Спросить
Войти

Особенности работы концертмейстера в детском хоре

Автор: Ткачева Анна Николаевна

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52). 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОМ ХОРЕ

Ткачева Анна Николаевна

канд. пед наук, концертмейстер «Детской музыкально-хоровой школы города Белгорода», ассистент Белгородского государственного

института искусств и культуры, РФ, г. Белгород Е-mail: anna-tkachyova@yandex. ru

PARTICULARITIES OF THE WORK IN THE CHILDREN&S CHOIR ACCOMPANIST

Anna Tkacheva

candidate of Science, concertmaster of Children’s musical-choral school of the city of Belgorod, assistant of Belgorod state Institute of arts and culture,

Russia, Belgorod

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества и сотворчества концертмейстера и хорового детского коллектива. Дается оценка умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности концертмейстера.

ABSTRACT

The article considers the issues of collaboration and co-creation accompanist and choral group of children. Assesses the skills and abilities needed for successful professional activity concertmaster.

Хоровое пение, несомненно, является наиболее массовым и общедоступным средством музыкального воспитания подрастающего поколения. На протяжении всего периода развития русской музыки, хоровое пение являлось наиболее впечатляющим видом коллективного музицирования. К числу лучших традиций российской хоровой

61

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_____________________________________________№9 (52). 2015г

культуры можно отнести раннее приобщение детей к пению в хоре. Творческим лицом коллектива, определяющим его эстетические и нравственные позиции, его репертуар и исполнительские возможности, является художественный руководитель. Успешная деятельность хорового коллектива во многом зависит от концертмейстера.

Проблемам концертмейстерского мастерства посвящено немало трудов, среди которых необходимо отметить книги Джеральда Мура, посвятившего большую часть жизни концертмейстерскому искусству. В своих публицистических работах ему удалось поднять престиж профессии концертмейстера. Он создал принципиально новый тип аккомпаниатора, выступающего наравне с концертным исполнителем, ваяющего музыкальный образ совместно с солистом. Что же касается работы концертмейстера с хоровым коллективом, то необходимо отметить, что, несмотря на популярность данного вида работы, многие проблемы остаются вне поля зрения большинства исследователей. В данной работе хотелось бы более подробно остановиться на некоторых задачах концертмейстера и его значении в процессе хоровых занятий.

Концертмейстер должен обладать не только высокими профессиональными навыками и умениями, он должен быть знаком со всеми особенностями и тонкостями вокально-хоровой работы. Опытный концертмейстер может не только аккомпанировать хору на занятиях и выступлениях, но также заниматься с учащимися индивидуально, помогая им разучивать партии.

Хоровая музыка, оперная и симфоническая требуют для своего воплощения объединения творческой мысли нескольких исполнителей. Совместное исполнение отличается от сольного именно тем, что для интерпретации музыки необходимы усилия всего коллектива исполняющих. Поэтому для успешной концертмейстерской деятельности крайне важно обладать навыками игры в ансамбле, навыками совместной работы по разучиванию музыкальных произведений.

Важнейшим качеством концертмейстера является умение слушать звучание хора и соотносить аккомпанемент с музыкальными задачами, которые ставит перед хором руководитель. Аккомпанировать означает не столько уметь играть, сколько уметь слушать и слышать. Для создания целостного исполнительского плана хорового произведения необходимо согласие между всеми членами хорового коллектива, поэтому в репетиционной работе концертмейстеру важно прежде всего чутко реагировать на все замечания и пожелания дирижера, стремясь к единству звукового и интонационного воплощения.

62

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 9 (52). 2015 г___________________________________

СибАК

www.sibac.mto

Репетиционная хоровая работа над музыкальным произведением проходит в несколько этапов, начиная от разбора нотного текста и до целостного оформления и достижения эстрадной готовности. На каждом этапе перед концертмейстером встает ряд задач, от решения которых зависит успешность работы хорового коллектива.

Начальный этап разучивания партитуры по партиям в детском хоре, как правило, не требует полнозвучного аккомпанемента, роль концертмейстера обычно заключается в дублировании партии каждого голоса хоровой партитуры на инструменте. Здесь особенно важным становится внимание пианиста к дирижерскому жесту, к фразировке, дыханию, паузам и другим выразительным особенностям каждой отдельно взятой партии. Практика показывает, что отнюдь не редки ситуации, когда концертмейстеру (в силу различных обстоятельств) приходится заменять дирижера и разучивать с учащимися хоровую партитуру. В данном случае для грамотного показа пианисту необходима предварительная вокальная подготовка, умение чисто интонировать, а также умение понимать выразительные особенности музыкальной фразы. В таком случае для грамотного показа пианисту необходимо умение чисто интонировать, а также умение понимать выразительные особенности музыкальной фразы.

На занятиях с детским хоровым коллективом концертмейстер является помощником хорового дирижера, что подразумевает не только «включенность» в процесс разучивания произведения, но и умение пианиста вовремя понять намерения дирижера, а также наличие навыков совмещения хоровой партитуры и аккомпанемента, работы над хоровым строем, интонационным и ритмическим ансамблем.

Целостное оформление хорового произведения — важный и ответственный этап. Перед концертмейстером встает множество профессиональных задач. Аккомпанемент является гармонической и ритмической опорой всего произведения, поэтому пианист должен уметь выдержать заданный темп от начала до конца. Вступление, традиционно встречающееся в большинстве произведений с сопровождением, должно отражать характер исполняемого, вводя слушателя в атмосферу того, что им предстоит услышать, и одновременно настраивая хористов на заданный образ. «Аккомпаниатор должен быть источником вдохновения для певца, и его игра должна сверкать в прекрасных вступлениях и заключениях», — пишет Дж. Мур [2, с. 25]. Чуткость концертмейстера к дирижерскому жесту особенно важна, если в композиторском тексте исполняемого произведения предусмотрены фермата, ritenuto, ad libitum, colla parte и т. д.

63

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_____________________________________________№9 (52). 2015г

Роль аккомпанемента в создании хорового музыкального произведения чрезвычайно велика. «По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений...» — пишет

Е.М. Шендерович [4, с. 91]. Концертмейстер должен обладать совершенно особым типом внимания — многоплоскостным, то есть вниманием, распределенным одновременно между несколькими плоскостями. Мысль о необходимости рассредоточить внимание между рядом задач впервые выразил К.С. Станиславский. «Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях», — пишет его ученица Л.П. Новицкая [3, с. 274]. Известно, что музыканты — исполнители в известной степени являются актерами. Концертмейстеру необходимо распределять внимание между дирижером, партией фортепиано и хоровыми партиями. Оно должно быть направлено на достижение баланса между звучанием хора и аккомпанемента, на воплощение единства художественного замысла.

Одним из основополагающих умений для концертмейстера является умение бегло читать с листа многострочные хоровые партитуры и транспонировать нотный текст в любую тональность.

Таким образом, работа с детским хоровым коллективом требует от концертмейстера универсальности и обширных знаний в смежных областях музыкального искусства. Концертмейстер должен быть высоким профессионалом, не только превосходно владеющим фортепиано, но также хорошо знающим особенности вокальной работы хористов, владеющим навыками ансамблевого музицирования, чтения с листа и транспонирования.

Список литературы:

1. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс: учеб. пособие для студентов пед. вузов и средних проф. учебных заведений. — М.: Академия, 2002 — 192 с.
2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор / Дж. Мур. — Пер. с англ., предисл. В.Н. Чачавы. — М.: Радуга, 1987. — 432 с.
3. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения / Ред. Ю.С. Калашников. — М.: Всероссийское театральное общество, 1984. — 383 с.
4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е.М. Шендерович. — М.: Музыка, 1996. — 207 с.
64
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ ИГРА В АНСАМБЛЕ РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА МНОГОПЛОСКОСТНОЕ ВНИМАНИЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА collective music-making playing in an ensemble rehearsal work concertmaster omnidirectional taking concertmaster
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты