Спросить
Войти

«МИФ О КРАСОТЕ», КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ

Автор: Сорокин Александр Сергеевич

«МИФ О КРАСОТЕ», КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ Сорокин А.С.

Сорокин Александр Сергеевич - студент, факультет политологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматриваются категории конструирования тела и телесности в гендерной проблематике, а также их взаимосвязь с повсеместно распространенным и в наши дни «мифом о красоте». Данный миф анализируется в индивидуальной и институциональной плоскостях, а также раскрывается его отражение в других классических текстах феминистической литературы. Наряду с этим выявляются причины возникновения и пути преодоления современного «мифа о красоте».

Тело и телесность являются двумя категориями, позволяющими анализировать человеческое существо с совершенно разных позиций, при этом в гендерном отношении они одинаково играют важнейшую роль. В целом тело чаще рассматривают с биологической точки зрения, акцентируя внимание на половых и функциональных отличиях мужского и женского организма. Однако существует и более широкий подход, согласно которому тело можно интерпретировать как организм человека со всей суммой физиологических, психологических и социальных особенностей, что, находясь в равноправных отношениях с духом, создает общую человеческую целостность [6, с. 14]. Вместе с тем понятие телесности несколько шире и уже используется в значении наделенности телом, т.е. включает в себя возможность владеть, распоряжаться телом, выполнять с его помощью какие-либо функции, а также способности к

самовыражению, самопозиционированию и пр. Тем самым в рамках нашей темы ближе термин телесности, поскольку именно он наделяется рядом гендерных свойств.

«Миф о красоте» - известная книга американской писательницы и журналистки Наоми Вульф, которая была опубликована в 1991 году и довольно быстро снискала популярность в связи с тем, что поднимала острую проблему необходимости соответствия женщины навязанным идеалам красоты, погоня за которыми может обернуться значительными физическими и психологическими проблемами. Главенствующим призывом данной книги, по словам самого автора, является то, что женщины должны сами создавать свой собственный миф о красоте [2, с. 12].

Главной проблематикой данной работы служит как раз изучение взаимосвязи между конструированием женщиной или мужчиной своей телесности и до сих пор господствующим в обществе «мифом о красоте» с учетом социальных и гендерных аспектов данного взаимодействия.

О распространении данного мифа в социальном пространстве России может свидетельствовать хотя бы тот факт, что, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в феврале 2020 года, наибольшее количество респондентов мужского пола (29%) ответили, что в женщинах их больше всего привлекает именно внешность и красота, что позволило занять этому критерию первую строчку в сравнении с другими [4]. Учитывая данную тенденцию, можно сделать вывод о том, что женщина в немалой степени должна заботиться о своей внешности, чтобы не иметь проблем в личной и повседневной жизни.

По выражению российских исследователей гендерной проблематики Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной, тело можно трактовать как «инкорпорированный гендер» [3, с.392]. Это позволяет рассматривать телесность на современной стадии развития общества с двух сторон: индивидуальной и институциональной. Первое подразумевает, что каждая личность обладает телом и использует его для достижения определенных целей, второе

же - то, что социальные институты и практики на сегодняшний день невозможно представить бестелесными, т.е. любые взаимодействия в рамках институтов в обязательном плане включают в себя самих людей, которые неизменно обладают телами, а это порождает определенную специфику отношений между людьми.

Обе названные стороны важны в контексте данной работы с той стороны, что они вместе на протяжении долгих лет конструируют «миф о красоте». Сперва он стал навязываться женщинам СМИ, глянцевыми изданиями, журналами для домохозяек, псевдо-исследованиями различных компаний, которым необходимо продвигать свою продукцию на рынке в условиях высокой конкуренции, одним словом -институтами, а затем сформированная привычка быть в тренде, следовать последней моде, покупать ненужные вещи и средства по уходу за собой стали уже обязательной составляющей индивидуальной телесности.

Симона де Бовуар в своем популярном труде «Второй пол» характеризовала миф как «одну из ловушек ложной объективности, в которые непременно попадает дух серьезности» [1, с. 301]. По ее мнению, с помощью мифа можно подменить жизненный опыт и свободное суждение готовым идолом. Именно такую ситуацию мы и наблюдали в процессе навязывания «мифа о красоте» - женщинам не нужно было критически воспринимать те образы, которые им навязывала узкая часть общества, считавшаяся законодателем мод и общественных трендов, что привело в том числе к описываемым Н. Вульф гендерным проблемам - неприятие своего тела, что порой доводит до нервного расстройства или даже самоубийства; желание понравиться некоему Другому, а не себе в первую очередь; наконец, восприятие следования некоему образцу, идеалу как непременному условию успешности в современном мире и т.д.

Кроме того, не последней причиной конструирования «мифа о красоте» является финансовая заинтересованность различных компаний, создающих товары для домохозяйства и семьи, а также индустрии красоты и т.п. Их выручка

составляет сотни миллионов долларов, что объясняет их логичное желание и стремление к сохранению данного мифа и еще большему его распространению практически среди всех возрастов: например, молодежи, которая в большей мере подвержена модным тенденциям, среди людей среднего возраста, для которых зачастую важна оценка их внешней составляющей жизни со стороны окружающих, наконец, среди женщин старшего возраста, которые являются активными потребителями средств по уходу за своим телом. На этот момент указывала в свое время еще Б. Фридан в работе «Загадка женственности», где одним из ключевых тезисов, почему в США 1950-х и 1960-х годов образ счастливой домохозяйки был превалирующим в массовом сознании, являлась финансовая заинтересованность ведущих игроков рынка, обеспечивающих самореализацию домохозяйки через потребление все новых товаров самого разного назначения [7, с. 227].

Таким образом, в настоящее время продолжается регулярное конструирование своего тела сообразно образам массовой культуры не только женщинами, но и мужчинами. Последние также вынуждены зачастую стремиться походить на мужские модели с обложек журналов и накачанных актеров в кино. Пренебрегающих этими тенденциями часто позиционируют как неудачников в карьере и личной жизни. Очевидно, что это является примером гендерных стереотипов, столь часто распространенных в массовой культуре, однако большее внимание на себя обращает тот факт, что огромное количество людей не отделяют свое стремление им соответствовать им от своих физических возможностей достижения этого.

Именно последнее порождает негативные последствия навязывания образов конструирования своего тела согласно определенному сформированному мифу или образу. При этом часто игнорируются элементарные природные особенности строения тела. К примеру, в рецензии на книгу Н. Вульф Т.Б. Кусимовой четко говорится, что «лишний вес и старение -главные грехи современной женщины» [5, с.301]. Такая

женщина не может просто смириться с данными вещами, обусловленными природными особенностями организма, ей нужно непременно соответствовать определенному заданному абстрактному «телу», которые отвечает всем канонам красоты данного общества.

Книги, подобные «Мифу о красоте» и др. призваны обратить внимание на существующие ловушки, расставленные массовой культурой в первую очередь, для женщин, и все более актуальные для мужчин. Побороть тенденции, описанные выше, невозможно без четкого осознания самим субъектом своего зависимого от общественно навязываемого стереотипного образа положения. Человеку нужен толчок, который побудил бы его сбросить оковы глянцевой культуры. Представляется, что именно образование в целом и в особенности изучение гендерной проблематики объективно и беспристрастно могло бы помочь исправить ситуацию. Это не означает провозглашения призыва идти наперекор общепринятым ценностям и бросать вызов всему обществу, но прежде всего это должно повлечь отказ от нанесения физического ущерба себе в ходе стремлений соответствия трендам, а также от психологического неприятия себя как личности, которому сопутствует чувство неполноценности в случае присутствия в человеке его особенной естественности. Обществу необходимо помнить, что каждая личность является самоценной и необходимо поощрять прежде всего индивидуальность, а не унификацию его разнородных частей. Это поможет поддерживать как психологическое здоровье от травм, так и избавит от перегибов, случающихся вследствие чрезмерного следования диктату массовой культуры. Исходя из этого, конструирование телесности каждого человека должно опираться на объективные предпосылки, учитывающие особенности психологического и физического склада, а не быть подверженным «мифам о красоте», как это часто случается в нашей повседневности.

Список литературы

1. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц. / М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.
2. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин. / М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 445 с.
3. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие / СПб.: Из-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.
4. Как россияне строят крепкие отношения / Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/mdex.php?id=236uid=10160/ (дата обращения: 23.08.2020).
5. Кусимова Т.Б. Жить голодной, умереть молодой. Наоми Вульф. Миф о красоте. Стереотипы против женщин. // Отечественные записки, 2014 (2). С. 300-304.
6. Муха О.Я. Тело, плоть, телесность: к методологии определения понятий // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых, 2010. № 8-1. С. 12-20.
7. Фридан Б. Загадка женственности / М.: Прогресс: Литера, 1994. 494 с.
ТЕЛО ТЕЛЕСНОСТЬ «МИФ О КРАСОТЕ» ГЕНДЕР МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты