Спросить
Войти

Вопросы культурно-просветительской работы в войсках МВД (МГб) СССР в 1946-1960 гг

Автор: указан в статье

Отечественный опыт

ПРОХОРОВ Андрей Константинович — заместитель начальника отдела управления по работе с личным составом Главного командования внутренних войск МВД России (111250, Россия, г. Москва, ул. Красноказарменная 9а; akprochorov@mail.ru)

ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВОЙСКАХ МВД (МГБ) СССР В 1946-1960 гг.

Аннотация. В послевоенный период командование войск МВД (МГБ) СССР стало уделять особое внимание культурно-просветительской работе. Наряду с идейно-политическим воспитанием принимались меры по повышению общей и военной культуры военнослужащих, развитию самодеятельного художественного творчества, прививалась любовь к художественной литературе. Эти задачи решались путем материально-технического оснащения учреждений культуры, поддержки войсковых печатных изданий, организации шефской работы с творческими коллективами. Подъему общей культуры войск МВД СССР способствовало шефство творческих коллективов над воинскими частями и подразделениями. Каждый коллектив работников искусств (театра, ансамбля, оркестра) ежегодно должен был организовать не менее 10 шефских спектаклей (концертов) для воинов. С 1957 г. на постоянной основе издается военно-политический журнал войск МВД СССР «На боевом посту».

Впослевоенный период культурно-просветительская работа являлась одним из направлений воспитательной работы с личным составом в войсках МВД (МГБ) СССР. Удовлетворение культурных и духовных потребностей военнослужащих, формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, высоких морально-психологических и боевых качеств, организация досуга военнослужащих и членов их семей оказывали большое влияние на качество выполняемых служебно-боевых задач.

Культурно-просветительская работа призвана была решать следующие задачи:

— формировать коммунистическое мировоззрение, содействовать политической и боевой подготовке войск, воинскому воспитанию;

— воспитывать военнослужащих в духе любви к советской Отчизне и ненависти к ее врагам, дружбы народов и интернационализма;

— пропагандировать боевые традиции, воспитывать войсковое товарищество, способствовать освоению военных и военно-технических знаний;

— способствовать повышению бдительности и боевой готовности, росту уровня общей и военной культуры;

— содействовать атеистическому, физическому и эстетическому воспитанию воинов, прививать любовь к художественной литературе;

— развивать самодеятельное художественное творчество и организовывать досуг личного состава.

Основные усилия командования войск МВД (МГБ) СССР направлялись на материально-техническое оснащение культурных учреждений. 27 февраля 1946 г. приказом наркома внутренних дел СССР № 035 вводится сборник табелей и комплектов политпросвет-имущества для внутренних войск. Табель был разработан на основе аналогичного табеля Советской армии. Так, в управлении (штабе) округа внутренних, конвойных войск и войск по охране особо важных предприятий промышленности по нормам было положено иметь: стационарную типографию красноармейской газеты — 1; стационарную киноустановку — 1 ед.; звукокинопере-движку — 1 ед.; фотоаппарат 9*12 — 2 ед.; фотоаппарат ФЭД — 1 ед.; стационарную фотолабораторию — 1 компл.; патефон — 2 ед.; книжный фонд библиотеки — 1 000 книг; библиотечный инвентарь — 1 компл.; географические карты — 3 шт.1

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9401. Оп. 12. Д. 226. Л. 176.

Однако разрушенная войной экономика страны не могла в полном объеме удовлетворить потребности войск в обеспечении культурно-просветительским имуществом. Это было основной причиной плохого обеспечения соединений и воинских частей кинопередвижками, радиоприемниками, музыкальными инструментами и литературой (особенно художественной). Так, например, отмечалось, что в конвойных войсках МВД СССР в 1947 г. «культурное обслуживание личного состава войск поставлено неудовлетворительно. Многие рядовые и сержанты не смотрят кино по полгода и более. на 90% гарнизонов нет струнных инструментов и гармоний, нет радиоприемников, и почти отсутствует художественная литература»1.

Следует отметить, что киносеансы были бесплатными только для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву. Остальным категориям военнослужащих кинофильмы демонстрировались только за плату. Это регламентировалось отдельным распоряжением заместителя министра внутренних дел СССР И.А. Серова от 14 мая 1949 г. «О применении в войсках МВД СССР Инструкции по организации кинообслуживания в Вооруженных Силах СССР»2.

Для бесплатного показа участникам торжественных собраний, посвященных революционным праздникам, Министерством культуры СССР был утвержден следующий список историко-революционных фильмов: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «человек с ружьем», «Броненосец Потемкин», «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Депутат балтики», «Мать. Пролог». бесплатный показ других историко-революционных кинофильмов можно было проводить только с разрешения Министерства культуры СССР.

В то же время в этот период происходит оживление деятельности войсковых культурно-просветительных учреждений. В практику прочно вошли смотры комнат политико-просветительной работы, клубов, библиотек, смотры-конкурсы художественной самодеятельности, изобразительного творчества. Командованием войск прилагались усилия по превращению клубов частей в центры массово-политической и культурно-воспитательной работы [Поздняков 1982: 357].

Так, в приказе МВД СССР № 028 от 9 января 1950 г. «О самодеятельном изобразительном творчестве в войсках МВД СССР» отмечалось, что в войсках МВД СССР по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог за последние годы получило значительное распространение самодеятельное изобразительное искусство. По результатам смотра-конкурса самодеятельного изобразительного искусства в офицерском клубе МВД СССР в г. Москве была организована выставка живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, освещающая жизнь советских граждан и вооруженных сил в СССР.

Командование войск наряду с материально-техническим обеспечением культурно-просветительской работы большое внимание уделяло работе клубов воинских частей. Клуб призван был стать не только местом, где демонстрируются фильмы, но центром культурной жизни воинской части, выполнять самые разные задачи. Так, в директиве начальника внутренней охраны МГб СССР от 4 июня 1952 г. «О повышении роли партийно-политической работы в организации боевой подготовки»3 требовалось повысить роль клубов и библиотек в работе по политическому обеспечению боевой подготовки. В практической деятельности клубов особое место должны были занимать систематическая военно-техническая пропаганда, чтение лекций и докладов о приоритете русских и советских ученых и изобретателей в создании важнейших видов оружия, о требованиях военной присяги и воинских уставов.

на клуб также возлагались задачи по культурно-просветительской работе среди членов семей военнослужащих, особенно в отдаленных гарнизонах. В директиве Главного управления внутренней охраны МГб СССР «Об улучшении работы среди семей военнослужащих» от 11 июля 1952 г. отмечалось, что в воинских частях внутренней охраны проводится значительная политико-воспитательная и культурно1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 40. Оп. 1. Д. 1283. Л. 8.

2 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 226. Л. 97.
3РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1283. Л. 230.
136

ВлАсть

2015&03

массовая работа среди семей военнослужащих, которая имеет неоценимое положительное значение в деле решения практических задач, стоящих перед внутренними войсками и охраной МГБ1.

Принятые в послевоенный период командованием войск МВД (МГб) СССР меры позволили улучшить работу клубов воинских частей, поднять на новый уровень культурно-просветительскую работу. В донесении Управления внутренней и конвойной охраны (далее — УВКВО) МВД УССР от 15 апреля 1955 г. указывалось, что во всех частях и при УВКВО МВД УССР созданы кружки по изучению текущей политики для семей офицеров и вольнонаемного состава. В конце 1954 г. проведены смотры работы клубов и библиотек. Все клубы имели коллективы художественной самодеятельности и улучшили организацию культурного досуга военнослужащих и членов их семей2. Немаловажную роль в удовлетворении культурных и духовных потребностей военнослужащих играли библиотеки войск, которые активной пропагандой книг, газет и журналов среди воинов содействовали выполнению задач, стоящих перед войсками МВД (МГБ) СССР.

В библиотеках разрабатывались нормы подписки на газеты и журналы для воинских частей. Заслуживает внимания тот факт, что кроме центральных печатных газет и журналов разрешалось выписывать на 10 солдат нерусской национальности одну газету на их родном языке.

Основными формами культурно-просветительской работы в войсках в этот период являлись лекции для личного состава, доклады и беседы на военные, политические и естественнонаучные темы. Организовывались вечера молодежи, встречи со знатными людьми производства, науки и культуры, культпоходы и тематические выставки, стенды, витрины, пропагандирующие достижения советского народа в строительстве коммунизма, традиции советских Вооруженных сил и боевые традиции своих воинских частей.

Проведенное в 1957 г. разъединение внутренних войск и пограничных войск по разным ведомствам вызвало необходимость образования во внутренних войсках центрального печатного органа. Исходя из этого, командование внутренних и конвойных войск просило у ЦК КПСС разрешение на создание при Политическом управлении внутренних и конвойных войск МВД СССР журнала под названием «на страже внутренней безопасности». Рассмотрев это обращение, 1 октября 1957 г. ЦК КПСС принял решение об издании Министерством внутренних дел СССР военно-политического журнала под другим названием — «На боевом посту». В целях реализации решения ЦК КПСС был издан приказ МВД СССР № 0647 от 29 ноября 1957 г. «Об издании журнала «На боевом посту»3. Однако журнал просуществовал недолго. В связи с расформированием общесоюзного Министерства внутренних дел и передачей руководства внутренними и конвойными войсками в ведение министерств внутренних дел союзных республик в 1960 г. издание журнала было прекращено и возобновлено только с января 1970 г. [Новожилов 2012: 125].

В послевоенный период возобновилось прерванное в ходе Великой Отечественной войны культурное шефство творческих коллективов над воинскими частями и подразделениями. Положение о культурном шефстве работников культуры и искусства Советского Союза над Вооруженными силами СССР распространялось и на внутренние и конвойные войска МВД СССР4.

В соответствии с Положением каждый коллектив работников искусств (театра, цирка, филармонии, концертно-эстрадного бюро, ансамбля, оркестра, и т.д.) ежегодно должен был организовать не менее 10 шефских спектаклей (концертов) для воинов. Эти шефские выступления проводились для рядового, сержантского и старшинского состава, а также для курсантов военных и суворовских училищ. Как правило, выступления планировались на праздники: на День Советской армии, День пограничника, День международной солидарности трудящихся 1 мая, День

1 РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1283. Л. 278.
2 РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1283. Л. 88.
3 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 226. Л. 58
4 РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1283. Л. 199.

Военно-Морского флота, День Воздушного флота СССР, День танкиста, День артиллерии, День строителя, годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, День Конституции СССР и дни праздников, годовщин, юбилеев частей (соединений).

За высокие показатели в культурно-шефской работе среди военнослужащих войск МВД в 1948 г. было учреждено переходящее Красное знамя МВД СССР для награждения лучшей профорганизации РАБИС (работников искусств) [Баранов 2007: 167].

Таким образом, организация и проведение мероприятий культурно-просветительской работы во внутренних войсках в послевоенный период вышли на качественно новый уровень. Значительное внимание этому направлению воспитательной работы уделялось со стороны руководства войск, творческих коллективов интеллигенции, что благотворно влияло на повышение культурного уровня военнослужащих. Именно от организации и проведения культурных мероприятий, организации досуга военнослужащих зависит формирование у них высоких морально-психологических и боевых качеств и, следовательно, выполнение поставленных служебно-боевых задач.

Список литературы

Баранов В.П. 2007. Внутренние войска: исторический очерк. М.: ГКВВ МВД России. 503 с.

Новожилов В.Ю. 2012. Культурно-просветительская работа во внутренних войсках (1917—1991 гг.). М.: На боевом посту. 367 с.

Поздняков А.П. 1982. Войска называются внутренними. Краткий исторический очерк. М.: ДОСААФ. 485 с.

PROKHOROV Andrei Konstantinovich, Deputy Head of Department for the Work with the Personnel, General Headquarters of Internal Troops of the Ministry for the Internal Affairs of Russian Federation (Krasnokazarmennaja st., 9а, Moscow, Russia, 111250; akprochorov@mail.ru)

THE PROBLEMS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN MVD (MGB) OF THE USSR IN 1946-1960s

Abstract. In the article the author demonstrates that in the postwar period the command of the troops of Interior Ministry (MGB) of the USSR focused on cultural and educational work. Along with the ideological and political education, measures on improvement of the overall and military culture of military personnel, development of amateur art, instilling love for literature were taken. As the author shows, these problems were solving through the material and technical equipment of the cultural institutions and mentoring work of creative teams. Keywords: cultural and educational work, amateur art, cultural patronage

УДК: 93/94 «1920/1930» НИКОЛАШИН Вадим Павлович — к.и.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Мичуринского государственного аграрного университета (393760, Россия, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101; nikolashin.vadim@yandex.ru)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОГПУ В ТАМБОВСКОЙ ДЕРЕВНЕ НА РУБЕЖЕ 1920-1930-х гг.

Аннотация. Накопленный потенциал злобы и насилия в тамбовской деревне в течение первых лет советской власти находил свое отражение в реализации масштабных аграрных преобразований конца 1920-х

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КИНООБСЛУЖИВАНИЕ ВОЙСК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНОЕ ШЕФСТВО cultural and educational work amateur art cultural patronage
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты