Спросить
Войти
Категория: Литература

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХИП-ХОП ДИСКУРСА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Автор: Я. М. Янченко

5. Shubina &E.L., Shitikova A.V. Varianty i transformanty nemeckih poslovic v presse. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2015; T. 1, № 4 (4): 22 - 30.

6. Mieder W. Sprichwörter sind die Überbleibsel verschollener Aphoristiker. Slovo vo vremeni i prostranstve. Sankt-Peterburg: Folio-Press, 2000: 468 - 487.
7. Yazykoznanie. Bol&shoj &enciklopedicheskijslovar&. Moskva: «Bol&shaya Rossijskaya &enciklopediya», 1998.
8. Azhezh K. Chelovek govoryaschij. Vklad lingvistiki v gumanitarnye nauki. Perevod s francuzskogo. Moskva: Editorial URSS, 2008.
9. Podyukov I.A. Semioticheskij aspekt teksta paremii. Lingvisticheskie i &esteticheskie aspekty analiza teksta. Solikamsk: Solikamskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1999: 152 - 158.
10. Voropaeva V.A. Sopostavitel&naya harakteristika anglijskih, nemeckih irusskih paremij i frazeologizmov, vyrazhayuschih tolerantnost&. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk, Tambov, 2007.
11. Savenkova L.B. Russkieparemiikak funkcioniruyuschaya sistema. Avtoreferat ... doktora filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2002.
12. Alefirenko N.A., Semenenko N.N. Frazeologiya iparemiologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, Nauka, 2009.
13. Butakova A.D. Semanticheskieparadoksy v usloviyah yazykovojigry. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2014.
14. Gorban& I.V. Rol&paremij vrechevyh aktah (na materialeyazyka russkojhudozhestvennojliteratury). Avtoreferat ... kandidata filologicheskih nauk. Saratov, 2010.
15. Tarlanov Z.K. Russkie poslovicy: sintaksis ipo&etika. Petrozavodsk: Petrozavodskij gosudarstvennyj universitet, 1999.
16. Azhezh K. Chelovek govoryaschij. Vklad lingvistiki v gumanitarnye nauki. Perevod s francuzskogo. Moskva: Editorial URSS, 2008.
17. Mieder W. Wer andern eine Grube gräbt...". Sprichwörtliches aus der Bibel in moderener Literatur, Medien und Karikaturen. Mit 128 Abbildungen. Wien: Praesens Verlag. 2014.
18. Potebnya A.A. Slovo ipredlozhenie: Vvedenie v teoriyu. Moskva: KRASAND, 2010.
19. Abreimova G.N. Substitucii komponentov FE kak odin iz priemov neofrazeologizacii v russkoj po&ezii. Problemy semantiki yazykovyh edinic v kontekste kul&tury (lingvisticheskij i lingvometodicheskij aspekty: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Moskva: OOO «Izdatel&stvo Elpis», 2006: 162 - 165.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 81

lanchenko Ya.M., postgraduate, Department of Germanic Languages Theory and Intercultural Communication, School of Philology and Language

Communication, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: yanchenko.ya.m@gmail.com

HISTORY OF STUDIES OF HIP-HOP DISCOURSE IN FOREIGN AND RUSSIAN LINGUISTICS. The article provides an overview of the scientific research of hip-hop and hip-hop discourse in foreign and Russian science from the perspective of such scientific areas as history, ethnography, feminist aspects, cultural studies and linguistics. Hip-hop is most widely studied in the scientific field of the United States, because the movement originated there. In Russian science hip-hop is more represented in cultural studies, where its status as a subculture, post-subculture, or open cultural form is considered. There is practically no research of this genre in Russian linguistics. The article discusses the main features of hip-hop discourse highlighted by Russian and American researchers which in the author&s opinion need to be supplemented and deepened.

Я.М. Янченко, аспирант, Институт филологии и языковой коммуникации, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск,

E-mail: yanchenko.ya.m@gmail.com

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХИП-ХОП ДИСКУРСА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

В статье дается обзор научных исследований хип-хопа и хип-хоп дискурса в зарубежной и российской науке с позиции таких научных направлений, как история, этнография, феминистические аспекты, культурология и лингвистика. Наиболее широко хип-хоп изучен в научной сфере США, т.к. там зародилось рассматриваемое движение. В отечественной науке хип-хоп больше представлен в культурологических работах, где рассматривается его статус как субкультуры, постсубкультуры или открытой культурной формы. В российской лингвистике исследований данного жанра практически нет В статье рассматриваются основные черты хип-хоп дискурса, выделенные российскими и американскими исследователями, которые, по мнению автора, необходимо дополнить и углубить.

В настоящее время культура хип-хопа пользуется популярностью во всем мире. Зародившись в США, к середине 2010-х гг она распространилась по разным странам, где по-своему ассимилировалась и обрела свои специфические национальные черты. Несмотря на такой локализированный характер, аутентичные американские идеи хип-хопа остаются базовыми и фундаментальными для представителей любых национальностей. Кроме того, на современном этапе развития культуры американское художественное сообщество является наиболее влиятельным и популярным, что отражается в стилях определенной страны. По этим причинам изучение хип-хоп дискурса США представляет особую актуальность.

В связи с тем, что хип-хоп является довольно молодым направлением культуры (1980-е гг), в научной сфере существует не так много работ, раскрывающих определенные аспекты изучаемой культурной формы. Тем не менее стоит отметить, что в зарубежной науке (особенно в США) хип-хоп представлен значительно шире, чем в российской. Проблемой хип-хопа преимущественно занимаются такие области науки, как культурология, история, этнография, музыковедение, педагогика, феминистские исследования и лингвистика.

Хип-хоп активно изучается в рамках культурологии. Одной из первых монографий, посвященных изучаемому феномену, считается Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America [1]. В ней описывается история жанра, с междисциплинарной позиции доказывается важная роль языка в анализе музыки и культурного контекста. В последующих академических работах данное направление изучалось с социально исторической и политической точек зрения.

Наиболее значимыми классическими трудами в сфере анализа хип-хопа в зарубежной науке считаются The Hip-Hop Generation: Young Blacks and the Crisis In African American Culture [2] и Can&t Stop, Won&t Stop: A History of the Hip-Hop Generation [3], основной акцент в них делается на участниках дискурса. В монографии Hip Hop Matters [4] исследуется социальная и политическая ситуации формирования хип-хопа как культурного направления. Кроме того, прослеживается актуальность изучаемой культуры в рамках этнографии: в начале века был опубликован ряд этнографических работ (The Real Hiphop: Battling for Knowledge, Power, and Respect in the LA Underground [5] Thug Life: Race, Gender, and the Meaning of Hip Hop [6] и The Hip-Hop Generation Fights Back: Youth, Activism, and Post-Civil Rights Politics [7].

Важно также отметить актуальность изучения хип-хопа с позиции феминистских исследований. Так, работа Джоаны Морган When Chickenheads Come Home to Roost: A Hip-Hop Feminist Breaks It Down [8] считается фундаментом всех последующих трудов в этой области. Например, монография Гвендалин Пью Check It While I Wreck It: Black Womanhood, Hip-Hop Culture, and the Public Sphere (2004) посвящена изучению возможностей реализации женщин-артистов в рэп-музыке [9]. В свою очередь, в работе Pimps Up, Hoes Down: Hip Hop&s Hold on Young Black Women (2008) доказывается гипотеза о процветании сексизма, расизма и мизогинии в текстах хип-хоп культуры [10].

В российской науке хип-хоп изучен менее широко. Первые исследования данного музыкального жанра начали появляться только в 21 веке. Наиболее заинтересованная в данной проблематике область науки - культурология. В рамках данного научного направления его трактуют как молодежную субкультуру [11, 12, 13], протестное движение [13, 14], музыкальный стиль [15, 16], направление искусства [17, 18]. Тем не менее представленные определения не исключают друг друга. В своей совокупности они показывают, что хип-хоп - это комплексное направление культуры, зародившиеся в 1970-х годах в неблагополучной среде бедных районов Нью-Йорка и включающее в себя несколько элементов (музыкально-поэтический, танцевальный и визуальный).

Хип-хоп представляет собой отдельную субкультуру. Это объясняется, прежде всего, тем, что она следует основным чертам молодежной субкультуры, к которым относятся своеобразный стиль жизни и поведения; специфические нормы и ценности, приводящие участников к следованию нонконформизму; особая атрибутика и стиль одежды, которые разграничивают «своих» и «чужих»; наличие своего центра, генерирующего идеи субкультуры (в хип-хопе это популярные исполнители, транслирующие определенные ценности в творчестве) [19].

Тем не менее некоторые ученые высказывают мнение, что на современной постмодернистской стадии развития субкультур хип-хоп выступает как постсуб-культурное образование. При таком подходе хип-хоп определяется как-«динами-ческое, циклически развивающееся, гедонистически направленное субкультурное явление, взаимодействующее с мейнстримом и не носящее антисоциальный характер» [14, с. 10].

Л.И. Мельник утверждает, что хип-хоп соответствует основным характеристикам массовой культуры, но в то же время он «обнаруживает стремление к преодолению обезличивания и омассовления; декларирует реальное мировосприятие и мироотражение, предлагая виды «живой» активности как альтернативу виртуальной; обозначает способы интерактивности, отличные от постмодернистского мировоззрения с его смысловым и иерархическим несоответствием ценностно-нормативной системе культуры традиционной» [11, с. 9].

С другой точки зрения, возникает вопрос о характеристиках участника субкультуры. В основе данной проблемы лежит наблюдение о том, что иногда музыкальные предпочтения не ограничиваются одним жанром и не соответствуют образу жизни и системе ценностей слушателей. Это дает основание рассматривать хип-хоп как открытую культурную формацию, которая содержит в себе потенциал к изменениям и объединению с другими культурными формами [13]. Данный жанр свободно интегрируется в музыкальные практики массовой культуры и не противостоит, а успешно сотрудничает с мейнстримом (основной культурой). Из этого следует, что хип-хоп носит двойственный характер: с одной стороны, это обособленное сообщество, с другой - открытая культурная форма.

Многие аспекты дискурса хип-хопа, или рэп-музыки в отличие от рок дискурса и дискурса поп-музыки (популярной) до сих пор не получили достаточного освещения. Так, нет общепринятого определения исследуемого понятия, не обозначены его специфика, лингвостилистические, лингвокультурные особенности, не дана жанровая характеристика. Исследования хип-хоп дискурса в рамках российской лингвистики представлены в работах А.В. Богданова (2007 г), Л.П Дуняшевой (2012 г) и А.А. Колесникова (2016 г). Тем не менее и в зарубежной, и в отечественной науке описаны основные особенности языковой организации участников культуры. Многие ученые утверждают, что язык хип-хопа основан на афроамериканском английском языке (African-American Vernacular English) [15; 16; 20]. Американский лингвист С. Катлер, в свою очередь, утверждает, что язык хип-хопа настолько глобален, что заимствует языковые особенности у других форм английского языка (особенно на уровне лексики и фонетики). Однако многие грамматические конструкции, употребляемые представителями хип-хоп культуры, основаны на структурах афроамериканского английского [21].

Библиографический список

Большинство исследователей выделяют следующие особенности песенного дискурса, которые также применимы к дискурсу хип-хопа:

• диалогичность [16; 20; 22; 23] как направленность текста хип-хоп дискурса от автора / исполнителя к слушателю;

• интертекстуальность [24], которая проявляется в схожей структуре песен (куплет - припев); общей тематике (конфликты, наркотики, секс, оружие, предметы роскоши); наличии большого количества прецедентных феноменов, эдлибов (англ. ad-lib от лат ad libitum - «по желанию»);

• креолизованность [16; 23; 24], т.е. двойственная природа, единство вербального и невербального компонентов, лингвистической и экстралингвистической составляющих (вербальный, мелодический, визуальный компоненты);

• две модели хронотопа дискурса представителей хип-хоп культуры: непосредственная (face-to-face) и опосредованная (distant). Опосредованная модель определяется признаком отсутствия контакта между участниками коммуникации. В рамках этой модели дискурса время и место не выступают значимыми особенностями (например, прослушивание песен в отсутствии музыкантов). В рамках непосредственной модели хронотоп хип-хоп дискурса четко очерчен (концерты, участие в различных мероприятиях).

Кроме того, хип-хоп дискурс имеет специфичные черты, не характерные для других жанров песенного дискурса. Хип-хоп дискурс глубоко аксиологичен и субъективен. Он интерпретирует ценности и антиценности изучаемой субкультуры через специфические образы, стиль жизни, своеобразие мироощущения [16]. Цель исследуемого дискурса заключается в донесении до слушающего мыслей автора/исполнителя и в эмоциональном воздействии на него.

Хип-хоп является универсальной интернациональной коммуникативной системой, возникновение которой обусловлено процессами глобализации и интенсивной межкультурной коммуникации [13]. Например, определенное количество слов (cash, to be high, dance, weed и др.), используемых в хип-хоп дискурсе, известно слушателям, не знающим английский язык.

Таким образом, в зарубежной науке хип-хоп дискурс освещен с разных позиций: истории, этнографии, феминистических аспектов, культурологии и лингвистики. В лингвистике исследований, посвященных данному типу дискурса, практически нет Обзор существующих работ показал, что можно выделить основные черты хип-хоп дискурса, число и освещенность которых не представляется полными и учитывающими всю его специфику. Это обусловливает необходимость проведения комплексного исследования хип-хоп дискурса с точки зрения социологических, лингвокультурологических и когнитивных аспектов, что, в свою очередь, позволит описать хип-хоп дискурс как особое концептуальное пространство, в основе которого лежит система ценностей отдельной широко распространенной субкультуры.

1. Rose T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America. Middletown, CT: Wesleyan UP, 1994.
2. Kitwana B. The Hip Hop Generation: Young Blacks and the Crisis in African American Culture. Basic Civitas, 2002.
3. Chang J. Can&t Stop, Won&t Stop: A History of the Hip-Hop Generation. St. Martin&s Press, 2005.
4. Watkins S. C. Hip Hop Matters: Politics, Pop Culture, and the Struggle for the Soul of a Movement. Boston: Beacon, 2006.
5. Morgan M. The Real Hiphop: Battling For Knowledge, Power, And Respect In The La Underground. Duke University Press, 2009.
6. Jeffrey M. Thug Life: Race, Gender, and the Meaning of Hip-Hop. University of Chicago Press, 2011.
7. Clay A. The Hip-Hop Generation Fights Back: Youth, Activism and Post-Civil Rights Politics. NYU Press; 2012.
8. Morgan J. When Chickenheads Come Home to Roost: A Hip-Hop Feminest Breaks It Down. Simon and Schuster, 2000.
9. Pough G. Check it While I Wreck it: Black Womanhood, Hip-hop Culture, and the Public Sphere. UPNE, 2004.
10. Sharpley-Whiting D. Pimps Up, Ho&s Down: Hip Hop&s Hold on Young Black Women. NYU Press, 2008.
11. Мельник Л.И. Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2007.
12. Кожелупенко Т.П. Сленг как средство субкультурного кодирования в современных американских и русских рэп текстах. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2009.
13. Иванов С.В. Феномен российского хип хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия. Диссертация ... кандидата культурологии. Москва, 2012.
14. Жаркова М.А. Молодёжный субпоток: особенности формирования, функционирования и трансформации в современном российском обществе: на примере флеш-моба города Казани. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Казань, 2013.
15. Богданов А.В. Лингвокультурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2007.
16. Дуняшева Л.П Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе: на материале жанров блюз и рэп. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2012.
17. Штепа В.В. Динамика субкультуры граффити в современной России. Автореферат диссертации ... кандидата культурологии. Москва, 2010.
18. Цыгина Н.А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва, 2015.
19. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Москва, 2004.
20. Колесников А.А. Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2016.
21. Cutler C.A. Hip-Hop language in sociolinguistics and beyond. Language and Linguistics Compass. 2007: 519 - 538.
22. Кучукова Л.П. Грамматическая характеристика народно-песенного лирического дискурса (на материале немецких и русских внеобрядовых голосовых песен): Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Тверь, 2004.
23. Плотницкий Ю.Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Самара, 2005.
24. Шевченко О.В. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса (на материале английского языка). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2009.

References

1. Rose T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America. Middletown, CT: Wesleyan UP, 1994.
2. Kitwana B. The Hip Hop Generation: Young Blacks and the Crisis in African American Culture. Basic Civitas, 2002.
3. Chang J. Can&t Stop, Won&t Stop: A History of the Hip-Hop Generation. St. Martin&s Press, 2005.
4. Watkins S. C. Hip Hop Matters: Politics, Pop Culture, and the Struggle for the Soul of a Movement. Boston: Beacon, 2006.
5. Morgan M. The Real Hiphop: Battling For Knowledge, Power, And Respect In The La Underground. Duke University Press, 2009.
6. Jeffrey M. Thug Life: Race, Gender, and the Meaning of Hip-Hop. University of Chicago Press, 2011.
7. Clay A. The Hip-Hop Generation Fights Back: Youth, Activism and Post-Civil Rights Politics. NYU Press; 2012.
8. Morgan J. When Chickenheads Come Home to Roost: A Hip-Hop Feminest Breaks It Down. Simon and Schuster, 2000.
9. Pough G. Check it Whib I Wreck it: Black Womanhood, Hip-hop Culture, and the Public Sphere. UPNE, 2004.
10. Sharpley-Whiting D. Pimps Up, Ho&s Down: Hip Hop&s Hold on Young Black Women. NYU Press, 2008.
11. Mel&nik L.I. Osobennostimolodezhnyh subkul&turna primere hip-hopa. Avtoreferat dissertacii... kandidata filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2007.
12. Kozhelupenko T.P. Sleng kak sredstvo subkul&turnogo kodirovaniya v sovremennyh amerikanskih irusskih r&ep tekstah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
13. Ivanov S.V. Fenomen rossijskogo hip hopa: smysloobrazovanie vkontekste kul&turnogo vzaimodejstviya. Dissertaciya ... kandidata kul&turologii. Moskva, 2012.
14. Zharkova M.A. Molodezhnyj subpotok: osobennosti formirovaniya, funkcionirovaniya i transformacii v sovremennom rossijskom obschestve: na primere fleshmoba goroda Kazani. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Kazan&, 2013.
15. Bogdanov A.V. Lingvokul&turnye harakteristikiafroamerikanskogor&ep-diskursa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2007.
16. Dunyasheva L.G. Lingvokul&turnye osobennosti konstruirovaniya gendera v afroamerikanskom pesennom diskurse: na materiale zhanrov blyuz ir&ep. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
17. Shtepa V.V. Dinamika subkul&tury graffiti v sovremennojRossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul&turologii. Moskva, 2010.
18. Cygina N.A. Ulichnoe iskusstvo v kontekste sovremennoj vizual&nojkul&tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2015.
19. Levikova S.I. Molodezhnaya subkul&tura. Moskva, 2004.
20. Kolesnikov A.A. Lingvisticheskie osobennostiyazyka predstavitelejhip-hop kul&tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2016.
21. Cutler C.A. Hip-Hop language in sociolinguistics and beyond. Language and Linguistics Compass. 2007: 519 - 538.
22. Kuchukova L.P. Grammaticheskaya harakteristika narodno-pesennogo liricheskogo diskursa (na materiale nemeckih i russkih vneobryadovyh golosovyh pesen): Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tver&, 2004.
23. Plotnickij Yu.E. Lingvostilisticheskie ilingvokul&turnye harakteristikiangloyazychnogopesennogo diskursa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Samara, 2005.
24. Shevchenko O.V. Lingvosemiotika molodezhnogo pesennogo diskursa (na materiale anglijskogo yazyka). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2009.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 81-26; 22.011; 22.015

Yao Song, postgraduate, junior researcher, teaching assistant, Novosibirsk National Research State University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: yaosong0311@mail.ru

LINGUISTILISTIC FEATURES OF "THE LIFE OF REVEREND THEODOR THE CONSECRATED" WRITTEN BY THEOPHAN THE RECLUSE. The article presents an analysis of the religious style of composition, its function and features with reference to "The Life of Reverend Theodor the Consecrated". The research is dedicated to the study of lexical and stylistic features in this work, written by Bishop Theophan the Recluse as an integral part of the book "Ancient monastic charters" (1892). The stylistic features of life are considered, and the specific features of the use of vocabulary by Theophan the Recluse are revealed. It turned out that various features are implemented in the text, for example, direct quotes from the Bible, morphological features, functional lexical features, and also the difficult Orthodox religious conceptual sphere, etc. From the standpoint of comparing the Russian literary language and modern in the work of Theophan the Recluse, it is possible to consider it as a written performance of a religious and linguistic mind.

Яо Сун, аспирант, мл. науч. сотр., асс., Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, г. Новосибирск,

E-mail: yaosong0311@mail.ru

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА ОСВЯЩЕННОГО», НАПИСАННОГО ФЕОФАНОМ ЗАТВОРНИКОМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке на фоне Китайского Стипендиального Совета в рамках научного проекта № 201808090119.

В статье представлен анализ религиозного стиля сочинения, его функции и особенности на примере «Жития преподобного Феодора Освященного». Данная работа посвящена изучению лексико-стилистических особенностей в этом сочинении, написанном епископом Феофаном Затворником как составная часть книги «Древние иноческие уставы» (1892). Рассматриваются стилистические особенности жития, а также выявляются специфические черты употребления лексики Феофаном Затворником. Выяснено, что в тексте осуществлены разные особенности, например, прямые цитаты из Библии, морфологические особенности, функциональные лексические особенности, а также трудная православная религиозная концептосфера и т.д. С позиции сопоставления с современным русским литературным языком сочинение Феофана Затворника возможно рассматривать как письменное исполнение религиозного и языкового разума.

Актуальность темы продиктована необходимостью сопоставительного исследования трудов епископа Русской православной церкви и богослова Феофана Затворника.

Основной акцент статьи делается на исследовании лексико-стилистических особенностей его сочинения, повлиявшего в совокупности на развитие каждого этапа русского литературного языка. Надо отметить, что произведния Феофана Затворника прибывают в строгом соответствии риторическому канону, хотя в них присутствует авторская личность.

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815 - 1894) -церковный деятель Православной церкви XIX века, публицист-проповедник, богослов [1]. За время службы епископом им было написано значительное количество книг, сочинений, переводов, толкований, древние иноческие уставы. Большую часть своих трудов священник выполнил, будучи в полном затворе (с 1872 года и до самой смерти). За высокую значимость своих писательских трудов для Православной церкви и развитие святоотеческого учения в 1988 г был прославлен в лике просветителей. В своих глубоких нравственно-богословских размышлениях о христианском учении Феофан Затворник раскрыл понимание спасения православным христианством [2, с. 7].

Одной из наиболее подверженных вниманию исследователей работ церковных служителей являются труды по описанию жития святых, печатающихся

в словарях и многотомных сборниках [3]. Житие представляется основой для развития русской агиографической литературы, также является историческим источником и культурным наследием [4; 5].

Так, одной из известных представителей данного жанра является историографическая работа, изданная в 1892 году, «Житие преподобного Феодора Освященного», написанная Феофаном Затворником. Житие преподобного Феодора входит в состав сборника древних ионических уставов, Устава преподобного Па-хомия Великого. Епископом Феофаном в данном сборнике были описаны уставы святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. Данный сборник является продолжением работы «Добротолюбие» Феофана Затворника, который включает переводы древних аскетических текстов.

Работы Феофана Затворника показали яркие особенности и отличия в рамках самого языка, особенно для иностранного читателя. Мы можем сразу отметить различия в морфологии, лексике, синтаксису в контексте данного произведения. Этим объясняется актуальность изучения трудов Феофана Затворника на сегодняшний день.

Объектом исследования при этом становятся лингвостилистические особенности сочинения епископа Феофана Затворника.

Предметом исследования выступает «Житие преподобного Феодора Освященного».

хип-хоп хип-хоп дискурс феминистские исследования песенный дискурс hip-hop hip-hop discourse feminist studies song discourse
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты