сти. В кризисном же обществе процессы социализации затруднены, и, как следствие, заметной становится тенденция «бегства» в частную жизнь1. Сегодня ситуация существенно изменилась благодаря патриотическому подъему, вызванному во многом последовательным отстаиванием суверенитета России2. Этот факт предоставляет шанс для более глубокого осмысления стратегии воспитательной работы в рамках системы МВД, поскольку от ее сотрудников требуется не только высокий профессионализм, но и устойчивые морально-нравственные качества.
Если процесс воспитания в XX веке был детерминирован формированием научной картины мира и лояльности к имеющимся социальным институтам, а в кризисные периоды принятием альтернативных социальных моделей, опирающихся на совокупность абстрактно понятых идеалов, претендовавших на статус научных истин3, то в настоящее время воспитательная работа получает иное ценностное основание. Им является перспективное видение развития России в единстве ее прошлого, настоящего и будущего, в контексте фундаментальных ценностей ее цивилизации, ее многовековой духовной традиции, во многом сформированной православием и другими традиционными конфессиями4.
С.Л. Ивашевский, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук, профессор
Религиозная культура и профессиональное образование
Современное профессиональное образование, преимущественно, опирается на научное мировоззрение и направлено на освоение учащимися масштабного комплекса научных знаний. Наука является универсальным достижением мировой цивилизации, определяющим динамику общественного развития, в том числе в духовно-нравственной области. И если вполне очевиден факт определяющей роли научного знания в процессе обучения профессии, то достаточно проблематично уловить воспитательный потенциал научного знания, взятого как самодостаточный феномен. Духовно-нравственная сторона научного знания может раскрыться для обучающего только при насыщении определенным ценностным смыслом, имеющим укорененность в национальной культуре конкретного общества.
Само по себе научное знание универсально, оно ориентируемо на достижение истины, которая по природе своей объективна. Механическая передача знаний в процессе профессиональной подготовки во многом опустошает их, не определяя личностный смысл и значимость для обучающихся. В этой связи, если общество заинтересовано в формировании цельной, духовно развитой личности, способной к нравственному освоению мира с помощью науки, актуализируется в процессе образования роль тех элементов национальной культуры, которые способны наделить научное знание национально-культурным смыслом. Такую роль в российском образовании может сыграть православная культура. Ее позитивная миссия не допускает навязывание и давление на устоявшиеся традиции, цели и ценности светского образования, а предполагает гармоничное с ними взаимодействие, в качестве хранителя основ русской национальной культуры, ценности и смыслы которой должны наполнять научную подготовку будущих профессионалов, граждан страны.
На эту способность религиозной культуры обратил внимание еще А.С. Хомяков. Он утверждал, что российское просвещение не аналогично европейскому и опирается не на рационализацию мышления и жизни, а на духовные основания культуры, берущей свои истоки в православии. «Наука, — писал А.С. Хомяков, — должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и выводами, но она должна помнить, что ей самой приходится многому и многому учиться у жизни. Без жизни она так же скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее»5. Наука и ре1 Кризис как фактор социального развития. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
Юридическая наука и практика
лигиозная культура должны взаимодействовать, — считал философ. Ценности религии наделяют рассудок свободой, а знанию придают действительную силу.
С.Л. Франк определяет «морализм» итогом взаимодействия научного образования и православной культуры. Этим понятием он характеризует российскую интеллигенцию, подчеркивая неприятие отечественными интеллектуалами знания ради знания, признание ограниченности исключительно рационального отображения мира, не имеющего национально-культурных духовных оснований1.
Согласно учению П.А. Флоренского, «есть, в конечном итоге, только два опыта мира — опыт общечеловеческий и опыт «научный», то есть кантовский, как есть два типа культуры — созерцательно-творческая и хищнически-механистическая»2. Русская культура, считал П.А. Флоренский, должна быть целостной и органичной. Смыслы этой культуры не всегда доступны рассудку, но и не исключительно иррациональны. Русская культура «сверхрассудочна», она гармонична, гуманна, духовна. Таковой должна стать и наука, являясь неотъемлемым элементом современной национальной культуры.
Таким образом, религиозная культура призвана способствовать одухотворению профессионального образования, наделению чистого научного знания ценностным смыслом, способствующим становлению гармоничной личности профессионала и развитию национальной культуры.
В.В. Васильев, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Роль религиозных конфессий в формировании ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел
Во второй половине 2016 года произошла смена на только руководства Минобрнауки Российской Федерации, но и коренного отношения к вопросу внутреннего содержания и практического наполнения образовательной деятельности в рамках непрерывного образования. Своеобразный итог данных изменений подвел Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ. Он указал, что образование есть не только непосредственно обучение, но и его единство с целенаправленной деятельностью по воспитанию обучающихся.
Согласно Конституции РФ Россия является светским государством. С 1917 года в ней церковь отделена от государства и школа от церкви, однако данный аспект вовсе не означает, что в деятельности по воспитанию подрастающего поколения вообще и обучающихся в образовательных организациях в частности не может быть задействован огромный, накопленный веками опыт воспитательной и просветительской деятельности традиционных религиозных конфессий.
Система непрерывного «полицейского» образования включает две группы образовательных организаций. В первую из них входят организации, реализующие общее образование и подведомственные Минобрнауки России. К ним необходимо отнести профильные кадетские классы общеобразовательных школ, кадетские корпуса и суворовские училища, по окончании которых обучающиеся получают среднее общее образование. Ко второй группе необходимо отнести образовательные организации высшего образования, подведомственные МВД России, в которых реализуется высшее образование, подготовка кадров высшей категории, профессиональная подготовка, дополнительное образование. Все образование, и «полицейское» не является исключением, базируется на ценностных основаниях. Одним из важнейших является патриотизм. Мы считаем, что к воспитанию сотрудника органов внутренних дел в духе истинной любви к Родине, жертвенного служения своему Отечеству, к его духовно-нравственному просвещению могут и должны быть привлечены лучшие представители традиционных религиозных конфессий России.
Роль религиозных конфессий в формировании патриотизма как ценностного основания непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел трудно переоценить. Обозначим лишь наиболее перспективные направления воспитательной работы религиозных деятелей среди сотрудников ОВД (полиции).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)