А была ли ошибка Мануэля Гарсиа? Попытка развеять миф о главном секрете школы Гарсиа.
Решетникова Светлана Владимировна
преподаватель вокала, Детская музыкальная школа № 13, Казань, соискатель, Казанская
государственная консерватория
ЕЗ lana-budilova@mail.ru
Статья из рубрики "История и теория исполнительского искусства"
Аннотация. В данной статье повествуется о педагогической деятельности Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа, анализируется и обосновывается разница между вариантами издания труда «Полный трактат об искусстве пения» 1840-1847 гг. и 1856 г., которые на протяжении долгого времени вызывали вопросы у певцов и вокальных педагогов. Несмотря на то, что труд «Полный трактат об искусстве пения» был неоднократно изложен на русском языке, по настоящее время не стихают споры о его принципах и даже обсуждаются в СМИ. Теоретико-методологической основой данного исследования послужили: анализ музыкально-педагогических проблем, культурно-исторический анализ, сравнительный анализ. В данной статье проясняется вопрос о рекомендации автора об использовании различных типов дыхания в трактате 1840-1847 гг. и 1856 г. В середине XIX века вокальная педагогика развивалась сообразно исполнительской практике эпохи романтизма, новым эстетическим установкам, именно поэтому автор трактата Мануэль Гарсиа-младший усовершенствовал свой труд и рекомендовал певцам использовать грудо-диафрагматическое дыхание, вместо малого (ключичного).
DOI: 10.7256/2453-613Х.2017.4.25177
Дата направления в редакцию: 13-01-2018
Дата рецензирования: 13-01-2018
Фигура Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа (1805-1906) занимает центральное место в истории вокальной педагогики. Гарсиа-младший прославился как изобретатель ларингоскопа (1855) и прекрасный вокальный педагагог1.
Несмотря на то, что его труд «Полный трактат об искусстве пения» был неоднократно изложен на русском языке: М. Гарсиа «Полный трактат об искусстве пения» в переводе
и редакции В. Багадурова «Вокальные воззрения династии Гарсиа» К. Плужникова
[4]. Рассмотрен в диссертации А. Хоффманн «Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика»
^^ в статье Р. Сладкопевца «Бренд "бельканто" в итальянской вокальной школе» I6 и других, по настоящее время не стихают споры о принципах трактатов и даже обсуждаются в СМИ. Порой рекомендации Гарсиа по использованию грудо-диафрагматического дыхания даже считают ошибкой. А была ли ошибка Гарсиа? В данной статье автор проясняет этот вопрос, во избежание дальнейших спекуляций по поводу различных вариантов изданий трактата.
Первые издания трактата Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа
В 1840 году появилось первое издание трактата, этот труд имел одну часть и был написан на основе вокально-исполнительских и педагогических принципов Гарсиа-старшего. Его сын М. Гарсиа-младший создает «Полный трактат об искусстве пения», для увековечения заслуг отца, в качестве «самого прочного памятника». В предисловии к трактату, он ясно дал понять, что метод, описанный в трактате, был принят его отцом: «Я собрал инструкции, плоды многолетнего опыта, наиболее культивирующие музыкальный
вкус. Это его метод <...> я лишь хотел воспроизвести его...» [11, р 28~3°1. Трактат 1847 года содержал две части, первая часть была издана без изменений, а вторая — содержала рекомендации по исполнительству.
Изменения, внесенные в трактат 1856 года
С 1840 по 1855 гг. Гарсиа-младший значительно усовершенствует первую, теоретическую часть трактата, принимая к сведению работы передовых ученых в области фониатрии и свои наблюдения, применив на практике ларингоскоп. В результате чего, в издание 1856 г. «Советы по пению» (которое автор называет итоговым) вносит некоторые из ме не ния . В пе рв о й г ла в е по я в ля е тс я бол е е ч е тко е о пис а ние о рг а но в голосообразования. А во второй — Гарсиа меняет свое мнение о типе дыхания в пользу
глубокого, грудо-диафрагматического2 [6]. Напомним, что в вариантах издания трактата 1840-1847 гг. автором было рекомендовано малое (ключичное) дыхание в пенииЗ.
Что могло повлиять на его выбор?
Во-первых, полученные результаты исследования в области фониатрии, как известно, он сам изучал строение голосового аппарата, и синтезировал знания светил мировой науки и медицины.
Во-вторых, трактаты 1840 и 1847 гг. были написаны по методу Гарсиа-старшего и актуальны для конца XVIII — начала XIX века. Тогда певцы, в том числе сопрано и кастраты (представители староитальянской школы), имели в резерве репертуар, состоящий из виртуозных произведений, с набором различной техники: орнаментальных пассажей, трелей, колоратурных изысков, их исполнение предполагало, легкое и неглубокое дыхание. Именно поэтому, в первых изданиях трактата, вышедших в свет в 1840 и в 1847 гг. описано малое дыхание. Аспелунд Д.Л. (1894-1947) в труде «Развитие певца и его голоса» отмечает, что использование преимущественно грудного (ключичного, малого, курсив мой. — С.Р.) дыхания наблюдалось вплоть до XIX века. Данный тип дыхания был наиболее предпочтительным для исполнения колоратурных
произведений, а также патетических арий 5 с 6-131.
В-третьих, к середине XIX века стали меняться эстетические установки. Для исполнения романтической оперы потребовались не гибкие и подвижные голоса, а крепкие и мощные, они больше подходили для выражения драматических чувств и страстей. Кроме того, стали появляться большие по площади концертные залы и оперные театры, которые
нужно было хорошо озвучивать. Увеличивался и усиливался состав оркестра J91. Менялась манера пения. Достаточно вспомнить преобразования, произошедшие в теноровом амплуа, а именно: «прикрытие» высоких нот (от ноты c && ), «сомбрированное звучание» и появление нового типа голоса - драматического тенора («tenore di forza» «тенора, поющего сильным, мощным голосом») J31, звучание которого было более насыщенным, чем у tenore contraltino или tenore di grazia 4.
Как известно, вокальная педагогика развивалась сообразно традициям исполнительства, характерным данной эпохе, именно поэтому Гарсиа, как передовой ученый своего времени, не мог упустить изменений, произошедших в исполнительстве, и откорректировал отдельный пункт трактата, который был уже не актуален к середине XIX века. В следующие варианты изданий трактата, вышедших в свет в 1863, 1872, 1878, 1884 годах, автором не было внесено существенных изменений [8, p 1-111.
В России известны трактаты 1840, 1847 и 1856 годов. Однако, при жизни автора, было издано множество вариантов трактата на французском и английском языках, а именно:
За многолетний труд Мануэль Гарсиа-младший воспитал немало именитых вокальных исполнителей, среди которых: Д. Линд, Г. Ниссен-Саломан, Ю. Штокхаузен, М. Maркези и
другие
Заключение
История развития вокальной педагогики и исполнительская практика с конца XVIII до середины XIX века претерпела значительные изменения. Менялись эстетические установки, появлялись новые драматичные оперные произведения, все вышеперечисленные факторы находили отражение в теоретических трудах и вокальной педагогике. Именно поэтому Гарсиа-младший в более поздних вариантах издания трактата рекомендовал использовать грудо-диафрагматическое дыхание, вместо малого (грудного, ключичного). Многие полагают, что секрет Гарсиа-старшего заключался в использовании малого дыхания, но данное пение было применимо для мастеров старой итальянской школы. Гарсиа-младший преподавал и писал теоретические труды преимущественно в XIX веке, в эпоху романтизма, когда прежние вокальные установки были увы уже не актуальны.
Примечание:
Джованни Анцани и Никола Дзингарелли-^111. Обучение давалось ему нелегко, даже в раннем возрасте он больше интересовался наукой. Однако, по настоянию родителей стал обучаться вокалу и довольно рано начал исполнять значимые оперные баритоновые роли: Лепорелло в «Дон Жуане» В. А. Моцарта и Просдочимо в опере «Турок в Италии» Дж. Россини. Его вокальные данные были слабее, чем у отца и сестры Марии Малибран. В 24-летнем возрасте у Мануэля появляются проблемы с голосом, ввиду того, что на гастролях в Мексике ему приходилось заменять в спектаклях отца и исполнять высокие теноровые партии в несвойственной тесситуре. В 1829 году Мануэль Гарсиа-младший, несмотря на недовольство родителей, оставил певческую карьеру и начал заниматься педагогической деятельностью. Он преподавал в школе отца, однако два Мануэля не слишком хорошо ладили друг с другом и сын сбежал в 1830 году служить во французскую армию. Волею судьбы он попал на работу во французский военный госпиталь, где изучал медицину и анатомию, а также имел возможность изучить особенности строения гортани на людях с травмами шеи. Возможно, это и стимулировало его интерес к «вокальной анатомии» и побудило к идее создания ларингоскопа за изобретение которого его удостоили степени доктора медицины Кенигсбергского университета в 1855 году. Благодаря этому изобретению появилась новая область медицины — фониатрия, а Мануэль Гарсиа-младший стал ее основателем. Бесценный опыт обучения у отца, Анцани и Дзингарелли, работа на сцене и педагогическая практика, а также возможность видеть и слышать выступления великих оперных певцов своего времени, помогли Гарсиа-младшему применить полученный опыт и создать образцовую вокальную школу
Библиография
http://www.harmonicorde.com/Radomski%20Australian%20Voice.pdf (дата обращения : 09.03.2016).