Спросить
Войти

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Автор: Фархутдинова Светлана Гусмановна

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

THE FORMATION OF MUSICAL THINKING THROUGH THE PIANO WORKS OF PATRIOTIC NATURE

УДК 372.878

Фархутдинова Светлана Гусмановна, канд. культурологии, доц. кафедры музыкального образования, Нижневартовский государственный университет Россия, г. Нижневартовск

Подболотова Светлана Дмитриевна, студент магистратуры, Нижневартовский государственный университет, Россия, г. Нижневартовск

Farkhutdinova Svetlana Gusmanovna Podbolotova Svetlana Dmitrievna, savannari@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования музыкального мышления, его сущность и какова важная роль в восприятии произведений патриотического характера на уроках фортепиано. Раскрываются основные функции музыкального мышления: эмоциональная реакция на выразительность интонации и развитость музыкального сознания. Значение термина «антиципация». Анализируется процесс разбора произведения с обучающимся на уроке фортепиано. Рассматривается проблема фортепианной педагогики, роль учителя фортепиано в формировании музыкального мышления. Подобран музыкальный педагогический материал в качестве примера программной образности.

Annotation

The article deals with the problem of forming musical thinking, its essence and what is the important role in the perception of Patriotic works in piano lessons. The main functions of musical thinking are revealed: an emotional reaction to the expressiveness of intonation and the development of musical consciousness. Meaning of the term "anticipation". The process of parsing a piece with a student in a piano lesson is analyzed. The article deals with the problem of piano pedagogy, the role of the piano teacher in the formation of musical thinking. Selected musical pedagogical material as an example of program imagery.

В настоящее время, особое внимание стоит обратить на то, что обучающиеся обладают определенным объемом знаний. Они имеют соответствующий их возрасту уровень духовного и интеллектуального развития, которое воспитывается посредством общения с музыкой через слушание и исполнение. В музыкальной психологии одно из центральных мест занимает проблема развития музыкального мышления.

Музыкальное мышление - переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального. Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний. Прием

сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.

Термин музыкальное мышление (эмоционально-образный и логический) изучены многими отечественными музыковедами и психологами: Э. Ганслик, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.В. Суслова и др.

Согласно суждению Б.В. Асафьева, истоком музыкального мышления является интонация. Источником данного термина выступает ощущения музыкальной материи. Следовательно, восприятие музыкальной интонации допустимо рассматривать в качестве сигнала (импульса) к музыкально-мыслительным операциям [1, с. 240].

Э. Ганслик отмечает, что необходимым компонентом музыкального мышления является предугадывание (антиципация). Размышлять значит сопоставлять, сравнивать то, что звучит в данный временной период, с тем, что уже ранее прозвучало; и с тем, что должно будет прозвучать согласно развитию музыкальных идей [3].

Л.А. Баренбойм, изучая проблему музыкального мышления, выделяет две его основные функции: эмоциональная реакция на выразительность интонации и определенная сформированность, развитость музыкального сознания. Первая функция - имеет слуховую природу. Это определённая организация ритма, метра и темпа, а также мелодии, гармонии и лада. Поэтому понимание сути музыкального содержания, умение правильно осмыслить, соотнести и сравнить средства музыкальной выразительности с художественным образом произведения обеспечивается более сложной функцией музыкального мышления. Вторая функция - обусловлена не только перцептивными, эмоционально-чувственными, но и интеллектуальными проявлениями со стороны индивида [2, с. 172].

А.Н. Сохор, рассматривает содержание понятия музыкального

мышления как деятельность. Относя музыкальное мышления к разновидности художественной деятельности, оно представляет собой единство основных видов деятельности как отражение, созидание и общение [5, с. 59].

Музыкальное мышление как психологическая деятельность рассматривает Н.В. Суслова. Личность приобщается к вершинам музыкальной культуры, постигается значение духовных ценностей - это музыкальное произведение, практическая музыкальная деятельность и черты музыкального мышления личности [6, с. 15].

Одной из проблем фортепианной педагогики является несоответствие между уровнем навыков ученика, накопленным слуховым представлением и его эмоциональным опытом, т.е. каким образом не обладающий музыкальной интуицией воспитанник справится с музыкально-образным исполнением пьесы. Поэтому очень важно, работая с воспитанником, развивать музыкальное мышление, как логическое, так и эмоционально-образное. Для этого нужно научиться управлять эмоциями в процессе исполнения, продумывать стратегию развития музыкально-образных представлений, фантазировать, воображать [4].

Работу над пьесой лучше начинать с разбора художественного образа в сочетании с элементами музыкальной выразительности, обращать внимание на закрепление музыкально-образных ассоциаций с опорой на эмоциональные чувства и ощущения обучающегося. Это могут быть: ритмическая пульсация, красивое звучание гармонии, запоминающаяся мелодическая линия, включающие музыкальное воображение метафор, ассоциаций, эпитетов. Всё это сводится к чувственному мышлению [4]. Педагог может что-то поправить в эмоциональном исполнении обучающегося, успокоить, подбодрить его, освежить музыкальный опыт и произвольное внимание, направив их на кульминационные точки произведения от начала до конца.

Очень важен подбор педагогического репертуара - жанровые и характерные пьесы с заданной программной образностью [4]. Особенно ярким

процессом будет являться исполнение музыкальных произведений патриотической направленности:

I. Песни о Родине, произведения, отражающие различные исторические события родного Отечества. Связь с поэтическим текстом будет способствовать лучшему пониманию учениками содержания произведений:

- аккомпанемент к песням военных лет: идея государственности («Гимн Российской Федерации» А.В. Александрова); идея самоотверженного служения Родине («Вернулся я на Родину» М.Г. Фрадкина, «Катюша» М.И. Блантера, «Песня о Родине» И.О. Дунаевского, «С чего начинается Родина» В.Е. Баснера, «Наш край» Д.Б. Кабалевского); идея региональности, малой родины («Песня о Свердловске», «Уральская рябинушка» Е.П. Родыгина); идея воинской службы («Священная война» А.В. Александрова, «Марш Буденного» братьев Покрасс, «Марш защитников Москвы» Б.А. Мокроусова) и т.д. ;

- исполнение отрывков из опер, кантат: «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Огонёк» переложение Е.Б. Сироткина, «Джалиль» Н.Г. Жиганова, «Александр Невский» С.С. Покофьева, и многие другие;

- произведения современных композиторов, пронизанных любовью и патриотизмом: «Золотое кольцо России», «Воспоминания о Севере» Ж. Металлиди, «Спортивный марш» Н.М. Тороповой, «Песня, что пела мне мать», «Рассказ партизана» «Юные разведчики» Парфенова И.А., «Поэма о герое» В. Коровицына и другие.

II. Произведения, посвящённые образам родной природы, воспитывающие у детей любовь и бережное отношение к ней: циклы пьес «Летние вечера» Р.Яхина, «Родные просторы» А.С. Ключарёва, «По лесам и горам», «У костра», «На реке» Д.Б. Кабалевского, «Времена года» П.И. Чайковского. Для более эмоционально-образного погружения можно использовать репродукции природы родного края.

III. Произведения, относящиеся к культуре православной музыки: «Ave,

Maria» Дж. Каччини, «Звонили звоны» Г. Свиридова, «Вечерняя молитва» К. Гурлита, «Ангел-хранитель маленьких девочек», «Русское рождество» из цикла «Кукольная фортепианная музыка» И.Эльгисера и другие.

Основным критерием отбора данных произведений является наличие яркой, выразительной мелодии, способствующей исполнительскому, и нравственному воспитанию детей, так как с их стороны возникает мощная эмоциональная реакция на выразительность интонации.

Для эмоционального настроя, более ярких впечатлений при изучении вышеуказанных произведений лучше проводить урок в нетрадиционной методике: урок-концерт, урок-исследование, урок-экспедиция, урок-игра.

Завершая, отметим, произведения, имеющие патриотическую направленность, оказывают сильное воздействие, так как в основе произведений лежат эмоции их создателей. Здесь главная задача учителя-пианиста - раскрыть духовный потенциал инструментального репертуара, способствовать формированию музыкального мышления у обучающихся на уроках фортепиано.

Литература:

1. Асафьев Б.М. Музыкальная форма как процесс. - М.: Музыка, 1971. - 376 с.
2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика : учебное пособие / Л. А. Баренбойм. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. -252 с. - ISBN 978-5-8114-2348-4. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/103702 (дата обращения: 19.07.2020).
3. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. - М., 1910. - 256 с.
4. Кудрявцева Е.В. Проблемы исполнительского музыкального мышления в классе фортепиано // Проблемы Науки. 2016. №18 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolnitelskogo-muzykalnogo-myshleniya-v-klasse-fortepiano (дата обращения: 07.10.2019).
5. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. -284 с.
6. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. - М.: МПГУ, 1999. - 157 с.

Literature

1. Asafiev B.M. Musical form as a process. - M.: Music, 1971. - 376 p.
2. Barenboim L. A. Piano pedagogy: textbook / L. A. Barenboim - 2nd ed., ster. - Saint Petersburg: Planet of music, 2018. - 252 p. - ISBN 978-5-8114-23484. - Text: electronic // LAN: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/103702 (accessed: 19.07.2020).
3. Ganslik E. About musically beautiful. - M., 1910. - 256 p.
4. Kudryavtseva E.V. Problems of performing musical thinking in the piano class // Problems Of Science. 2016. №18 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolnitelskogo-muzykalnogo-myshleniya-v-klasse-fortepiano (accessed: 07.10.2019).
5. Sokhor A.N. Social conditionality of musical thinking and perception // Problems of musical thinking, M.: Music, 1974. - 284 p.
6. Suslova N.V. Musical thinking of primary school children and methods of its development. - M.: MPGU, 1999. - 157 p.
МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ АНТИЦИПАЦИЯ ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР musical thinking intonation anticipation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты