Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
ISSN 250-3585
УДК: 159.95
ББК: 88 251 0 Психологические науки
Теоретико-методологический анализ феномена образа-представления в отечественной и зарубежной психологии.
© А.В. Шустова
Шустова А.В. - аспирант каф. психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ) Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты теоретико-методологического анализа феномена образа-представления в отечественной и зарубежной психологии. Анализ осуществлялся в рамках хронологического периода, составляющего 120 лет (конец XIX - первое 10-летие XXI вв.)
№4 (7) 2017
Актуальность теоретико-методологического анализа заключается в его прогностической ценности, так как он позволяет осуществить изучение теоретических закономерностей развития прогнозируемых объектов, явлений на основе системного единства микро- и макросо-циального уровней их рассмотрения.
Целью исследования является осуществление теоретико-методологического анализа феномена образа-представления в отечественной и зарубежной психологии.
Для осуществления теоретико-методологического анализа феномена образа - представления, нами используются следующие теоретические методы: категориально-понятийный, историко-ретро-спективный.
Следуя логике исследования, нами
был реализован категориально-понятийный анализ феномена образа - представления.
Данный метод был использован нами для раскрытия особенностей понимания и трактовки понятия образа-представления в рамках хронологического периода, составляющего 120 лет (конец XIX - первое 10-летие XXI вв.). Категориально-понятийный анализ проводился в рамках теорий отечественной (см. табл. № 3) и зарубежной (см. табл. № 4) психологии [40].
Реализуя метод категориально-понятийного анализа, нами была проведена дифференциация понятийного пространства объекта исследования-образа-представления в рамках теорий отечественной (см. табл. № 1) и зарубежной (см. табл. № 2) психологии.
Дифференциация понятийного пространства объекта исследования представления (по отечественной психологии)
Таблица 1
образа61
Автор (год) Понятие
И.П. Павлов (1926)[26] Образ третьего порядка
С. Л. Рубинштейн (1940)[35] Образ - представление
Б.Г. Ананьев (1960)[1] Вторичный образ
П.К. Анохин (1969) [2,3] Уровень представлений
А.Р. Лурия (1975)[22,23] Образ - представление
А.Н. Леонтьев (1975)[20] Психический образ (образ мира)
Б.Ф. Ломов (1979) [21] Образ памяти (представления)
М.М. Бахтин (1979)[6] Образ мысли
С.К. Сиволапов (1984)[36] Образ - представление
Л.М. Фридман (1984)[39] Образ - представление
А.А. Гостев (1985)[15,16] Вторичный образ
Т. П. Зинченко (1987)[19] Представления памяти
Ф.Е. Василюк (1993) [9] Образ сознания
В.А. Ганзен (1995)[13] Мысленный образ
Л. М. Веккер (1998)[10] Вторичный образ
А.Г. Маклаков (2001) Представления памяти
В.А.Барабанщиков (2001) [5] Уровень представлений
В.Н. Панферов (2002)[27] Психический образ
Т.А. Ребекко (2003)[32] Ментальная репрезентация
В.П. Песков (2005) [28,29,30] Представление
А.В. Цветкова (2009)[41,42] Предметный образ-представления
Таблица 2.
Дифференциация понятийного пространства объекта исследования образа-представления (по зарубежной психологии)
Автор (год) Понятие
Г. Гельмгольц (конец XIX в.) [14] Образ в представлении
У. Найссер (1967) [24] Схемы
А. Валлон (1967)[8] Механизм процесса мышления
Ж. Пиаже (1969)[31] Репродуктивный образ
Р. Арнхейм (1974)[4] Образ - представление
Г. Ревод&Аллон (1976)[33] Образы-воспоминания
М. Форрестер (2002) Образ
Таблица 3.
Категориально-понятийный анализ объекта исследования образа-представления (отечественные теории)
Автор (год) Определение понятия
И.П. Павлов (1926) - динамическое образование, механизмом которого является рефлекс [26].
С. Л. Рубинштейн (1940) - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и обладающий такими характеристиками как обобщенность и сниженная яркость [35].
Б.Г. Ананьев (1960) - продукт целостной рефлекторной работы мозга, обобщенные и устойчивые симультанные образы, благодаря которым мышление приобретает автономность[1].
П.К. Анохин (1969) - циркулирующая информация о внешней и внутренней среде, продукт своеобразной формы ассимиляции, которая присуща живой материи [2,3].
А.Р. Лурия (1975) - наиболее сложный вид образной памяти, результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое [22,23].
А.Н. Леонтьев (1975) - продукт жизненных, практических связей и отношений субъекта с предметным миром[20].
Б.Ф. Ломов (1979) - продукт активного психического отражения, воспроизведенный образ предмета, который, воспроизводится в отсутствие предмета [21].
С.К. Сиволапов (1984) - чувственная основа слова, которая значима для процессов предметной номинации, формирования конкретных и абстрактных понятий, овладения мыслительными операциями и для процессов понимания в целом [36].
Л.М. Фридман (1984) - психические образы не воспринимаемых в данный момент предметов или явлений, которые основаны на их прошлом восприятии[40].
А.А. Гостев (1985) - репродуктивные чувственные образы предметов, в настоящее время не действующие на органы чувств, но возникшие при их действии в прошлом [15].
Таблица 3.
Категориально-понятийный анализ объекта исследования образа-представления (отечественные теории) (Продолжение)
Т. П. Зинченко (1987) - воспроизведенный образ воспринятых ранее предметов и явлений[19].
Л.М. Веккер (1998) - посредствующее звено, которое смыкает первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные, или ре-чемыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий»уровень психической информации^].
В.А. Барабанщиков (2001) - вторичный образ, не требующий непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств [5].
В.Н. Панферов (2002) - внутренний облик объекта взаимодействия, который асси-милируетв себе его целостную структуру, наиболее обобщенная и предметно выраженная форма существования психических образований, представленная во внутреннем плане сознания[27].
А.В. Цветкова (2009) - результат работы системы перцептивных действий на основе предварительной гипотезы, построенной на экстраполяции из контекста чувственных впечатлений [41,42].
Таблица 4.
Категориально-понятийный анализ объекта исследования образа-представления (зарубежные теории)
Автор (год) Определение понятия
Г. Гельмгольц (конец XIX в.) - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдавшихся ранее объектов [14].
У Найссер (1967) - это повторно синтезирующиеся схематические зрительные объекты [24].
Ж. Пиаже (1969) - отражающие известные человеку преобразования объектов, в которых отражаются уже известные предметы [31].
Р. Арнхейм (1974) - средство решения широкого круга перцептивных, мнестиче-ских, мыслительных задач [4].
М. Форрестер (2002) - представление, возникающее посредством памяти и воображения, результатом которого становится психический образ или впечатление [46].
Историко-ретроспективный анализ образа-представления осуществлялся с учетом хронологической последовательности возникновения отечественных и зарубежных теорий.
Нами были выделены периоды изучения проблемы образа-представления и представители теорий в отечественной и зарубежной психологии:
[36], Л.М. Фридман [40], М.М. Бахтин [6],
В.А. Ганзен[13], Т.П. Зинченко [19], Р. Ар-нхейм [4], А. Пэйвио, У. Найссер[24], А. Валлон [8], Г. Ревод&Аллон [33]);
A.А. Гостев [15,16], В.Д. Рубахин, В.Н. Панферов [27], В.А. Барабанщиков [5], Т.А. Ре-бекко [32], М. Форрестер, Дж. Ричардсон [34]).
История изучения образной сферы человека представляет собой чередование повышения и спада интереса к проблеме. Интерес к образам возник в XIX в. (Я. Пуркинье, Г. Фехтнер, Ф. Гальтон,
B. Вундт, Г. Гельмгольц [14]). На рубеже XIX-XX столетий образ-представление рассматривается как образ возвращенный интроспекцией[32].
Г. Гельмгольц выделяет следующие виды образов: первичный образ, который подчиняется физиологическим механизмам; образ в представлении, включающий в себя знания человека об окружающей среде, о связях предметов окружающего мира, которые человек получает в ходе практического взаимодействия с окружающим миром; образ восприятия - синтез первичного образа и образа представле-ния[14].
Первые попытки изучения образных явлений были реализованы в рамках объективно-экспериментального направления исследования психики И.М. Сеченовым, И.П. Павловым.
И.М. Сеченов, И. П. Павлов рассматривают образ как динамическое образование, механизмом которого является рефлекс. Источником формирования представлений И.М. Сеченов обозначает внешнюю причину, так как психическое явление вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению новых ощущений и представлений [26, 37].
И.М. Сеченов определил рефлекторную природу образа и со стороны его жизненного значения в приспособительной функции организма, и со стороны механизмов его формирования как предметного отражения действительности [37].
Положение И.М. Сеченова нашли свое продолжение во взгляде И.П. Павлова на представления как на первые сигналы действительности. Все виды образов несут свою сигнальную функцию по отношению к исполнительным рефлекторным эффектам, т.е. направляют или регулируют их [37].
В терминах теории сигнальных систем И.П. Павлова образ выражается как слово-интегратор третьего порядка, например, словом «игрушка», которое является обобщенным стимулом для многих кукол, пирамидок, медвежат. Слова-интеграторы третьего порядка соответствуют образам третьего порядка по классификации образов Т.Н. Березиной [7,26].
В 30-е годы XX в. повышение интереса к изучению проблемы образа-представления исторически связано с тем, что предметом отечественной психологии становится сознание. Таким образом, основной функцией психики является отражение в сознании человека объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, который выполняет регулирующую функцию по отношению к деятельности субъекта.
В этот же период в отечественной психологии понятие образ-представление впервые было использовано С.Л. Рубинштейном, в своей работе он обозначал его как воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте[35].
Образы-представления, пишет С.Л. Рубинштейн, это своеобразные психические образования, которые возникают вследствие воспроизведения чувственных образов. Образ-представление выступает как психическое образование, как результат любого психического процесса, то есть выступает «психическим процессомв его результативном выражении» [35].
По мнению С.Л. Рубинштейна, образы-представления «создают план, на котором разворачивается вся внутренняя жизнь субъекта»[35].
В середине XX века категория образа получает широкое теоретическое осмысление и практическое исследование в рамках отечественной психологической науки
и включается в разряд метакатегорий[44].
В концепциях отечественных ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность.
К исследованию проблематики образа в данном временном периоде обращаются такие ученые-психологи как Б.Г. Ананьев[1], А.Н. Леонтьев [20], П.Я. Гальперин[12], Н.А. Бернштейн[14,15], С.Д. Смирнов[38], Л.М. Веккер[10] и др.
Проблема образа изучается в контексте педагогической и возрастной психологии Е.Н. Кабановой-Меллер, И.С. Якиманской [45], инженерной психологии и психологии труда Д.Н. Завалишиной, Н.Д Заваловой, Б.Ф. Ломовым, В.А. Поно-моренко [17,18,21].
Б.Г. Ананьев рассматривает категорию образа-представления как вторичный образ, являющийся уникальным в системе психики, которая определяется главной особенностью уровня представлений - единство и взаимопроникновение чувственного (конкретность) и понятийного (абстрактность). Б.Г. Ананьев пишет, что: «Именно взаимопроникновение наглядной внутренней «картинности» и словесного образа составляет структуру образа-представления» [1].
П.К. Анохин рассматривает образ в динамическом ключе как отражение, то есть своеобразную форму ассимиляции, которая присуща живой материи. Отражательный процесс развертывается таким образом, что внешний объект через непрерывный ряд физических и физиологических процессов как бы ассимилируется организмом [2, 3].
Система образов представлена в виде циркулирующей информация о внешней и внутренней среде, сходится в основных узлах системы сенсорной организации человека: в речеслуховой подсистеме, вербализирующей чувственный опыт человека, и зрительной, интегрирующей сигналы любой модальности. П.К. Анохин выделяет зрительную модальность информации доминирующей, которая играет роль внутреннего канала связи между анализаторными системами как на перцептивном уровне, так и на уровне представлений [2,3].
П.Я. Гальперин в рамках теории ориентировочной деятельности обозначает образ в виде любого психического отражения, в котором перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира[12].
И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф понятие образ-представление рассматривают с позиции специальной психологии. Образ-представление рассматривается ими как материал, служащий для образования замысла. Идея рассмотрения образа-представления как направляющего деятельность субъекта, объясняется авторами тем, что образ-представление позволяет отстраниться от непосредственно воспринимаемой действительности, перейдя во внутренний план сознания, что позволяет субъекту действовать вне наличных условий окружающей среды. При аномальном развитии, указывает И.М. Соловьев, затруднения в построении образов-представлений замедляют темп развития продуктивных действий.
А.Н. Леонтьев рассматривает психический образ с позиции «принципа уподобления» как процессуальный принцип его формирования. Изучение образа-представления реализуется в рамках категории «образ мира» [20].
Формирование образа происходит на основе предваряющей его познавательной гипотезы, а не на основе актуальных стимулов, пишет А.Н. Леонтьев. Обсуждая вопрос о связи образа с мозговыми структурами, он отмечает, что мозг не содержит в себе ни «треугольных», ни «квадратных» процессов - образ есть функция, а не содержание мозговых процессов [20].
А.Р. Лурия с позиции системно-динамического подхода определяет образ-представление как вид образной памяти. Образ-представление, по его мнению, является итогом зрительного восприятия, его анализа и синтеза, абстракции и обобщения, то есть результатом кодирования, воспринимавшегося в известную систему [22,23]._
В качестве характеристик образа-представления А.Р. Лурия выделяет следующие: полимодальность; интеллектуальная проработанность; категоризация и обобщенность [23].
А.А. Обознов выделил два уровня содержания психического образа, регулирующего предметное действие: 1) актуально значимое и 2) потенциально значимое [25].
М.М. Бахтин рассматривает образ-представление в философском аспекте и обозначает его как образ мысли [6].
С.К. Сиволапов под образами-представлениями понимает чувственную основу слова, которая имеет значение для процессов предметной номинации, формирования конкретных и абстрактных понятий, овладения мыслительными операциями для процессов понимания в целом [36].
Л.М. Фридман рассматривает категорию образа-представления с позиции теории моделирования. Образы-представления в его понимании - это психические образы не воспринимаемых в данный момент предметов или явлений, которые основаны на прошлом их восприятии [40].
A.А. Гостев, В.Ф. Рубахин под образами-представлениями понимают образы памяти - репродуктивные чувственные образы предметов, в настоящее время не действующие на органы чувств, но возникшие при их действии в прошлом [16].
В своей монографии А.А. Гостев выделяет понятие синонимичное образу-представлению - вторичный образ, который представляет спектр классов«вну-тренних образов», которые переживаются в отсутствии непосредственно воздействующего стимула в качестве их прообраза. Это образы, которые не привязаны к непосредственному воздействию на человека объектов окружающей среды. Он пишет, что «вторичные образы фиксируют опыт для будущего использования», таким образом, они выполняют функцию селекции, позволяющей связывать текущее, прошлое и будущее [15, 16].
B.Б. Швырков, анализируя теории
функциональных систем в психологии, раскрывает понятие образа-представления как образ будущего результата или акцептора результата действия, где он является не только опережающим отражением действительности, но и регулятором целенаправленной деятельности организма. Механизм функционирования образа заключается в извлечении его из памяти в виде будущего события [43].
Л.М. Веккер утверждает, что представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в систему образов различных видов и второсигнальные мыслительные, или ре-чемыслительные психические процессы, составляющие уже «специально челове-ческий»уровень психической информа-ции[10].
Т.П. Зинченко представляет образ-представление как воспроизведенный образ воспринятых ранее предметов и явлений. Физиологическим механизмом выступает повторное возбуждение в головном мозге тех систем временных связей (нервных «следов» или «моделей»), которые возникли при восприятии каких-либо объектов и актуализируются вновь под воздействием не самих этих объектов, а раздражителей, связанных с ними в прошлом опыте или под воздействием отдельных элементов тех же объектов [19].
Параллельно развитию отечественной психологической мысли в середине XX века за рубежом возникает новое психологическое направление - когнитивная психология, предметом которой становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов.
В рамках когнитивного направления образ понимается как «репрезентация в уме не присутствующего объекта или события». Основной задачей образа является сохранение в памяти ситуаций и явлений реальности в виде картинки в голове, проекции сцен из реального мира.
В теории двоичного кодирования А. Пэйвио образная система выступает как хранилище сенсорных воздействий в
целостной форме, представляющее информацию в «синхронном» виде, то есть разные части объекта доступны одновре-менно[47].
Р. Арнхейм, рассматривая образ с позиции когнитивизма, обозначает его как средство решения широкого круга перцептивных, мнестических, мыслительных задач[4].
У. Найссер, определяя понятие когнитивной схемы как внутреннюю структуру, складывающуюся по мере накопления опыта, дает определение категории образа-представления с позиции понятия «схемы». Следовательно, образ-представление есть схематические зрительные объекты, которые синтезируются повторно [24].
Современные отечественные авторы трактуют образ-представление как результат процесса воображения. Его характеристики не являются универсальными и индивидуальны для каждого человека. Л.А. Регуш аргументирует это тем, что образ отражает и особенности вида чувствительности, и опыт ощущения и восприятия, и их эмоциональный фон, и способность памяти сохранять первичные представления.
В.Н. Панферов, рассматривая психические образы, представляет их в виде внутреннего облика объекта взаимодействия, которые ассимилируют в себе целостную структуру этого объекта. Психический образ в широком значении является концентрированным продуктом психической деятельности, заключающий в себе весь психический потенциал человека [27].
Обобщая позицию А.Н. Леонтьева, С.В. Маланов озвучивает принцип «уподобления» так: «В действиях, на основе ориентировочных операций порождается и развивается образ окружающего мира путем активного «уподобления» движения органов чувств предметному окружению. По мере формирования, образ мира, в свою очередь, начинает предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.
Л. С. Цветкова феномен образа-представления рассматривает с позиции синдромного анализа. Работы Л.С. Цветковой посвящены исследованию образов-представлений у больных акусти-ко-мнестической афазией. Ею было выявлено, что образная сфера у этих больных нарушена со стороны количества, разнообразия и динамики, таким образом, нарушается конкретный образ предмета, при относительной сохранности «глобального образа», сформировавшегося на ранних стадиях развития и микрогенеза [41,42].
Л.С. Цветковой были выделены сущностные характеристики образных процессов: семантическая нагрузка, определяющаяся номинативной функцией речи; целостность предметного образа; отнесенность к конкретному предмету; системность, абстрагированность, смысловое значение [41, 42].
В клинической нейропсихологии образ-представление рассматривается в аспекте категории «представление» и понимается как продукт высокого уровня перцептивной деятельности - зрительно-конструктивной. Клинический подход в нейропсихологии предполагает осуществление синдромного анализа, на основе которого Ю.В. Микадзе выделил общие особенности представлений при нарушении зрительно-конструктивной деятельности: изменение стратегии зрительно-пространственной деятельности; выраженность нарушений структурно-топологических, метрических и проекционных представлений [89].
На современном этапе в зарубежной психологии образ изучается как результат процесса представления, который возникает посредством памяти и воображения.
Дж. Ричардсон, проанализировав работы авторов, исследующих образную сферу, обозначил векторы изучения проблемы образа в психологии: рассмотрение образов как субъективного переживания; понимание образов как «ментальной репрезентации»; изучение образов как атрибута стимульного материала; рассмотрение образов как когнитивной стратегии [34].
На основании проведенного кате67
гориально-понятийного и историко-ре-троспективного методов можно отметить разнообразие понятий образа-представления в категориальном пространстве.
Отличительной особенностью зарубежной психологии в понимании феномена образа-представления является обозначение его четкой принадлежности к когнитивным процессам. Образ-представление представляется как средство решения перцептивных, мнестических и мыслительных задач.
Преобразование категории образа-представления в отечественной психологии в разные хронологические периоды, которые соответствуют становлению основных научных направлений, позволяет выделить несколько точек зрения на изучение образа-представления как психологического феномена: как процесс, как продукт, как уровень психического отражения и как модель (представление о мире и репрезентация).
когнитивной психологии. СПб., 2001.
в работах Л.С. Цветковой // Вестник МГОУ
серия Психологические науки, 2009. №2. С. 3-8.
THEORETICAL METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF IMAGE-REPRESENTATION IN DOMESTIC
AND FOREIGN PSYCHOLOGY
Antonina V. Shustova.
Shustova Antonina. - graduate student of The Psychology of Health and Correctional Psychology Department, Kursk State Medical University.
Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation
Abstract
This article presents the results of the theoretical and methodological analysis of the image-representation phenomenon in domestic and foreign psychology. The analysis was carried out within a chronological period of 120 years (the end of XIX - the first 10th anniversary of the 21st century).
REFERENCE
obuchenii - M.: Znaniye, 1984. 80 s.