Спросить
Войти
Категория: Психология

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ

Автор: Тельнова Л.Г.

Л. Г. ТЕЛЬНОВА заведующая отделением психолого-педагогической помощи

бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег»

L. G. TELNOVA

Возможности использования куклотерапии в психологической работе с несовершеннолетними осужденными

Possibilities of using puppet therapy in psychologically guided work with juvenile offenders

Аннотация. Автором рассматривается одна из арт-терапевтических методик работы с несовершеннолетними осужденными - куклотерапия. Применение средств арт-терапии помогает подросткам изменить свое отношение к себе, окружающим, провести коррекцию установок. Исследование подготовлено на примере работы с воспитанниками Ижевской воспитательной колонии.

Abstract. The author studies puppet therapy as one of the methods in art therapy applied to juvenile offenders. Usage of a variety of art methods helps adolescents to change their attitudes to themselves and to other people, to improve their mindset. The research is based on work with the inmates of Izhevskaya Educational Colony.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р от 14 октября 2010 г., обозначается необходимость развития психологической работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, оптимизации психологической работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей институтов гражданского общества, а также разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, внедрения инновационных технологий, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы [1]. В связи

с этим становится возможным внедрение в практику работы с несовершеннолетними осужденными малоиспользуемых в практике уголовно-исполнительной системы, но доказавших свою эффективность в других областях психологической помощи некоторых методов арт-терапии.

Л. О. Пережогин, классифицируя современные реабилитационные программы, рекомендует в работе с делинквентными подростками, имеющими диссоциальные расстройства и расстройства личности (без грубой органики), использовать программы творческой реализации [2]. Применение арт-терапевтических методик (имаготерапия, ку-клотерапия, библиотерапия) для смягчения выраженности нарушений поведения деви-антных подростков считают эффективным Е. А. Медведева и ее коллектив [3]. Однако,

по их мнению, «в последние годы эти направления психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения реализуются недостаточно. Большое внимание уделяется направлению, связанному с занятиями спортом, особенно с различными видами единоборств. Вряд ли это позволит решить задачи коррекции в полной мере, так как именно эти виды спорта часто способствуют агрессивному поведению» [4].

Опыт зарубежных коллег в области психологической помощи подросткам-правонарушителям доказывает эффективность использования искусства. Так, Estelle объясняет, что творческая терапия искусством может противодействовать отчуждению подростков. По словам Estelle, отчуждение и творчество находятся в прямой оппозиции, поскольку отчуждение предполагает чувство беспомощности и бессмысленности. Арт-терапия по самой своей природе помогает подросткам обрести чувство силы и найти смысл в своем опыте [5]. М. Мауро утверждает, что «в художественном творчестве проявляются культурные установки. Через визуальные образы люди передают представления о самих себе, свои чувства...» [6]. Другой исследователь (Emunah) поясняет, почему арт-терапия особенно подходит для подростков. Она описывает подростковые годы как время интенсивности, сложности и потрясений, когда подросток изменяется умственно, эмоционально и физически. В эти бурные годы, по словам Emunah, крайне необходимо иметь возможность выражать в конструктивной и приемлемой форме интенсивный и сложный опыт. Таким образом, творческая терапия искусством обеспечивает подростка средством выражения «внутренней взрыво-опасности подросткового возраста» [7].

Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности. «Формирование "идентичности" рассматривается как результат

распада "детского Я" и необходимости синтеза нового "взрослого Я". Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков» [8].

Подростки, находящиеся в конфликте с законом, характеризуются повышенной конфликтностью с окружающими, узостью интересов, жесткостью поведенческих стереотипов, слабыми прогностическими способностями и нарушениями эмоционально-волевого регулирования поведения [9]. Описывая личность правонарушителей, большинство исследователей склоняются к мнению о решающей роли антисоциальной направленности личности, антиобщественных установок в генезисе де-линквентного поведения [10].

Установка (социальная установка) - это предрасположенность, готовность индивида воспринимать, оценивать, относиться и действовать определенным образом относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан. Исследователями (В. С. Мерлин, Е. С. Кузьмин и др.) социальная установка связывается с отношениями личности к миру и к себе, которые, как отметил еще Л. С. Выготский [11], перестраиваются в рамках подросткового возраста.

Поскольку деструктивность уже проявлена в поведении девиантных и делинквентных подростков, мы можем сосредоточиться на изучении и изменении когнитивного и эмоционального компонентов установок.

Таким образом, становится важной помощь подросткам как девиантным, так и делинквен-тным в изменении своего отношения как к себе, так и к окружающим, в изменении своих установок. Причем немаловажную роль в этом процессе наряду с другими, традиционными, методами воспитания и коррекции могут сыграть средства арт-терапии, или терапии искусством.

Компоненты смысловых установок [12]

Компонент смысловой установки Содержание

Когнитивный Представляет собой взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится

Эмоциональный Включает антипатии и симпатии к значимым объектам, эмоциональную оценку

Поведенческий Отражает готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл

О возможностях арт-терапевтов в изменении личностных установок правонарушителей писал еще К. Тисдейл: «Чем лучше клиент-правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения» [13].

Наиболее эффективным средством передачи представлений о себе, своих чувствах нам представляется кукла. Образ куклы, по результатам исследования А. В. Черной, -это знак человека, включенного в определенный социальный и культурный контекст. По утверждению Е. Н. Васиной [14], кукла как продукт художественного творчества взрослого человека выступает в его самосознании в качестве части «Я», вынесенной вовне, на объект окружающей действительности. Это подтверждает слова В. С. Мухиной о том, что в таком случае мы имеем дело с экстериоризационной идентификацией (от ред.: экстериоризационная идентификация - передача и реализация внутреннего состояния во внешние культуры; интериоризационная идентификация -присвоение и принятие ценностей окружения, перехода внешних воздействий во внутренние).

По утверждению E. В. Буренковой, в кукле находит свое отражение и человеческая телесность. Несмотря на то что автор ведет речь о кукле тряпичной, нам кажется, что данное положение применимо и к куклам, выполненным из других материалов. «В создании куклы каждый раз затрагивается тема интеграции порядка и хаоса, поиска идентичности и ее экспрессивного выражения через создание объекта для рефлексии», - пишет Е. В. Бу-ренкова [15].

Sue Butler, Jeffrey T. Guterman, James Rudes в своей статье отмечают возможность использования кукол как для психодиагностики, так и для решения конкретных клинических задач. «...Куклы, - пишут они, - являются эффективным инструментом для экстернализа-ции проблемы по двум причинам: во-первых, использование кукол объективирует проблемы. Во-вторых, такое применение начинает создавать расстояние между проблемой и клиентом...» [16].

Иногда кукла символизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть раскрыто. Создавая «исцеляющую куклу», выступающую в качестве метафоры тех качеств, которые необходимо культивировать автору куклы, он (автор), по утверждению А. И. Копытина и Б. Корт [17], может стать здоровым и гармоничным.

Таким образом, мы можем не только исследовать с помощью изготовленной клиентом куклы его самосознание, мотивы, чувства, но и, внося в куклу изменения, изменять их. И здесь важной становится возможность вносить изменения в куклу без утраты общего эстетического впечатления: важно именно ВНОСИТЬ изменения, а не изготавливать куклу заново, так, чтобы не было «пачкотни и марания». Наличие такой возможности становится критерием для отбора материала. Еще одним критерием становится возможность большей степени импровизации при изготовлении куклы: например, изготовление тряпичной куклы (народной или авторской) предполагает наличие инструкции (выкройки) по ее изготовлению. На наш взгляд, этим двум критериям соответствуют пластические материалы (глина, полимерные пластики).

«Глина - лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть» [18]. Описывая преимущества природной глины перед другими материалами, А. М. Лельчук отмечает, что внимание человека, работающего с ней, не отвлекается на разные цвета, поэтому появляется возможность сосредоточиться именно на пространственных особенностях работы. Размер же произведений ограничивается лишь собственными умениями человека, силой рук и сопротивлением материала. Учет этих ограничений помогает научиться правильно оценивать реальные трудности. «Кроме того, -пишет далее А. М. Лельчук, - он осознает естественную необходимость ограничивать свои желания и привыкает к внутренней дисциплине» [19].

По мнению А. М. Лельчука [20], работа с любым материалом может идти «на прием» и «на передачу»: в первом случае материал «отдает» природную энергию, во втором -«принимает» имеющийся у автора произведения избыток энергии, позволяет «разбудить и поощрить собственные внутренние силы ребенка, помочь ему эффективно... творить, изменять окружающий мир.» [21]. Именно во втором случае чаще всего используются искусственные, ненатуральные материалы.

Дополнительно продумывается инструкция испытуемым. Е. Н. Васина утверждает, что кукла клиента - это отражение его ресурсных возможностей; однако в том же диссертационном исследовании мы не раз встречаем мнение о том, что «кукла отражает индивидуально-психологические свойства участника, его мироощущение, ценности, характер и самооценку» [22], а они не всегда могут носить ресурсный характер.

Авторы проекта «Куклы в тюрьме» говорят о том, что кукла - это визуальная метафора реальной жизни. Кукла - это своеобразное зеркало, в котором общество и каждый человек отдельно может объективно взглянуть на себя. Кукла имеет возможность «сломать» имеющиеся у человека барьеры [23].

В процесс занятий включается изготовление автопортрета, поскольку, по наблюдениям Г. М. Назлояна и его сотрудников, «в своем автопортрете художник может "примерять" разные социальные роли (осознанно или нет).» [24]. «В автопортрете могут проявляться защитные механизмы, маскирующие внутренние личностные конфликты и тенденции, защищающие приватный мир личности. .По автопортретам можно судить о принятии творцом самого себя, об отношении к своей судьбе и облику», - пишет он далее.

Все вышесказанное было положено в основу психологических занятий с воспитанниками Ижевской воспитательной колонии, которые проводились в течение двух лет с целью коррекции деструктивных смысловых установок: изменения взгляда на мир, на себя, изменения образа «Я» и образа мира (когнитивный компонент установок), изменения эмоционального отношения к себе, к миру (аффективный компонент установок). Встречи с воспитанниками велись в форме тематически ориентированной группы, предполагающей большую степень структурированности, «которая достигается главным образом за счет использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников» [25]. Краткосрочная арт-терапия, проводимая в форме тематически ориентированной группы, особенно эффективна в работе с подростками, имеющими эмоциональные или поведенческие нарушения [26]. Помимо различных арт-те-рапевтических упражнений («Образ и пластика настроения», моделирование мира, рисование каракулей и др.), центральное место заняла лепка фигуры человека (куклы). Для лепки была использована полимерная самозатвердевающая глина Carioca Art Deco белого цвета. При определенных условиях хранения глина позволяет вносить изменения в изготовленную фигуру несколько раз. Ее текстура предполагает лепку предметов высотой около 15 см без использования внутреннего каркаса. Объекты, вылепленные из этого пластика, можно раскрашивать гуашью.

Для оценки эффективности арт-терапевти-ческих занятий применялись в основном качественные методы исследования: наблюдение, анализ протоколов сессий.

Для записи всего происходящего нами была использована схема, предложенная А. И. Ко-пытиным [27]:

1. Дата и время сессии.
2. Тема.
3. Особенности невербальной экспрессии в ходе работы.
4. Взаимодействие между участниками группы.
5. Общая атмосфера в группе в начале, в середине и в конце сессии.
6. Каково было участие арт-терапевта в работе группы.
7. Отношение к работе.
8. Процесс изобразительной работы (этапы создания образа).
9. Описание изобразительного продукта.
10. Предполагаемое содержание изобразительного продукта (с точки зрения арт-тера-певта).
11. Осознание содержания изобразительного продукта самим клиентом.

С целью структуризации описания изобразительного продукта (куклы) и последующего анализа общих и значимых признаков нами была разработана следующая рабочая схема:

№ п/п Группа критериев Критерий Содержание

1 Процесс лепки Отношение к материалу для лепки Здесь может встретиться континуум отношения от неприятия до удовольствия от взаимодействия с материалом

Гармоничность (степень соразмерности элементов фигуры) Фигура может быть гармонично вылепленной, могут быть изменения в размерах отдельных частей тела. Крайний вариант -полная дисгармония

Порядок изготовления (с чего начинают, чем заканчивают) Скульпторы, как правило, начинают лепку с головы, поскольку именно ее размер определит размер всей фигуры. Если лепка фигуры начинается с ног, то это может служить признаком дезадаптации

Изменения замысла в процессе лепки Первоначальный замысел может не меняться. Однако чаще всего мы встречаемся со сменой, когда «сминается» вся фигура или фигура не «сминается», но автор указывает на смену замысла, что бывает чаще на начальном этапе лепки, когда фигура еще не декорирована

Количество попыток С какого раза фигурка вылеплена от начала и до конца. Учитывается технологический аспект: замысел остается прежним, а фигура переделывается по причине недовольства автором техникой исполнения

Комментарии автора в процессе изготовления

2 Особенности скульптуры Размер Высота фигуры в см. Важно учитывать особенности материала для лепки

Интеграция - взаимосвязанность элементов (качество соединения деталей, выглаживание) Фигура может быть полностью «выглажена», шероховатости отсутствуют, соединение деталей плавное. Часто могут быть заметны места соединения деталей, фигура шероховатая, угловатая. Есть вмятины на фигуре. Детали могут отделяться друг от друга

Логика (наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения) Разброс вариантов от лепки только фигуры человека, через наличие аксессуаров, связанных с образом, до наличия крупных объектов, не связанных с замыслом

Реализм (степень правдоподобия) Иногда вместо человека вылепливаются фантастические герои, монстры, куклы-шкатулки

Степень детализации Оценивается наличие стоп, кистей, вылепленных (не нарисованных) лица, ушей, волос

Соответствие пола фигуры полу автора

Устойчивость Фигура может быть устойчива (даже при небольших колебаниях), может стоять за счет дополнительных элементов, аксессуаров, а может самостоятельно, без опоры, не стоять

Статичность позы Фигура может изображать человека в движении, а может быть статичной

Анатомические особенности фигуры Здесь при анализе мы пользуемся признаками и их интерпретацией, описанными в «Рисунке человека». Особый интерес представляет спина куклы

3 Особенности Выраженность цвета Анализируется, какая часть поверхности куклы была раскрашена

цвета Яркость цвета, его интенсивность

Используемые цвета (по М. Люшеру)

Прорисовка лица

Необходимо отметить, что вышеприведенная схема - лишь опора для анализа творческого продукта воспитанника. Наиболее важным и ценным результатом является не то общее, что можно выявить в работах подростков, а то индивидуальное, что позволяет автору куклы взглянуть на себя по-новому, осознать барьеры, а главное - ресурсы своего развития, скорректировать свое отношение к себе и к миру.

И все же, проанализировав 18 законченных работ делинквентных подростков (ребята прошли программу от начала и до конца; работы тех, кто программу не прошел, для данной статьи не анализировались), мы можем говорить о некоторых общих особенностях. Так, предложенный процесс (лепка) и материал (полимерная глина) отторжения не вызывает. Это же нельзя отнести к глине природной: три человека выразили неприязнь по причине того, что глина «грязная». Вылепленные фигуры редко бывают гармоничными (только в трети случаев): в основном наблюдаются изменения размеров различных частей тела, что можно интерпретировать, взяв за основу признаки, описанные в «Рисунке человека» [28]. Авторы в 17 случаях изобразили человека мужского пола, только один подросток сознательно вылепил «матрешку», при этом эта кукла оказалась наиболее интересной, проработанной. Среди анатомических особенностей куклы можно выделить отсутствие кистей в 13 работах, впалую грудь у 11 кукол и впалую спину у 7. У многих фигурок отсутствуют уши и шея. Можно предположить, что в своих куклах несовершеннолетние правонарушители отразили свое нежелание (или неумение) слушать, контролировать собственные импульсы, проблемы во взаимодействии с окружающими и социальной адаптации. Впалые грудь и спина могут свидетельствовать о подавлении эмоций (вероятнее всего, ярости, печали), об отсутствии поддержки окружающих.

Цветовые решения также достаточно однообразны - используются в основном черный, синий, красный и желтый цвета (даются в порядке уменьшения частоты встречаемости). Согласно исследованиям В. М. Эльки-на [29], выбор черного цвета говорит о про-блемности, глубинно тревожном восприятии мира, синий цвет соответствует состоянию

созерцания, покоя. Красный цвет - мир огня, страстей, этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Желтый цвет отражает образ радостно смеющегося мировосприятия. Если в первую очередь выбирается желтый цвет, то это говорит о явном желании освобождения и надежде на счастье. При этом наиболее информативным является сочетание цветов в отдельно взятой фигурке. Чаще всего черный цвет сочетается с синим, коричневым, что отражает тревожное, депрессивное состояние подростка. Встречались фигурки, где интенсивный черный цвет компоновался с не менее интенсивным красным.

Процесс лепки и его результат (кукла) становятся наглядным отображением самоотношения подростка, которое (и образ, и самоотношение) можно корректировать. Процесс этот тонкий, неторопливый и потому достаточно длительный. Однако полученные на сегодняшний день результаты показывают перспективность использования, помимо прочих воспитательных и коррекционных средств, приемов куклотерапии (как арт-терапевтиче-ского направления). ^

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
2. Пережогин Л. О. Профилактика преступности несовершеннолетних. Социально-психиатрический и криминологический анализ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.otrok.ru/teach/crime2/ crime27.htm (дата обращения: 07.09.2011).
3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2001. С. 49.
4. Там же.
5. Nori J. Muster. A Four-Phase Treatment Design for Juvenile Sex Offenders [Электронный ресурс]. URL: http://www.norimuster.com/writing/thesis1.html (дата обращения: 13.12.2011).
6. Мауро М. Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка : практикум по арт-терапии. СПб. : Питер, 2000. С. 180.
7. Nori J. Muster. Указ. соч.
8. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М. : РОО

«Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. С. 117.

9. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности : монография. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. С. 141.
10. Там же. С. 148.
11. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
12. Родионов В. А. Психология здоровья школьников: технология работы // Школьный психолог. 2007, октябрь. № 19.
13. Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными : практикум по арт-терапии. СПб. : Питер, 2000. С. 328.
14. Васина Е. Н. Отраженное «Я» в структуре самосознания : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Москва, 2006.
15. Буренкова Е. В. Тряпичная кукла как отражение человеческой телесности [Электронный ресурс] // Психология телесности: теоретические и практические исследования (25 декабря 2009 года) : сб. статей II международной научно-практической конференции / Под общей ред. Буренковой Е.В. Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. C. 92-98.URL: http:// psyjournals.ru/psytel2009/issue/40817_full.shtml (дата обращения: 09.07.2010).
16. Sue Butler, Jeffrey T. Guterman, James Rudes. Using Puppets with Children in Narrative Therapy to Externalize the Problem // Journal of Mental Health Counseling. 2009. Vol. 31. № 3. P. 225-233. Доступ из базы данных EBSCO (дата обращения: 10.02.2011).
17. Копытин А. И., Корт Б. Создание талисманов в арт-терапии. [Электронный ресурс]. URL: http://mental.ru/directions/detail.php?ID=2057 (дата обращения: 19.07.2010).
18. Лельчук А. М. Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества. СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011. С. 17.
19. Там же. С. 18.
20. Там же. С. 22.
21. Там же. С. 23.
22. Васина Е. Н. Указ. соч.
23. Puppets in Prison [Электронный ресурс]. URL: http://www.puppetry.info/using/PuppetsinPrison.html (дата обращения: 06.10.2011).
24. Назлоян Г. М. Маскотерапия. Методика и техника [Электронный ресурс]. Симферополь : Ди-АйПи, 2005. URL: http://www.maskoterapya.ru/publ_ rukov.php (дата обращения: 19.07.2010).
25. Копытин А. И. Многообразие форм арт-те-рапевтической работы : практикум по арт-терапии. СПб. : Питер, 2000. С. 39.
26. Мауро М. Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка : практикум по арт-терапии. СПб. : Питер, 2000. С. 181.
27. Копытин А. И. Техники фототерапии. СПб. : Речь, 2010.
28. Маховер К. Проективный рисунок человека. М. : Смысл, 1996.
29. Элькин В. М. Четыре цветовых программы жизни и их тени [Электронный ресурс]. URL: http:// psy.su/interview/2096/ (дата обращения: 07.09.2011).

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Массовые беспорядки, бунты и другие резонансные происшествия в зарубежных тюрьмах в 2014 году

США. Двое заключенных, содержащихся в тюрьме города Лейк-Сити (штат Флорида), были ранены. В 17 часов 14 минут по местному времени в офис шерифа поступило сообщение, что в тюрьме слышны выстрелы. Когда полицейские прибыли в тюрьму, оказалось, что двоих заключенных с огнестрельными ранениями уже отправили в больницу. Подробности инцидента выясняются. Никто из сотрудников тюрьмы, в которой объявлено усиление безопасности, не пострадал. В этом пенитенциарном учреждении содержится 1 427 заключенных, персонал - 355 человек.

Великобритания. Массовые беспорядки произошли в тюрьме «Нортумберленд», расположенной в северо-восточной Англии, в городе Моорпет. Около 50 заключенных захватили одно из крыльев пенитенциарного учреждения и забаррикадировались там. Что послужило причиной массовых волнений, не сообщается. Предположение журналистов о том, что эта акция вызвана противостоянием между заключенными и администрацией, было опровергнуто властями. В тюрьму были стянуты спецподразделения пенитенциарного ведомства, а также полиция. Спустя несколько часов, по словам представителя тюрьмы, ситуация была разрешена, и заключенные вернулись в свои камеры. В тюрьме «Нортумберленд» содержится около 1 350 заключенных. С декабря 2013 года она находится под управлением частной компании Боёвхо.

КУКЛОТЕРАПИЯ puppet therapy ДЕВИАНТНЫЕ deviant ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ ПОДРОСТКИ delinquent adolescents СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ ЛЕПКА mindset clay modelling
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты