Спросить
Войти

ЖУРНАЛИСТИКА В МОДУСЕ КУЛЬТУРЫ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Автор: Корконосенко Сергей Григорьевич

Видные ученые

(к 70-летию С.Г. Корконосенко)

Научная и педагогическая общественность отмечает 70-летие со дня рождения известного исследователя журналистики, доктора политических наук, профессора Санкт-Петербургского университета Сергея Григорьевича Корконосенко - автора широкого круга монографий и статей, а также учебников и учебных пособий, используемых в научно-исследовательской работе, в учебной работе студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих журналистику.

Среди его публикаций последних десятилетий можно выделить следующие: «Социология журналистики: очерки методологии и практики», «Основы творческой деятельности журналиста», «Основы журналистики», «Журналистика в мире политики», «Актуальные проблемы современности и журналистика», «Правовой статус средств массовой коммуникации», «Теория журналистики: моделирование и применение» и др.

С.Г. Корконосенко заведует кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского университета. Им разработаны и активно применяются в образовательном процессе вузов России курсы лекций по дисциплинам «Основы теории журналистики», «Методика преподавания журналистских дисциплин», «Правовые основы журналистики», «Актуальные проблемы истории и теории журналистики».

Профессор С.Г. Корконосенко - один из самых уважаемых ученых, очень много сделал для развития и совершенствования журналистского образования, активный участник Учебно-методического объединения по журналистике, один из инициаторов Невской премии, которая ежегодно присваивается ученым и преподавателям в сфере журналистики, создатель и руководитель творческих коллективов, которые активно разрабатывают новые направления в науке и медиаобразовании.

Долгих и плодотворных ему лет, новых высот в творчестве во благо отечественного журналистского образования!

УДК 070

DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51402

С.Г. КОРКОНОСЕНКО доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ

М.А. ВОСКРЕСЕНСКАЯ доктор исторических наук, профессор СПбГУ

Журналистика в модусе культуры: институциональный взгляд

В статье рассматриваются основания для исследования журналистики как одного из институтов культуры. Авторы оценивают возможности и целесообразность использования институциональной методологии для анализа журналистики. На данном пути открываются перспективы развития культурологии журналистики как актуального научно-дисциплинарного направления, которое традиционно органично для российских научно-педагогических школ.

S.G. KORKONOSENKO Doctor of Political Sciences, Professor, Head at the Chair of Theory of Journalism and Mass Communications of St. Petersburg State University

M.A. VOSKRESENSKAYA Doctor of History, Professor of St. Petersburg State University

Journalism in the mode of culture: Institutional view

* Корконосенко Сергей Григорьевич, e-mail: s.korkonosenko@spbu.ru

The article considers the grounds for the study of journalism as one of the cultural institutions. The authors assess the possibilities and expediency of using institutional methodology for analyzing journalism. This way opens up prospects for the development of cultural studies of journalism as an actual scientific and disciplinary area of activity, which is traditionally organic for Russian scientific and pedagogical journalism schools.

Теория журналистики не может не откликаться на резкую модернизацию производственно-технологической базы массово-информационной индустрии, равно как и на сопутствующее ей обновление отношений практической журналистики с социумом в целом и его институтами. Как резонно замечают исследователи, «становится очевидным <...> что дигитализация привела к необходимости переоценки теорий, с помощью которых мы постигаем смысл журналистики»1. Вместе с тем заслуживают внимания и опасения известных теоретиков по поводу торопливой ломки или «закрытия» самой журналистики и ее понимания в науке. Барби Зелизер в данной связи поясняет: «Прослеживая длинный ряд технологических механизмов, которые дали журналистике возможность сохранить свою жизнеспособность, скажем, что "цифровое" в цифровой журналистике - это механизм, а не среда, передний план, а не фон, сцена, а не реальность <...> Как и другие сферы, которые были преобразованы цифровыми технологиями, такие как образование, рынок, право и политика, именно сфера деятельности - журналистика - придает технологии цель, форму, перспективу, смысл и значение»2. Российские ученые тоже выражают беспокойство насчет подстановки в теоретическом дискурсе медиа вместо журналистики, находя в этом проявление социологизма и «пришедшего с Запада "вульгарного экономизма"»3. Целенаправленные научные изыскания приводят к обоснованному выводу о

1 Steensen S, Ahva L. Theories of journalism in a digital age // Journalism Practice, 2015, vol. 9(1), p. 1.
2 Zelizer B. Why journalism is about more than digital technology // Digital Journalism, 2019, vol. 7(3), p. 348-349.
3 Дмитровский А.Л. Теории журналистики: почему они «не работают»? (Проблема синергетического подхода к журналистским явлениям) // Вопросы теории и практики журналистики, 2019, т. 8, № 1, с. 45.

том, что журналистика, вне сомнения, сохраняет себя и в качестве общественной и профессиональной практики, и как суверенная область теоретических изысканий1.

Путь к преодолению упрощенного понимания журналистики в технократическом ключе лежит через глубокое осмысление ее идентичности как социального института. Именно такая методология открывает сущностные характеристики, которые при иных подходах неразличимы за покровом конъюнктурных случайностей и технологических подробностей. Как утверждают специалисты в области методологии, «сегодня институционализм - это широко признанный подход к изучению журналистики»2. Другие известные исследователи пишут в данной связи: «Мы согласны со сторонниками институционалистского взгляда на журналистику как на социальный институт. Хотя существует много разногласий по поводу того, следует ли и можно ли рассматривать журналистику как профессию, занятие, ремесло или труд <...> большинство людей согласятся с идеей о том, что журналистская работа в основном выполняется в рамках институциональной структуры»3. Развивая свои идеи о журналистике как институте, они предлагают рассматривать ее в двух институциональных измерениях - в политическом поле, как это чаще всего происходит в западной традиции, и в поле повседневной жизни: «в мире, где работа над своей идентичностью все больше становится делом индивида <...> журналистика - это не только обеспечение ориентации на политической арене. Журналисты также должны работать в области повседневной жизни, предоставляя помощь, советы, рекомендации и информацию об управлении собой и повседневной жизнью»4. Мысль о погруженности журналистики в мир повседнев1 См.: Berezhnaia M.A. Theoretically proven: Journalism is alive! // Media Education, 2018, vol. 2, pp. 122-124; Корконосенко С.Г. Теория журналистики: от схематизма к реализму // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, т. 5, № 4, с. 536-545.

2 Ryfe D.M. News Institutions // The sage handbook of digital journalism. N.Y.,
2016, p. 370.
3 Hanitzsch T., Vos T.P. Journalistic roles and the struggle over institutional identity: the discursive constitution of journalism // Communication Theory,
2017, vol. 27, p. 119.
4 Hanitzsch T., Vos T.P. Journalism beyond democracy: A new look into journalistic roles in political and everyday life // Journalism, 2018, vol. 19(2), p. 147.

ности и содействии людям в самоопределении в текущей реальности разделяют исследователи из разных стран .

Методологические установки. Вместе с тем представляется, что на уровне поиска идентичности - как индивидуальной, так и социально-групповой, институциональной, национальной - анализ переходит с повседневности в более широкую систему координат, а именно в социально-культурную. Помощью, советами и рекомендациями отнюдь не исчерпывается тот вклад, который журналистика вносит в обустройство совместного проживания людских общностей. Объемность и значение этого вклада становятся отчетливо зримыми, если взять на вооружение культурологический инструментарий. В одной из немногочисленных (и потому особенно приметных) монографий о культурном измерении массмедиа говорится: «С точки зрения культуры содержание медиа - это не просто новости, реклама или развлечение <...> влияние медиа не ограничивается пониманием опыта чтения газеты, или просмотра телевизора, или непосредственным влиянием этих видов деятельности на поведение. Медиа тонко влияют на саму природу того, как мы общаемся с другими, тем самым изменяя базовые человеческие отношения в современном обществе»2. Другие поборники культурологического понимания журналистики поднимают истолкование ее институциональных ролей до патетических высот: «Если изучать газету с точки зрения коммуникации как передачи [информации], то можно увидеть в ней средство распространения новостей и знаний, иногда дивертисмента <...> Ритуальный взгляд на коммуникацию будет сосредоточен на другом спектре проблем при изучении газеты. Например, он будет рассматривать чтение газеты не столько как отправку или получение информации, сколько как посещение мессы <...> Газеты действуют не как источник эффектов или функций, а как <...> представления о том, что есть мир в своей основе

1 Cm.: Gadini S.L. Contemporary journalism: In search of a constructive theory // Brazilian Journalism Research, 2005, vol. 1(2); Moores S. Media and everyday life in modern society. Edinburgh, 2000.

Hallahan K. The consequences of mass communication. Cultural and critical perspectives on mass media and society. N. Y., 1997, p. 2.

<...> это представление реальности, которое придает жизни совокупную форму, порядок и тональность»1.

Цель статьи заключается в выявлении базовых характеристик журналистики как института культуры и возможных методологических подходов к ее изучению в данном качестве. Авторы предпринимают критический анализ литературы, затрагивающей функционирование журналистики как участницы и фактора культурно-духовной жизнедеятельности общества. Первостепенное внимание уделяется институциональной исследовательской методологии. На основе синтеза научных положений о тенденциях развития журналистики в XXI в. и ее потенциале в культурной сфере формируется общее представление об этом влиятельном институте культуры.

Потенциал культурологии журналистики. Анализ взглядов и концепций, существующих в современной литературе, дает возможность заключить, что есть серьезные аналитические предпосылки для изучения журналистики как социального института культуры. Более того, в текущем столетии складывается острая потребность в таком исследовательском проекте, хотя бы по той причине, что возрастает конъюнктурная опасность «переподчинить» журналистику контексту развития информационно-коммуникативных технологий. В частности, зарубежные исследователи состояния дел в российской прессе прямо указывают на то, глобально-универсальные цифровые инновации должны быть адаптированы под конкретную культурную и профессиональную среду: «Машинерия мало располагает к созданию глубокой, вдумчивой и нравственно возвышенной "литературы" в облике журналистики, которая является основополагающей этикой в русской журналистике. С этой традиционной российской точки зрения разрыв между морально возвышающей журналистикой (с богатым культурным и социальным капиталом), с одной стороны, и та-гетированной цифровой информацией <...> с другой, делает новое поколение цифрового поиска и распространения еще более чужеродным. Чтобы цифровая журналистика приобрела жизненную силу в этом регионе, нужно рассмотреть, насколько она соотносится с культурным капита1 Carey J.W. Communication as culture: essays on media and society (Revised ed.). N. Y.; London, 2009, p. 17.

лом<...>» . Как показывает изучение национально-специфических характеристик российских научно-педагогических школ журналистики, им традиционно близок социально-культурный угол зрения на прессу2.

В дисциплинарно-методологическом плане требуется отделить те свойства журналистики, которые в большей степени соотносятся с социологическими измерениями объекта, от тех, которые несут в себе культурное содержание, при всей относительности такого разделения. Для социологии на первый план выступают организационно-структурные характеристики институтов и учреждений культуры, способы их функционирования, отношения с социальными субъектами, общественно значимые эффекты и т.п. Заметим, что зачастую в этих аспектах, функциональных и реляционных, по инерции строится и анализ журналистики. Между тем специфическими для культурологии являются процессы и последствия, связанные с формированием, сохранением и распространением культурного богатства, норм и ценностей как на уровне индивидов (инкультурация), так и на уровне людских общностей (культурная интеграция). Логично будет допустить, что именно здесь открывается поле деятельности для культурологии журналистики. Далее, в социологии акцентируется значение коммуникаций, которые создают сеть общения и взаимодействия между всевозможными участниками культурной жизни. Вряд ли изучения этой обеспечивающей, сопровождающей роли достаточно для понимания позиций журналистики в культурном процессе. Она устремлена к активному освоению, регулированию и сотворению культурного мира, в характерных для нее сегментах.

Оценивая в целом, термин «институт культуры» используется в современной научной литературе, но теоретически разработан слабо - нет его единой трактовки, не сложилось и какой-то целостной концепции. В приложении же к журналистике понятие института культуры почти совершенно не рассмотрено. Поскольку общепринятой дефиниции пока не

1 Erzikova E, Lowrey W. Russian regional media // Digital Journalism, 2017, vol. 5(7), p. 935.
2 См.: Хубецова З.Ф. Российские научно-образовательные школы журналистики как часть мирового научного и образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 2018, т. 15, вып. 2, с. 312-326.

выведено, уместно сформулировать его рабочее определение. Институт культуры - это социальный институт, обеспечивающий удовлетворение духовных потребностей общества и непрерывное динамическое воспроизводство культуры через поддержание бесперебойного функционирования ее механизмов (таких как ментальные установки, концепты, формальные и неформальные нормы, стереотипы поведения, традиции и т.п.). Иными словами, это форма организации духовной жизни. Степень развитости и эффективности институтов культуры, которые, с одной стороны, отражают характер мышления и образ жизнедеятельности общества, а с другой - оказывают на них влияние, в конечном счете, определяет общее культурное состояние социума.

К институтам культуры традиционно относят науку, образование, искусство и религию. Иногда к этому перечню добавляют СМИ, что представляется некорректным, неверным по сути и фактически лишенным смысла. Разумеется, невозможно отрицать, что в XXI в. приобщение людей к духовным ценностям и их культурная социализация осуществляются в значительной мере (если не в первую очередь) посредством СМИ. Однако СМИ - это организационно-технологический ресурс, инструмент, предназначенный для решения массово-коммуникационных задач. В то время как социальным и культурным институтом, представляющим сферу массовой информации и массовой коммуникации, выступает журналистика. В этом качестве ей принадлежат функции, универсальные для всех институтов культуры, пересекающиеся с функциями каждого из них, и специфические, т.е. свойственные именно ей и выполняемые только ею.

К универсальным функциям всех институтов культуры можно отнести их участие в таких процессах, как формирование картины мира, системы ценностей, критериев социокультурной идентичности человека на всех уровнях социального бытия (индивид, группа, общество), генерация способов культурной интеграции социума, накопление, сохранение и трансляция культурного опыта, анализ, медийное отражение и трансформация культурного состояния общества. Каждый из институтов культуры решает эти генеральные задачи по-своему, исходя из собственной специфики, выстраивая иерархию «курируемых» аспектов

культурного процесса и подбирая в рамках своей «специализации» необходимый инструментарий.

Так, журналистика выполняет свою миссию через массовое распространение социально значимой информации. Следует подчеркнуть, что информирование широкой аудитории - это метод, а не суть журналистской миссии. Посредством сбора, обработки, интерпретации, особой подачи информации журналистика реализуется во множестве разнообразных социальных ролей. Применительно к сфере культуры она может выступать как просветитель, морализатор, организатор досуга, охранитель культурных ценностей, мифотворец, пропагандист, агент культурной социализации, регулятор социокультурных процессов и отношений, исследователь, даже творец. И это далеко не исчерпывающий список.

Во многих указанных ролях журналистика соотносится с другими институтами культуры, при этом не дублируя их, но адаптируя соответствующие направления социокультурной деятельности к своему адресату и к собственной миссии. Выступая как специфический способ познания окружающей действительности (прежде всего социальной реальности в ее актуальном состоянии), она опирается на факты и строгие доказательства (во всяком случае, таково требование профессиональных стандартов), хотя и не претендует на прерогативы науки, сосредоточенной на постижении объективных законов мироздания. В своей просветительской ипостаси она не замещает систематическое образование, однако журналистика незаменима в деле приобщения к ценностям культуры самых широких масс с помощью доступно изложенных сведений из любой области знания. Эстетическое освоение мира журналистикой не превращает ее в искусство, и все же журналистское произведение, строящееся не только на фактах, но и на образах, призвано воздействовать не только на разум, но и на чувства, способно вызывать эмоциональный отклик у аудитории1. Ни в коей мере не подменяя собой религию, журналистика по-своему направляет духовные искания человека.

1 Cm.: Berezhnaia M.A. Aesthetic criteria in journalism in the aspect of professional education // Media Education, 2019, vol. 59(2), p. 207.

Ненадлежащее исполнение социальных ролей, т.е. их искажение, недовоплощение и т.п., приводит к нежелательным эффектам, а в конечном счете к дисфункции журналистики, когда она утрачивает способность выполнять свое истинное предназначение, а ее деятельность, внешне отвечающая запросам массовой аудитории, в реальности перестает соответствовать подлинным интересам общества. К примеру, для одной редакции безупречная грамотность размещаемых текстов (речевая культура) является непреложным правилом, а другая легко пренебрегает этим правилом. В одних изданиях публикуются аналитические материалы об искусстве, а другие предпочитают давать поверхностную информацию о жизни «звезд» шоу-бизнеса. Публицистические выступления могут служить нравственным камертоном, а могут опускаться до низменных устремлений. Снижая культурную планку, требовательность к языку и содержанию публикуемых материалов, СМИ выигрывают коммерчески, но при этом размывают сущностное ядро журналистики. И, вне всякого сомнения, оказывают негативное влияние на общий культурный уровень аудитории, а в конечном счете - на культурный облик общества в целом. Сложившаяся в конкретном социуме парадигма (модель) журналистики непосредственным образом коррелирует с состоянием культуры данного общества (если под культурой понимать пространство смыслов и ценностей).

Осмысление журналистики как института культуры открывает перспективное направление ее дальнейшего изучения и намечает возможные научные подходы к ее культурологическому исследованию. Но как ни парадоксально, при явной целесообразности использования культурологической методологии, культурология журналистики и в России, и в мире только начинает обретать права гражданства как научная дисциплина. Для российской и международной научной среды привычно употребление таких понятий, как журналистика по вопросам культуры (cultural journalism) и, еще более, журналистская культура (journalism culture), которые ни в малейшей степени не соотносятся с культурологией. В целом культурный контекст занимает далеко не приоритетное положение в массиве научных публикаций. Немецкие специалисты проанализировали международные научные журналы и дали срез дисциплинарных подходов, в рамках которых изучаются проблемы

журналистики. Среди контекстов, повлиявших на строй мышления исследователей прессы, явно первенствует политика (40,4%), затем следуют технологии (14,9%), и на большом удалении находится целая группа, в которую включены культура, законодательство, религия и др. (2,3%)1.

В то же время опыт теоретического осмысления куль2

турологии журналистики показывает, что она может стать в ряд с такими успешно разрабатываемыми дисциплинами, как социология журналистики, психология журналистики, политология журналистики, этика журналистики и др. На данном направлении найдут применение разнообразные методологические решения, включенные в комплекс культуры исследования журналистики3. Так, субстанциональный подход предполагает выявление сущностных характеристик журналистики как социокультурного явления. Функциональный подход призван уточнить ее генеральное назначение, ведущие и латентные функции в культурной жизни общества. Реляционный подход позволит рассмотреть в контексте культуры внешние связи журналистики с другими институтами: государством, властью, бизнесом, аудиторией и др. Праксиологический подход нацелен на анализ профессионально-практической деятельности в ракурсе культурных задач и эффектов. Необходимо и привлечение самоочевидных для культурологических изысканий подходов - аксиологического, антропологического, этнокультурного и других. На этих методологических основах возможна разработка конкретных алгоритмов культурологического анализа на эмпирическом и прикладном уровнях.

Проведенный анализ убеждает в продуктивности институционального подхода к пониманию современного состояния и тенденций развития журналистики. Данный подход может быть распространен и на ее функционирование в сфере культуры. В частности, он способствует преодолению

1 См.: Löffelholz M, Rothenberger L. Eclectic continuum, distinct discipline or sub-domain of communication studies? Theoretical considerations and empirical findings on the disciplinarity, multidisciplinarity and transdisciplinarity of journalism studies // Brazilian Journalism Research, 2014, vol. 10(2), p. 74.

См.: Воскресенская М.А. Культурологическое знание о журналистике // Теория журналистики в России. СПб., 2018, с. 218-251.

3 См.: Khubetcova Z.F., Korkonosenko S.G., Blokhin I.N., Kolodiev N.N., Kurushkin S.V. Theoretical and methodological culture of journalism research in Russia // Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research. Special issue, 2019, 09/01-VI.

технократического детерминизма, проявления которого наблюдаются в теоретическом дискурсе о журналистике XXI столетия. Журналистика как институт культуры не только обладает высоким потенциалом влияния на общественную жизнь, но и повседневно реализует себя в этом качестве, участвуя в формировании системы ценностей, социокультурной идентичности человека и социальных общностей, духовной интеграции социума и тесно взаимодействуя с другими институтами и т.п. В культурологическом контексте находят применение разнообразные исследовательские методологии, освоенные в теории журналистики, что открывает перспективы для выполнения оригинальных проектов на концептуальном и эмпирическом уровнях.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ЖУРНАЛИСТИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ institutional approach journalism as a social institute of culture cultural studies of journalism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты