Спросить
Войти

Что может спасти образование и нацию?

Автор: ?????? ? ??????

ЕВГЕНИИ КУРКИН

Что может спасти образование и нацию?

Аннотация. Предлагаемая вниманию читателей статья научно-публицистического характера обращается к проблемам устойчивого развития нации и государства, которые во многом зависят от состояния систем массового общего образования. В этом можно убедиться на примерах Российской истории, когда практически неграмотная в массе своей империя вступала в эпоху индустриализации, требовавшей не просто грамотности, а определенного уровня образования. В развитых странах на это уходило несколько столетий.

Некачественное массовое начальное образование стало одной из причин, не позволивших в столь сжатые сроки последней трети XIX в. сформироваться кластеру населения, заинтересованному в развитии государства, способному отстаивать его интересы. Это лишило общественную структуру государства необходимой для эпохи перемен устойчивости. Последствия этого краха, череда преследующих нацию драматических событий наша страна переживает до сих пор в виде культурной травмы, а также ее последствий.

Сегодня образование находится в тупике, связанном с кризисом существующей индустриальной модели, остановившейся в своем развитии и не соответствующей даже собственным критериям качества, что создает опасную ситуацию недообразованности подрастающих поколений.

В этих условиях среди работников образования и, что особенно опасно, управляющих структур и органов управления высказываются мнения о необходимости возврата к традициям устаревшей модели, что абсурдно по самой сути, так как мы еще никуда от них не уходили.

Значение и роль общего образования в становлении и развитии общества и государства систематически недооцениваются, и это происходит потому, что его проблемы требуют профессионализма и внимания.

По мнению автора, переход к соответствующей времени постиндустриальной модели и выход из тупика заключаются в нацеленности систем на социальную реконструкцию, позволяющую избавиться от последствий культурной травмы, и в возрождении в России активных слоев населения - среднего класса. Это можно сделать, если образование станет национальной идеей и получит понимание и поддержку населения и правящей элиты.

Такая работа, по сути своей - мегапроект, предполагает создание многопрофильного научно-практического коллектива, способного обеспечить трансформацию содержания, проектирование новых технологий, разработку проектов институтов общего образования нового типа, а также прямое обеспечение внедрения собственных разработок в территориальные системы образования и обеспечение их существования в условиях конкуренции с существующими традиционными территориальными системами.

Статья рассчитана на внимание со стороны органов управления образованием, а также широкой педагогической общественности.

ОБРАЗОВАНИЕ, КОТОРОЕ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, ВЕДЕТ К КАТАСТРОФЕ

По оценкам Элвина Тоффлера, индустриальная волна завершится к 2025 г. Даже если Тоффлер ошибся в своем прогнозе, конец индустриальной эпохи очевиден. Все большее количество публикаций, выступлений, дискуссий приходит к теперь уже очевидному выводу о ее закате.

Образование, чутко реагирующее на внешние для него сдвиги в экономическом и общественном развитии, уже долгое время переживает кризис, похожий на тупиковый, бесперспективный этап заката модели образования, соответствующей индустриальной волне. В развитых странах образование активно осваивается в условиях новой постиндустриальной реальности.

Россия, пережившая индустриализацию дважды: в имперский период и в

60

период советской реконструкции, - в своем постсоветском периоде провисла во времени и между двумя эпохами. Мы проводим очередную постсоветскую реконструкцию и ускоренными темпами осваиваем постиндустриальную реальность. Поэтому у управляющих структур, у педагогической общественности, учителей и родителей нет понимания, в каком времени мы живем и что требуется от образования в этих вневременных условиях. Одни, - на наш взгляд, продвинутая часть педагогического актива, - тянут в сторону нового времени, наступающей постиндустриальной эпохи, уже предъявившей образованию свои требования. Другие, - живущие идеалами уходящей индустриальной эпохи, - считают предложения об обновлении образования, о трансформации его содержания преждевременными, разрушающими образование и настаивают на возвращении к старым ценностям и традициям.

«Министр образования Ольга Васильева, и это сказано ею в многочисленных интервью, считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения

- "лучшего в мире". По ее словам, образование, отказавшись от консервативной линии поведения, многое потеряло. Мало того, в поддержку ее инициативы учителя из Екатеринбурга разработали проект возвращения в школы классической советской методики, а также проверенных годами советских учебников» (Любжин1, 2017). Такой откровенный консерватизм в позиции министра, на наш взгляд, опасен не только для образования, он создает прецедент для реставрации всего советского, связанного с тоталитаризмом, пережитого нашим народом как очередное бедствие.

Образование не может так свободно двигаться во времени, от его движения

- развития - зависит судьба страны, ее будущее. Наша история - свидетель того, как не развивающееся и не соответствующее времени образование приводит страну к политической катастрофе.

ТАК РОЖДАЛАСЬ СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ВСЕОБУЧА

Учебник, порою устаревший и потрепанный, многие годы был единственным

инструментом, средством обучения, стандартом и книгой для чтения. «Дети, откройте учебники!» - это все, к чему мог призвать массовый неподготовленный учитель времен школьного бума последней трети XIX - начала XX в., когда ежегодно в России открывалось по 2-3 тысячи новых школ. Учебник заменял программу, тематической план, конспект урока, его содержание. С этого и начались учебникоцентрическая модель учебного процесса и репродуктивная методика использования учебной книги; это длилось многие годы, когда ничего другого не было и в России ничему другому не учили ни учителей, ни учащихся. Только в 1916 г. по инициативе графа П.Н. Игнатьева были учреждены 20 пединститутов и несколько десятков учительских семинарий, но было уже поздно.

На этом опыте формировалась идеология и психология целых поколений учителей. Это даже не методика, это некий уклад учебной жизни, передаваемый из поколения в поколение. На самом низком уровне внутриинститутско-го престижа в педагогических вузах и сейчас находятся предметы, связанные с педагогическими науками и предметными методиками, а также со всем, что относится к педагогической практике. С этого начиналось и строительство советской модели среднего всеобуча, предложенной историком А.П. Щаповым еще в 1870 г.: школа должна быть единой для всех и основываться на естественных науках. Для проведения социалистической индустриализации большевикам оставалось воплотить эту имперскую идею в жизнь, что они и сделали с особой жесткостью. Образование, которое они построили на основе такой модели, отличалось политической ангажированностью, дегуманизацией, дегуманитаризацией, догматизмом, ориентированностью на практическую подготовку кадров для индустриализации. Укороченные программы в школе, практическое отсутствие предметов и курсов эмоционального, этического и эстетического направлений, духовного в образовании. Сужение предметной системы до конкретного изучения основ наук в самом сухом и занаученном (сциентическом) варианте, начиная с основной школы. Жесткая

1 А. Любжин - историк образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского.

об авторе

Е.Б. Куркин, ведущий научный сотрудник ФИРО, кандидат педагогических наук

На самом низком уровне внутриинститутского престижа в педагогических вузах находятся предметы, связанные с педагогическими науками и предметными методиками, а также со всем, что относится к педагогической практике. С этого начиналось и строительство советской модели среднего всеобуча, предложенной историком А.П. Щаповым еще в 1870 г.: школа должна быть единой для всех и основываться на естественных науках. Для проведения социалистической индустриализации большевикам оставалось воплотить эту имперскую идею в жизнь, что они и сделали с особой жесткостью. Образование, которое они построили на основе такой модели, отличалось политической ангажированностью, дегуманизацией, дегуманитаризацией, догматизмом, ориентированностью на практическую подготовку кадров для индустриализации.

А.Пстандартизация содержания в едином и единственном обязательном учебнике. Основное предназначение средней школы - отбор и селекция.

БЫЛО ЛИ СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛУЧШИМ В МИРЕ?

Технократическая модель отнюдь не вела к повышению качества. Мой коллега А. Любжин отмечает, что по качеству подготовки выпускник средней советской школы предвоенной поры равнялся выпускнику императорского высшего начального училища, которое было преемником начальной школы (4-6) лет; собственные программы такого училища были рассчитаны на четыре года обучения. Диплом высшего начального училища не являлся свидетельством о среднем образовании и не давал права поступления в университет. И лишь математика - единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям имперской средней школы (гимназии).

Никто никогда за рубежом не считал русско-советское образование лучшим. Выпускник советской школы владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по разным предметам. Иностранные языки выпускники практически не знали.

Никто никогда за рубежом не считал русско-советское образование лучшим. Выпускник советской школы владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по разным предметам. Иностранные языки выпускники практически не знали.

Образование и в послевоенном Союзе билось в петле военизированного технократизма, необходимость в котором изжила себя, но поколение, выращенное в этих условиях и в этой идеологии, уже не могло превзойти себя и отказаться от модели, давшей такой пропагандистский, мифолого-идеологический результат. Школа уже была не сама по себе, она стала частью пропагандистской машины, и ее изменения значили гораздо больше, чем образование детей. Это в Стране Советов понимали хорошо. Но даже тогда факт образовательной эффективности был не последним в ряду проблем страны. К советскому периоду относится множество реформ, законов, о которых мы успели хорошо забыть, и только хрущевский «Закон об укреплении школы с жизнью» (1958) и реформа 1964-1966 гг. - антипод хрущевского закона - вспоминаются нами нередко.

Упомянутая реформа была связана с введением в стране обязательного общего среднего образования и поэтому предполагала сделать его содержание более доступным, но под эгидой повышения теоретического уровня учебных курсов составители «фактически подменили истинные цели, суть общеобразовательной школы локальными, своеобразными задачами физматшколы. И эта подмена до сих пор остается фактом школьной жизни» (Днепров, 2004, с. 77). Международные сравнения школьных программ, проводившиеся в 19992001 гг., показали, что, например, наши учебники по физике содержат 1300 понятий, английские - 600, американские - 300, а нобелевских лауреатов по физике в этих странах таково: в США - 61, в Англии - 20, в России - 7.

Эта реформа и произошедшее следом введение обязательного среднего образования окончательно подломили систему. Повышение качества общего образования за счет усиления фундаментальности содержания в момент перехода к обязательному среднему было абсолютно безответственным бредом.

62

При существовавших примитивных методиках, плохо обученных учителях, пониженной мотивации у 60% учащихся обеспечить предусмотренный планом выпуск 100% учащихся со средним образованием было утопией и привело к процветанию очковтирательства. С тех пор школьная оценка прекратила свое существование. Теперь все зависело от вуза, его вступительных экзаменов. Поступление в вуз постепенно превратилось в обычную сделку, на этом рынке вращались миллиарды. Позже уже любой абитуриент мог поступить в любой вуз, все зависело от платежеспособности родителей. А проблема качества общего образования перекочевала в министерские кабинеты.

ПРОИГРАННАЯ БИТВА ЗА КАЧЕСТВО

Разработка стандартов, ЕГЭ и ГИА - это лишь отзвуки уже давно проигранной битвы за качество массового образования. На самом деле ЕГЭ - это технократизм в современном виде: если невозможно выучить все 12 предметов «фундаментального ядра» по программам общего образования, то теперь для поступления в вуз достаточно изучить несколько предметов и сдать их в ЕГЭ, вот и все общее образование.

Вице-премьер правительства И. Силаева Николай Малышев еще в 1990-1991 гг. при каждой встрече говорил примерно так: «Помните, что наша страна перенесла трагедии, я говорю о войнах, революциях, голоде, беспросветной нищете, большевистском терроре. Результатом всего этого являются массовые людские потери, а также потери интеллектуальной элиты. Нормальным для страны является 10% людей, умеющих планировать свое будущее, если меньше - это уже беда. У нас сейчас 6%. Ваша задача -восстановить интеллектуальный потенциал страны».

По-видимому, его все-таки услышали, вопрос о господдержке одаренных детей не сходит с повестки дня управляющих структур, одаренных выявляют и поддерживают. Созданы центры в Сколково и в Сочи, технопарки в нескольких областных центрах, существуют школы для одаренных в областных центрах, частные школы в большинстве своем нацелены на то же. Однако у этой кампании есть

Повышение качества общего образования за счет усиления фундаментальности содержания в момент перехода к обязательному среднему было безответственным. При существовавших примитивных методиках, плохо обученных учителях, пониженной мотивации у 60% учащихся обеспечить предусмотренный планом выпуск 100% учащихся со средним образованием было утопией и привело к процветанию очковтирательства.

больное место: основная масса одаренных нацелены на миграцию, и процесс подготовки специалистов для «заграницы» не остановлен, а, напротив, набирает обороты. В стране с открытыми границами способы, эффективные в условиях «железного занавеса», непродуктивны. Помимо того что подобного рода отбор и селекция противоречат принципам демократичной массовой школы, они выхолащивают педагогические системы массовых школ, где процветает уравновешенная серость и исчезают ориентиры интеллекта и культурных образцов. «Инкубаторы», в свою очередь, лишают избранных трезвой оценки действительности, лишают их опыта общения и взаимопонимания между людьми с различными возможностями и способностями и нацеливают на поиски «рая» за пределами своей страны.

ПОЧЕМУ ТАК ПЛОХО И ТРУДНО В МАССОВОЙ ШКОЛЕ?

Причин много, но главная - кадровый состав учителей, так как лучшие уходят в «инкубаторы» не только из-за зарплаты, просто в элитной школе интереснее работать. С самого начала вне педагогической профессии оказываются наиболее успешные студенты педвузов, только 11,5% из них намерены стать учителями. Однако не меньшей проблемой является удержание в профессии тех, кто пришел в обычную школу. Работа педагога здесь малопривлекательна из-за отсутствия карьерных продвижений и

ЕГЭ - это технократизм в современном виде: если невозможно выучить все 12 предметов «фундаментального ядра» по программам общего образования, то теперь для поступления в вуз достаточно изучить несколько предметов и сдать их в ЕГЭ, вот и все общее образование.

63

С самого начала вне педагогической профессии оказываются наиболее успешные студенты педвузов, только 11,5% из них намерены стать учителями. Однако не меньшей проблемой является удержание в профессии тех, кто пришел в обычную школу. Работа педагога здесь малопривлекательна из-за отсутствия карьерных продвижений и скучной традиционной ориентации на завершение профессии. Такая ориентация малопригодна для молодых педагогов, когда впереди 25-30 лет работы с низким социальным статусом и общественным признанием.

скучной традиционной ориентации на завершение профессии. «Такая ориентация малопригодна для молодых педагогов, когда впереди 25-30 лет работы с низким социальным статусом и общественным признанием» (Митрофанов, 2012, с. 22-23).

Состав учащихся в массовой школе лишает остатков педагогического энтузиазма. Неправильно понимаемый инклюзивный подход, когда в обычном классе собираются все группы риска, требующие коррекции, - верх дидактического невежества, потому что провести урок, эффективный для всех таких групп, невозможно.

Новая беда связана со все увеличивающимся количеством протестного непослушания. В реальных отношениях взрослых и детей (подростков) существует особая «мораль послушания», в которой зафиксирована их несамостоятельность и зависимость от мира взрослых. Раннее погружение в виртуальные миры создает впечатление превосходства над взрослыми, разрушает принципы этого послушания и посягает на право взрослого управлять поведением младших, что не только опасно с моральной точки зрения, но и угрожает сохранности здоровья детей, особенно подростков.

Состав учащихся в массовой школе лишает остатков педагогического энтузиазма. Неправильно понимаемый инклюзивный подход, когда в обычном классе собираются все группы риска, требующие коррекции, - верх дидактического невежества, потому что провести урок, эффективный для всех таких групп, невозможно.

Разрушенные в годы крушения авторитарного режима воспитательные системы не восстановлены в пределах былой целостности, а существуют в качестве отдельных мероприятий, зачастую из полуразрушенных архивов коммунистического прошлого, что отнюдь не способствует решению проблем воспитания.

Особую сложность отношениям с учащимися и их родителями придает явление, которое в некоторых странах называют культурной травмой.

КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА -ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА

Культурная травма связана с политическими катаклизмами и бедствиями. Наша страна пережила в прошедшем веке целую серию событий подобного рода. Это революции, большевистский террор и социальный реконструктивизм, связанный не только с отменой частной собственности, но и с попутной ликвидацией целых классов и социальных групп населения.

Большевистский режим - это идеология и террор, внушение коммунистических мифов и всеобщего страха, правовой произвол, особое «законодательство» и много другого, сопровождавшего эти деструктивные процессы, в том числе и образование, обеспечивавшее режим своими возможностями. Великая Отечественная война и гибель миллионов, голод, разрушения и неустроенность быта. Все это привело к культурной катастрофе и к ее результату - культурному травмированию населения в особо массовом порядке.

Польский социолог Петр Штомпка отмечал, что культурная травма проявляется как на биологическом, так и на социальном уровнях. Каждая травма - это культурный феномен, она инертна, как всё, что связано с культурой, и существует долго, поколениями сохраняясь в памяти. В условиях травмы символы обретают другое значение, существовавшие ценности теряют свою ценность, требуются неосуществимые цели, нормы меняют поведение. Вера, доверие, харизма терпят крах, идолы рушатся.

Разные группы населения по-разному относятся к культурной травме. Это зависит от образования, уровня доходов, власти, связей. Решающим в преодолении травмы может быть наличие ресурсов, социального и

64

культурного капитала, помогающих осознать, определить травмы и активно противодействовать им. Главное здесь - образование; образованные группы обладают лучшими навыками активного преодоления культурных травм (Штомпка, 2001).

ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ

Специалисты Левада-Центра провели исследования, в которых были использованы ценностные показатели Ш. Шварца, характерные для современных социальных сред. Исследования показали, что население России отличается очень слабой ориентацией на ценности «роста»: открытость к изменениям, риск, новизна, самостоятельность, забота о природе, благожелательность, толерантность, альтруизм, равенство, справедливость. На эти ценности ориентируются только 2% россиян, ниже уровень ориентации на ценности «роста» только в Косово - 1%, а наиболее ориентированные на эти показатели страны - Исландия (46%) и Швеция (38%) (Магун, Руднев, Шмидт, 2015).

По мнению организаторов исследования, полученные результаты свидетельствуют, что по сравнению с другими странами, находящимися на схожем уровне экономического и политического развития, Россия скорее соответствует норме, чем является исключением. К «схожему уровню» социологи относят страны постсоциалистической реальности, в большей или меньшей степени пострадавшие от двойной культурной травмы: становления и крушения коммунистических режимов ХХ в.

Самым нежелательным последствием трагической истории России в ХХ в. стали неверие, недоверие, безразличие к интересам общества, деполитизация населения. Согласно исследованиям, проведенным в Псковской области Институтом социологии РАН, 55% выпускников средней школы готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха, значительная часть из опрошенных не считает неприемлемым криминальное обогащение за счет других. Отмечаются аполитичность молодежи, привычка к патернализму. Заниматься предпринимательской деятельностью готовы 66% выпускников школы, если будут созданы необходимые условия.

Исследования способности россиян планировать собственное будущее показали, что только один человек из 30 опрошенных умеет планировать и планирует собственное будущее.

УЛИТКА НА СКЛОНЕ

Следует отметить, что общее образование и школа как педагогическая система за истекшие годы и даже столетие накопили достаточное для собственного саморазрушения количество противоречащих и даже исключающих друг друга факторов. Мы не имели цели перечислять все эти факторы, а также трудности педагогического труда и особенности ситуации, сопровождающей деятельность педагогических систем и конкретных учителей в России.

Однако, как мы уже отмечали, главная беда сегодня в том, что система, которая должна приспособиться к условиям, привлечь необходимые ресурсы, трансформировать содержание, разработать проекты новых технологий и воспитательных систем, изменить условия труда учителей и т.д., не делала, не делает и не может этого сделать. Она уже давно не реагирует на попытки внешнего регулирования. Состояние образования, как отмечал А. Любжин, «столь фатально, что никаких вмешательств оно просто не перенесет» (2017).

Это характерная позиция для постсоветского времени, когда состояние образования в не меньшей мере, чем само общество, характеризуется последствиями культурной травмы, несущими неуверенность, безразличие и пессимизм по отношению к настоящему. Заметная и даже значительная часть детей и подростков проявляет полное безразличие к современному содержанию образования и формам его организации.

Население России отличается очень слабой ориентацией на ценности «роста»: открытость к изменениям, риск, новизна, самостоятельность, забота о природе, благожелательность, толерантность, альтруизм, равенство, справедливость. На эти ценности ориентируются только 2% россиян, ниже уровень ориентации на ценности «роста» только в Косово - 1%, а наиболее ориентированные на эти показатели страны - Исландия (46%) и Швеция (38%).

65

Самым нежелательным последствием трагической истории России в ХХ в. стали неверие, недоверие, безразличие к интересам общества, деполитизация населения. 55% выпускников средней школы готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха, значительная часть из опрошенных не считает неприемлемым криминальное обогащение за счет других.

Начиная с 1980-х гг., как Лес в «Улитке на склоне» Стругацких, образование стало производить образовательные полуфабрикаты. По результатам международных исследований 40% выпускников основной школы в СССР не осваивали программу; по меркам исследователей, подростки выпускались из основной школы малограмотными. Можно только оценочно предположить, что сейчас таких учащихся не менее 60%. Некоторые из них продолжают «каким-то образом» обучение в старшей школе, в ПТУ, СПТУ

Значительная часть недообразованных - это те, которым достаточно пива, хлеба и зрелищ.

и даже в институте. «По данным опроса ВЦИОМ (март 2017 г.) четверть россиян верит в то, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Это социологический факт, который мы установили, затем проверили и снова подтвердили», - утверждает гендиректор ВЦИОМа В. Федоров (Гендиректор ВЦИОМа..., 2017).

В то же время значительная часть не-дообразованных - это те, которым достаточно пива, хлеба и зрелищ. Они соДля своего возрождения образование в России нуждается в конструктивной идее, способной задать то направление движения системы, которое она потеряла, оказавшись в тупике собственного развития. Эта идея должна быть связана с проблемами конкретного прогрессивного движения государства и заинтересованного общества.

ставляют резерв криминального мира, разросшегося до таких размеров, что это уже замечено даже в Кремле. Они же - резерв экстремалов всякого рода.

Мы все видели их в Харькове и Одессе, когда националисты в критические моменты выпускали массу недорослей-«болельщиков», сметавших все и вся на своем пути; таких уже миллионы!

ОБРАЗОВАНИЕ

КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Для своего возрождения образование в России нуждается в конструктивной идее, способной задать то направление движения системы, которое она потеряла, оказавшись в тупике собственного развития. Эта идея должна быть связана с проблемами конкретного прогрессивного движения государства и заинтересованного общества.

Совсем недавно Алексей Кудрин ключевой проблемой экономики назвал низкую поддержку правительства населением (11 апреля 2017 г.)2. Между тем модернизация экономики, проблемами которой в наибольшей степени сегодня обеспокоена правящая элита, ограничена человеческим фактором, когда только 2% населения ориентируются на ценности «роста». С таким потенциалом социальной поддержки модернизма никакие реформы не будут результативными; топтание на месте неизбежно. Разрушенная в годы большевистской социальной реконструкции социальная инфраструктура нормального развивающегося государства была превращена в уродливого нищенствующего монстра с особой психологией и отношением к «общему имуществу». Единственным легализованным капиталом была власть, и это продолжалось 70 лет! Ожидать, что инфраструктура самовосстановится, а отношения в обществе автоматически примут цивилизованную форму, наивно.

В сложившихся условиях необходимо стимулировать процессы самовосстановления социальных конструктивов общества, и это может делать образование, если направить возможности системы в нужном направлении и поддержать его собственную реконструкцию. В мире нет силы, способной менять человека - субъекта всех отношений в обществе - и тем самым влиять на процессы в обществе и государстве, кроме образования. Однако для решения задачи такого масштаба необходима мобилизация ресурсов, превышающих возможности существующей

2 См.: URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/04/11/n_9909425.shtml
66

системы образования, а также поддержка идеи на уровне государства и общества; иными словами, идея должна иметь статус национальной.

Социальная реконструкция, о которой идет речь, - это создание условий для восстановления массовой активности населения через изменение менталитета подрастающих поколений средствами образования. А это, в свою очередь, ведет к повышению конкурентной способности нации и государства.

Восстановить разрушенные в годы большевистского террора и целой эпохи строительства «бесклассового» общества кластеры и группы активного населения невозможно. Активная и конкурентоспособная молодежь сама воссоздаст современные формы хозяйствования и любой другой деятельности, приносящей доход, в формах малого бизнеса, участия в госпроектах, в искусстве и образовании, в высокооплачиваемом труде инженеров, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Социальная структура постиндустриального общества, являющаяся вместилищем всех этих активностей, называется средний класс - это люди, которые самостоятельно планируют и строят свое будущее. Понятно, что будущее России связано с ростом среднего класса.

СРЕДНИЙ КЛАСС ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ

Средний класс в России, как и везде, -это граждане, обладающие определенными качествами личности, позволяющими получать устойчивый доход для удовлетворения материальных и социальных потребностей достойного качества жизни. По убеждению опрашиваемых, именно образование дает возможность получать устойчивый доход современным цивилизованным способом.

Общепринятые критерии принадлежности к среднему классу - это уровень доходов, движимое и недвижимое имущество, уровень профессионализма, наличие образования, успешность поведения в условиях рыночной экономики. Так называемый средний класс в Соединенных Штатах сегодня составляет 83% населения. Под этой вывеской объединены различные слои общества, имеющие среднегодовой доход от 250

Разрушенная в годы большевистской социальной реконструкции социальная инфраструктура нормального развивающегося государства была превращена в уродливого нищенствующего монстра с особой психологией и отношением к «общему имуществу». Единственным легализованным капиталом была власть, и это продолжалось 70 лет! Ожидать, что инфраструктура самовосстановится, а отношения в обществе автоматически примут цивилизованную форму, наивно.

до 16-30 тыс. долларов. По статистике Бюро экономического анализа, если брать в расчет все пять названных критериев, то средний класс в России составляет не более 2,5% семей, четыре критерия - 8-12%, три - 20-25% («Средний класс» по-русски, 2007).

В условиях неравномерно развивающейся экономики представители среднего класса - это люди, способные продолжать обучение на протяжении всей

В мире нет силы, способной менять человека - субъекта всех отношений в обществе - и тем самым влиять на процессы в обществе и государстве, кроме образования.

своей жизни и благодаря этому добиваться успеха на любом поприще, ориентируясь в различных социальных средах и условиях жизни; они свободны в выборе профессии и при необходимости в ее смене. Они - оптимисты, потому что успешность сопровождает их, она становится нормой их жизни. Представители среднего класса:

• свободно ориентируются в социуме, имеют опыт общения на любом уровне социальных сред, ведут диалог, добиваются взаимопонимания, не допускают конфликтов;

• обладают активностью и конкурентной способностью, позволяющей участвовать в конкурентной борьбе и добиваться успеха;

• обладают способностями и навыками группового взаимодействия,

• готовы к кооперированию деятельности, к проявлению солидарности и толерантности в отношениях;

• обладают определенной эрудицией, собственным мировоззрением, пониманием места человека в современном

67

Представители среднего класса - это люди, способные продолжать обучение на протяжении всей своей жизни и благодаря этому добиваться успеха на любом поприще, ориентируясь в различных социальных средах и условиях жизни; они свободны в выборе профессии и при необходимости в ее смене. Они - оптимисты, потому что успешность сопровождает их, она становится нормой их жизни.

мире, его роли спасателя в условиях реальных угроз существованию цивилизации;

• имеют опыт творческой деятельности, способны с этих позиций рассматривать любой вид деятельности на любом поприще;

• владеют моделями и образцами культуры, имеют собственную позицию на основе ценностного отношения к действительности и позитивного самоопределения;

• ориентируются в политической обстановке в регионе, в стране и в мире, имея свою точку зрения, свободно ее формулируя и отстаивая;

• представитель среднего класса - это человек дела, человек слова, человек смысла, обладающий морально-нравственными качествами, обеспечивающими репутацию честного и достойного гражданина.

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА

Гипотетическая модель, предложенная нами, конечно, требует обсуждения, но позволяет определиться с направлениями содержания и технологий образования. Для формирования проектируемых нами качеств личности необходим продуктивный подход. Продуктивный тип

Продуктивный тип образования философы связывают с познавательной учебной деятельностью, которая, в отличие от репродуктивного запоминания, предполагает активное учебное исследование и усвоение результатов собственной исследовательской деятельности, приобретение опыта и овладение методологией, а также собственного развития в процессах подобной деятельности.

образования философы связывают с познавательной учебной деятельностью, которая, в отличие от репродуктивного запоминания, предполагает активное учебное исследование и усвоение результатов собственной исследовательской деятельности, приобретение опыта и овладение методологией, а также собственного развития в процессах подобной деятельности.

Учитывая характеристику качеств, которыми должен обладать представитель среднего класса, содержание его образования должно быть многокомпонентным. Такая многокомпонентность признана современным (действующим) стандартом общего образования.

Социокультурный подход предполагает изменение приоритетности компонентов. На первое место выходит личностное содержание, поскольку комплексная цель - формирование личности учащегося - становится определяющей и на практике включает и другие компоненты, названные и не названные в стандарте. Приоритетность содержания, связанного с формированием личности учащегося, требует глубокого пересмотра позиций и проведения дополнительных исследований с целью уточнения наших представлений о составе личностного содержания образования и определения его результатов.

Личностное образование не может реа-лизовываться через учебники и пособия, оно осуществляется путем влияний на личность при условии, что эти влияния будут приняты ею, совпадут со встречными движениями ее внутреннего мира и станут результатом резонанса внешних и внутренних факторов. Это в большей степени результаты самотворения, когда индивид сам творит свою личность. Не только и не столько культура, сколько человек, творящий себя под влиянием социального окружения и педагогического сопровождения, выступает содержанием собственного образования. Речь идет о продуктивном образовании, которое есть движение «от постановки проблемы к ее разрешению через обращение к источникам теоретических знаний, накопление собственного опыта в процессе их использования и, таким образом, к созданию личностного образовательного продукта» (Хуторской, 2000, с. 12).

Важной характеристикой продуктивного образования служит его креативная

68

составляющая. Креативность можно рассматривать как созидательность (создание собственного образовательного продукта) и как творчество (свобода выбора содержания, поиск путей решения задачи, открытие для себя нового) (Полат и др., 2009).

ЛИЧНОСТНО-ОБРАЗУЮЩАЯ ОБЩНОСТЬ

Наша модель предполагает формирование ряда качеств учащегося и воспитуе-мого в процессе общения и деятельности в составе социальных личностно-образу-ющих общностей, действующих в условиях, которые насыщены побуждающими активность факторами. Создание таких сред и их деятельности требует реконструкции образовательных систем:

• изменения внутренней среды общеобразовательного учреждения с учетом опыта социальной организации детей и подростков;

• применения технологий группового опосредования в учебном процессе;

• применения социальных форм управления и взаимодействия в педагогических системах;

• социальной активности во внешней среде;

• изменения моделей учреждений и организаций образования, а также образовательных процессов, приближающих эти процессы к естественным формам, характерным для социальных сред;

• организации стимулирования успешности и развития в условиях территориальных и педагогических систем образования и т.д.

С позиций социальной активности, в условиях созданных таким образом школьных и межшкольных, а также внешкольных социальных сред реализуется программа позитивной социализации, происходит присвоение культурных моделей и образцов культуры.

Целевыми ориентирами педагогически целесообразной модели содержания образования выступают универсальные способности:

• способность к концептуальному мышлению (целостному видению мира сквозь призму самореализации);

• способность к проживанию в обществе себе подобных, выстраиванию взаимоотношения с позиций сопереживания общему благу;

• способность воплощать целостное представление о мире и об общем благе в осмысленной для себя творческой деятельности (Герасимов, 2005, с. 8-10).

МАССОВАЯ ШКОЛА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЭТО РАЗВИТИЕ И КОНКУРЕНЦИЯ

Мы надеемся на понимание того, что речь идет не об одной или нескольких школах типа существующих «инкубаторов». Имеется в виду массовая школа, которая должна прийти на смену существующей общеобразовательной школе. Мы не ставим своей целью изложить в данной статье все стороны проекта - это невозможно. Поэтому всех интересующихся мы можем отослать к имеющимся материалам. Однако есть вопрос, который все же необходимо обсудить здесь и прямо сейчас: каким образом при существующей массовой школе, которая, по нашему мнению, не сможет перенести никакого преобразования, проектировать и создавать целую систему нового общего образования, как говорится, с нуля?

Такой масштабный проект начинается с обсуждения. Вне всякого сомнения, у него будут сторонники и, конечно же, масса противников. И это хорошо: национальная идея требует взвешенных подходов и тщательной проработки. Поэтому проектированию подлежат не только содержание и технологии новой школы, подготовка кадров и материальной базы, но и способы реализации проекта. На наш взгляд, еще долгое время будут параллельно существовать два или даже несколько типов общего образования, и это тоже хорошо. У наших детей и внуков будет возможность выбора типа школы.

Старая школа станет перед выбором: идти по пути саморазрушения и строительства новой педагогической системы, трансформации содержания подготовки кадров и т.д. или же специализироваться на типах школ, связанных с коррекцией. Третий вариант - это сохранение прежней модели в лучших школах старого образца, которая в условиях конкуренции будет доказывать свою жизнеспособность и эффективность.

Проектированию подлежат не только содержание и технологии новой школы, подготовка кадров и материальной базы, но и способы реализации проекта.

69

При таких условиях все варианты - это развитие, движение к лучшему варианту, и двигателем этого развития является, как и должно быть, конкуренция.

Литература

1. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров - о явке на президентских выборах, интернет-голосовании и протестах // Известия. 31.03.2017. URL: http://izvestia.ru/news/674904
2. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал российского общества: Дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 2005.
3. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 77-117.
4. Любжин А. Почему советское образование нельзя считать «лучшим в мире». 2017. URL: https://lenta.ru/ articles/2017/02/28/lubzin/
5. Магун В., Руднев М., Шмидт П. Европейская ценностная типология и

базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 3-4 (121). С. 74-93. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/ direct/document/174201723

6. Митрофанов К.Г. Профессионализация профессионала: как растить учителя // Образовательная политика. 2012. № 4. С. 21-57.
7. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2009.
8. «Средний класс» по-русски // Статистика.ru. 2007. URL: http:// statistika.ru/uroven/200 7/11/16/ uroven_9307.html
9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: Пособ. для учителя М.: ВЛАДОС, 2000. (Сер. Педагогическая мастерская).
10. Штомпка П. Социальные изменения как травма // СоцИс. 2001. № 1. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf
имперское образование устойчивое развитие технократизм в образовании школа всеобуча советский технократизм постиндустриальное общество культурная травма продуктивное образование средний класс empire education
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты