Спросить
Войти

Композиционное акцентирование входных групп общественных зданий на примере архитектурных решений города Курска

Автор: Коняева Наталия Сергеевна

Практика

397

Жилые дома с единым общественным пространством для выращивания продуктов питания кажутся более реалистичными в условиях современного города. Общее пространство вертикальной фермы способствует укреплению социальных связей жителей дома. Однако все еще не ясны границы пользования в вертикальной ферме, из-за чего могут происходить столкновения интересов жильцов.

На данный момент жилые дома с вертикальными фермами остаются на стадии концептуального проектирования как идея идеальной жизни, где природа сближается с человеком в городской среде. Возможно, вертикальные фермы найдут свое воплощение как отдельно стоящие сооружения или в составе общественных зданий - магазинов, рынков, ресторанных комплексов, в которых частные и общественные интересы совпадают.

Список цитируемой литературы:

1. Гиш Б.Р. Интеграция вертикальных ферм в гражданское строительство / Б.Р. Гиш, О.С. Субботин // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. - Краснодар: КубГАУ - 2016. - С. 781-782.
2. Иконописцева О.Г. Экоархитектура вертикальных ферм как новая типология агропромышленных зданий городского хозяйства

будущего / О.Г. Иконописцева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2018. - №3 (60). - С. 34-41.

3. Капелюк З.А. Вертикальное сельское хозяйство как новая концепция развития аграрного сектора / З.А. Капелюк, А.А. Алет-динова // Науковедение. - 2017. - Том 9. - №6. - С. 51-58.
4. Мхитарян К.О. Типология форм вертикального озеленения в городской среде / К.О. Мхитарян // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2017. - № 1 (39). - С. 65-72.
5. Сапрыкина Н.А. Формирование экоустойчивой среды обитания будущего. Теория. Практика. Перспективы / Н.А. Сапрыкина. - Москва: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 225 с.
6. Султанова А. Инновационные технологии и их влияние на архитектуру предприятий растениеводства / А. Султанова. -Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №1(42). - С. 163-177. - URL: http://marhi. ru/AMIT/2018/1kvart18/12_sultanova/index.php (дата обращения: 14.04.2020).
7. Тюкавкина И.Л. Поиски вариантов возможности включения аграрных элементов в урбанизированную среду. Новые идеи нового века / И.Л. Тюкавкина, И.Ю. Грин // Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ - 2016. -Т. 1. - С. 330-335.
8. Despommier, D. The vertical farm. Feeding the world in the 21st century / D. Despommier. - New York: St. Martin&s Press, 2010.
9. Ellingsen, E. The Vertical Farm - The origin of a 21st century Architectural Typology / E. Ellingsen, D. Despommier // Council on Tall Buildings and Urban Habitat Journal. - 2008. - Issue III. - P. 24-36.

Н.С. Коняева, Е.В. Кликунова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10100

N.S. Konyayeva, E.V. Klikunova

Композиционное акцентирование входных групп общественных зданий на примере архитектурных решений города Курска

Compositional emphasis of entrance groups of public buildings on the example of architectural solutions of the city of Kursk

Abstract: The author analyzes historical and modern methods of emphasizing entrances using architectural solutions of buildings in the city of Kursk as an example.

Архитектура давно закрепила за собой место пространственного искусства, наполненного знаками, типами, символами, исторически сложившимися образами, архетипами. Наследие архитектуры называют коллективной памятью человечества, средством закрепления социальной жизни людей. Занимая место на стыке материальной и художественной культуры, архитектура приобрела семиотическую структуру. Символизм архитектурных форм складывался в процессе эволюции понимания дома во всех смыслах. Философы постмодернизма выделяют ряд форм и конфигураций, имеющих знаковое смыслополагание в архитектуре: куб - символ

идеи неизменности, равновесия и устойчивости; параллелепипед, стоящий вертикально, - устремленность к небу; цилиндр как форма, одинаковая с большинства точек зрения, - символ вечности и постоянства божества; полусфера - символ небесного свода; сегмент - образ делимости пространства; П-образные композиции -образ входа в пространство и выхода из него.

Входной элемент - неотъемлемая часть здания, он появился одновременно с первыми домами в древности и, как в древности, так и сегодня, создает возможность находиться внутри замкнутого утилитарно-художественного освоенного мира, ограниченного от

внешней среды и противостоящего среде стихийной, позволяющей использовать это пространство в соответствии с потребностями. Одновременно вход - это необходимость создания связи между внешним и внутренним пространством.

В процессе развития архитектуры и строительства дверные проемы зданий видоизменялись: увеличивались в размерах, приобретали национальную, статусную и символическую нагрузку. Например, в японском чайном саду дверь используется как отдельно стоящий декоративный элемент, как символ перехода в другой метафизический мир. Арка в качестве отдельно стоящего элемента (по символическому значению - такой же вход) часто используется при въездах в город, на больших магистралях, для увековечивания выдающихся исторических событий.

Часто входы представляют собой комплекс дополнительных функциональных элементов или входные группы. Входные группы, помимо выполнения очевидной функции, являются одним из способов организации пространства. Грамотно оформленный вход позволяет создать визуальный акцент, направляющий и привлекающий людей. Это особенно важно именно в случае с общественными зданиями.

Входная группа - набор конструкций, выполняющих композиционные и практические функции при оформлении дверного проема здания. В большинстве случаев наружная часть входной группы имеет следующий набор элементов:

- входная дверь, предназначенная для отделения внешней среды от внутренней, сохранения тепла и защиты от погодных условий;

- площадка перед входной дверью, которая создает пространство для комфортного входа и выхода потоков посетителей;

- лестница, а также пандус или подъемник, необходимые для подъема людей с уровня земли на уровень внутренних помещений;

- навес или выступ над площадкой, крыльцом или самим входом, который служит для защиты от погодных условий [1].

За время существования архитектуры сформировались различные приемы выделения входов. Многие из них применяются до сих пор, неся определенную историческую и знаковую нагрузку, современное прочтение входных элементов видоизменились.

В архитектурных решениях храмов Древнего Египта, отличающихся значительной монументальностью, применялось осевое композиционное акцентирование входов. В качестве примера можно привести храм Амона-Ра в Карнаке. К главному входу ведет протяженная Аллея сфинксов. Вход в перистильный двор ограничен массивными пилонами, создающими относительно узкий вытянутый по вертикали проход. В дальнейшем аналогичные решения использовались в загородных королевских резиденциях, например знаменитом Версале. В настоящее время акцентирование входов при помощи протяженных композиционных осей применяется для зданий, имеющих высокую значимость. Но сама идея

создания направления за счет протяженного окружающего пространства является одной из ведущих.

В Древней Греции, родоначальнице классической ордерной системы, появилась форма портика, одна из наиболее узнаваемых классических форм парадных входов. Важным элементом здесь была и парадная лестница, являющаяся одним из ключевых приемов акцентирования, широко применяемым с древности до настоящего времени. Широкие лестницы, к тому же нередко парадно оформленные, служат знаковой и функциональной направляющей ко входу в здание, вызывают эффект значительности за счет дополнительного увеличения высоты здания. Для современной архитектуры, в связи с повышением требований к доступности зданий маломобильных групп населения, этот прием не обоснован и малоприменим.

Тип конструкции проемов, появившийся в Древнем Риме, на долгое время стал самым распространенным и определяющим образ зданий в эпоху Средневековья.

Современные здания чаще имеют прямоугольные входы. С одной стороны, это связано с развитием материалов и конструкций, что позволяет перекрывать большие пролеты без применения арок. С другой стороны, прямоугольные проемы проще в изготовлении и вписываются в тяготеющую к прямым линиям архитектуру.

Порталы, получившие распространение в римскую эпоху, представляли собой архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление.

Важным моментом для функции акцентирования входа выполняют не только и не столько отдельные детали входных групп, но и соотношения в композиции элементов всего здания. Нередко часть здания непосредственно над входом отличается от остального объема по высоте (выше остальной части здания или ограждается башнями). Также входная часть может иметь ярко выраженный элемент на всю высоту здания, заглубленную или выдвинутую относительно остальной части фасада.

Симметрия главного фасада долгое время, вплоть до середины XX века, считалась традиционным приемом, отсюда размещение парадных входов часто были по его центру.

В стесненных городских условиях, с нехваткой пространства для обозрения главного фасада, сформировалось решение угловых входов. Они чаще всего представляют собой скругление или заглубление внутрь здания, что позволяет освободить площадку для осмотра и входа.

Со временем идеи модерна и постмодерна привели к использованию асимметричных композиций в фасадных решениях зданий. В новых стилях архитектуры во многом переосмыслены классические методы формообразования, измененные в соответствии с иными потребностями и идеалами. Традиционные элементы декора входных элементов остались в прошлом, сохранились лишь общие символические формы, определяющие вход. Теперь, с развитием технологий обработки материалов на первый план вышли линии, цвет, контраст текстур и форм.

Архитектор ХХ-ХХ1 веков, вооруженный знаниями науки и достижениями в области строительных техноПрактика

399

логий, имеет больше возможностей в создании неповторимых архитектурных образов, соединяющих в себе утилитарность и красоту. Но так ли это?

На примере архитектурных решений входов ряда зданий г. Курска проведем анализ языка архитектуры в среде типичного города средней полосы России.

Здание бывшего Дворянского собрания (1877 г.), расположенное на ул. Сонина, 4, является примером эклектики и удачно сочетает в себе стили итальянского барокко и Ренессанса. Здесь для акцентирования входной группы использованы классические приемы. Вход расположен на оси симметрии сооружения, акцентируя главный вход, центральная часть здания имеет увеличенную высоту за счет сплошного парапета, входная зона выдвинута вперед относительно основной поверхности фасада таким образом, что представляет собой вертикально ориентированный прямоугольник высотой в два этажа, вызывая желание войти. Будь этот входной элемент ограничен по уровню первого этажа, вход психологически воспринимался бы слишком низким, несмотря на то что фактически это не так. Гармоничное архитектурное решение здания хорошо расставляет визуальные акценты и использует язык символов.

Здание бывших Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (1914 г.), расположенное по адресу ул. Ленина, д. 83, построено в стиле эклектики с элементами русского стиля и модерна (рис. 1). Хотелось бы отметить удачность акцентов входа и его расположения, хорошую обзорность здания в среде, при условии небольшого пространства перед ним.

Банк имеет достаточно протяженные уличные фасады, расчлененные незначительно выступающими ризалитами с декоративными щипцами. Парадный вход расположен на углу улиц Ленина и Челюскинцев. Однако входная часть преобладает над ними, так как имеет больший объем и высоту. Ее угол срезан, образует три равные грани и освобождает площадку для входа. Входная зона имеет большое количество декоративных элементов, решенных в едином стиле с остальной частью здания. Входная группа выдвинута сильнее, чем ризалиты, не имеет ступеней и навеса. Высота элемента - один этаж, с простым порталом и одной дверью. Дополнительным способом акцентирования служит контраст материалов и текстур: входная часть выполнена из натурального камня, как и цоколь, что выделяет ее на фоне окрашенной оштукатуренной плоскости стены.

Входная зона ЗАГСа на улице Радищева, д. 66А, по принципу расположения подобна зданию банка, но сильно отличается стилем и символикой (рис. 2). Вход расположен так же, как и в здании банка на углу, в месте пересечения улицы Радищева и переулка Гоголя, но в отличие от вышеуказанного здания, перед входной зоной организована достаточно широкая площадь, что связано с функциональным назначением здания. При этом архитектурный образ выполнен в конструктивистских формах. Здесь кроме пространства перед входом акцентом является динамика, заданная выступающими ребрами на фасадах здания и заглублением входной части, создавая впечатление движения внутрь помещения. На ребрах меняется вертикальный угол в верхней части: от прямого до острого при приближении к входу. Этот прием использует зрительную иллюзию, преувеличивая перспективу и зрительно укрупняя вход в здание. Кроме того, он создает линию направления для посетителей, так как, пройдя мимо часто расположенных острых ребер, человек неосознанно стремится завернуть в освободившееся пространство. Этот прием можно представить как видоизмененный портал.

Рис. 2. Здание ЗАГСа на улице Радищева, д. 66А

Рис. 3. Здание Станции скорой помощи на улице Энгельса, д. 10

Рис. 1. Здание бывших Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков на ул. Ленина, д. 83

Входная зона Курского Государственного драматического театра имени А.С. Пушкина по ул. Ленина, д. 26 (1983 г.), также имеет видоизмененные классические приемы акцентирования. От внешней площади ее отделяют три арочных проема. Они имеют современные формы с сохранением комфортных пропорций и некоторых элементов, например, стилизованных замковых камней. Арочные проемы занимают большую часть главного фасада здания, демонстрируя предназначенность здания для единовременного посещения большого количества людей. Входная зона имеет покрытие, предоставляя защиту от погодных явлений и зрительно объединяя все находящееся за проемами единой тенью. Расположенная за арками стена прорезана большим количеством оконных проемов, по контрасту с практически сплошными остальными стенами главного фасада. Таким образом, используется прием контраста света и тени, прозрачных и непрозрачных плоскостей.

Удачное решение входной зоны можно отметить в здании клиники «Медассист» на улице Димитрова, д. 16 (2016 г.): в оформлении входа используется контраст текстур. Тамбур полностью остеклен, в то время как большинство окон, выходящих на главный фасад, закрыто декоративной решеткой. Входная группа заглублена, над крыльцом нависает консоль. Она выступает за плоскость остального фасада, образуя преувеличенный козырек. Проход под ней имеет форму горизонтально ориентированного прямоугольника. Его пропорции и соотношение с высотой консоли при этом не создают ощущение «придавленности», в том числе и за счет достаточно массивно выглядящих колонн.

В качестве примера неудачного решения входной группы можно рассмотреть входную зону здания Станции скорой помощи (2018 г.) по улице Энгельса, д. 10 (рис. 3). В архитектурном решении использован прием контраста форм и цвета. Козырек над входом имеет не только контрастные округлому зданию форму, но и цвет, который используется в надписи фасада. Входная часть здания имеет выступающие ребра, не используемые в качестве элементов в фасадном решении остального объема, и контрастное цветовое решение, в результате чего навязчивое стремление акцентировать вход создало впечатление отсутствия целостности здания.

Акцентирование входных групп является сложной архитектурной задачей. В последнее время входные группы стали отдельным от здания элементом, зачастую имеющим различный стиль оформления в одном здании. Чаще причина лежит в случайности появления той или иной организации в здании, большого количества мелких лавочек, магазинов и офисов, требующих отдельных входов, не предусмотренных проектом. Такое решение отрицательно влияет на архитектурный облик города, меняя его символическое звучание, образность и характер, превращая символы в визуальный мусор.

Список цитируемой литературы:

1. Архитектура, строительство, дизайн: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям «архитектура» и «строительство» / В.И. Бареев [и др.]; под общ. ред. А.Г. Лазарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 316 с.: ил. - (Строительство и дизайн). - ISBN 5-222-05825-5.
2. Ахмедова Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна: Учебное пособие / Е.А. Ахмедова. - Самара: СГАСУ 2007. - 432 с.: илл. -ISBN:978-5-9585-0251-6.
3. Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Д.Е. Аркина, Н.И. Брунова, М.Я. Гинзбурга (глав. ред.) и др.; Акад. архи-тект. СССР. - Москва: изд-во Акад. архитект. СССР, 1944-. В 8 томах. - Том 1.
4. Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия / В.Л. Глазычев. -Москва: АСТ, Астрель, 2002. - 668 с. - ISBN 5-17-005418-1; 5-287-00056-1; 5-271-04660-5.
5. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Чарльз Дженкс; пер. с англ. В. Рябушина, М.В. Уваровой; под ред. А.В. Рябушина, Л. Хайта. - Москва: Стройиздат, 1985. - 136 с.
6. Architime. ru. Словарь архитектурных терминов // Architime: [интернет-портал]. - URL: http://architime.ru/dictionary.htm (дата обращения: 06.05.18). - Текст: электронный.

А.Д. Хрусталева, А.В. Чубарова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10101

A.D. Khrustaleva, A.V. Chubarova

Реновация отдельно стоящих городских трансформаторных подстанций в контексте исторической застройки Москвы

Renovation of detached transformation kiosks in the frame of Moscow city historical housing

Аннотация: В статье анализируется облик трансформаторных подстанций и предлагаются пути их реновации средствами формообразования и колористики.

Abstract: The article analyses the appearance of transformation kiosks and offers ways of their renovation by means of formation and coloristic.

Городская среда претерпевает постоянные изменения. В связи с реновацией в исторически сложившейся застройке возникают новые архитектурные объемы, промышленные зоны превращаются в деловые центры или

жилые кварталы, реконструированные по последнему слову техники и дизайна. Городские парки также меняют свой облик в соответствии с новыми тенденциями ландшафтной архитектуры.

знак входные группы выделение входа здание бывшего Дворянского собрания здание управ- ления Центрального Банка здание Курского драматического театра здание станции скорой помощи symbol entrance groups the allocation of the entrance
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты