Г.Г. Харьковская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИЛЯ АМПИР В СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ
The article deals with influence of style the empire style on modern lady&s wear. There are the modern youth dress with use of elements of style an empire style.
Дизайнеры одежды обращаются к историческому костюму, к моде прошлых лет и даже столетий как неисчерпаемому источнику вдохновения при создании современных коллекций. Всемирно известный модельер John Galliano в своих многочисленных интервью не раз заявлял, что мода прошлых столетий - для него главная муза и тема для вдохновения [б]. В последних коллекциях праздничных, вечерних нарядов для торжественных случаев Bill Blass, Martine Sitbon, Stella McCartney и другие кутюрье явно цитируют хорошо известный стиль ампир.
Целью данной работы является создание конкурентоспособного молодежного платья в стиле ампир, для чего следует напомнить историю возникновения и характерные черты этого стиля.
Стиль ампир в искусстве и одежде зародился в начале XIX в.
После революции (1789-1794 гг.) во французской модной одежде становится заметным стремление к простым и естественным формам. Желание выразить в костюме республиканские убеждения и принципы поведения привело к подражанию одежде древних греков и римлян, или, по крайней мере, всему, что считалось подлинно античным. Подражание греческим образцам обнаруживается прежде всего в женских платьях с высокой талией (без корсета), в свободно струящихся муслиновых одеждах, в сандалиях по античному образцу, с завязками вокруг икр, в оголенных руках, в глубоком вырезе на груди; римским - в прическе «a-la Titus» - короткой, гладкой или слегка завитой [2, с. 29].
В 1799 г. Наполеон Бонапарт провозглашает себя консулом, а в 1804 г. - императором. Во Франции формируется ампир (от фр. empire - «империя») - торжественный и величественный стиль, который в качестве государственного, официального быстро распространяется по Европе. В облике архитектурных сооружений и в интерьерах варьировались мотивы императорского Рима с атрибутами власти, военного триумфа и процветания: лавровые венки, гирлянды цветов переплетались с копьями, мечами, шлемами, факелами. Грифоны, львы, орлы, лебеди превращались в опоры столов, кресел, диванов. Бронзовые фигурки египтянок, крылатых гениев, муз и граций украшали часы, канделябры, камины. Всюду царили симметрия и строгий, торжественный ритм.
В новое столетие женщины вошли, не изменив античной моде, столь выгодно подчеркивающей красоту тела и благородное изящество движений. Дам называли не иначе как «прекрасные богини» [4, с. 187]. Модные фасоны менялись часто (с 1804 по 1814 г. -еженедельно), но силуэт и пропорции оставались неизменными: маленький лиф, очень высокая талия (под самой грудью), декольте, ниспадающая юбка (рис. 1).
Рис. 1. Платья в стиле ампир. XIX в.
Силуэт требовал сохранения античного величия и стройности, поэтому к концу первого десятилетия XIX в. возвращаются корсеты. Шлейф, создаваемый кроем, придававший фигуре больше изящества и подвижности, вскоре исчез - согласно императорскому указу его имели право носить только принцессы. Самая характерная форма рукава - фонарик, даже длинный и узкий рукав заканчивался фонариком у плеча. Появляется новый фасон - мамелюк: широкий рукав, собранный в нескольких местах лентами [4, с. 190]. С одеждой в стиле ампир носили кожаную обувь без каблуков [8].
Прически из коротких волос а-ля Титус и а-ля Каракалла, вошедшие в моду после того, как революция «свергла» аристократические парики, украшались, как в античности, лентами и диадемами. Пучки волос, собранные на греческий манер, укреплялись золотыми шпильками, сетками [4, с. 187].
Следующая моде женщина должна была иметь 365 шляпок, разнообразных по форме, - и береты, и цилиндры, и тюрбаны, и шляпы, похожие на шлемы, а также чепцы и капоры, которые украшались вуалями.
Стремление подражать гречанкам и римлянкам, всегда дополнявшим наряд большим покрывалом, породило страсть к шалям. Самыми модными и дорогими были прямоугольные, реже квадратные шали из шерсти тибетской козы - кашмирские, одноцветные, с широким узорчатым бордюром. Англичане еще в XVШ в. начали привозить их из Индии [4, с. 190], а позже наладили производство более дешевых подделок. Когда шали производились уже в огромном количестве, ими стали обивать мебель и использовать для драпировок. Производство шалей во Франции началось около 1805 г., до этого преобладали шали из Египта [5].
Двор императора в Париже блистал сказочной роскошью. Считается, что законодательницей моды в стиле ампир была Жозефина - первая супруга Наполеона [8]. Многие туалеты Жозефины выглядели необычайно: платье, покрытое лепестками роз, нашитых на тончайшую кисею; платье из перышек экзотических птиц, прикрепленных к основе жемчужинами; платье из тончайшего тюля, усыпанное звездочками [4, с. 189].
Коронация Наполеона и Жозефины была величественным спектаклем. Наполеон напоминал римского императора. Белое шелковое коронационное платье его супруги - модного «греческого» силуэта, со шлейфом и глубоким декольте - определило придворную моду и на время правления Наполеона, и на последующие годы. Свободные формы одежд времен Великой французской революции уходят в прошлое. С провозглашением Наполеона императором все более явственно становится тяготение к строгости костюмов прежних монархий.
Платья отличались простотой силуэта, изяществом отделки и обилием украшений. Дамы появлялись в свете в нарядах из тонких светлых материй, затканных по низу античными орнаментами, золотом и серебром, с накладными шлейфами из бархата (трен), в блеске золота и
драгоценных камней. Из украшений к нарядам в стиле ампир выбирали жемчуг (искусственный и натуральный), камеи, перстни, колье и ожерелья, которые оборачивали вокруг шеи несколько раз, множество браслетов (и на ногах, и на руках), диадемы и серьги с подвесками [8].
Поскольку рукава были короткими, носили длинные, до плеч, белые, нежно-зеленые или палевые лайковые перчатки (рис. 2). В костюмах придворных дам мягкий, пластичный силуэт нарядов в стиле мадам Рекамье сменяется силуэтом графически устойчивым. Платье надевают уже не прямо на тело, а на нижние юбки [4, с. 188].
«Реставрация» - не только в политической истории Европы, но и в истории моды - означает сознательное возвращение к ранее существовавшим формам. Длинные гладкие платья с высокой талией, преимущественно белые, с вышивкой цветным шелком или более изящной белой гладью по нижней кромке юбки носили еще в 1820 г. Однако теперь платье стало короче, приобрело трубчатую форму благодаря прямому крою, на нем прибавилось оборок и бантов, а талия поднялась едва ли не до плеч. Вверху платье закрывало шею, которую туго охватывали плотные брыжи; плечи подчеркивались маленькими шарообразными рукавами, к которым прикреплялись длинные трубчатые рукава, закрывающие руку до кончиков пальцев (рис. 3). У более легких нарядных платьев для танцев и визитов часто были короткие рукава с буфами, а на оголенные руки надевали длинные кожаные или матерчатые перчатки. У женщин снова появилось желание выглядеть более стройными; созданию такого впечатления способствовала высокая шляпа с цилиндрической тульей и широкими полями. Изящные остроносые матерчатые башмачки, которые подобно сандалиям времен Директории и Империи, завязывались узкими лентами вокруг лодыжек, все еще были без каблуков [2, с. 30].
Рис. 2. Жан Огюст Доминик Энгр. Мадемуазель Каролина Ривьер. 1805 г.
Исторический анализ возникновения стиля ампир в одежде показал, что основными чертами женских платьев в начале XIX в. были глубокие вырезы лифа, завышенная линия талии, длинный подол со складками, который переходил в шлейф, рукав-фонарик с широкой манжетой. Ткань для платьев выбирали шелковую или прозрачную тонкую, под которую шилась подкладка из плотного шелка. Постепенно в отделке платьев появлялись разнообразные орнаменты, вышитые гладью серебряной или золотой нитью. Спустя некоторое время шлейф исчез, подол становился все короче, открывая сначала туфли, а потом и щиколотку, декольте -менее глубоким.
Первым модельером нового, ХХ в. и выдающимся реформатором женского костюма был француз Поль Пуаре. Начиная с 1907 г. мастер предлагал клиенткам соблазнительные платья в стиле Директории, Консульства и Империи. Они не требовали использования жесткого длинного корсета, превращавшего женскую фигуру в подобие песочных часов и придававшего телу 8-образный изгиб. Теперь юбки падали прямыми стройными складками: у вечерних платьев - по-прежнему до самой земли, у прогулочных и визитных - до щиколотки. Линия талии сместилась под грудь, что позволяло создать более цельный образ, сгладить переходы от одного объема к другому (рис. 4). Пуаре заставил модниц отказаться от шуршащих нижних юбок, украшенных вышивкой, мережкой и кружевами. Впервые за последнюю сотню лет женщина получила возможность одеваться самостоятельно, без помощи горничной, шнуровавшей традиционный корсет [3, с. 226].
Рис. 4. Иллюстрация из альбома «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом». 1908 г.
Рис. 5. Модель Мариано Фортуни «Delphos». 1920
Фортуни Мариано (1871-1949) - дизайнер по текстилю и костюму - в своих работах не раз возвращался к стилю ампир. В 1906 г. под влиянием искусства Киклад выполнил «кносский» шарф из шелковой вуали. Употреблял его то в качестве головной повязки или тюрбана, то пояса, в частности для своего знаменитого наряда «Дельфос» (рис. 5), напоминавшего дорическую колонну цилиндрической формой, образованной плиссировкой (запатентованной в 1909 г.). Создал версии «Дельфоса» с рукавами и без них, с поясом на талии. Туалеты Фортуни выглядели еще более эффектно в движении. Айседора Дункан была одной из самых знаменитых клиенток мастера [1, с. 363-364].
В русской традиции платье с ампирной линией называют еще «платьем Наташи Ростовой», что связано со знаменитым фильмом «Война и мир» С. Бондарчука [1, с. 17]. В моде ХХ в. такой покрой ассоциируется с романтическим стилем и женственным образом.
Сегодня стиль ампир в женском платье переживает второе рождение благодаря современным дизайнерам. Первым, кто не только возродил, но и сделал ультрамодным этот силуэт, был Джон Галльяно (John Galliano) со своей коллекцией Dior Couture. Модельеры отказываются от свободного силуэта и отдают предпочтение женственному и сексуальному крою в духе ампир. Этот силуэт на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ девственной чистоты и невинности, граничащий с яркой сексуальностью. Дизайнерский дуэт Proenza Shouler сочетает топ в таком стиле со струящимся платьем в пол. Roberto Cavalli в своей осенней коллекции благодаря деталям в стиле ампир - завышенной талии и обнаженным плечам -воссоздает образ юной шекспировской Офелии. Француз Жиль Мендель (Gilles Mendel), работающий под маркой J. Mendel, включает в свою коллекцию несколько подобных силуэтов, повторяя грацию и аристократизм самой Жозефины. «Я люблю линии ампира за их особую сексуальность и некую невинность. Этот стиль не только символизирует даму из высшего света или особу королевских кровей, но и очень идет большинству женщин», - комментирует кутюрье
Сейчас легкие сарафаны, юбки и платья из воздушных струящихся тканей занимают достойное место в гардеробе модниц (рис. 6). Завышенная талия - современное воплощение ампирного стиля в одежде - создает грациозный силуэт, при этом выгодно скрывая всевозможные недостатки. Платья и сарафаны с завышенной талией, отличающиеся особой воздушностью и легкостью, удлиняют фигуру, зрительно делают ее более стройной. Современные платья в стиле ампир прекрасно подходят практически каждой девушке. В таком наряде субтильные модницы с мальчиковой фигурой обретают более плавные, женственные формы. Девушки невысокого роста кажутся чуть выше. Пышным красавицам предоставляется возможность выгодно подчеркнуть все достоинства своей фигуры, - к примеру, роскошную линию бюста, - и, возможно, скрыть пару лишних килограммов. Благодаря своей универсальности платья в стиле ампир спустя столетия вновь находятся на пике моды.
Рис. 6. Современные платья в стиле ампир.
Современный вариант ампирного стиля в одежде - «baby doll» - укороченные, коктейльные платья с завышенной талией, создающие кукольный и наивный образ. Однако baby doll уступает место классическому ампиру. Платья в пол, легкие и воздушные, с завышенной талией и нежной ленточкой под грудью создают не менее (а может, и более) чарующий образ, сочетающий невинность и сексуальность, строгость и роскошь, классику и современность. Отдавая должное стилю ампир, отметим, что о привлекательности и благородстве одежды, выполненной в лучших его традициях, говорят из года в год. Варианты свадебных и вечерних нарядов, выполненные в данном стилевом решении остаются, пожалуй, самыми актуальными на протяжении целых тысячелетий. Выбор невесты, отказавшейся от традиционного бального платья «Золушка» в пользу платья «а-ля Наташа Ростова», подчеркивает не только ее индивидуальный образ, но и говорит о наличии хорошего вкуса (рис. 7).
Рис. 8. Прототип.
Но вернемся к основной цели работы.
На первом этапе проектирования конкурентоспособного молодежного платья в стиле ампир был проведен патентный поиск для определения аналогов. В результате анализа в качестве прототипа проектируемого изделия выбрано платье-сарафан (рис. 8). Оно характеризуется следующими признаками: выполнением из однотонной полушерстяной ткани; прилегающим силуэтом; длиной выше колена; круглым вырезом горловины; съемным поясом с пряжкой по линии талии; конструкцией, состоящей из переда и спинки с горизонтальным членением под грудью и коротких втачных рукавов; застежкой на тесьму-молнию в среднем шве спинки; нагрудными вытачками из боковых швов; наличием 6 встречных складок на переднем полотнище юбки и 4 - на заднем, застроченных от линии притачивания лифа до уровня ниже линии талии; карманами в боковых швах юбки с пристегивающимися клапанами [7, с. 18]. Недостатками данного прототипа являются определенная жесткость, тяжеловесность и однообразное художественно-конструкторское решение платья, не соответствующее тенденциям современной моды, а также его повседневность и ограниченный осенне-зимний период носки, что обусловлено выбором однотонного полушерстяного материала.
При проектировании нового промышленного образца следовало устранить эти недостатки и создать современный более мягкий и легкий художественно-конструкторский образ платья, отвечающий тенденциям моды, с возможностью его использования в весенне-летний период.
Новый образец платья приобрел признаки, существенно отличающие его от прототипа. Платье выполнено из двух видов материала: тонкого трикотажного полотна коричневого цвета трех вариантов переплетений и легкой шелковой ткани с гладкой блестящей поверхностью и диагональным расположением на ней не ярко выраженных полос, плавно перетекающих одна в другую, в бело-желто-коричневой гамме. Использование трикотажного полотна в верхней части платья (уровень плечи - грудь) обеспечивает стабильность и зрительную устойчивость конструкции, тонкий блестящий шелк внизу (от линии под грудью и ниже) придает желаемую легкость и воздушность, обеспечивая струящийся и волнующий образ всей модели (рис. 9).
Легкость и воздушность платья подчеркиваются также силуэтом трапеция и длиной выше колена. Влияние стиля ампир прослеживается в горизонтальном членении под грудью, в сложном
фигурном и достаточно глубоком вырезе горловины, коротком рукаве, по форме слегка напоминающем фонарик. Проблема тяжеловесности и однообразия модели решена за счет использования трикотажа трех видов переплетения: перед лифа выполнен из трикотажного полотна с рельефным ажурным эффектом; спинка лифа - из гладкого трикотажного полотна; рукав - из ажурного трикотажного полотна; нижний край рукава, оформленный в виде манжеты, -из гладкого трикотажного полотна. Юбка из тонкой шелковой ткани расширена к низу. По линии соединения с лифом юбка вкруговую заложена редкими мягкими неглубокими односторонними складками, придающими дополнительную плавность и женственность линиям модели, так характерным для стиля ампир.
Рис. 9. Платье женское молодежное.
Таким образом, тема жесткости решена за счет использования редких мягких незастроченных складок, а также введения в модель элементов декора, представляющего собой два вида отделочной тесьмы коричневого цвета с эффектом легкого металлического блеска, отличающихся шириной. Сложный фигурный вырез горловины подчеркивается тремя рядами узкой тесьмы, а линия соединения лифа с юбкой - одним рядом широкой тесьмы. Декоративно-конструктивные элементы, акцентирующие основные ампирные линии в модели, сложное сочетание нескольких отличных по визуальному восприятию видов материала (ажурный трикотаж рукава, рельефный ажурный трикотаж переда лифа, тонкий блестящий переливающийся шелк юбки) придают платью определенную нарядность и торжественность.
Художественно-конструкторское решение платья соответствует современным тенденциям моды и позволяет использовать его в любой период года не только в качестве повседневного, но и нарядного. Технологичность конструкции обусловливает возможность его изготовления промышленными методами в условиях индивидуального и массового производств с использованием стандартного технологического оборудования и средств малой механизации. Авторские права на данную разработку защищены патентом на промышленный образец [10, с. 1011].