БИБЛЕИСТИКА
УДК 221:612.67
DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10301
Священник Андрей Андрианов,
кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС, E-mail: prorector44@mail. ru
СВЯЗЬ БОЛЕЗНИ С ГРЕХОМ И ПОРОЖДЁННОЙ ИМ СМЕРТЬЮ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
В данной статье предлагается один из наиболее распространённых в православной богословской традиции подходов к рассмотрению проблемы о связи греха и болезни. Священное Писание свидетельствует о том, что болезнь представляется как следствие греха. Однако, поражение недугом праведников приводит к мысли о непостижимости Промысла Божия. Ключевые слова: болезнь, грех, Священное Писание, Русская Православная Церковь.
Цитирование: Андрианов А.В. Связь болезни с грехом и порождённой им смертью в Священном Писании // Ипатьевский вестник. - 2020. - №3. -С. 11-15.
Основная причина болезней - в состоянии человека после грехопадения, которое есть духовный разрыв человека с Богом. Оно в значительной степени «ослабило возможность человека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о нем. Произошло изменение состояния человеческой природы, затронувшее разумную, чувственную и телесную части человеческого существа»1.
«Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом» констатирует, что «в результате греха телесному
Священник Андрей Андрианов
существованию человека от рождения до смерти сопутствуют болезни». Здесь же приводятся сноски на послания апостола Павла: Рим. 5, 12; 6, 16; 8, 6; I Кор. 15, 56; Евр. 2, 14-15; Иак. 1, 15. Тексты предложенных сносок повествуют о смерти как последствии грехопадения, однако прямого указания на болезнь сопутствующей человеку после изгнания его из рая отсутствуют. Такое употребление изречений из Священного Писания в официальном документе может вызвать у читателя недоумение, поскольку в его сознании понятия болезнь и смерть обычно не отождествляются. К тому же смерть человека не обязательно должна быть сопряжена с болезнью. Богословское восприятие проблемы отражено в труде митрополита Илариона (Алфеева) «Православие», в котором указывается на место болезни в связи с грехом и порождаемой им смертью. Автор труда ссылается на соборное послание апостола Иакова, который пишет о том, что сделанный грех рождает смерть: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1,14-15). То есть если смерть является следствием греха, то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью, которой предшествует1. Такая взаимосвязь между грехом и болезнью может проявляться по-разному. Святые Варсанофий и Иоанн (VI в.) говорят, что иногда болезнь является непосредственным следствием каких-либо грехов: «Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности, случаются естественным образом... От тебя зависит быть нерадивым или жить нечисто и впадать в них до тех пор, пока не исправишься»2. В других случаях болезнь посылается от Бога в наказание за грех — «для пользы нашей, чтобы мы покаялись». Некоторые болезни происходят «от желчи», то есть от физиологических причин, другие — «от демонов». Наконец, «бывает болезнь и к испытанию, а испытание (ведёт) к искусству» - учат преподобные Варсанофий и Иоанн3.
Несомненно для богословов то, что в болезнях проявляется власть смер-ти4 - о чем свидетельствует Священное Писание. В книге Бытия приводится заповедь Господня первым людям: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2, 16-17). В этом императиве содержится предостережение от последствий непослушания Богу Творцу. Пророк и боговидец Моисей в своём псалме констатирует как вполне устоявшуюся после грехопадения реальность -наличие болезней у человека: «Дние лет наших в нихже седьмдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны и накажемся» (Пс. 89, 10).
В Новом Завете звучит предостережение апостола Павла о недостойном участии в Евхаристии: «Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает». (I Кор. 11, 29-30). Таким образом, официальный документ Русской Православной Церкви прямо называет болезнь следствием грехопадения. При этом, не уточняется роль, так называемого, первородного греха. Это объясняется тем, что последний по сути имеет отношение не к заболеваниям (инфекционным, травмам и проч.), а к духовному состоянию человека в настоящее время. Отечественный исследователь догматических вопросов доктор богословия протоиерей Ливерий Воронов (1914-1955 гг.) говорил, что первородный грех - «наследуемое чрез физическое рождение греховное состояние человеческой природы, которое проявляет себя как всеобщая склонность людей к греховным поступкам»1. В качестве характеристики данного греховного состояния приводятся слова апостола языков из послания к Римлянам. От лица всех носителей этого греховного состояния святой апостол Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15; 19, 22-23). И только актуализируя такую склонность к плохим поступкам (особенно у человека некрещенного) или порабощая свою свободную волю2 злым устремлениям, человек становится рабом греха. И если кто порабощает себя греху, тот становится причастным и к болезни. «Причина болезни - грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость»3, - учил преподобный Ефрем Сирин. Таким образом, сам человек является виновником своих страданий. Бог же принимает добровольно крестные страдания для того, чтобы человек обрел спасение от греха, проклятия и смерти4.
Избавление от болезней, очищение души от греха, избавление от многих страданий и смерти — это плоды победы Иисуса Христа над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12, 31; Евр. 2, 14; Откр. 7, 13). «И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с лица земли, Божественная сила, которая её в конце концов победит, уже действует на земле. Чудеса
исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечество обретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечного спасения от смерти»1.
Вывод. Важнейшая причина болезней коренится в следствии уклонения человека ко греху. Однако, известный пример ветхозаветного праведника Иова свидетельствует о том, что возникновению болезни может служить другая причина. Промысл Божий попускает болезни и праведным людям. Промысл Творца непостижим, поэтому святые отцы, когда рассуждали о причинах страданий человека, старались высказываться обобщенно. Так, преп. Оптинский старец Макарий поучал, что «Промысл Божий нам непостижим, почему попущает тебе быть больным; конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть и предупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения»2.
Priest Audrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs, E-mail: prorector44@mail.ru
THE CONNECTION BETWEEN DISEASE AND SIN AND DEATH GENERATED FROM IT IN SCRIPTURE
This article proposes one of the most common approaches in the Orthodox theological tradition to consider the problem of the relationship of sin and disease. Scripture testifies that the disease appears to be a consequence of sin. However, the defeat of the illness of the righteous leads to the thought of the incomprehensibility of the Providence of God.
Citation: Andrianov A.V. The connection between disease and sin and death
generated from it in Scripture // Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 3. - P. 11-15.
REFERENCES