Спросить
Войти

Разработка конструкции и технологии эксклюзивного издания

Автор: Маркова С.Г.

Разработка конструкции и технологии эксклюзивного издания

С.Г. Маркова,

к.т.н, доцент кафедры технологии полиграфического производства

Е.О. Лебедева,

студентка

И.К. Корнилов,

к.с.н., профессор кафедры печатного и послепечатного оборудования

Развитие отечественного рынка печатной продукции предполагает производство эксклюзивных изданий как для взрослой, так и для детской читательской группы.

Эксклюзивность таких изданий достигается в первую очередь средствами послепечатной обработки. При изготовлении тиража одного издания используются многочисленные и разнообразные отделочные операции; кроме того, применяются нетрадиционные формы и нетипичные для книжных изданий способы брошюровки. Особый интерес представляют необычные конструкции, применяемые для изданий различного назначения и выделяющие такие издания из ряда общепринятых конструктивных вариантов.

Выпускаемая в брошюровочно-переплетных цехах продукция должна удовлетворять эксплуатационным, технологическим, экономическим и эстетическим требованиям. Для изготовления подобной трудоемкой продукции должны строго соблюдаться технологические режимы, требуется четкая последовательность операций. При этом желательно использовать современное оборудование, в том числе поточные линии, обеспечивая тем самым снижение себестоимости изготовления тиражей эксклюзивных изданий.

Каждая книга (рукописная или печатная) представляет собой одновременно и художественное произведение, и продукт матери7 1

ального производства, передавая тем самым приметы и характерные черты своего времени. Именно содержание, заключенные в книге мысли, идеи, образы в первую очередь определяют ее значение и роль в жизни общества. Вместе с тем внешний вид книги, ее формат, переплет, декоративное убранство и т.п., мастерство, с которым она сделана, играют важную роль в восприятии книги читателем и в процессе ее распространения.

Изменения в традиционной форме книги неизбежно влияют как на послепечатные, так и на допечатные и печатные процессы. Под формой книги понимается способ организации ее содержания, конфигурация, конструкция, художественное оформление издания. Форма издания определяется свойствами, созданными в процессе материального производства, художественного оформления и полиграфического исполнения. В отличие от литературной, научной, логической формы произведения, составляющей содержание книги, издательско-полиграфическую, знаковую, художественную организацию издания условно называют внешней формой книги.

В состав внешней формы книги входят как материальные факторы - перцептивные (т. е. вещные) свойства (книжный блок, формирующийся из бумаги, переплетные и другие полиграфические материалы), так и нематериальные - семантические (т. е. смысловые) свойства (знаковая система, передающая содержание, текст, иллюстрации, различные эстетические элементы оформления книги). Именно они в совокупности обусловливают возможность длительного потребления книги, ее многократного использования. Таким образом, внешняя форма не есть лишь только конструкция книги с ее структурными элементами (формат, объем, переплет и т. п.), а весь комплекс свойств и качеств, делающий ее отличной от других товаров.

Внешний вид книги, ее формат, бумага, переплет, иллюстрации и искусство, с которым она сделана, играют большую роль в восприятии читателем литературного произведения, а значит, и в распространении книги.

Внешняя форма книги изменчива во времени; она тесно связана с уровнем материального производства, который в свою очередь обусловлен способом производства материальных благ, соответствующими ему техникой и технологией, эволюцией используемых материалов (глина, камень, папирус, береста, бумага), а также процессом развития письма и его структурными особенностями (порядком расположения знаков, их начертанием и др.). Конструкция самой книги мало изменилась за прошедшие столетия.

В древности сложились два основных типа конструктивной организации книги: свиток, представляющий собой свернутую в рулон ленту, и кодекс - совокупность пластин или листов, соединенных в стопу или блок.

7 2

Возникновение кодекса на рубеже HI веков н. э. было связано с началом использования в качестве писчего материала пергамента (пергамена). По сравнению с папирусом кодекс содержал значительно больший объем информации и был конструктивно прочнее. Кроме того, перелистывание гибких страниц, скрепленных в корешке, оказалось намного более удобным для чтения и письма, чем разворачивание свитка.

Уже в первых кодексах формируются основные элементы внешней формы современной книги: вместо капсул, служивших предохранительной оболочкой для папирусных свитков, появляются переплет из плотного материала (пергамент, дерево), призванный защищать книжный блок от повреждений и воздействия времени, титульный лист, иллюстрации, раскрывающие содержание книги, декоративные элементы оформления текста [1].

На первый план в современной книге выходит концепция издания в целом и как часть этой концепции - иллюстрация, предлагающая зрительный ряд определенного формата, т.е. стилистически, пластически и композиционно подчиненный концепции издания. Концепция во многом зависит от категории читателя, в тоже время она должна быть адекватна тексту, при этом может предлагаться различный вариант прочтения: философский, символический, сатирический, ассоциативный, аллегорический и др.

Таким образом, иллюстрация в книге - давно уже не сопровождение и не украшение, а способ узнавания и раскрытия текста с разных сторон, а так же способ его дополнения и соавторства с ним. Иллюстрация субъективна, так как наделена индивидуальностью художника, и чем эта индивидуальность ярче, тем интереснее ее прочтение.

К 60-м годам XIX в. иллюстрация становится совершенно необходимой принадлежностью детской книги, а в книге для детей младшего возраста красочная иллюстрация выходит на первый план.

В 20-е годы ХХ столетия книжная иллюстрация испытывает влияние новейших течений в искусстве (кубизм, футуризм, декоративно-прикладное искусство, фотография, плакат). Язык изображения упрощается, заимствуются технические и пластические приемы, такие как коллаж, фотомонтаж и пр. Страница книги постепенно становится полем для игры, где слово и изображение взаимодействуют, взаимопроникают и комбинируются. Появляются малоформатные книги для игр, вырезания, раскрашивания, театрального действия [2].

Миниатюрные издания - отдельный вид издательской продукции. По международным стандартам миниатюрной считается книга, формат которой не превышает по высоте и ширине 3 дюймов, т. е. 76,2 мм [3]. В России миниатюрной считается книга, ширина и высота которой не превышает 100 мм [4].

Большинство миниатюрных книг отнюдь не дешевые сувениры. Это серьезные образцы искусства книгоиздания, в создании кото7 3

рых используются как старинные технологии, так и последние технологические достижения. Миниатюрные книги зачастую издаются энтузиастами из любви к искусству и оцениваются значительно ниже фактической ценности рабочей силы, времени и материалов, потраченных на их создание.

Миниатюрные книги сегодня издаются во многих странах мира и охватывают огромную тематическую область - от литературы до кулинарии, от истории до науки. Способы печати также различны -от рукописных книг и станка Гутенберга до самой современной цифровой печати. Поражают воображение и виды переплета - от мраморной бумаги до змеиной кожи, дерева и серебра. Несмотря на малый формат, миниатюрная книга в полной мере представляет искусство книги, искусство печати и переплета.

Книжка-игрушка рассчитана на самых маленьких читателей, на тех, кто не читает книги, а пока еще играет в них. Поэтому главное требование к ней - привить ребенку любовь к книге через игру, привычку к перелистыванию страниц, переворачиванию, разворачиванию, вращению и прочим действиям, предлагаемым данным изданием. Для этого художник должен наглядно и просто преподнести действие и персонажей книги.

В книжке-игрушке очень важен игровой элемент, наглядность и структурная соподчиненность всего изображаемого, в том числе неожиданные пространственные формы. Книжка-игрушка может знакомить с разными поверхностями, фактурами. Очень важен выбор цвета как носителя дополнительной информации - цвет и цветовые акценты могут управлять движением в книге и процессом общения с ней. Цвету принадлежит доминирующая роль в книге, если на этом строится образ.

В книжке-игрушке, как правило, на первом месте стоит иллюстрация, которая подчинена главной теме - игре. Текст имеет второстепенное значение - он лишь комментирует картинку. С одной стороны, текст должен хорошо читаться - это обязательное условие. Но при этом он может очень активно взаимодействовать с иллюстрацией и участвовать в композиционном строе книги. Присутствовать в ней не в качестве подписи к иллюстрации, а создавать с ней единую ритмическую и динамичную композицию.

Сюжет книги диктует ее конструкцию. Можно играть в самые разнообразные игры, но, не выходя за рамки книги, главным признаком которой является перелистывание и последовательное разворачивание как основное действие [5].

Эксклюзивные издания - это подарочные издания, юбилейные, сувенирные, презентационные и коллекционные, рекламного типа, а также издания, изготавливаемые по индивидуальному заказу, имеющие нестандартные форматы, и издания экспериментального характера.

7 4

Такие издания по истечении времени становятся предметами коллекционирования. Поэтому очень важно, чтобы они представляли собой долговечные и красивые полиграфические изделия. Оптимальный формат такой книги может быть установлен только в соответствии с характером и объемом помещаемого в ней материала, с ее целевым и читательским назначением, с учетом экономических показателей, которым должно удовлетворять данное издание. Вместе с тем иногда выбирают формат, отличающийся от оптимального, чтобы выделить книгу или серию из общего потока изданий аналогичного профиля [6].

В авторской книге текст должен стать органичной частью общей концепции и композиции издания, желательно, чтобы он максимально активно взаимодействовал с изобразительным рядом, для чего применяют самые разнообразные способы его структурирования (построчного, пословного, буквицами, плашками различных конфигураций, фигурным набором, выделениями цветом, набор разными гарнитурами, кеглями и пр.). Шрифт может превращаться в иллюстрацию - и такая концепция тоже возможна, а может занять скромное место подписи к развернутой панораме действа, раскадрированного и ритмически организованного, превращенного в законченную историю и не требующего развернутого комментария.

Уместен изобразительный ряд, задающий концептуальный камертон, содержащийся в нескольких разворотах, листах, в бумажной конструкции. Важна определенная последовательность, заданная однозначно и без вариантов, чтобы и текст, и графика считывались в этом и никаком другом порядке, если дело касается развертывания, раскручивания и нестандартной фальцовки, при которой традиционное перелистывание заменено на игровое общение с объектом. Очень важно добиться максимально активного взаимодействия: текст - зрительный ряд - последовательность движения - конструкция [2].

Предлагается новая конструкция издания в переплетной крышке. В разработанной конструкции сторонки переплетной крышки не соединены друг с другом, блок состоит из двухсгибных тетрадей, полученных перпендикулярной фальцовкой. Общий вид тетради показан на рис. 1 [7].

Рис. 1. Двухсгибная тетрадь, полученная перпендикулярной фальцовкой

7 5

В качестве базового используется диапазон форматов изданий от 40 х40 мм до 60 х60 мм (миниатюрная книга). Сторонки переплетной крышки и страницы книги имеют квадратную форму.

Сфальцованные тетради соединяются в блок клеевым бесшвейным способом так, как это показано на рис. 2. Каждая тетрадь приклеивается к предыдущей с поворотом относительно предыдущей на 180°, чтобы первые сгибы оказались на одной линии, а вторые сгибы были взаимно параллельны.

Целесообразно использовать «свой» форзац, так как с учетом специфики конструкции желателен малый (до 64 страниц) и средний (до 192 страниц) объем издания и печать на плотной бумаге. Печать может проводиться офсетным способом с двух сторон.

Конструкция применима для изданий различной направленности: детских, подарочных, справочных. Можно варьировать красочность издания и способы отделки, а также применять различные способы фальцовки и перфорирование. Форма книги также может подвергаться

76

Для того чтобы правильно разработать технологию изготовления книжного издания, необходимо определить его характеристики и показатели оформления. Только после выбора параметров издательско-полиграфического оформления, которые должны соответствовать стандартным требованиям нормативных документов, можно приступить к подбору материалов и оборудования для изготовления книжного издания.

Далее приводится конкретный пример реализации предлагаемого конструктивного варианта миниатюрного издания. В табл. 1 сведены основные характеристики условно проектируемого издания, на базе которых осуществляется выбор оборудования и разработка соответствующей технологической схемы.

Таблица 1

Основные показатели характеристики проектируемого издания

Характеристики издания Проектируемое издание

Вид издания

Название Вл. Маяковский «Стихи»

Конструкция Книжная

Целевое назначение Литературно-художественное

Содержание Тексто-изобразительное

Периодичность Непериодическое

Возрастная категория IV группа - взрослые читатели

Формат издания

Формат и доля печатного листа 84 х 108/256

Размер блока до обрезки 52,5 х 67,5 мм

Размер блока после обрезки 50 х 50 мм

Объем издания

Печатные листы 0,25

Условные печатные листы 0,42

Кол. страниц 48 (с учетом способа скрепления)

Тираж 3000 экз.

Полиграфическое оформление

Красочность 2+1

Гарнитура «Академическая»

Конструкция издания

Толщина блока, мм 2,5 мм

7 7

Окончание табл. 1

Характеристики издания Проектируемое издание

Количество тетрадей 8

Вид фальцовки 2-сгибная, перпендикулярная

Способ скрепления Клеевое бесшвейное скрепление

Тип форзаца Свой

Форма корешка Прямой

Тип переплетной крышки Тип 7 (с конструктивными изменениями)

Для печати тиража была выбрана машина Akiyama J-Print 44 2Р 244, так как данное оборудование позволяет печатать на бумаге форматом 83 х 112 см. При этом во время печати для перемещения бумажного листа достаточно только одной кромки, что делает возможным размещение формата 84 х 108 на формате 83 х 112 см [8]. Характеристики машины приведены в табл. 2.

Таблица 2

Технические характеристики машины Akiyama MEGA Jprint 44

Красочность 2/2

Скорость 15 000 отт/час

Максимальный формат листа 835 х 1120 мм

Минимальный формат листа 540 х 760 мм

Область изображения 810 х 1120 мм

Толщина бумаги 0,04-0,3 мм

Размер формы 900 х 1130 мм

Длина машины 7,751 мм

Масса 27 500 кг

Работа по изготовлению эксклюзивного издания начинается с получения из печатного цеха 8-страничных тетрадей, сфальцованных в 2 сгиба. Вариант обработки блока представлен на рис. 4 в виде технологической схемы.

Выбор бумаги для подобных изданий обусловлен следующими факторами: дизайном издания, технологией выпуска, уровнем сложности изображений и требованиями к качеству печати, сроком эксплуатации издания, коммерческой целесообразностью.

Дизайн издания предопределяет использование определенного формата бумаги, ее массы, белизны и степени отделки поверхности.

78

Рис. 4. Технологическая схема изготовления издания

Технология выпуска при выборе бумаги должна соответствовать рекомендуемому назначению бумаги. При печати на рулонных машинах предпочтительно использовать бумагу невысокой массы -1 м2 (до 80 г), при печати на листовых - не ниже 60 г.

Формат бумаги для печати зависит от формата и доли с учетом необходимых допусков на клапанное поле, подрезки, обрезки и др. Для проектируемого издания была выбрана офсетная бумага MAESTRO® PRINT. Эта многофункциональная офсетная бумага отличается высокой степенью белизны, равномерной структурой, стойкостью к выщипыванию и отсутствием пылевого отделения [9]. Бумага выпускается в листах различного формата в диапазоне 70-350 г/м2.

79

Для проектируемого издания выбрана бумага плотностью 100 г/м2; данный выбор обусловлен дизайном и конструкцией издания, в частности, использованием «своего» форзаца и способом скрепления.

Для переплета выбран Суражский картон, применяемый при изготовлении высококачественных переплетов, а также рекламных материалов (постеры, мобайлы, диспенсеры и т. д). За счет внутренней проклейки и ровной поверхности этот картон хорошо подчиняется операциям послепечатной обработки (резка, вырубка, каширование) [10]. Данный картон выпускается толщиной 1,25, 1,50, 1,75, 2,00, 2,50, 3,00 мм и форматами 700 х 1000, 1050 х 920 мм. Для проектируемого эксклюзивного издания выбран картон толщиной 1,25 мм, форматом 700 х 1000 мм, плотностью 950 г/м2.

В качестве покровного материала выбран Balacron Concorde (BN International). Подобные материалы с ПВХ покрытием обладают высокой прочностью на истирание, растяжение и изгиб, высокими водостойкостью, эластичностью и достаточной жесткостью, воспринимают разнообразную отделку [11, 12]. Материал состоит из бумаги массой 80 г/м2 с виниловым покрытием массой 120 г/м2. Размер рулонов: длина 100 м, ширина 106 см. На рис. 5 показано скрепление тетрадей и блока с крышкой.

Рис. 5. Скрепление тетрадей и блока с крышкой

Для приклеивания сторонок можно использовать костный клей; для приклеивания к виниловой поверхности - клей ПВА с высоким содержанием сухого вещества. Для приклейки покровного материала к картонным сторонкам выбран клей Lessoflex 6636. Это универсальный продукт с высокими адгезионными свойствами, он особенно подходит для использования на средне- и высокоскоростном оборудовании. Вязкость клея 2800 ± 250 мПа-с. Клеевая пленка эластичная, не стягивает покровные материалы, не коробит бумагу [14]. Для скрепления блоков и их вставки в переплетные крышки выбран клей ПВАД ДФ 5115 В (компания «Конкорд»). На рис. 6 показан общий вид раскрытой книги.

80

Рис. 6. Общий вид раскрытой книги

Для данного издания выбрана металлизированная фольга для горячего тиснения AF фирмы Kurz. Это фольга с хорошей укрывис-тостью для тиснения тонких линий на переплетных материалах с гладкой поверхностью, имеет высокий глянец, устойчива к сминанию. Температура переноса фольги на запечатываемый материал 110 °С (для прессов типа Kolbus) [16].

Для сталкивания и разрезки отпечатанных листов можно использовать машину PERFECTA 115 TS [17]; для фальцовки тетрадей -фальцаппарат Herzog+Heymann KL 112, сконструированный специально для фальцовки изделий малых форматов; для изготовления переплетных крышек предлагается использовать крышкоделательный автомат KOLBUS KD для продукции малого формата. Автомат применяется для изготовления переплетных крышек от 55 х 100 мм; для тиснения на переплетных крышках можно использовать пресс для горячего тиснения Zechini Press Oro 35. Для клеевого бесшвейного скрепления блоков предлагается агрегат Колбус КБС КМ 600. В агрегате используется встроенная система нанесения клея через сопла, а также система Copilot - на дисплее отображаются все параметры работы сопел, что помогает оператору при обслуживании машины [18].

Одним из вариантов для вставки блоков в переплетную крышку может быть книговставочное оборудование фирмы Schmedt (с учетом миниатюрного формата издания). Серия станков PRALEG включает две модели: HHS 1805 и HHS 1805 S. Они отличаются максимальным форматом вставляемого блока (длина блока по корешку до 340 мм). Выполняемые операции: установка крышки и блока вручную, нанесение клея на форзацы блока и вставка в крышку - автоматический режим, съем готовой книги - вручную. Производительность станка до 300 книг в час [19].

Ниже приведены основные технологические расчеты, необходимые для выпуска издания.

81

Расчет тиражной бумаги для печати блока проводится по

формуле

тбум VTabd(1 + КТН) 2 • 107

где V- объем издания, п. л.; Т— тираж издания, экз.; а и b — ширина и длина печатного листа, см; d — плотность бумаги, г/м2; Ктн — норма технических отходов (Кн принят равным 0,9%).

0,25• 3000• 84• 108• 100•(I + 0,009) ^

тб ---------------------------------------- 34,326 кг.

бум 2 • 107 &

Величина верхних и нижних кантов Квн зависит от формата издания [7] и для блока форматом 84 х 108/256 равна 2 мм, величина передних кантов Кп равна 2 мм. Для разработанной конструкции эксклюзивного издания (с раздельными картонными сторонками) расчет производится по следующим формулам: ширина картонных сторонок: Шкс = Ш + 2К, где Ш— ширина обрезного блока, мм; К — ширина передних кантов, мм; ширина картонных сторонок равна: Шкс = 50 + 2 х 2 = = 54 мм;высота картонных сторонок: Вкс = В + 2Квн, где В — высота обрезного блока, мм; Квн — ширина верхних и нижних кантов, мм; высота картонных сторонок равна: Вкс = 50 + 2 х 2 = 54 мм. Следовательно, размер картонных сторонок равен 54 х 54 мм. Наиболее приемлемым при данном формате картонных сторонок является формат картона 700 х 1000 мм.

Расчет необходимого количества картона ведется по формуле

К = Щ1 + Но К Nc { 100

где Т— тираж издания, экз; N — общее число сторонок с листа, Кс = 216; Н = 7,3%.

.. 2 • 3000 (. 7,3 3 N =----------1 1+---1 = 30 листов.

к 216 I 100)

Массу потребного количества картона можно определить по

формуле

Mk = pv -А-Б-К-N • 10Л

где pv — объемная масса картона (pv = 0,95-103 кг/м3); А, Б, К— ширина, длина, толщина листа картона, мм.

Mk = 0,95• 103 • 700• 1000• 1,25• 30• 10~9 = 24,938кг.

Высота покровного материала крышек вычисляется по формуле В = В+ 2(К + К + З),

п.м в.н &

где Квн — ширина верхних и нижних кантов, мм ; К— толщина картона, мм; З— ширина загибки покровного материала, мм.

82

Впм = 50 + 2(2 + 1,25 + 15) мм = 86,5 мм. Допуск ±1 мм.

Ширина покровного материала крышек вычисляется по формуле

Ш = Ш + 2(К+ К + З),

п.м п

где Ш— ширина обрезного блока, мм; К- толщина картона, мм; К -ширина передних кантов, мм; З— ширина загибки покровного материала, мм.

Шпм = 50 + 2(2 + 1,25 + 15) мм = 86,5 мм. Допуск ±1 мм. Масса потребного количества покровного материала:

тобл

1 • 3000 • 100 • 106 • 0,025-(1 + 0,042) 132 • 103

= 6,276 кг.

В заключение следует отметить, что в настоящее время в сегменте книг в переплете, так же как и в большинстве других сегментов рынка печатной продукции, отчетливо заметна тенденция к уменьшению тиражей. Для выполнения подобных заказов поточные линии, оставшиеся на некоторых предприятиях еще с советских времен, не всегда эффективны; формируется новая рыночная ниша — производство малых тиражей книг в переплете.

Изготовление миниатюрных книг в переплете можно назвать одной из высших ступеней полиграфического мастерства. Отличительной чертой процесса производства этого вида продукции является сложная послепечатная обработка, которая включает три основные стадии: 1) изготовление книжного блока; 2) изготовление переплетной крышки; 3) сборка и финишная обработка книги.

В статье рассмотрена оригинальная конструкция эксклюзивного издания. Спроектирована технология брошюровочно-переплетных процессов выполнены технологические расчеты деталей, выбрано современное оборудование и материалы. Макет готового издания показан на рис. 7.

Рис. 7. Готовое издание

83

Библиографический список

1. Тараканова О.А. Антикварная книга: [Электронный ресурс] Институт открытого образования МГУП. Режим доступа: http: //hi -edu.ru/e-books/AK/2-1.htm (дата обращения 01.06.2013).
2. Никитина Т.Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий: [Электронный ресурс] Сайт школы Bratec Lis School. Режим доступа: http://www.Ы-schooLcolTl/Ыog/особенности-иллюсфи-рования-различ/ (дата обращения 05.05.2013).
3. Миниатюрные издания: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «Букос». Режим доступа: http://www.bookos-book.ru/faq.php (дата обращения 07.04.2013).
4. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин. - М. : Юристъ, 1998. - 472 с. - (Книжное дело).
5. Попова Д.М. Проектные задачи в дизайне детской книжки-игрушки: [Электронный ресурс] Сайт «Архитектон: известия вузов». Режим доступа http://archvuz.ru/2012_3/16 (дата обращения 07.04.2013).
6. Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору / С.Ф. Добкин. - М. : Книга, 1985. - 282 с.
7. ВоробьевД.В. Технология брошюровочно-переплетных процессов / Д.В. Воробьев, А.И. Дубасов, Ю.М. Лебедев. - М. : Книга, 1989. - 392 с.
8. Гюнтер Ф. В поисках повышения эффективности листовой печати / Ф. Гюнтер // Компьюарт. - 2009. - № 3. - С. 33-34.
9. Бумага MAESTRO PRINT: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «Дубль В». Режим доступа: http://www.doublev.ru/catalog/offset/ maestroprint/ (дата обращения 03.06.2013).
10. Суражский переплетный картон: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «Комус». Режим доступа: http://www.bumaga-komus.ru/ catalog/37/1284/ (дата обращения 02.06.2013).
11. ШахкельдянБ.Н. Полиграфические материалы / Б.Н. Шах-кельдян, Л.А. Загаринская. - М. : Книга, 1988. - 330 с.
12. Concord: [Электронный ресурс] Сайт компании «Полиграфические ресурсы». Режим доступа: http://www.polygr.ru/trade/ catalogue/pereplet-mats/per-mat-zar/per-m-paper-BNInter/balacron/ original/Конкорд.html (дата обращения 05.05. 2013).
13. Науменко О.А. Под грифом «ДСП», или Клей как идеальное оружие / О.А. Науменко // Расходные материалы. - 2008. - № 2. -С. 7-10.
14. Lessoflex 6636: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «МастерКлей». Режим доступа: http://www.masterkley.ru/catalogue/434/ (дата обращения 06.05.2013).
84
15. ПВА дисперсия ДФ 5115 В: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «Конкорд». Режим доступа: http://www.konkordpolygraf.ru/ catalog/detail/48/ (дата обращения 27.04.2013).
16. Фольга AF: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «Дубль В». Режим доступа: http://www.doublev.ru/catalog/folga/dlja_poligr/ hot/metal/af/ (дата обращения 30.04.2013).
17. Perfecta 115 TS: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «ЯМ Интернешнл». Режим доступа: http://www.yam.ru/equipment/finishing-equipment/Perfecta/guillotines-cutting-machines/Perfecta-115-TS.html (дата обращения 25.05.2013).
18. КБС Kolbus КМ 600: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «ЗИКО». Режим доступа: http://siko-print.ru/ru/leftmenu/postavschiki/ kolbus-2/agregaty-kleevogo-besshvejnogo-skrepleniya/km-600.html (дата обращения 14.05.2013).
19. Полуавтоматические книговставочные машины PraLeg® Neo: [Электронный ресурс] Сайт фирмы «НИССА Центрум». Режим доступа: http://nissa-centre.ru/catalogue/catalogue_392.html?cat= (4,106,392) (дата обращения 2.06.2013).
8 5
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты