Спросить
Войти
Категория: Социология

СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Автор: Гончаров В.Н.

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-28-37

ФИЛОСОФИЯ

(специальность: 09.00.11)

УДК 101 В.Н. Гончаров

Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия vgn1968@rambler.ru

Е.Н. Миронова

Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации Ставропольский филиал г. Ставрополь, Россия mironovbor@mail .ru

СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

[Vadim N. Goncharov, Evgenia N. Mironova Socialization in the context of interconfession interaction: a philosophical analysis]

At the current stage of social development in Russia, special attention is paid to the socialization of the individual as a dynamic potential of the state. In this regard, consideration of socialization in the context of interfaith development, social and philosophical analysis of factors affecting the course and dynamics of this process, make it possible to predict priority areas of social planning at different levels of government. Issues of socialization of the individual always remain relevant. This is primarily due to the constantly changing conditions and demands of the social environment in which a man lives. The adoption of norms that ensure the social adaptation of the individual, as well as the development of his or her various properties and qualities, allows for the dynamic functioning of the most modern society.

В ходе своего становления и развития человек приобретает множество знаний, умений и навыков, в том числе и социальных в виде норм, правил, традиций. Источником данных знаний является общество. При этом социум воздействует на процесс формирования социального опыта посредством условий микросреды, мезосреды и макросреды, где осуществляется социализация отдельного субъекта. Наибольшее значение здесь отводится семье, сверстникам, при последующей социализации - трудовому коллективу. В ходе своей жизнедеятельности человек часто контактирует с представителями других народов, верований. В результате взаимодействия с людьми иных взглядов и традиций социализация протекает либо по пути терпимости и ассимиляции культур, либо зарождения ксенофобии: религиозной, национальной, культурной. Основанием для этого может выступать культурный релятивизм.

Данный процесс объективно возможен при проживании на одной территории множества этнических групп со своими моральными ценностями и культурными традициями, что и наблюдается в России. Причем несмотря на относительное постоянство моральных особенностей того или иного народа, в условиях изменяющейся действительности варьируются и его культурные основания исторического процесса, который «обеспечивает воспитание позитивного отношения к культурным различиям» [2, с. 7-10]. В данном случае вера, религия. Религия здесь выступает в качестве духовного базиса и позволяет человеку ориентироваться в социуме [3, с. 9-12].

Многонациональность и многоконфессиональность отличительная черта российского народа. В связи с этим в процессе социализации всегда учитывалась эта особенность. Однако изменившиеся условия мирового устройства, появление общих глобальных проблем [5, с. 146-150] как на уровне ценностно-ориентирующем, так и на культурно-технологическом предъявляют новые требования и к социализирующим аспектам, таким как социальные и моральные ценности. В связи с чем многонациональность и многоконфессиональность России рассматриваются как основание для множества противоречий и конфликтов, активно воздействующих на множество социальных процессов, в том числе и на социализацию. В данном случае имеет смысл учитывать влияние веры на формирование личностных установок и поведения приемлемого для каждой этнической группы.

Религиозность посредством веры формирует у личности четкое представление о добре и зле, нормах бытия, сознания, где особое внимание отводится анализу чувственной-созерцательной сферы человека [4, с. 69]. Эта нравственная установка помогает ориентироваться в окружающем мире, выбирать правильное поведение. Вера в виде конкретного исповедания и через организацию религиозной деятельности научилась управлять своими адептами, их чувствами, мировоззрением, направленностью, и всегда использовалась властью как на благо, так и во вред социуму.

В настоящее время традиционные конфессии, вместе с различными социальными институтами активно участвуют в жизни государства, в частности в духовно-нравственном воспитании молодежи [9, с. 353-355]. Это обусловлено и политической, и экономической обстановкой в стране, а также стремлением народов России сохранить свою идентичность. Последнюю вообще нельзя рассматривать вне религии. Религиозность как свойство личности влияет прежде всего на ее сознание и мировоззрение, формирует внутреннюю культуру и духовную направленность человека [7, с. 39-44]. В свою очередь, сама религия, ассимилировав с народными традициями и обрядами, на уровне народа, стала частью его национальной культуры в виде нравственных ориентиров и идеалов. Таким образом, религиозность или атеизм обусловлены личностными установками, сформированными самим обществом.

Современному человеку приходиться решать множество проблем за короткий срок, при этом необходимо сохранять правильные социально-психологические ориентиры: создание семьи, сохранение здоровья, забота о близких людях, уважительное отношение к окружающим, активная гражданская позиция. Смещение приоритетов в массовом сознании по любому из перечисленных направлений может привести к непредсказуемым социальным последствиям. Чтобы не допустить этого необходимо в вопросах духовно-нравственного воспитания общества опираться на опыт традиционных конфессий (при их умелом взаимодействии друг с другом). Современная семья может стать органом воспитания только в том случае, если она целостна духовно. А от воспитания в семьях непосредственно зависит духовно-нравственный облик.

Межконфессиональное сотрудничество, при грамотной его организации, может в значительной мере способствовать снижению деструктивного воздействия тоталитарных сект, новых религий и чуждых западных ценностей. Например, повсеместное навязывание образа жизни, основанного на удовлетворении только физиологических потребностей, минуя развитие духовности, ведет к утрате личной идентичности человека. Перевод духовно-чувственной сферы на уровень торгово-экономических отношений создает условия для формирования цинизма и равнодушия, уводит человека от такой базовой ценности как гуманизм. Такое положение угрожает уже всей современной культуре, основанной на человеколюбии и служении добру. Да и само добро наполняется иным смыслом. Альтруизм, стремление помогать другим рассматривается в нынешних условиях как глупость и слабость, и лишь церковь незыблема в своих взглядах в этих вопросах.

Современные мировые конфессии: православие, ислам и буддизм активно участвуют в общественной деятельности, влияют на качественное содержание духовных ценностей [8, с. 228-232], сохраняют и развивают национальную культуру, регулируют межэтнические и межконфессиональные отношения, способствуя их стабилизации и гармонизации. Благодаря грамотному использованию религии обеспечивается динамичное совершенствование общества, сохраняется самобытность национальных культур, характеризующихся различными функциями в системе общественного развития. Возникает «необходимость рассмотрения ... этих функций и диспозиции социальных структур» [1, 168-177]. Религия на самом деле является серьезным объединительным общественным инструментом, способствующим сохранению исторической памяти народов, национальных особенностей и традиций.

Однако религиозное противостояние между различными течениями и верованиями мешает социализирующемуся человеку сделать правильный ценностно-ориентируемый выбор в деятельности, жизни в целом. В связи с этим необходимо особое внимание уделять формированию таких качеств личности как веротерпимость и толерантность.

Учитывая актуальность религиозных различий в современном мире, необходимо особенно активно в период первичной социализации прививать терпимость и доброжелательность в цивилизованных правовых взаимоотношениях между всеми гражданами, независимо от их мировоззренческих установок и культурных норм. Основанием для развития такой толерантности должно служить право на свободу совести и свободу вероисповедания. Такой подход является аксиомой для современного представления о гуманизме - базовой ценности общества. Однако при более близком рассмотрении постулата о свободе совести и реальных возможностей его реализации в России становится очевидным, что межконфессиональная нетерпимость возникает вследствие формирования общественным мнением установок о единстве национальной и религиозной идентичности. Иными словами, человек другой национальности подсознательно рассматривается как представитель иной веры. Соответственно, это другая культура, ценности, ориентиры, мировоззрение в целом, что вызывает опасение в условиях постоянной террористической угрозы. Безусловно, зачастую причинами межконфессиональной розни выступают скрытые и явные нерешенные социальные и экономические проблемы, вынуждающие население искать пути для демонстрации своего недовольства. В этом случае грамотная внутренняя социально-экономическая политика государства, а также качественное религиозное просвещение, создание атмосферы толерантности и межэтнического диалога в совокупности позволят предупредить развитие религиозной ксенофобии и межнациональной розни.

На ряду с озвученными факторами имеется еще один не менее значимый, а именно соотношение светского и религиозного в социально-правовом поле. Се-куляризационный кризис, наблюдающийся в современной России, приводит к различным противоречиям в социальной жизни нашего общества, формирует противостояние церковных организаций за первенство в отношениях с государством. Особенно это касается территорий, исторически связанных с исламом.

Кроме того, не малую роль в этой проблеме играют средства массовой информации. Именно смысловое толкование и символическая нагруженность тех или иных освещаемых событий, явлений и фактов зачастую препятствуют развитию терпимого отношения к представителям иной культуры и веры у граждан. Необходимо соблюдение правовых норм, закрепленных в нормативных актах Российской Федерации, что создаст предпосылки для новой по качеству социализации с учетом толерантности и веротерпимости. Уважение к иной культуре и вере как части ее проявления является основанием для формирования гуманистических ориентиров современного человека.

Для решения данной задачи следует обратить внимание на развитие взаимодействий между религиями. Такая форма сотрудничества имеет важное

значение прежде всего при планировании работы в регионах. Особенности межконфессиональных отношений на местах служат основанием для формирования общегосударственного подхода в этом вопросе. Различные научные изыскания в этой сфере показывают, что своевременное выявление и изучение скрытых противоречий и угроз, препятствующих выстраиванию продуктивного диалога между различными конфессиями на местах, может способствовать созданию новых методов и технологий по их регулированию. При таком подходе предметом изучения выступают характер и условия сосуществования конкретных социальных групп, их общественная позиция, взгляды и установки на дальнейшую жизнедеятельность. Исследуется опыт работы местной власти, анализируется социокультурный и экономический компонент в целом. В этой связи немаловажная роль должна отводиться специальным структурам регионального уровня, имеющим своей целью активное создание условий мирного сосуществования и предпосылок и стимулов для культурного обмена и религиозного взаимодействия проживающих на конкретной территории конфессиональных сообществ.

Такой планомерный подход к межкультурному и межконфессиональному диалогу обеспечивает формирование условий взаимоуважения и отношения к иным культурным традициям и нормам как незыблемым ценностям необходимым для успешной социализации в современном мире. Здесь можно проследить влияние многовековой цивилизационной традиции конструктивного взаимодействия государственных структур и доминирующих религиозных организаций, в том числе на региональном уровне, с учетом местных этнокультурных особенностей.

В контексте исторического видения проблем управления многонациональными территориями, царская Россия осуществляла регулирование посредством общегосударственного законодательства и канонического права признанных терпимых вероисповеданий (шариатские нормы у мусульман, связанные с семейно-брачными отношениями и вакуумным имуществом, талмудические предписания у ортодоксальных иудеев-миснагдим), так и с укорененным в местных этнорелигиозных традициях обычным правом (ада-ты у горцев Северного Кавказа, степные уложения бурят и калмыков) при условии строгого разграничения сфер компетенции.

Такой подход позволяет сохранять идентичность народов и формировать уважительное отношение друг к друг всех социальных групп, и соответственно, создаст условия для усвоения гуманных ценностей в период и первичной, и всех последующих этапов социализации.

Большое значение имеет социальная направленность руководителей религиозных общин. Их терпимость и доброжелательное отношение к представителям иных верований являются основополагающими в вопросах толерантного взаимодействия с другими народами. Поэтому работа по более тщательному контролю за деятельностью религиозных организаций на территориях с многонациональным населением представляется особенно актуальной. Более того, важной целью таких мер по установлению толерантных религиозных взаимоотношений является выработка гражданской позиции, использование традиционного потенциала толерантности повседневности.

Таким образом, важным условием для формирования терпимости во всех ее проявлениях в ходе процесса социализации необходимо придерживаться принципов светскости и равноправия всех религиозных объединений. Это будет помогать социализирующемуся субъекту объективно оценивать информацию о различных религиозных течениях и поможет критически воспринимать их заявления и претензии.

На территории России много регионов, где веками совместно проживали представители разных этносов. К наиболее многонациональным можно отнести: республики Северного Кавказа (более 100 национальностей), Башкортостан (160 национальностей), Поволжье (более 100 национальностей), Краснодарский и Ставропольский края (около 100 национальностей). Проживающие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, со своими способами и традициями взаимодействия. По сути, данные территории являются социальным феноменом и могут рассматриваться как надежное доказательство мирного сосуществования народов с разными культурами и верованиями. Опыт данных регионов должен изучаться и транслироваться в другие районы России, где многонациональность не была определяющим отличительным признаком.

Центральное место в вопросах межкультурного и межнационального взаимодействия должны занимать общечеловеческие духовные ценности, закрепленные во всех современных религиях. Гуманизм, любовь к ближнему, взаимное уважение независимо от веры и национальности могут стать тем объединяющим началом, которое позволит преодолеть современные социальные и духовные проблемы. С этой целью необходимо особое внимание уделять толерантной направленности при формировании профессиональной культуры и этики у таких групп специалистов как педагогические работники, сотрудники правоохранительных органов, управленцы различных уровней. Представители именно этих видов деятельности могут выступать посредниками при возникновении различных степеней напряжения между различными социальными группами. Принципы уважения, равенства, религиозного нейтралитета и открытости должны стать базовым направлением при формировании жизнедеятельности в межнациональном и межконфессиональном пространстве. Такой опыт с некоторыми поправками появился в эпоху атеистического управления. Преломляя его в соответствие с новыми реалиями и требованиями, можно организовать процесс социализации, направленный на создание межкультурной и межконфессиональной толерантности как базового свойства личности. В связи с чем следует пересмотреть выработанный отечественной наукой подход, выраженный в комплементарной модели мирного сосуществования разных народов. Особенностью здесь выступает симбиоз культур и наличия так называемого ядрообразующего народа. В роли последнего выступали всегда русские как стабилизирующая сила. Функцию сдерживания межнациональной агрессии и противостояния следует возлагать в регионах на другие национальности в зависимости от количественного соотношения и исторических традиций. Организованный таким образом процесс социализации способствует преодолению противоречий, возникающих в пространстве многонациональ-ности, поликультурности и многоконфессиональности.

Таким образом, процесс социализации в современных условиях требует системного пересмотра на всех уровнях. Грамотная его организация со стороны государственных, социальных и конфессиональных структур позволит выйти российскому многонациональному обществу на новый качественный уровень толерантного поликультурного и многоконфессионального сосуществования.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бакланова О.А. Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7. № 1-2. С. 168-177.
2. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.
3. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). С. 9-12.
4. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1 (38). С. 67-69.
5. Колосова О.Ю. Глобальная экологическая безопасность и устойчивое развитие общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 3. С. 146-150.
6. Лобейко Ю.А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. 2014. № 7-2(46). С. 282-284.
7. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3(82). С. 39-44.
8. Миронова Е.Н. Духовные ценности как основа единства российского народа // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 5. С. 228-232.
9. Миронова Е.Н., Власов А.В. Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3(46). С. 353-355.

R E F E R E N C E S

1. Baklanova O.A. Baklanov I.S. Modern Russian sociality in the context of social constructionism // Questions of social theory. 2015. V. 7. No. 1-2.
2. Goverdovskaya E.V. Features of designing the educational space of a higher school in a multicultural region // Economic and humanitarian studies of the regions. 2014. No. 4.
3. Erokhin A.M. Religion and art in the cultural system // European Social Science Journal. 2014. No. 7-2 (46).
4. Kamalova O.N. Aesthetic mastering of reality in the context of Schelling&s philosophical ideas // Humanitarian and socio-economic sciences. 2008. No. 1 (38).
5. Kolosova O.Yu. Global environmental security and sustainable development of society // Economic and humanitarian studies of regions. 2012. No. 3.
6. Lobeiko Yu.A. Social activity of an individual in society: socio-pedagogical aspects of formation // European Social Science Journal. 2014. No. 7-2 (46).
7. Matyash T.P., Nesmeyanov E.E. Orthodox type of culture: idea and reality // The Humanities and socio-economic sciences. 2015. No 3 (82).
8. Mironova E.N. Spiritual values as the basis of the unity of the Russian people // Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2014. No. 5.
9. Mironova E.N., Vlasov A. V. The formation of youth spirituality as a factor in modern social policy // World of science, culture, education. 2014. No. 3 (46).

_10 февраля 2020 г.

personality society values consciousness identity religion cultural norms
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты