Спросить
Войти

Подготовка издательского книжного проекта по искусству к открытию выставки в Государственной Третьяковской галерее - «Натюрморт. Метаморфозы»

Автор: Ганова М.Е.

Подготовка издательского книжного проекта по искусству к открытию выставки в Государственной Третьяковской галерее -«Натюрморт. Метаморфозы»

М.Е. Ганова,

аспирантка кафедры издательского дела и книговедения

Издательский проект как востребованная форма издательской деятельности, инновационное и перспективное функционирование книгоиздания обеспечивает его успех прежде всего потому, что опирается на комплексный подход. Издательский проект состоит из нескольких этапов и включает комплекс обязательных мероприятий: моделирование самого будущего издания (подбор темы и авторов и т. д.); оценка потенциальной целевой аудитории и т. п.; организация работы по созданию фирменного оформления; подготовка издания к печати (редакционная, техническая и т. д.); организация рекламной кампании и продвижения; оценка аналогичных изданий конкурентов; постоянный контроль продаж.

Издательский проект, по сути, это инновационная методология издательской деятельности, где все аспекты рассматриваются в комплексе, с учетом мониторинга книжного рынка, позиций конкурентов, запросов общества, состояния материальной базы и специалистов данного издательства.

Следует отметить, что издательские проекты подготовки изоизданий с каждым годом становятся все более популярными. Выпуском альбомов по искусству занимаются сейчас многие ведущие отечественные издательства. Анализ современного книжного рынка страны выяв144

ляет шесть лидирующих издательств по выпуску художественных альбомов: «Белый город», «Эксмо». «Росмэн», «Олма Медиа Групп», «Вла-дис», «Вита Нова». Необходимо отметить, что существует ряд издательств, специализирующихся на выпуске изданий по искусству. Прежде всего, это «Арт-Родник», «Искусство - XXI век». Обратимся к рейтинговой таблице 2012 года, опубликованной на сайте Книжной палаты, по видам изданий изобразительного искусства (табл. 1) [4].

Таблица 1

Рейтинговая таблица по видам изданий

Вид издания Число изданий, печ. ед. Общий тираж, экз.

Книжки-раскраски для детей 1 884 22 128 496

Альбомы 869 1 580 107

Календари 444 7 471 294

Изобразительные плакаты 404 1 666 904

Комиксы 136 452 424

Изобразительные открытки 25 38 013

Всего изоизданий: 3 762 33 337 238

Лидирующее положение занимает выпуск книжек-раскрасок. На втором месте - художественные альбомы. По сравнению с показателем выпуска художественных альбомов в 2011 году (630) число названий в 2012 году возросло (869), но незначительно, чего не скажешь о тех же самых книжках-раскрасках для детей: в 2011 году - 1239 названий, в 2012 году - 1884.

За современными тенденциями, приоритетами следят также и ведущие российские музеи при организации временных выставок. Помимо классических альбомов по искусству, выпуском которых всегда занимались ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, крупные музеи изобразительного искусства разрабатывают издательские проекты в контексте выставочных проектов, включая к художественному альбому креативные разработки изданий для детей, электронные издания и т. д.

К открытию новой выставки в Государственной Третьяковской галерее традиционно издается художественный альбом по искусству, т. е. изоиздание, имеющее пояснительный текст, в котором воспроизведены работы, представленные на выставке. Аппарат такого издания обычно состоит из вступительной статьи искусствоведа, научной по типу, каталога выставки, биографических сведений о художниках, именного указателя, списка сокращений и т. д.

145

Автор книги «Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий» С.М. Болховитинова [2] подробно рассматривает, в чем специфика проектирования альбомов по искусству, отмечая одним из самых важных этапов - установление читательского адреса. То же отмечает И.А. Жарков, признавая моделирование читателя ключевой составляющей любого редакторского моделирования («модель читателя» - это обязательный элемент любой редакторской модели» [3, с. 56]).

Для верного определения типа художественного альбома, изданного к открытию выставки в ГТГ, приведем классификацию Болховитиновой:

• Альбом по искусству массового познавательного типа рассчитан на ознакомление широких кругов читателей с произведениями искусства, привлечение их внимания к искусству, обогащение духовной жизни. Научных знаний об искусстве альбомы такого типа не содержат.

• Альбом по искусству агитационно-пропагандистского типа выпускается для пропаганды выдающихся произведений искусства, идейного и морального воспитания читателей. Таким образом, сохраняя просветительские задачи, такое издание акцентировано на художественно-образном выражении важных политических событий и явлений классовой и социальной борьбы. Альбомы такого типа также рассчитаны на широкие круги читателей.

• В альбоме по искусству научного типа анализируются, систематизируются, социально и профессионально оцениваются произведения искусства в расчете на высококвалифицированного читателя и специалиста в области искусства. В таких изданиях не остаются в стороне и интересы широких кругов любителей искусства.

• Альбом по искусству научно-популярного типа содержит также научные знания по искусству, но передает их читателю в популярной форме в расчете на его приобщение к науке об искусстве, привитие навыков к анализу и глубокой оценке произведений и явлений искусства. Эти издания рассчитаны на широкие круги читателей, особенно на учащуюся молодежь.

• Альбом по искусству учебного типа рассчитан на обучающихся искусству самодеятельных художников, студийцев, студентов и содержит материалы, помогающие видеть и художественно осмыслить явления жизни с позиций реализма, профессионально передавать свои наблюдения в своих же произведениях.

146

• Альбом по искусству информационно-справочного типа издается в расчете как на специалистов, так и на широкие круги читателей. Его главная цель - систематизированно, на научной основе сообщать справочные и информационные сведения о произведениях искусства, мастерах, методах и стилях. Их диапазон довольно широк. Это информационно-справочные альбомы для посетителей музеев, альбомы - «компасы» по искусству, альбомы - характеристики периодов, школ и пр.

Автор классификации отмечает, что тип информационносправочного альбома может соединяться с типами научного и учебного альбома. Художественные альбомы по искусству, входящие в издательский проект ГТГ, являются научными по типу. Рассмотрим альбом к выставке 2012 года «Натюрморт. Метаморфозы». В издание вошли: предисловие от составителей, две научные по типу статьи: искусствоведа, куратора выставки Светланы Усачевой («Метаморфозы русского натюрморта») и искусствоведа Кирилла Светлякова («Опредмеченные люди и распредмеченные вещи»), репродукции произведений, представленных на выставке (четыре раздела: «Аллегорические натюрморты и натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий»; «Цветы и плоды»; «"Кухни" и "трапезы"»; «Фигурные обманки. Натюрморт в портретах и жанровых картинках»), каталог выставки, биографические сведения о художниках, чьи произведения включены в издания, принятые сокращения, а также краткое изложение (Summary) и каталог выставки («Catalogue») на английском языке. Авторы статей анализируют, систематизируют, профессионально оценивают произведения искусства в расчете на высококвалифицированного читателя и специалиста в области искусства. Доступность изложения, иллюстративный ряд дают возможность охватить и широкий круг любителей искусства (что и отмечено составителями альбома в аннотированной каталожной карточке - адресовано специалистам и ценителям классического и современного изобразительного творчества).

В последнее время в издательский проект, приуроченный к открытию выставки, начали включать издания для детей и юношества с целью привлечения, обучения юного посетителя. Это может быть сказка, специально написанная для издательского проекта к открытию выставки, или компьютерная игра, или издание с избранными репродукциями работ, представленными на выставке с адаптированным для детей текстом и т. д.

Модель издания разрабатывается на основе концепции. Основа для формирования модели издания и его проектирования, основа всего редакционно-издательской процесса подготовки издания - это концепция издания. В данном случае, разрабатывая концепцию выстав147

ки, сотрудники одновременно разрабатывают концепцию изданий, которые будут готовиться к выходу к моменту открытия этой выставки.

Куратором выставки «Натюрморт. Метаморфозы» - Светланой Усачевой - была предложена рабочая модель книги для детей и электронной игры для детей на этапе рассмотрения концепции выставки. Эта рабочая модель легла в основу концепции изданий. Когда эти рабочие модели были рассмотрены и утверждены, куратором совместно с сотрудниками редакционного отдела ГТГ были сформированы модели этих изданий.

Следует разобраться в разнице между рабочей моделью, концепцией и окончательной моделью издания. И.А. Жарков подробно рассматривает эти три этапа, над которыми работает редактор в издательстве, а в данном случае - куратор выставки, как основное лицо, совместно с редактором ГТГ: «На практике элементы моделирования присутствуют уже на ранних стадиях редакторской работы, когда в сознании редактора формируется образ будущего издания. Хотя этот образ обладает самыми общими чертами, тем не менее, степень выраженности и достоверности принципиальных характеристик моделируемого объекта является достаточно высокой. Затем образ как первичная модель, находясь в движении и развитии, приобретает относительную завершенность и становится рабочей моделью, то есть такой моделью, которая позволяет расценивать ее в качестве основания для выработки критериев оценки материала, выдвижения рабочих версий и в итоге -для принятия редакторских решений. Рабочая модель закономерно ложится в основу концепции издания, которая представляет собой модель более высокого уровня» [3, с. 52, 53].

Концепции изданий напрямую связаны с тем бюджетом, который отведен спонсорами выставки на подготовку и печать художественного альбома и иных изданий. Качество полиграфического исполнения, объем, наличие дополнительных изданий - все это согласовывается со спонсорами в соответствии с бюджетом выставки.

Куратор выставки не только разрабатывает концепцию самой выставки, вынося на рассмотрение тему будущей выставки, производя отбор необходимых произведений, осуществляет организацию всего процесса подготовки выставки (совместно с хранителями, с отделом выставок, PR-отделом и т. д.), но и курирует подготовку художественного альбома, а также предлагает концепции дополнительных изданий.

Работая над книгой для детей «Цветы и плоды. Путешествие в картину», Светлана Усачева стремилась достичь нескольких целей:

1) не просто познакомить юного читателя с основными шедеврами в жанре натюрморта, представленного на выставке, но пробудить любопытство к мельчайшим деталям картины; 2) не просто дать основную
148

информацию об авторах картин, познакомить с основными понятиями, особенностями этого направления в живописи, но в игровой форме подвести ребенка к анализу картины, к тому, чтобы ответы на вопросы смог дать сам читатель.

Для создания игрового настроения автором проекта в книгу был включен блок с наклейками с деталями рассмотренных натюрмортов. С помощью них ребенок в конце книги на специальных разворотах напротив репродукций натюрмортов И.Ф. Хруцкого может создать свой натюрморт. Процесс моделирования подобного издания по искусству охарактеризован автором монографии «Книга по искусству как феномен гуманитарной культуры. Книговедческий аспект» С.Г. Антоновой: «...в процессе моделирования книги создается мысленный образ представления реципиента о художественном объекте, затем он интерпретируется автором книги, превращаясь из объекта отражения в аргументацию, подтверждающую сформировавшееся в процессе восприятия искусства понимание искусства автором. Теперь объектом интерпретации становится уже не искусство, а отношение созерцателя к нему» [1, с. 42, 43]. Для усвоения и лучшего запоминания особенностей жанра натюрморта в живописи в издательский проект в рамках выставочного проекта был также включен диск с игрой по созданию натюрморта, адресованный юному посетителю выставки ГТГ.

Основная задача издательского проекта - следуя принципам проектного менеджмента, выпустить одну или ряд книг и провести определенные мероприятия по их продвижению. Срок выпуска книг (и сроки выполнения основных этапов) четко определен. Планирование расходов на издательский проект зависит более всего от того, сколько средств было выделено организацией на его реализацию, насколько интересен он издательству, спонсорам. А ограничения по выполнению издательского проекта связаны с тем, насколько профессиональны исполнители (авторы, редакторы, художники, верстальщики, полиграфисты, маркетологи и т. д.), которых привлекли к реализации проекта, насколько позволяет полиграфическое оборудование выполнить поставленные задачи.

Исходя из того, что издательский проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, имеющих своей целью выпуск и реализацию одной или более книг в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и установленного качества, издательский проект, приуроченный к открытию выставки в Государственной Третьяковской галерее, отвечает всем требованиям подготовки современного издательского проекта.

1. Установленные конкретные цели - подготовка и выпуск изоизданий по теме готовящейся выставки; предоставление наиболее полного и интересного объема информации по выставке; реализация всего тиража.
149
2. Временные ограничения - издательский проект должен быть выполнен к дате открытия выставки.
3. Установленный бюджет - утверждается на стадии подготовки концепции совместно со спонсорами выставки.
4. Специфическая организация осуществления.
5. Рекламная кампания - как таковая, традиционная рекламная кампания конкретных изданий отсутствует, рекламируется сама выставка (баннеры, щиты, флаеры, статьи, репортажи на телевидении и т. д.), а на вернисаже и в последующие дни (иногда тиражи бывают распроданы еще в первый день) производится распространение изданий.

Следует отметить особенности подготовки и реализации издательского проекта, приуроченного к открытию выставки в музее изобразительного искусства:

1) подготовкой проекта должны заниматься специалисты-искусствоведы;
2) быстрая и слаженная работа над проектом, необходимость выпуска альбома к дате открытия выставки;
3) высококлассная художественная подготовка макетов изданий;
4) по возможности - включение в проект издания для детей;
5) малотиражность издания (в связи с этим, высокая цена на

альбом);

6) реализация данного продукта должна проводиться в киосках музея, где открыта выставка.

Библиографический список

1. Антонова С.Г. Книга по искусству как феномен гуманитарной культуры. Книговедческий аспект : монография / С.Г. Антонова. -М., 2001. - 224 с.
2. Болховитинова С.М. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий [Электронный ресурс] http:/ /www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/part-006.htm (дата обращения 25.02.2013).
3. Жарков И.А. Проблемы редакторского мастерства. Вопросы теории : конспект лекций / И.А. Жарков. - М. : МГУП, 2011. - 90 с.
4. http://www.bookchamber.ru/content/stat/stat_2012_i.htm l (дата обращения 06.06.2013).
150
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты