Спросить
Войти

ЖАНРОВАЯ САМОБЫТНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМЫ США ХХ ВЕКА В ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Автор: Котлярова Валентина Викторовна

УДК 821(7/8) - 2

ЖАНРОВАЯ САМОБЫТНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМЫ США ХХ ВЕКА В ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Валентина Викторовна Котлярова

к. филол. н., доцент, Ветеран труда

Челябинский государственный педагогический университет

454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69. Vadim_Lebedinskii@mail.ru

В данной статье исследуется жанровое своеобразие исторической и историко-биографической драмы США ХХ в. На материале драматургического творчества таких американских писателей, как М.Андерсон, Р.Шервуд, Б.Стэйвис, Д.Лоренс и Р.Ли, С.Левитт, Д.Шэри осмысляются проблемно-тематические, эстетические, методологические вопросы произведений данного жанра. Особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи документальности и художественности в исторических драмах первой половины и середины ХХ в. В контексте синтезирования научного и эстетического выявляется историзм художественного мышления драматургов США ХХ в., их стремление представить прошлое в связи с современностью и перспективой развития будущего.

Исследование закономерностей развития мирового литературного процесса от античности до современности немыслимо без обсуждения вопросов взаимодействия научного и художественного в произведениях разных эпох, наций, родов и жанров. Произведение искусства, вбирая в себя всё «многоцветье» бытия, становится своеобразным зеркалом, отражающим жизнь в разных аспектах и ипостасях - историческом, этнографическом, культурологическом, религиозно-философском, нравственно-этическом. Исходя из этого, следует, что «произведения художественной литературы и искусства - важный источник для понимания менталитета времени их создания... и для знания конкретных "исторических обстоятельств". Тем самым художественная литература и искусство приобретают значение источников, важных для историографических наблюдений» [Шмидт 1997: 115]. Однако следует помнить, что «смысловые глубины» произведения искусства, как мудп© Котлярова В.В., 2013

ро отмечал М.М.Бахтин, можно постичь только, исходя из «большого времени», т.е. в контексте динамики всей культуры человечества. Как известно, согласно его теории, обнаружение "всё новых и новых смыслов" возможно лишь в движении от "внутреннего диалога" - к большой Истории» [Андреев 2001: 5]. С концепцией «большого времени» М.М.Бахтина созвучно и «чувство Истории» Т.С.Элиота, и теория «длинных волн» современных литературоведов - авторов обширной работы «На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности». По нашему мнению, не утратила актуальной значимости и возникшая еще во второй половине XIX в. школа исторической поэтики, в трудах создателей которой (И.Тэн, Г.Брандес, А.Н.Ве-селовский) были заложены объективные критерии эстетических оценок, необходимых и современной филологии. Так, Е.М.Мелетинский особо подчеркивал: «Историзм является фундаментальным принципом в подходе к гуманитарным наукам, а историческая поэтика остается привилегированной областью применения исторического принципа» [Мелетинский 1986: 2]. В унисон с данным суждением звучит авторитетное утверждение Д.С.Лихачева: «...История не только мать истины, но исходная точка для художественных оценок произведения искусства» [Лихачев 1989: 38]. Подтверждение всему вышесказанному -коллективная монография «Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания».

Для культурологической парадигмы современной эпохи характерно синтезирование разных родов литературы, жанров, стилей, эстетических приемов и средств других искусств - живописи, музыки, танца, пантомимы, кинематографа, а также использование достижений НТР, компьютерных технологий в частности. При этом литература способна причудливо сплавлять воедино художественность и научность. Во имя правдивого изображения мира и человека она обращается к опыту гуманитарного научного знания - историко-философского, социологического, этнографического, психологического, естественно-географического. Прав В.Е.Хализев, который прозорливо заметил, что «художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродни трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов» [Хализев 2000: 105]. По нашему мнению, в наибольшей степени данные теоретические концепты подтверждаются практикой создания исторических и историко-биографи-ческих произведений художественной литературы, исторической драмы США ХХ в. в частности.

Интерес американских писателей к национальной истории и личности ее выдающихся деятелей - Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина возник еще на заре возникновения литератур Нового Света, в эпоху борьбы за независимость. Стремление осмыслить феномен американской свободы и «американской мечты» стало одной из главных тенденций развития как национальной, так и европейской художественно-публицистической мысли второй половины ХУШ в. Так, Томас Паунолл, один из колониальных губернаторов и друг Бенджамина Франклина, в «Памятной записке правителям Америки» (1783) писал: «Новый порядок вещей и людей, который понимает их так, как они есть на самом деле, и полагает истинной целью и совершенным благом политики не что иное, как Результат, который обеспечивает как равные права, так и равную Свободу, всеобщий Мир и беспрепятственное распространение счастья в Человеческом Обществе... Таков Принцип, заложенный в законе и деле, и это - отнюдь не умозрительная теорема» [Чайнард 1977: 249].

Данная интеллектуальная тенденция прослеживается в эпистолярных произведениях американской литературы 1780-1790-х гг. Например, в «Письмах американского фермера» Кревкера. Мировое значение войны за независимость в Новом Свете и ее победоносные результаты в своих блестящих речах убедительно доказывал выдающийся публицист Томас Пейн, заявляя, что дело Америки в большей мере есть дело всего человечества. Отзвуки американских революционных событий стали слышны в Европе «от Гвадалквивира до берегов Невы», означая «полную перестройку» политических и экономических международных отношений.

Американская революция, бурные события Войны за независимость и ее победа оказали существенное воздействие на формирование и развитие всей ранней литературы США, драматургии в частности. Несмотря на длительное господство в колониальной Америке идеологии пуританства, враждебной к искусству в целом, к драме и театру как «порочным» явлениям социума в особенности; патриотические пьесы создавались и ставились на сцене, вопреки всем религиозно-аскетическим запретам и указам властей. Авторы данных произведений сознательно обращались к исторической тематике, «понимая, что никакая выдумка не сравнится с реальными событиями по драматизму и накалу страстей» [Коренева 1997: 769].

Среди первых драматургов, художественно разработавших национальный военно-патриотический материал, - Хью Генри Брэкенридж -автор пьесы «Сражение при Банкер-Хилле» (1776) и трагедии «Смерть генерала Монтгомери во время штурма города Квебека» (1777); Джон

Дэйли Берк - создатель нескольких пьес, лучшей из которых, в оценке даже современных литературоведов, считается «Банкер-Хилл, или Смерть генерала Уоррена» (1797). Оба драматурга, представляя исторический трагический материал, опираясь на конкретные факты, изображая реально существовавших и влиятельных лиц эпохи Революции и Войны за независимость, стремились к той правде в искусстве, когда документальность и художественность слиты воедино. При этом им не удалось в полной мере решить эту сверхзадачу, находясь под влиянием европейской драматургии, эстетики классицизма в частности. Отсюда - патетика речей и односторонность в изображении персонажей, декламационность монологов, отсутствие живых диалогов и яркого развития драматического действия во времени и пространстве.

Наиболее талантливо и оригинально к военно-исторической тематике обращался первый американский профессиональный драматург Уильям Данлэп. Исследователи всех времен выделяют его пьесу «Ан-дре» (1797), считая ее, в какой-то мере, явлением зарождения новой подлинно национальной американской драмы. В ней, помимо правдивого изображения конкретных событий Войны за независимость и реальных исторических лиц, У.Данлэп проявил себя как художник-психолог, создавая сложные, лишенные схематизма ранних пьес характеры главных героев - Дж.Вашингтона и английского офицера - Андре. Историческая тематика разрабатывалась У.Данлэпом и в ряде других разножанровых пьес, среди которых - «Храм Независимости» (1799), «Солдат 76-го» (1801), «Ретроспекция, или Американская революция» (1802). Несмотря на свою яркую одаренность и стремление идти своим эстетическим путем, драматург испытывал сильное влияние многовековой европейской драматургии. Во всех его произведениях обнаруживается стилевой синкретизм, основанный на искусстве классицизма, сентиментализма, просветительского реализма, зарождающегося романтизма.

В недрах формирования американской национальной драматургии постоянно возникал вопрос о роли личности в истории. На сценических подмостках должны были появиться герои, воплощавшие всё лучшее, что было в народе и в эпохе. Прав Д.Чайнард, когда пишет, что «революция выдвинула две могучие фигуры, живо символизирующие страну, которую они создали: Джорджа Вашингтона и Бенджамина Франклина» [Чайнард 1977: 251]. Как идеал республиканского героя Дж.Вашингтон был прославлен в литературе и Нового, и Старого Света с конца XVIII в. на протяжении всего XIX в. Ему посвящались оды, поэмы, прозаические художественные и мемуарно-публици-стические произведения. Великолепны «Ода Наполеону Бонапарту» и

«Бронзовый век» Дж.Г.Байрона, где дано противопоставление Вашингтона будущим диктаторам. Как «первый» и «единый» «Американский Цинциннат» Вашингтон стал главным героем ранних американских патриотических драм, которые, не заботясь о строгой документальности в изображении исторических событий и лиц, стремились с эстетических позиций классицизма и романтизма передать масштаб этой Личности, создавшей «новый мир» и провозгласившей «Декларацию независимости». Величие образа Первого президента США впоследствии будет влиять и на художественное сознание американских драматургов ХХ в., исследующих проблемы развития национального исторического процесса, центральными фигурами которого в разные эпохи станут Авраам Линкольн и Франклин Делано Рузвельт.

Историзм художественного мышления драматургов США ХХ в. ярко и оригинально обнаруживается в значимости преемственных связей искусства ХУШ - XIX вв., подготовившего появление величавого трагедийного мира создателя национальной социально-психологической драмы - Юджина О&Нила; блестящей плеяды писателей 1930-1940-х гг., среди которых - Максвелл Андерсон, Роберт Шервуд, Клиффорд Одетс, Элмер Ройс, Торнтон Уайлдер, Лилиан Хеллман; авторов политических и исторических пьес «бессолнечных» 1950-х с такими лидерами во главе, как Бэрри Стэйвис, Джером Лоренс и Роберт Ли, Саул Левитт, Дор Шэри; выдающихся создателей «нового реализма» 1960-х - 1980-х гг. - Артура Миллера, Теннесси Уильямса, Лилиан Хеллман, Эдварда Олби и дерзких художников-экспериментаторов конца столетия. По нашему мнению, здесь тот «веер» культурных явлений, та их историческая, временная последовательность, которая, по мысли Осипа Мандельштама, «уступает место их рядоположенности в некоем умопостигаемом синхронном пространстве: в нем они равноправны, и потому обеспечены многообразием и полнотой связей и взаимовлияний. А это означает отмену дурно понимаемой идеи прогресса, идеи "улучшения", допускающей забвение тех явлений культуры в прошлом, что не удовлетворяют сегодняшней социальной конъюнктуре» [Мандельштам 1987: 55-57].

Таким образом, достижения и открытия драматургов США разных эпох не только не померкли в современной литературе, но и засияли яркими красками в условиях нового исторического времени, для культурологической парадигмы которого характерно синтезирование разных наук и искусств. Взаимосвязью художественной литературы, истории, социологии, психологии, публицистики во многом обусловлена жанровая самобытность исторической драмы США ХХ в. Экскурсы в прошлое во имя осмысления проблем современности предпринимали в 1930-1940-е гг. такие талантливые драматурги, как Максвелл Андерсон и Роберт Шервуд.

В истории формирования и развития национальной драмы США Максвеллу Андерсону (1888-1959) принадлежит особое и достойное место. Вместе с Юджином О&Нилом он работал над созданием отечественного репертуара, способствовал теоретическому осмыслению сущности основных эстетических принципов драматургического творчества. «Андерсон достоин известности. Он один из наших немногих настоящих драматургов, который в течение 25 лет снабжал нашу сцену потоком пьес, и все они несли на себе отпечаток его личности, его отношения к миру», - писал известный театральный деятель Гарольд Клермен [С1агтеп 1958: 33].

Центральное место в драматургическом творчестве М.Андерсона занимают исторические пьесы. В 1930-1940-е гг. он стал бесспорным театральным лидером данного жанра. Его исторические драмы отчетливо разделились на два тематических цикла - европейский и американский. В европейском цикле лидирует интерес автора к английской истории. Это - своеобразная трилогия, посвященная событиям английской действительности XVI в., «тюдоровский цикл» пьес, состоящий из драм - «Королева Елизавета» (1930), «Мария Шотландская» (1936), «Тысяча дней Анны Болейн» (1948). В европейский цикл пьес следует включить такие историко-биографические драмы, как «Жанна Лота-рингская» (1946) и «Босоногий в Афинах» (1951), главными героями которых являются Жанна Д&Арк и Сократ. Американская история оригинально интерпретируется М.Андерсоном в драмах - «Веллей Фордж» (1934), «Воцарение зимы» (1935), «Хай Тор» (1937), «Бескрылая победа» (1938).

Данные пьесы стали философско-эстетическим ядром творческой жизни М.Андерсона. По нашему мнению, их материал позволяет выявить самобытность художественного мира писателя. В них полнее всего развернуты его концепции исторического развития личности и государства. Не случайно в своих исторических драмах он обращается к самым сложным временам из жизни античности, средневековья, Ренессанса или рубежа XVШ-XIX вв. Здесь конкретный исторический конфликт приобретает широкое философско-этическое и психологическое истолкование как столкновение свободы и насилия, добра и зла, жизни и смерти. Философские размышления драматурга в сфере исторического жанра о соотношении человека и общества, свободы и власти, справедливости и произвола позволили ему, подобно Юджину О&Нилу, создать в американской литературе национальный вариант трагедии. При этом его эстетическая концепция трагического во

многом опирается на классические европейские образцы - античную трагедию, театр В.Шекспира, И.В.Гете, Ф.Шиллера. В отличие от Ю.О&Нила и других вышеназванных драматургов США ХХ в., М.Андерсон в своих исторических трагедиях проявил интерес к романтиче -ской манере письма. По этому поводу Джон Гасснер писал: «М.Андерсон стал для американского театра тем, чем Шиллер для немецкого и Ростан для французского. Он дал американскому театру романтическую трагедию» [Gassner 1959: 865].

Трагедия в представлении писателя была неотделима от поэзии. «Вместе с Гете я считаю, что драматическая поэзия является на сегодняшний день величайшим достижением человека на земле», - утверждал М.Андерсон [Anderson 1956: 48]. Данное убеждение драматург реализовал в своей художественной практике, начав писать свои трагедии белым стихом, который считали устаревшим и окончательно вышедшим из моды. Так в американский театр, который никогда не имел своего поэта-драматурга, пришла классическая традиция европейского театрального искусства, на высотах которой - Эсхил, Софокл, Еври-пид, Шекспир, Гете, Шиллер, Байрон, Пушкин, Лермонтов.

Блистательный цикл исторических трагедий в стихах в театре М.Андерсона представляют три пьесы, сюжетно-тематически связанные между собой. Это - «тюдоровский цикл» пьес из английской истории XVI в. С точки зрения исторической хронологии, его можно представить как развитие английского Ренессанса на материале событий и характеров, развернутых в пьесах - «Тысяча дней Анны Болейн» (1948), «Королева Елизавета» (1930), «Мария Шотландская» (1933). Типологически их все объединяет авторское стремление использовать историю как «эзопов язык» для обсуждения проблем современности. Вся философско-эстети-ческая концепция данной трилогии обращена к ХХ в.

В художественном мышлении М.Андерсона британское государство Тюдоров - модель современного деспотического мироустройства. Выведенные на сцену реальные исторические фигуры - Генрих VIII, Анна Болейн, королева Елизавета, Мария Стюарт, граф Эссекс не только тонко индивидуализированные герои, но и образы-символы, олицетворяющие универсальные морально-психологические явления. Центральной проблемой всех этих произведений является проблема истории и современности, что обусловливает их жанровую самобытность, своеобразие их поэтики. Так, обращает на себя внимание композиционная двуплановость данных пьес, когда, помимо первого, внешнего - исторического плана действия, существует второй - подтексто-вый, непосредственно связанный с современной автору действительностью. Это наиболее ярко проступает в созданной в эпоху маккартизма трагедии «Тысяча дней Анны Болейн». Здесь культ независимости духа, свободы личности, олицетворением которых становятся Анна Болейн и английские гуманисты - Томас Мор, Томас Уайт, - протест против «времени негодяев», вызов жестокости и конформизму эпохи маккартизма конца 1940-1950-х гг.

В художественном дискурсе этих пьес можно выявить типологию как внешнего, так и внутреннего конфликта. В каждой из трагедий -это роковой поединок двух ярких, сильных личностей - Генриха VIII и Анны Болейн, королевы Елизаветы и графа Эссекса, Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт. При этом М.Андерсон-художник сосредоточен не на социально-политическом, а на философском, нравственно-психологическом аспекте его развития. Из этого следует и взаимосвязь конфликта внешнего с конфликтом внутренним, приоритет которого позволяет драматургу, блистая мастерством психологического анализа, передать сложную «диалектику души» своих персонажей.

Углубляя историзм своих пьес, писатель талантливо использует подлинно научные факты и материалы, исследующие развитие как европейского, так и национального американского социума. В документальном дискурсе «тюдоровского цикла» пьес он включает в монологи и диалоги героев оригинальные стихи короля Генриха VIII, его мемуарные и дневниковые записи; использует материалы исторических хроник и философско-публицистической литературы эпохи английского Ренессанса. Жанровая самобытность всех исторических пьес Максвелла Андерсона - искусное синтезирование художественного и документального не столько во имя реставрации событий дале -кого прошлого, сколько для осмысления проблем современности, учитывая взаимосвязь прошлого, настоящего и грядущего. Суть своих духовных исканий драматург-гуманист выразил предельно четко: «Моя надежда состоит в том, что с течением времени человечество будет все более совершенствоваться в способности мыслить и быть великодушным... Мечта человечества заключается в том, чтобы сделать себя лучше» [Atkinson 1974: 282].

Исследуя жанровую сущность исторической драмы США ХХ в., следует обратить внимание на такую ее разновидность, как историко-биографическая пьеса. Ее утверждение в американской литературе ярче всего доказали биографические пьесы 1930-х гг., посвященные «отцам» национальной демократии - Джефферсону, Вашингтону, Линкольну. Это - «Велей Фордж» (1934) Максвелла Андерсона и «Эйб Линкольн в Иллинойсе» (1938) Роберта Шервуда. В них авторы стремились не только талантливо и документально точно воспроизвести

образы и картины героического американского прошлого, но и соотне -сти их с современностью.

Так, острый конфликт Джорджа Вашингтона с продажными политиканами конца XVШ в., ставший центром развития напряженного драматического действия в пьесе М.Андерсона «Велей Фордж», предвосхищает социально-политические противоречия США середины ХХ в. Роберт Шервуд (1896-1955), избравший жанр исторической и историко-биографической драмы своей писательской путеводной звездой, уже с первых своих пьес - «Дорога на Рим» (1927), «Мост Ватерлоо» (1930) показал взаимосвязь прошлого и настоящего.

В лучшей из своих пьес - «Эйб Линкольн в Иллинойсе», удосто -енной престижной Пулитцеровской премии, Р.Шервуд, используя обширный документальный материал, проявил незаурядный талант художника-психолога, социолога, философа. Исследуя проблему значимости личности в истории, развертывая процесс превращения «робкого провинциала» в человека, ответственного за судьбы нации, бор -ца за демократические и гуманистические ценности, писатель открывает оптимистические перспективы развития человечества. Однако в трагическом одиночестве Авраама Линкольна отразилась и глубоко современная скорбь драматурга, вызванная сознанием кризиса идеалов «Великого президента», оставшихся недосягаемыми и для Америки ХХ столетия.

Данная ситуация наиболее трагично обнаружилась с конца 1940-х гг. в 1950-е гг. в эпоху маккартизма с его преследованием свободомыслия и невозможностью открытой постановки и обсуждения наболевших проблем современности. В условиях «запуганных пятидесятых» историческая драма стала своеобразным «эзоповым языком», позволявшим выяснять вопросы мрачной действительности. Такими произведениями стали «Человек, который никогда не умрет» (1954) Бэрри Стэйвиса, драматизировавшего историю Джо Хилла - «трубадура рабочей Америки» и профсоюзного организатора; «Получит в удел ветер» (1955) Джерома Лоренса и Роберта Ли, представивших знаменитый «обезьяний процесс» Скоупса, учителя, посмевшего преподавать школьникам эволюционную теорию Дарвина; «Андерсонвильское дело» (1959) Саула Левитта, сумевшего воспроизвести с почти протокольной точностью заседание военного трибунала времен Гражданской войны Севера и Юга над комендантом первого в истории концентрационного лагеря Генри Вирцем.

Все эти пьесы могут служить замечательным образцом того, как кропотливо собранный и тщательно изученный авторами исторический материал превращается в произведение искусства. В их документальном дискурсе использовались мемуарные, публицистические, биографические источники; историография и журналистские расследования; подлинные материалы судебных процессов, ставших основой центрального драматического конфликта. Все они «пропущены» через призму художественного сознания творцов данных исторических пьес. Благодаря такой творческой обработке первоисточников, историческая драма не всегда открыто обнаруживает приемы документальности. Документ живет в ее подтексте и служит лишь отправным моментом для художественного исследования прошлого.

Так, например, материалы по делу Джо Хилла играют у Бэрри Ст-эйвиса роль канвы, скрытого ориентира. «Аромат» документа ощущается скорее в самой атмосфере пьесы «Человек, который никогда не умрет», чем в конкретно уловимых особенностях ее сюжетосложения, композиции, содержания образов. Как верно отметил теоретик Я.И.Яв-чуновский, «автор исторического повествования, подобно актеру, вживается в материал, постепенно отбирает и прессует свои знания, пока не заживет образом, не придаст ему определенность, навеянную конкретными сведениями. А там, где эти сведения отсутствуют, он дополняет их воображением» [Явчуновский 1974: 14].

В художественном дискурсе данных исторических драм большую значимость приобретают остроконфликтные диалоги - дискуссии, тяготеющие к интеллектуальному театру Бернарда Шоу; массовые сцены, митинговые эпизоды, сближающие театр «бессолнечных» 1950-х с героическим духом произведений «красных тридцатых»; искусное вплетение в монологи, диалоги, авторские ремарки фрагментов из политических статей, экономических брошюр, социологических исследований.

Всё это в сочетании с углубленным психологическим анализом характеров главных действующих лиц, лиризмом и поэтико-музыкальной выразительностью отдельных мизансцен создает самобытный полифонический стиль, который мастерски разовьет драматургия США 1960-1970-х и 1980-1990-х гг. В эти годы жанр исторической и истори-ко-биографической драмы не выдвигается на первый план, как в театре США первой половины ХХ в. Наиболее актуальным для писателей становится творческий экспериментальный поиск в жанрах полифонической социально-психологической и философской драматургии. Выдающееся место среди историко-биографических пьес середины ХХ в. занимает драма Дора Шэри о Франклине Делано Рузвельте - «Восход над Кампобелло», написанная в 1958 г. В своем предисловии к пьесе драматург заявлял: «То, что я предполагаю рассказать, есть история человека и окружающих его людей, которые после тяжелого испытания вышли сильными и торжествующими победу» ^сЬагу 1958: Х]. Здесь выражена

вся концепция драмы как личной - преодоление Ф.Д.Рузвельтом серьезного физического недуга (он болел полиомиелитом в 1921-1924 гг.), так и социальной - выход США из экономического кризиса 1930-х гг., благодаря «новому курсу» правительственных мероприятий, проведенному под эгидой этого гениального Президента.

Дор Шэри создавал эту драму на строго документальной основе. Им были тщательно изучены все материалы, посвященные жизни Ф.Д.Рузвельта: исследования биографов, его статьи, речи, письма, фрагменты из которых использовались автором в процессе создания речевой характеристики героев. Исследовав богатейшие документальные источники, драматург сумел искусно ввести их в художественную ткань произведения, используя «скрытую цитацию», руководствуясь ими при создании целостного образа главного героя и развертывая панораму как частной, так и общественно-политической жизни сложной эпохи 1930-х гг.

Сосредоточив развитие драматического действия в стенах дома Франклина Рузвельта в Кампобелло, Д.Шэри мастерски преодолевает внешнюю камерность пьесы посредством психологически насыщенных диалогов действующих лиц. В них, в первую очередь, обнаруживается та многогранная программа политических действий, которую намеревается осуществить Рузвельт в недалеком будущем. Когда он взволнованно беседует об этом с единомышленниками: женой Элеонорой, преданным другом Луисом Хоу - или решительно и убежденно отстаивает свои взгляды в полемике с противниками «нового курса»; стены загородного дома в Кампобелло как будто раздвигаются, впуская на сцену огромный мир, который потрясают войны и ожесточенная борьба партий, нищета и безработица. Перед нами в этих сценах предстает Политик, которому суждено сыграть одну из главных ролей в национальной и мировой истории, и Человек, который, несмотря на внезапный и страшный недуг, верит в свой свет на жизненном горизонте.

Заключающая драму сцена митинга предвыборной кампании 1924 г. и первого после начала тяжелой болезни выступления Франклина Рузвельта диссонирует с камерностью предыдущих картин и эпизодов. В ее полифонизме и эмоциональной напряженности выражен тот накал страстей, который был характерен для политической борьбы того времени. Авторские ремарки, указывающие на внешнее преображение героя («Он загорел и сияет жизнеспособностью») и подробно описывающие каждое движение, каждый шаг своего героя по направлению к ораторской трибуне, приобретают глубокий символический смысл. Те десять шагов, которые Франклин Делано Рузвельт медленно, но уверенно проходит на своих костылях по сцене к трибуне, автор справедливо называет «Великими». Это - и внутренняя победа героя над

собой, тяжелыми жизненными обстоятельствами; и будущие его успехи и завоевания на посту Президента США. Драматург сознательно не приводит в пьесе документальный текст речи Рузвельта на этом знаменательном для него митинге, в финале у главного героя нет ни одной реплики, ни одного суждения, высказанного вслух. Здесь красноречиво только действие как начало поворотного момента и в жизни самого героя, и в социально-политической жизни страны в целом. Завершающие драму аплодисменты, по мысли автора, символически адресованы не только героическому подвигу воли и веры Человека, но и демократической и гуманистической деятельности президента Франклина Делано Рузвельта.

Из этого следует и философско-психологический смысл названия пьесы, ее актуальность как живое напоминание конформистскому поколению «безмолвных пятидесятых» о достижениях «грозовых тридцатых»; о том, что даже самые «суровые испытания» не могут сломить человека, наделенного волей к жизни; и человечество, окрыленное надеждой на «Восход» в будущем непреходящих духовных ценностей Бытия. Таков актуальный смысл и всех вышеназванных исторических и историко-биографических драм. В их документально-художественном дискурсе проявляется тот историзм мышления авторов, когда обращение к образам и урокам прошлого - социальным, политическим, морально-этическим - помогает живее и глубже осмыслить настоящее и определённее представить перспективы развития будущего. По нашему мнению, здесь уместно вспомнить мудрое образное рассуждение Ромена Роллана: «Героическая история, так, как я ее понимаю, не должна быть задним фонарем поезда, мерцающий огонь которого тускло освещает пройденный путь. Она должна быть маяком в ночи, который потоком своего света указывает место корабля в океане -откуда он плывет и куда. Настоящее, отделенное от будущего, теряет свое содержание. Прошлое, отделенное от настоящего, перестает быть реальным» [Роллан 1932: 86-87].

Вот такими «маяками в ночи» маккартистской реакции стали пьесы Б.Стэйвиса, Д.Лоренса и Р.Ли, С.Левитта, Д.Шэри. Творчески усваивая традиции многовекового европейского театрального искусства, опираясь на достижения национальной сценической культуры XVШ-XIX вв., историческая драма США ХХ в. сумела оригинально и талантливо «сплавить» воедино документальность и художественность во имя гуманизации и всестороннего совершенствования современного социума.

Список литературы

Андреев Л.Г. В бесспорном - спорное // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 - 2000. М.: Высшая школа, 2001. 335с.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. 509 с.

Коренева М.М. Первые драматургические произведения // История литературы США. Т.1. М.: Наследие, 1997. 831с.

Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высшая школа: 1989. 208 с. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. О природе слова // Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987. С. 55-57.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. 318 с.

Роллан Р. Народный театр // Собр. соч. Т. XII. Л.: Время, 1932. С. 86-87. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2000. 398с. Чайнард Д. Американская мечта // Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т. 1. М.: Прогресс, 1977. 603с.

Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: РГГУ, 1997. 197 с.

Явчуновский Я.И. Документальные жанры: Образ, жанр, структура произведения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 231с.

Anderson M. Off Browdway. Essays about the Theatre. N.Y.:Da Capo Press, 1956. 91p.

Atkinson B. Browdway. N.Y.: MacMaiila Publishing Co., 1974. 564 p. Clarmen H. Sie as Truth. N.Y., 1958. P. 33. Gassner D. Present of the theatre N.Y., 1959. P. 865. Schary D. Sunrise at Campobello. N.Y., 1958. P. X.

GENRE ORIGINAL OF THE AMERICAN HISTORICAL DRAMA OF THE 20 CENTURY IN THE DOCUMENTAL AND THE ARTISTIC STYLE

Valentina V. Kotlyarova

Doctor of Philology

Chelyabinsk State Pedagogical University

454080. Russia, Chelyabinsk, Lenin avenue, 69. Vadim_Lebedinskii@mail.ru

In this article investigation of problems of the American historical and history-biography drama of the 20 Century. In this plays of M. Anderson, R. Sherwood, B. Stavis, D. Lorens and R. Lee, S. Levitt, D. Schary analyzing problems of the connection documental and the artistic styles. This original art discovers special thought of the American dramatists as historical connection of the post and the modernity.

ЖАНР ДРАМА drama ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ И ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПЬЕСА ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ НАУЧНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕ-НОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕН playwrights
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты