Спросить
Войти
Категория: Социология

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Автор: Карагодина Оксана Александровна

Социокультурные функции благотворительности в российском обществе

Карагодина Оксана Александровна

ассистент, кафедра социальной работы и педагогики, Волгоградский государственный университет 400062, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Университетский, 100

И karagodina@volsu.ru

Статья из рубрики "Государство и гражданское общество"

Аннотация.

Объектом исследования является социокультурный феномен российской благотворительности, а в качестве предмета выступают общественные функции благотворительной деятельности. Автор статьи рассматривает благотворительность как особую типовую практику общественного взаимодействия, поддерживаемую системой институтов социальной помощи и проявляющуюся в формах гражданских инициатив, направленных на развитие комфортной и гармоничной социальной среды. Благотворительность выполняет ряд функций. В процессе анализа к основным функциям благотворительности были отнесены: социализирующая, аксиологическая, социально-экономическая, коммуникативно-интегративная и компенсаторная. Для оценки функций благотворительности как социокультурной практики применялся структурно-функциональный подход. Кроме того, в работе были использованы методологические принципы единства исторического и логического. По итогам исследования сделан вывод о том, что выполняя важные социокультурные функции, российская благотворительность способствует сохранению и укреплению субъект-субъектных связей. О на вносит вклад в развитие высоких нравственных идеалов и духовных ценностей, позволяет сохранить экзистенциальную связь между Я и Другим, избежать негативных последствий глобализации, унифицирующей национальную идентичность и уникальность.

10.25136/2409-7144.2018.10.27539

Дата направления в редакцию:

10-10-2018

Дата рецензирования:

10-10-2018

да1а публикации:

12-10-2018

Благотворительность представляет собой сложный и многокомпонентный социокультурный феномен. Выступая в качестве «особой типовой практики общественного взаимодействия, поддерживаемой системой институтов социальной помощи и проявляющейся в формах гражданских инициатив, направленных на развитие

комфортной и гармоничной социальной среды»[4, с- 38], благотворительность выполняет в обществе важные социокультурные функции. К основным функциям благотворительности относятся: социализирующая, аксиологическая, социально-экономическая, коммуникативно-интегративная и компенсаторная.

Социализирующая функция благотворительной деятельности способствует усвоению необходимого социального опыта, правил и норм поведения, обеспечивает более активное включение личности в общественную жизнь. Социализация помогает личности усваивать культурные коды, благодаря которым она учится выстраивать свое поведение. Благотворительная деятельность позволяет воспроизводить традиции взаимопомощи и поддержки, тем самым позволяя своим субъектам быть более включенными в духовную и социальную сферы жизни.

Практика коллективной взаимопомощи, исторически сложившаяся в нашей стране, способствовала развитию традиций благотворительности, которые вносят вклад в процесс социализации личности, формируя у нее гуманистические ценности. Безвозмездная помощь ближнему и проявление милосердия традиционно являлись основами православной жизни. На сегодняшний день они являются важными факторами процесса гуманизации национальной модели социализации.

Социализирующая функция помогает обеспечить устойчивую взаимосвязь между социокультурными ценностями и благотворительностью. Являясь одним из факторов структурализации общества, благотворительность положительно влияет на гармонизацию и стабилизацию общественных отношений. Вместе с тем она помогает членам социума стать причастными к духовным ценностям и традициям национальной культуры. Благотворительная деятельность позволяет воспроизводить не только социальные практики взаимопомощи, но и фундаментальные морально-нравственные ценности, надежно скрепляющие разрозненные элементы социального организма. Это такие ценности, как способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Другой важной функцией благотворительной деятельности является аксиологическая функция, отвечающая за формирование системы ценностных потребностей и экзистенциальных интересов общества. Она способствует выработке моральных норм и гуманистических социальных установок, детерминирующих представления о добре и зле, о правильном и неправильном человеческом поведении.

Аксиологическая функция позволяет накапливать, сохранять и транслировать социокультурный опыт, способствуя тем самым обеспечению архетипической устойчивости культуры. Институт благотворительности играет немаловажную роль в процессе формирования, сохранения и передачи ценностной иерархии общественного сознания. В свою очередь, этот процесс придает социуму особую уникальность, обеспечивая его системой ценностно-смысловых ориентиров социальной деятельности. С помощью этих ориентиров социальная культура коррелирует с подобными ей конструктами, а ее субъекты сохраняют свой особый взгляд на социальную

действительность.

Аксиологическая функция благотворительности призвана сохранять и транслировать ценности, общественные нормы, обычаи, культурные образцы и ориентиры, благодаря которым люди могут выстраивать свою социальную деятельность и коммуникацию. В данном аспекте благотворительность стоит рассматривать как неотъемлемый компонент национальной культуры.

Благотворительная деятельность имеет тесную взаимосвязь с социальной культурой. Это проявляется в том, что благотворительность, систематически воспроизводя социальную практику оказания взаимопомощи, способствует формированию и сохранению определенных архетипических установок в общественном сознании, в социокультурном пространстве, а социальная культура, в свою очередь, стимулирует общественную потребность в оказании помощи Другому посредством культурных архетипов, отражающихся в традициях, обычаях и мифах. В данном контексте важную роль играет иерархическая система гуманистических ценностей. Тесно коррелируя с социальной культурой, она оказывает влияние на развитие коммуникативных связей субъектов, находящихся на разных уровнях социальной иерархии и определяет роль этих связей в сфере общественных отношений.

Включенность в благотворительную деятельность содействует социальной мобилизации, стимулирует гражданскую активность членов социума, которая базируется на принципе общественной солидарности. Кроме того, благотворительность способствует развитию гражданского общества, исследованию которого в последние годы уделяется все большее внимание со стороны различных исследователей, как в теоретическом, так и в

практическом аспектах [8; 9].

Стоит отметить, что исторически сложившиеся условия, духовные и геополитические факторы детерминировали самобытность нашей русской культуры. Благодаря этому сформировалась ценностно-смысловая система, включающая в себя такие аксиоланты, как милосердие, духовность, бескорыстие, гуманизм, коллективизм, альтруизм. Именно они способствуют сохранению и развитию традиций благотворительной деятельности.

Отечественные философы неоднократно обращали свое внимание на проявление любви к ближнему своему, не имеющей какого-либо меркантильного основания или причины. Так, например, П.Я. Чаадаев писал об удивительном бескорыстном душевном устройстве и уникальном щедром русском характере. Он полагал, что источником этого особого русского характера является православие, так как оно провозглашает любовь к

ближнему в качестве одной из главных добродетелей Ш1. Именно любовь к ближнему представляет собой щедрость души, о которой писал философ. Рассуждая о соборной целостности сосуществования, А.С. Хомяков отмечал, что это есть «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви»

[12&с-—1°И. Схожей позиции придерживался Н.О. Лосский, который рассматривал духовный феномен любви к ближнему и основанные на ней милосердие и благотворительность сквозь призму религии. Философ видел в них отражение ключевых принципов христианской нравственности и морали, он признавал их частью Божественной сущности, считал благотворительность богоугодным и богоосвященным делом. Лосский Н.О. давал высокую оценку бескорыстным поступкам, которые человек совершает «без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды» [7, с 24].

Основой благотворительности должно быть человеколюбие. Благотворительность, основанная на человеколюбии и милосердии, ведет человека к соборности. Она

является духовным феноменом, который помогает сохранять единство и целостность социума, развитию особых «соборных» отношений. Соловьев В.С. рассматривал идею соборности как идею всеединства. В нем он ценил гармонию отношений: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как

полнота бытия» [10, с 552].

Также важно отметить, что аксиологическая функция благотворительности, оказывая влияние на формирование мировоззренческих взглядов ее субъектов, способствуют укреплению горизонтальных и вертикальных социальных связей. Кроме того, ценностно-смысловые ориентации социальной деятельности являются индикатором уровня развития общества.

В процессе развития российского общества важное место занимает коммуникативно-интегративная функция благотворительности. Она позволяет формировать субъект-субъектные связи, которые возникают в процессе социального взаимодействия благотворителя и благополучателя. Эта функция направлена на их сближение и интеграцию, на преодоление социального отчуждения, с которым сталкиваются люди, нуждающиеся в социальной помощи. Многие из них претерпевают процесс отчуждения и лишаются своей Самости из-за корысти Другого. Отчуждение проявляется, прежде всего, в уходе от социальной деятельности, от Другого, а также и своего Я. Благотворительность способствует нивелированию социального отчуждения.

Благотворительная деятельность формирует определенную систему коммуникативно-интегративных отношений, которая способствует сглаживанию социальных противоречий и преодолению отчуждения. Развитие такого рода отношений ведет к формированию интерсубъективной социальной реальности.

Выступая в качестве средства преодоления социального отчуждения, благотворительность способствует духовному росту благотворителей и благополучателей, а также гармонизации социальных отношений. В настоящее время сверхдинамичный ритм жизни нашего информационного общества диктует определенные модели поведения, которые предполагают колоссальные психоэмоциональные затраты, что может привести к утрате гуманистических ценностей, потере духовных ориентиров и внутреннему опустошению. Ежедневные бытовые проблемы и заботы приводят к зависимости современного человека от техники, тем самым отчуждая его и от социума, и от личных экзистенциальных интересов. Благотворительная деятельность как двусторонний обоюдный процесс, способствует преодолению этого отчуждения, она помогает сохранить свое Я обоим субъектам благотворительного взаимодействия. Благотворительность помогает сглаживать социальные противоречия, содействует повышению культурного уровня общества и гармонизации отношений между людьми, находящимися в разных социальных условиях. Таким образом, она выступает в качестве духовной и психосоциальной скрепы общества.

Не менее важной является социально-экономическая функция благотворительной деятельности. Она направлена на обеспечение необходимого уровня жизни тех граждан, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе по объективным причинам. Благотворительность стабилизирует социум, содействует снижению уровня конфликтности, агрессивности и социальной напряженности, оказывает воздействие на общественное мнение, культивирует гуманистические настроения в обществе. Кроме

того, благотворительная деятельность нейтрализует недостатки государственной социальной политики, прежде всего, за счет оперативности и адресности доставляемой

помощи [6& с- 28].

Критикуя социальную политику государства, С. Н. Булгаков писал, что она «заменяет любовь, возможную лишь в отношении к личности, но не к совокупности - будь это «партия», или «класс», или «человечество», устанавливая противопоставление «живой»

любви к ближнему и «любовью к дальнему, так сказать, социологической» [2, с 305"". Благотворительность лишена этого недостатка отчужденности, она компенсирует пробелы в социальном праве. И любви в ней не меньше, чем в праве позитивном.

Булгаков С.Н. неоднократно отмечал, что для экономического подъема России следует уделять особое внимание православию, в должной мере используя его нравственный и воспитательный потенциал. Имея возможности оказывать помощь и поддержку нуждающимся, граждане должны выделять средства на благотворительность, чтобы принести пользу отечеству. Философ уделял особое внимание специфике хозяйственной, культурной и религиозной жизни России. В качестве главной производительной силы экономики он рассматривал человека-хозяина, так как именно благодаря хозяйственной

деятельности человек создает то, чего нет в данном ему мире с 56". Тем не менее, благотворительная деятельность основана не только на религиозных, но и на социальных мотивах, синтез которых обусловил формирование у широкой массы людей особых системы взглядов, - так называемой «философии хозяйствования». Согласно данной философии, сфера экономических отношений, для которой характерны сугубо утилитарные интересы, не должна быть лишена морали. Ведь попрание духовности в человеке приводит к неразумному потребительству и утрате гуманистических ценностей. Именно поэтому не стоит ставить во главу угла экономическую выгоду, поскольку погоня

за ней убивает совесть Философ утверждал, что «христианство не допускает примирения с каким бы то ни было общественным строем, основанным на насилии и ненависти, оно может благословить только строй, воплощающий начало любви, свободы и равенства, и, пока остается социальная неправда, оно всегда зовет вперед, к социальному прогрессу, к очищению общества от этих пороков, проповедует не только личное, но и общественное покаяние... бесспорно, существуют для христиан обязанности

в экономической жизни, в области экономической и социальной политики» [3, с1 85-86"". Следует еще раз отметить, что благотворительность, основанная на милосердии, снижает уровень социальной напряженности.

Компенсаторная функция благотворительности характеризуется тем, что оказывая помощь Другому, человек ощущает душевный подъем и получает эмоциональную разрядку, тем самым компенсируя физические и материальные ресурсы, затраченные на осуществление благотворительного акта. Участие в филантропической деятельности положительно влияет на психологическое состояние людей, поскольку помогая страждущим, человек чувствует свою значимость и сопричастность к чему-то важному и духовному, ощущает моральное удовлетворение. Все это в итоге способствует личностному духовному росту. Благотворительность способствует нравственному самосовершенствованию и повышению морального уровня человека.

Кроме того, совершая добрый поступок, человек, пусть и не в полной мере, но все же компенсирует содеянное когда-либо зло. В данном аспекте стоит упомянуть о том, что благотворительность зачастую больше нужна именно благотворителю, чем нищему. Традиционно в России она являлась необходимым условием и показателем личного нравственного здоровья. Однако нуждающийся тоже получает не только материальную

помощь, но и моральную поддержку, осознавая, что Другой не равнодушен к его бедам. Благотворительность в определенной степени компенсирует то, что не успевает реализовать государство, осуществляя цели социальной политики.

Компенсаторная функция проявляет себя не только в духовном, но и в материальном контексте. Помогая нуждающимся, люди снижают возможные риски криминализации общества, когда, не имея достаточных средств к существованию, обездоленные посягают на чужую собственность. Благотворительность способствует нивелированию асимметрии, возникающей в социальных отношениях, тем самым препятствуя отчуждению некоторых категорий граждан от гуманистических идеалов. В данном аспекте компенсаторная функция тесно коррелирует с социально-экономической функцией, направленной на добровольное перераспределение материальных средств и услуг, осуществляемое из чувства милосердия.

Таким образом, российская благотворительность представляет собой сложный многоаспектный феномен. Выполняя в обществе важные социокультурные функции, она способствует сохранению и развитию экзистенциальных интерсубъективных связей. Благотворительная деятельность содействует личностному, духовному и социальному росту людей, развитию высоких духовно-нравственных ценностей и идеалов, помогает сохранить национальную идентичность.

Библиография

1. Балашов А.М. Философия хозяйства и моральные аспекты предпринимательской деятельности в трудах русских ученых // Научный альманах. - 2015. - № 10-1(12). -С. 55-58.
2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации. - 2009. - 464 с.
3. Булгаков, С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение. - 1991. - 350 с.
4. Васильева Е. Г., Литвинова И. Н., Карагодина О. А. Феномен благотворительности в провинциальном социуме на рубеже XIX-XX и XX-XXI столетий: Монография. Волгоград, 2013. - 307 с.
5. Возрождение благотворительности в отечественном образовании - объективное веление времени. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru/1_2004/85.html (дата обращения: 02.01.2016).
6. Дмитриева, М.Г. Философско-методологические основы благотворительной деятельности в сфере социализации детей-сирот : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Дмитриева Майя Георгиевна; Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - СПб., 2014. - 196 с.
7. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат. - 1991. - 368 с.
8. Макаренков Е.В., Пусько В.С.Тестирование по политологии: методика и тесты.-Москва, 2014.-92 с.
9. Пусько В.С.Гражданское общество в России: проблемы становления и безопасности// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.-2014.-№ 3.-С. 346-352.
10. Соловьев, В. С. Собрание сочинений. Т. 2. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/soloviev_2/01 (дата обращения: 11.11.2015).
11. Сомин, Н.В. «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова - приобретения и потери. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://chrisoc.narod.rU/Bulgak_phil.htm#_ftn4 (дата обращения: 09.01.2016).
12. Хомяков, А. С. Соч. В 2 т. Т. 2 / А. С. Хомяков. - Прага, 1867. - 463 с.
13. Чаадаев П.Я. и русская литература первой половины XIX века - Электрон.текстовые

дан. - Режим доступа: http://librebook.ru/filosoficheskie_pisma__sbornik/vol7/1 (дата

обращения: 02.01.2016).

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ФУНКЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНОСТЬ РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ МИЛОСЕРДИЕ СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Я И ДРУГОЙ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО СОСТРАДАНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты