УДК 94[5]: 811.512.144
К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений
Гарун-Рашид Гусейнов
(Дагестанский государственный университет)
Аннотация: В статье анализируются некоторые аспекты этно- и по-литогенеза крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений. Хронологические рамки статьи -с догуннского (булгарского) времени до ХУ1-ХУ11 вв. В результате интерпретации известных исторических и иных источников с опорой на новейшие данные было установлено, что вышеупомянутое булгарское население сохранялось в Крыму и на Северо-Восточном Кавказе вплоть до золотоордынской эпохи. Речь идет о ныне кыпчакскоязычных (куман-ская группа) жителях Крыма в лице носителей среднего диалекта, который лег в дальнейшем в основу крымско-татарского литературного языка. Оно окончательно сформировалось в золотоордынскую эпоху, что было обусловлено переселением сюда после 1324г. из крайнего западного региона Северо-Восточного Кавказа кумыков-брагунцев.
Среди будущих крымских татар стал известен род бораган/баргын, представители которого вошли под названием Барын в число первых четырех родов местных карачи-беков. При этом Борганский старший князь обычно занимал должность орбеги, охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Он командовал в походах меньшим корпусом, мог занимать должность каймакама (наместник хана), когда тот был в отсутствии. Из борганов избирались и муфтии Крыма. Провозглашение независимого Кумыкского государства происходит практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Хаджи-Гиреем I в 1443 году. В ХУ1-ХУ11 вв. взаимосвязи между Крымом и Кумыкским государством носили достаточно интенсивный характер вплоть до заключения военных союзов и вступления в дружественные коалиции. В обеих странах до их окончательного включения в состав России (в конце XVIII и второй половине XIX вв.) правили представители династии Тука-Тимуридов - потомки сына Чингиз-хана Джучи.
Азавланы алды - гёк ювшан, Шо ерлерде ат семиртип, минейик, Ичкилирде макътангъан уланлар, Муна энни гюню гелди - гёрейик! (Из кумыкских героических песен-йыров)
Относительно присутствия в дозолотордынскую эпоху поло-вецко-кыпчакского населения в Крыму известны различные точки зрения. Начало его проникновение в Крым обычно относят ко второй половине XI века [27]. С.А. Плетнева [30, с. 149-150], говоря об оформившейся примерно в 60-70-х годах XII в. лукомор-ской группировке половцев, располагавшейся «по излучинам Азовского и Черного морей и низовьям Днепра...», считает вполне возможным, что в нее входили и крымские кочевья. С.Г. Кляшторный в числе пяти основных групп кыпчакских и близких им половецких (команских) племён, окончательно формирующихся в середине XI - начале XII вв., также выделяет днепровскую группу, включая крымскую подгруппу [25, с. 127].
Однако, с другой стороны, Ю.В. Зеленский полагает, что «вопреки мнению С.А. Плетневой, не существовало крымского и предкавказского объединений половцев» [19, с. 60]. Еще одним исследователем было обращено внимание и на то, что присутствие кыпчаков в степях Урало-Поволжья в домонгольский период было «настолько незначительным, что говорить об их влиянии на формирование этнической карты региона не приходится» [20, с. 94]. Не случайно, видимо, Вильгельм де Рубрук лишь в 1253 г. указывал на живших в донских степях «коман, именуемых кап-чат», в то время, как в иных ареально смежных пределах, включая Крым (см. ниже) и Северо-Восточный Кавказ, еще до золото-ордынской эпохи достаточно долго сохранялось булгарское население, именовавшееся команским [12, с. 12, 53, 61].
Полагают также, что в результате татаро-монгольского нашествия прежнее кыпчакско-половецкое население Крыма и Северного Причерноморья было уничтожено [16, с.88-89]. В качестве
обоснования автор этой точки зрения ссылался на византийского историка конца XIII в. (после того, как Менгу-Тимур передал Крым и Кафу Уран-Тимуру - сыну Тука-Тимура [1, с. 152], сына Джучи) Георгия Пахимера, который упоминает в Крыму лишь алан, зикхов, готов и русов, которые «учатся их [= татар] обычаям и, вместе с обычаями, усваивают язык [татар]...» [17, с. 92].
Однако при этом под аланами и зикхами [14, с. 60, 61] следует понимать соответственно известные также на (Северном) Кавказе тюркско- и булгароязычный этносы, под которыми до сих пор необоснованно подразумевают носителей иранских и адыгских языков. Причем булгарское - зикхи - население было известно в Крыму еще в догуннскую (см. ниже) эпоху: одно из подразделений прибрежных булгар-зикхов, упоминаемых в 354 г. н.э., помещается грекоязычными авторами II-V вв. вдоль Понта [см.: 9, с. 60-63; 28, с. 97-113], надо полагать, Эвксинского, т.е.Черного моря.
В указанной связи пребывание тюрок, точнее, булгар в Крыму отмечается, таким образом, еще в догуннское время вопреки расхожему мнению, связывающему его с гуннами Баламбера, вторгшихся в его пределы в 370 году с Таманского полуострова [22]. Тем более, что, как было установлено другими исследователями, «до начала 80-х годов гунны [Баламбера], видимо, не проникали на Тамань и не вышли на побережье Керченского пролива». После этого они обрушились на родственные им местные тюркские племена [8, с. 13, 14]. Затем Иордан в середине VI в. указывал на то, что часть из них - булгары-алтзиагиры - кочевали у Херсонеса Крымского: то в степях летом, то у понтийских берегов зимой, хотя обычно появление здесь булгар относят к VII веку [14, с. 62; 22].
В дальнейшем в период Золотой Орды в Крым переселилась из крайнего западного региона Северо-Восточного Кавказа, входившего в состав Золотой Орды, часть одного из современных субэтнических подразделений кумыков - баргыны-бораганцы (брагунцы), носители нынешнего северного (терского) диалекта. Они переместились сюда после разрушения в Центральном Предкавказье хулагуидским полководцем Чупаном, вторгшимся из-за Дарьяла в 1324 г., их городов Нижний Джулат и Верхний Джулат. Они находились в ареальной смежности со знаменитым
Маджаром (здесь в районе Буденновска Ставропольского края РФ до сих пор известен населенный пункт Маджары-Бургун). Именно эти переселенцы влились в число будущих крымских татар, среди которых стал затем известен род бораган /баргын, вошедший под названием Барын в число первых четырех родов карачи-беков (беев) [11,с. 24, 25].
Причем и после ухода части брагунцев в Крым Абу-ль-Фида (ок. 1331 г.) упоминает «замечательный тюркский город Маджа-ры в татарской земле (стране), называемой Борга, который находится почти в середине между Железными воротами [Дербентом] и Азаком [Азовом]» [см. 26, с. 89]. Позже Низамиддин Шами, описывая в «Зафар-наме» (1404 г.) походы Тимура, также называет на Северном Кавказе «лесистую Бораганскую землю [сторону]» [34, с. 15]. К числу же выдающихся брагунцев-барынов более ранней эпохи относятся эмиры Золотой Орды Баринтокту, который был казнен ханом Токтой в декабре 1292/1293 г. за поддержку Тула-Буки в его противостоянии с Ногаем, и Барын, нашедший и убивший в 1419 г. старшего эмира Золотой Орды -знаменитого Идигея [см. 31, с. 47, 86].
При этом Борганский старший князь обычно занимал должность орбеги (оьрбия), охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Он командовал в походах меньшим корпусом, мог занимать должность каймакама (наместник хана), когда тот был в отсутствии. Из борганов избирались и муфтии Крыма. Другая группа брагунцев, прибывшая в начале ХVв. с сыном Тохтамыша Джелал-эд-Дином в Великое княжестве Литовское, после Грюнвальдской битвы 1410 г. осела в Литве и Белорусии, а ее глава - князь Тимур Туган-бек - и его потомки стали носить фамилию Туган-Мирза-Барановские [3, с. 92-96].
О том, что другая часть барынов-брагунцев осталась на Северном Кавказе, свидетельствует и упоминание еще одного ба-рына в договоре хана Бердибека с вененцианцами в 1358 г. - Сарай би (Sara bej), который мог быть не только «старшим эмиром», но и карача-беем (!), или другого барына - Сарай-бека, бывшего аталыком у сына хана Токтамыша Джалаладдина, служа другому его сыну - Кадыр-Берди. Первый из них в качестве темника мог участвовать в летнем празднике 2 июня 1334г., который, по данным Ибн Баттуты, проводился ханом Узбеком в нынешнем Пятигорье - местности «Бишдаг». При этом обращает на себя внимание наименование «э.н.дж.ли» одного из участников этого праздника - наймана Кутлуг-Буги, который являлся с 1351 по 1357 гг. улуг-карачи-беком хана Джанибека [24, с. 21-23, 25-26].
Наименование «э.н.дж.ли» может быть возведено к кумыкскому ойкониму Ан(д)жи, известному до сих пор в районе Махачкалы, упоминаемому в эпоху арабско-хазарских войн VII-VIII вв. в качестве крепости и отложившемуся в названии кып-чакского племени Андж-оглы [15, с. 36-39]. Не исключено поэтому, что Кутлуг-Буга в указанное выше время находился как темник досмотра именно в этом городе, который мог быть опорным пунктом в борьбе Золотой Орды с Хулагуидами.
Примерно в то же время карачи-беки упоминаются и у собственно кумыков. Так, если принять во внимание данные кумыкского ученого начала XX века Назира из Доргели [29, с. 37], то кумыкские карачи были известны в рассматриваемую эпоху и в горном Дагестане. На сегодняшний день к их числу следует отнести шейха Асилдара ал-Хиркаси (из кумыкского горного, ныне аварского с. Гьаркас «Аркас» Буйнакского района РД, разрушенного Тимуром), сына Ата ал-Гадари. Дата его смерти - 806 или 860 гг., т.е. XV век (в течение которого в Золотой Орде, Крымском ханстве и Касимовском царстве оформился институт карачи-беков [33, с.13]). Мать его - Ай Мисей Эндиреевская - была из рода сала.
В последнем случае речь идет о древних князьях-сала, правивших в Салатавии - исторической северо-западной горной области Засулакской Кумыкии, наименование которых и названного региона имеет булгарское (хазарское) происхождение и получило отражение в топонимике Среднего Крыма, где были представлены носители среднего крымско-татарского диалекта - потомки переселившихся сюда кумыков-брагунцев. Причем не исключено привнесение этого наименования кумыками-переселенцами, если учесть, что данное слово в значении «село, деревня» впервые, в 1393 г., фиксируется в ярлыке хана Золотой Орды Тохтамыша, составленном в Азове - будущей части Крымского ханства[12, с. 75-76, 89,95]
Как обычно полагают, жители горной части нынешнего Дагестана в стремлении «изолироваться от плоскости, где безраздельно господствовали [татаро-монгольские] завоеватели», обеспечивали ее защиту, «опираясь на линию [в числе прочих]. Са-латавии (см. выше о тюркско-кумыкской этнической ее принадлежности), Гимринского хребта и северо-восточной части Лева-шинского плато». Со слабостью соответствующих взаимосвязей, связывается и то, что практически единственным их следствием оказывается лишь усвоение горцами некоторых деталей монгольского вооружения [23, с. 207].
Однако этому утверждению противоречат как отмеченный факт известности карачи-беков в Анжи и горном Дагестане, так и то, что на хранящихся в Смитсоновском музее в Вашингтоне рельефах из с. Кубачи, расположенного гораздо южнее вышеупомянутого Левашинского плато, среди костюмов персонажей, «отражающих реалии XШ-XIV вв.», обнаружены три комплекса - монгольский, половецкий и местный. Монгольское происхождение здесь имеют также орнаменты, сцены спортивных состязаний, приручения гепардов, клятвы на разрубленной собаке. Все это связывается с последней третью XIII - началом XIV вв., «когда значительная часть Дагестана находилась под контролем Ильханата» [18, с. 184-187]. Но большая, надо полагать, под контролем Золотой Орды. В свою очередь, пребывание кумыков(-брагунцев) в Северном Причерноморье уже к XV в. подтверждается сведениями из «Книги познания мира» Иоанна Галлонифон-тийского (1404 г.). Он писал, что «в этой стране много христиан, а именно латинян или католиков, греков, много армян, зикхов, готов, татов, валахов, русов, черкесов, леков, ясов, аланов, аваров, кумыков (выделено нами. - Г.Г.-Р.), и почти все они говорят на татарском языке» [см. 17, с. 93].
Однако Иоанн Галлонифонтийский основывался как на собственных путевых впечатлениях, так и на информации, полученной от других путешественников, в основном, купцов, а также пользовался трудами таких более ранних средневековых авторов, как Пётр Едок (XII в.), Гонорий Августодунский (ок. 1080 - ок. 1156) и даже Исидор Севильский (560-736). Сохранилось три рукописи этого произведения [см. 21], только одна из которых известна в русском переводе З.М. Буниятова, качество которого является весьма далеким от совершенства, если иметь ввиду сохранение в нем таких явных анахронизмов, как зикхи, ясы, аланы, авары, леки и др.
Возможная ассимиляция кумыками-брагунцами носителей иных тюркских (кыпчакско-татарских) и булгарского языков, еще сохранившихся в Северном Причерноморье и представленных, в частности, зикхами, аланами и команами, могла обусловить новую «куманизацию» будущего крымско-татарского языка в лице прежде всего его нынешнего среднего (степного) диалекта. Факт переселения подтверждается и установлением многочисленных параллелей именно между этим и кумыкскими диалектами, включая брагунский говор терского [11, с. 26], а также куманско-северо-кавказскими морфологическими и лексическими элементами, которые обнаруживаются в золотоордынских документах, составленных после переселения кумыков в Крыму и в соседних ему (нижне)донском и (нижне)днепровском регионах [12, с. 89-96].
О том же говорят и лингвостатистистические данные (по исторической морфологии и фонологии с учетом некоторых лексических особенностей), согласно которым средний (степной) диалект, лежащий в основе современного литературного крымскотатарского языка, носит двойственный характер, но в рамках его отношений как с кыпчакско-татарской (74%), так и северокавказ-ско-куманской (73%) ветвью кыпчакских языков. В рамках первой ветви - 84% близости к караимскому, 74% - к мишарскому диалекту татарского, 79% - к собственно татарскому (литературному), 77% - сибирско-татарскому. Второй - к кумыкскому -75% и 73% - к карачаево-балкарскому литературным языкам при чрезвычайно высокой, подобной крымско-татарскому и караимскому (84%), взаимной близости (85%) этих языков. Несколько различной - к татарскому литературному (кумыкский - 78%, но карачаево-балкарский - 74%) и его диалектам - мишарскому (кумыкский - 75%, но карачаево-балкарский - 73%) и сибирскому (кумыкский - 75% и карачаево-балкарский - 78%). Однако при этом татарский язык вместе с башкирским оказывается наиболее близким к казахскому, каракалпакскому и ногайскому языкам [32, с. 727, 732, рис. 3], а кумыкский, карачаево-балкарский, крымско-татарский, караимский и урумский языки образуют западную (куманскую) группу кыпчакских яыков.
В эпоху расцвета Золотой Орды (до этого, надо полагать, существовала исторически первая хазарская династия) кумыками правила династия шамхалов, восходившая к Менгу-Тимуру (1265-1282 гг.), сыну Джучи, сына Чингиз-хана. Об этом свидетельствует то, что после убийства великого тверского князя Михаила Ярославича в 1318 г. в ставке хана Золотой Орды Узбека в «славном городе Дедякове» последний посылает в саму Тверь карательный отряд в главе с царевичем Шевкалом, сыном Тудана (Дудби), внуком Менгу-Темира. Отряд был поголовно истреблен восставшим народом в 1327 г., что послужило предлогом для разгрома Твери Узбеком. Как явствует из родословного древа ханов Золотой Орды, речь идет о двоюродном брате хана Узбека (13121342 гг.) Шевкале, сыне Тудуна, внуке Менгу-Тимура (12651282 гг.). Именно на Шевкале, по данным этой генеалогии, прерывается эта ветвь ханов Золотой Орды. После окончательного ее прекращения в 1396 г., когда в войнах с Тимуром был убит ее последний, но безымянный представитель-шамхал, который мог быть братом Бек Болат-хана (1390-1396), правившего наряду с Северным Кавказом Западным Кипчаком и Крымом, в 1398 г. к власти приходит вторая чингизидская династия, основанная другим сыном Джучи - Тука-Тимуром. Полагают также, что кумыки, государство которых было известно в XV в. как «Кумук хакими-ет», нового (см. выше) правителя из рода Чингизидов избирают в 1441/1442гг., после освобождения из-под власти Тимурида Ми-ран-Шаха, и с XVI века их государство именуется «Вилайет Дагестан». Эта династия была низложена в 1867 г. русской администрацией в Дагестане, получив от нее титул князей Тарковских. Показательно то, что провозглашение независимого Кумыкского государства происходит практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Хаджи-Гиреем I в 1443 году. Последний, согласно одной из наиболее распространенных версий, также происходил из Тука-Тимуридов, от Джанак-оглана, младшего брата Туй Хаджи-оглана, отца Токтамыша. В свою очередь, старший сын Джанак-оглана, Ичкиле Хасан-оглан, был отцом Улу-Мухаммеда, основавшего в 1438 году Казанское ханство. Примерно тогда же, в 1450-1460 гг. в составе Большой Орды, включавшей земли между Доном и Волгой, Нижнее Поволжье и степи Северного Кавказа, обособляется Астраханское ханство также во
главе с Тука-тимуридом. Он был бывшим ханом Большой Орды, сыном Кичи Мухаммеда Махмудом, проигравшим борьбу за власть своему брату Ахмаду - внуку Тохтамыша, «герою» стояния на Угре. В 1486-1491 гг. Большая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем I и в 1502 г. лишилась самостоятельности, что ознаменовало собой конец единого золотоор-дынского государства и обретение полной независимости Астраханским ханством - северным соседом сложившегося к этому времени Кумыкского государства [4, с. 273; 5, с. 28-29, 30-31; 13, с. 28-29, 30-31; 10, с. 78, 79].
Кумыкско-крымско-татарские исторические связи продолжаются и послезолотоордынскую эпоху. О том, что они носили достаточно тесный характер свидетельствует, например, то, что вследствие династического кризиса двое из детей хана Мухам-мад-Гирея II, бежавших летом 1584 г. из Крыма, - Саадет-Гирей и Сафа-Гирей - в начале 1585 г. «пошли в Шевкалы» [6, с. 16], т.е. к кумыкам Северного Кавказа и Дагестана. Известно также мнение, что третий их брат Мурат-Гирей, принятый в том же году в Москве и отправленный в Астрахань, мог быть использован для установления протектората Москвы над Шамхалом [7, с. 18].
И в дальнейшем, в более позднюю постсредневековую эпоху, знаменитый кумыкский полководец и правитель Эндирейско-го княжества Султан-Мут (Султан-Махмуд) отправляет в 1630 г. к турецкому султану и Крым своих узденей за помощью для нападения на Терскую крепость (Терки), построенную в 1567 г. царскими войсками в устье р.Терек на землях шамхальства. С той же целью, а также последующего нападения на Астрахань он сам приезжает в Крым в 1638 г. [2, с. 70].
Все это говорит о достаточно интенсивных исторических взаимосвязях крымских татар и кумыков как двух близкородственных куманских народов, имеющих общее тюркское происхождение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сведения об авторе: Гарун-Рашид Абдул-Кадырович Гусейнов -доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (367000, ул. Гаджиева, д. 43-а, Махачкала, Республика Дагестан, Россия); garun48@mail.ru
To the ethno- and polygenesis of the Crimean Tatars
and Kumyks in the historical context of their ancient
and medieval relationships
Garun-Rashid Guseynov
(Dagestan State University)
Abstract: Some aspects of ethno- and polygenesis of the Crimean Tatar and Kumyks in the historical context of their relationships in the ancient times and in the medieval ages are revised in the article. Chronological framework of the article begins with from the Huns (Bulgar) times and up to the XVI-XVII centuries. As a result of interpretation of a well known historical and some other sources, and with usage of the latest data, it was established that the above mentioned Bulgar population remained in the Crimea and on the North-Eastern Caucasus till the Golden Horde period. The point of discussion is Kypchak lingual (Kuman group) inhabitants of the Crimea, those who were speaking the average dialect and who later on became the basis for the Crimean literary language. It was finally formed out in the Golden Horde period due to the migration there of Kumyk-Braguns from the far off western regions of North-East Caucasus in 1324.
Among the future to be Crimea Tatars, the clan of Boragan/Bargin became well known, the representatives of it has become famous among the first four clans of local Karachi-becks under the name of Baryn. The elder
к этно- m no^mtorehe3y kptimckux tatap m kymhkob.
Borgan knight was usually appointed as orbegi, he stood on of borders and watched Nogay hordes who were outside of the Crimea. On marches he he commanded the smaller corps, he could be appointed Kaymakam (Governor Khan) when the Khan was out. The mufti of the Crimea was also chosen from among the Borgans. The proclamation of independent Kumyk state took place almost at the same time as the conquer of Perekop in the Crimea by Haci Giray I in 1443. In the XVI-XVII centuries the relations between the Crimea and Kumyk state were very intensive, up to conclusion of military alliances and having friendship coalitions.In both countries, until they were finally included into the structure of Russia(the of XVIII and the second part of the XIX centuries),the rulers of the countries were representatives of the Tuck-Tymurids dynasty, the descendents of Genghis Khan&s son Jochi.
REFERENCES
k этно- m no^mtorehe3y kptimckmx tatap m kymhkob.
Vesti Kumykskogo nauchno-kul&turnogo obshchestva [Messages of Kumyk scientific-culture society]. Makhachkala, 2002-2003, vol. 8-10, pp. 36-39.
i sotsial&no-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy» [The Legacy of the Golden Horde. Proceedings of the Second International Conference «The Political and Socio-Economic History of the Golden Horde»]. Kazan, 2011, vol. 2, pp. 21-26.
About the author: Garun-Rashid Abdul-Kadyrovich Guseynov -Dr. Sci. (Philology), the senior lecturer of Russian language department, Dagestan State University (367000, Gadzhiyev St., 43-a, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia); garun48@mail.ru