Спросить
Войти
Категория: Социология

ОТЦОВСТВО КАК СОЦИАЛЬНО КОНСТРУИРУЕМЫЙ ФЕНОМЕН: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Автор: Ильдарханова Чулпан Ильдусовна

Социодинамика

Правильная ссылка на статью:

Ильдарханова Ч.И. — Отцовство как социально конструируемый феномен: гендерный аспект // Социодинамика. - 2019. - № 12. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31492 URL: https;//nbpublish.com&library_read_article.php?id=31492

Отцовство как социально конструируемый феномен: гендерный аспект

Ильдарханова Чулпан Ильдусовна

доктор социологических наук директор, Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан 420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Лебо-Булачная, 36а, оф. 301

И chulpanildusovna@gmail.com

Статья из рубрики "Семья и общество"

Аннотация.

Целью данной работы является изучение отцовства в качестве важного социального феномена, который конструируется на основании социальных норм, ценностей, установок, стереотипов и ролей. Предмет исследования заключается в выявлении рамок «мужского» и «женского» родительства и определение их влияния на процесс воспитания. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)» № 19-011-00644. Методологической основой работы выбран гендерный подход, который позволяет осуществить сравнительный анализ изучения феномена отцовства с биологической и социальной точки зрения. Новизна данного исследования состоит в том, что предлагается отойти от формальных представлений о роли отца в воспитании детей и изменить представления самого общества и государства, тем самым повысить престиж отца. Автор отмечает, что гендерные стереотипы и нормы могут вредить мужчинам и ограничивать их в процессе воспитания ребенка.

10.25136/2409-7144.2019.12.31492

Дата направления в редакцию:

25-11-2019

Дата рецензирования:

10.25136/2409-7144.2019.12.31492 25-11-2019

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)» № 19-011-00644

Происходящие в современном обществе трансформации затрагивают все социальные группы, и весьма отчетливо эти изменения прослеживаются в системе взглядов роли и форм поведения для мужчин как представителей родительства. Гендерная политика Российской Федерации в большей степени направлена на ликвидацию всех форм дискриминации женщины, особенно женщины-матери (например, Национальная

стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022гг. В связи с этим вопросы,

связанные с отцовством, чаще всего остаются в стороне, что приводит к нарушению устойчивого развития мужчины как отца. Л.А. Давлетшина отмечает, что проблема изучения мужчин с точки зрения их включенности в процесс воспитания детей остается

недостаточно разработанной

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году провел

социологический опрос ^ с целью изучения феномена отцовства и определения отношения общества к современным отцам. Результаты исследования выявили: 44% россиян считают, что отцовство стало трендом, оно сейчас в моде. Есть основания полагать, что сам опрос был ориентирован на формирование позитивного образа отцовства. Мужчине принадлежит важная системообразующая роль в семье, которая

опирается на ключевых функциях отцовской фигуры [4, Сш 80]. В связи с этим, необходимо изменить не только образ отцовства в глазах населения, но и государства.

Исследовательский проект № 19-011-00644 «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)», выполняемый при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, направлен на повышение проблемы отцовства в современном российском обществе. Заметные изменения проявляются в сфере семейных отношений: мужчины все более активно участвуют в воспитании ребенка, на равном уровне с женщинами занимаются работой по дому, и их ориентация направлена на справедливый вариант распределения всех обязанностей. Увеличение интенсивности работы большинства женщин-матерей привело к необходимости более энергичного

участия мужчин-отцов в заботе и уходе за детьми и общении с ними По результатам социологического мониторинга репродуктивного потенциала и поведения населения, проведенного ФГБУН ВолНЦ РАН в 2019 г. в Вологодской области, отцовство занимает третье место, после ценности семьи и здоровья [6].

Гендерная методологию позволяет понять, насколько отцовство является глубоко природным или сконструированным феноменом. На основе данного подхода выявляется противоречие в половой сегрегации взрослых социальных ролей.

Биологический аспект изучения отцовства. Немаловажным является биологический фактор изучения гендерных различий в воспитании детей. Функция родительства (отцовства) заключается в защите самого ценного ресурса - детей. Многие ученые сводят заботу о детях к наличию определенного уровня тестостерона. Именно его низкий

уровень в организме женщины определяет заботу о детях ———I47!. Тестостерон

помогает адаптировать поведение человека к «обстоятельствам и контекстам» [8, Сш 1911. Когда говорим об относительно стабильных обстоятельствах (родительстве), уровень тестостерона отвечает принципу «высокий - состязательность, низкий - забота». Доказательством этому является тот факт, что родители маленьких детей имеют пониженный тестостерон по сравнению с бездетными людьми. Причинно-следственные связи между заботой и тестостероном отмечались в крупном лонгитюдном исследовании отцов на Филиппинах, которое было проведено биологическим антропологом Ли Геттлером. По его данным, отцовство снижает уровень тестостерона у мужчин, особенно,

у тех, кто проводит больше времени, непосредственно заботясь о своих малышах Однако, мужчины с низким уровнем тестостерона не были более склонны становиться заботливыми отцами - скорее сама забота снижала тестостерон.

Стоит отметить, что социальное конструирование гендера человека привносит уникально человеческое измерение в смесь причин и следствий, и поэтому гендерные нормы и родительство принимают весьма различные формы во времени и пространстве. Эти культурные обстоятельства, безусловно, пересекаются с женской и мужской гормональной биологией. Данные исследования показывают влияние культуры и социального конструирования гендера на гормональную динамику, но при этом в связи с тем, что человек обладает уникальной смесью «маскулинных» и «феминных» характеристик мозга и гендерно-специфических качеств, биологический пол не может иметь столь же мощный эффект на мужское и женское поведение.

Социальный аспект изучения отцовства. Гендер необходимо рассматривать в качестве проявления социальных норм, определенного сочетания поведенческих привычек, ролей и ожиданий, свидетельствующих о различиях между женщинами и мужчинами в контексте изучения родительства. Как уже было ранее отмечено, гендер включает не только биологический аспект, но и социальный, и гендерные роли могут меняться в зависимости от социальных, культурных, групповых и индивидуальных факторов. Идея заключается в том, что отсылка к «тендеру» подчеркивает роль социальных конструктов (которые определяются в обществе как мужские или женские)

позволяет выделить социальные атрибуции в создании различий между отцовскими и материнскими функциями.

Гендерные различия проникают повсюду, в том числе в семейную жизнь, оказывают влияние на роль и поведение отца и матери. Определение гендерных ролей в семейной и воспитательной практике часто вызывают разногласия. В современном обществе ролевые признаки мужественности и женственности, отцовства и материнства постоянно меняются, и то, что считалось привычным для мужчины и женщины в прошлом может меняться со временем. При этом стоить отметить, что в современном обществе гендерные нормы и ценности могут рассматриваться по-разному. Социальные нормы неотделимы от

социальной идентичности. Эти нормы, по мнению К. Санстейнаиграют ключевую роль в принятии решения. Гендер является источником норм, которые по-разному применяются к мужчинам и женщинам: некоторые виды поведения более ожидаются от

одного пола, а другие более порицаются Например, от женщины больше, чем от мужчины, ожидается, что они в большей степени будут заниматься воспитанием детей.

Применяя на практике теорию П. Бергера и Т. Лукмана[13, С& 23!, мы можем прийти к выводу о том, что в случае социального взаимодействия отца и детей необходимо восприятие друг друга в ситуации лицом-к-лицу, а все остальные формы связи будут

рассматриваться как отклоняющие, отдаленные. Мужчина не рождается отцом. Он рождается с предрасположенностью к проявлению заботы о детях и затем только после рождения ребенка может себя воспринимать как отец. Поэтому в жизни почти каждого мужчины существует временная последовательность его вхождения в роль отцовства. Это характеризуется интернализацией, то есть непосредственная интерпретация объективного факта о том, что он является отцом, превращение социальных форм общения отца с детьми в устойчивые внутренние качества мужчины посредством усвоения им выработанных в обществе норм, ценностей, установок и т.д.

Патриархальная модель родительства. Гендерные роли родительства конструируются с учетом различных факторов. Одним из факторов является система патриархата. С.

Уолби в своей работе «Теоретизируя патриархат»рассматривает данную проблему с социологической точки зрения, в качестве одного из признаков патриархата выделяет домашнее хозяйство, отмечая, что женщины чаще выполняют домашнюю работу и отвечают за воспитание детей. Именно существующие патриархальные стереотипы являются одним из основных препятствий гендерного равенства в сфере родительства, оказывают стрессовое влияние на мужчин, ограничивая их участие в воспитании детей и

заботе о них В рамках эссенциалистского направления в гендерных исследованиях выделяются различия между мужчинами и женщинами: женщины более склонны к заботе, а мужчины лучшие добытчики. Представители данного направления поддерживают традиционное воспитание и взглядов о том, что мужчина должен зарабатывать больше женщины, и в связи с этим меньше уделяют внимание заботе о детях. Это утверждение о распределении половых ролей базируется на «естественно предписанной» модели.

Патриархат занимает шаткую позицию в современной семье: несмотря на то, что роль мужчины как кормильца вуалирует рамки мужских и женских ролей, эти рамки весьма часто «пересматриваются и переоформляются в повседневных взаимодействиях» I16!.

«Двуполая» гендерная модель родительства. В ХУП-ХУШ веках возникает так называемая «двуполая» гендерная модель, которая определяется экономической и политической трансформацией, касающейся того, что женщины получили возможность работать наравне с мужчинами и соперничать с ними на рынке труд. В современном обществе размываются разграничения гендерных ролей в семье, поэтому не удивительно, что мужчины все чаще берут на себя заботу о детях частично или полностью, а женщины выступают в роли кормильца семьи. Забота - эмоциональная или физическая поддержка, направленная на благополучие ребенка, часто ассоциируется с «женским», «материнским» типом поведения, хотя фактически встречается у людей любого пола. Создается социальный конструкт идеального отцовства, когда мужчина принимает непосредственное участие в домашних делах, заботе и воспитании детей. К.Файн считает, что гендер не должен диктовать особый вид поведения и

монополизировать такую черту как родительскую заботу ———И21, конкретные стереотипы зависят от многих экономических и социальных ситуаций, то есть поведение мужчины не должно жестко «предписывать» особые поведенческие профили или предиспозиции относительно роли отца как «воспитателя» детей, хотя это больше свойственно женскому полу. Стоит отметить, что невозможно описать один-единственный стиль жизни, представляющий «мужское родительство» или «женское родительство». Да, конечно, материнская забота кажется универсальной, но и отцы могут быть любящими и внимательными. Занятия и распределение ролей зависит от времени, места и обстоятельства, от требований «культурной, социально-экономической и экологической

среды» [17!. Исследовательский центр Пью в Соединенных штатах получил данные о том, что мужчины наравне с женщинами считают, что быть хорошим родителем важнее

прибыльной работы I18!. Итак, не стоит полностью доверять такому утверждению, что женщины просто психологически более подходят для заботы о детях, ведь это говорит о том, что «невероятно разнообразная женская мозаика гораздо чаще совпадает с многообразной мозаикой заботы о маленьких детях, чем невероятно разнообразная

мужская гендерная мозаика» [8, Сш 1391. Некоторые исследователи выступают против идеи «усвоения ролей и социальных предписаний» в ходе становления гендерной идентичности — то есть против ключевой идеи теории социализации и теории половых ролей [19!.

Начиная с 1970-х годов, в результате социологических исследований гендерной идентичности ученые стали приходить к пониманию того, что каждый человек обладает как мужскими, так и женскими характеристиками. Неправильное исполнение гендерной роли приводит к стигматизации человека как «немужественного» или «неженственного». Теория социального конструирования гендера предполагает, что роль отца - то есть шаблоны поведения, установленные как «идеальные» или «нормальные» для мужчины, -определяются в некоторой степени современным обществом и культурой. В связи с этим, гендерные проявления, противоречащие предписанным шаблонам поведения, воспринимаются как «ненормальные». Социальное конструирование предполагает, что люди активно создают свой социальный мир через взаимодействие и общие взгляды. Стоит отметить, что существует предположение о том, что мужчины, стремясь сохранить мужские прерогативы, противопоставляли женским ценностям ценности мужские [20, Сш

Б. Скеггс в своей работе «Становление класса и гендера; путь к респектабельности» выделила понятие «порядочность», на основании которого «хорошего отца» можно рассматривать в качестве «порядочного» отца, который принимает участие в воспитании

своих детей. Мужчина придает смысл и ценность всех исполняемых им функций [20, Сш 38], в том числе и отца. На разных экономических этапах человеческой истории родительские функции реализуются по-разному и они определяют отношение мужчины и женщины к детям [20, Сш 77].

На основании изучения теории социализации можно прийти к выводу о том, что гендерное поведение - свойство приобретенное. Гендерная социализация рассматривается как процесс усвоения традиционных гендерных норм и ценностей. В обществе поощряется одно поведение среди женщин и другое - среди мужчин. Так, Д. Батлер утверждает, что гендер не дается с рождения, то есть исходя из этого, можно предположить, что отцы поступают так, как это привычно представляется о них как о мужчинах. И стоит отметить, что не всегда гендерные ожидания общества должны соответствовать поведению и роли человека.

М. Мид [21! осуществила попытку описания проблемы родительства по-разному для мужчины и женщины. Функция заботы о детях для мужчины как отца является следствием научения, а не врожденным, и она может не реализоваться при определенных социальных условиях, которые не будут способствовать ее сохранению.

По мнению С. Хайнс-^22———72! представления о мужественности и ожидании от «настоящего мужчины» обусловлены переменами, происходящими в обществе. Конструкт отцовства должен включать в себя не только способность защищать и обеспечивать

семью, но осуществление воспитательной функции, проявление заботы, внимания к детям. Но, несмотря на позитивную тенденцию включенности мужчин в сферу домашнего труда и воспитания детей по-прежнему сохраняется гендерное неравенство, и мужчины меньше выполняют работу по дому, нежели женщины.

Гендерные нормы, ценности, роли и ожидания формируются обществом, приобретая в них статус идеальных характеристик. Затем они поддерживаются структурами и ценностями этих обществ, а также населяющими их индивидуумами. В связи с этим часто возникает противоречивость в определении роли отца в жизни ребенка. Происходит разрушение современной гендерной системы, которая определяется как совокупность различных видов поведения, ролей и взглядов на месте мужчин и женщин в обществе.

И так, основополагающим убеждением является то, что воспитанием детей следует заниматься женщине, и социальные роли и ожидания отцовства опираются отчасти на гендере. Однако гендер не всегда должен служить основанием для такой категоризации. Каждый аспект гендера варьируется в зависимости от общества. Отцовство как социальный конструкт анализировался через гендерный подход, на основании которого была показана изменчивость гендерных ролей. Индивидуальные способы создания роли отца формируются в процессе гендерной социализации. Поэтому роль отца, которую мы ожидаем от мужчин, варьируется с течением времени и в зависимости от общества. Гендерные конструкты проникают в каждый аспект родительского поведения, поскольку человек наследует их как обязательные части своей системы развития: гендерные стереотипы, роли, нормы, которые передаются через разные каналы социальной сети. Гендерные стереотипы действуют в течение всей жизни, проявляясь и как ожидания мужского и женского поведения, и как гендерные нормы, диктующие двойные стандарты для женщин и мужчин. К сожалению, гендерные стереотипы и нормы могут вредить мужчинам и ограничивать их, например, в процессе воспитания ребенка. Матери и отцы должны разделять поровну заботу о детях, чтобы следующее поколение могло наслаждаться участием отцов в их жизнях и радоваться счастливым родителям.

Отцовство не является биологически заданным, а рассматривается как социальный конструкт, который зависит от социальных и экономически, культурных, политических условий, в рамках которых осуществляется родительство. Это означает, что формирование социального конструкта отцовства могут оказывать влияние другие социальные институты общества, «сложившиеся культурные традиции воспитания детей,

существующий гендерный порядок, а также модели семейной политики»

Гендерный подход в качестве возможного пути разрешения проблемы отцовства, увеличение его ценности в ситуации трансформации современного общества и преодоления разногласий в семье включает интеграцию вопросов, связанных с равенством полов в общий контекст социальной жизни, особое внимание уделяя социокультурным, а не биологическим различиям между полами. Гендерная интеграция направлена на изменение стереотипов в обществе, критический пересмотр традиционных норм и правил «мужского» поведения в процессе воспитания детей.

Библиография

1. Распоряжение Правительства РФ № 410-р от 8 марта 2017 г. «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» [Электронный ресурс] https://rosmintrud.ru/docs/government/179 (дата обращения: 21.11.2019).
2. Давлетшина Л.А. Методологические основания анализа генеративного поведения

мужчин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Спецвыпуск. 2019. № 1. С. 5155.

3. Вовлеченное отцовство, или что для детей важнее денег? [Электронный ресурс] https://wciom.ru/index.php?id = 236uid = 9960 (дата обращения: 23.11.2019).
4. Зотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. М.: Независимая фирма «Класс», 2019. 344с.
5. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.
6. Калачикова О. Н. Репродуктивное поведение современных мужчин: установки, практики и ценность отцовства // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума. Том I. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2019. С. 36-42.
7. Frangis R.S. Why men won&t ask for directions: The seductions of sociobiology. Princeton, NJ: Princeton University Pres, 2004.
8. Файн К. Тестостерон Рекса. Мифы и правда о гендерном сознании. - Пер. с англ. К. Чистопольской. М.: Фантом Пресс, 2017. 352с.
9. Gettler L.,McDade T., Feranil A., Kuzawa G. Longitudinal evidence that fatherhood decreases testosterone in human males // Proceeding of the National Academ of Science. №108(39). 2011. Рр. 16194-16199.
10. Haslam N., Rothschild L., Ernst D. Essentialist beliefs about social categories // British Journal of Social Psychology. 2000. №39. Рр. 113-127.
11. Sunstein C. Social norms and social roles // Columbia Law Review. №96(4). 1996. Рр. 903-968.
12. Prentige D., Carranza E. What women and men should be, shouldn&t be, are allowed to be, and don&t have to be: The contents of prescriptive gender stereotypes // Psychology of Women Quarterly. №26. 2002. Рр. 269-281 [Электронный ресурс] https ://www.coursehero.com/file/28884428/Prentice-Carranzapdf/ (дата обращения: 19.11.2019).
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат посоциологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
14. Walby S. Theorizing patriarchy. Oxford: Basil Blackwell, 1990.
15. Соколюк Н.В. Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. №1. С. 88-104.
16. Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.: УРСС. 2003.
17. Pagel M. Wired for culture: origins of the human social mind. New York: Norton, 2012.
18. Patten t., Parker k. A gender reversal on career aspiration // Pew Research Center, 2012 [Электронный ресурс] DOI: 10.1177/0003122414539682 http://asr.sagepub.com (дата обращения 18.11.2019)
19. Коннелл Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / авториз. пер. с англ. т. Барчуновой под ред. и. Тартаковской. М.: Новое литературное обозрение. 2015. 432с.
20. Бовуар С. де. Второй пол. Том 1: Факты и мифы; пер. с фр. А. Сабашкиновой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. 448с.
21. Мид М. Отцовство у человека - социальное изобретение // Культура и мир детства.

М.: Мир, 1988. С.308-321. 22. Хайнс С. Может ли гендер меняться? М.: Ад Маргинем Пресс, ABCdesing, 2019.

144с.
ГЕНДЕР РОДИТЕЛЬСТВО ОТЦОВСТВО МАТЕРИНСТВО ОТЕЦ ГЕНЕРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ ГЕНДЕРНЫЕ НОРМЫ ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты