Спросить
Войти
Категория: Социология

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК МНОГОМЕРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Автор: Согомонян А. С.

УДК 316.77

А. С. Согомонян, А. А. Панков

Согомонян А.С., кандидат социологических наук; научный сотрудник 22 научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра ВА РВСН им. Петра Великого; e-mail: s_a_s13@mail.ru

Панков А.А., начальник группы Управления учета военнослужащих Главного управления кадров МО РФ; e-mail: s_a_s13@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК МНОГОМЕРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Этнические и культурные различия между людьми в истории нередко становились причинами конфликтных столкновений. Позиция активного принятия чуждых культур и ценностей получила свое концептуальное оформление в виде толерантности как позитивного взгляда на мирное сосуществование индивидов в поликультурном пространстве. Феномен этнокультурной толерантности является частью предметного поля научных дисциплин социально-гуманитарного знания. В статье авторами представлен социологический анализ этнокультурной толерантности как одного из явлений социальной реальности.

A. S. Sogomonyan, A. A. Pankov

Sogomonyan A. S, PhD (Sociology), research associate of 22 SRD SRC Peter the Great Strategic Missile Troops Academy; e-mail: s_a_s13@mail.ru

Pankov A. A., Head of the Group of the Department of Registration of Soldiers of the Main Department of Personnel of the Ministry of Defense of the Russian Federation; e-mail: s_a_s13@mail.ru

ETHNOCULTURAL TOLERANCE AS MULTIDIMENSIONAL SOCIAL PHENOMENON

Ethnic and cultural differences between people in the history quite often became the reasons of conflict collisions. The position of active adoption of alien cultures and values received the conceptual registration in the form of tolerance as positive view of peaceful co-existence of individuals in polycultural space. The phenomenon of ethnocultural tolerance is a part of the subject field of scientific disciplines of social and humanitarian knowledge. In this article the author presented the sociological analysis of ethnocultural tolerance as one of the phenomena of social reality.

Введение

Современное общество переживает серьезный духовный кризис, связанный с переосмыслением устоявшихся в течение эволюции общечеловеческих морально-нравственных ценностей. Сопутствующие духовному кризису глобализация и цифровизация мировой экономики, усиление влияния транснационального капитала в решении политических проблем приводят к возникновению войн и конфликтов, которые обусловливают проблемы интеракции на межличностном и межгрупповом уровнях в поликультурном пространстве социума. Современная общественно-экономическая формация, в контексте диалектики единства и борьбы противоположностей, характеризуется наличием двух основных социокультурных тенденций. Во-первых, в связи перманентным и необратимым процессом глобализации в формирующемся мировом сообществе экономические, культурные, политические и религиозные силы в большей степени зависят друг от друга. Во-вторых, научно-технический прогресс с развитием интеллекта человека и увеличением его созидательного потенциала привел к увеличению его разрушительной мощи. В связи с вышесказанным необходимость межкультурного конструктивного диалога приобретает всё большую актуальность.

Исследование этнокультурной толерантности в социальных науках

Современная общественная мысль характеризуется полярным отношением к феномену толерантности. На одном полюсе находится положение о том, что толерантность выступает идеологией миролюбия и свободы от предубеждений, на другом полюсе существуют мнения о квазиконструктивной сущности толерантности, служащей лишь «для символического скрадывания и лечения реального раскола и безразличия, которое демонстрирует общество» [Шрейдер 1990, с. 64].

Проблемы взаимодействия представителей различных культур в отечественной и зарубежной социально-гуманитарной области науки всегда были объектом пристального изучения. В современных сложных социально-политических условиях разработка парадигмы позитивного межкультурного дискурса для гармонизации отношений в социуме является важным направлением в отечественной и зарубежной научной методологии. В подобных условиях этнокультурная толерантность, как концепция непротивления чуждому, принятия «иного»,

в своей самобытности выступает основным смыслообразующим компонентом межкультурной коммуникации.

Феномен этнокультурной толерантности является частью изучения предметного поля большинства научных дисциплин междисциплинарной матрицы социологии, что говорит о высокой актуальности исследования данного социального явления и необходимости его осмысления с различных позиций научных отраслей социального и гуманитарного знания. Социологический подход к анализу этнокультурной толерантности в определенной степени формировался под влиянием концепций о сущности данного феномена в смежных с социологией областях научного знания. Этнокультурная толерантность в феноменологическом отношении выступает частью общего понятия «толерантность», вбирая в себя ключевые признаки последнего, но, по нашему мнению, концептуализация этнокультурной сущности толерантности в социологии отражена не в полной мере.

В современной социально-гуманитарной области научного знания, толерантность осмысливается как интегративное качество личности, заключающееся в способности человека принять «другого» во всей его самобытности и противоречивости. Сформированность у членов социума данного личностного образования позволяет также определить ее и как характеристику социального взаимодействия акторов, выступающей залогом конструктивной интеракции в поликультурном пространстве. В Декларации принципов толерантности указанное понятие представлено как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [Декларации принципов толерантности 1995].

В социальных науках этнокультурная толерантность осмысливается как исходя из этимологии слова, так и с позиции самостоятельного определения понятия в рамках предметного поля научной дисциплины. Этнокультурную толерантность как «терпимость, которая должна быть основой взаимопонимания, солидарности», определяет С. Т. Баранов [Баранов 2003, с. 56]. В. А. Тишков, отходя от привычного в науке принципа дефиниции термина, через его происхождение, определяет толерантность как «уважение и невмешательство», при этом утверждая, что «этнокультурная толерантность обусловлена не только историческими условиями взаимодействия, но в первую очередь состоянием общества» [Тишков 1997, с. 234]. В подобном ключе Л. М. Дробижева интерпретирует этнокультурную толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [Дробижева 2011, с. 87].

Содержание этнокультурной толерантности

Родовое сознание социальной общности, с одной стороны, позволяет личности идентифицировать себя и окружающих, определяя свое место в системе «свой - чужой», с другой - стремление сосуществовать с ментально близкими индивидами усложняет процесс интеграции с представителями других общностей. Интолерантность и этнокультурное неприятие, как правило, обусловлены различиями в характерных признаках того или иного социума, т. е. в тех, которые отличают одно общество (цивилизацию, культуру) от других. Данное обстоятельство выступает основным препятствием в реализации толерантного сосуществования различных этносов и культур. Эволюция в геноме человека на уровне подсознания закрепила стремление находиться среди подобных себе, что обусловило возникновение архетипов ценностных и поведенческих установок в моноэтничном пространстве. Общность культуры, традиций, языка, религиозных обрядов, уклада жизни и поведенческих паттернов определяет ментальность сознания членов социальной группы. Социокультурные особенности групп индивидов выступают системообразующими элементами в формировании отдельного этноса и его идентификации в полиэтничном многообразии социума. Вектор направленности этнокультурной толерантности обусловлен характером этнической идентичности личности. Являясь способностью человека отличать себя и членов своей этнической группы от представителей других народов, этническая идентичность вместе с тем позволяет личности

оценить многообразие поликультурного пространства социума и адаптироваться к изменившимся условиям, трансформируя привычные для своего этноса социальные практики к ценностям принимающего общества. Строго говоря, поликультурное пространство является необходимым условием формирования этнической идентичности, так основоположник социологического осмысления идентичности Дж. Г. Мид утверждал, что «многообразие индивидов отражают интерсубъектный космос социальной реальности, формируя идентичность личности» [Мид 2009, с. 130].

Указанное выше ментальное коллективное сознание, является неотъемлемой частью этнокультурной толерантности, которая внутри мо-ноэтничной общности не представляет проблемы ни на уровне рефлексии, ни в контексте ее реальной выраженности, что связано с наличием общих этнических и культурных признаков членов социальной общности. В противоположность осмысления этнокультурной толерантности в рамках социального монизма представляется проблемная ситуация концептуализации ключевого понятия, помещенного в контекст социокультурного плюрализма, когда лингвистическая неопределенность дефиниций «толерантность» и «терпимость» подкрепляется сложностью различия их семантического наполнения, Иными словами, с одной стороны, этимология понятия «толерантность восходит к латинскому слову tolero - терпеть, что является основанием для многих толковых словарей иностранных слов определять толерантность через родовое латинское слово [Большой российский энциклопедический словарь 2003, с. 467]. С другой стороны, смысл, вкладываемый в современное определение толерантности основывается на принципах активного принятия личностью иных ценностей и взглядов, а не терпения, смирения и покорности, проявляемым в связи с неизбежной необходимостью сосуществовать с ментально чуждыми людьми. На практике весьма сложно отличить активную понимающую и принимающую позицию личности к представителям других этносов и культур от терпимого, безразличного отношения. Этнокультурная толерантность (интолерантность) проявляется в ситуациях социального взаимодействия, когда актор совершает моральный выбор в пользу той или иной социальной практики в отношении чуждого ему социального факта, явления или процесса, например, индивида, чья внешность, поведение и речь не оставляют сомнений в принадлежности его к иному этносу.

Социологический анализ этнокультурной толерантности предполагает детальное исследование каузальных связей между личностными особенностями индивида и их этнокультурной принадлежностью. Этнокультурная самоидентификация личности представляет собой осознание индивидом своей принадлежности к какой-либо национальности (этносу). Этническая принадлежность личности, детерминирует систему ее взаимодействий в полиэтничном социуме, формируя у нее набор установок, моделей поведения и реакций. Данное качество личности у разных людей имеет широкий диапазон выраженности от полностью ассимилировавшихся в чужую культуру индивидов до высокой степени устойчивости идентификации со своим этносом. Основной детерминан-той, определяющей формирование личностных особенностей индивида и характер его этнокультурной идентификации, является социализация. В процессе усвоения норм и ценностей, присущих конкретной нации, в условиях индивидуальных и общих особенностях уклада жизни у личности формируются общечеловеческие и этнические особенности.

Значимую роль в изучение проблем межэтнических отношений в социуме и формирования этнокультурной толерантности внесли теория малых групп и символический интеракционизм. Указанные модели социализации описывают механизм формирования качеств личности в процессе взаимодействия акторов в социальном пространстве. Этнокультурная толерантность как объект социологического анализа сквозь призму данных теорий может рассматриваться как одно из личностных образований, сформированных в процессе социализации индивида в поликультурном пространстве. Характер ролевого поведения личности - представителя этнической группы в поликультурном пространстве детерминирован межличностным взаимодействием внутри своей этнической общности и с представителями других народов. Ч. Кули, автор теории малых групп и теории «зеркального Я» считал, что «индивидуальное «Я» формируется и приобретает социальное качество в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия» [Кули 1994, с. 167].

В социализации личности толерантность играет роль ценностного, морально-нравственного ориентира. В процессе интериоризации индивид усваивает нормы бесконфликтного взаимодействия в поликультурном социуме, осознает объективную многомерность социальной реальности и необходимость мирного сосуществования с представителями других этносов, культур, религиозных конфессий.

Однако зачастую социализация разных в психологическом отношении личностей, находящихся в одних условиях протекает неодинаково. Данное обстоятельство обусловлено индивидуальными личностными особенностями человека, такими как темперамент, характер и его акцентуации, психологическая устойчивость, воля, общительность. Перечисленные характеристики во многом определяют уровень самодостаточности и уверенности человека. Способность принять «иного» во всей его самобытности, при этом не позволяя ему переходить грань дозволенного, - характеристика сильной личности, которая не стремится к самоутверждению через унижение других [Акопян 2004].

Процесс интеграции личности в систему этносоциальных взаимодействий в общем описывается структурно-функциональной теорией формирования общества Т. Парсонса. Основным положением данной теории является постулат о необходимости стабильного структурированного с точки зрения распределения ролей и статусов общества, в котором отсутствовали бы конфликты в любом их проявлении. Т. Парсонс отмечает, основным показателем устойчивости социальной системы является социальный порядок, обусловленный интеграцией совокупности общих ценностных, в том числе морально-нравственных стандартов, с системой потребностей и установок личности. На взгляд ученого основными средствами поддержания социального равновесия являются социализация и социальный контроль [Parsons 1951, с. 264].

Роль толерантности в социуме определяется уровнем и характером отношения преобладающего большинства к отличающемуся от них различными признаками меньшинству, а также религиозным конфессиям, культурным явлениям и т. д.

Говоря об этнокультурной толерантности как способности индивида принимать представителей других национальностей и их культуру во всей ее самобытности, следует подчеркнуть, что указанное личностное качество в своей сущности не является исключительным -это характеристика воспитанного, цивилизованного человека. Как и остальные формы толерантности, этнокультурная толерантность основана на принципе - признание ценностей «иного» - есть признание своих ценностей, т. е. она выступает базисным системообразующим элементом межкультурной интеракции в социуме. Однако, несмотря на позитивный характер функционального предназначения этнокультурной толерантности, представляется необходимым

уточнение ее границ. На первый взгляд, данный тезис может показаться спорным и противоречивым, так как доброжелательность между народами не может иметь границ в силу своей конструктивной сущности, но, подобно примеру условности границ между гражданственностью и национализмом, границы этнокультурной толерантности могут размываться, трансформируя ее в отрицание своей культурной самобытности, этнической неповторимости и привести к полной ассимиляции этнических меньшинств и слиянию их культур с иными культурами.

Обозначение границ этнокультурной толерантности не подразумевает каких-либо рамок ее формирования, они помогают индивиду осознать свое отличие от другого. Осознание этносами своей самобытности не должно мешать признанию уникальности других культур. Данное смысловое поле и определяет применение понятия «границы этнокультурной толерантности». В целом оно способствует формированию позитивных установок в отношении других этнических общностей [Аджиева 2003].

Заключение

Таким образом, этнокультурная толерантность представляет собой сложное системное образование, формирующееся на всем протяжении социализации личности. Помимо выделения этнокультурной толерантности в качестве характеристики личности, в социальных и гуманитарных науках данный феномен рассматривается как социальное явление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аджиева Е. М. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. М. : Московский психолого-социальный университет, 2003. 368 с. Акопян С. А. Формирование этнокультурной толерантности в современном

российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2004. 26 с. Баранов С. Т. Этнокультурная толерантность : Сб. научных трудов. СевКавГТУ. Серия Гуманитарные науки. № 3. 2006. С. 56. Большой российский энциклопедический словарь. М. : Большая российская

энциклопедия, 2003. С. 467. Дробижева Л. М. Российская идентичность и тенденции в межэтнических установках за 20 лет реформ // Россия реформирующаяся:

Ежегодник-2011 / отв. ред. академик РАН М. К. Горшков. М. ; СПб.: Институт социологии РАН : Нестор-История, 2011. Вып. 10. С. 87.

Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М. : Директ-Медиа, 1994. С. 167.

Мид Дж. Г. Избранное: Сборник переводов / Центр социал. научн.-информ. исследований. отд. социологии и социальной психологии ; сост. перев.

B. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко. М. : РАН ИНИОН, 2009.

ООН. Декларация принципов толерантности. URL: base.garant.ru/2561350/ (дата обращения: 12.02.2020).

Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / пер. с англ. и фр. ; сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева ; ввод. ст. Ю. А. Шрейдера. М. : Прогресс, 1990. С. 64.

Parsons T. The Social System. Glencoe, Illinois : The Free Press, 1951. Р. 264.

REFERENCES

Adzhieva E. M. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teorija i praktika)» : sbornik nauchno-metodicheskih statej. M. : Moskovskij psihologo-social&nyj universitet, 2003. 368 s.

Akopjan S. A. Formirovanie jetnokul&turnoj tolerantnosti v sovremennom rossijskom obshhestve: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. M., 2004. 26 s.

Baranov S. T. Jetnokul&turnaja tolerantnost& : Sb. nauchnyh trudov. SevKavGTU. Serija Gumanitarnye nauki. № 3. 2006. S. 56.

Bol&shoj rossijskij jenciklopedicheskij slovar&. M. : Bol&shaja rossijskaja jenciklopedija, 2003. S. 467.

Drobizheva L. M. Rossijskaja identichnost& i tendencii v mezhjetnicheskih ustanovkah za 20 let reform // Rossija reformirujushhajasja: Ezhegodnik-2011 / otv. red. akademik RAN M. K. Gorshkov. M. ; SPb. : Institut sociologii RAN : Nestor-Istorija, 2011. Vyp. 10. S. 87.

Kuli Ch. Social&naja samost& // Amerikanskaja sociologicheskaja mysl& / pod red. V. I. Dobren&kova. M. : Direkt-Media, 1994. S. 167.

Mid Dzh. G. Izbrannoe: Sbornik perevodov / Centr social. nauchn.-inform. issledovanij. otd. sociologii i social&noj psihologii ; sost. perev. V. G. Nikolaev ; otv. red. D. V. Efremenko. M. : RAN INION, 2009. S. 130.

OON. Deklaracija principov tolerantnosti. URL: base.garant.ru/2561350/ (data obrashhenija: 12.02.2020).

Shrejder Ju. A. Utopija ili ustroitel&stvo // Global&nye problemy i obshhe-chelovecheskie cennosti / per. s angl. i fr. ; sost. L. I. Vasilenko, V E. Ermolaeva ; vvod. st. Ju. A. Shrejdera. M. : Progress, 1990. S. 64.

Parsons T. The Social System. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1951. R. 264.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ethnocultural tolerance international communication cross-cultural communication ethnic socialization ethnosocial system
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты