DOI: 10.15593/2224-9354/2020.1.10 УДК 316.347
, М.А. Киприянова
ЭТНИЧЕСКИЕ (НАЦИОНАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Затрагиваются вопросы, относящиеся к актуальной для современного общества проблеме этнических (национальных) отношений. Рассматриваются теоретические и практические вопросы этнических (национальных) отношений. Исследование проводится в рамках социологического метода познания. На его основе изучаются понятия: этнос, народность и нация. Устанавливается генетическая связь между ними. Согласно методам социологического анализа раскрываются признаки этнических (национальных) отношений: кумулятивность, гетеросоциальность, изоморфизм, менталитетность, избирательность, эмоциогенность, средовость, запаздывание по времени, тесная связь с общественными отношениями. Рассматриваются теоретические подходы к изучению нации: примордиализм, конструктивизм. Изучается проблема конструирования российской нации, споры вокруг нее. Основное внимание уделяется социологическому методу исследования темы. В соответствии с заявленной целью исследования раскрываются особенности национальных отношений в современном обществе и их влияние на современное государство. Уделяется внимание ряду проблем национальных отношений в России, их проявлению в разных регионах России, в том числе проблеме национальной идеологии, сепаратизма, национализма и национального экстремизма. Выделяется проблема внутренней и внешней миграции (из бывших советских республик). Отдельно рассматривается проблема положения русских и отношения к ним после распада СССР других народов России, а также бывших союзных республик, положения русских в бывших республиках СССР. Раскрывается содержание национальной политики России, ее основные принципы и их реализация в стратегии национальных отношений. Уделяется внимание проблеме русского языка и «русского мира».
Предложенная для рассмотрения тема исследования является актуальной. Это объясняется последствиями трагического распада многонационального союзного государства, ориентированного на социалистический путь его развития, и незавершенностью в России процесса формирования социальной структуры общества рыночного типа. Последствиями этого распада явились усиление тенденции этнической (национальной) идентичности в религиозном, экономическом и социально-бытовом поведении и заметный рост этнической (национальной) напряженности в национальных отношениях.
Н.Н. Целищев
© Целищев Н.Н., Киприянова М.А., 2020
Целищев Николай Николаевич - д-р филос. наук, профессор, e-mail: tselischevnn@yandex.ru.
Киприянова Марионэлла Аркадьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: makipr@yandex.ru.
Основной целью исследования является раскрытие особенностей проявления в социальном пространстве современного общества этнических (национальных) отношений, их влияния на социальное поведение людей и политику современного государства. Этой цели подчинены и задачи исследования: 1) выяснение природы этнических отношений и их связи с национальными отношениями; 2) выявление проблем функционирования этих отношений, нуждающихся в их разрешении как на теоретическом, так и на практическом уровнях. За основу исследования взят социологический метод.
Этнические отношения относятся к наиболее ранней форме человеческих отношений и связаны с первоначальным поиском человеком его рациональных форм существования в природе. В качестве таких социальных форм и выступали роды и племена, расселившиеся повсеместно по разным территориям земного шара. Это были объединения людей, скрепленные кровным родством и напоминавшие собой большую биологическую «семью». Именно эти первоначальные объединения людей в науке и стали обозначать этносами или, точнее, этносоциальными организмами, поскольку социальные признаки в них были еще не развиты. С древнегреческого ethnos переводится как народ. Отсюда является верным утверждение, что «человечество» - это существовавшие когда-либо на Земле и существующие сегодня народы. В процессе природной и общественной эволюции этносов потребность в подобных связях кровного родства стала ослабевать, но продолжает оставаться значимой и сегодня. Взамен их усилилось значение психологического и социальных признаков. При этом носителей этих признаков, или субъектов этнического (национального) действия, принято называть этнофорами, а то социальное пространство, где они вступают в отношения друг с другом, -социально-этническими группами и общностями. Последние и являются объектом исследования социологии. Функционирующие же в рамках этого объекта этнические (национальные) отношения относятся к предметной области ее исследования. Этим она отличается и от социальной философии, и от политологии, и от этнографии. Для нее является важным изучение того, как, каким образом присутствующие в этих группах этнофоры влияют на социальные отношения в группе и насколько они способны изменить в целом поведение группы, т.е. она изучает социальную обусловленность этнических отношений. В этих целях ею учитываются факторы трансформации этих отношений в социальном пространстве того или иного этапа развития общества в историческом времени. Но акцентируется внимание прежде всего на современных особенностях проявления этих отношений. Такова специфика социологического метода познания этнических (национальных) отношений,
Этнические отношения сопровождают этнические общности на всех этапах их существования и развития - от их ранней исторической формы -этнического организма (или этноса), к народности (этносоциальная общность) до нации (социально-этническая общность). В условиях индустриальной модернизации общественных отношений, сопровождающих строительство национальных государств, они трансформируются в национальные отношения, которые по своей сути напоминают этнические отношения, однако более тесно связанные с социальными, а также с общественными (экономическими и политическими) отношениями. При характеристике национальных отношений обращает на себя внимание их тесная связь с предыдущими историческими формами этнических связей и отношений, что указывает на признак кумулятивности этих отношений. Кроме того, указанные отношения характеризуются:
а) менталитетностью, идущей от составляющих нацию народов;
б) избирательностью: на них оказывают влияние не только традиции народов, но и существующая в обществе конкретная межнациональная ситуация;
в) заметной нагруженностью эмоциональными переживаниями, что указывает на их тесную связь с групповой психологией и моралью;
г) заметным запаздыванием в изменениях по сравнению с изменениями во всех прочих социальных отношениях;
д) более тесной связью с общественными отношениями и идеологией [1].
Помимо этого, национальным отношениям присущи и такие признаки,
как гетеросоциальность и изоморфизм. Первый обозначает встроенность этих ее отношений во все социальные образования общества, а второй указывает на то, что структура этих отношений внутри народов, составляющих нацию, повторяет структуру отношений, характерную для всей нации. В социологии она фиксируется на уровне поселенческих, гендерных, семейных, профессионально-трудовых, образовательных, бытовых, досуговых и иных общностей и групп.
При изучении национальных отношений выявляются факторы, влияющие и предопределяющие характер этих отношений. В числе таких факторов учитываются, например, состояние общества в целом, стабильность развития его социальной структуры, а также наличие в ней групп, занимающих доминирующие позиции в обществе и оказывающих непосредственное воздействие на национальную политику в стране, в ее отдельных регионах.
В рамках этого метода выявляется и характер национальных отношений; определяется непосредственная связь измеряющих их показателей с состоянием национальных отношений. Так, известно, что в устойчивой социальной структуре эти отношения представляют собой элемент второстепенный (срабатывают положительные установки этнофоров на отношения в группах). В условиях же кризиса и ломки социальной структуры, они, напротив, выходят на первый план, порождая социально-этническую (национальную) напряженность по всем частям социальной структуры (срабатывают отрицательные этнические установки на отношения). Это объясняется специфическим механизмом формирования этих отношений, в которые всегда вмешиваются терминальные этнические ценности, отличающие образы «своих» от «чужих» [2, 3].
При этом изучение напряженности в национальных отношениях в социологии ограничивается уровнем социального, т.е. не выходит за рамки локального. В связи с этим ее не следует смешивать с напряженностью в национально-политических отношениях, которые изучаются этнополитологией. Так, известная напряженность в национальных отношениях России 90-х гг. явилась показателем кризисного состояния ее общества, разрушения его прежней социальной структуры и, как следствие, обнажила следующие проблемы.
Особую трудность в изучении указанных выше проблем вызывают проблемы национализма. Это объясняется чрезвычайной разбросанностью понятия «национализм» в разных странах и в разных научных школах. А также появлением все новых его оценок под воздействием изучения новых практик их проявления в этих странах. Результаты изучения трансформации этого понятия в теории и в практических действиях националистических движений изложены в работах известных отечественных социологов: З.В. Сикевич [3], В.В. Коротеевой [10, 11] и Л.М. Дробижевой [11]. Согласно оценке Л.М. Дробижевой и В.В. Коротеевой, национализм - это прежде всего политика, основанная на той или иной идее (или идеологии!), которая бы позволила решить социальные проблемы общества, улучшающие жизнь народов, а также система переживаний носителей этой идеи за положение народов в своей стране и за положение своей страны [11, с. 18, 49].
Однако причины проявления национализма и сепаратизма не следует искать исключительно в национальной идеологии, поскольку она сама является «жертвой» кризисного состояния общества и непродуманной, или безответственной, экономической и социальной политики государства, которая отрицательно сказывается на жизни народов. Об этом говорит, в частности, ещё одна актуальная проблема.
оценка достижений русского народа и России, акцентирование внимания на недостатках менталитета русских [14], который, оказывается, не соответствует стандартам Запада и рыночной экономики [15]. По точному наблюдению писателя Ю. Полякова, отдельные редакторы электронных СМИ и сегодня страдают хронической «ментальной болезнью с тремя симптомами: антисоветизм, отчизноедство и русоплюйство» [16].
Указанная проблема дала о себе знать и на самом высоком уровне, когда в Верховном Совете РСФСР обсуждался вопрос о новом названии российского государства, когда представители в основном национальных территорий выступили против названия его «Россия». В связи с этим в Конституции РФ за нашим государством и было закреплено как равноценное двойное название «Российская Федерация - Россия».
Позиции русских были существенно ослаблены и фактором разделенно-сти своего народа, когда почти 25 млн русских, в свое время поднимавших единую страну СССР, после его распада оказались за пределами своего Отечества, а их желание вернуться на родину на законодательном уровне не было поддержано. Подобная катастрофа случилась с русскими впервые [17, 18]. С распадом СССР ослабли и позиции русского языка как показателя культурологических достижений народа и как средства коммуникации между народами в самой России и в мире.
Таким образом, в целом изложенные здесь факторы не могут оставить равнодушными ни рядовых россиян, ни властных структур России. Для пробуждения национального самосознания народов России и улучшения их отношений друг с другом в России осуществляется национальная политика. В ее основание длительное время был заложен принцип толерантности в отношениях между народами. Он был провозглашен ООН в 1995 г. в качестве социальной нормы для стабильного функционирования гражданского общества. Однако апробация этого принципа на практике, при формировании национальных отношений в России показала его слабую эффективность. Поэтому этот принцип в обновленной «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» был заменен на термин «межнациональное согласие», который по словам исследователей-социологов «находит понимание у людей (до 80-97 %) во всех субъектах Федерации» и у всех проживающих здесь народов. Последними он воспринимается как «уважение людей независимо от их национальности и готовности решать спорные вопросы мирным путем» [19, с. 7-18; 20].
Обнадеживает и то, что в рамках новой политики национального согласия уделяется особое внимание проблеме положения русского языка в России и в мире, против которого, по выражению Президента России, ведется настоящая война.
Список литературы
References
Оригинальность 86 %
Получено 23.09.2019 Принято 01.11.2019 Опубликовано 27.03.2020
H.H. ^nu^eB, M.A. KunpuflHOBa
N.N. Tselishchev, M.A. Kipriyanova
ETHNIC (NATIONAL) RELATIONS: RELEVANT ISSUES OF THEORY AND PRACTICE
The article touches upon the issues related to the sensible problem of ethnic (national) relations in modern society. Theoretical and practical issues of ethnic (national) relations are considered. The research is carried out in the framework of the sociological method of cognition. Based on it, the concepts studied are ethnicity, nationality and nation. A genetic link is established between them. According to the methods of sociological analysis, the authors reveal the signs of ethnic (national) relations: cumu-lativeness, heterosociality, isomorphism, mentality, selectivity, emotionality, mediocrity, time lag, close connection with social relations. Primordialism and constructivism are chosen as theoretical approaches. The issues of constructing the Russian nation, and the debate around it are investigated. An emphasis is put on the sociological method of researching the topic, in accordance with the stated purpose of the study - disclosing the characteristics of national relations in modern society and their impact on the modern state. Attention is paid to a number of problems of national relations in Russia, their manifestation in different regions of Russia, including the problem of national ideology, separatism, nationalism and national extremism. The problem of internal and external migration (from the former Soviet republics) is highlighted. Among other significant points observed are the situation of Russians and attitudes to them on behalf of other peoples of Russia after the USSR collapse, as well as the former union republics, and the situation of Russians in these territories. The content of the national policy of Russia, its basic principles and their implementation in the strategy of national relations are revealed. Attention is paid to the problem of the Russian language and the &Russian world&.
Nikolay N. Tselishchev - Doctor of Philosophy, Professor, e-mail: tselischevnn@yandex.ru.
Marionella A. Kipriyanova - Candidate of Historic Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: makipr@yandex.ru.
Received 23.09.2019 Accepted 01.11.2019 Published 27.03.2020