Спросить
Войти
Категория: Литература

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ РЕАЛЬНОЕ – ВИРТУАЛЬНОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА

Автор: А. Т. Камалова

УДК 82

Kamalova A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate, Department of Theory and History of Literature, Elets State University

n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia)

BINARY OPPOSITION REAL-VIRTUAL IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK. The article is dedicated to the disclosure of artistic aspects of the opposition real-virtual in works of Russian cyberpunk. So, one of such artistic aspects is the image of the protagonist, who is opposed to the grotesque-fantastically depicted virtual reality. Using the contrast of real and grotesque-fantastically depicted virtual space, the authors show that the feeling of love for the main character of Russian cyberpunk is part of a real, not an illusory existence. The real-virtual semantic opposition receives artistic expression in situations related to the plot in which the main character falls. The article concludes that another way of artistic expression of the opposition is real - virtual - this is the subjective organization of the artistic world.

А.Т. Камалова, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ РЕАЛЬНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА

Статья посвящена раскрытию художественных аспектов оппозиции реальное - виртуальное в произведениях русского киберпанка. Так, одним из таких художественных аспектов является образ главного героя, которому противопоставлена гротескно-фантастически изображаемая виртуальная реальность. При помощи приема контраста реального и гротескно-фантастически изображаемого виртуального пространства авторы показывают, что чувство любви для главного героя русского киберпанка - это часть реального, а не иллюзорного существования. Смысловая оппозиция реальное - виртуальное получает художественное выражение и в ситуациях, связанных с сюжетом, в которые попадает главный герой. В статье делается вывод, что еще один способ художественного выражения оппозиции реальное - виртуальное - это субъектная организации художественного мира.

На основе жанровых характеристик киберпанка в условиях информационного общества [1 - 5], а также анализа текстов [6 - 13] можно выделить смысловую оппозицию реальное - виртуальное. Ее художественным аспектом является образ главного героя, которому противопоставлена гротескно-фантастически изображаемая виртуальная реальность.

Критическое отношение главного героя к виртуальности часто выражается авторами с помощью приема иронии на уровне его диалогов и мыслей. Данный прием прослеживается и в родственной киберпанку антиутопии, например, в романе Р Бредбери «451 градус по Фаренгейту» (критическое отношение Монтэга к интерактивному телевидению как к виртуальности) [14]. Прослеживается он и в романе-антиутопии Д. Оруэлла «1984» (негативное отношение Уинстона Смита к телекрану) [15].

Главному герою может быть свойственен и внутренний конфликт, причина которого заключается не только в виртуальной реальности. Другие способы ухода от действительности (например, алкоголь и наркотики) также художественно изображаются в произведениях русского киберпанка с помощью приемов фантастики, иронии и гротеска.

С помощью таких же художественных приемов различные формы бегства от реальности могут изображаться не только в произведениях анализируемого жанра. Так, в рассказе Р. Бредбери «Каникулы» способом ухода от реальности, художественно выраженным с помощью гротеска и фантастики, является путешествие [14].

Объективно оценивая себя и общество, в котором живет, главный герой в отличие от большинства окружающих его людей объективно оценивает и все возможные способы ухода от действительности. Однако он понимает и то, что сам является частью общества, в котором реальность все чаще заменяется иллюзорностью: «Наверное, я глубоко несчастный человек, поскольку тоже время от времени больно дергаю себя всеми возможными способами приукрашивания действительности...» [13, с. 17].

Таким образом, уход от реальности вызывает у главного героя смешанные чувства. С одной стороны, практикуя различные его способы, он, как и большинство, надеется на какое-то время отрешиться от возникающих перед ним проблем. С другой, признавая пагубность ухода от реальности как для себя лично, так и для общества в целом, он осознает, что необходимо жить реальной, а не иллюзорной жизнью.

Иллюзорность, кажущаяся на первый взгляд такой привлекательной, в какой-то момент перестает удовлетворять главного героя. Он начинает тяготиться «способами приукрашивания действительности», в какой-то степени даже чувствуя себя виноватым за то, что, как и остальные, прибегает к ним.

Художественным аспектом оппозиции реальное - виртуальное является хронотоп. Так, основное действие романа Т. Царенко «Бессистемная отладка. Реабилитация» разворачивается в компьютерной игре, противопоставленной реальности. Только оставаться вечно в таком «цифровом» мире, пусть даже практически неотличимым от мира реального, главный герой Олег Филин совсем не намерен.

Многогранным представляется и художественное пространство романа А. Эмдина «Отпуск». В нем действие в виртуальном пространстве перемежается с действием в пространстве мира реального. Важно отметить, что в этом случае

расплывчатость границ между пространством виртуальным и реальным проявляется в следующем:

- герой, первоначально попав в виртуальное пространство, не осознает этого и полагает, что находится в пространстве реальном;

- герой может перемещаться из реального пространства в виртуальное и наоборот.

Используя прием контраста реального и гротескно-фантастически изображаемого виртуального пространства, авторы показывают, что чувство любви для главного героя русского киберпанка - это часть реального, а не иллюзорного существования. Даже если он встретил настоящую любовь в мире виртуальном, как это происходит в романе А. Эмдина «Отпуск», он не перестает любить и когда возвращается в мир реальный.

Любовь для него - это то, что имеет смысл. Это та цель, которая заставляет главного героя действовать. И он смело идет к своей цели, потому что чувствует себя несчастным без человека, которого смог встретить и полюбить по-настоящему.

Именно любовь, свобода и справедливость, а не материальный достаток и не социальное положение представляют основное значение для главного героя. Выбирая между общественными стереотипами и тем, что по-настоящему значимо для него, он, не колеблясь, делает выбор в пользу последнего.

Смысловая оппозиция реальное - виртуальное получает художественное выражение и в ситуациях, связанных с сюжетом, в которые попадает главный герой. Так, единственный способ для главного героя Царенко вернуться в реальность - это стать в игре богом. И главный герой пытается идти путем бога, несмотря на то, что рядом с ним в виртуальном мире, изображаемом посредством элементов фантастики, бежит оживший кошмар по имени Кошмарик, и над головой хохочет небо.

Способом художественной экспрессии оппозиции реальное - виртуальное можно считать фантастический прием расплывчатости границ между настоящим и виртуальным мирами. Данный прием выражает основное беспокойство авторов жанра. Это предупреждение о том, к чему может привести уход от действительности в компьютерные игры и социальные сети: к потере чувства действительности и собственного «Я».

Другим художественным аспектом оппозиции реальное - виртуальное является иронический прием подчинения живого человека киберпростран-ству. В художественном мире русского киберпанка гротескно-фантастически представленное киберпространство не дает возможности для самовыражения героев, сковывает их, заставляет подчиняться неразделяемым им принципам. Например, в романе Т. Царенко «Бессистемная отладка. Реабилитация» главному герою приходится следовать навязанным ему правилам компьютерной игры.

Таким образом, уход от реальности в художественном мире киберпанка - это не только гротескно-фантастически изображаемая виртуальность. В нем прослеживается множество его форм. Так, в романе «Лидеры войны» М. Червяченко попытка бегства в иллюзорность - это не только «сидение» в Интернете, но и наркотики: «.Кокаин и трава тоже сначала дают восхитительные ощущения, которых нет в реальном мире. Только в мире детства» [12, с. 5].

Иллюзорность художественного мира Червяченко многогранна. Это все, что изначально связано с ощущением полного удовлетворения и отрешенности от проблем. Но это ощущение, характерное для ребенка, не должно быть свойственно взрослому человеку, который должен брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки.

Многообразие форм иллюзорности является неотъемлемой частью изображаемого писателями художественного мира русского киберпанка. Оно позволяет более глубоко взглянуть на беспокоящую их проблему бегства от действительности, характерную для современного общества.

Следует сказать, что тему наркотиков, которая подразумевает уход от реальности, русский киберпанк унаследовал от романа-антиутопии. Так, наркотики как способ бегства от действительности находят художественное отражение в романе-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» [16].

Своеобразным уходом от реальной жизни в антиутопическом произведении, которая прежде всего подразумевает свободу, является жизнь в условиях замкнутого пространства (тоталитарного государства). Такой уход от реальности в романе Замятина «Мы» означает существование в Едином государстве, описанное с помощью приемов гротеска и фантастики. И только разрушив окружающую его стену, которая символизирует препятствие, можно начать жить свободной, а значит, настоящей жизнью [17].

В романе В. Войновича «Москва 2042» также присутствует замкнутое пространство, описываемое с помощью гротеска и фантастики. Это Московская Коммунистическая Республика (Москореп), в которой построен «самый настоящий коммунизм» [18].

Еще одним способом художественного выражения оппозиции реальное -виртуальное в произведениях анализируемого жанра может являться субъектная организации художественного мира. Так, в романе М. Червяченко «Лидеры войны», жанр которого определен как криминальный киберпанк, повествование от третьего лица (как виртуальное) чередуется с повествованием от первого лица (как реальное): «Аня сползла с постели и набрала в мобильнике сама себя. Полчаса после этого она соображала, что она сделала. Потом немного отпустило.

Библиографический список

Когда я сообразила, что Аня это я, меня опять накрыло. Но уже одеялом, накрыло нежным солнечным пьянящим одеялом, и стало хорошо до полного изнеможения» [18, с. 20].

Такой литературный прием можно назвать «остранение субъекта повествования». Как видно, в данном случае повествователь (главный герой), ведущий рассказ от первого лица, будто бы забывает, кем является на самом деле, и повествование ведется от третьего лица до тех пор, пока изначальный повествователь снова не осознает собственное «Я».

Прием «остранения субъекта повествования» - это один из способов, при помощи которого автор может показать уход от реальности героя литературного произведения. Поэтому он наиболее соответствует тем жанрам, где широко используются фантастические средства изображения (научная фантастика, ки-берпанк).

Говоря об особенностях субъектной организации художественного мира анализируемых произведений в целом, можно отметить, что в произведениях русского киберпанка 90-х - 2000-х годов превалируют формы повествования от третьего лица. Однако в романах 2010-х годов широко используется и повествование от первого лица, когда в качестве субъекта речи выступает главный герой.

Как правило, для персонажа-рассказчика от первого лица характерны субъективность и недостаточная осведомленность. Однако мы полагаем, что основными его чертами в произведениях русского киберпанка можно считать:

- низкую субъективность в оценке событий;

- низкую субъективность в оценке действий и мотивов других персонажей;

- достаточную полноту сведений, которыми он располагает для оценки событий.

На наш взгляд, это связано с особенностями сюжета, использованием фантастических средств изображения, а также с тем, что в произведениях русского киберпанка «субъективированное» повествование от первого лица и «объективированное» повествование от третьего лица могут сближаться.

1. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961p=1
2. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на Дону, 2013.
3. Киберпанк. Available at: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Киберпанк
4. Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_ fenomen-232730/
5. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие. Рязань, 2013.
6. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: фантастический роман. Москва: Издательство Эксмо, 2003.
7. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
8. Зорич А. Сезон оружия: роман. Москва: ЗАО Издательство Центр-Полиграф, 2001.
9. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/tt/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
10. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат» 2001.
11. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва: Издательство АСТ, 2015.
12. Червяченко М. Лидеры войны (Проза в жанре криминальный киберпанк). Курск: «Деловая полиграфия», 2014.
13. Эмдин А. Отпуск. Москва, 2018.
14. Бредбери РД. Сочинения: романы и повести, рассказы. Перевод с английского. Москва: Издательство «Книжная палата», 2001.
15. Оруэлл Дж. 1984: роман. Перевод с английского В. Голышева. Москва: Издательство АСТ, 2017.
16. Хаксли О. О дивный новый мир. Перевод с английского О. Сороки. Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.
17. Замятин Е.И. Мы. Москва: Эксмо, 2008.
18. Войнович В.Н. Москва 2042. Москва: Эксмо, 2004.
19. Аксенов В.П. Остров Крым. Москва, 2014.

References

1. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961p=1
2. Zyuzel&ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul&ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na Donu, 2013.
3. Kiberpank. Available at: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Kiberpank
4. Kiberpank (cyberpunk) kakzhanr, stil&i kul&turnyj fenomen. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_fenomen-232730/
5. Solov&ev A.V. Kul&tura informacionnogo obschestva: uchebnoe posobie. Ryazan&, 2013.
6. Alehin L. Padshie angely Mul&tiversuma: fantasticheskij roman. Moskva: Izdatel&stvo &Eksmo, 2003.
7. Vasil&ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
8. Zorich A. Sezon oruzhiya: roman. Moskva: ZAO Izdatel&stvo Centr-Poligraf, 2001.
9. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
10. Frolov A.E. Mytar&. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat» 2001.
11. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva: Izdatel&stvo AST, 2015.
12. Chervyachenko M. Lidery vojny (Proza v zhanre kriminal&nyj kiberpank). Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2014.
13. &Emdin A. Otpusk. Moskva, 2018.
14. Bredberi R.D. Sochineniya: romany i povesti, rasskazy. Perevod s anglijskogo. Moskva: Izdatel&stvo «Knizhnaya palata», 2001.
15. Oru&ell Dzh. 1984: roman. Perevod s anglijskogo V. Golysheva. Moskva: Izdatel&stvo AST, 2017.
16. Haksli O. O divnyj novyj mir. Perevod s anglijskogo O. Soroki. Moskva: AST; Vladimir: VKT, 2010.
17. Zamyatin E.I. My. Moskva: &Eksmo, 2008.
18. Vojnovich V.N. Moskva 2042. Moskva: &Eksmo, 2004.
19. Aksenov V.P. Ostrov Krym. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 13.05.20

киберпанк бинарная оппозиция реальное виртуальное герой образ cyberpunk binary opposition real virtual
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты