Спросить
Войти
Категория: Литература

Освещение основных тенденций в западноевропейской литературе 20–50‑х годов ХХ века в литературнопублицистических обозрениях Юрия Косача

Автор: Семенко Светлана Васильевна

Section 2. Journalism

Section 2. Journalism

Semenko Svitlana Vasylivna, V.G Korolenko National Pedagogical University of Poltava, Professor at the Department of Journalism E-mail: SvitlanaSem@ukr.net

Coverage of major trends in Western European literature of 20-50-ies of 20th century in literary and journalistic reviews of Yurii Kosach

Abstract: The article analyzes literary and journalistic reviews of Yurii Kosach about the main trends of development of foreign literatures in the light of the functioning of Ukrainian literature. The main attention is focused on mastery of publicist to single out the most characteristic features inherent to the literature of analyzed country.

Семенко Светлана Васильевна, Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленка, профессор кафедры журналистики

E-mail: Svitlanasem@ukr.net

Освещение основных тенденций в западноевропейской литературе 20-50-х годов ХХ века в литературнопублицистических обозрениях Юрия Косача

Аннотация: В статье анализируются литературные и журналистские обзоры Юрия Косача об основных тенденциях развития зарубежной литературы в свете функционирования украинской литературы. Основное внимание сосредоточено на мастерство публициста, чтобы выделить наиболее характерные черты, присущие литературе анализируемого страны.

Известный украинский публицист Юрий Косач, продолжая в журналистике традиции своего славного рода Драгомановых-Косачей, на страницах эмиграционной периодики в литературно-публицистических обозрениях поднимает актуальные мировоззренческие проблемы. Неизменной для этой жанровой разновидности культурологической публицистики Ю. Косача есть «украинская нотка», поскольку он стремился к тому, чтобы украинская литература развивалась в едином общеевропейском культурном процессе.

Впервые этот жанр появился в журналистской практике Косача в период его сотрудничества с украинским журналом «Нащя в походЬ>, который выходил в Берлине до начала Второй мировой войны. В одном из первых литературно-публицистических очерков «Новейшая литература Финляндии» журналист анализирует творческую деятельность молодой финской литературной генерации, что расцвела после провозглашения независимости Финляндии в 1917 году, когда прошел период тяжелого периода организации государства. Критик поддерживает ориентацию

8

Coverage of major trends inWestern European literature of 20-50-ies of 20th century in literary and journalistic reviews of Yurii Kosach

финских писателей на лучшие европейские литературные веяния, отмечая, что молодая финская литература испытала на начальном этапе своего развития многие, порою негативные, внешние влияния модерной европейской культуры, космополитизма, формалистических течений. Юрий Косач акцентирует внимание на том факте, что «против заграничных влияний активно действует реакция здоровых национальных сил, и уже в 1930-32 гг. литература Финляндии возвращается снова к истокам, приобретает свое собственное лицо» [3, 26]. Подобные высказывания о роли сохранения национальной традиции в процессе усвоения лучших инонациональных культурных влияний встречаем и в его публикациях, где предметом исследования есть пути обновления украинской литературы ХХ века в новых геополитических условиях. Среди лучших писателей Финляндии Косач называет Вольтера Кыльпы, Йири Уурто, Ёеля Легтона. Наиболее значимым национальным писателем страны публицист считает Франца Эмиля Сыллянпее, который писал произведения, «приближаясь к первичным и живым источникам национально-племенной действительности» [3, 26]. Юрий Косач, отмечая широкий тематический спектр финской литературы, ее новаторские поиски на стилевом и жанровом уровне делает вывод: «Завоеванная независимость дала возможность Финляндии изъявить ярко свою творческую мощь и помогла финской молодой литературе внести в общечеловеческую сокровищницу подлинные ценности» [3, 27]. Видим, что государственная независимость для публициста является одним из основных фактором обновления литературы, ее полноценного самобытного существования.

На страницах газеты «Украшська трибуна» в 1947 году Юрий Косач напечатал литературнопублицистическое обозрение «Кое-что об искусстве современной Англии», в котором так же проанализировал творчество английских художников слова с позиций национальной литературной традиции. Публицист, начиная обозрение из сентенции: «английские писатели малоприметные, может быть, с расового неприятия всевозможных двухзначных ситуаций», прибегает к разбору отношения английских писателей ранних генераций

к собственной популярности. Симптоматичным явлением для английской ментальности, по мнению Косача, была некоторая мифичность вокруг персоны автора, поскольку «английский писатель редко покидает свою незримость, свою «блистательную изоляцию». Именно такие писатели-мифы есть более талантливыми от официальных, публичных творцов литературы, «субсидированных государством и обязанными представляться королеве» [2, 4]. Косач целиком справедливо репрезентирует модель английской литературы: традиция <-» критика. Английская традиция, за наблюдением автора обозрения, с одной стороны, консервативное понимание литературы как классово-кастового явления; со второй — общенациональное направление литературы на создание художественного культа империи. Юрий Косач считает, что, невзирая на стремление английских писателей новой генерации отойти от традиции, они в конечном результате возвращаются к истокам национальной литературы — «традиция побеждает эксперимент и критицизм <...> традиция незаскорузлости, а традиция как самооборона, как залог будущего» [2, 4].

В публикации Юрий Косач весьма четко характеризирует такие специфические черты английской литературы: аристократизм, что отображает дискретность элиты; феномен появления целой плеяды талантливых католических писателей в некатолической стране; добродушная сатира и здравый юмор, как основа многих произведений.

Публицисту импонирует, что в английской литературе очень мало пессимистических произведений, а отдельные творения периода между двумя войнами, в которых чувствуются моменты пессимизма (проза Селина, драматургия Ануи), не имели большой популярности и были скорее исключением соотносительно до установившейся литературной традиции.

Юрий Косач убежден, что после трагических событий Второй мировой войны английская литература порадует новыми достижениями, основанными на лучших национальных традициях: «Может наше столетие будет расцветом нового эпического стиля, пространного романа с улыбкой Стерна, может с визионерского театра

9

Section 2. Journalism

ирреальностей, вызванного видением Дж. Миллингтона Синажа, появится новый Шекспир. Английский гений в литературе еще не сказал своего последнего слова, но его дыхание волнует: это реальность здоровая, полная жизни и драгоценно богатство мечтаний» [2, 5]. Безусловно, Юрий Косач, выделяя свойственные английской литературе черты, показывает творцам украинского культурного процесса на эмиграции определенные литературные модели, которые могут помочь и украинской литературе на пути ее обновления и вхождение в мировое литературное пространство.

В послевоенный период Юрий Косач публикует богатое на факты литературно-публицистическое обозрение «Дух неутомимый и неугомонный. Кое-что о литературе современной Франции», где высоко оценивает достижение одной из наиболее уважаемой им литературы Западной Европы. Самобытными достоинствами литературы Франции, по мнению обозревателя, есть высокая продуктивность по созданию качественных художественных произведений, беспрерывность литературного процесса, консеквентный экспериментаторский дух, всеобъемлющая гуманистическая атмосфера. Привлекает Косача и специфика писательской деятельности французских литераторов, наличие многочисленной аудитории с высоким уровнем читательской культуры: «Это и есть победа книги, это есть то, что литература стала во Франции неотъемлемой частью цивилизации, что письменность там стала потребностью всего общество вплоть до наиболее низких шаров, и именно это обстоятельство обостряет писательские индивидуальности...» [1, 5]. Косач делает целиком логическое замечание о том, что такое возможно только при условии, когда книга есть «открытием». Примером такого писателя-новатора называет публицист Франсиса Карко, который преподнес читательской аудитории «мир монмартского шума», выборол «право гражданства монмартскому уличному диалекту — арго». Анализируя специфические черты французской художественной письменности, Косач отмечает, что в произведениях даже истинно католических писателей «центром внимания стал человек, в котором

писатель, как в творении Божием, открывает Бога» [1, 5]. В обозрении лапидарно характе-ризируются знаковые мастера красной письменности послевоенной Франции. Одним из первых Ю. Косач аттестует А. Мальро — творца идеи «трагического гуманизма», который продемонстрировал мировому читательскому сообществу «неслыханную силу стиля» и «несравненную пластичность образа». Интересные акценты сделаны и по поводу литературной школы Р. Ролла-на, к которой публицист зачисляет Ж. Дюгамеля, Ж. Ромена, М. дю Тара, писателей, какие в своих произведениях остаются «спокойными, иногда ироничными, но пассивными малярами жизни, людей и пейзажей», без малейшего намека на открытие и эксперименты. Позитивные аттестации получает также творчество интеллектуалов старой генерации Поля Валери и Андре Жиля. Особенный акцент Косач делает на литературных достижениях молодого поколения французских писателей в плане освоения новой тематики и создания современных человеческих типов. Яркими представителями нового поколения художников слова «полных преобразующей силы» и «свершения долга» названо в обозрении Анри де Монтерляна, Поля Морана, Блеза Сандрарса. Косач обратил внимание в публикации и на творчество писателей-экзистенциалистов Поля Сартра, Симоны де Бувуар, Альберта Камю, Жана Ануи, которые стремились показать довоенному и послевоенному западноевропейскому обществу абсурдность бытия, разрушали привычную иерархию ценностей. Без ложной патетики дана высокая оценка мастерству французских писателей создавать на высоком эстетическом уровне, даже в экстремальных условиях войны, произведения «сопротивления», минуя злободневный пропагандистский характер. В этом аспекте Косач выделяет факт непрерывной традиции, которая заключается в высоком уровне общественной ответственности французского писателя перед своей читательской аудиторией, перед собственным народом: «Идеологические догмы и искания — католические, социалистические, экзистенциалистские, монархические — да, но только через художественный образ. Ясность и лад — два основных традиционных принципа французской

10

Coverage of major trends inWestern European literature of 20-50-ies of 20th century in literary and journalistic reviews of Yurii Kosach

литературы. Баламутных и хаотично-неопрятных книг французы не любят; писатель обязан знать, что каждому, открывает» [1, 5]. В перцепции Косача французские писатели органично синтезируют гуманизм и революционность, а литература Франции, «сегодня, как и во все времена представляет пеструю панораму различных исканий формы и содержания, духовных течений», влияя на мировой культурный процесс.

Таким образом, Ю. Косач, несмотря на свой часто резкий и категорический публицистический стиль, высказывает и позитивные оптимистические прогнозы относительно возникновения на полях послевоенной Европы новых талантливых произведений, новой художественной стилистики, которая отвечала современным требованиям европейского общества, в том числе и украинского.

Список литературы:

1. Косач Юрий «Дух неутомимый и неугомонный. Кое-что о литературе современной Франции»/Юрий Косач Украшська трибуна. - Мюнхен - 1947. - 18 мая. - С. 5.
2. Косач Юрий Кое-что о современном искусстве современной Англии/Юрий Косач//Украшська трибуна. - Мюнхен - 1947. - 27 апреля. - С. 4-5.
3. Косач Юрий Новейшая литература Финляндии/Юрий Косач//Нащя в походк - Берлш - 1938. -№ 16-17. - С. 26-27.
11
émigré ukrainian periodicals Юрий Косач литературный и журналистский обзор мировая литература кризис послевоенной литературе эмигрантской украинские издания yurii kosach literary and journalistic review world literature crisis of postwar literature
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты