Спросить
Войти

ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И РОССИИ

Автор: Масляков Владимир Владимирович

УДК 37.035.6

doi 10.24411/2221-0458-2020-10041

ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И РОССИИ

Масляков В.В., Толочкова Т.Н., Толочкова А.Н.

Саратовский медицинский университет «Реавиз», г. Саратов

PRINCIPLE OF NATIONAL CHARACTER IN MODERN EDUCATION (BASED ON SAMPLE OF JAPAN AND RUSSIA)

V. V. Maslyakov, T.N. Tolochkova, A.N. Tolochkova Saratov Medical University REA VIZ, Saratov

Статья посвящена проблеме взаимообусловленности и взаимовлиянии национальной культуры и образования на примере России и Японии. В частности, авторы обращают внимание на то, что особое звучание на современном этапе развития российского общества и государства должно придаваться системе образования с точки зрения национальной культуры. Направленное в будущее, оно закладывает перспективы развития страны, выстраивая концепцию обучения и воспитания будущих поколений - носителей национального характера. При этом в качестве успешного примера синтеза национальной культуры и образования, авторы предлагают рассматривать Японию. Взгляд на японский образовательный опыт связан с тем, что педагогическая система, принятая в Японии, является систематизированной и профессионально грамотной, что способствует гармонично выстроить воспитательные моменты в данной стране.

The article is devoted to the problem of interdependence and mutual influence of national culture and education on the sample of Russia and Japan. In particular, the authors draw attention to the fact that the special sounding at the present stage of the development of Russian society and the state should be attached to the education system from the point of view of national culture. Directed into the future, it lays the prospects for the development of the country, building the concept of education and upbringing of future generations - carriers of a national character. At the same time, as a successful example of the synthesis of national culture and education, the authors propose to consider Japan. A look at the Japanese educational experience in this article is related to the fact

that the pedagogical system adopted in Japan is systematized and professionally competent, which helps harmoniously build up educational moments in a given country. Keywords: national culture; education; Russia; Japan

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма» [1], писал великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский. «Русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится.. .Нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству; а её-то именно, её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей родины» [1].

Необходимо отметить тот факт, что если отследить долгий путь развития педагогической науки в Российской Федерации, то возможно проследить одну тенденцию. Данная тенденция, по нашему убеждению, переходит из одной эпохи в другую. Она связана с тем, что Россия постоянно и слепо стремится к заимствованию у зарубежных стран опыт, связанный с педагогикой. При этом,

внедрение этого опыта, зачастую не согласуется с образом мышления собственного населения. Одновременно Российская педагогическая наука упускала другой немаловажный факт, который связан с тем, что педагогика должна прививать у молодого поколения позитивные качества, связанные с национальным характером. Именно эта ценность зачастую ставится во главу угла в зарубежной педагогике.

Некоторые исследователи проявляют обеспокоенность связанную с тем, что «школа в России, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями» [2]. «Главным же в человеке - его сердечным и душевным здоровьем, укреплением его духа - все занимаются лишь вскользь» [3]. Согласно лучшим образцам, которые представлены в отечественной и зарубежной

педагогической науке, несомненным остается тот факт, что самые передовые достижения, связанные с педагогикой, не располагают никакой силой и крепостью, в том случае, если их не суметь нанизать на один крепкий педагогический стержень.

Этим стержнем является воспитание подрастающего поколения в духовности и высокой нравственности. Не вызывает сомнения, что вектор такого образования должен быть неразрывно связан с национальными ценностями и традициями, потому что «образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития» [4].

Нельзя не согласится таким фактом, что «.. .школьники должны ясно сознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взглядах, поступках людей лишь с позиций абстрактного, наднационального морализма являются социально ущербными, поскольку могут способствовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интересам Отечества» [5].

В рамках данной работы не стояла задача провести анализ всей совокупности проблемных моментов, возникших в педагогической науке современной России. Вместе с тем, сложившаяся ситуация может дать толчок для проведения исследований, связанных с исследованием как педагогических, так и социальных наработок, имеющихся в зарубежных странах. Это связано с тем, что, несомненно, основой, которая является познанием всеобщего, служит

изучение единичных, частных явлений. Не может вызывать сомнения тот факт, что при проведении анализа конкретного зарубежного опыта, связанного с педагогикой, нельзя не брать во внимание различия в менталитете другого государства, того исторического пути, которое оно прошло, то есть придавать особое значение сформированному столетиями национальному характеру.

В частности, по мнению австрийского политолога Отто Бауэра, «национальный характер представляет собой сочетание физических и духовных черт, которые отличают одну нацию от другой» [6]. При этом ученым делается акцент на том, что определяющими становятся социальные механизмы воспроизводства культуры и наследования национальных особенностей, т.е. культурных ценностей и традиций. Существует естественно-историческая детерминация воспроизводства

национального характера и самой нации, а также осуществления процесса

нациогенеза: «Никогда нация не есть только естественная общность, она всегда еще и культурная общность» [6].

В свою очередь, образование есть одна из форм функционирования культуры, способ ее постоянного обновления и совершенствования. Формирование любой культуры нации производится при помощи приобретения

новых знаний, их передачей, которая осуществляется при педагогическом образовании. Конечным итогом является то, что создание отвечающей данной национальной культуре, ее прогресс, кризисные ситуации всецело

предопределяются качеством образования, которое дается в конкретном государстве. В связи с этим становится понятным, какое значимое значение необходимо отводить образованию в рамках нынешнего государства. Основной задачей

образования является обеспечение высокого уровня культуры нации для того, чтобы общество могло осуществить порученную ему функцию.

Взгляд на японский образовательный опыт, проведенный в представленной статье, связан с тем, что педагогическая система, принятая в Японии, является систематизированной и профессионально грамотной, что способствует гармонично выстроить воспитательные моменты в данной стране.

Как подчеркивал академик Д.С. Лихачев «Образование, подчинённое задачам воспитания. - вот то, что нам нужно в XXI веке» [7]. Однако, не смотря на всю парадоксальность, осуществление данного завета, который дал выдающийся российский мыслитель в значительной степени произошло не в России, а в Японии.

Вызывает уважение тот факт, что Япония, в рекордно короткий исторический срок, началом которого является окончание Второй мировой войны, из государства, которое контролировалось оккупационными

американскими властями, а экономику которой трудно было назвать эффективной, была превращена в процветающую державу с высочайшей экономикой. Успехи, которые Япония достигла в социальной сфере и экономике, сами японцы неразрывно связывают с идеей уникальности и силой национального характера.

Анализом проблемы природы и развития характера, присущего для жителей Японии, проблем, связанных с слиянием на него факторов, имеющих внешнее влияние, занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Следует упомянуть таких ученых, как Р. Бенедикт [8], Т.П. Григорьева [9], А.Е. Жуков [10], А.Н. Игнатович [11], С. Иэнага [12], Н.И. Конрад [13], М.Н. Корнилов [14], И.Д. Ладанов [15], А.Н. Мещеряков [16], Э.В. Молоднякова [17], К.О. Саркисов [18] и др.

Вопросы воспитания, связанные с прививкой традиционных нравственных ценностей в Японии, были изучены рядом исследователей. Среди которых следует упомянуть такие фамилии, как Л.Д. Гришелева [19], Н.Ф. Лещенко [20], С.Ч.

Лим [21], Ю.Д. Михайлова [22], В.Т. Нанивская [23], С. Сайто, Т. Ямасита и другие.

В ряду основных преимуществ и качеств, присущим японскому

национальному характеру, аналитики определяют следующие: уважительное отношение к жизни, ощущение величая жизни. Многие японцы стремятся к гармонии, уважительное и очень вдумчивое отношение к природе. Чувство патриотизма, особое отношение к истории, традициям Родины, верность этим традициям. Для людей, проживающих в этой стране характерна проявление особых любовных чувств к своим предкам, преданность заветам, данным предками. Граждане этой страны почитают свою малую Родину, уважительно относятся к религиозным верованиям, традиционно распространенным в этой стране, при этом они проявляют религиозную терпимость, уважают культуру других народов, проявляют любовь к людям. Японцы достаточно миролюбивы, добродетельны, совестливы, добры, проявляют

уважительное отношение к верховной власти, проявляют сыновью

почтительность, уважают членов семьи, почитают старших по возрасту. В этой стране развито уважение учителей и учительства. Развито чувство послушания и повиновение старшему поколению, чувство благодарности, законопослушание

и воспитанность, чувство благородства, развито трудолюбие, добросовестность, чувство умеренности, бодрости, коллективизма, общинности, дружелюбия, уважения к принадлежности к определенному классу. Японцы ставят общественные интересы выше

собственных, для них характерны искренность, отсутствие склонности к конфликтам, чувство справедливости, скромности, оно достаточно молчаливы, развито чувство юмора. Как правило, они предупредительны, вежливы, учтивы, имеют чувство такта, высокую терпимость, обладают самоконтролем, дисциплинированностью, умением

контролировать волю. Они мужественны, настойчивы, целеустремленные. У японцев хорошо развито чувство долга. К немаловажным качествам следует отнести такое качество, как хорошо воспринимать эстетические качества, при этом они стремятся привнести эстетику в повседневную жизнь. Японцы стремятся к порядку, проявляют любовь к искусству, интуитивно чувствуют музыку, стремятся к душевному равновесию. Владеют методикой самопогружения и

самосозерцательностью. Самосовершенствуются, имеют высокую адаптивность и практичность.

Ведущее место в педагогической практике нынешней Японии отводится вопросам, связанным с нравственным

воспитанием. Одной из задач правительства Японии закачается в постоянном пристальном внимании морально-патриотического облика своего населения, а также сохранение самосознания, связанного с

национальностью. Кроме того, большое значение отводится процессу воспитания «идеального японца». Данное понятие описано в документе, который получил название «Описание идеального японца» и было издано Центральным советом по образованию в 1966 году [24]. Согласно данному документу, были выделены 4 основные группы, в которых вошли 16 качеств.

К первому качеству относят индивидуальные, они связаны с развитием свободы, индивидуальности, развивать чувства эстетики, уметь сдерживать свои желания, уметь самостоятельно выполнять свои дела.

Вторая группа качеств связана с семьей. Сюда относят возможность превращения домашней обстановки в место, созданное для любви, отдыха и воспитания детей. При этом дом должен быть открыт для других людей.

Третья группа качеств определена как член общества. Сюда относят преданность своей работе, оказание содействия благосостояния общества, развитие творческих качеств, уважение к социальным ценностям.

Четвертая группа связана с гражданскими качествами. Это развитие патриотизма, чувства уважения и почитания государственной символики, стремление к обладанию наилучшими национальными качествами.

При этом большое значение отводится развитию активной личностной позиции в обществе.

По мнению властей, процветание государства напрямую зависит от воспитания духовных ценностей у каждого жителя этой страны. В связи с тем, что Япония расположена на островах, что предопределяет ее изолированность от других культурных цивилизаций, в этой стране развито особенное почитание религии. Другой особенностью Японии является тот факт, что в ней не наблюдались длительные периоды, связанные с иноземным правлением. Исключением является период оккупации с 1945 года по 1952 год. Япония отличается способностью с умом повторять и искусно проводить адаптацию заимствования к японской среде. Все это является основополагающим фактором, который определи менталитет этой страны.

Все самые ценностные качества, характерные для японцев могут быть отражением результата воздействия на духовный процесс развития народа разнообразных религиозных течений. К

которым можно отнести буддизм, конфуцианизм, христианство, синтоизм. В миропонимании жителей этой страны значительное место принадлежит отношению к Родине. Именно с этим связан тот факт, что социальной нормой в этой стране является беспредельная любовь к своему государству. Япония олицетворяет восточный тип культуры, характерными качествами которого являются стремление к поддержанию и сохранению традиционных ценностей, норм культуры и обычаев. Все это, в конечном итоге, нашло свое отражение, в политике, связанной с образованием. В японском варианте основой

педагогического образования является системное нравственное воспитание, которое переходит из возраста в возраст. Система, связанная с моральным воспитанием молодого поколения, нашло документальное подтверждение уже с конца XIX столетия. При этом, интерес вызывает тот факт, что методы и способы воспитания, характерные для жителей этой страны являются непреходящими ценностями. Как результат этого можно отметить тот факт, что в XX веке, результатом такого воспитания явилось противопоставление процессам,

связанными с глобализацией Данный процесс, зачастую приводит к негативным последствиям, что у японцев, которые трепетно относятся к своим традициям,

сложившимся за многие века, вызывает чувство стойкого неприятия.

Рациональным ответом на вызовы, связанные с глобализацией, в Японии стали переориентировка систем воспитания и поучения образования нате ценности, которые характерны для японского общества. Это проявление любви к родине, и опыт, который был накоплен за многие века существования этого государства, что позволило создать собственный ориентир на духовно-нравственное воспитание. По большому счету, Япония сумела показать всему мировому сообществу уникальность и волю своего национального характера. В конечном итоге, это ей помогло защитить основные черты, присущие для японского характера и начиная с рождения, воспитывать в свих гражданах эти черты, что в результате, помогло Японии оставаться одной из мощных мировых держав.

Всем известно, учительская работа в Японии относится к одной из самых престижных и высокооплачиваемым. При этом государство вкладывает столько финансов, сколько их требуется на самом деле. Народная мудрость, накопленная за многие века, связанная с традиционным почитанием образованных людей и профессии учителя сформировало следующий подход, после окончания школьного обучения, из школы должны

выходить не только всесторонне грамотные и воспитанные люди, но и граждане, которые способны развивать национальному процветанию.

Не зависимо от того, что при создании школ в Японии был использованы отдельные модели, которые применяются в США и Франции, японскую школу можно назвать абсолютно уникальной. Это связано с тем, что она «культивирует национальный дух, формирует соответствующие моральные качества, развивает традиционные черты национального характера, используя в качестве опорных основ идеи влиятельных философских, религиозномировоззренческих, этических учений» [25].

Стоит отметить, что принцип национального характера как основы для построения общества и государства закреплен и в основном законе об образовании Японии. Так, согласно новому основному закону, связанным с образованием, который был введен в 2006 году и сменил закон, который был принят в 1947 году, имеется указание на то, что здоровый и нужный процесс, который помогает нации в построении нравственно красивой страны, является воспитание любви к своей родине, воспитание культуры и уважение к традициям своего народа. Здесь необходимо отметить тот факт, что дискуссии, связанные с

пересмотром Базового закона об образовании, приобрели характер значимых и заняли важное место среди внутриполитических событий Японии. Согласно сообщениям, которые были представлены в японской газете «Нихон кэйдзай симбун», данное событие стало пятым, которое потребовало большое количество времени на его обсуждение в послевоенной истории Японии. Так, согласно данной газете, время, затраченное на обсуждение данного документа в парламенте, составило больше ста часов. Данное событие произошло в ноябре 2006 года [26]. Все это подчеркивает значимость данного события для японского общества.

Что касается оценок базового закона об образовании в японском обществе, то здесь довольно подробную картину рисуют результаты регулярных

социологических опросов, проводимых авторитетными печатными изданиями страны.

По данным газеты «Иомиури», в целом одобрили правительственный проект 66% общего числа респондентов. Против проекта высказались всего 14% респондентов. В ходе опроса были также заданы вопросы по поводу ряда новых положений, внесенных в законопроект. Почти половина (48%) сочла необходимым включить в закон тезис о «богатом эстетическом и нравственном

воспитании». Хотели бы вы видеть в законе упоминание о формировании «духа уважения к общественному долгу» - 36%, а о воспитании «стремления вносить вклад в развитие мирового сообщества и мира во всем мире» - 29% опрошенных. А вот самое дискуссионное положение о «любви к своей стране и родине» разделило 4-е место с положением о «внимании к связи работы и личной жизни, воспитании уважения к труду» (26%) [27].

Таким образом, 2/3 опрошенных в мае 2006 года в целом одобрили пересмотр закона об образовании.

Если обратиться к содержанию указанного выше закона, то интересной является статья, определяющая цели образования. Она указывает на необходимость богатого нравственного воспитания, что позволяет сделать вывод об особом, даже первостепенном значении данного направления в общей концепции будущей образовательной системы Японии. Также в законе прослеживается унификация в этой системе собственно обучения и морально-нравственного воспитания, причем с явным акцентом на воспитание. И это видится вполне оправданным, поскольку объединение воспитания и обучения в едином образовательном процессе является важной предпосылкой для развития гармоничной личности, а также

сохранении и воспроизводства

национального характера.

В свою очередь, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [28], также обращает внимание на человеколюбивый тип просвещения. В данном законе перевороченными целями являются жизнь и здоровье человека, соблюдение его прав и свобод, свободное развитие личности. Немаловажное значение отводится вопросам, связанным с воспитанием уважением друг друга, любви к труду, воспитанию достойного гражданина и патриота, способного не боятся ответственности. Гражданина, который имеет правовую культуру, бережно относится к природным богатствам, среде, которая его окружает. Способен рационально использовать недра. Кроме того, данным законом предусматривается создание единого образовательного пространства во всех регионах РФ. Он направлен на защиту и должен способствовать защите и развитие культурных особенностей, связанных с этносом и традициями народов, которые проживают на территории России, с учетом того, что здесь проживают многочисленные народы. Однако данные положения, как и многие другие, зачастую носят декларативный характер и зачастую не воплощаются в реальной жизни.

Известный российский историк В. О. Ключевский отмечал, что «национальный правовой характер русских проделал значительную эволюцию на двух основных социальных этапах: первом - в связи с переходом языческого славянства к христианской культуре, втором - после церковного раскола и петровских реформ. Для первого этапа был характерен перевес начал этических и мистических над общественными и правовыми; для второго - наоборот, фетишизация формы, подавленность традиции формальным законом и утрата правовым сознанием русских некогда глубокого этического контекста» [29]. Третий этап фундаментальных изменений

национальной правовой культуры российское государство и общество переживает на современном этапе своего развития. Неоспорим тот факт, что национальная культура России во многом утрачивает свои основные социальные характеристики национального

самосознания и правосознания. Как уже ранее нами было сказано, опасной является тенденция современных российских политиков «привить» российскому обществу западные эталоны поведения вообще и правового, в частности. Мы солидарны с автором, который отмечает противодействие в обществе экспансии чуждой культуре. «На практическом и эмоциональном уровне

оно проявляется в сопротивлении национальной культуры, на теоретическом уровне - в понимании необходимости соответствия государственных и правовых учреждений реальным, а значит и национальным условиям» [30].

Однако данный процесс можно остановить только путем всеобъемлющего устранения препятствий к

самостоятельной творческой деятельности в сфере массового поведения в рамках основных конституционных институтов. Безусловно, необходимо отойти от изменения юридической формы и заняться наполнением содержания данных институтов. В данном случае следует говорить о преобразованиях, касающихся абсолютно всех сторон жизни российского общества: прогресс развития культуры немыслим вне потребностей

политической, социальной жизни общества.

Особое звучание на современном этапе развития российского общества и государства должно придаваться системе образования с точки зрения национальной культуры. Направленное в будущее, оно закладывает перспективы развития страны, выстраивая концепцию обучения и воспитания будущих поколений -носителей национальной характера. Не вызывает сомнения тот факт, что не что ионное, как степень образованности оказывает влияние на сформированность

культуры в целой нации. Именно от этого зависит быстро превращаются социальные и правовые требования в реалии каждодневной жизнедеятельности,

переход законодательных требований в правило. Функции образовательной системы заключается не в формировании у членов общества умения не только проживать в гражданском обществе и государстве, которое является правовым, но в формировании такого общества, с учетом национального характера. Особая значимость внедрения воспитания и обучения с учетом культурных особенностей определенной нации, предопределено тем фактом, что на жизненный путь вступают следующие поколения молодежи. Именно этим обусловлено то, что сменяющее молодое поколение воспринимает и пополняет опыт предыдущего поколения, при этом испытывает стремление к изучению новых событий, связанных с теорией и практикой.

Библиографический список

1. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании: антология гуманной педагогики. - Москва, 1998. -Текст: непосредственный.
2. Конрад, Н. И. Япония. Народ и государство: исторический очерк. -Петроград, 1923. - Текст: непосредственный.
3. Бородина, Н.Я. Главное в образовании -воспитание / Н.Я. Бородина. - Текст: непосредственный // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 11-22.
5. Лещенко, Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. - Москва, 2010. - Текст: непосредственный.
6. Бауэр, О. Национальный вопрос и социал-демократия. - Санкт-Петербург, 1909. - Текст: непосредственный.
7. Мартышин, О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации / О. В. Мартышин. - Текст: непосредственный // Государство и право. - №4. - 2005. -С.11.
8. Бенедикт, Р. Хризантема и меч : модели японской культуры : перевод с английского. - Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - Текст: непосредственный.
9. Григорьева, Т. П. Японская художественная традиция. - Москва: [Б. и.], 1979. - Текст: непосредственный.
10. Жуков, А. Е. История Японии. -Москва: [Б. и.], 1998. - Текст: непосредственный.
11. Игнатович, А. Н. Буддизм в Японии. -Москва: [Б. и.], 2002. - Текст: непосредственный.
12. Киященко, Н. И. Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика / Н. И. Киященко. Текст: непосредственный // Российская академия наук, Институт философии. -Москва: ИФРАН, 1998. - С. 176-177.
13. Корнилов, М.Н. Теория "массового общества" в современной японской социологии. - Токио, 1999. - Текст: непосредственный.
14. Кочкина, А. Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (на примере Японии): автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кочкина Анна Евгеньевна; Карачаево-Черкесский государственный университет. -Карачаевск, 2005. - С. 3. - Текст: непосредственный.
15. Саркисов, К. О. Россия и Япония. Сто лет отношений (1817-1917). - Москва, 2015. - Текст: непосредственный.
16. Михайлова, Ю. Д. Япония и Россия. Национальная идентичность сквозь призму образов. - Санкт-Петербург, 2014. - Текст: непосредственный.
17. Нанивская, В.Т. У истоков японского «группового сознания» (послесловие к русскому изданию) / В. Т. Нанивская. -Текст: непосредственный // Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе: перевод с японского / под общей редакцией и послесловие В. Т. Нанивской. - Москва: Прогресс, 1987.
18. Тацухиро, М. Нравственное воспитание в Японии - URL:

http://letidor.ru/article/nravstvennoe_vospit anie_v_yapo_125736/?ltd-cache=y (дата обращения: 05.03.2018). - Текст: электронный.

19. Гришелева, Л. Д. Формирование японской национальной культуры: конец 16-начало 20 вв. - Москва, 1986. - Текст: непосредственный.
20. Лим, С. Ч. История образования в Японии. - Москва, 2000. - Текст: непосредственный.
21. Лихачёв, Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. - Москва: Российский фонд культуры, 2006. - С. 77. - Текст: непосредственный.
22. Молоднякова, Э. В. Япония: опыт модернизации. - Москва, 2011. - Текст \\: непосредственный.
23. Нихон кэйдзай симбун. - 2006. - Текст: непосредственный.
24. Травников, Г. Н. Философско-антропологическая концепция инновационной педагогической деятельности. - Пермь, 2010. - 135 с. -Текст: непосредственный.
25. О русском национальном характере и его эволюции в связи с изменениями природных и социальных условий. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 4 томах. Т. 1. - Москва, [1906-1915]. - С. 386-397.
26. Пронников В. А. Японцы / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. - Москва, 1996. - Текст: непосредственный.
27. Иэнага, С. История японской культуры. - Москва, 2002. - Текст: непосредственный.
28. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.03.2018). - Текст : электронный.
29. Козлова А. Г. Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества / А. Г. Козлова, А. С. Роботова. - Санкт-Петербург, 2010. - С. 5. - Текст : непосредственный.
30. Мещеряков, А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. - Москва, 2006. - Текст : непосредственный.

References

1. Ushinsky K. D. O narodnosti v obshhestvennom vospitanii : antologija gumannoj pedagogiki [On the nation in social education: an anthology of humane pedagogy]. Moscow, 1998. (In Russian)
2. Conrad N. I. Japonija. Narod i gosudarstvo : istoricheskij ocherk [Japan. People and state: historical sketch]. Saint-Petersburg, 1923. (In Russian)
3. Borodina N. Ya. Glavnoe v obrazovanii -vospitanie [The main thing in education is education]. Vospitanie shkol&nikov [Teaching of schoolchildren]. 2011, no.1, pp. 11 -22. (In Russian)
5. Leshhenko N. F. Japonija v jepohu Tokugava [Japan of the Tokugava period]. Moscow, 2010. (In Russian)
6. Bauer O. Nacional&nyj vopros i social-demokratija [National question and social democracy]. Saint-Petersburg, 1909. (In Russian)
7. Martyshin O. V. Nacional&naja politicheskaja i pravovaja kul&tura v kontekste globalizacii [National political and legal culture in the context of globalization]. Gosudarstvo i pravo [], no. 4, 2005, p.11. (In Russian)
8. Benedict R. Hrizantema i mech : modeli japonskoj kul&tury : perevod s anglijskogo [The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture. Translated from English]. Moscow, Russian Political Encyclopedia Publ., 2004. (In Russian)
9. Grigorieva T. P. Japonskaja hudozhestvennaja tradicija [Formation of Japanese national culture (late 16-early 20 centuries)]. Moscow, 1979. (In Russian)
10. Zhukov A. E. Istorija Japonii [History of Japan]. Moscow, 1998. (In Russian)
11. Ignatovich A. N. Buddizm v Japonii [The Buddhism in Japan]. Moscow, 2002. (In Russian)
12. Kijashhenko N. I. Sovremennye koncepcii jesteticheskogo vospitanija : teorija i praktika [Modern concepts of aesthetic education: (Theory and practice)]. Russian Academy of Sciences, Institute of

Philosophy. Moscow, IFRAN Publ., 1998, pp. 176-177. (In Russian)

13. Kornilov M. N. Teorija "massovogo obshhestva" v sovremennoj japonskoj sociologii []. Tokio, 1999. (In Russian)
14. Kochkina A. E. Formirovanie nravstvennyh kachestv lichnosti v tradicionnoj sisteme vospitanija (na primere Japonii) : avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk : Karachaevo-Cherkesskij gosudarstvennyj universitet [Formation of moral qualities of the individual in the traditional system of education (besed on the sample of Japan): Cand.Ped.Sci.Diss., Karachaevsk-Cherkess State University]. Karachaevsk, 2005, p. 3. (In Russian)
15. Sarkisov K. O. Rossija i Japonija. Sto let otnoshenij (1817-1917) [Russia and Japan. One hundred years of relations (18171917)]. Moscow, 2015. (In Russian)
16. Mikhailova Yu. D. Japonija i Rossija. Nacional&naja identichnost& skvoz& prizmu obrazov [Japan and Russia. National identity through the lens of images]. Saint-Petersburg, 2014. (In Russian)
17. Nanivskaya V. T. U istokov japonskogo «gruppovogo soznanija» (posleslovie k russkomu izdaniju) [At the origins of Japanese "group consciousness" (afterword to the Russian edition)]. Kindergartens in Japan. Opyt razvitija detej v gruppe: perevod s japonskogo / Moscow, Progress Publ., 1987. (In Russian)
18. Takuhiro M. Nravstvennoe vospitanie v Japonii [Moral education in Japan]. Available at: http://letidor.ru/article/nravstvennoe_vospit anie_v_yapo_125736/?ltd-cache=y (access date: 05.03.2018).
19. Grisheleva L. D. Formirovanie japonskoj nacional&noj kul&tury: konec 16-nachalo 20 vv. []. Moscow, 1986. (In Russian)
20. Lim S. Ch. Istorija obrazovanija v Japonii [History of Education in Japan]. Moscow, 2000. (In Russian)
21. Likhachyov, D. S. Izbrannoe : mysli o zhizni, istorii, kul&ture [Selected works: Thoughts on life, history, culture]. Moscow, Russian Culture Fund, 2006, p. 77. (In Russian)
22. Molodniakova, Ye. V. Japonija : opyt modernizacii [Japan: experience of modernization]. Moscow, 2011. (In Russian)
23. Nihon Keizai Shimbun [The Japan Times]. 2006.
24. Travnikov G. N. Filosofsko-antropologicheskaja koncepcija innovacionnoj pedagogicheskoj dejatel&nosti [Philosophical-anthropological concept of innovative pedagogical activity]. Perm, 2010, 135 p. (In Russian)
25. Kluchevsky V.O. O russkom nacional&nom haraktere i ego jevoljucii v svjazi s izmenenijami prirodnyh i social&nyh uslovij. Kurs russkoj istorii. V 4

tomah [On Russian national character and its evolution in connection with changes in natural and social conditions]. Moscow, 1906-1915, vol. 1, p. 386-397.

Federation»]. Available at:

http://www. consultant. ru/document/cons_d oc_LAW_140174/ (access date:

05.03.2018). (In Russian)
26. Pronnikov V. A. and Ladanov I.D. Japoncy [The Japanese]. Moscow, 1996. (In Russian)
29. Kozlova A. G. Problemy vospitanija molodogo pokolenija v jepohu informacionnogo obshhestva [The Challenges of Nurturing the Younger Generation in the Age of the Information Society]. Saint-Petersburg, 2010, p. 5. (In Russian)
27. Ienaga S. Istorija japonskoj kul&tury [History of the Japanese Culture]. Moscow, 2002.
28. Federal&nyj zakon ot 29.12.2012 goda №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of December, 12th, 2012 «On Education in the Russian
30. Meshheryakov A. N. Imperator Mjejdzi i ego Japonija [Emperor Meiji and his Japan]. Moscow, 2006. (In Russian)

Масляков Владимир Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе частного учреждения образовательная организация высшего образования «Саратовский медицинский университет «Реавиз», г. Саратов, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Толочкова Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук частного учреждения образовательная организация высшего образования «Саратовский медицинский университет «Реавиз», г. Саратов, e-mail: mail@reaviz.ru

Толочкова Анна Николаевна - ассистент кафедры гуманитарных наук частного учреждения образовательная организация высшего образования «Саратовский медицинский университет «Реавиз», г. Саратов, e-mail: mail@reaviz.ru

Vladimir V. Maslyakov, Doctor of Medical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research Work at the Saratov Medical University REAVIZ, Saratov, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Tatiana N. Tolochkova, Candidate of Philosophy, Associate Professor at the Department of Humanities, Saratov Medical University REAVIZ, Saratov, e-mail: mail@reaviz.ru

Anna N. Tolochkova, Assistant at the Department of Humanities, Saratov Medical University REAVIZ, Saratov, e-mail: mail@reaviz.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2020

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЯ ЯПОНИЯ national culture education russia japan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты