Спросить
Войти
Категория: Социология

Этническая идентичность современных российских немцев Оренбургской области

Автор: Толмачева Анастасия Юрьевна

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 58-61.

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

А. Ю. Толмачева

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлены результаты этносоциологического опроса, который был проведен в 20102013 гг. на территории Оренбургской области. В публикации освещается лишь небольшая часть полевых исследований, касающаяся этнической самоидентификации и межнационального взаимодействия российских немцев Оренбуржья. Предложенная статья показывает, в каком состоянии на современном этапе находится немецкий этнос.

Говоря об этнической идентичности российских немцев Оренбургской области, прежде всего, следует определить, что же понимается под словами ‘этническая идентичность’. Теоретико-методологическую основу исследования составляет ряд ряд этнологических, антропологических, социологических статей и монографий, посвященных рассмотрению этнической идентичности, или этнического самосознания (Ю. В. Арутю-нян, Л. М. Дробижева, В. И. Козлов, В. Малахов, С. В. Соколовский, Т. Г. Стефаненко,

В. А. Тишков, С. В. Чешко и др.).

В отечественной науке существуют такие понятия, как ‘национальное самосознание’, ‘этническое самосознание’, ‘этническая идентичность’. В. И. Козлов так охарактеризовал данные определения: «Национальное самосознание - чувство принадлежности людей к определенной нации, объединяющей их в единый социальный коллектив. Этническое самосознание - сознание принадлежности людей к одному народу, проявляющееся в употреблении ими определенного названия народа»1. В. А. Тишков приводит такое понятие идентичности: «Идентичность - это ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия и т. п.) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т. п.). У каждого человека есть целый набор идентичностей, определяемых возрастом, полом, профессией, семейно-родственным и дружеским кру-гом»2. В. А. Тишков разводит понятия гражданская и этническая идентичность, которые

накладываются друг на друга и могут существовать одновременно.

С. В. Чешко, определяя понятие ‘этнич-ность’, называет ее групповой идентичностью, производной от имманентного человечеству социального инстинкта коллективности и легитимизируемой посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры3.

В проводимом исследовании этническая идентичность понимается как осознание своей принадлежности к этнической группе российских немцев, идентификация с этой группой, ее культурой, традициями, языком, общим происхождением. Зачастую у представителей немецкого этноса, проживающих в инонациональном окружении, формируется двойственная идентичность. Этому способствует также большое количество межнациональных браков. Российские немцы не ощущают себя полноправными представителями немецкого этноса, но при этом и к русским они себя не относят. Занимая подобное маргинальное положение, российские немцы совмещают в себе характеристики и немецкого, и русского этносов.

Изменения в политической и экономической жизни в России на протяжении всего XX в. привели к глобальным изменениям в среде этнического меньшинства российских немцев на всей территории страны. Последствия всех этих событий находят свое отражение в современном состоянии данного этноса. Результаты исследования, проведенного на территории Оренбургской области в 2010-2013 гг. в среде российских немцев, показывают, что сохранение идентичности

этнического меньшинства представляется большой проблемой. Многие элементы культуры в ходе политических изменений были утрачены, трансформированы, ассимилированы. На характер идентичности влияет не только окружение российских немцев, но и их планы на будущее: если респондент планирует переехать на постоянное место жительство в Германию, он зачастую позиционирует себя как немца.

Предметом проводимого исследования являлось современное этническое развитие немецкого населения Оренбургской области, при этом затрагивались такие компоненты, как этническая идентичность, межнациональное взаимодействие.

Основу для данного исследования составил этносоциологический опрос российских немцев, проведенный в ходе экспедиционных работ на территории Оренбургской области в 2010-2013 гг. Было опрошено 178 респондентов разного возраста, вероисповедания, социального статуса.

Сбор материала проводился в Переволоц-ком, Красногвардейском, Александровском, Акбулакском районах Оренбургской области, Оренбурге и Сорочинске.

Миграционные процессы 1990-2000-х гг. значительно изменили состояние немецкого этноса не только на территории Оренбургской области, но и по всей стране. В отличие от Омской области и Алтайского края, где в 1990-х гг. были возрождены немецкие национальные районы, в Оренбуржье подобные этнотерриториальные образования не были восстановлены, что явилось не последней причиной для массового выезда немцев из области. Эти данные подтверждаются массовым опросом российских немцев Оренбуржья, который проводился в начале и середине 1990-х гг. под руководством В. В. Амелина.

В настоящее время в Оренбургской области отсутствуют моноэтнические поселения с преобладанием немецкого большинства, что отрицательно сказывается на сохранении и передаче подрастающему поколению традиций, обычаев культуры, языка, особенностей этнического мировосприятия и менталитета. Немцы зачастую соседствуют не только с русским населением, но и с украинцами, белорусами, чувашами, армянами, татарами, башкирами и др.

Для существования этноса важную роль играет осознание каждым членом общества своей идентичности, принадлежности к какой-то определенной этнической группе, отождествление себя с представителями своего этноса. При исследовании этнической самоидентификации важное значение имеет представление каждого члена этнической группы об этноконсолидирующих и этнодиф-ференцирующих признаках. Для изучения данных факторов респондентам был задан ряд вопросов, касающихся этнической принадлежности и выделения своего этноса из ряда других. Опрошенным было предложено не только указать свою национальность, но и выделить те черты, которые отличают немецкую нацию от других этнических общностей. Все опрошенные респонденты (100 %) осознают себя немцами, при этом 16 человек (9 % опрошенных) не считают себя частью немецкого народа в целом, а выделяют себя в отдельную группу - российских немцев, четко дифференцируя свою группу от европейских немцев. Данное этническое выделение ярко прослеживается при миграции в Германию. Немцы из России стараются селиться группами, объединяются в землячества, создают собственные союзы российских немцев в Германии.

Изначально на территории Оренбургской области проживали разные группы немецких колонистов, разделяющиеся по вероисповеданию, месту выхода предков. При опросе респондентам задавались вопросы, касающиеся этногрупповой принадлежности. Согласно полученным данным, большинство опрошенных (56,7 %) не смогло ответить, к какой группе немцев относились их предки, не осознает сейчас свою принадлежность к какой-либо группе. 33,2 % респондентов называет своих предков меннонитами (голландцами, платдойч). Остальная незначительная часть опрошенных назвала себя таврическими, украинскими немцами.

Необходимо заметить, что практически все опрошенные, предки которых были выходцами из украинских меннонитов, без затруднений называли групповую принадлежность своих предков. Подобные респонденты имеют многоступенчатое самосознание4: человек считает себя оренбургским немцем, так как родился на территории Оренбургской области, при этом считает себя украинским меннонитом, так как предки были выходцами из Украины, а также считает себя немцем, так как говорит на немецком языке, отмечает немецкие праздники, имеет родственников в

Германии (подобное расслоение самосознания было описано Т. Б. Смирновой при проведении этносоциологического опроса в среде российских немцев Сибири).

Некоторые из опрошенных (около 1 %) не смогли ответить на вопрос о групповой принадлежности по той причине, что потеряли во время войны своих родственников, воспитывались в иноэтничном окружении в детском доме и не имели возможности узнать что-то о своем происхождении.

Немцы, имеющие своими предками мен-нонитов, смогли наиболее полно рассказать о происхождении своей семьи, переселениях, ближайших и дальних родственниках. Это связано прежде всего с тем, что данная этноконфессиональная группа долгое время находилась в изоляции, сохраняла сведения

о своем происхождении, «консервировала» свои обычаи и порядки. Несмотря на то, что сегодня подобная закрытость отсутствует, коллективная память сохраняет все то, что было накоплено предками веками. Сейчас наибольшее число меннонитов проживает в Переволоцком районе Оренбургской области в селах Кубанка и Претория.

Респондентам были заданы вопросы, касающиеся выделения этнических консолидирующих и дифференцирующих признаков. Основными определяющими признаками являются традиции и обычаи, культура, язык, общность исторической судьбы, национальный характер5. Самым значимым объединяющим признаком для опрошенных немцев являются определенные личностные характеристики (71,34 %): порядочность, целеустремленность, педантичность, трудолюбие, честность, пунктуальность, доброта и др. Следующими по значимости консолидирующими признаками являются язык (37,64 %), традиции и обычаи (37,07 %), культура (25,84 %), быт (6,74 %), общие интересы (4,49 %), образ жизни (2,24 %).

При выделении отличительных характеристик наиболее значимыми оказались также личностные характеристики (80,9 %): трудолюбие, пунктуальность, порядочность, педантичность, честность, законопослушность, терпимость и др. Далее по значимости следуют культура (4,7 %), религия (3,8 %), традиции и обычаи (3,8 %), язык (3,8 %). 32 респондента (17,97 %) считают, что ничем не отличаются от представителей других национальностей.

При определении консолидирующих и дифференцирующих признаков наибольшее внимание уделялось личностным характеристикам. На наш взгляд, это связано прежде всего с тем, что в сознании респондентов сложился определенный идеальный образ российского немца с набором психологических характеристик.

Для определения степени ассимиляции и интеграции респондентам был заданы вопросы о том, какие национальности они считают близкими немцам. 94 человека (52,8 %) не смогли ответить на поставленный вопрос. Такой высокий процент затруднившихся ответить Т. Б. Смирнова связывает с тем, что немцы являются единственными носителями в регионе языка германской ветви индоевропейской языковой семьи6. Именно поэтому, опираясь на языковой признак, респонденты и не смогли ответить на поставленный вопрос. 19 % опрошенных назвали голландцев близкой немцам нацией. Предположительно это объясняется тем, что предки респондентов были выходцами из Голландии. Следующими по частоте упоминания были названы национальности, проживающие на территории Оренбургской области: русские (14,3 %), татары (12,4 %), башкиры (11,8 %), украинцы (9,1 %), казахи (9,1 %). Среди европейских национальностей были названы следующие: австрийцы (8,3 %), англичане (3,1 %), швейцарцы (2,3 %), шведы (2,3 %), норвежцы (2,3 %), датчане (2,3 %), чехи (1,6 %), а также народы Прибалтики (1,6 %).

Таким образом, немцы, проживающие на территории Оренбургской области, имеют высокий уровень самосознания, ощущают себя частью немецкого этноса. Они не выделяют меннонитов из немецкого народа в целом, а считают себя по вероисповеданию меннонитами, а по национальности немцами.

Оренбуржье - полиэтничный регион, по результатам переписи 2010 г. здесь проживает 119 национальностей. Со времени своего переселения в Оренбургскую область немцам пришлось выстраивать отношения с соседями других национальностей, других вероисповеданий. Особенности религии не позволяли колонистам вступать в тесные контакты с иноэтничным окружением, поэтому на протяжении десятилетий они жили обособленно, замкнуто. Подтверждением этому служит тот факт, что большинство переселенцев долгое время не говорило на русском языке, так как и не пыталось взаимодействовать с соседями. С приходом советской власти контакты с соседями стали неизбежными, все больше в моноэтнических немецких поселениях обосновывались русские, татары, башкиры, казахи и представители других национальностей.

Характер дисперсного расселения российских немцев на территории Оренбургской области способствует тому, что часто возникают взаимоотношения с представителями других национальностей, смешанные браки и отсутствие общения с большим количеством представителей своей нации. Установка и ориентация людей на контакты с другими национальностями, с их культурой способна влиять на функционирование и изменение в культурных характеристиках этноса и его самосознании. От характера межнациональных отношений зависят изменения в тех сферах культуры, развитие которых сильнее обусловливается межнациональными взаимо-действиями7. Для изучения межнациональных взаимоотношений российских немцев Оренбургской области применялась система, состоящая из ряда вопросов, которые касались установок на межэтнические взаимоотношения, существования межнациональных браков, а также наличия конфликтных ситуаций на национальной почве.

В исследовании установок российских немцев на межнациональные отношения был задан ряд вопросов, касающихся отношений с другими национальностями. Всего 2,24 % опрошенных имеет моноэтнические немецкие семьи, большее количество респондентов проживает в русско-немецких семьях -42,69 %.

На современном этапе развития немецкого этноса, когда практически не существует ни национальных, ни религиозных границ для заключения брака, все больше появляется семей с интернациональным составом. Однако при анализе полученных результатов исследования было выявлено, что 43,82 % опрошенных немцев Оренбургской области имеет супругом представителя своей национальности. 31,46 % респондентов имеет русского партнера. Всего 2,24 % состоит в браке с лицами других национальностей (грузины, нагайбаки).

Большее количество однонациональных браков связано с тем, что представители более старшего поколения на момент заключения брака проживали в местах компактного расселения российских немцев на территории Оренбургской области до начала массовых внешних миграций. Молодые представители немецкого этноса имеют своим партнером чаще всего представителя другой национальности.

Таким образом, результаты исследования показывают, что ассимиляционные процессы в первое десятилетие XXI в. увеличивают радиус своего воздействия, что выражается в повсеместном преобладании русского языка над немецким и использовании его во всех сферах жизнедеятельности российских немцев Оренбургской области, уменьшении количества мононациональных немецких семей. При этом многие представители немецкого этноса планируют мигрировать в Германию (в основном это среднее и младшее поколение российских немцев области).

Однако с увеличением в 1990-х гг. миграционного потока переселенцев более активно стали возрождаться традиции, обычаи, культура, язык немецкого народа на территории Оренбургской области. Этому способствует работа немецких центров и центров встреч, где ежегодно появляются новые языковые, культурные программы, направленные на сохранение немецкого этноса Оренбуржья.

Примечания

1 Козлов, В. И. О понятии этнической общности // Совет. этнография. 1967. № 2.
2 Тишков, В. А. Старые и новые идентичности [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://valerytish-kov.ru.
3 Чешко, С. В. Человек и этничность. М., 1994. С. 40-41.
4 Смирнова, Т. Б. Немцы Сибири : этнические процессы. Омск, 2002. С. 38.
5 Амелин, В. В. Оренбуржье : перспективы этнокультурного развития. Оренбург, 2009.
6 Смирнова, Т. Б. Немцы Сибири... С. 41-42.
7 Социально-культурный облик советских наций (по результатам этносоциологиче-ского исследования) / ред. Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей. М., 1986.
РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ САМОСОЗНАНИЕ ЭТНОС ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ russian germans orenburg region ethnic identity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты