Спросить
Войти

Культура производственной книги и роль редактора в ее формировании (на примере практического пособия)

Автор: Малашук М.П.

Культура

производственной книги и роль редактора в ее формировании (на примере практического пособия)

М.П. Малашук,

магистрантка 2-го года обучения по направлению «Издательское дело»

По словам В.И. Васильева, степень востребованности книжного дела и характеризующая его уровень книжная культура (среди других факторов) определяют, в свою очередь, уровень культуры общества, его культурный потенциал. Поэтому книжную культуру как систему мы вправе - и обязаны - рассматривать и в системе функционирования культуры как составляющую культурного потенциала общества [3, с. 40].

Книжную культуру как систему невозможно представить без тех условий, которые должны обеспечивать ее высокий уровень. К важнейшим из них относится совокупность наработанных в издательском деле способов подготовки изданий, отвечающих высоким требованиям. Не случайно понятия «книжная культура» и «культура книги» (которая органично сопрягается с понятием качества издания) оказываются очень близкими.

В.Е. Барыкин указывает, что, «...пытаясь понять, что такое культура книги, нужно учитывать все стороны «книготворчества»: художественно-оформительскую и конструкторскую (дизайн), справочно-поисковую и комментаторскую (аппарат), редакторско-текстологическую (структура издания, точность текстов, состав, полнота издания) и т. д. Последняя сторона особенно важна, когда дело касается выпуска произведений, ранее не издававшихся или издававшихся в неполном, искаженном виде» [1, с. 86].

А.Э. Мильчин дает следующее определение понятия «культура книги»: «...степень соответствия воздействия книги на читателя за115

мыслу автора и издательства, задаче, поставленной ими перед книгой. Чем выше эта степень соответствия, тем выше культура книги» [5, с. 229].

Нам кажется, что очень интересным примером того, какое влияние на качество издания оказывает соблюдение (или, наоборот, несоблюдение) правил, обеспечивающих надлежащую культуру издания, являются производственно-практические издания. Издания данного вида содержат сведения по технологии, технике и организации производства, а также из других областей общественной практики [4]. Они отличаются четким читательским адресом, рассчитаны на специалистов определенных категорий и предназначены для повышения квалификации, совершенствования профессионального уровня. Эта задача выполняется, в основном, тремя путями:

1) распространением передового опыта;
2) информированием о научных достижениях, имеющих прикладное значение;
3) описанием рациональных приемов труда.

По широте охвата материала и характеру разрабатываемых тем производственно-практические издания подразделяются на группы, в рамках которых рассматриваются следующие вопросы:

1) технология производства;
2) организация и экономика производства;
3) оборудование;
4) охрана труда и техника безопасности;
5) обмен передовым опытом.

Согласно ГОСТ 7.60-2003, к производственно-практическим изданиям относятся: инструктивно-методическое издание, практическое пособие, практическое руководство, памятка, промышленный и номенклатурный каталоги.

Остановимся на особенностях практического пособия, которое является основным видом изданий для специалистов. Пособия призваны знакомить читателя с рабочим процессом на современном научном уровне. По характеру построения и подачи материала они близки к учебникам и учебным пособиям. Они должны содержать целостный и законченный курс, полностью исчерпывающий заданную тему. Авторы монографии «Типология изданий» (М., 1990) указывают, что для практических пособий «...остро стоит вопрос минимально достаточного материала. С одной стороны, в них не должно быть ничего лишнего, отнимающего время у современного очень занятого специалиста, с другой стороны, они должны обладать необходимой полнотой и достоверностью сведений, так как специалисты пользуются ими в своей профессиональной деятельности» [6, с. 51].

Каждый раз, обращаясь к пособию, читатель хочет быстро получить конкретную, представленную в сжатой форме информацию.

116

Но нередко ему приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы найти нужные сведения, вычленить их из общего массива материала. Чтобы этого не происходило, редактору, работающему над книгой, важно задать правильную структуру будущего издания, продумать, какими способами можно удачно преподнести информацию читателю. Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой, решая общую задачу. Добиться этого можно только при условии, если редактор, разрабатывая концепцию издания, будет учитывать роль каждой его подсистемы, не оставляя без внимания ни одного вопроса. Покажем это на примере.

Решая разнообразные задачи, готовя производственную книгу как системный объект, редактор продумывает в том числе и способы рациональной организации всех элементов полосы и разворота. Так, элементы, не введенные в массив основного текста в нужных по смыслу местах (т. е. не включенные в цепь последовательного чтения), должны как можно меньше дробить и сужать полосу набора. Визуально схожие между собой элементы, например, рубрики и колонтитулы, подписи к иллюстрациям и небольшие, оторванные от основного текста фрагменты, должны быть организованы так, чтобы не создавалось ложных, неоднозначных смыслов, усложняющих восприятие книги. С этой точки зрения полезны:

- специальные зоны размещения иллюстраций, подписей к ним, примечаний;

- концентрация примечаний, иллюстраций и подписей к ним в одном месте на развороте;

- вынесение примечаний, иллюстраций, таблиц из основного текста в специальные секции, расположенные в конце книги;

- применение линеек, рамок или специальных графических знаков для лучшего визуального обособления отдельных элементов, например примечаний, колонэлементов.

Кроме того, в производственно-практических изданиях часто встречаются важные по смыслу слова и обороты, предрасположенные к выделению. Во многих случаях требуют акцентировки отдельные положения, выводы и правила [2].

Однако применение средств акцентировки требует сдержанности. В общем случае не следует стремиться к присвоению каждой группе акцентируемых элементов (например, терминам, именам собственным,) своего собственного штрифтового графического признака. Лучше ограничиться одним шрифтовым средством, распространив его на все акцентированные элементы. Смысл выделения легко и однозначно выявляется из контекста. Конечно, существенные коррективы в систему средств акцентировки могут внести общее количество и частота выделений, их взаимные графико-композиционные и смысловые отношения, а также общий фон, на котором они происходят.

117

Здесь нужно отметить, что редактору, работающему над книгой, следует со всей ответственностью подходить к взаимодействию со специалистом по компьютерному набору и верстке (верстальщику) и составлять для него четкое техническое задание.

Важную роль играет иллюстративный материал, который во многих случаях является эффективным средством визуализации определенных производственных процессов. Иллюстрации являются составной частью содержания производственно-практических изданий и наравне с текстом участвуют в передаче определенной информации. Иначе говоря: часть содержания заключена в тексте, часть - в иллюстрациях [2].

Одна из задач редактора при подготовке иллюстраций -оценка степени необходимой наглядности изображения. Один и тот же объект может быть показан по-разному: с помощью ортогонального чертежа в трех проекциях, с помощью аксонометрического чертежа, в виде схемы, с помощью свободного рисунка или даже натурной фотографии [7, с. 127]. Редактору необходимо установить, какой должна быть иллюстрация, какими качествами она должна обладать, чтобы наилучшим образом выполнить свою функцию. Часто эту задачу нужно решать вместе с художником, однако только редактор владеет знанием о том, что именно должен получить читатель из производственной книги, и принципиально важные решения принимает именно он, стремясь дать адресату действительно полезные сведения и добиваясь максимально эффективного взаимодействия иллюстраций и текста. Таким образом, он заботится о качестве издания в первую очередь с точки зрения результативности овладения читателем содержания книги.

Итак, в данной статье мы попытались показать роль редактора в обеспечении высокого качества производственной книги и опирались при этом на фундаментальные категории «книжная культура» и «культура книги». Конечно, разработка этого вопроса требует детального анализа современных практических пособий с учетом специфики их функционирования и всех аспектов редакторской подготовки.

Библиографический список

1. Барыкин В.Е. О некоторых аспектах культуры книги в современных условиях / В.Е. Барыкин // Книга: Исслед. и материалы. -1997. - Сб. 74. - С. 81-98.
2. Болховитинова С.М. и др. Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий : учеб. пособие / под ред. С.М. Болховитиновой. - М. : МГУП, 2000. - 166 с.
3. Васильев В.И. Книжная культура в отечественной истории: теоретические и историко-книговедческие аспекты (XVI11 - начало XXI в.) : дис. ... д-ра ист. наук / В.И. Васильев. - М., 2005. - 100 с.
4. ГОСТ 7.60-2003. «Издания. Основные виды. Термины и определения».
118
5. МильчинА.Э. Издательский словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. / А.Э. Мильчин. - М. : Олма-Пресс, 2003. - 559 с.
6. Типология изданий / В.С. Агриколянский, А.А. Александрова, Г.И. Бахтурина и др. ; руководитель автор. коллектива Э.В. Голь-цева. - М. : Книжная палата, 1990. - 232 с.
7. Художественное конструирование и оформление книги / Е.Б. Адамов, В.Я. Быкова, И.Ф. Бельчиков ; под общ. ред. А.Д. Гончарова. - М. : Книга, 1971. - 248 с.
119
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты