Спросить
Войти
Категория: Психология

САМООТНОШЕНИЕ КАК УСТОЙЧИВЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

Автор: Тагирова Раиса Абдуллаевна

УДК 159.9.07:316.647.5

https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.24

Тагирова Раиса Абдуллаевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета, доцент кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического университета

САМООТНОШЕНИЕ

КАК УСТОЙЧИВЫЙ КОМПОНЕНТ

ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

Tagirova Raisa Abdullaevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University, Associate Professor, Education Science Department, Chechen State Pedagogical University

SELF-ATTITUDE AS A PERMANENT COMPONENT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS

Аннотация:

В статье рассматривается самоотношение как устойчивый компонент толерантного сознания, раскрываются его структура и специфика, показано его влияние на поведение личности в проблемной ситуации и в установлении межличностных отношений. Проведенное автором исследование позволило сделать вывод, что самоотношение отражает эмоциональное отношение субъекта к своему «я», позволяет правильно оценить свое духовное и физическое состояние, свое отношение к внешнему миру и к другим людям. В статье показано, что самоотношение оказывает регулирующее влияние на толерантное и интолерантное поведение человека в критических ситуациях, на способы разрешения им конфликтов и проблем. Автор указывает, что на формирование самоотношения влияют не только эмоциональные переживания, ценностные отношения и социальные установки, но и социально-этнические условия, особенности культуры, быта, нравы, в которых человек вырос. Самоотношение формируется в процессе жизнедеятельности и становится устойчивым компонентом толерантного сознания. Автор приходит к выводу, что самоотношение человека формируется в раннем детстве и основывается прежде всего на доброжелательном отношении к ребенку взрослых и значимых людей, проявляющих к нему уважение и любовь, подчеркивающих ценность и значимость его как личности.

самоотношение, саморегуляция, самопривязанность, самоценность, самопринятие, саморуководство, толерантность, толерантное сознание, толерантное поведение, внутриличностная саморегуляция, позитивное самоотношение, негативное самоотношение.

Summary:

The study considers self-attitude as a sustainable component of tolerant consciousness, reveals its structure and specific nature, demonstrates its impact on personal behavior when facing a difficult situation and establishing interpersonal relationships. The author identifies that self-attitude reflects the emotional attitude of actors to themselves and makes it possible to assess properly their spiritual and physical condition, personal attitude towards the external world and other people. The research demonstrates that self-attitude regulates the tolerant and intolerant human behavior in critical situations and ways to resolve conflicts and problems. The author notes that the development of self-attitude is affected by not only emotional sufferings, values-based and social attitudes but also social and ethnic contexts, cultural peculiarities, mode of life and customs of a person while growing up. Self-attitude is formed during the life of a person, and it becomes a permanent component of the tolerant consciousness. It is concluded that self-attitude of a person is formed in early childhood and primarily based on child-friendly environment provided by adults and important people who respect, love a child and emphasize the importance of his personality.

self-attitude, self-regulation, self-attachment, self-worth, self-acceptance, self-leadership, tolerance, tolerant consciousness, tolerant behavior, intrapersonal self-regulation, positive self-attitude, negative self-attitude.

Проблема формирования сознания и самосознания личности, ее отношения к самой себе в отечественной психологии заложена в исследованиях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. И.И. Чес-ноковой и др. А.Н. Леонтьев в своем фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» отмечал, что «знания о самом себе накапливаются в раннем детстве и выражаются в неосознаваемых чувственных формах, а самосознание, осознание своего "я" есть результат, продукт становления человека как личности» [1, с. 117]. Эту же мысль продолжил С.Л. Рубинштейн, утверждая, что «проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении [ее] психических свойств... - ...способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности. Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта.» [2, с. 238].

В теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова основным понятием являются диспозиции, регулирующие поведение человека в различных ситуациях и выражающие его готовность поступать соответствующим образом. Диспозиции личности состоят из установок низшего и высшего уровней. К низшим уровням относятся витальные потребности личности, а к высшим - ее

ценностные ориентации. Согласно диспозиционной теории личность осуществляет свой выбор в зависимости от ситуации и реализует его в зависимости от диспозиционной установки [3].

Основатель психологической теории установки Д.Н. Узнадзе рассматривает отношение человека к окружающей среде как установку, которая является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, которая обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией [4].

Таким образом, самоотношение является установочным образованием, зависимым от реализации витальных потребностей или ценностных ориентаций личности.

Методологические проблемы психологии самосознания изучены И.И. Чесноковой. По ее мнению, самосознание личности появляется с момента, когда она с той или иной степенью ясности начинает выделять себя из окружающей среды, которая отражается в ее сознании. Среди структурных компонентов самосознания И.И. Чеснокова выделяет самоотношение, которое рассматривает как эмоционально-ценностное отношение человека к тому, что происходит, открывается, узнает и понимает относительно самого себя [5].

В исследованиях, посвященных изучению самооценки в структуре личности [6], влиянию самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации [7], на характер межличностных отношений [8], влиянию социального окружения на развитие самооценки [9], установлена зависимость самоотношения личности от ее поведения.

Американский психолог Э. Эриксон в теории развития личности утверждал, что личность развивается от рождения до смерти, это развитие сопровождается стадиями, которые проходят все. Переход из одной стадии в другую сопровождается личностным кризисом, выход из которого может быть благополучным и неблагополучным. Первый вариант зависит от того, насколько благополучно человек прошел предыдущие стадии развития, а также от социальной обстановки. Позитивное разрешение кризиса способствует позитивному самоотношению личности, она становится уверенной, активной, целеустремленной, волевой, мудрой, заботливой, любимой. Негативное разрешение конфликта формирует негативное самоотношение, препятствует принятию себя, самоуважению, формированию эго-идентичности. Эго-идентичность, по Э. Эриксону, - это цельная и целостная личность, которая остается сама собой при всех изменениях, которые происходят с ней в процессе роста и развития [10].

Один из основателей гуманистической психологии К. Роджерс в развитии личности важным считал отношение к ребенку значимых взрослых, прежде всего родителей. Он подчеркивал, что если ребенок от значимых других получает полное принятие и уважение, внимание и одобрение, то его потенциальные возможности могут быть реализованы. И наоборот, если к ребенку буду относиться избирательно, в одних случаях одобрять его поведение, а в других порицать, то будут реализовываться не врожденные потенциальные возможности, а социальные требования. В развитии личности очень важно позитивное внимание как со стороны других людей, так и со стороны самого себя, и эта потребность делает человека зависимым от социального одобрения или неодобрения. Ребенок, получивший безусловное позитивное внимание, становится «полноценно функционирующей личностью». Он открыт в своих переживаниях, свободен в выборе, гибок и доверчив в отношениях, уверен в себе и творчески активен. И наоборот, ребенок, получивший условное позитивное внимание, становится неприспособленной личностью. Для него становится важным соответствовать условным ценностям, а не своим потенциальным возможностям. Его жизнь регламентирована и управляема, у него нет свободы выбора, он не доверяет себе и своей интуиции, становится конформным и зависимым [11].

Мы считаем, что на формирование самоотношения влияют не только эмоциональные переживания, ценностные отношения и социальные установки, но также социально-этнические условия, особенности культуры, быта, нравы, в которых человек вырос. Отношение человека к самому себе формируется в раннем детстве на основании доброжелательного отношения взрослых и значимых людей, проявляющих к нему уважение и любовь, подчеркивающих ценность и важность его как личности. Доброжелательные и открытые отношения в свою очередь формируют доверие к окружающим. Толерантность как человеческое качество тоже формируется на базовом доверии к миру, к окружающим нас людям на осознании ценности «я» и ожидании положительного отношения других людей к себе. Эта ментальная ткань, которая соткана из любви, доверия и уважения, формирует достойную и гармоничную личность.

Следовательно, самоотношение как устойчивый компонент структуры личности формируется в процессе жизнедеятельности и становится ее смысловой установкой. Многие психологи подчеркивают, что отношение личности к себе проявляется главным образом в ее отношении к другому человеку и в ее готовности к определенному поведению.

Таким образом, позитивное самоотношение - это прежде всего уверенное, достойное отношение к себе, принятие себя как энергичной, активной личности, ответственной за собственную судьбу. Позитивное самоотношение способствует личностному росту, доброжелательным отношениям, положительному восприятию мира, что составляет основу толерантного мышления и толерантного поведения. В соответствии с этим нас интересовали не только те аспекты самоотношения, которые являются ценными и значимыми для личности, но и те, без которых невозможно формирование толерантного сознания и толерантного отношения.

Целью нашего исследования являлось рассмотрение самоотношения как устойчивого компонента толерантного сознания и влияния национальных особенностей личности на его формирование. В целях решения этой задачи нами было проведено исследование представителей чеченской национальности в возрасте от 18 до 75 лет в количестве 556 человек, из них 296 мужчин и 260 женщин. Для удобства интерпретации полученных данных вся выборка была разделена на три группы: А - молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях Чечни; В - люди среднего возраста, проживающие в основном в Грозном, со средним специальным и высшим образованием; С - люди преклонного возраста, проживающие на территории Чечни, со средним и средним специальным образованием, среди них нет ни одного человека с высшим образованием и почти все являются жителями сельской местности.

Для выявления особенностей внутренней динамики самосознания, структуры и специфики отношения личности к собственному «я», оказывающих регулирующее влияние на толерантное поведение человека в проблемной ситуации, нами была использована методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Испытуемым предлагался тестовый буклет, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевала две градации ответов: «Согласен» и «Не согласен», которые фиксировались испытуемыми в соответствующих позициях бланка ответов. Шкальные значения подсчитывались по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом «сырые» баллы по специальной таблице были переведены в стандартные оценки - «стены».

Интерпретация проводилась путем анализа профиля деятельности показателей, которые совместно дали целостную картину самоотношения испытуемого. В таблице 1 приведены результаты сравнительного исследования по данной методике.

Таблица 1 - Среднегрупповые показатели в исследуемых группах

по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, %

Шкала Группа А Группа В Группа С

Открытость 8 6,3 6,5

Самоуверенность 8,8 7,9 6,6

Саморуководство 8,16 8,16 9,65

Отраженное самоотношение 5,7 6 4,5

Самоценность 9 8,4 6

Самопринятие 7,65 8,4 6,5

Самопривязанность 8,5 7,3 5,5

Внутренняя привязанность 6,7 7,4 8,7

Самообвинение 4,5 6,7 7,54

Результаты исследования показывают, что самоотношение - это позитивное или негативное отношение человека к самому себе, которое формируется прежде всего под влиянием отношения других людей, их любви и нелюбви, уважения и неуважения его личности, правильных и неправильных оценок и суждений его поступков и действий. Отношение личности к самой себе зависит также от устойчивого образа самого себя, от адекватного и стабильного отношения к собственному «я» независимо от изменяющихся ситуаций, способности правильно принимать решения и делать выбор.

В группе А оценка собственного «я» по отношению к социально-нравственным нормам и социальному одобрению положительна. Необходимо отметить, что в чеченском обществе социальным и моральным нормам придается большое значение и их соблюдение является показателем нравственности, зрелости, воспитанности человека. Жизнедеятельность чеченца регламентирована обычаями и традициями, и его поступки должны им соответствовать. Поэтому испытуемые группы А (самоуверенность 8,8 % (среднее значение)) не сомневаются в том, что их поступки и действия заслуживают уважения и одобрения, так как они не расходятся с общепринятыми нормами и правилами, они исходят из внутренних установок и побуждений, поэтому приносят им чувство удовлетворенности. Но при этом у испытуемых этой группы очень низкое самообвинение (среднее значение - 4,5 %). При всей своей самоуверенности из-за не всегда благожелательного, а порой и критического отношения к себе со стороны взрослых и других значимых

людей молодежь не готова признать свои слабости и недостатки, свою вину и не способна до конца быть открытой. В чеченском обществе важное значение придается религиозному воспитанию. Религия подчеркивает, что человек и его жизнь - это высшие ценности, человек - это божье творение. Поэтому человек не имеет право себя не уважать, не ценить, не беречь свое здоровье, лишать себя жизни, плохо к себе относиться. Бог его создал для того, чтобы он приносил пользу себе и другим, радовался сам и радовал других. Религия подчеркивает самоценность человека и требует достойного к себе отношения. Следовательно, в группах А и B преобладают заинтересованность в собственном «я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего «я» для других (самоценность в группе А - 9 %, B - 8,4). Но более дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, безусловное принятие себя даже при наличии некоторых недостатков выявлены в группе А. Следует также отметить, что молодые люди (группа А) не проявляют желание что-то в себе изменить, хотя стараются соответствовать идеальным представлениям о себе. Такой высокий полюс удовлетворенности собой, самопринятия и тенденции к сохранению такого образа объясняется тем, что является для молодых людей защитным механизмом самосознания и компенсацией положительного отношения к себе.

Важной характеристикой толерантного сознания личности является саморуководство. Человеческая жизнь соткана из эмоций, чувств, настроений, переживаний. Управлять своими психическими состояниями не всегда бывает легко. Психологическая устойчивость человека зависит не только от его темперамента, нервной системы, жизненного опыта, но также от национальных установок, предписывающих поступать соответствующим образом в определенных жизненных ситуациях. Чеченские традиции требуют от человека не только в горе, но и в радости не переходить границы должного, дозволенного, в самых сложных жизненных обстоятельствах он должен проявлять терпение, выдержку, самообладание. Регулировать и управлять своим поведением невозможно всегда одинаково. В разные периоды жизни по-разному проявляется отношение человека к себе и к окружающим. Высокий показатель по саморуководству прослеживается в группах B и С (среднее значение в группе B - 8,16 %, С - 9,65). Управлять своими эмоциями, чувствами и поступками лучше получается с возрастом, с приобретением опыта, потому что приходит осознание важности доброжелательного отношения, искренности и честности. Поэтому для людей среднего и пожилого возраста саморуководство является устойчивым компонентом толерантного сознания и устойчивым качеством личности.

Анализирование и проникновение в себя, адекватное восприятие себя, своих возможностей и способностей, осознание своих трудностей и ограничений, критическое самоотношение наблюдаются в группе С (среднее значение самообвинения - 7,54 %). Такие люди самокритичны и признаются в ограниченности своих возможностей, в неспособности проявлять активность, целеустремленность и самоуверенность. Такое спокойное и адекватное отношение к себе людей пожилого возраста является свидетельством их мудрости и толерантности, достойного и ответственного отношения к себе и к своим поступкам.

Результаты исследования показывают, что испытуемые относятся к себе положительно, уверены в себе, осознают свои ценность и значимость, проявляют уважение и любовь к себе, способны регулировать свои эмоции и чувства, контролировать свое поведение и нести ответственность за свои поступки. Следовательно, можно сделать вывод, что самоотношение является одним из важных факторов, определяющим собственное поведение и отношение к другим людям. Положительное самоотношение способствует положительному отношению к окружающим, открытости, доброжелательности, снижает коммуникативные трудности, повышает социальную активность личности, оказывает положительное воздействие на ее психическое самочувствие и социальное поведение. Открытость, уверенность в себе, самоценность формируют соответствующий стиль межличностного взаимодействия и внутриличностной саморегуляции.

Таким образом, важным и устойчивым компонентом толерантного сознания личности являются ее самоотношение, в котором проявляется самоуважение личности, ее ценность для себя и для других, самопринятие и саморуководство. В самоотношении отражаются внутренняя честность, уверенность, целеустремленность, социальное одобрение личности. На формирование самоотношения влияют социальные и национальные особенности развития личности, ее национальные традиции и обычаи.

Ссылки:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2. М., 1989. 328 с.
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция / рук. В.А. Ядов.
2-е расшир. изд. М., 2013. 376 с.
4. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе ; под ред. И.В. Имедадзе. М. ; СПб., 2004. 413 с. (Серия «Живая классика»).
5. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
6. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. 17 с.
7. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1983. 15 с.
8. Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1983. 15 с.
9. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 31-38.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2-е изд. М., 1996. 344 с.
11. Psychotherapy and Personality Change / ed. by K.R. Rogers, R.F. Dymond. Chicago, 1954. 344 p.

References:

Akhmedkhanov, AM 1983, The Impact of Self-Esteem on the Nature of Interpersonal Relations in the Student Group, PhD thesis abstract, Moscow, 15 p., (in Russian).

Alekseeva, AN 1983, The Impact of Self-Esteem on the Way to Resolve a Conflict, PhD thesis abstract, Leningrad, 15 p., (in Russian).

Anisimova, OM 1984, Self-Esteem in the Structure of the Student&s Personality, PhD thesis abstract, Moscow, 17 p., (in Russian).

Belobrykina, OA 2001, &The Impact of the Social Environment on the Development of Self-Esteem of Senior Preschoolers&, Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 31-38, (in Russian).

Chesnokova, II 1977, Problems of Self-Awareness in Psychology, Moscow, 144 p., (in Russian). Erikson, E Tolstykh, AV (ed.) 1996, Identity: Youth and Crisis, 2nd ed., Moscow, 344 p., (in Russian). Leontiev, AN 1975, Activity Consciousness. Personality, Moscow, 304 p., (in Russian). Rogers, KR Dymond, RF (eds.) 1954, Psychotherapy and Personality Change, Chicago, 344 p. Rubinstein, SL 1989, Fundamentals of General Psychology, in 2 vols., vol. 2, Moscow, 328 p., (in Russian). Uznadze, DN, Chomakhidze, ESh (transl.) Imedadze, IV (ed.) 2004, General Psychology, Moscow, St. Petersburg, 413 p., (in Russian).

Yadov, VA 2013, Self-Regulation and Prediction of Person&s Social Behavior: Dispositional Concept, 2nd ed., Moscow, 376 p., (in Russian).

САМООТНОШЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИЯ САМОПРИВЯЗАННОСТЬ САМОЦЕННОСТЬ САМОПРИНЯТИЕ САМОРУКОВОДСТВО ТОЛЕРАНТНОСТЬ ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты