Спросить
Войти

СУПЕРМЕН - ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Автор: Фетисова Т.А.

УДК 130.2

DOI: 10.31249/hoc/2020.02.07

Фетисова Т.А. СУПЕРМЕН - ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматривается модель супергероя, представляющая собой вариант интерпретации идеи сверхчеловека на уровне современного массового сознания, выделена атрибутика Супермена и его основные типические черты. Прослеживается эволюция сверхчеловеческого образа, которая происходит в направлении его очеловечивания, а затем и потеря им супергеройской сущности.

Поступила:14.01.20 Принята к печати: 01.02.20

Fetisova T.A.

Superman is the hero of our time

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract. The article discusses the superhero model, which is a variant of the interpretation of the idea of a superman at the level of modern mass consciousness, the attributes of Superman and his main typical features are highlighted. The evolution of the superhuman image is traced, which occurs in the direction of its humanization, and then its loss of a superhero essence.

Received: 14.01.20 Accepted: 01.02.20

Имя «Супермен» сразу же вызывает ассоциации с образом необычного человека из комиксов или голливудских фильмов о супергероях, облаченного в синий костюм и красный плащ, с буквой S на груди, наделенного сверхчеловеческими физическими возможностями, но лишенного уникальности, не имеющего внутреннего содержания и развития. При этом современный Супермен - это всего лишь сильно упрощенный вариант сверхчеловека, героического образа, представленного в истории культуры.

Идея сверхчеловека сопровождала человечество на протяжении всей истории его развития, возникнув в архаические времена вместе с религиозными культами, с верой в священное и потустороннее. В образе сверхчеловека отразилось человеческое стремление преодолеть собственную природу, физически-материальную данность, ставящую пределы в поисках ответов на волнующие человека вопросы о тайне его возникновения на Земле, о его собственной природе. Именно здесь рождается идея сверхчеловека - существа принципиально более высокой ступени организации, а потому обладающего сокровенным знанием [Беляев, Культурная археология...].

Образ сверхчеловека восходит к архаическому образу человеческого первопредка, выступающего в качестве изначального архетипа сверхчеловеческого существа. Архаичный человек, в соответствии со своими представлениями, пытался объяснять непонятные для него явления окружающего мира действиями некоего сверхъестественного вмешательства, которое приписывалось прародителям родов и племен, следивших за порядком в родовой общине, защищавших людей от враждебного окружения, наделявших их знаниями и навыками, жизненно важными для существования общества [Мелетинский, 2018].

С помощью первопредков боги управляли людьми, которые были недостойны напрямую иметь с ними дело, что привело к сотворению мифа о героях сверхчеловеческого происхождения, осуществлявших по отношению к людям культурологическую функцию, а потому получивших название «культурного героя». Это были дети бога и смертного человека, которые постоянно жили среди людей и были готовы 124

удовлетворить все потребности человека, любым путем, даже через хитрость и коварство, вступая в борьбу с богами, как это сделал античный Прометей. Сотворение мифа о культурном герое, по сути, являлось попыткой древнего человека осмыслить свои творческие способности, объяснить происхождение цивилизации.

Занимая срединное положение между богами и людьми, герои совмещали в себе, наряду с человеческими, качества, превосходящие человеческую природу. Они не были бессмертными как боги, но обладали нечеловеческой силой, которая наследовалась ими от божественных родителей и являлась главным признаком, отличавшим их от людей. Однако они жили среди людей, и это позволило охарактеризовать их как сверхлюдей.

В более поздних вариациях образа сверхчеловека - Супермена -эта чужеродность сформировала два варианта восприятия образа: с одной стороны, вызывающего у людей страх перед непонятным, с другой - почитание сверхчеловека как защитника и как недостижимый идеал.

В ходе эволюции культурный герой развивается в двух направлениях: в сторону бога-творца и в сторону эпического героя. В первом случае происходит формирование сверхчеловеческого существа, осененного божественным ореолом и потому преодолевшего пределы человеческого. Во втором случае, наоборот, сверхчеловек трансформируется в полноценного человека, создавая образ эпического героя, выступающего образцом поведения для людей [Беляев, 2017].

Исторические корни версии, когда человек наделяется сверхвозможностями в связи со своим полубожественным происхождением, можно обнаружить в мифах и преданиях разных народов о героях, титанах, полубогах.

Самым древним и наиболее значимым произведением о подвигах древнего героя считается «Эпос о Гильгамеше», главный герой которого - царь города Урук по имени Гильгамеш, являлся полубогом, обладающим сверхчеловеческими возможностями. В мифологии, более древней, чем ассирийская, главными действующими лицами были исключительно боги. В «Эпосе о Гильгамеше» впервые в центре повествования оказался пусть и невероятно сильный, но смертный человек. Эта тема впоследствии неоднократно использовалась в мифах разных народов мира, особенно в мифологии Древней Греции, а также просматривается в основе христианства [Супергерои в мировой...].

Пример мифологических героев Древней Греции представляет важнейшие характеристики образа сверхчеловека, которые были задействованы и в последующие века. Унаследованные от божественных родителей сверхчеловеческие физические качества повлекли за собой такие характеристики сверхчеловека, как героизм, смелость, самоотверженное служение людям. Невозможность вожделенной победы над смертностью, которая позволила бы им сравняться с богами, мотивировала героев к обретению символического бессмертия в готовности жертвовать жизнью ради славы, что демонстрируют многочисленные подвиги героев древнегреческой мифологии. Это добавило еще одну обязательную характеристику образа сверхчеловека -стремление к славе.

В истории культуры героический образ постоянно изменялся, оставаясь, однако, актуальным, поскольку являлся не только важной частью культурного пространства, включающего миропонимание и мироощущение человека, но в то же время представлял собой ориентир, которому должен следовать человек в своем развитии.

Возникнув в Древней Греции, культ героев в Древнем Риме приобретает гражданское измерение. В Средневековье проявляется идеал духовного служения, а в эпоху Возрождения интеллектуальный труд начинает восприниматься как подвиг.

Однако в Новейшее время герои и героическое претерпевают качественные изменения, обусловленные прагматизацией общества. В европейской философии формируется идея сверхчеловека, связанная исключительно с прогрессом человечества. Герой теряет свой полубожественный статус, свое сакральное, глубинное содержание [Исаченко, 2014, с. 2086-2089].

Новое звучание идея сверхчеловека обрела благодаря немецкому философу Фридриху Ницше (1844-1900). В своем произведении «Так говорил Заратустра» он провозгласил: «Бог умер» [Павлова]. Это означало, что образ Бога терял свой прежний смысл и место в умах людей, и нет ничего плохого в том, считал Ницше, что опыт и научные знания, поспособствуют разрушению всех основных постулатов, которые доминировали в западной мысли в течение многих веков.

Проблема формирования сверхчеловека в концепции Ницше представлялась не как выход за пределы человеческого, благодаря близости к сакральному, а как самосовершенствование, развитие внутреннего мира человека. Сверхчеловек только тогда сможет действительно называться ницшевским сверхчеловеком, когда избавится

от оков христианства и угрызений совести, с помощью которых можно легко управлять и манипулировать людьми.

Но, отвергая божественное начало и человеческую мораль, Ницше тем самым открыл возможность упрощенного понимания сверхчеловека, что впоследствии выразилось в примитивизации образов массовой культуры. Подобная трансформация образа сверхчеловека в массовом обществе - итог технической эволюции, приведшей к победе машины над человеком и потере духовности. Идея Сверхчеловека становится прикладной, нацеленной на собственные жизненные перспективы.

Однако идея Сверхчеловека по-прежнему живет среди людей, которых не удовлетворяет современный человек, и культура преподносит им новые варианты, но поскольку массовое сознание тяготеет к наглядности и простоте, Сверхчеловек обретает знакомые черты, позаимствованные у героев древности.

Впервые сверхчеловек массовой культуры и само понятие «супергерой» входят в общекультурный контекст благодаря американским комиксам, способным на быструю трансляцию поведенческих моделей своих персонажей в пространство массовой культуры. Возрождение героики мифа в рамках массовой культуры связано, прежде всего, с его доступностью как способа познания, предложившего для формирования современного образа сверхчеловека соответствующие параллели из мифологии.

Созданный массовой культурой идеал личности демонстрирует свое родство с античными героями уже на уровне своей лингвоформы. Понятие, заключенное в слове «супергерой», отсылает нас к античной героике, указывая на родственную связь между античным героем и супергероем массовой культуры. Главным сближающим их признаком является устремленность к подвигу, свершение которого требует максимального напряжения сил и даже выхода за рамки сверхчеловеческих возможностей, что приводит к необходимости отделить современного героя, как это было с героем Античности, от всего остального человеческого рода. Поэтому Супермен тоже получает двойную идентичность - героическую и повседневную части образа. И это, как и героев древности, большую часть современных супергероев позволяет охарактеризовать как полубогов. Разница только в том, что античные полубоги получали свои сверхспособности от божественных родителей, а герои комиксов, как правило, в результате некоторых техногенных воздействий, через радиационное облучение, посредством научного эксперимента, удара молнии и др.

«Это отчетливо демонстрирует, насколько глубоко идея техно-генности проникла в человеческую культуру и насколько близко к истине утверждение, что наука - это религия современности» [Беляев, 2017].

Комиксные супергерои наделены теми же функциями, что и герои древности: и те и другие обладают схожим набором характеристик, которые выявляются уже во внешнем облике и выводят героев из привычного ряда простых смертных. Супермен всегда облачен в узнаваемый яркий костюм, плотно облегающий его физически совершенное тело - признак сверхчеловеческой сущности, противоположной его альтер-эго - простого человека, скромного, робкого, неуклюжего Кларка Кента, журналиста, живущего обычной жизнью.

Внешность супергероя из DC Comics, Флэша - мстителя в маске, борца с преступностью в своем родном городе, носившего крылатые сандалии и шлем, очень напоминает греческого бога Гермеса. А Супермена с его высокими нравственными принципами и сверхчеловеческой силой можно считать аналогом Геракла. Бэтмена - второго по счету супергероя комикса после Супермена, уместно сравнить с Одиссеем, который не был наделен суперспособностями, но, благодаря постоянным упражнениям, довел свои физические данные до предела человеческих возможностей. Кроме того, Бэтмен с помощью высокотехнологичного оборудования смог выйти за рамки возможностей обычного человека и, подобно Одиссею, приблизиться к человеческому идеалу.

Можно выделить немало персонажей в комиксах о супергероях, в образах которых будет просматриваться связь с мифологической традицией. Какие-то из них наделены лишь некоторыми аспектами и атрибутами, другие с самого начала были героями античных мифов (Тор, Арес).

Однако, по выражению отечественного культуролога Юлии Ши-чаниной, «несмотря на архетипическое сходство, Супермен - не герой классической трагедии» [Шичанина]. У современного общества поменялись запросы на героическое, теперь ему чужда бунтарская идея, столь характерная для древних первопредков. А супергерои, как известно, чутко улавливают все перемены в обществе и настроениях масс.

Мифологическое сознание, продолжая жить, впитывает в себя все новые достижения современной жизни и, трансформируя их в узнаваемые образы, создает новую, современную мифологию. В условиях «омассовления» общества миф по прежнему осуществляет свое основное назначение защитного механизма - препятствовать распаду социума - и формирует новую, доступную массовому сознанию модель реальности, основанную на стабильности и предсказуемости, в то время как герой-вершитель, способный пошатнуть привычный мир, с его верой, убежденностью, с его одержимостью в преследовании своих целей, несет в себе серьезную опасность традициям.

Ожидаемый массовым человеком герой - уже не тот, кто должен изменить мир, спасая его от разных напастей и принося себя в жертву, нужен некто другой, кто появится в последний момент и возьмет на себя ответственность за общее благополучие, кто будет делать то, чего не захотел бы или не смог сделать простой обыватель. Современному массовому человеку всеми способами внушается мысль, что его обжитой и удобный мир - именно тот жизненный идеал, за который должен сражаться супергерой. А поскольку одна из сущностей Супермена принадлежит этому конформистскому миру, он тот, кто будет поддерживать и защищать эту культуру.

Но даже созданных по своему заказу супергероев конформистское массовое общество не может принять в полной мере. Все, что превышает норму жизни обывателя, нарушает его уютную среду обитания. Несмотря на включенность Супермена в социокультурное пространство человека, он тем не менее остается инородным элементом по отношению к обычным людям. Когда эти сверхлюди проявляют свою параллельную сущность, реакция на них простых людей обычно бывает настороженной [Беляев, Интерпретация.].

Привыкшего к покою обывателя, существование его в одном, пусть и мифическом пространстве, рядом со сверхчеловеком, пугает. Страх перед непохожестью, исключительностью сверхчеловека, в первую очередь перед его внешним видом, который может принять облик сверхъестественного существа, порождает в массовом обществе враждебность. Таков, например, образ Бэтмена, который тот целенаправленно создает наподобие гигантской летучей мыши, чтобы вселять ужас в преступников. У Роршаха из «Хранителей», одетого в длинный плащ, шляпу, на лице, закрытом белой тряпичной маской, переливаются чернильные пятна, а Доктор Манхэттен представляет собой синий сгусток звездной энергии и т.д.

Герой массового общества, тиражируемый средствами массовой информации, - весьма важное действующее лицо современности, способствующее распространению определенных моделей поведения. Миф в этом случае выступает средством массовой коммуникации, приводящим к распространению одной и той же культурной продукции, одних и тех же стереотипов поведения.

Точное воплощение мечты американского массового общества в образе Супермена привело к его чрезвычайной популярности. Имя «Супермен», оторвавшись от конкретного художественного образа, быстро обрело нарицательный характер и образовало целую субкультуру. За годы своего существования Супермен получил десятки своих воплощений. Это Бэтмен, Капитан Америка, Робокоп, Блейд, Спаун, Немо и многие другие.

При этом к суперменам можно также добавить еще и «крепких орешков», неподкупных чудаковатых полицейских, неотразимых суперагентов и т.д. В прокат выходят фильмы, посвященные супергероям. Издательства многих стран начинают приобретать права на публикацию комиксов о супергероях; игровая индустрия создает новые жанры, связанные с известными персонажами, рынок заполняется товарами с их атрибутикой. Популярность этого направления культуры в свою очередь развивает Интернет.

Супергероика, став полноценным явлением массовой культуры, оказала влияние на разнообразные виды и жанры искусства. Это выразилось в формировании фан-культуры - субкультуры почитателей комиксов с ее образцами поведения, нацеленными на имитацию супергероического. Пример этого демонстрирует «косплэй» (от англ. costumeplay - костюмированная игра), представляющий собой что-то вроде неомифологического ритуального праздника, где участники собираются вместе, занимаются исторической и иной реконструкцией, чтобы оживить своего героя, а также разнообразные фан-сообщества, комикс-фестивали и т.д.

Наряжаясь в одежду героев, используя их аксессуары, подражая им в жизни, участники этих действий стирают грань между мифом и реальностью, создают вокруг себя параллельную реальность, которая, в свою очередь, влияет на культурную жизнь современности, становится структурным элементом новой мифологии [Шичанина].

Прежний образ сверхчеловека разбирается на множество частей и собирается вновь, образуя разные смысловые значения, что обесценивает статус сверхчеловека, ставит вопрос о необходимости существо-130

вания «героев», о их социокультурной актуальности. Особенно отчетливо это проявилось в серии комиксов «Хранители» («Watchmen»), созданной в 1986 г. А. Муром и Д. Гиббонсом, где происходит дискредитация образа супергероев, которые были представлены эмоционально нестабильными персонажами, социопатами, мизантропами и линчевателями [Беляев, Интерпретация.].

С началом эпохи постмодернизма сама идея сверхчеловека продолжает существовать, но с приходом новых ценностей она теряет свой прежний смысл. Сверхчеловек становится очередным симуля-кром постмодернистской культуры, лишенным прежней сущности, от которого сохранилось лишь внешнее обозначение. Из идеального борца со злом супергерой постепенно превращается в носителя идеологии, затем в простого парня со сверхчеловеческими способностями, а потом и вовсе в аморальную личность. Герой, отражая представления и пожелания общества, деградирует вместе с ним.

Супергерои мельчают, сходят на нет, уступая место псевдогероям рекламы и идолам массовой культуры, которые, повинуясь велениям моды, также сходят со сцены. Разнообразные варианты символических героев со страшной скоростью сменяют друг друга. И это отнюдь не смена реальных или вымышленных людей, это смена имиджей, происходящая в общественном сознании. Электронные медиа продуцируют новый тип величия - селебрити, «звезд», морально нейтральные образы, которые выхолащивают, подменяют героическую сущность классических героев. Известность разрушает время, которое создавало героев. Фактически селебрити - это тип героизма новой эпохи [Евтушенко].

Формирование образа сверхчеловека - это поиски пути развития собственно человека, формулировка сверхзадач, в процессе решения которых реализуются все его творческие и физические возможности. Но, обретая совершенные качества, даже те, которые могут изменить его статус, человек не должен превратиться в некое, вышедшее за пределы человеческого, создание, в существо, отказавшееся от своего привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий. Совершенствуясь, человек тем не менее должен оставаться в своем максимально возможном, человеческом качестве, чтобы совсем не исчезнуть из бытия, став гибридом с различными формами неживого.

Процесс постоянного, непрерывного самоизменения зависит исключительно от творческой активности человека. Именно творчество

как духовное проявление человеческой сущности определяет его место в этом мире. Но когда человек остается лишь творчески бесплодным потребителем, проблема усовершенствования его человеческой сущности теряет актуальность.

«Массовый человек отнюдь не безобиден: своим ростом и движением он прокладывает путь в тупик возможного развития человечества» [Самохвалова].

Список литературы

Алиев Р. Т. Комиксный герой как отражение неомифологической парадигмы американской массовой культуры: 1929-2012 г.: дис. ... канд. исторических наук. - Астрахань: Астраханский государственный университет, 2015. - 185 с.

Беляев Д.А. Древнегреческий герой как инвариант сверхчеловека в контексте генезиса античной культуры. - Режим доступа: http://www.gramota. ие1^епаЫ3/2011/8-3/5.Ыт1

Беляев Д.А. Интерпретация сверхгероической тематики в комиксе «Хранители» как пример постмодернистского переосмысления идеи сверхчеловека. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artide/n/interpretatsiya-sverhgeroicheskoy-tematiki-v-komikse-hranite1i-kak-primer-postmodernistskogo-pereosmys1eniya-idei-sverhche1oveka

Беляев Д.А. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры. - Режим доступа: ttps://cyber1eninka.ru/artic1e/n/kontsept-supergeroy-kak-1oka1nyy-variant-mode1i-sverhche1oveka-v-aktua1nom-prostranstve-massovoy-ku1tury

Беляев Д.А. Культурно-философская нтерпретация идеи сверхчеловека: дис. ... д-ра филос. наук по специальности «Теория и история культуры». - Белгород: ФГАОУВО, 2017. - 295 с.

Евтушенко Е.Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа. - Режим доступа. https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/evo1y,utsiya-ponimaniya-fenomena-geroya-ot-drevney-gretsii-do-se1ebritiz-e1ektronnyh-media

Зырянов Е. Дэдпул - новый Одиссей: чем герои комиксов похожи на персонажей древних мифов. - Режим доступа: https://dai1y.afisha.ru/brain/680-dedpu1-novyj-odissej-chem-geroi-komiksov-pohozhi-na-personazhej-drevnih-mifov/

Исаченко Н.Н. Идея «сверхчеловека» в философском дискурсе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 (часть 9) - С. 2086-2089. - (Научная электронная библиотека). - Режим доступа: https://fundamenta1-research.ru/ru/artic1e/view?id=35902 МелетинскийЕ.М. Поэтика мифа. - СПб.: Азбука, 2018. - 480 с.

Мифологический концепт супергероя. - Режим доступа: https://studwood.ru/984265/literatura/mifologicheskiy_kontsept_supergeroya

Павлова Е.Л. Ницше - просто о главном: Лекция по философии. - Режим доступа: https://psychosearch.ru/biblio/filosof/friedrich-nietzsche/250-nitsshe-prosto-o-glavnom

Самохвалова В.И. Идея сверхчеловека в современном мире. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-sverhcheloveka-v-sovremennom-mire

Супергерои в мировой и амриканской культуре до 1940-х. - Режим доступа: https://studwood.ru/1573211/kulturologiya/supergeroi_mirovoy_amerikanskoy_kulture_1940

Хубулава Г. Гибель Героя и инфантилизм Супермена. - Режим доступа: http://lustgalm.ru/sense/key/884-gibel-geroya-i-infantilizm-supermena

Шичанина Ю.В. Супермен как феномен современной культуры. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/supermen-kak-fenomen-sovremennoy-kultury-aktualnye-transformatsii

References

Aliev, R.T. (2015). Komiksnyj geroj kak otrazhenie neomifologicheskoj paradigmy amerikanskoj massovoj kul&tury: 1929-2012 g. Dissertaciya na soisk. step. kand. istor. nauk. Astrahan&: Astrahanskij gosudarstvennyj universitet.

Belyaev, D.A. Drevnegrecheskij geroj kak invariant sverhcheloveka v kontekste gene-zisa antichnoj kul&tury. Retrieved from: www.gramota.net/materials/3/2011/8-3/5.html

Belyaev, D.A. Interpretaciya sverhgeroicheskoj tematiki v komikse «Hraniteli» kak primer postmodernistskogo pereosmysleniya idei sverhcheloveka. Retrieved from: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-sverhgeroicheskoy-tematiki-v-komikse-hraniteli-kak-primer-postmodernistskogo-pereosmysleniya-idei-sverhcheloveka

Belyaev, D.A. Koncept «supergeroj» kak lokal&nyj variant modeli sverhcheloveka v ak-tual&nom prostranstve massovoj kul&tury. Retrieved from:

ttps://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-supergeroy-kak-lokalnyy-variant-modeli-sverhcheloveka-v-aktualnom-prostranstve-massovoy-kultury

Belyaev, D.A. (2017). Kul&turno-filosofskaya eksplikaciya idei sverhcheloveka. Dissertaciya na soisk. step. doktora filosof. nauk po special&nosti «Teoriya i istoriya kul&tury». Belgorod: FGAOUVO.

Evtushenko E.N. Evolyuciya ponimaniya fenomena geroya: ot Drevnej Grecii do se-lebritiz elektronnyh media. Retrieved from: https://cyberleninka.ru/article/ri/evolyutsiya-ponimaniya-fenomena-geroya-ot-drevney-gretsii-do-selebritiz-elektronnyh-media

Zyryanov E. Dedpul - novyj Odissej: chem geroi komiksov pohozhi na personazhej drevnih mifov. Retrieved from: https://daily.afisha.ru/brain/680-dedpul-novyj-odissej-chem-geroi-komiksov-pohozhi-na-personazhej-drevnih-mifov/

Isachenko N.N. (2014). Ideya «sverhcheloveka» v filosofskom diskurse. Fundamen-tal&nye issledovaniya. (11) (chast& 9) (pp. 2086-2089). (Nauchnaya elektronnaya biblioteka). Retrieved from: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35902 Meletinskij, E.M. Poetika mifa. Saint Petersburg: Azbuka. Mifologicheskij koncept supergeroya. Retrieved from: https://studwood.ru/984265/literatura/mifologicheskiy_kontsept_supergeroya

Pavlova, E.L. Lekciya po filosofii. Nicshe - prosto o glavnom. Retrieved from: https://psychosearch.ru/biblio/filosof/friedrich-nietzsche/250-nitsshe-prosto-o-glavnom

Samohvalova, V.I. Ideya sverhcheloveka v sovremennom mire. Retrieved from: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-sverhcheloveka-v-sovremennom-mire

Hubulava, G. Gibel& Geroya i infantilizm Supermena. Retrieved from: http://lustgalm.ru/sense/key/884-gibel-geroya-i-infantilizm-supermena

Supergeroi v mirovoj i amrikanskoj kul&ture do 1940-h. Retrieved from: https://studwood.ru/1573211/kulturologiya/supergeroi_mirovoy_amerikanskoy_kulture_1940

Shichanina, Yu.V. Supermen kak fenomen sovremennoj kul&tury. Retrieved from: https://cyberleninka.ru/article/n/supermen-kak-fenomen-sovremennoy-kultury-aktualnye-transformatsii

СВЕРХЧЕЛОВЕК СУПЕРМЕН ПЕРВОПРЕДОК МИФ КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА superman original founder myth cultural hero
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты