Спросить
Войти

Концептуальное исследование природы музыки в музыкальных воззрениях «Лао-цзы»

Автор: Сюн Хуэйцзин

Концептуальное исследование природы музыки в музыкальных воззрениях «Лао-цзы»

Сюн Хуэйцзин,

преподаватель консерватории Педагогического университета

провинции Цзянси

E-mail: 13870665197@163.com

Прежде всего, идеи теоретиков из академии Цзися нашли отражение в книге, которую принято считать главным и основополагающим сочинением даосизма, - в трактате «Даодэц-зин». Автором этого трактата по традиции считается Лао-цзы. Согласно учению, основой основ природы и общества, всей Вселенной является великое Дао. В данной статье с логической точки зрения проводится аналитическое исследование музыкально- эстетических идей «Лао-цзы, а именно, рассматривается концептуальное описание «гармонии звуков», философское прочтение «Пяти цветов», которое Хэшан-Гун (старец с берега реки, живший в период правления императора Вэня из династии Хань (180-157 гг. до нашей эры) назвал «Сдерживание желаний» Посредством глубокого размышления о музыке были определены такие глубинные мыслительные категории человечества, как «великая музыка и неуловимый звук, невидимый Великий закон (дао)», что есть стремление к свободе человеческого духа, а также объединение выраженного музыкой чувственного содержания.

Выводится новый смысл и содержание данной книги в традиционной китайской культуре, что хорошо разъясняет описанные в книге «Лао-цзы» такие понятия как «гармония звуков», духовное значение «цзин (дух)» как добродетели, постоянства, обыденности, доверия, «цзин (дух)», обладающий неизменной логикой эстетического мышления. С точки зрения концептуального разъяснения «гармонии звуков», конкретизации сущностного содержания в музыкальных воззрениях и повышения возможности осмысления сути, понимания случайности и произвольности музыкального мышления и других аспектов, приводится всесторонняя трактовка «Лао-цзы». В рамках философской концепции «Лао Цзы» в статье прокладывается новый путь к музыкальному идеологическому познанию «Лао-цзы».

«Лао-цзы», также известно как «Дао дэ цзин», это важное классическое произведение древнего Китая. Согласно современным исследованиям, общепринято считать временем написания книги середину периода Воюющих царств. Многочисленные последователи считают ее автором Лао Эра, который жил приблизительно между 580 и 500 годами до нашей эры. Заключения современных исследований музыкальных эстетических идей в данной книге в основном следующие [4, с. 219]:

Музыкальные идеи «Лао-цзы» - это воплощение в музыкальных вопросах политики «управления недеянием» и «одурачивания народа».

Выдвинутое им стремление к естественности -это противостояние оковам, преследование музыкальной свободы и раскрепощения.

Считается, что выдвинутые им «гармония звуков» и «великая музыка», «пять ступеней гаммы» являются противоположными друг другу. Считается, что он отвергал музыку, содержащую «шэн», был к ней безразличен.

Однако, с точки зрения логического анализа представленных в книге слов и значений, нетрудно обнаружить в книге «Лао-цзы» искусный способ мышления. С одной стороны, музыка - это абсолютно романтический вид искусства, где всегда демонстрируются чувства, одновременно используется эмоциональная окраска и звуки, охватывающие идеи самосознания в душах людей. Музыка, образованная объединением звуков и интонаций, является своего рода ключевым фактором искусства и художественного выражения. Музыка следует количественным пропорциональным отношениям и своим уникальным законам, которые необходимы для понимания [1, с. 221], объединяя две антагонистические крайности - чувства и идеи (содержание). Понимание количественных пропорциональных отношений звука в музыке, а именно высоты, длительности и т.д., и их исследование в музыкальных воззрениях «Лао-цзы» отличаются глубокой интерпретацией и изложением. В книге «Лао-цзы» описывается общее представление и различия между «великой музыкой» и «пятью ступенями гаммы» [3, с. 67]. Он восхваляет естественность «великой музыки» и считает искусственные «пять ступеней гаммы» полными ограниченности. Посредством глубокого размышления о музыке были определены такие глубинные мыслительные категории человечества, как «великая музыка и неуловимый звук, невидимый Великий закон (дао)», что есть стремление к свободе человеческого духа [5, с. 82], а также объединение выраженного музыкой чувственного содержания.

1. Концептуальное описание «гармонии звуков» «Лао-цзы»

В книге «Лао-цзы» описываются и анализируются используемые в музыке чувственные материалы. В книге четко указывается, что используемые в музыке материалы - это звуки, отделенные от пространства и материи, а также различия в тембре звука, который действует лишь кратчайший отрезок времени [6, с. 15], в музыкальном мире он через человеческий слух проникает прямо в глубину души, вызывая внутренний резонанс. В классическом произведении написано «когда в Поднебесной узнали, что красота - это красота, то появилось и уродство, когда все в Поднебесной узнали, что добро - это добро, то появилось и зло. Вот почему бытие и небытие друг друга порождают, трудное и легкое друг друга дополняют, длинное и короткое друг другом измеряется, высокое и низкое друг к другу тянутся, звуки друг с другом гармонируют, предыдущее и последующее друг за другом следуют, и так происходит постоянно. Вот почему мудрец действует недеянием и учит молчанием: вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает ими; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены» [3, с. 121]. Среди них «гармония звуков»: Гао Хэн в «Комментариях к Лао-ц-зы»: «Гармония звуков означает слияние мощных и слабых звуков, «чистых» и «мутных»». «Книга ритуалов. Записки о музыке» гласит: «Звук "шэн" становится знаком, обозначающим музыку "инь"». В «Общем смысле нравов и обычаев» также отмечается: «"шэн" первичен над "инь"» [3, с. 112]. В «Происхождении китайских иероглифов» также отмечается: «"Шэн" рождается в сердце, а когда выходит наружу, становится (называется) "инь". Гун, шан, цзюэ, чжи, юй - это есть "шэн" [до-ре-ми-соль-ля - прим. переводчика], шелк, бамбук, металл, камень, тыква-горлянка, земля (глина), кожа, дерево - это есть "инь"» [восемь материалов для изготовления музыкальных инструментов в Китае - прим. переводчика] [3, с. 123]. Все указывает на то, что «инь» - это искусственный звук, а «шэн» - это естественный звук. В «гармонии звуков» признается взаимная зависимость «инь» и «шэн», их взаимная трансформация. При анализе с логической точки зрения, в музыкальных идеях «Лао-цзы» конкретизируются общие закономерности «инь» и «шэн», их предметное содержание, а также порождаемые ими естественные объекты подвергаются обобщению и одухотворению. Однако их истинная сфера деятельности по-прежнему склоняется к абстрактным видам внутренней жизни и совершенным звукам, вследствие чего очищается от процессов давления и ограничения. Его музыкальные воззрения целостные, каждая их часть взаимосвязана с другими частями и является неотъемлемой, интерпретация гармонии звуков не может быть понята в узком смысле. Что касается таких аспектов музыки, как регулярность и неизбежность формы, они полностью ограничиваются пределами звука как такового, поэтому в «Лао-цзы» обсуждается, что же является точным исходным пунктом, он четко дает понять, что система звуков и чувства имеют тесную связь, и к тому же находятся в гармонии с подвижностью чувств души.

2. Конкретизация сущностного содержания музыкальных идей «Лао-цзы» и повышение понимания главных воззрений

В музыке, говоря в общем, эмоции слушателей могут весьма легко выходить за пределы неясного содержания звуков, наполнять главное составляющее внутри человека, довольно легко достигать состояния своего рода идентичности окружающего и внутреннего мира, отсюда следует, что такого рода содержание имеет сравнительно осязаемое впечатление и довольно простую концепцию. И, хотя эта концепция вдохновлена самой музыкой, она не отражена в непосредственной обработке звука [8, с. 37]. Другими словами, музыка может возбуждать определенные чувства и переживания, однако совсем не напрямую выражает их. Из этого следует высказывание «Ла-о-цзы»: «Пять цветов человека ослепляют, пять звуков человека оглушают, пять вкусов притупляют его вкус, скачки и охота сводят его с ума, драгоценные вещи заставляют его совершать преступления. Поэтому мудрец стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не обладать красивыми вещами, он отказывается от последнего и ограничивается первым» [2, с. 64]. «Пять звуков оглушают человека» означает, что воспитательная функция музыки как таковой в известной степени обладает определенной ограниченностью и заурядностью, а «отказ от первого и ограничение последним» всего лишь требует обратить пристальное внимание на концепцию содержания самой музыки, а также требует повысить духовное совершенствование субъекта. При такой логике размышления, в музыке вовсе не воплощается метод и политика Лао-цзы по «одурачиванию народа», и, уж тем более, нельзя понимать это как выступление Лао-цзы за отказ от музыки и культуры в целом, и запрет народу наслаждаться всеми видами культуры, включая музыку [1, с. 148]. Такое понимание поверхностно и односторонне. Музыкальные воззрения, описанные в «Лао-ц-зы», значительно превосходят интерпретации, полученные в комментариях к тексту, он с помощью мыслительных моделей проводит тщательный анализ роли музыки и оказываемого ей влияния. Он отчетливо обнаружил могущество музыки над простыми чувствами, он считал, что музыка нуждается в содержании, а содержание и форма музыки отличается от других видов искусства; наряду с этим он утверждал, что для наслаждения музыкой необходимо обладать осознанным мышлением. Он обнаружил, что сфера влияния музыки - это души людей до самых их глубин, и музыка способна побуждать внутренний мир к движению [1, с. 56].

о Л о

о сз о в

3. Познание случайности и произвольности музыки в музыкальных идеях «Лао-цзы»

В музыкальных воззрениях Лао-цзы точно отмечается, что музыка в ее фактическом звучании обладает своего рода внешним устойчивым существованием и свободным объектом, который можно наблюдать. Не только существуют первоначальные различия между субъектом восхищения и предметом искусства, но демонстрируемое музыкой содержание обладает собственной внутренней жизнью. Лао-цзы точно понимал, что если в музыке не хватает глубокого содержания или она не является подлинным выражением того, что есть в глубине души, то субъект восхищения наслаждается лишь чистым мелодичным звуком, а в его сердце нет ни малейшего отклика [8, с. 46], это, в конце концов, может привести к «оглушению пятью звуками». Поэтому Лао-цзы выдвинул другую концепцию: «Человек высшей учёности, узнав о «дао», стремится к его осуществлению. Человек средней учёности, узнав о «дао», то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учёности, узнав о «дао», подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы «дао». Поэтому существует высказывание: кто узнает «дао», похож на тёмного; кто проникает в «дао», похож на отступающего; кто на высоте «дао», похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещённый похож на презираемого; безграничная добродетельность похожа на её недостаток; распространение добродетельности похоже на её расхищение; истинная правда похожа на её отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий Закон не имеет формы. «Дао» скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь [всем существам] и привести их к совершенству» [4, с. 249]. Таким образом, содержание музыки - это внутренняя жизнь субъекта, ее демонстрация, в музыке интегрируется вся внутренняя жизнь субъекта, и благодаря стабильной природе и чистоте музыки приобретается ее ценность. Из-за относительной независимости звуков, их связи могут быть лишь искусственными, не естественными. Поэтому только существование субъекта восхищения устанавливает связи звуков, из-за таких внешних связей, своеобразия музыкальных звуков, например, их качество и разного рода связи необходимо определять на основе мер или количества, и только затем развивать в соответствии с искусством, притом внедрять бесчисленные модели развития. Таким образом, в основе музыки лежит баланс, а чтобы овладеть ее формами, необходимо понимать различия. В тексте «Лао-цзы» «Великая музыка и неуловимый звук» как раз воплощен этот подход, в му-е зыке внимание должно уделяться имманентным е законам для контроля, необходимо отбросить ее случайность и произвольность. Согласно текуще-еЗ му исследованию музыкальных воззрений «Ла-ав о-цзы», «Великая музыка и неуловимый звук» является всего лишь отображением «дао» (закона), только лишь при заострении на этом внимания появляется понимание совпадения с характерной музыкой «дао», осмысление внутреннего мира музыки, ее глубокого скрытого смысла. А без проведения анализа глубоких слоев все останавливается на внешней форме.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в книге «Лао-цзы» точно сказано, что в мире существуют неизменные элементарные знания. Некоторые мудрецы древности считали законы Неба непостижимыми, а Лао-цзы однако не считал их таковыми, он также ясно говорил: «к тому, что представляет собой Великий закон, устремляется весь народ» [3, с. 112]. Он также четко указывал на то, что «дао» и «мин (имя)» одинаково важны, и нельзя отдать предпочтение только чему-то одному. Он говорил о «дао» и считал, что вселенная изначально была в хаосе, а изменения порядка было неизбежным, и прежде всего, появилась внешняя форма, а затем начались предметные изменения, и это имело универсальный характер, и таким образом он развивает мысль об общности содержания и формы музыки. Он описывает чувственные материалы, используемые в музыке. Отмечает, что применяемые в музыке материалы есть звуки, отделенные от материи и пространства, а также обладающие различным тембром, занимающие мельчайший промежуток времени в музыкальном мире, напрямую проникающие в глубину человеческой души через слух, вызывающие внутренний отклик. Он также отмечает, что содержание и форма музыки отличается от всех других видов искусства. Наряду с этим он подчеркивал, что для наслаждения музыкой необходимо обладать осознанным мышлением. Он обнаружил, что музыка может влиять на глубинную сферу душ людей, побуждать внутренний мир к движению. Исследователи древних традиционных текстов в Китае повсеместно считают, что те, кто изучает древнюю литературу, должны ценить персональное понимание эпохи жизни древнего автора, иначе они не будут признаны последующими эпохами [7, с. 12]. Только таким образом можно понять смысл книги и ее влияние на последующие поколения. С точки зрения философии и логического анализа, понимание музыкальных воззрений «Ла-о-цзы» проложило новый путь изучения воззрений для переоценки китайской традиционной культуры.

Литература

1. «Лекции по истории философии». Том первый. (Германия). Гегель. Издательство «Коммер-шал пресс», август 1959 г. Издание первое.
2. «Новая интерпретация «Бесед Конфуция»». Цянь Му. Издательство «Саньлянь», март 2005 г., Пекин. Издание второе.
3. «Комментарии к истории китайской
4. музыкальной эстетики», Часть первая (исправленное и дополненное издание). Примечания Цай Чжундэ. Издательство «Народная музыка», сентябрь 2007 г. Издание первое.
5. «История китайской музыкальной эстетики». Цай Чжунде. Издательство «Народная музыка», 2003 г. Издание второе.
6. «Логика». (Германия). Гегель. Издательство «Коммершал пресс», 1980 г. Издание второе.
7. «Наука логики». (Германия). Гегель. Издательство «Коммершал пресс», 1996 г. Издание первое.
8. «Переводы Чжуан-цзы и Лао-цзы». Цянь Му. Издательство «Саньлянь», февраль 2005 г., Пекин. Издание второе.
9. «Эстетика». Том третий, часть первая. (Германия). Гегель. Издательство «Коммершал пресс», ноябрь 1979 г. Издание первое.

CONCEPTUAL STUDY OF THE NATURE OF MUSIC IN THE MUSICAL VIEWS OF «LAO TZU»

Xiong Huijing

Teacher at the Conservatory of Jiangxi Province Normal University

First of all, the ideas of theorists from the Jixia Academy were reflected in the book, which is considered to be the main and fundamental work of Taoism - in the treatise "Daodejing". Lao Tzu is traditionally considered the author of this treatise. According to the teaching, the basis of the foundations of nature and society, the entire Universe is the great Tao. In this article, from a logical point of view, an analytical study of the musical and aesthetic ideas of Lao Tzu is carried out, namely, a conceptual description of the "harmony of sounds", a philosophical reading of the "Five Colors", which Hashan-Gong (an old man from the river bank who lived the reign of Emperor Wen of the Han dynasty (180-157 BC) called "Restraining desires" Through deep reflection on music, such deep thought categories of humanity were identified as "great music and elusive sound, invisible Great Law (Tao)", that there is a striving for freedom of the human spirit, as well as the unification of the sensual content expressed by music.

A new meaning and content of this book in traditional Chinese culture is derived, which well explains the concepts described in the book "Lao Tzu" such concepts as "harmony of sounds", the spiritual meaning of "jing (spirit)" as virtue, constancy, ordinariness, trust, "jing (spirit) ", which has an invariable logic of aesthetic thinking. From the point of view of conceptual explanation of the "harmony of sounds", concretization of the essential content in musical views and increasing the possibility of comprehending the essence, understanding the randomness and arbitrariness of musical thinking and other aspects, a comprehensive interpretation of "Lao Tzu" is given. Within the framework of the philosophical concept of Lao Tzu, the article paves the way for the musical ideological knowledge of Lao Tzu.

References

1. "Lectures on the history of philosophy." Volume one. (Germany). Hegel. Publishing house "Kommershal Press", August 1959 First edition.
2. "New interpretation of the" Conversations of Confucius "". Qian Mu. Sanlian Publishing House, March 2005, Beijing. Second edition.
3. Commentaries on the History of Chinese Musical Aesthetics, Part One (revised and enlarged edition). Cai Zhongde&s notes. Publishing House "Folk Music", September 2007 First edition.
4. "History of Chinese Musical Aesthetics". Tsai Zhongde. Publishing House "Folk Music", 2003 Second edition.
5. "Logic". (Germany). Hegel. Publishing house "Kommershal Press", 1980 Second edition.
6. "Science of Logic". (Germany). Hegel. Publishing house "Kommershal Press", 1996 First edition.
7. "Translations of Chuang Tzu and Lao Tzu". Qian Mu. Sanlian Publishing House, February 2005, Beijing. Second edition.
8. "Aesthetics". Volume three, part one. (Germany). Hegel. Publishing house "Kommershal Press", November 1979 First edition.
музыкальные воззрения Лао-цзы природа музыки концептуализация. musical views of lao tzu nature of music conceptualization.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты