы овладеть ясной и четкой дикцией, требуется специальная тренировка.

При обучении произношению используются два метода обучения -имитативный и артикуляторно - аналитический. Представляется, что предпочтительнее использовать второй метод, так как имитативный метод предполагает воспроизведение на слух иностранных слов, имитируя произношение преподавателя. Такой метод оправдал себя при работе в детской аудитории, потому что у детей подражательные способности развиты больше, чем у взрослых. Поэтому при обучении студентов, будущих учителей английского языка, следует опираться на артикуляторно - аналитический метод, хотя имитация звуков за преподавателем или диктором несомненно важна.

Целью работы на занятиях по практической фонетике на специальном факультете вуза является развитие у студентов иноязычной артикуляционной базы и овладение мелодической моделью английской устной речи. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: научить студентов осознавать работу артикуляционного аппарата и подвергнуть произносительный аппарат такой тренировке, при которой вырабатывается автоматизм произносительных навыков. Хорошо продуманная система упражнений поможет студентам правильно владеть своим дыханием, голосом и совершенствовать свою дикцию.

Различают два вида дыхания: дыхание речевое, когда человек дышит через рот в момент речи, и дыхание физиологическое, когда легкие наполняются воздухом через нос. При физиологическом дыхании вдох и выдох приблизительно равны по длительности. При дыхании во время говорения вдох значительно короче выдоха. Речевой поток укладывается на выдохе, поэтому важно научиться правильно регулировать вдох и выдох. Для этого необходимо выполнять специальную дыхательную гимнастику. Выполняя дыхательные упражнения следует добиваться, чтобы время вдоха уменьшалось, а время выдоха увеличивалось. Это способствует выработке легкости и гибкости дыхания. В дыхательных упражнениях выдох сопровождается произнесением различных щелевых согласных. Например. Выдохнуть насколько возможно воздух из легких. Медленно сделать полный глубокий

292

вдох (3 секунды), затем задержать дыхание (1 секунда) и выдох на звуке [ф]. Затем к нему присоединить звуки [с] и [ш]. Повторить упражнение 3-4 раза. Научившись правильно дышать, можно переходить к следующему этапу, к постановке голоса. Точное знание собственного центра голоса раскрывает большие возможности для его совершенствования. Центр голоса - это та часть речевого диапазона, на которой звуки речи произносятся без мышечного напряжения. Найти центр своего голоса и овладеть им в речи - значит застраховать себя от утомлений голосового аппарата и от его профессиональных заболеваний. Для этого необходимо использовать определенную систему упражнений. Например. Воспроизвести точную артикуляцию взрывного согласного [б] или [п], создав губами препятствие для выдыхаемого воздуха, мысленно произнести этот звук. Затем также беззвучно протянуть на выдохе звук [и]. Выдох должен быть долгим. Снова вдохнуть носом и беззвучно произнести согласный [б] или [п] с гласным [э]. Проделать это упражнение с гласными [а], [о], [у], [ы]. Затем произнести вслух два раза подряд сочетания [би-бэ-ба-бо-бу-бы, пи-пэ-па-по-пу-пы]. Проделать такое же упражнение со следующими парами взрывных согласных [д-т][г-к]. Помогает беззвучное чтение фразы с большим количеством слов, начинающихся с взрывных согласных: От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт. При этом необходимо четко артикулировать каждый согласный звук и выдыхать на гласных (они произносятся беззвучно). Затем сказать эту фразу вслух. В результате выполнения таких упражнений говорящий всегда попадает на свойственный ему центр (середину) голоса.

Поставить голос - это значит развить его силу и звучность, придать ему гибкость, увеличить его диапазон. Голос возникает на дыхании, поэтому упражнения на постановку голоса одновременно направлены и на постановку дыхания. В речи вместо длинного полного вдоха обычно встречается очень короткий и быстрый вдох - «добор». Сделав в начале фразы полный вдох, в паузах между словами достаточно его «добирать», так чтобы в легких всегда был запас воздуха для небольшого отрезка речи.

Для постановки голоса полезны упражнения на достижение правильного направления звука с использованием сонорных согласных звуков [м], [н], [л]. Например. Сделать вдох и протянуть на среднем уровне ряд следующих звукосочетаний: ммимм, ммэмм, ммамм, ммомм, ммумм, ммымм... Снова вдохнуть воздух и протянуть их повысив голос на полтона вверх, затем поднять уровень еще на полтона. Повышать на 3-4 ступени вверх, затем так же постепенно понижать голос.

Обучающиеся с заметным носовым оттенком звучания должны начинать тренировку голоса в сочетании гласных не с сонорными согласными, а со взрывными [б], [д], [г].

Очень эффективны упражнения для постановки правильного направления звука с использованием пословиц и коротких стихотворных текстов. При выполнении таких упражнений необходимо следить за тем, чтобы ударные гласные попадали точно в резонатор, а неударные не снимались с

293

дыхания, чтобы не пропадали согласные звуки, которые формируют слово. Учащимся с зажатой челюстью лучше тренироваться на строчках, где часто встречается ударный звук [а].

Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы можно тренировать следующим образом. От удобного нижнего звучания, повышая произнесение пословицы по полутонам, довести голос до удобной высоты, а затем, постепенно понижая его, вернуться к исходному звучанию. Все слова пословицы произносятся на одной высоте и на одном дыхании.

Вдох - Красна песня ладом, а сказка - складом.

Также полезно тренировать повышение и понижение голоса по словам. Тренировочный текст надо произносить сначала негромко, осторожно, повышая каждое слово (в пределах своего диапазона); затем каждое слово произносить с понижением. Дыхание брать после каждой длинной строчки.

тенями. черными своими гора и задымилася лучами, (вдох) отвесными палит пора полдневная

Вдох. Уже

При обучении произносительной стороне речи необходима работа по постановке дикции с тем, чтобы все звуки в общем потоке речи произносились четко и чисто. К.С. Станиславский говорил: «Гласные - это река, согласные - берега, а без них наша речь - болото» [1]. Для достижения хорошей дикции необходимо иметь хорошо тренированный артикуляционный аппарат и полностью владеть им. Работа над дикцией ведется не только в течение периода вводного коррективного курса, но и продолжается затем на занятиях по фонетике.

Все упражнения по технике речи, а особенно в работе над дикцией, проводятся с зеркалом. Желательно, чтобы зеркало было достаточно большим, и студент мог бы видеть все лицо. Так осуществляется зрительный контроль, который на данном этапе играет большую роль. Студент имитирует артикуляционные движения преподавателя, контролируя себя с помощью зеркала. Преподаватель не только показывает, но и объясняет, как работают органы речи. Таким образом, студент не только видит, но и ощущает работу органов речи.

Представляется, что начинать надо с упражнений, тренирующих работу органов речи в полости рта. Затем переходить к упражнениям для работы губ. Эта работа легко прослеживается с помощью зеркала.

Контроль за работой самого подвижного органа речи в полости рта -языка не всегда возможно осуществить с помощью зеркала. В данном случае важное место занимает осязательно - двигательный контроль. При этом полезно опираться на родной язык. Например, можно взять конкретный звук родного языка и сравнить его артикуляцию и место положения того или иного органа речи с артикуляцией английского языка.

Работа над постановкой произношения должна проходить поэтапно, от выполнения простейших артикуляционных упражнений до чтения скороговорок. Так за «немыми» артикуляционными упражнениями следует произносить отдельные звуки, давать пары контрастных по артикуляции звуков, например: 1:-и:; у^; е-ж; 1:-а:. Следующим этапом может быть произнесение сочетаний звуков и коротких слов.

Наконец, когда студенты научились владеть органами речи, можно предложить работу над английскими скороговорками. Скороговорка представляет собой полезный материал для работы над дикцией. Она содержит интересный звуковой материал, представляющий определенные трудности для произношения, кроме того, часто имеет шутливый смысл.

При работе со скороговорками достигаются две цели: продолжается работа над дикцией и ведется работа над интонацией, а именно, над темпом речи. Важно, однако, начинать работу над скороговоркой в медленном темпе, следить за четким произношением звуков и определить ее значение и эмоциональную окраску. Произнесение скороговорки не должно быть монотонным. Выполнение данного требования является начальным этапом в работе над выразительным чтением. Правильное деление на смысловые группы, верное употребление повышающегося и понижающегося тона, смена темпа и правильное ударение - все это способствует развитию выразительности речи у студентов. Только после того, как студенты освоили артикуляцию трудных сочетаний, можно постепенно убыстрять темп.

Так как скороговорка представляет собой богатейший материал для работы над постановкой произношения в целом, то начинать читать скороговорки на русском языке можно уже на самом начальном этапе. Эта работа будет готовить студентов к чтению английских скороговорок, которые по сложности фонетического материала как бы завершают систему упражнений по артикуляции звуков.

Список использованной литературы

1. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М.: Азбука, 2015
практическая фонетика иноязычная артикуляционная база приемы работы над дикцией. practical phonetics foreign language articulation base basic techniques of working on diction.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты