Спросить
Войти
Категория: Социология

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОЖАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Автор: Шабыков Виталий Иванович

Межэтнические и межконфессиональные браки в восприятии современного горожанина в Республике Марий Эл

Шабыков Виталий Иванович

кандидат философских наук

старший научный сотрудник, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и

истории им. В.М Васильева

424036, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 44, каб. 212

И sebs9-kud@yandex.ru

Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"

Аннотация. Предмет исследования в статье - это рефлексия современного городского населения Республики Марий Эл по отношению к межэтническим и межконфессиональным бракам. Поставленная проблема входит в круг актуальных вопросов мониторинга современного состояния межнациональных отношений в полиэтнических субъектах Российской Федерации; также она актуализирована в рамках изучения вопросов, связанных с этнокультурной интеграцией в обществе.Эмпирическим материалом для исследования послужили данные, полученные в ходе социологического опроса среди жителей Республики Марий Эл, который был проведен в 2015 году отделом социологии Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева на тему «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл». Методы исследования: статистический, систематизация, анализ и обобщение. Активно задействован социологический инструментарий: случайная бесповторная квотная выборка, формально-стандартизированное интервью и др. Используемые в статье социологические данные впервые вводятся в научный оборот в избранном целевом контексте. Отношение современных горожан Республики Марий Эл к межэтническим бракам анализируется с учетом их половозрастной специфики, образовательного уровня и национальной принадлежности; их рефлексия относительно межконфессиональных браков рассматривается еще и с учетом характера и степени их религиозности. В статье на примере отношения к межэтническим и межконфессиональным бракам доказывается, что, с одной стороны, современная городская среда Республики Марий Эл, в целом, является ярким проявлением межэтнической и межконфессиональной толерантности и готовности к этноинтеграции и межкультурному взаимодействию, с другой стороны, в разрезе отдельных групп городского населения имеет место высокий уровень обеспокоенности за судьбу этнической идентичности и национальной культуры. Автор обосновывает тот факт, что большая часть горожан нейтрально относится к межконфессиональным бракам и считает, что в браке национальность не имеет значения.

DOI: 10.25136/2409-7144.2018.2.23018

Дата направления в редакцию: 16-05-2017 Дата рецензирования: 15-05-2017

Введение

Полиэтничность и поликультурность российского государства, неоднородная религиозная ситуация и «сложные этнические структуры на региональных уровнях выступают

объективным основанием для образования межнациональных браков» а также

межконфессиональных семейных союзов.

Как отмечают исследователи, актуальность изучения межнациональных браков объясняется двумя факторами. Безусловно, «они содействуют укреплению дружественных отношений между народами, способствуют знакомству с инонациональной

культурой, помогают снимать межэтническую напряженность» I!5!; они напрямую «работают» на желаемую учеными, политиками и государственными деятелями этнокультурную интеграцию, межэтническую толерантность, на улучшение отношений между народами. «Вместе с тем такие браки в отдельных ситуациях могут вызывать

опасения за состояние национального самосознания народа» Многие представители этносов и религий испытывают страх ассимиляции, потери своей самобытности, ярких национальных черт, обычаев и традиций.

Межнациональные и межконфессиональные браки чаще встречаются в среде городского населения. Это характерно и для Республики Марий Эл, являющейся полиэтническим регионом.

Данная тенденция межкультурного взаимодействия как характерная отмечается в исследованиях многих отечественных социологов, посвященных как исследованию

ситуации в России в целом, так и в его поликультурных регионах [1; 11; 2; 4; 3; 12; 8; 10; 13; 9; 5; 6; 18]. В этом контексте представляет интерес изучение отношения к таким бракам самого горожанина, что позволит выявить как уровень его интеграционных устремлений, так и состояние его этноориентированных установок.

Статья написана на материале социологического исследования [См.: 7], проведенного отделом социологии Марийского научно-исследовательского института им. В.М. Васильева в 2015 году в Республике Марий Эл [Анализ результатов исследований предыдущих лет см. в работах: 16; 17]. В рамках данного исследования в городе Йошкар-Оле было опрошено 430 человек. Проанализируем отношение этой категории опрошенных к межэтническим бракам с учетом их половозрастной специфики, образовательного уровня и национальной принадлежности; их рефлексию относительно межконфессиональных браков - еще и с учетом их отношения к религии и в зависимости от степени религиозности.

Отношение горожан Республики Марий Эл к межэтническим бракам

В целом, в городе Йошкар-Оле межэтнический брак ближайших родственников (сына, дочери, брата, сестры) одобряют 19 % опрошенных; 47,3 % заняли нейтральную позицию, считая, что национальность в браке не имеет никакого значения. Как видим, в современном городском пространстве большинство населения спокойно смотрит на интеграционные процессы, не видя в них опасных для этноса тенденций.

Нежелательным межэтнический брак считают 10 % горожан; кроме того, 18,6 % ответили, что их отношение будет зависеть от того, с человеком какой национальности будет заключаться брак, - таким образом, более четверти горожан придают важное значение национальности человека, который должен войти в их близкий родственный круг, и опасаются этнической ассимиляции и потери этнической идентичности.

Таблица 1

Отношение респондентов к вступлению в брак ближайшего родственника (сына, дочери, брата, сестры) с человеком иной национальности

(в % от числа опрошенных)*

Отношение к межэтническому браку

Считаю такой брак не ж е ла те льным Мое отношение будет зависеть о т то г о , с человеком какой на цио на льнос ти будет заключаться брак Считаю, что на циона льно сть в браке не имеет значения П о ло ж ите льное (одобрительное)

в зависимости от пола

Мужчины 12,1 18,5 46,6 18,1

Женщины 8,3 18,8 47,9 19,8

в зависимости от возраста

15-19 лет 7,7 22,6 46,6 14,7
20-29 лет 5,7 19,6 47,5 20,5
30-39 лет 11,0 17,0 52,0 20,0
40-49 лет 15,0 17,4 42,6 21,8
50-59 лет 8,1 18,8 51,9 19,4
60 лет и с та рше 10,7 17,9 45,9 15,8

в зависимости от уровня образования

Неполное среднее 12,8 20,3 46,5 20,4

Среднее 10,6 24,0 45,5 15,1

Среднее специальное 10,9 15,0 45,2 22,3

Высшее и незаконченное высшее 8,3 19,3 51,5 17,2

в зависимости от национальной принадлежности

Русские 7,9 18,6 48,8 19,9

Марийцы 12,5 16,7 47,9 17,7

Татары 20,7 31,0 34,5 10,3

*В таблицу не включена колонка с ответом «Затрудняюсь ответить».

Страх за национальную самобытность в наибольшей степени выражен у мужчин (12,1 % опрошенных считают межэтнический брак нежелательным), в возрастной группе 40-49 лет (15 % опрошенных), у респондентов с неполным средним образованием (12,8 %), у татарского населения (20,7 %). Наибольшую терпимость и открытость в плане создания семьи с человеком иной национальности проявляют русские (Табл. 1): почти половина опрошенных (48,8 %) отметили, что национальность в браке не имеет значения и почти пятая часть (19,9 %) положительно относятся к межэтническим бракам близких родственников. Чуть ниже показатели у респондентов-мари - соответственно 47,9 % и 17,7 %; у татар, в большей степени приверженных к этнической самобытности, эти показатели значительно ниже (34,5 % и 10,3 %).

Положительно относится к межэтническим бракам примерно пятая часть городского населения в следующих группах респондентов: с самым низким (неполным средним) и средним специальным образованием, в группах трудоспособного возраста (20-59 лет) и русских.

Заметим, что среди респондентов всех цензовых групп наибольшую часть составляют горожане-«нейтралы», то есть ответившие, что «национальность в браке не имеет значения» (Табл. 1). Наибольшее пороговое значение отмечено у респондентов 30-39 лет (52 %), 50-59 лет (51,9 %) и с высшим и незаконченным высшим образованием (51,5 %).

Респонденты с нейтральной позицией составляют самую многочисленную группу и относительно браков между представителями различных религий (Табл. 2). Больше всего таких респондентов по полу - среди мужчин (61,1 %), по возрасту - среди респондентов 30-39 лет (69,3 %), по уровню образования - среди респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием (61,6 %), по национальной принадлежности -среди русских (60,8 %), по отношению к религии - среди неверующих (70,7 %).

Исследование показывает высокую степень лояльности по отношению к межэтническим бракам у марийской молодежи города. Такая тенденция прослеживается и соседних с Республикой Марий Эл регионах, в финно-угорских субъектах РФ. Ее отмечают, например, удмуртские социологи. Так, Н.Н. Шулакова пишет: «Современная удмуртская молодежь демонстрирует лояльное отношение к смешанным бракам, большую личную готовность к созданию гетерогенного союза и не склонна рассматривать национальность

в качестве важного критерия при выборе супруга» [18, с 2171. Эта тенденция оценивается ею, во-первых, как свидетельство «о благоприятной межэтнической обстановке в регионе, более того, определенный процент национально-смешанных браков, вероятно, необходим для нормального развития современного этноса»; во-вторых, отмечает она, «высокая доля межэтнических браков, представляет собой определенную угрозу, поскольку именно эндогамия обеспечивает преемственность традиционной культуры и

языка» [18& с- 217].

Отношение горожан Республики Марий Эл к межконфессиональным бракам

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что в большей степени положительное отношение к межконфессиональным бракам и соответственно наибольшая межэтническая толерантность свойственны следующим группам горожан:

- верующим и в той или иной мере (строго все и нестрого) соблюдающим религиозные обряды,

- молодежи, в определенной мере уже состоявшейся в жизненной реальности (20-29 лет),

- пожилым людям (60 лет и старше),

- людям с самым низким (неполным средним) уровнем образования.

Чем выше степень религиозности респондентов, тем больше среди них положительно оценивающих межконфессиональных брак и тем меньше среди них занимающих по данному вопросу высказывающих нейтральную позицию (Табл. 2). Самый высокий показатель по положительному восприятию таких браков отмечен в группе верующих респондентов, строго соблюдающих все религиозные обряды (42,2 %).

Таблица 2

Отношение респондентов к бракам между представителями различных религий

(в % от числа опрошенных)*

Отношение к межконфессиональному браку

положительно отрицательно нейтрально

в зависимости от пола

Мужчины 26,2 6,5 61,1

Женщины 30,0 9,7 53,5

в зависимости от возраста

15-19 лет 28,6 0,0 55,7
20-29 лет 33,5 6,8 57,3
30-39 лет 21,4 3,2 69,3
40-49 лет 22,4 9,1 61,2
50-59 лет 24,3 13,0 55,9
60 лет и старше 38,0 14,2 43,0

в зависимости от уровня образования

Неполное среднее 37,7 6,8 49,2

Среднее 29,7 10,0 50,8

Среднее специальное 28,3 7,7 57,4

Высшее и незаконченное высшее 24,8 8,5 61,6

в зависимости от отношения к религии

Верующие 28,5 7,6 58,0

Колеблющиеся 33,7 6,5 51,3

Неверующие 19,3 6,9 70,7

в зависимости от степени религиозности

Верую и строго соблюдаю все религиозные обряды 42,2 8,8 40,7

Верую, но религиозные обряды соблюдаю нестрого 32,1 10,3 52,5

Верую, но никаких обрядов не соблюдаю 22,7 4,5 66,3

в зависимости от национальной принадлежности

Русские 26,8 6,9 60,8

Марийцы 28,1 9,4 54,2

Татары 31,0 6,9 51,9

*В таблицу не включены колонки с ответами «Другой ответ» и «Затрудняюсь ответить».

Отрицательно относящихся к межконфессиональным бракам больше всего среди горожан старшего возраста: 50-59 лет - 13 %, 60 лет и старше - 14,2 %. Противников таких браков вообще нет среди респондентов юного возраста (15-19 лет), наименьшее количество - среди респондентов среднего возраста (30-39 лет) и верующих, но не соблюдающих никаких обрядов.

Заключение

Итак, полученные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы:

- ярким проявлением межэтнической толерантности и готовности к этноинтеграции в современной городской среде Республики Марий Эл можно считать позитивное восприятие межэтнического брака близких родственников примерно пятой частью жителей трудоспособного возраста (20-59 лет) и русских горожан, составляющих основную часть урбанистического социума, а также положительное отношение к межконфессиональным бракам большой части верующих и в той или иной мере (строго все и нестрого) соблюдающих религиозные обряды состоявшейся в жизненной реальности молодежи и пожилых людей преклонного возраста;

- активно проявляет толерантность через отношение к межэтническим и межконфессиональным бракам население с высшим и незаконченным высшим образованием;

- несмотря на существующее в этническом сознании горожан толерантное отношение к межнациональному и межконфессиональному браку, в их общественном мнении прослеживаются мысли о необходимости учитывать при выборе брачного партнера этническую и конфессиональную принадлежность и сохранить тем самым этническую идентичность и национальную культуру; в наибольшей степени эта тенденция проявляется среди татар и марийцев, мужского населения, горожан среднего возраста, с самым низким уровнем образования;

- среди респондентов всех цензовых групп наибольшую часть составляют горожане, нейтрально относящиеся к межконфессиональным бракам и считающие, что в браке на циона льно с ть не име е т з на ч е ния .

Библиография

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1998. 270 с.
2. Бокова Т. Л. Основные тенденции развития межнациональной семьи в российском обществе // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2007. Т. 311. № 7. С. 103-106.
3. Галиева Г. И. Межконфессиональный брак в поликультурном обществе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана,
16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 1326-1331. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/46669/1/klo_2017_147.pdf
4. Зеленеева Г. С. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2011. 23 с.
5. Макарова И. А. Межнациональные браки в современных условиях: особенности, факторы, мотивы формирования: (на примере Забайкальского края): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2016. 23 с.
6. Махарова Г. С. Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2003. 123 с.
7. Межконфессиональные и межнациональные отношения в Республике Марий Эл: науч.-статистич. бюллетень МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева; авт.-сост. В. И. Шабыков, О. В. Орлова, Г. С. Зеленеева, А. В. Гуляев. Йошкар-Ола, 2016. 181 с.
8. Мурзабулатов М. В. Однонациональные и национально-смешанные браки в городах Республики Башкортостан. Уфа: Принт, 1994. 24 с.
9. Попова Л. Н. Общее и особенное в национально-смешанных браках: (на материалах Республики Саха (Якутия)): дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2000. 141 с.
10. Сизоненко З. Л. Межнациональная семья на современном этапе развития общества: (на материалах Республики Башкортостан): дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 1999. 156 с.
11. Сусоколов А. А. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. 142 с.
12. Титова Т. А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. Казань: Форт-Диалог, 1999. 163 с.
13. Трифонова Т. Л. Современные межнациональные семьи: ценностные ориентации. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2014. 127 с.
14. Хачатрян Л. А., Чадова А. А. Межнациональная семья в современном российском обществе. URL: http://phNsoc.psu.ru/nauka-na-fsf/nauchnyj-zhurnal-fsf/99-nauka/vypusk-1/sotsiologiya/389-mezhnatsionalnaya-semya-v-sovremennom-rossijskom-obshchestve (дата обращения: 10.05.2017).
15. Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 72-76. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0379/analit03.php (дата обращения: 10.05.2017).
16. Шабыков В. И. Межэтнические отношения в Республике Марий Эл в конце ХХ -начале XXI века. Йошкар-Ола, 2014. 314 с.
17. Шабыков В. И. Религиозность в социокультурной жизни Республики Марий Эл (на материале социологических исследований 1994-2011 годов) // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сб. материалов I Межд. науч.-практ. конф. / Мар. гос. ун-т; отв. ред. М. А. Мокосеева. Йошкар-Ола, 2016. C. 342-351.
18. Шулакова Н. Н. Межэтнические браки в среде удмуртской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. III. C. 215-217.
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОНОШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты