Исторические исследования
www.historystudies.msu.ru
РЕЦЕНЗИИ
Карякина Т.Д. *
Федотова Е.Д. Барокко. Серия «Эпохи. Стили. Направления». М.: «Белый город», 2007
В Москве в 2007 г. в издательстве «Белый город» вышла из печати книга Елены Дмитриевны Федотовой «Барокко».
Данный труд представляет большой интерес для специалистов, поскольку является обобщающим и основывается на подробном изучении публикаций искусствоведов предшествующего времени и глубоком знании материала. Книга Е.Д. Федотовой имеет сравнительно небольшой объем и отличается выверенностью структуры и ёмкостью определений. Автор очень верно подчеркивает, что стиль барокко являет собой целостность идейно-образной и формально стилистической систем в отображении реального мира. Размышляя о причинах возникновения барокко, Е.Д. Федотова указывает на то, что художественные методы Ренессанса оказывались недостаточными для отображения всей сложности природного и человеческого бытия.
* Карякина Татьяна Дмитриевна - доктор искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ (e-mail: art@hist.msu.ru)
Карякина Т.Д.
№13 (2019)
В книге очень правильно выявляется особо важная роль Контрреформации в XVII веке. Рим в эпоху барокко был крупнейшим религиозно-художественным центром, отразившим проблематику своего времени. Влияние итальянского искусства подтверждается в книге Е.Д. Федотовой иллюстрациями: площадь собора Св. Петра в Риме, собор Св. Павла в Лондоне и Карлскирхе в Вене.
Выдающиеся умы XVII века - И. Ньютон и Г.В. Лейбниц - признали реальное существование пространства и времени. Во Вселенной, созданной божественной волей, все динамично, как в реке времени. В архитектуре динамизм проявлялся в организации пространства храмов и дворцов, в смене форм, которые словно выходят за пределы отведенной им среды, устремляются ввысь.
Автор книги очень верно подчеркивает особую значимость для эпохи барокко высказывания Декарта: «я мыслю, следовательно, я существую». В этом нашел проявление призыв к активному диалогу человека и природы. В центре эстетики барокко находится человек, обладающим изощренным умом - «быстрым разумом», главным свойством которого является остроумие. Новая барочная эстетика основана на стремлении «изумлять» смотрящего, проявляя остроумие и изобретательность, используя игру образами, иносказание. Е.Д. Федотова подчеркивает, что в искусстве барокко особая роль принадлежит метафорам и аллегориям. Барочные дворцы и загородные виллы украшались росписями на аллегорические и мифологические сюжеты. А в качестве иллюстраций для книги выбраны две превосходные аллегорические композиции: «Пять чувств» С. Штоскопфа и «Зрение» Я. Брейгеля Старшего и П.П. Рубенса, где изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера.
Автор книги обращает внимание на то, что для барокко характерен иллюзионизм. В частности, в интерьерах дворцов большая роль отводилась зеркалам, благодаря которым обеспечивалась игра с пространством. А в восприятии так называемых обманок возникала полная иллюзия подлинных предметов.
В портретном искусстве барокко автор книги выделяет стремление передать духовно-эмоциональную глубину образа. Превосходными произведениями в этом отношении стали «Портрет Людовика XIV», созданный И. Риго, Л. Бернини и «Портрет Карла I» А. Ван Дейка.
Обращаясь к музыке барокко, автор книги подчеркивает, что полифонические произведения отражают динамику окружающего мира и изменчивость внутреннего эмоционального состояния человека.
Обобщая основные результаты исследований, Е.Д.Федотова приходит к очень важному выводу о том, что открытые наукой категории движения, времени и пространства стали основополагающими в поэтике стиля барокко.
Е.Д. Федотова, определяя особенности мироотношения в эпоху барокко, обращается к высказываниям выдающихся мыслителей этого времени. бесспорным достоинством книги являются очень емкие характеристики превосходных произведений, представляющих все основные виды искусства. Книга написана на очень высоком профессиональном уровне.