Спросить
Войти

ОСВЕЩЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЬЮ ЦАРИЦЫНСКОГО УЕЗДА НАЧАЛА XX ВЕКА

Автор: Ситникова Татьяна Владимировна

УДК 070

Т. В. Ситникова

ОСВЕЩЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЬЮ ЦАРИЦЫНСКОГО УЕЗДА НАЧАЛА XX ВЕКА

До настоящего времени достаточно большое количество дореволюционных печатных изданий России (особенно в провинции) находится вне поля зрения исследователей. В этой связи актуально изучение истории региональной журналистики Нижнего Поволжья, поскольку это позволяет воссоздать более полную и объективную панораму не только социокультурной среды конкретного региона, но и общероссийского информационно-культурного пространства в целом. В статье рассматривается освещение еврейского вопроса в изданиях, издававшихся в начале XX века в Царицыне Саратовской губернии. Анализируется вклад представителей еврейской диаспоры в социокультурное развитие региона. Следует отметить, что эта проблема практически не изучена, разве что фрагментарно поднимается в справочниках, посвященных дореволюционной периодической печати Российской империи и краеведческой литературе (А. Г. Байкин, Г. М. Головкин; А. Л. Клейтман, А. В. Луночкин, С. Л. Мухина, В. Б. Смирнов).

Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлечённых из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Волгоградской области, фондов Волгоградского областного краеведческого музея, фондов зала редких и ценных изданий Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького. Поставленные задачи решались с использованием таких методов исследования, как контекстуальный анализ изданий, структурно-функциональный анализ содержания публикаций текстов разных жанров — редакционных объявлений, дневника печати, хроники, фельетонов.

DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10027

Провинциальная Россия — это сложное социокультурное образование, на формирование которого активно влияют многие факторы, в том числе и средства массовой информации.

В области разных научных дисциплин начался активный анализ и осмысление уникальных черт, свойственных самым разным сторонам российской провинции. В научном журналистском сообществе последних десятилетий XXI века также заметен интерес к региональной проблематике, которая стала предметом дискуссионного обсуждения [5].

Царицынский уезд — административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1780—1928 годах. Он заСитникова Татьяна Владимировна — кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы (Волгоградский социально-педагогический колледж, Волгоград, Россия); e-mail: sitnikovatanek@yandex.ru.

© Ситникова Т. В., 2020

89

нимал южную часть Саратовской губернии. На рубеже Х1Х—ХХ веков Царицынский уезд состоял из 10 волостей: Александровской, Балыклейской, Ерзовской, Ивановской, Липовской, Ольховской, Отраднинской, Песковат-ской, Романовской, Сарептской. Территория уезда граничила с запада с землями Войска Донского, с юго-востока — с Астраханской губернией.

Самым крупным поселением был город Царицын, который внёс существенный вклад в экономику и историю России. Возникновение в Царицынском районе крупного узла железнодорожных и водных путей сообщения предопределило мощное торгово-промышленное развитие города на рубеже Х1Х—ХХ веков. Благодаря этому за несколько десятилетий он превратился в один из крупных и важных транспортных узлов страны.

В начале ХХ века важную роль в жизни общества играли газеты и журналы. Периодическая печать в то время была не только главным источником информации, но и в ней, как в зеркале, отражались все процессы, которые происходили в национальном литературном процессе. В Саратовскую губернию входило десять уездных городов, однако именно в Царицыне на рубеже Х1Х—ХХ веков сложилась уникальная ситуация для развития местной прессы (в количественном и качественном показателе) [7].

Выгодное геополитическое положение и экономическое значение Царицынского уезда на рубеже Х1Х — ХХ веков сформировали устойчивые условия для функционирования региональной журналистики. Не менее важным условием для формирования издательского сегмента региона являются социокультурные факторы.

Нижнее Поволжье является одним из древнейших очагов человеческой культуры. Российские поволжские города в конце Х1Х — начале ХХ веков становились социокультурными центрами, ярко проявлявшими традиции и одновременно открытые к освоению и интерпретации новаций, что в значительной степени активизировало жизнь провинции. В городской повседневности, как в зеркале, отражались особенности проводимых в стране реформ.

На рубеже Х1Х — ХХ веков Царицын представлял собой крупный промышленный центр, имеющий богатую культурную жизнь, которая находила свое отражение в средствах массовой информации как регионального, так и общероссийского уровня.

Первая газета в Царицыне появилась в 1885 году, и уже к началу Первой мировой войны в городе издавались многочисленные периодические издания, позиционирующие себя не только как общественные, политические, экономические, но и как литературные.

Территория Царицына — Сталинграда — Волгограда с древнейших времен являлась местом проживания представителей различных народов. В настоящее время на его территории проживают представители более 110 народов и этнических групп [4, с. 5].В современной историографии Царицын может рассматриваться как яркий пример «города мигрантов» [3].

90

В конце XIX в. в г. Царицыне, не входящем в черту оседлости, проживало около 800 евреев, что составляло около 3 % населения уездного города. Следует отметить, что еврейское население Царицына было не простым. Это могли быть: купцы I гильдии, при условии непрерывного десятилетнего пребывания в Гильдии; лица, имеющие высшее образование; имеющие среднее медицинское образование; отслужившие в армии. Среди евреев города также преобладали ремесленники и оставшиеся после окончания военной службы солдаты-кантонисты. Таким образом, еврейское население Царицына складывалось из лиц, попадающих под действие одного из приведённых оснований.

В Царицынском уезде коммерсанты из еврейской среды играли важную роль в лесопильном производстве, металлообработке и торговле (М. Д. Гайворонский занимался лесоторговлей, купец 1 гильдии Цодик Эпштейн владел тремя лесопильными заводами и лесными складами на берегу Волги [6, с. 597]). Не менее популярной сферой деятельности евреев было ремесленное производство — швейное дело, изготовление и ремонт часов и ювелирных украшений. Комиссионные конторы царицынских евреев — торговые дома «И. Ольшанский и Ко», «Э. Б. Ольшанская и Ко» и «Наследники Ф. Басьяса» — имели свои представительства по всему уезду.

Первоначально еврейская община возникает в Зацарицынской части города, где 17 октября 1888 года открывается деревянная синагога со школой, позднее самовольно были открыты 2 молельни в частных домах Дормана. Практически сразу они были закрыты официальными властями, так как, по закону, евреи имели право совершать «общественные молитвы и богомолия» в синагогах только в черте оседлости, Царицын в эту черту не входил.

В 1905 г. в строительное отделение Саратовской губернии от жителей г. Царицына поступило прошение о разрешении построить здание для молитвенного дома. Примечательно то, что община была невелика, но, тем не менее, смогла построить большую хоральную синагогу (1911), что указывает на состоятельность еврейского населения города.

В конце XIX — начале ХХ веков принимала активное участие в общественной жизни города культурно-просветительская организация «Еврейский товарищеский союз», в городе действовало местное отделение «Общества для распространения просвещения между евреями», «Еврейское литературное общество» [1, д. 337]. Существовала в городе и еврейская школа (ешива), где обучение велось на древнееврейском языке [2, с. 63]. В Царицыне был организован еврейский любительский театр, под руководством Д. М. Мильвидского, ставившего спектакли по произведениям Шолом-Алейхема «Вразброд» и «Агенты».

Таким образом, к 1917 году в Царицыне, не входящем в черту оседлости, сложилась достаточно сильная еврейская диаспора. Во время революционных событий, в которых евреи Царицына принимали активное уча91

стие, представителями городского совета были Я. З. Ерман и Р. Я. Левин. После Октябрьской революции численность еврейской общины выросла, однако в 1929 году большинство раввинов были подвергнуты ссылке, многие евреи были вынуждены скрывать своё происхождение.

Развитие периодической печати различных конфессий, особенно в регионах, определяется государственной политикой по отношению к ней, количеством потенциальных подписчиков, политикой правящего архиерея по данному вопросу, наличию журналистов и священников-миссионеров, ориентированных на религиозные темы. Собственной газеты еврейская община города не имела, однако Справочник российской прессы за 1912 г. И. Вольфсона «Газетный мир» (СПб.) содержал информацию о 22 выходящих в Российской империи еврейских изданиях на идиш, девяти — на иврите, девяти — на русском языке, двух — на польском.

В государственных архивах не сохранилось точных данных о подписках представителей еврейской интеллигенции на различные газеты, мы можем сделать это заключение на основании косвенных источников: в царицынской газете «Волжско-Донской листок» (№ 314 от 16.01.1887) помещена статья «Что читали в Царицыне»; достаточно популярными были «Одесские новости» (15), «Вестник Общества Красного креста» (2), «Фармацевтический журнал» (4), «Гамелиц (Ха-Мелиц») (4), «Гайон» (1), «Еврейская Старина» (1) [9, с. 130]).

На рубеже Х1Х—ХХ веков царицынская пресса с разной долей внимания характеризовала такие стороны провинциальной жизни, как религию, образование, здравоохранение, зрелищные искусства, литературу, местные обычаи и нравы. Особое внимание провинциальных печатных изданий было обращено к вопросам этнического просвещения. На своих страницах местные периодические издания уделяли информационное поле для национально-культурных общин, тем самым формируя национально-культурное пространство региона. Однако публикации в печатных изданиях велись исключительно на русском языке, что вело к процессу «русификации» населения. Это объясняется общими тенденциями развития дореволюционной прессы в провинции [8]. Еврейский вопрос на страницах городских газет и журналов (в зависимости от редакторской политики) представлен достаточно неоднородно: от публикаций, полностью посвящённых проблемам еврейского населения, до паратекстов, для которых необходима региональная привязка.

Анализ рекламных объявлений царицынских периодических изданий даёт основание утверждать, что в большей степени представители еврейской интеллигенции были люди, имеющие высшее медицинское образование. Многие из царицынских врачей, несмотря на то, что занимались частной практикой, стали известны по всей России: хирург И. Л. Глезер, министр здравоохранения Л. И. Тагер, семейные династии Флоринских, Чигиринских, Перевозских. В типографии газеты «Царицынский вестник» издаётся отдельная брошюра «Список участковых врачей, попечителей и

92

санитарных наблюдателей в г. Царицыне», её редактор Е. Д. Жигмановский постоянно обращается к вопросам здравоохранения. В 1892 году в своей статье «О холере в Царицыне» он критикует местные власти, что вызывает резкую реакцию: статья запрещена цензурой и не разрешена к печати. В «Царицынском вестнике» №№ 2618, 2619, 2620 от 09.08.1907 статья Е. Д. Жигмановского о холере была изъята цензурой и запрещена к печати.

Дореволюционная журналистика России знала многих замечательных авторов. О высоком профессиональном уровне журналистов из регионов могут свидетельствовать их публикации в престижных «толстых» журналах и газетах Санкт-Петербурга и Москвы. Так, в конце XIX — начале XX веков редактор царицынской газеты «Волжско-Донской листок» Е. Д. Жигмановский и корреспонденты этого издания И. Г. Малинин, И. Г. Фролов печатаются в столичных изданиях — «Вестнике финансов», «Торгово-промышленной газете». Зачастую не только профессиональные литераторы, но и просто представители местной, зачастую революционно настроенной интеллигенции становились сотрудниками отечественных журналов. Революционный народник А. А. Александровский сотрудничал в ряде изданий, в том числе в ежемесячном литературном и научном журнале «Русское богатство», издававшемся в Санкт-Петербурге с 1876 по 1918 годы.

Первой царицынской литературной газетой был «Волжско-Донской листок» (1885 — 1901), который стал родоначальником местной прессы, а его редактора Е. Д. Жигмановского можно по праву назвать пионером литературной журналистики края. Это сразу же была полноценная газета, что для уездного города было огромной роскошью.

30 ноября 1897 года в Царицыне вышел первый номер ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Царицынский вестник», которая продолжила традиции «Волго-Донского листка» под редакцией Е. Д.Жигмановского. На протяжении многих лет издание неоднократно меняло название («Царицынский голос», «Царицынская молва», «Царицынский путь»), но всегда оставалось верным принципам журналисткой этики. В № 5065 от 03.01.1916 года «Царицынский вестник» пишет: «Мы всегда считали позорным подчинять печатное слово личным материальным выгодам и молчать тогда, когда следует громко во всеуслышание говорить...». Газета регулярно освещала заседания Городской думы, комментируя её решения, подчас критикуя городские власти. Особенно остро редакция реагировала на антисемитские публикации и высказывания, которые особенно усилились в 1914 —1916 гг., во время депортации евреев в связи с военными действиями.

На посту главного редактора ряда царицынских изданий Е. Д. Жигмановский зарекомендовал себя не только талантливым журналистом, но и общественным деятелем. Он был инициатором создания приюта для еврейских мальчиков, городской публичной библиотеки, в его типографии бесплатно обучались типографскому делу грамотные

93

девочки. В документах Государственного архива Волгоградской области (Ф. 2. Оп. 2. 1892 г. Д. 1. Л.134, 135, 136, 137) мы можем встретить «Особое мнение Гласного Царицынской Городской Думы Е. Д. Жигмановского» по вопросам общественной жизни. Занимая должность Гласного Думы, многое сделал для формирования культурного пространства региона. Однако 06.01.1907 года по распоряжению Татищева за политическую неблагонадёжность под усиленной охраной был выслан из Саратовской губернии. Газета продолжила выходить под руководством его супруги Е. Г. Жигмановской. В Царицыне на рубеже Х1Х — ХХ веков он создал тип издания, сыгравшего важную роль в национально-культурном информационном пространстве региона.

На местном уровне литературная журналистика как часть культуры Царицынского уезда политически менее ангажирована и имеет гуманистическую ориентацию на своего читателя. Профессиональная журналистская среда и целевая аудитория Царицынского уезда объединены между собой на основании интереса и любви к художественному творчеству без строгой дифференциации по социальным стратам и уровню экономического благосостояния, а главное, по национальному признаку.

Развитие региональной литературной журналистики способствовало формированию профессионального сообщества в этой сфере, активно влияющего на местную культурную политику. В том числе по инициативе царицынских литераторов при поддержке меценатов (в том числе и из среды еврейской интеллигенции) в Царицыне появился ряд учреждений культуры: городская публичная библиотека (ныне Областная универсальная научная библиотека), Дом общественного собрания Всесословного клуба (ныне театр музыкальной комедии), краеведческий музей, Дом науки и искусства (ныне Новый экспериментальный театр) и другие. Благодаря их социально-профессиональным установкам литературная журналистика Царицынского уезда рубежа Х1Х — ХХ веков функционировала в русле общих традиций российской журналистики, где всегда был активно представлен культурологический и просветительский импульсы. Таким образом, она являлась почти идеальным интегратором не только социальной, но и культурной среды региона, духовным регулятором различных сфер уездной жизни.

Периодическая печать, особенно на периферии, в силу своей специфики играла важную роль в формировании общественного мнения. Особое внимание провинциальных печатных изданий было обращено к вопросам социальной сферы, где особенно полемичным был «извечный еврейский вопрос».

История местных изданий имеет право на своё существование и новый, качественно другой угол изучения, так как не только дополняет многовековую общероссийскую историю печати, но и вскрывает общекультурные, политические, социокультурные запросы конкретного исторического периода.

94

Список литературы

1. ГАСО. Ф. 176. Оп. 1.
2. Литвинова И. Н. Евреи-предприниматели г. Царицына / / Евреи России, Европы и Ближнего Востока: история, культура и словесность: материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 14 апреля 2019 г.). СПб.: Петербургский ин-т иудаики, 2019. С. 63 — 68.
3. Максимова И. В. Уездные города Саратовской губернии в условиях модернизации конца XIX — начала XX века: культурологический аспект: дис. ... канд. ист. н.: 24.00.01. Волгоград, 2012. 185 с.
4. Национальности и национальные общественные объединения Волгограда: информационный справочник / под ред. А. И. Попова, А. В. Бабушкина. Волгоград, 2008. 416 с.
5. Повседневность российской провинции: история, язык и пространство: Материалы 3-й Всерос. Летней шк. «Провинциальная культура России: подходы и методы изучения истории повседневности», Казань, июнь-июль 2002 г. / Отв. ред.: В. С. Парсамов. Казань: Новое знание, 2002. 328 с.
6. Сборник сведений о действующих в России торговых домах (товариществах полных и на вере). Петроград, 1915. 755 с.
7. Ситникова Т. В. Литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX — XX веков: типологические модели, специфика функционирования: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М.: РУДН, 2018. 23 с.
8. Ситникова Т. В. Этническая самобытность региона в материалах царицынских периодических изданий рубежа XIX—XX веков // Медиачтения СКФУ: сборник научных статей Всероссийского научного семинара / отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачёв. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. С. 89—95.
9. Тушканов Д. И. Что читали в Царицыне в конце XIX века? / / Genesis:

исторические исследования. 2016. № 3. С. 130 — 136.

Sitnikova Tatyana М.

EXAMINING THE JEWISH QUESTION BY THE PERIODICAL PRESS OF THE TSARITSYN UYEZD AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

(Volgograd Social and Pedagogical College, Volgograd, Russia)

Up to now quite a large number of pre-revolutionary printed publications of Russia (especially in the province) are out of sight of researchers. In this connection it is relevant to study the history of regional journalism of the Lower Volga region, as it allows recreating a more complete and objective panorama not only of the socio-cultural environment of a particular region, but also of the all-Russian information and cultural space in general. The article touches upon tackling the Jewish question in the editions published at the beginning of XX century in Tsaritsyn of the Saratov province. The contribution of the Jewish Diaspora representatives in social and cultural development of the region is analyzed. It is necessary to note, that this problem is underexplored, except that it is fragmentarily raised in the directories devoted to the pre-revolutionary periodical press of the Russian Empire and local lore literature (A. G. Baikin, G. M. Golovkin; A. L. Kleitman, A. V. Lunochkin, S. L. Mukhina, V. B. Smirnov).

The implementation of research tasks was achieved through the use of documents extracted from the funds of the Russian State Historical Archive, the State Archive of Volgograd region, the funds of the Volgograd Regional Museum of Local Lore, the hall of rare and valuable publications of the Volgograd Regional Universal Scientific Library named after M. Gorky. The tasks were

95

solved using such research methods as contextual analysis of the publication, structural and

functional analysis of the content of publications of texts of different genres, namely editorial

announcements, diary, chronicles, feuilleton.

DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10027

References

1. GASO. F. 176. Op. 1.
2. Litvinova I. N. Jews-entrepreneurs of Tsaritsyn [Yevrei-predprinimateli g. Tsaritsyna], Yevrei Rossii, Yevropy i Blizhnego Vostoka: istoriya, kul&tura i slovesnost&: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 14 aprelya 2019 g. (Jews of Russia, Europe and the Middle East: history, culture and literature: materials of the International scientific conference, Saint Petersburg, April 14, 2019), St. Petersburg, 2019, pp. 63-68.
3. Maksimova I. V. Uyezdnyye goroda Saratovskoy gubernii v usloviyakh modernizatsii kontsa XIX — nachala XX veka: kul&turologicheskiy aspekt (District cities of the Saratov province in the conditions of modernization of the end of the XlX-beginning of the XX century: cultural aspect), Volgograd, 2012. 185 p.
4. Popova A. I., Babushkina A.V. (ed). Natsional&nosti i natsional&nyye obshchestvennyye ob"yedineniya Volgograda: informatsionnyy spravochnik (Nationalities and national public associations of Volgograd: information directory), Volgograd, 2008. 416 p.
5. Parsamov V. S. (ed.) Povsednevnost& rossiyskoy provintsii: istoriya, yazyk i prostranstvo: Materialy 3-y Vseros. Letney shk. «Provintsial&naya kul&tura Rossii: podkhody i metody izucheniya istorii povsednevnosti», Kazan&, iyun&-iyul& 2002 g. (Everyday Life of the Russian province: history, language and space: materials of the 3rd all-Russian summer school " Provincial culture of Russia: approaches and methods for studying the history of everyday life), Kazan, 2002, 328 p.
6. Sbornik svedeniy o deystvuyushchikh v Rossii torgovykh domakh (tovarishchestvakh polnykh i na vere) (Collection of information about trading houses operating in Russia (full and on faith partnerships)). Petrograd, 1915. 755 p. (In Russ.).
7. Sitnikova T. V. Literaturnaya zhurnalistika Tsaritsynskogo uyezda rubezha XIX —XX vekov: tipologicheskiye modeli, spetsifika funktsionirovaniya (Literary journalism of the Tsaritsyn uyezd of the turn of the XIX —XX centuries: typological models, specifics of functioning), Moscow, 2018, 23 p.
8. Sitnikova T. V. Ethnic identity of the region in the materials of Tsaritsyn periodicals of the turn of the XIX —XX centuries [Etnicheskaya samobytnost& regiona v materialakh tsaritsynskikh periodicheskikh izdaniy rubezha XIX—XX vekov], Mediachteniya SKFU: sbornik nauchnykh statey Vserossiyskogo nauchnogo seminara (Mediachteniya SKFU: collection of scientific articles of the all-Russian scientific seminar), Stavropol, 2016. 286 p.
9. Tushkanov D. I. What was read in Tsaritsyn at the end of the XIX century? [Chto chitali v Tsaritsyne v kontse XIX veka?], Genesis: istoricheskiye issledovaniya, 2016, no. 3, pp. 130 — 136.
96
Царицын региональная пресса диаспора еврейский вопрос социокультурная среда tsaritsyn regional press diaspora jewish question sociocultural environment
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты