Спросить
Войти
Категория: Литература

АНЕКДОТЫ И БЫВАЛЬЩИНЫ М. С. ЩЕПКИНА: СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «ИМПРОВИЗАЦИОННОГО» РАССКАЗА НА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ

Автор: Сариева Елена Анатольевна

УДК 792.7+792.071 ББК 85.36 + 85.33 10.34685/HI.2020.29.2.008

АНЕКДОТЫ И БЫВАЛЬЩИНЫ М. С. ЩЕПКИНА: СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «ИМПРОВИЗАЦИОННОГО» РАССКАЗА НА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ

Сариева Елена Анатольевна,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» (ГИИ), Россия, Москва, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5, доцент кафедры Эстрадного искусства ФГБОУ ВО "Российский институт театрального искусства - ГИТИС", Россия, Москва, 125009, Малый Кисловский переулок, д. 6,

e-mail: easarieva@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается устное творчество ведущего артиста Малого театра М. С. Щепкина, исполнение им в дружеских кругах, а также в антрактах и дивертисментах императорских театров анекдотов и рассказов. Следы рассказов и анекдотов М. С. Щепкина можно встретить в литературе и драматургии XIX века. В статье прослеживаются также процессы, идущие от фольклорных форм устного творчества к формированию и становлению «импровизационного» рассказа на концертной эстраде.

Театр, эстрада, «импровизационный» рассказ, М.С. Щепкин, бывальщина, анекдот, литературные чтения, разговорный жанр, литература.

Анекдот как литературный жанр стал утверждаться в России в середине XVIII века с усвоением европейской светской культуры общения. Анекдот - короткий, часто нравоучительный рассказ о событии или происшествии из жизни исторического, известного лица отличался от новеллы исключительно комическим содержанием. Пересказ друг другу сюжетов, почерпнутых из европейских сборников анекдотов, оставался одним из популярных развлечений в дворянской среде вплоть до середины XIX века.

Развитие в это же время анекдота в городской бытовой среде как произведения устной речи восходит к русскому фольклору. Еще одним жанровым предшественником устного анекдота можно считать бывальщину (быль) - устный рассказ о достоверных событиях, в который рассказчик обязательно добавлял что-то свое, фантазируя

и импровизируя. Одни и те же сюжеты бываль-щин могли повторяться в разных вариантах и появиться в любой среде. Помимо фантастических бывальщин (страшилок) всегда существовали бывальщины, построенные на бытовом материале и основанные на реальных событиях или жизненных наблюдениях. Их достоверность подкреплялась свидетельством либо самого рассказчика, либо знакомых ему людей.

В начале XIX века анекдот уже получил распространение в городском фольклоре, как краткий устный шуточный рассказ, имеющий остроумную концовку и шутливую окраску. Анекдот легко приспосабливался к злободневному содержанию, некоторые анекдоты отличались сатирическим характером. Поскольку в анекдоте преобладала тенденция к сжатию, к максимальному обобщению, его штриховой характер не требовал

59

словесного прописывания деталей. Тем не менее, по желанию рассказчика анекдот мог обрасти деталями и превратиться в короткий рассказ. То есть короткий рассказ был тесно связан с устным народным творчеством, искусством живого слова и при известной доле импровизации оживал только в процессе исполнения. Анекдоты ценились не за придуманный сюжет, а за пересказанную быль, где действительный факт соединяется с фактом вроде бы действительным или претендующим на таковой.

Артисты императорской сцены рассказывали анекдоты не только в бытовой среде, но и в дивертисментах, антрактах, в концертах. В исполнении артистов анекдоты преподносились как бывальщины - странные, нелепые случаи, подлинные происшествия. Первостепенную роль здесь играла интонация рассказчика, его мимика, жесты, исполнение анекдота «в лицах». За неимением других отличий (грим, костюм, походка) персонажи в анекдоте различались исключительно речевой характерностью. Поэтому таким успехом пользовались анекдоты, где речевую характерность можно было проявить в полной мере - анекдоты на национальные темы, в которых изначально предполагается имитация «неправильной» русской речи и акцент на особенности характера, стереотипы поведения, анекдоты с участием различных социальных типов и т. д. По нашему мнению, именно в исполнении анекдотов артистами оттачивалось искусство исполнения «импровизационного» рассказа (или «живописного сказывания»).

По воспоминаниям современников ведущий артист Малого театра М.С. Щепкин (1788-1863) был непревзойденным исполнителем малороссийских и греческих анекдотов. Большинство из них действительно были жизненными наблюдениями или историями из богатой событиями жизни самого М.С. Щепкина. 8 декабря 1839 года А.И. Герцен писал из Москвы жене: «у Кетчера провел время хорошо; там познакомился с известным актером Щепкиным и хохотал, как безумный, от его дара рассказывать анекдоты»1.

Слушатели всегда поражались способности М.С. Щепкина мгновенно перевоплощаться в «неподходящую» по возрасту, телосложению, национальности личность. Полжизни М.С. Щеп1 Печ. по: Гриц Т.С. М.С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. М., 1966. С. 269.

кина прошли в Малороссии, поэтому он не просто имитировал украинскую речь. В его устах украинская речь не воспринималась, как некое нарочитое «искажение русского языка», а акцент переносился именно на характеристику персонажа, обладающего присущими украинцам чертам характера и манере поведения. Несколько малороссийских анекдотов М.С. Щепкина остались в воспоминаниях, но судить об их происхождении довольно трудно - настолько они похожи на реально описанные события. Подчас сохранились от них только намеки, с трудом поддающиеся расшифровке. Современники записывали, видимо, анекдоты, имеющие познавательную ценность. Педагог и публицист Н. В. Соколов вспоминал, что М.С. Щепкин рассказывал «анекдот о хохле», который вез какого-то господина: «Этот, желая ехать скорее, бил ямщика-хохла. Последний, несмотря на удары, не только не погонял лошадей, но даже не оглядывался назад. Лишь версты за полторы до станции он пустил коней во весь опор. Господин устыдился, что бесчеловечно поступал с таким бесчувственным человеком. На станции, когда ямщики спросили хохла, каков проезжий, он спустил с плеч рубашку и, показывая синяки от ударов, сказал: "Бачьте який!&& Проезжий спросил его, отчего ж он не ехал скорее. Ямщик добродушно отвечал: &Да ни хотилось&&, - и получил целковый на водку»2.

Писатель М.П. Погодин записал в дневнике 12 марта 1829 года еще один малороссийский анекдот М.С. Щепкина: «Дядя убил племянника, жену его, гостей: рука размахалась. Пригревся. Лошадей крадут: лень поворотиться»3. Краткое изложение анекдотов и рассказов М. С. Щепкина лишний раз доказывает их невоспроизводимость в письменном варианте. Анекдоты М.С. Щепкина - это даже не анекдотические рассказы, в них нет юмора в нашем понимании, а острота анекдотов соседствует с жестокостью нравов в тогдашней России. Видимо, в исполнении М.С. Щепкина, который сам был до 33 лет «господским человеком», крылось глубоко личностное отношение, горечь, сострадание к несчастным. Материал импровизируемых

2 Соколов Н.В. Заметки о М.С. Щепкине. Выдержки из дневника// Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 324.
3 Из дневников М.П. Погодина. Печ. по: Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 107.

Фото 1. Щепкин А.С. Краткий очерк жизни М. С. Щепкина и артистической его деятельности на сценическом поприще. Печ. по: Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 265-266.

анекдотов близок по темам и по исполнительским принципам к фольклору. (Фото 1).

М.С. Щепкин часто возвращался в своих анекдотах к характеристике типов чиновников, бюрократов, помещиков, которых ему приходилось встречать в жизни. К общему удовольствию слушателей артист нередко рассказывал анекдот, который пересказывает А.С. Щепкин: «В одном селе, называемом Смелое, крестьяне подали гражданскому губернатору просьбу, чтобы избавить их от податей или от исправников и прочих членов земского суда, ...потому что то и другое превышают все их средства к жизни. Эта просьба принята была губернатором как доказательство несомненного и открытого бунта. Поэтому губернатор, не медля, нисколько, потребовал от военного начальства роту солдат и тотчас же в сопровождении жандармов и других полицейских властей, исправника, заседателей, прокурора, стряпчего и прочее отправился немедленно в село Смелое для разыскания виновных. По прибытии на место тотчас обратился он к толпе, окружившей его, и закричал: "Кто это у вас писал на мое имя просьбу? Говорите тотчас,

не то худо будет". Тотчас вышел из толпы крестьянин лет девяносто и подойдя к г. губернатору сказал: "Я писал просьбу, ваше превосходительство". - "Ты? - вскричал губернатор. - "Как ты смел это сделать?" Крестьянин спокойно отвечал: "Изволите видеть, ваше превосходительство, наше село называется Смелое, и волость наша прозывается Смелая, и речка в нашем селе называется Смелою, и прозвища наших крестьян по большей части Смелые, да и мое настоящее прозвище Смелый: так все это до купы сошлось, оттого и просьба написана к вашему превосходительству, а я ничего в ней не прибавлял и не выдумывал, а рассказал просто как дело было". По спокойному, решительному виду всех крестьян губернатор тотчас догадался, что принудительные и насильственные меры в этом случае не принесут совершенно никакой пользы.. .»4.

Следы одного из анекдотов М. С. Щепкина встречаются в дневниковых записях А. И. Герцена (запись от 19 марта 1844 года), где А. И. Герцен серьезно размышляет о русском чиновничестве, бюрократизме и взяточничестве, вспоминая городничего города Покрова Владимирской губернии. В «Былом и думах» (ч. II, гл. XIII) А. И. Герцен пишет, что этот городничий напомнил ему секретаря уездного суда, о котором рассказывал М.С. Щепкин. Далее А.И. Герцен приводит и сам этот щеп-кинский рассказ. «Девять исправников сменились, а секретарь оставался и управлял по - прежнему уездом. "Как это вы ладите со всеми?" - интересовался М. С. Щепкин. "Ничего-с, с божией помощью обходимся кой-как. Иной, точно, сначала такой сердитый, бьет передними и задними ногами, кричит, ругается, и в отставку, говорит, выгоню, и в губернию, говорит, отпишу.. .Ну, знаете, наше дело подчиненное, смолчишь и думаешь: дай срок, надорвется еще! Так это, - еще первая упряжка. И действительно, глядишь, - куда потом в езде хорош"».

М.С. Щепкин неоднократно пытался записывать свои жизненные наблюдения. Под влиянием друзей, и в первую очередь А.С. Пушкина, он начал работу над «Записками актера Щепкина». Сегодня мемуары М.С. Щепкина - настоящий памятник мировой театральной литературы. Но очевидно, что рассказы М.С. Щепкина в записи сильно проигрывают живому исполнению, в малой степени

61

Щепкин А.С. Краткий очерк жизни М. С. Щепкина и артистической его деятельности на сценическом поприще. Печ. по: Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 265-266.

4

отражают все богатство жизненных впечатлений. М.С. Щепкин описывал лишь ранние годы своей жизни и сценической деятельности. Более того, процесс работы над «Записками» затянулся на четверть века и первоначальный замысел в процессе работы корректировался. Из книги воспоминаний о событиях, встречах и лицах, «Записки» превратились в размышления о драматическом искусстве и описание сценической системы актера. Когда «Записки» вышли в 1864 году друзья и поклонники таланта великого артиста были разочарованы тем, что М.С. Щепкин записал только несколько эпизодов из своей жизни. Большинство анекдотов и рассказов так и остались только в воспоминаниях слышавших его. Правда, в приложении к изданию «Записок» 1914 года была сделана попытка дать записи его рассказов, но сделано это было не полно и без комментариев. (Фото 2).

Конечно, настаивая на записи устных рассказов М.С. Щепкина, современники имели в виду не только их временный, проходящий интерес как забавных анекдотов или трогательных историй, но и как документы жизни и нравов эпохи. За долгую прожитую жизнь М.С. Щепкин переиграл сотни ролей, объездил с гастролями всю Россию, собрал огромный материал впечатлений и наблюдений. На своем жизненном пути он сталкивался и дружил со многими славными представителями тогдашней литературы и критики: А.С. Грибоедов толковал с ним о понимании роли Фамусова, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Т.Г. Шевченко считали М.С. Щепкина своим другом, общеизвестны также дружеские отношения с В.Г. Белинским, семейством С.Т. Аксакова, А.И. Герцена и его кружком, И.С. Тургеневым и др. Богатство жизненных наблюдений, память, врожденная литературность и актерское дарование - все это придавало рассказам М.С. Щепкина непередаваемое обаяние и выразительность.

Щепкин не принадлежал к тому типу актеров-рассказчиков, которых современники позже увидят в лице П.М. Садовского и братьев И.Ф. и О.Ф. Горбуновых. У него не было «маски-рассказчика», он не исполнял «монологи в образах». Рассказы не были им придуманы, обычно он рассказывал то, «чему свидетель в жизни был». А.Д. Галахов, вспоминая знаменитую литературную кофейню Печкина в Москве, где часто бывал и рассказывал М.С. Щепкин, с восторгом описывал виденное: «... сильнейшей приманкой для нас служили рассказы Щепкина из его богатой опытностью жизни. Они

Фото 2. Лебедев Б.Н. А.С. Пушкин и М.С. Щепкин, 1960-е гг. Бумага, уголь.

и по своему содержанию, и по мастерству рассказчика, были в своем роде интереснейшими повестями. Положенные на бумагу, они наполовину теряли свое значение. Даже беллетристическая обработка .далеко уступала оригиналу, т. е. живой, устной речи. Она не производила на читателей такого душевного впечатления, какое испытывали мы, слушатели в небольшой комнате, вокруг стола, не спускавшие глаз с нашего рапсода. Причина обаяния заключалась в том, что каждый рассказ Щепкина был собственно не рассказом, не повествованием, а живым представлением, воскресением былого. Он как бы играл пьесу - один за всех действующих в ней лиц. Что трудно, даже невозможно, предать на бумаге словами, он легко и живо давал о том знать интонацией голоса, мимикой, жестами слезами, - если сцена выходила трогательной, смехом - если сцена становилась забавной И у нас, слушавших, вслед за ним то выступали слезы, то раздавался смех»5.

Записей рассказов М.С. Щепкина или ссылок на них сохранилось не много, около двух десятков. Исследователь рассказов М.С. Щепкина предлагает их разделять на две группы - сатирико-бытовые и историко-литературные и указывает, что эти две группы «в совокупности своей почти совершенно исчерпывают основную часть сохранившихся записей».6 До настоящего времени не было по5 Галахов А.Д. Литературная кофейня в Москве//Русская старина. 1886. Том L. С. 697-698.

6 Железнов Н. Рассказы Щепкина//Театр. 1938. № 8. С. 49.

пытки собрать щепкинские рассказы воедино, они разбросаны по мемуарам, воспоминаниям, ссылки на сюжеты имеются в художественной литературе или комментариях литературоведов.

Правду и простоту щепкинских рассказов ценил Н.В. Гоголь. М.С. Щепкин был находкой для писателя, глубоко сознававшего необходимость широкого реального изображения русской жизни и русских людей в нашей литературе. Н.В. Гоголь проявлял потребность в результатах чужих наблюдений, так как постоянно испытывал недостаток собственных, использовал извне получаемые сюжеты. Во все концы летели просьбы Н.В. Гоголя, адресуемые друзьям и знакомым, присылать ему материалы наблюдений, песни, словечки, анекдоты. Их посылал ему и М.С. Щепкин. Биографам Н.В. Гоголя хорошо известно, что множеству сценок, эпизодов, драгоценных черт своих героев Н.В. Гоголь был в прямом смысле слова обязан устным рассказам М.С. Щепкина. М.С. Щепкин сбрасывал обманчивую пелену значительности с ряда явлений русской жизни, делая их смешными и нелепыми в глазах слушателей, и это была своего рода школа юмора, школа познания быта и нравов дореформенной России.

Случай, рассказанный в «Старосветских помещиках» Н.В. Гоголя, о том, как Пульхерия Ивановна приняла появление одичалой кошки за предвестие своей близкой кончины взят из действительности. Подобное происшествие произошло с бабкой самого М.С. Щепкина. В 1832 году М.С. Щепкин поделился этой историей с Н.В. Гоголем. Рассказ из второго тома «Мертвых душ» «полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит», который Чичиков рассказывает генералу Бетри-щеву, Н.В. Гоголь также слышал от М.С. Щепкина. Рассказ этот передает действительно случившееся происшествие, но по замечанию фольклориста А.Н. Афанасьева «рассказ этот в устах Щепкина имел несравненно больше живости, чем в поэме Гоголя»7. М.С. Щепкин передал Н.В. Гоголю рассказ о городничем, которому нашлось место в тесной толпе, и о сравнении его с лакомым куском, попадающем в полный желудок. Оказал влияние М.С. Щепкин и на драматургическую деятельность Н.В. Гоголя, который прямо оставляет в черновиках «Женитьбы» пропуск с пометкой: «здесь КочФото 3. Данилова В., Дмитриев О. Гоголь читает комедию «Ревизор» на Суворовском бульваре 5 ноября 1851 года в кругу литераторов. Офорт.

карев со свахой пикируются острыми словами; каким образом пикируются, я уж не помню, об этом следует узнать у Щепкина и Сосницкого, так же, как и об обрядах какие при этом употребляются у купцов».8 (Фото 3).

М.С. Щепкин с трудом брался за перо, но всегда радовался, когда его рассказами пользовались другие. Поэтому особый интерес представляют рассказы М.С. Щепкина, получившие литературную обработку с попытками не только сохранить смысл рассказываемого, но и передать тон рассказа. До нас дошло несколько художественных пересказов щепкинских повествований. Широкую известность получила «Сорока-воровка» А.И. Герцена, где художественно обработан цикл рассказов М.С. Щепкина об орловском помещике Каменском и его крепостном театре. Н.С. Лесков, положив в свой рассказ «Тупейный художник» воспоминания М.С. Щепкина, указал точное место действия и подлинное имя орловского помещика, владельца крепостного театра и откровенно описал чинимые им ужасы.

Известны также два очерка Ф.К. Сологуба «Собачка» и «Воспитанница» из быта странствующих провинциальных трупп, представляющие собой письменное изложение щепкинских рассказов. Документальность обоих рассказов, слегка лишь прикрытая прозрачными и легко раскрываемыми псевдонимами действующих лиц и мест действия, подтвержде63

Афанасьев А.Н. Щепкин и его записки//Библиотека для чтения. 1864. № 2. С.8.

Данилов С. Щепкин и Гоголь//Искусство и жизнь. 1938. № 8. С. 8.

7
8

на автором и самим М.С. Щепкиным в «Записках». М.С. Щепкин пишет о рассказе «Собачка»: «Она писана из моего рассказа и все было в действительности так, как описано, и автором даже еще много смягчено»9. В повести «Воспитанница» рассказывается о судьбе молодой девушки Наташи, воспитанницы богатой графини, которая после смерти своей покровительницы вынуждена была пойти в актрисы. В театре она испытала всю тяжесть жизни провинциальной актрисы, назойливые ухаживания, оскорбления. Не выдержав этого, Наташа умерла.

В 1849 году в свет вышла книга «Современника», где за подписью «Н.Н.» напечатан рассказ Н.А. Некрасова «Психологическая задача. Давняя быль».В нем повествуется о старике, который повесился незадолго до своей естественной смерти, мучимый страхом, что его жена и сыновья выманят у него признание о том, где хранятся накопленные им деньги. Рассказ сопровождался примечанием: «Происшествие, рассказанное здесь не выдумано. Вы услышите его в Малороссии от любого старожила. Оно рассказано известным артистом московской сцены М.С. Щепкиным, уроженцем Малороссии».10 Подпись эта не оставляет сомнения в происхождении рассказа.

Беседа с М.С. Щепкиным послужила толчком для начала работы А.В. Сухово-Кобылина над задуманной им комедией «Дело». В 1895 году А.В. Су-хово-Кобылин говорил журналисту Юрию Беляеву: «В первой редакции "Дела" есть рассказ Ивана Сидорова о том, как он на ярмарке торговал. Это записано мною со слов М.С. Щепкина. Он сам где-то слышал и рассказывал великолепно». В письме к Юрию Беляеву Сухово-Кобылин тогда же указывал, что рассказ приказчика Ивана Сидорова о продаже лубков начинается словами "Был однова со мной такой-то случай...&& и что он &&был мне великолепно рассказан покойным М.С. Щепкиным&&»11.

Интересно, что все эти произведения, написанные разными писателями имеют много общего в передаче манеры рассказа. Смею пред9 Записки крепостного актера М.С. Щепкина. М., 1928. С. 131.

10 Н. Н. (Некрасов Н. А.). Психологическая задача//Совре-менник. 1849. Т. XVIII. № 11. Отд. V. С. 56-60.
11 Печ. по: Гриц Т. С. М.С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. М., 1966. С. 584.

положить, что авторы сознательно и бережно стремились сохранить и передать близкую фольклорной манеру М.С. Щепкина, ее стилистические и интонационные особенности.

Рассказы и анекдоты М.С. Щепкина служили первой ступенькой на пути формирования жанра «импровизационного» рассказа. Этот жанр получит дальнейшее развитие в творчестве артиста Малого театра П.М. Садовского (1818-1872), который впервые начнет исполнять рассказы и монологи «в образах», выводя на сцену различные социальные типы. Окончательно формирование жанра авторского «импровизационного» расска-за завершится в творчестве первого профессионального рассказчика на концертной эстраде И.Ф. Горбунова (1831-1895). В его рассказах, монологах, «сценах из народного быта» типы и образы России XIX века достигнут высшей степени психологической глубины и конкретности.

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. М.С. Щепкин и его запи-ски//Библиотека для чтения. 1864. № 2. С. 8.
2. Галахов А.Д. Литературная кофейня в Москве//Русская старина. 1886. Том Ь. С. 697-698.
3. Гриц Т. С. М.С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. М., 1966. С. 269, С. 584.
4. Данилов С. Щепкин и Гоголь//Искусство и жизнь. 1938. № 8. С. 8.
5. Железнов Н. Рассказы Щепкина//Театр. 1938. № 8. С. 49.
6. Записки крепостного актера М.С. Щепкина. М., 1928. С. 131.
7. Из дневников М.П. Погодина. Печ. по: Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 107.
8. Н. Н. (Некрасов Н. А.). Психологическая задача//Современник. 1849. Т. XVIII. № 11. Отд. V. С. 56-60.
9. Соколов Н.В. Заметки о М.С. Щепкине. Выдержки из дневника// Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 324.
10. Щепкин А.С. Краткий очерк жизни М. С. Щепкина и артистической его деятельности на сценическом поприще. Печ. по: Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 2. М., 1984. С. 265-266.

ANECDOTES AND FABULOUS M. S. SCHEPKIN: THE FORMATION OF THE "IMPROVISIONAL" STORY GENRE ON THE CONCERT ESTRADA

Sarieva Elena Anatol&evna,

PhD (Art Science), St. researcher of State Institute of Art Science (SIAS), Russia, Moscow,

125009, Kozitsky lane 5, E-mail: institut@sias.ru, associate professor of department of Russian University of Theatre Arts - GITIS, Russia,

Moscow, 125009, Maly Kislovsky lane 6, e-mail: info@gitis.net

Abstract

The article discusses the oral work of the leading artist of the Maly Theater M. S. Shchepkin, his performance in friendly circles, as well as in intermissions and divertissements of the imperial theaters of anecdotes and stories. Traces of the stories and anecdotes of M. S. Shchepkin can be found in literature and dramaturgy of the XIX century. The article also traces the processes going from folklore forms of oral creativity to the formation and formation of an "improvisational" narrative on the concert estrada.

Theater, estrada, "improvisational" story, M.S. Schepkin, fabulous, anecdote, literary readings, colloquial literature.

65
Театр эстрада «импровизационный» рассказ М.С. Щепкин бывальщина анекдот литературные чтения разговорный жанр литература theater
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты