Спросить
Войти
Категория: Литература

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САТИРЫ И ЮМОРА В БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Автор: Мунасипова Гульсум Мубаряковна

НАУЧНАЯ СМЕНА

¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ЛЧ ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ¿14 ¿14

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10213

ГМ Мунасипова УДК SS21.512.14H.09

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САТИРЫ И ЮМОРА В БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Аннотация

Статья раскрывает особенности формирования и развития сатиры и юмора в башкирской поэзии начала ХХ века. Расцвет башкирской сатиры ознаменовался выходом сатирических журналов в регионе и публикацией в них сатирических произведений! как начинающих, так и известных уже авторов под различными псевдонимами.

В этот период самыми активными тружениками в области сатиры и юмора выступали ММ. Гафури и 111. Бабич, которые писали на злободневные темы своего времени, изобличали антиобщественные деяния, двуличность некоторых представителей общества. В своих поэтических произведениях они применяли приемы иносказания, аллегории, пародии и различные средства острого саркастического языка. В частности, в творчестве М. Гафури обострение социальной! критики начиналось с отражения противоречий национальной! действительности и было связано с критикой старых религиозных предрассудков и канонов. В лиро-эпических произведениях Ш. Бабича башкирская сатира достигла новой, небывалой дотоле силы и высоты обличения. Бабич создал ценные образцы башкирской! лирической поэзии, пропитанные духом народности, поднял на новые высоты социальную поэтическую сатиру. В сатирической балладе «ТСандала» (1916; «Клоп») образ клопа у Бабича - это сатирический! портрет кровопийц, грабителей и угнетателей, наживавшихся на войне.

В сатирических произведениях башкирских поэтов начала ХХ века сатира и юмор были направлены, прежде всего, на критику общественных пороков, старых религиозных предрассудков и канонов, выражали острый смех над алчностью и коварством господствующего класса, неграмотностью и невежественностью мулл, (Заев, а также простого народа, поскольку все беды народа связываются с недостатком просвещения и воспитанности.

Gulsum M. Munasipova

FEATURES OF SATIRE AND HUMOUR IN BASHKIR POETRY IN THE EARLY 20th CENTURY

Abstract

The article is devoted to the treatment of features of the formation ¡and development of satire and humor in Bashkir poetry of the early 220th century. Blossoming of Bashkir satire; was markedby publication of satirical magazines in the region and the publication of satirical works by beginning and well-known authors under variouspen-names.

Мунасипова Гульсум Мубаряковна, аспирант Башкирского государственного университета, директор МОБУ Красноусолъская башкирская гимназия-интернат (с. Красноусолъскнй, Республика ¡Башкортостан), e-mail: gulsum_mun@mailru

Gulsum M. Munasipova, PhD Student, Bashkir State University, Director of Municipal Budgetary General Education In stitution Krasnousolsky Bashkir High-School (Krasnousolsky, Republic of Bashkortostan), e-mail: gulsum _mun@mail. ru

© Мунасипова Г.М., 20220

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2020/2 (88)

During this period, the most active workers in the field of satire and humor were M. Gafuri and Sh. Babich. highlighted the topical issues of their time, denounced antisocial acts, duplicity of society. They used methods of allegory, parody, means of sharp sarcastic language in their poetic works. In the satirical works of Bashkir poets of the early 20th century, particularly in works of Gafuri, exacerbation of social criticism began with reflection of contradictions of social reality. Satire and humor were primarily aimed at criticizing social evils, old religious prejudices and canons.

In the lyrical and epic works of Sh. Babich, the Bashkir satire has reached a new, a hitherto unprecedented strength and height of exposure. Babich created the most valuable examples of Bashkir lyric poetry, imbued with the spirit of folk character, raised social poetic satire to new heights. In the satirical ballad Bedbug, the image of the bug in Babich is a satirical portrait of bloodsuckers, robbers and oppressors who profit from the war.

In the satirical works of Bashkir poets of the early twentieth century, satire and humor were directed primarily at criticizing social evils, old religious prejudices and canons, ridiculing the greed and cunning of the ruling classes, illiteracy and ignorance of "mullahs" (clergy), "bays" (the rich), and ordinary people, since every distress of people was connected with a lack of education and decency.

Формированию и развитию сатиры и юмора в башкирской литературе начала ХХ века способствовали социально-экономические и духовно-культурные предпосылки эпохи. Начало XX века ознаменовалось тремя революциями, что ускорило и усилило общественную и идейную активность башкир, в т.ч. обращение башкирских поэтов к сатире и юмору как к мощному оружию для разоблачения народных угнетателей и выражения протеста против социальной несправедливости. Интересно высказывание Д.С. Лихачева о том, что сущность смеха остается во все века одинаковой, однако преобладание тех или иных черт в «смеховой культуре» позволяет различить в смехе национальные черты и черты эпохи [6, с. 343].

Однако начало XX века - период неоднозначный, полный социально-политических и общественно-идейных противоречий, различных творческих поисков и метаний. Особенно это видно по расцвету, в частности, в предреволюционные годы, просветительства среди передовой башкирской интеллигенции. Прогрессивные деятели науки и культуры много сил также вложили в появление сатирических изданий. Так, в 1906 году в Оренбурге впервые начинает выходить сатирический журнал «Сицерткэ» («Саранча»). Затем в Троицке и Оренбурге друг за другом появляются журналы «Утстар» («Стрелы»), «СYкеш» («Молот»), «Карсыга» («Ястреб»). Сатирический журнал «Кармам» («Крючок») высмеивал кадимистов, представителей националистически настроенной интеллигенции. Еще один сатирический журнал под названием «Атсмулла» («Акмулла»), посвященный светлой памяти башкирского поэта и просветителя Акмуллы,

печатал сатирические произведения Ш. Бабича под псевдонимами «Бабайчуб», «Чытырман», «Шубха» [3, с. 171-172].

Немалое влияние на формирование сатиры в башкирской литературе оказало народное творчество. Почти в каждом жанре изустного искусства можно встретить элементы сатиры и юмора. Многие пословицы и поговорки, песни и прибаутки, анекдоты полны народного юмора и смеха. В начале XX века сатирические произведения и анекдоты, отражающие дух времени, публикуются в изданиях периодической печати, подвергшись довольно сильной литературной обработке. Под различными псевдонимами начинающие и известные авторы выпускают свои сатирические творения. Но, к сожалению, некоторые из них неизвестны до сих пор. Активно работали под псевдонимами С. Кудаш - «Кылыс» («Меч»), «Выждан» («Совесть»), Я. Юмаев -«Шаян» («Озорник»), Х. Хариков - «Татар», Б. Ишемгул - «^ашитс» («Влюбленный»), А. Идельбаев - «А.И.», С. Якшибаев - «С.Ш.» и особенно Ш. Бабич - «Башторт» («Башкир»), «Кара щ» («Черный глаз») и др.

Расцвет башкирской сатиры приходится на начало XX века. В этот период самыми активными тружениками в области сатиры и юмора выступили М. Гафури и Ш. Бабич.

В начале XX века М. Гафури успел получить признание не только как лирический поэт, но и как остроязычный юморист. В этой сфере особенно сильно и открыто слышится его жизненный протест и критика представителей эксплуататорского класса. Гафури едко смеялся над невежественными муллами и жадными богачами, обличал различных интеллигентов. Он применял

в своей сатире приемы иносказания, аллегории, пародии, средства острого саркастического языка. А когда поэт высмеивает некоторые слабые черты человеческого характера и отдельные недостатки жизни, обращается к легкой улыбке вперемешку с юмором. У него достаточно много произведений, написанных с сатирическим и юмористическим пафосом. Критика недостатков своего времени представляет одну из важных сторон творчества М. Гафури [4, с. 166].

В своих самых ранних стихотворениях М. Га-фури объявил целью своего творчества просвещение, а воспитание - единственным средством на пути к достижению этой цели. Критический пафос, идея сатиры и юмора в творчестве поэта в данный период превращается в «смех сквозь слезы». В стихотворении о Сибирской железной дороге, конечно же, автору было совсем непросто создавать трагикомический образ степного наро-да1. Если в просветительский период внимание М. Гафури было направлено на «просвещение» нации, то революция 1905-1907 гг. значительно расширила и изменила его мировоззрение. Наряду с возвеличиванием светлых надежд родного народа, он остро высмеивал и критиковал алчность и коварство господствующего класса. В этом плане особого внимания достойно его стихотворение «Бай кеше» (1905; «Богатый человек»). Оно представляет собой характеристику, которую эксплуататоры дают сами себе. Хвастовство богача постепенно возвышается до иронии и пробуждает в читателе чувство отвращения. Этот тип видит свое счастье в следующем: любовь к богатству, дешевая эксплуатация человеческого труда, благополучное беззаботное житье в даром доставшемся материальном изобилии и т.п. Но это произведение уже не просто «смех сквозь слезы», это важная ступень на пути к освоению элементов сатиры.

На первый взгляд может показаться, что у М. Гафури не так много сатирических произведений. Но использование поэтом различных форм передачи смеха показывает, насколько глубока идейно-эстетическая составляющая его произведений. М. Гафури внес значительный вклад в развитие и юмористической пародии, близкой к комической стилизации [2, 117].

Поэт часто обращается и к формам «серьезного смеха». Сатирические приемы не являются

для него самоцелью. Дух смеха, если это потребуется для раскрытия главной идеи произведения, в целом проникает и в другие несатирические произведения поэта. То, что шакирды, выполняя указ муллы, почитают за счастье хождения из дома в дом, чтобы поесть гуся или балеш («Беззец и^ке мэзрэсэлэ яткан сатстар», 1904 - «Времена, когда мы пребывали в старом медресе»), что Германия, решив проложить дорогу, напала на Багдад («Баштса мэмлэкэттэрзэ мосолмандарзыц хэле», 1904 - «Положение мусульман в других государствах»), что богач, всю жизнь считающий свои деньги, искренне удивляется «а зачем рабочему нужны эти деньги?» («Бай hэм хезмэтсе», 1908 - «Богач и работник») - все это сатирические элементы, способные поднять пафос серьезного жанра.

Известные стихотворения М. Гафури о 1906 и 1907 годах тоже основаны на взаимосвязи публицистики с юмористической критикой. Произведение «Базарга сытстым» (1907; «Я вышел на базар») прозвучало как злобное осуждение богачей. В данном стихотворении поэт, разбирая различные стороны жизни, представляет читателям картину социально-экономического угнетения и бедственного положения народа. Направляя внимание на жалкую судьбу нищих, алкоголиков, безработных и других «людей дна», автор выдвинул перед обществом следующие актуальные вопросы: «Кто в этом виноват? Подумайте, афанде, в чем причина?» Но поэт догадывается, что тираны-угнетатели народа сами же ответят на этот вопрос в свою пользу: «Так было суждено».

Активно свою позицию выражал М. Гафу-ри и касательно несправедливого отношения к женщине со стороны невежественных религиозных деятелей. Таково его стихотворение «Татар тсатыны» (1908; «Татарская женщина»). Поэт осуждает бесправие женщины, ее угнетение со стороны невежественных представителей мусульманского духовенства. Так, «глава религии» мулла вместо того, чтобы посочувствовать женщине, которую бьет муж, защитить ее, прогоняет бедняжку со словами:

«Ьэр вакыт бында килэhец, бар, мщамды алма!» - ти,

Юк менэн илаган булып, бында торма, эщэ кит,

1 Эхмэтйэнов К. Эзиптец уткер тсылысы // Совет Баштсортостаны. 1980, 4 август. (Ахмедьянов К. Острый меч писателя // Советская Башкирия. 1980. 4 августа).

Ир hуга тип, бында килмэ, кайт та иргэ хе§мэт ит [5, с. 163].

Уходи! Чем понапрасну день-деньской здесь ныть,

Постаралась бы получше мужу угодить...!2 Особым колоритом отличается произведение «Хисап кене» (1918; «День расплаты»). Здесь к сатирическому содержанию добавляются мотивы справедливого возмездия. Концовка стихотворения звучит как приговор богачам со стороны Октябрьской революции.

Как видно из произведений поэта, самый излюбленный сатирический прием М. Гафури -ирония. К этому творческому методу он обращался очень часто, последовательно совершенствуя его. В произведении «Ьэр фэнгэ маhир мулла» (1908; «Всезнающий мулла») наряду с иронией применяются приемы новеллизма и софизма. Между муллой и лирическим героем, которые встретились на пароходе, возникает короткий, но необычный спор. Поначалу автор показывает представителя духовенства в высокой оценке глазами последнего:

Беленмзй яткан икэн был донъяла, Был муллала гилем^ензр фзYкелгадз. hY§ о§айтмай, кыдка гына зйткзн вакыт: Бындай галим булмад Fзрби Европала [5, с. 159].

Все мудрецы, какие есть на свете, В сравненье с ним - беспомощные дети. Пожалуй, и в Европе нет людей, Чтоб так судили о любом предмете3. Однако вскоре «начитанность, ученость» муллы вскрывается совершенно с другой стороны. Оказывается, земля, по его суждению, не имеет форму шара, она плоская и держится на двух быках, а солнце «вокруг земли гуляет день за днем». Слово за слово, речь заходит о пароходе. У «прогрессивного» муллы и на это находится свое объяснение законов техники. Например, на ответ героя, что пароход идет на пару, он отвечает:

Мине мзлззм итмзк булып, яуап бир§е: «Пар йврвткзс, ницз йврвмзй hуц самауыр?» [5, с. 160].

.. .Пар! Но что такое пар?

Вот мы с тобой пьем чай из самовара,

Так почему не ходит самовар?

2 Перевод В. Бугаевского.
3 Перевод Арго.

Самый интересный момент здесь состоит в том, что мулла своими невежественными речами сам же себя и разоблачает. Через данный образ автор передает тип ограниченных представителей религии, так называемых «тормозов прогресса».

Как видно, обострение социальной критики в творчестве М. Гафури начиналось с отражения противоречий национальной действительности, было связано с критикой старых религиозных предрассудков и канонов. Вот, например, в ироническом стихотворении поэта «Карт тугел» (1910; «Не старик») меч сатиры направлен против старика-мусульманина, который, будучи в возрасте 60-ти лет, мечтает о молодой невесте.

В целом у М. Гафури немало таких произведений, в которых остро высмеиваются невежественные муллы, глупые и безнравственные люди. Многие из таких его стихотворений достигли уровня пафоса. Острие сатиры начала 20-х гг. было направлено против религии и служителей культа [2, с. 43].

В башкирской поэзии начала XX века одной из самых ярких звезд был Ш. Бабич. Особого успеха он добился в жанре сатиры и юмора. Именно в его лиро-эпических произведениях башкирская сатира достигла новой, небывалой дотоле силы и высоты обличения. Бабич создал самые ценные образцы башкирской лирической поэзии, пропитанные духом народности, поднял на новые высоты социальную поэтическую сатиру. У поэта «озорство, остроумие, колкость и меткость языка - все эти качества у него были в крови», а общественная среда, где он обитал, социальные условия, господствующие общественные порядки, моральный климат стали одной из причин «воспламенения» этих качеств, превращения их в орудие литературной борьбы, острой критики.

В 1910-1913 гг. сатирическое мастерство Бабича достигает новых высот. Об этом, например, ярко свидетельствуют написанные в эти годы его стихотворения «Ике шэкерт» («Два шакирда»), «^ашитс дудыма» («Влюбленному другу»), особенно - «Кэ^им мулланьщ hYЗе» («Слово Кадима муллы») и др. А в 1916 году Ш. Бабич даже составил и издал сборник «Келке тапсыгы» («Мешок смеха»). Там он использовал произведения, опубликованные в сатирических журналах

[1, с. 164]. Эта книга была издана с целью дать второе дыхание лучшим сатирическим произведениям. Во вводном слове Ш. Бабич, отмечая социальную функцию и идейно-эстетическую суть сатиры, писал: «Смех дарит наслаждение... открывает душу, пробуждает желание слушать серьезные вещи, дает легкость усталым людям». Наполненные юмором мысли остаются в человеческом сердце навечно, поэтому острословный человек возвышается до оратора, а его потехи превращаются в душевные слова. По мнению поэта, сатира охватывает собой жизнь, мысли и чувства.

В сатирической балладе «Клоп» Бабич, как бы высмеивая себя, на деле раскрывает недостатки других. Образ клопа - это сатирический портрет кровопийц, грабителей и угнетателей, наживавшихся на войне [1, с. 127-128]. Характерной особенностью этого произведения является необъятная развернутость аллегорической метафоры, живая фантасмагория окружающего мира, где в один узел сведены и правда, и вымысел, и сказка, и миф, и людские суеверия.

В балладе центральный образ - Клоп. Кроме Человека, как самостоятельные образы выводятся его части тела: Тело, Глаза, Рука, Лоб, Брови, Ресницы, Голова. Сюжет простой: Клоп каждую ночь выходит на охоту, выискивая себе жертву. Бродит по Телу, добирается до Головы, ползет по Лбу, сходит на Брови, опускается на Ресницы, приближается к Глазам. Когда Глаза сомкнулись, Клоп добирается до цели и начинает упиваться кровью на веках Человека. От боли просыпаются Глаза, но ничего не предпринимают. Но тут пробуждается Тело, начинает двигаться Рука, и Клоп, желая спрятаться, заворачивается в Ресницы. Вот и Рука близка, но открываются Глаза и взмахом век укрывают Клопа. Рука, не найдя его, успокаивается. Клоп идет дальше, ползет на череп через Лоб, но его душа полна страха. Его зовет потолок, но он не может парить и бесславно падает брюхом кверху на пол. Рука слышит его мольбы о спасении, но не торопится спасать, он рад, что Клоп получил возмездие за то, что пил людскую кровь. Рука смеется, только Глаза печальны.

Клоп - жестокий, самодовольный, думающий только о собственной выгоде и паразитирующий на несчастьях и бедах других. Он путешествует по частям тела человека с целью обрести себе единомышленников. Но Клопу сочувствуют только Глаза. В балладе за образом Глаз скрываются равнодушные лицемеры, живущие по принципу: «Моя хата с краю, ничего не знаю», даже по возможности укрывают злодеяния кровососа. Что интересно, они оба совершают свои жестокие поступки именем бога. Надо думать, что Глаза - это аллегорический образ приспешника Клопа, натравливающий его на злодеяния, при этом еще укрывающий его грехи. Если бы не Глаза, то Клоп нашел бы свою смерть еще прежде от Руки, которая поднялась свершить суд над ним. Главный враг Клопа и Глаз - Рука, за этим образом скрывается могучая масса простого народа, которая одним взмахом может смести всех паразитов. Но Бабичу надо было развить сюжет, чтобы Клоп умер не от Руки, а от тяжести собственных грехов, которые не дают ему взлететь, т.е. обрести покой и славу.

Хотя баллада заканчивается трагически, она проникнута сатирой на власть имущих, сочится сарказмом на лицемерие и двуличность окружающих, тонкой иронией на дремлющих. Наличие мрачно-фантастических, гиперболических элементов в сюжете и кроваво-трагическая развязка сближает произведение с фантастическим народным преданием или сказанием. Образы в нем, как и в восточных фантастических народных и литературных произведениях лиро-эпического характера, выступают в предельно обобщенном виде. Повышенная эмоциональность образов, обобщенный психологизм, условность, драматизм, лаконичность и законченность сюжета вносят в произведение элемент иносказательности, прит-чевости, что дает поэту возможность более тонко и остро поставить, обнажить интересующую его социально-этическую проблему. Силой своего таланта Бабич беспощадно высмеивал все те явления, которые, по его убеждениям, тормозили развитие общества. Он яростно боролся против многочисленных пороков, характерных для того времени и каждой отдельной личности.

Сатирический талант Ш. Бабича наиболее полно раскрылся в его поэме <^азазил» (1916; «Газазил»), написанной в форме пародий на религиозные предрассудки. В ней противоборствующие силы разделяются на три группы. Первую группу составляют ангелы и служители рая во главе с богом, вторую - Газазил (Иблес-Демон) и подчиненный ему мир бесов. Между этими группами, как в тисках, находятся люди, живущие с верой то в Бога, то в Газазила (Демона) и обманутые ими. Идея поэмы была созвучна духу новой революционной эпохи, отличительной

чертой которой был открытый протест против существующего строя, несправедливых законов и порядков [3, с. 223].

Поэмы «Газазил», «Клоп», цикл эпиграмм «Китабеннас» (1916-1918; «Книга о знаменитостях») стали заметным явлением во всей тюр-коязычной литературе [4, с. 230]. Характерные особенности поэм Бабича - необъятная развернутость аллегорической метафоры, живая фантасмагория окружающего мира, где в один узел сведены и правда, и вымысел, и сказка, и миф, и людские суеверия. Особенно все эти признаки проявляются в поэме «Газазил», где юмор соседствует с едкой сатирой и гротеском, реальные приметы жизни - с немыслимой фантазией, где можно увидеть и пародию на революционный фанатизм и ничтожные личности.

Таким образом, в башкирской поэзии тех лет наблюдалось не только активное обращение литераторов к сатире и юмору, но и явное новаторство и успешный экспериментализм в этой сфере. В это время, полное социально-политических и общественно-идейных противоречий, в произведениях башкирских поэтов сатира и юмор были направлены, прежде всего, на критику общественных пороков, поскольку все беды народа связывались с недостатком просвещения и воспитанности.

Литература

1. Бикбаев Р.Т. Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. 320 с.
2. История башкирской литературы. Т. 2: Литература советского периода (1917-1955 гг.). Уфа: Китап, 2014. 680 с.
3. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана XIX века. Уфа: Башк. энцикл., 2018. 304 с.
4. Кунафин Г.С. И песней, и сатирой. Уфа: Китап, 1999. 256 с.
5. Мэжит Гафури. Эдэрзэр. 4 томда. 1-се т. Эфе: Башкортостан китап нэшриэте,1978. 544 б. (Мажит Гафури. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Уфа: Башк. кн. изд.-во, 1978. 544 с.).
6. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 1999. 508 с.
7. Рамазанов Г. М. Гафури. М.: Советская Россия, 1980. 158 с.

REFERENCES

1. Bikbaev, R.T. Shaikhzada Babich. Zhizn& i tvorchestvo [Shaikhzada Babich. His Life and Creativity]. Ufa: Bashkir Book Publishing House, 1981. 320 p. (in Russ.).
2. Istoriya bashkirskoy literatury. T. 2: Literatura sovetskogo perioda (1917-1955 gg.) [History of Bashkir Literature. Vol. 2: Literature of the Soviet Period (1917— 1955)]. Ufa: Kitap, 2014. 680 p. (in Russ.).
3. Kunafin, G.S. Kul&tura Bashkortostana XIX veka [The XIX Century Culture of Bashkortostan]. Ufa: Bashkir Encyclopedia, 2018. 304 p. (in Russ.).
4. Kunafin, G.S. Ipesney, i satiroy [Both Song and Satire]. Ufa: Kitap, 1999. 256 p. (in Russ.).
5. Gafuri, M. AOardar. 4 tomda. 1-se t. [Works in 4 Volumes. Vol. 1]. Ufa: Bashkir Book Publisher, 1978. 544 p. (in Bashkir).
6. Likhachev, D.S. Istoricheskaya poetika russkoy literatury: smekh kak mirovozzrenie i drugie raboty [Historical Poetics of Russian Literature: Laughter as a Worldview and Other Works]. St. Petersburg: Aletea, 1999. 508 p. (in Russ.).
7. Ramazanov, G. M. Gafuri [Mazhit Gafuru]. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1980. 158 p. (in Russ.).
сатира и юмор сатирические произведения сатирические журналы башкирская литература и поэзия начала ХХ века социальная критика ирония пародия просветительство satire and humor satirical works
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты