Спросить
Войти

Основные принципы работы над музыкальным строем хорового коллектива

Автор: Каплун Лариса Васильевна

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52), 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

3.2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ СТРОЕМ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Каплун Лариса Васильевна

доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,

РФ, г. Пермь E-mail: kaplun lv@mail.ru

SIGNIFICANT WORK ON MUSICAL SYSTEM IN THE CHOIR

Larisa Kaplun

assistant professor of choral conducting and solo singing Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Russia, Perm

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные аспекты, влияющие на чистоту интонации пения хорового коллектива. Приводятся рекомендации повышения качества унисонного строя хора с учетом организации условий для правильной работы дыхания, голосовых связок и резонаторов певцов.

Статья может быть интересна преподавателям музыкально-педагогических учебных заведений и руководителям хоровых коллективов.

ABSTRACT

The article discusses the main aspects affecting the purity of the nation Into-singing choir. The recommendations to improve the quality system unison choir based organization of conditions for proper operation of breath, vocal cords and cavities singers.

The article may be of interest to teachers of music and teacher-training institutions and leaders of choirs.

41

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo____________________________________________№9 (52). 2015г

голосовые связки; резонаторы.

Процесс выстраивания чистой интонации хорового пения является для исполнителей кропотливой слуховой работой.

Начальным этапом этой работы является осуществление в хоре унисонного строя (в переводе с итальянского unisono — единозвучие). Достижение унисона зависит от единой манеры воспроизведения певцами гласных звуков, а также от характера вибрации их голосов. Каждому певцу партии необходимо активно участвовать в создании чистого унисона, внимательно вслушиваясь в звучание своей партии, и стремясь к слиянию с ней.

Необходимо помнить, что пение - это сложный психофизиологический процесс и значительная часть этого процесса протекает автоматически. При этом особенно важны три взаимосвязанных элемента: дыхание, голосовые связки и резонаторы. Каждый из этих элементов оказывает влияние на интонацию.

Так связь дыхания и интонации осуществляются следующим образом. Согласно теории звукообразования, дыхание непосредственно связано с высотой тона и взаимодействует с голосовыми связками. В процессе пения дыхание можно регулировать, то есть подразумевается выбор типа дыхания и дозировка вдоха. Атака звука является первоначальным и основным моментом в работе над интонацией.

Условно можно выделить три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная. Все три вида возможны при любом регистровом настрое гортани. Вид атаки звука тесным образом связан с силой голоса в момент его возникновения. Каждый способ звуковедения начинается с определённой атаки звука. Уже одно намерение спеть легато, стаккато, или маркато подсознательно настраивает гортань певца на тот или иной режим работы голосовых складок.

Характер дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Неверная же атака — причина неправильного интонирования. Рёберно-диафрагматический тип дыхания обеспечивает плавный выдох и является благоприятным для устойчивой интонации. Частая смена типов дыхания, присущая любительским хоровым коллективам, ведёт к неустойчивой интонации.

Существенное значение при пении имеет правильное распределение дыхания: недостаточность дыхания, так же как и перегрузка его,

42

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52), 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

отрицательно влияет на качество интонирования. Форсирование звука, при котором нажим воздуха на голосовые складки превышает нормальный выдох, приводит к нечистой интонации. Это происходит при нарушении основного ансамблевого правила — слушать соседа.

Пение на вялом, неопёртом дыхании также вредит чистоте интонации, а сохранение опоры при пении интонированию благоприятствует. В основе опоры дыхания, несомненно, лежит экономное расходование и распределение выдоха.

Одной из причин фальшивой интонации является слабость голосового аппарата. С этим явлением нередко сталкиваются руководители непрофессиональных хоров. Поэтому хормейстеру необходимо особенно тщательно подбирать репертуар, а также устанавливать строгий певческий режим, с целью укрепления и развития голосов певцов хора. Известно влияние на качество интонирования психофизиологического состояния певцов. Часто пониженный тонус певца является следствием утомления голосового аппарата. Быстрая утомляемость свойственна певцам студенческих и любительских коллективов и режим занятий с ними должен строиться с учётом этой особенности не более 1,5 часов пения с перерывом 10—15 минут. Правильное планирование работы и отдыха, непосредственно отражается на качестве исполнения и в первую очередь на строе. Поэтому планирование работы коллектива должно быть предметом особой заботы руководителя.

Фальшивая интонация также может быть следствием болезненного состояния голосового аппарата (несмыкание голосовых связок, фонастения). У здоровых же певцов это результат неправильного звукообразования. В частности, фальшивая интонация может быть результатом ошибочного определения типа голоса.

Дирижёр хора должен быть хорошо осведомлён о причинах таких заболеваний и в своей практике, предупреждать их.

Одной из причин неправильного звукообразования можно назвать пение в низкой позиции. Обычно этому сопутствует перегрузка дыхания и форсирование звука. Отсутствие должного участия верхних резонаторов, лишает голос блеска и звонкости.

Иногда низкая позиция психологически связана с «ленивым» пением, пением по «обязанности», поэтому соответствующая эмоциональная настройка певцов, пробуждение у них желания петь способствует овладению так называемой высокой позицией. Резонансная природа низкой певческой форманты очевидна, хотя нет единого мнения, какой именно резонатор отвечает за неё. Существует мнение, что низкая певческая форманта связана с резонансной

43

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_________________________________________№9 (52). 2015г

активностью ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов. Поэтому наличие низкой певческой форманты в низкой тесситуре придаёт звуку мягкость, бархатистость, объёмность.

Высокая певческая позиция — понятие не только акустическое, но и физиологическое, так как вызывает ощущение озвученности верхних головных резонаторов певца. При высокой позиции звук вследствие активизации верхних резонаторов приобретает звонкость, полётность.

Хормейстерами используются следующие приёмы, настраивающие голосовой аппарат певцов на высокую позицию:

• пение упражнений сверху вниз, сохраняя на низких нотах высокую позицию звука;

• использование в упражнениях близких гласных — и, е, иногда в сочетании с согласными — л, н, с, з;

• пение с закрытым ртом;

• упражнения на лёгкость и подвижность голоса, произнесение ясного осмысленного слова, а также его психологическая окраска.

В любительских хоровых коллективах часто встречается манера пения открытым «белым» звуком. Пение таких хоров, особенно с преобладанием партии сопрано, страдает склонностью к повышению интонации. Хормейстеру необходимо воспитывать у певцов более низкий тип дыхания, формирование у поющих прикрытых, округлых гласных — а, э, и.

Так же влияет на интонацию требование «значительно» произносить слово, что помогает преодолению открытой манеры пения. Для исправления фальшивой интонации можно рекомендовать следующие приёмы:

• пение упражнений на piano и упражнения на филирование звука в среднем регистре;

• упражнения с мелодическим движением всех голосов;

• упражнения на штрих staccato.

Большое значение при работе над унисонным строем имеет характер вибрации голосов. Известно, что в природе каждому голосу свойственна та или степень вибрации. Чрезмерно большой размах, то есть степень крайних отклонений звука по высоте, силе и тембру, при малой её скорости, приводит к нарушению интонационной устойчивости (так называемое качание звука). Для исправления недостатков вибрации необходимо пользоваться следующими приёмами:

• упражнения, не превышающие динамику mp;

• упражнения с мелодическим движением голосов;

44

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52), 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

• упражнения на закрытых гласных — о, у.

Довольно часто у начинающих певцов фальшивое пение происходит от неумения слышать себя. Для таких певцов полезно применять в хоре более широкую расстановку, примерно на полшага друг от друга.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на хоровой строй, необходимо выделить основные: слухового

и вокального порядка.

Правильное развитие музыкального слуха певцов является необходимой предпосылкой хорошего строя. Под этим подразумевается понимание певцами логики музыкальной речи, и в первую очередь её ладовой выразительности. Нельзя игнорировать выразительность самих интервалов, но характер их выразительности изменяется в зависимости от их ладового значения. Задача дирижёра — неустанно развивать в себе и в хоровых певцах чуткость к интонационной выразительности музыки.

Однако нельзя проблему строя трактовать только как проблему воспитания музыкального слуха певцов. Не в меньшей степени это проблема вокального воспитания хора. Различные хоровые коллективы имеют в вокальном отношении свою специфику, которая отражается на качестве строя. Любительские хоры зачастую страдают недостатком культуры звука. Форсировка и злоупотребление тесситурно трудным репертуаром ведут к фальшивой интонации.

В обязанности дирижёра входит плановость работы, продуманное изучение репертуара. Также необходима ответственность каждого певца за состояние собственного голоса, за пение своей хоровой партии и всего хора.

Хороший строй в хоре является результатом правильно поставленной работы руководителя. Чистота строя — непременное условие хорового исполнения и одно из сильнейших средств хоровой выразительности.

Список литературы:

1. Алиев И. Основы вокальной подготовки, М., 2001.
2. Варламов А.Е. Полная школа пения: учеб. пособие. 3-е изд. СПб: Планета музыки, 2008.
3. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М., 2002.
4. Семенюк В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. М.: Композитор, 2008.
5. Роганова И.В. Современный хормейстер: сборник статей, изд. «Композитор» СПб. 2013.
45
ИНТОНАЦИЯ ХОРА АТАКА ЗВУКА ДЫХАНИЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ РЕЗОНАТОРЫ intonation of the choir attack sound breathing vocal cords resonators
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты