Спросить
Войти

ПИСЬМА ГЕНРИХА ДЕ ГИЗА К ЕКАТЕРИНЕ МЕДИЧИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН ВО ФРАНЦИИ

Автор: указан в статье

Личность, общество и власть в ХУТ-ХХ вв.

УДК 94(44)

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-10-251-262

Письма Генриха де Гиза к Екатерине Медичи как источник по истории Религиозных войн во Франции

Марина В. Кущева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, kusheva@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу рукописных источников, вышедших из-под пера участника Религиозных войн во Франции Генриха Лотарингского, герцога де Гиза. В статье обосновывается важность изучения корреспонденции герцога для исследования его биографии и истории Религиозных войн. В качестве источника используются письма из собрания русского коллекционера П.П. Дубровского, хранящиеся в Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург). В нем содержится несколько десятков писем, освещающих историю гражданского конфликта конца XVI в. во Франции и деятельность семьи Гизов. Перу одного из ярчайших представителей этого рода, главе Католической лиги, Генриху (Анри) де Гизу, принадлежат десять писем этой коллекции. Ни одно из этих писем не издано, более того, они мало изучены и практически не используются исследователями. Учитывая то, что эпистолярное наследие герцога не очень обширно, эти документы представляют большой интерес. В статье подробно анализируется содержание двух посланий из данной коллекции. Это письма де Гиза королеве-матери Екатерине Медичи, написанные юным герцогом в 1566-67 гг. Они отражают его военную и политическую деятельность в этот период: поход в Венгрию и участие во Второй религиозной войне.

Для цитирования: Кущева М.В. Письма Генриха де Гиза к Екатерине Медичи как источник по истории Религиозных войн во Франции // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 10 (43), ч. 2. С. 251-262. Б01: 10.28995/2073-6355-2018-10-251-262

© Кущева М.В., 2018

Letters of Henri de Guise to Catherine de Medici as a source on the history of the French Wars of Religion

Marina V. Kushcheva Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, kusheva@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the handwritten sources, penned by participant of the French Wars of Religion Henri de Lorraine, duke of Guise. The article substantiates the importance of studying the letters of the duke for the study of his biography and the history of Wars of Religion. The source is the letters from the collection of the Russian collector P.P. Du-brovsky, stored in the Russian National Library (St. Petersburg). It contains several dozen of letters highlighting the history of the civil conflict of the late 16th century in France and the activities of the family de Guise family. Ten letters of that collection are written by one of the brightest members of the family, head of the Catholic League, Henri de Guise. None of these letters have been published, moreover, they have been little studied and are practically not used by researchers. Taking into the account that the duke&s epistolary heritage is not very extensive, the documents are of great interest. The article analyzes in detail the contents of two letters from that collection. Those are the letters of de Guise to the Queen Mother, Catherine de Medici, written by the young duke in 1566-67. They reflect the military and political activities of Henry de Giese during that period, his campaign in Hungary and participation in the Second War of Religion.

For citation: Kushcheva MV. Letters of Henri de Guise to Catherine de Medici as a source on the history of the French Wars of Religion. RSUH/ RGGU Bulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series. 2018;10:251-62. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-10-251-262

Введение

Генрих (Анри) Лотарингский, третий герцог де Гиз (15491588) - один из самых значительных персонажей французской и мировой истории, знаменитый участник Религиозных войн во Франции. Несмотря на постоянный интерес специалистов к этому периоду французской истории, особенно обострившемуся в последние десятилетия, одно из его главных действующих лиц, Генрих де Гиз, оказалось практически лишено внимания современных историков, в отличие от других, зачастую менее значительных персонажей. Исследования, специально посвященные ему, можно буквально пересчитать по пальцам, и в основном они носят научно-популярный характер [1, 2]. Одной из причин такого невнимание является, несомненно, сложность и неоднозначность фигуры Генриха де Гиза. Несмотря на цельность его личности, огромную популярность, переходящую в поклонение, среди людей разных сословий и убеждений, нам зачастую сложно понять и объяснить некоторые его действия и поступки, уже несколько веков вызывающие споры среди его немногочисленных биографов. Другой причиной является ограниченность имеющегося в нашем распоряжении круга источников. Историки из века в век описывают жизнь герцога де Гиза по нескольким мемуарам относительно близких к нему политических и военных деятелей, наиболее информативными из которых являются воспоминания Гаспара де Со, маршала Таванна, написанные на основе личных записок его сыном [3]. Дополнительными источниками служат донесения послов [4], а также несколько десятков его писем и корреспонденция его родственников, многие из которых были столь знамениты, что удостоились отдельных исследований. Например, издание писем его дяди, кардинала Лотарингского, предпринятое в 90-е гг. прошлого века Даниэлем Кюизиа, пролило свет и на некоторые темные пятна биографии его племянника - Генриха де Гиза [5]. Поэтому изучение личной и деловой переписки самого герцога представляет несомненный научный интерес.

Целью данной статьи является анализ двух писем герцога де Гиза из петербургской коллекции в контексте событий эпохи Религиозных войн.

Обзор корреспонденции герцога де Гиза

Рукописное наследие Генриха де Гиза представляет собой десятки писем, разбросанных по нескольким архивам Европы. Однако, если сравнить сохранившиеся письма третьего герцога де Гиза с документацией его отца, Франсуа де Гиза, или дяди, Шарля де Гиза, кардинала Лотарингского, можно сделать вывод, что он не отличался эпистолярной активностью своих старших родственников. С большой долей вероятности можно предположить, что далеко не все его письма сохранились. Существуют различные легенды и домыслы, в том числе представленные в художественной литературе, почему многие источники были утрачены. Есть предположение, что существовала переписка Генриха с Маргаритой Валуа, но она была

уничтожена, чтобы не компрометировать будущую королеву. Документальным подтверждением этого является единственное сохранившиеся письмо Маргариты герцогу де Гизу, правда относящееся уже к позднему периоду их отношений [б с. 293-294]. Многие документы по истории Религиозных войн были уничтожены во время самой Смуты, при Генрихе IV, и расхищены о время Французской революции. Часть из них попала в коллекцию П.П. Дубровского, но многие манускрипты были безвозвратно утрачены [7].

Достаточно большой комплекс корреспонденции герцога хранится в Отделе манускриптов Национальной библиотеки Франции, из них особый интерес представляют оригиналы трех детских писем принца Жуанвиля, будущего герцога де Гиза, своему отцу [BnF. Departement of Manuscripts. Collection Gaignières, vol. 348, f. 151, 153, 157: Letters of the little Guise; BnF. Département des manuscrits. Documents originaux et copies, mémoires et extraits tirés de la Bibliothèque du Roi, fonds de Béthune, Brienne, etc., pour servir aux études d&histoire du Dauphin sous la direction de Bossuet, et concernant les règnes de François Ier à Henri III, avec une suite de Henri IV à Louis XIV (1610-1710). XLVII: Règne de Henri III. 1583-1587. Р. 419-421; XLVIII: Règnes de Henri III et Henri IV. 1588-1595. Р. 1-4, 25, 28-31]. Некоторые короткие письма и записки содержатся в фондах Национального архива Франции, одно послание удалось обнаружить в Рукописном отделе Австрийской национальной библиотеки в Вене [Österreichische Nationalbibliothek. Sammlung von Handschriften und alten Drucken (HAN) Sammlung von Handschriften und alten Drucken Signatur: Autogr. 5/42-2: Heinrich I., Lothringen, Herzog, 1550-1588 [VerfasserIn]. Korrespondenz. 1584]. Однако далеко не все эти документы хорошо сохранились, некоторые находятся в плачевном состоянии и практически утрачены для исследователей. Один из наиболее значимых комплексов корреспонденции герцога, в том числе его переписка с испанским монархом, был опубликован еще в XIX в. французским историком Ж. де Крозом в его монографии, посвященной сложным и противоречивым отношениям Гиза, короля Филиппа II и дома Валуа [8]. В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, в фонде П.П. Дубровского содержатся десять посланий герцога [РНБ. Отдел рукописей. Собрание П.П. Дубровского. Автографы 51 № 24, 43-44, 92, 106-109, 117], которые благодаря усилиям русского коллекционера оказались практически не тронуты временем. Значительная часть писем написаны рукой самого герцога де Гиза, некоторые переписаны набело с приписками на полях. Наверху основного текста сотрудником канцелярии были сделаны резюме каждого письма. Одно послание частично зашифровано автором,

видимо номенклатором, очень похожим, а возможно идентичным шифру, использовавшемуся Марией Стюарт и Франсуа де Гизом1. Хронологические рамки писем охватывают большой период жизни де Гиза - 1566-1587 гг.2

Учитывая количество сохранившихся писем де Гиза, коллекция в собрании П.П. Дубровского представляет особый интерес для исследователей. Это его письма королеве-матери Екатерине Медичи, о которых подробнее пойдет речь далее, одно послание королю и военная корреспонденция, например письмо губернатору Лиму-зена и наместникам в Шампани в период «Войны трех Генрихов» [РНБ. Отдел рукописей. Собрание П.П. Дубровского. Автографы № 106-107].

Помимо писем Генриха данная коллекция содержит множество писем других представителей семьи Гизов: Франсуа, второго герцога де Гиза (отца Генриха), Шарля де Гиза, кардинала Лотарингского, Клода Лотарингского, герцога д&Омаля и многих других. Частично они исследованы и даже изданы, но многие еще ждут своего часа [9].

Письмо королеве Екатерине Медичи 1566 г.

Два самых ранних и наиболее значимых из писем петербургской коллекции относятся к 1566 и 1567 гг., когда юному герцогу было, соответственно, 16 и 17 лет. Именно о них и пойдет речь в данной статье. Письма приходятся на один из интереснейших периодов его жизни - начало военной и политической карьеры герцога. Первое из них связанно с событием, о котором мы, к сожалению, слишком мало знаем, - это военный поход в Венгрию, где в то время шел очередной этап борьбы с турецким влиянием. Этот эпизод имел интересную предысторию. В 1563 г. в результате покушения под Орлеаном погиб отец Анри3, не менее прославленный представитель семьи Гизов, выдающийся полководец и политик Франсуа де Гиз. Гибель отца произвела на подростка очень сильное впечатление и во многом определила дальнейший путь. Но пока несовершеннолетний герцог

1 Отдельные фрагменты этого письма требуют дешифровки и дальнейшего исследования.
2 Достаточно полное современное описание этой коллекции дано В.В. Шишкиным [9], однако в приложении он почему-то датирует корреспонденцию Генриха де Гиза 1560-1570-ми гг.
3 Автор использует имя собственное Анри, когда речь идет о совсем юном герцоге, но традиционное для отечественной историографии имя Генрих во всех остальных случаях.

остался на попечении матери и дяди, Шарля де Гиза, кардинала Ло-тарингского. Последний был тоже выдающейся личностью - меценатом, богословом и политиком и оказывал влияние на становление молодого герцога в течение многих лет. В 1566 г. кардинал, однако, имел неосторожность поссориться с властями и спровоцировать вооруженный конфликт в Париже, поскольку вопреки запрету губернатора столицы Франсуа де Монморанси явился в столицу в сопровождении своего старшего племянника и вооруженного отряда. Монморанси являлся представителем знаменитого рода, старшим сыном Анна де Монморанси, прославленного полководца и коннетабля Франции. Возможно, запрет на въезд в столицу и дальнейший конфликт были проявлением давнего противостояния между двумя могущественными семьями за влияние при дворе и на военном поприще. Как бы то ни было, хотя королевской семьи не было в столице, губернатор имел право препятствовать въезду вооруженных людей, подчинявшихся Гизам. Несмотря на назревавший серьезный конфликт, кардиналу вместе с племянником удалось спастись, им фактически разрешили покинуть столицу без последствий. Однако, как считают некоторые исследователи, кардинал опасался за жизнь молодого герцога, и это заставило его удалить племянника подальше от двора [10 с. 233;11 с. 214]. Но, возможно, были и другие причины. Генрих отправляется в поход под началом и покровительством своего дяди Альфонсо II д&Эсте, который как раз год назад вторым браком женился на Барбаре Австрийской, одной из дочерей императора Священной Римской империи Фердинанда I и Анны Венгерской и Богемской. Родственные связи призывали его помочь делу защиты венгерских территорий и границ империи от турецкого проникновения. Он взял под свое покровительство племянника, чтобы тот улучшил армейские навыки, приобрел военный опыт и влияние. Летом 1566 г., в то время как его мать, Анна д&Эсте, повторно выходит замуж за герцога Немурского, юный герцог отправился в Венгрию в составе свиты императора Максимилиана II.

Прибыв в Аугсбург и там объединившись, как он сам пишет, с силами императора, герцог обращается с посланием к Екатерине Медичи, датированным 31 июля 1566 г. Судя по нему, вынужденное бегство из страны было все-таки основной причиной отъезда, так как, с одной стороны, тон письма свидетельствует о явном недовольстве необходимостью покинуть Францию и двор, с другой стороны, налицо попытка через королеву, с которой у него всегда были более близкие отношения, оправдать действия своей семьи и укрепить собственное влияние при дворе: «...по прибытии в город Аугсбург, я решил, что, хотя долг повелевает мне уехать, я не могу это сделать, не обратившись к Вам для того, чтобы смиреннейше умолять Ваше Величество сохранить и поддержать Вашу благосклонность ко мне, которую за время моего отсутствия я могу умножить, обретя столь много благ и чести» [РНБ. Отдел рукописей. Собрание П.П. Дубровского. Автограф № 43].

Не случайно обращение де Гиза именно к королеве. Популярная еще в XVI в. версия о том, что она испытывала к юному герцогу особо теплые чувства и считала его чуть ли не сыном, не выдерживает никакой критики, учитывая дальнейшее развитие их отношений и роль Екатерины Медичи в организации Варфоломеевской ночи. Тем не менее королева-мать служила посредником между Гизом и королем, тем более, несмотря на официально наступившее совершеннолетие монарха, он не обладал реальной властью. Поэтому, с одной стороны, чтобы объяснить столь спешный отъезд, с другой, чтобы подготовить свое будущее безопасное возвращение ко двору, Генрих де Гиз пишет Екатерине письмо, в котором и надежду, что он не утратил ее расположение, пытается объяснить причины отъезда и выражает свое почтение. Значительную часть этого небольшого по объему послания занимает попытка оправдать свое бегство необходимостью примкнуть к войскам императора в его борьбе против турецкого султана: «Я, наблюдая, в каких заботах пребывает император, надеюсь с Божьей помощью содействовать ему в этом благом долге, так что король и Вы не будете жалеть, что я воспользовался [своим] правом для такой прекрасной возможности» [РНБ. Отдел рукописей. Собрание П.П. Дубровского. Автограф № 43].

Однако через несколько месяцев ситуация изменилась, опасность преследований временно миновала, как и турецкая угроза в Венгрии; возможно, Гизы даже были официально прощены, а кроме того, возникла необходимость укреплять политическое влияние семьи при дворе. Генрих де Гиз, совсем недолго пробыв в первом самостоятельном военном походе, вернулся в Париж в начале 1567 г., по пути проведя некоторое время в Вене, при дворе Габсбургов, что было немаловажным для дальнейшей карьеры и международных связей дома Гизов.

Вторая религиозная война и письмо королеве в ноябре 1567 г.

Его возвращение было необходимо еще по одной причине. Пока молодой Генрих в условиях относительного мира в самой Франции воевал с неверными, постепенно зрела очередная религиозная война на его родине. Протестанты, вдохновленные событиями в Нидерландах, снова активизировались и стали готовиться к военным действиям. В конце сентября 1567 г. произошло массовое убийство католиков в Ниме, а накануне лидеры гугенотов очередной раз решили захватить короля. Несмотря на то, что попытка переворота была сорвана, эти и некоторые другие события привели к тому, что в октябре во Франции начинается Вторая религиозная война и Гизы вновь оказываются «на коне». Роль этой семьи в XVI в. возрастала каждый раз, когда требовались услуги людей, верных Католической церкви и хорошо владевших мечом. Королевская власть, как полагает французский историк Дени Крузе [12], пыталась проводить политику «всеобщей гармонии», которая была немыслима в условиях непрекращающейся гражданской войны. Однако Гизы не были столь толерантны и не принадлежали к партии умеренных «политиков». Только жесткий отпор протестантам и последовательная религиозная политика могла, по их мнению, предотвратить национальную катастрофу.

Теперь молодому герцогу предстояло проявить себя уже в серьезных боевых действиях в самой Франции, тем более что после гибели Франсуа де Гиза он становится лидером католической партии в глазах своих сторонников. Современный биограф де Гиза Ж.М. Констан считает, что главным мотивом всей его деятельности на этом этапе было стремление быть достойным своего знаменитого отца [2 с. 65-66]. С другой стороны, огромное влияние на него оказывали ценности и установки его социальной среды и семьи. Поэтому стремление поскорее проявить себя на настоящей войне, продемонстрировать истинно рыцарские качества, стать достойным лидером руководили им в дальнейшем и привели на поле боя в стане Католической лиги.

Первое крупное сражение Религиозных войн, в котором принял участие Генрих де Гиз, - битва при Сен-Дени 10 ноября 1567 г. Возможно, именно накануне, в начале ноября было написано второе из писем. В отличие от предыдущего, оно напрямую касается военных действий, которые велись в течение осени.

В период Религиозных войн каждая сторона использовала своих естественных союзников и наемников. В мемуарах маршала Вьевиля мы встречаем описание его сетований королю на военном совете осенью 1567 г. на то, что «его [принца Конде] армия была сформирована из такого же большого количества иностранцев, как и французов» [13 с. 361]. В начале так называемой Второй гугенотской войны от границы с немецкими княжествами на помощь принцу Конде двинулось войско, возглавляемое Казимиром Пфальцским. Герцог де Гиз, следовавший вместе с королем в Париж, которому угрожали протестанты, повернул на запад, чтобы предотвратить соединение наемных войск с основными силами гугенотов. Об этом он и сообщает в начале своего письма: «Я отправляю этого дворянина в качестве нарочного, чтобы донести до Короля и Вас решение, которое приняли собравшиеся здесь капитаны и кавалеры ордена [Святого Духа], о том, что во власти Вашего Величества мне приказать препятствовать проходу рейтеров...» [РНБ. Отдел рукописей. Собрание П.П. Дубровского. Автографы № 44]. Эта военная операция, которую редко упоминают даже в специальной литературе, посвященной истории Религиозных войн во Франции, имела большое стратегическое значение. В том числе благодаря ей армия короля получила значительный перевес и одержала победу в решающем сражении при Сен-Дени. По мнению В.Д. Балакина, «если бы гугеноты своевременно получили подкрепление из Германии, они были бы непобедимы, но герцог Гиз задержал германских наемников в Шампани...» [14 с. 150]. Поскольку денег в королевской казне катастрофически не хватало, де Гиз, защищая свои владения, снарядил кавалерию и пехоту за свой счет [1 с. 61].

Интересно, что издатели мемуаров Гаспара де Таванна, написанных его сыном, обратили внимание на то, что их автор (сын Та-ванна) проведение этой операции приписывает самому будущему маршалу, а о молодом Гизе почти не упоминает [3 с. 123], тогда как принц Конде утверждал, что земли на северо-западе страны были сохранены для короля благодаря усилиям Гиза и маршала Вьевиля. Согласно его версии, 16 ноября монарх получил от этих господ известия, что они передали в руки короля город Мец, в который ранее господин д&Озанс не хотел впускать маршала Вьевиля [3 с. 181]. Если же мы обратимся к упомянутому письму де Гиза к королеве, то ситуация немного прояснится. Дело в том, что герцог как раз просит с целью препятствования дальнейшего продвижения немецких рейтаров «оставить Таванна [в качестве командующего] с большей частью сил, который, как известно, так хорошо обучен, что нет никакой нужды, сдается мне, Вам об этом еще раз говорить» [РНБ. Отдел рукописей. Собрание П.П. Дубровского. Автограф № 44]. Таким образом, молодой герцог и один из его наставников в военном деле, будущий маршал, совместными усилиями организовали эту операцию, но решающую роль сыграл, вероятно, Таванн. Если более внимательно проанализировать мемуары, то можно заметить, что сам маршал далее всячески подчеркивал значительную роль Гиза в военных действиях против немецких рейтаров [3 с. 130-131]. Возможно, в вышеупомянутых случаях речь идет о разных военных операциях. Ведь битва при Сен-Дени состоялась 10 ноября 1567 г. Перехват сил немецких рейтаров в Шампани имел стратегическое значение до ее начала. Тогда как сообщение о ликвидации опасности для Меца, которое описывает Конде, пришло только 16 ноября. Между этими двумя событиями Генрих де Гиз, по утверждению некоторых современников, принимал участие в самой битве при Сен-Дени, а после нее, уже к зиме, французские протестанты все-таки объединили свою армию с рейтерами герцога Казимира, и перед лицом новой угрозы Екатерина Медичи назначила Таванна командующим армией.

Заключение

Таким образом, мы видим, что письма Генриха де Гиза 15671568 гг., в том числе хранящиеся в Российской национальной библиотеке, написаны в один из переломных периодов истории Гражданских войн во Франции. Они являются важным источником для изучения развития религиозного конфликта и роли в нем Генриха де Гиза. Дальнейший анализ его корреспонденции из петербургской и других рукописных коллекций необходим как для исследования истории Религиозных войн в целом, так и изучения деятельности одного из главных действующих лиц этого конфликта.

Литература

1. Cauvin Ch. Henri de Guise le Balafré / Histoire de France de 1563 a 1589. Tours: Alfred Mame et Fils, 1881.
2. Constant J.-M. Les Guise. Paris: Hachette, 1984. 261 p.
3. Tavannes G. Mémoires des Messire Gaspard de Saulx, Seigneur de Tavannes, Maréchal de France, Amiral des Mers du Levant, Gouverneur de Provence, Conseiller du Roi, Capitaine de cent hommes d&armes, commençant en 1522 et finissant en 1573. XVIe siècle. Collection Universelle des mémoires particuliers, relatifs à l&histoire de France. T. 27. Paris, 1787. 510 р.
4. Relations des ambassadeurs vénitiens sur les affaires de France au XVIe siècle / Recuillies et traduites par M.N. Tommaseo. Paris: Imprimerie Royale, 1838. 834 р.
5. Lettres du Cardinal Charles de Lorraine (1525-1574) / Publiées et présentées par D. Cuisiat. Genève: Librairie Droz, 1998. 710 р.
6. Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы. СПб.: Евразия. 2010. 352 с.
7. Воронова Т.П. П.П. Дубровский и Сен-Жерменские рукописи // Книги. Архивы. Автографы. М.: Книга, 1973. С. 101-114.
8. CrozeJ., de. Les Guises, les Valois et Philippe II. Paris: Librairie d&Amyot, 1866. T. 1. 426 p.
9. Шишкин В.В. Французские автографы эпохи Религиозных войн (1559-1598) в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге // Религиозные войны во Франции XVI в.: Новые источники, новые исследования, новая периодизация / Под ред. Ю. Досси, В.В. Шишкина. СПб.; М.: Евразия; Клио, 2015. С. 56-68.
10. Шишкин В.В. Кардинал Лотарингский и Религиозные войны во Франции (1559-1574): По материалам писем, хранящихся в Санкт-Петербурге // Средние века. 2015. Вып. 76 (1-2). С. 222-248.
11. Pigaillem H. Les Guises. Paris: Pygmalion, 2012. 517 p.
12. CrousetD. La Nuit de la Saint-Barthélemy: Un rêve perdu de la Renaissance. Paris: Fayard, 1994. 657 p.
13. Mémoires de la vie de François de Scépeaux, sire de Vieilleville et comte de Duretal, mareschal de France / [comp. par Vincent Carloix] // Nouvelle collection des mémoires pour servir à l&histoire de France: depuis le XlIIe siècle jusqu&à la fin du XVIIIe / [publ.] par J.F. Michaud, J.F. Poujoulat. Paris: Ed. du commentaire analytique du Code civil, 1836-1839. P. 7-400.
14. Балакин В.Д. Екатерина Медичи. М.: Молодая гвардия, 2012. 304 c.

References

1. Cauvin Ch. Henri de Guise le Balafré. V: Histoire de France de 1563 a 1589. Tours: Alfred Mame et Fils, 1881.
2. Constant J.-M. Les Guise. Paris: Hachette, 1984. 261 p.
3. Tavannes G. Mémoires des Messire Gaspard de Saulx, Seigneur de Tavannes, Maréchal de France, Amiral des Mers du Levant, Gouverneur de Provence, Conseiller du Roi, Capitaine de cent hommes d&armes, commençant en 1522 et finissant en 1573. XVIe siècle. Collection Universelle des mémoires particuliers, relatifs à l&histoire de France. T. 27. Paris, 1787. 510 p.
4. Relations des ambassadeurs vénitiens sur les affaires de France au XVIe. Paris: Imprimerie Royale, 1838. 834 p.
5. Cuisiat D., publ. Lettres du Cardinal Charles de Lorraine (1525-1574). Genève: Librairie Droz, 1998. 710 p.
6. Marguerite de Valois. Memoirs. Selected letters. Documentation. Sankt-Peterburg: Evraziya Publ., 2010. 352 p. (In Russ.)
7. Voronova TP. P.P. Dubrovsky and Saint-Germain manuscripts. V: Books. Archives. Autographs. Moscow: Kniga Publ.; 1973. p. 101-14. (In Russ.)
8. Croze J., de. Les Guises, les Valois et Philippe II. Paris, 1866. T. 1. Paris: Librairie d&Amyot, 1866. T. 1. 426 p.
9. Shishkin VV. French autographs of the era of Religious Wars (1559-1598) in the Russian National Library in St. Petersburg. V: Dossi Yu., Shishkin VV., eds. French Wars of Religion in 16th c. New documents, new researches, new periodization. Sankt-Peterburg; Moscow: Evraziya; Klio Publ.; 2015. p. 56-68. (In Russ.)
10. Shishkin VV. Cardinal of Lorraine and Religious Wars in France (1559-1574). Middle Ages. 2015;1-2:222-48. (In Russ.)
11. Pigaillem H. Les Guises. Paris: Pygmalion, 2012. 517 p.
12. Crouset D. La Nuit de la Saint-Barthélemy: Un rêve perdu de la Renaissance. Paris: Fayard, 1994. 657 p.
13. Mémoires de la vie de François de Scépeaux, sire de Vieilleville et comte de Duretal, mareschal de France. V: Carloix V., comp.; Michaud JF., Poujoulat JF., publ. Nouvelle collection des mémoires pour servir à l&histoire de France: depuis le XlIIe siècle jusqu&à la fin du XVIIIe. Paris: Ed. du commentaire analytique du Code civil, 1836-1839. p. 7-400.
14 Balakin VD. Catherine de Medici. Moscow: Molodaya Gvardiya Publ., 2012. 304 p. (In Russ.)

Информация об авторе

Марина В. Кущева, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6; kusheva@mail.ru

Information about the author

Marina V. Kushcheva, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; kusheva@mail.ru

РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ ГЕНРИХ (АНРИ) i ДЕ ГИЗ ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ КОЛЛЕКЦИЯ П.П. ДУБРОВСКОГО he french wars of religion henri i of guise (duc de guise) catherine de medici correspondence collection of p.p. dubrovsky
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты