УДК 94:271.2(47)“12/19“
православие в карпато-днестровских землях
(К 200-летию основания Кишиневской епархии и 100-летию Второго Мармарош-Сиготского
процесса)
С.Г. Суляк
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Приднестровье, Молдова) e-mail: sergei_suleak@rambler.ru Scopus Author ID 55359315000 SPIN-код автора: РИНЦ 6908-8277
Авторское резюме
Население Карпатской Руси после вхождения этих земель в состав католических Польского и Венгерского королевств продолжало сохранять свою православную веру и этничность.
Борьба за сохранение православной веры продолжалась и после принятия унии. Показательными в этом плане являются Первый (1904 г.) и Второй Мармарош-Си-готские процессы (1913-1914 гг.).
Большую помощь в сохранении православия в Карпатской Руси оказало Молдавское княжество. Сама Молдавская православная церковь вначале подчинялась Галицкой митрополии. Выходцы из Молдавии (Петр Могила, Памва Берында и др.) сыграли большую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси.
В 1812 г. территория между Прутом и Днестром вошла в состав России. В 1813 г. была образована Кишиневская епархия. Во главе ее стал митрополит Гавриил Бэну-леску-Бодони, немало сделавший для ее создания и становления.
Orthodoxy in the Carpatho-Dniestrovian Lands (To the 200th Anniversary of the Kishinev Diocese and the 100th Anniversary of the Second Marmarosh-Sighet Trial)
S.G. Sulyak
Taras Shevchenko State University of Transnistria (Transnistria, Moldova) e-mail: sergei_suleak@rambler.ru
Abstract
The population of Carpatho-Rus& continued to keep their Orthodox faith and ethnicity after the entry of these lands into the structure of the Catholic Polish and Hungarian Kingdoms. The struggle to keep the Orthodox faith continued even after the acceptance of the Union with Rome. Attempts to return to Orthodoxy were severely slashed by the authorities. This was demonstrated by the Austro-Hungarian authorities in the instigation of the First (1904) and Second (1913-1914) Marmarosh-Sighet Trails. The Moldavian Principality gave great help in the preservation of the Orthodox Faith in Carpatho-Rus&. Moldavian hospodars and boyars supported the Orthodox churches financially and the Metropolitan of Sochava and All-Moldavia appointed Orthodox hierarchs. In the beginning the Moldavian Orthodox Church was under the Galician MetropoLia. Peter MoghiLa, Pamba Berynda and others, who originated from Moldavia, played a major role in the preservation of Orthodoxy in South-West Rus&. In 1812 the territory between the Pruth and Dniester Rivers, a part of the Moldavian Principality which was under Ottoman control, entered into the structure of Russia. The territory received the name Bessarabia. In 1813 the Diocese of Kishinev was formed. Its head was Metropolitan Gabriel BanuLesco-Bodoni, who played a major role in its creation and formation.
Большую роль в распространении и сохранении православия в Кар-пато-Днестровских землях играла Галицкая епархия Киевской митрополии, возникшая в середине XII в.1 после того, как Галич в 1141 г. стал столицей одноименного княжества. К 1303-1304 гг. относятся первые сведения о Галицкой митрополии, которая, недолго просуществовав, была восстановлена в 1371 г. по требованию польского короля Казимира III Великого, захватившего Галичину2.
К XIII в. Подкарпатская (Угорская) Русь стала частью Венгерского королевства3. После смерти в 1340 г. последнего представителя рода Даниила Галицкого, в результате сорокалетней борьбы между Великим княжеством Литовским и Русским и Польским королевством за галиц-ко-волынское наследство Галичина вошла в состав Польши4.
Во время усиления борьбы за Галицкое княжество на землях, входивших ранее в его состав, в результате волошско-русинской колонизации в 1359 г. было образовано православное Молдавское княжество5.
Некоторые исследователи считают, что не только регион Западного и Восточного Подолья, но и территория между предгорьями Восточных Карпат и Пруто-Днестровским междуречьем являются упоминаемым в русских летописях галицким «Понизьем»6.
Молдавская православная церковь первое время подчинялась Галицкой митрополии7, позже - константинопольскому патриарху, временами - Орхидской автокефальной архиепископии. В конце 30-х гг. XVI в. Молдавское княжество окончательно попало под власть Турции. Однако его религиозные связи с Карпатской Русью не прерывались.
Население Галичины и Подкарпатья в составе католических Польши и Венгрии подвергалось национальному и религиозному угнетению. В 1569 г. произошло объединение Польши и Великого княжества Литовского и Русского в одно государство - Речь Посполитую (Люблинская уния). В 1596 г. большинство православных иерархов Западной Руси заключили Брестскую унию. В 1646 г. состоялась уния в Ужгороде. Простой народ продолжал называть униатскую веру «руськой», большинство священнослужителей и мирян сохраняли восточный обряд, сопротивляясь латинизации. Большую поддержку православию в Карпатской Руси оказывали молдавские господари и бояре, жертвуя значительные суммы церквам и Успенскому Ставропигиальному братству во Львове. Молдавские иерархи утверждали православных епископов. Последние православные епископы Мараморошские Иосиф Стойка и Досифей Феодорович были рукоположены митрополитом Сочавским и всея Молдавии8.
Успенское Ставропигиальное братство (1572-1788) помогало Молдавскому княжеству в становлении книгопечатания и направляло туда отпечатанную во Львове православную литературу. В свою очередь молдавские господари оказывали братству материальную помощь9.
Большой вклад в сохранение православия в Юго-Западной Руси внесли выходцы из Молдавии. Возглавив Западнорусскую православную церковь в тяжелое время, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Петр Могила (31. XII. 1596 (10. I. 1597) - 1. (11). I. 1647) смог вернуть митрополии немало церквей и монастырей, ранее отнятых униатами при содействии королевской власти. При вступлении в должность митрополита он преобразовал Киевскую братскую школу в коллегию
- Киево-Могилянскую академию, ставшую образцом для духовно-учебных заведений России, основал еще одну школу в Виннице, открыл при киевском братстве монастырь и типографию, подчиненные киевскому митрополиту.
Могила взялся за исправление церковных богослужебных книг, в которые вкрались неправильности и разночтения (это обстоятельство активно использовали для своей пропаганды католики и униаты). Он постановил, чтобы богослужебные книги печатались только после сличения их с греческими подлинниками.
Киево-Печерская типография вскоре стала самой крупной в Западной Руси. В ней было напечатано не менее 12 книг, причем число их
страниц доходило до 1000-1500. Ее архитипографом был другой выходец из Молдавии - Памва Берында (мирское имя Павел; между 15551560 - 13 (23). VII. 1632, Киев). Важнейший его труд - «Лекскон славе-нороскш и именъ тлъковаше» (Киев, 1627) - один из первых печатных русских словарей, насчитывающий более 7 тыс. слов. Он был издан Бе-рындой на собственные средства. Над ним он работал более 30 лет11.
В 1772 г. в результате первого раздела Польши Галичина была присоединена к Австрии. В 1774 г. австрийцы оккупировали Буковину
- северную часть Молдавского княжества, а через год по договору с турками аннексировали ее. Таким образом, в конце XVIII в. большая часть земель Галицкого княжества оказалась в составе Австрийской (с 1867 г. - Австро-Венгерской) империи. Несмотря на то, что православие считалось одной из официальных религий и было распространено на Буковине, австрийские власти всячески препятствовали переходу населения в «старую» веру.
На начало XX в. приходятся наиболее трагические страницы борьбы русинов за свою этничность и православную веру.
С 1903 г. начался массовый переход русинов Угорской (Подкарпат-ской) и Галицкой Руси в православие. Их духовными лидерами стали православные священники Алексий Кабалюк (Угорская Русь) и Максим Сандович (Галицкая Русь). В 1994 г. Польская автокефальная православная церковь причислила священномученика Максима (Сандовича) к лику святых, в 1996 г. он был канонизирован РПЦЗ. В 2001 г. схи-архимандрит Алексий Карпаторусский (Кабалюк) канонизирован УПЦ Московского патриархата.
В начале 1904 г. в Угорской Руси начался Первый Марморош-Сигот-ский (Мараморош-Сигетский) процесс против жителей подкарпатского села Иза (село в Хустском районе Закарпатской области Украины, в начале XX в. давшее более 160 православных монахов и монахинь. - С.С.). Их обвинили в том, что они молятся за русского царя и подстрекают народ против униатской веры. Семеро крестьян были приговорены к срокам заключения от 9 дней до 14 месяцев и крупным денежным штрафам.
С 29 декабря 1913 г. по 3 марта 1914 г. проходил Второй Марамо-рош-Сигетский процесс. Первоначально к суду привлекли 189 человек
- преимущественно крестьян сел Иза и Великие Лучки (близ Мукачева). Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 человек, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, а также в нарушении законов. 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 года тюрьмы12.
Судьба Пруто-Днестровского междуречья сложилась иначе. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. по Бухарестскому мирному договору эта территория, позже получившая название Бессарабия, вошла в состав Российской империи.
В 1808 г. во время русско-турецкой войны бывший киевский митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони (1746 - 30. III. (11. IV) 1821) был назначен экзархом Молдо-Влахийским.
Участвуя в 1811-1812 гг. в заседаниях Священного синода и комиссии, назначенной для выработки устройства присоединенного края, он повлиял на то, чтобы в Бессарабии сохранились порядки гражданского и церковного управления, которые были временно введены в Валахии и Молдавии.
В состав новой епархии, кроме Бессарабии, вошли так называемая Ханская Украйна, или Очаковская степь с городами Тирасполь, Ананьев, Одесса и их уезды (до 1837 г.) и Хушская епархия (Запрутская Молдова).
В составе епархии насчитывалось 826 церквей. По ходатайству митрополита в 1814 г. была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как для духовенства, так и для всего православного народа.
С 1817 г. митрополит Гавриил начал переписку о строительстве Кишиневского кафедрального собора, который был заложен уже при его преемниках в 1830 г., а освящен в 1836 г.
При вступлении в должность митрополита Гавриила в Бессарабии было 712 церквей, из них только 40 были каменными. К 1821 г. количество храмов достигло 900.
В первые годы после присоединения края к России местное население было взволновано умышленно распускавшимися слухами о возможном введении здесь крепостного права. Это инициировало отток населения за Прут. К тому же с ноября 1812 по 1814 г. Бессарабию опустошала эпидемия моровой язвы (чумы). Чтобы успокоить население, митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони в 1815 г. разослал грамоту, в которой сообщал, что все обычаи и права останутся прежними. В другом пастырском послании он увещевал жителей следовать предписаниям члена Государственного совета князя А.Б. Куракина, специально прибывшего для организации борьбы с эпидемией.
Сегодня Молдавская митрополия Русской православной церкви насчитывает 610 приходов, 24 монастыря, 5 скитов14.
литература
References
gosudarstvennosti). S. 10; Ego zhe. Moldaviya i Russkiy mir: vozmozhno li voz-vrashchenie? S. 5.
- kafedra Galits&ko&f mitropoln u XIV st. S. 120-121.
sayt Moskovskogo patriarkhata. URL: http:||www.patriarchia.ru|db|
text|80872.html (data obrashcheniya: 10 noyabrya 2013 g.).
суляк сергей Пеоргиевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории и государственного управления Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, главный редактор международного исторического журнала «Русин», президент Общественной ассоциации «Русь» (Республика Молдова).
e-mail: sergei_su1eak@ramb1er.ru
Sulyak Sergey - Candidate of Historical Sciences, Assosiate Professor of the Department of Domestic History of the I nstitute of History and State Managment of the Taras Shevchenko State University of Transnistria, Chief Eeditor of the Internationa1 Historical Journa1 «Rusin», President of the Association «Rus&» (Repub1ic of Mo1dova).
e-mail: sergei_su1eak@ramb1er.ru