Спросить
Войти

Союз воинствующих безбожников в Татарской АССР в 1920-е годы

Автор: указан в статье

УДК 94(47).084.5 ББК 86.2

Раис Сулейманов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В ТАТАРСКОЙ АССР В 1920-е ГОДЫ

Аннотация: В статье рассматривается деятельность Союза воинствующих безбожников на территории Татарской республики в 1920-е годы. Автор анализирует формы и содержание антирелигиозной пропаганды и государственной атеистической политики в отношении религий в этот период времени.

Начиная с перестройки, эпохи гласности, а потом уже после краха советской системы и вплоть до сегодняшнего дня мы стали абсолютно иначе смотреть на наше не такое уж далекое прошлое, по-другому оценивать исторические события, иначе делать выводы из фактов.

Действительно, были сняты идеологические штампы, которые в прежние времена ставили на абсолютно невиновных людях, которым давали соответствующие клички и вешали такие же соответствующие ярлыки типа «реакционный», «антинародный», «буржуазный» и аналогичные в таком же духе.

К счастью, время навешивания ярлыков прошло и надеюсь, что не вернется. Сейчас, когда историкам разрешили познакомиться с ранее запретными для исследования документами архивов, встал актуальным вопрос изучения «белых пятен» в истории страны, когда оценки тем или иным событиям можно давать не в угоду власти, партии, системе. Актуальной остается проблема нового прочтения уже опубликованных исторических документов и их анализа. А интерес к своей истории должен служить импульсом для исследователей к изучению прошлого. И очень радует, что постепенно этот интерес развивается и развивается в сторону большей доступности и открытости информации, и вакуум не-исследованности «запретных» тем заполняется историками новыми статьями, публикациями, диссертациями, монографиями.

В наше время, время «духовного ренессанса», когда на наших глазах люди потянулись к религии, когда численно количество храмов растет, а интерес у населения к нематериальным ценностям увеличивается, перед историками как знатоками прошлого ставится задача изучения не только материальной истории страны (имеется в виду изучение экономики прошлого, производительных сил и т.п.), но и духовной ее части. Причем изучение духовной истории через призму отношений государства и религии.

Особенно необходимым является освещение сложных взаимосвязей Советского государства и духовенства. В этой связи обращает на себя внимание изучение ранней истории Советской власти, а именно 1920-е годы, когда начали строиться отношения молодого социалистического государства с религиозными организациями. Предлагаю рассмотреть историю религиозной политики большевиков через деятельность возникшего в 20-е

годы печально известного Союза воинствующих безбожников.

Источниковой базой для работы послужили материалы фонда №Р - 5263 (фонд Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Татарской республики) Национального архива Республики Татарстан.

Малая исследованность этой тематики на местном материале обусловили малую историографию религиозной политики большевиков в 1920-е годы применительно к Татарстану. Работы Рафаэля Шайдуллина, Булата Султанбекова, Рината Набиева составляют историографию этой темы.

6 февраля 1926 года на заседании секретариата Татарского областного комитета ВКП (б) постановили создать антирелигиозную комиссию в составе 19 человек. Антирелигиозная комиссия образовала антирелигиозный кабинет Та-тобласткома ВКП (б), председателем которого стал Заки Гимранов1.

Образовавшаяся структура впоследствии станет Татарским республиканским советом Союза воинствующих безбожников, организацией, которая непосредственно займется активной пропагандой атеистических идей и проведением антирелигиозной работы среди населения. В условиях тогдашней Татарской АССР, где подавляющая часть населения, как и по всей России, была верующей, для правящей партии была поставлена довольно сложная задача - создать не просто неверующее общество, а создать антирелигиозный социум с воинствующим отношением к религии. В новом советском обществе создавалась своя советская культура, в которой не было место религии. Именно для борьбы с ней и была создана эта общественная организация, пользующаяся поддержкой государственных органов - Союз воинствующих безбожни1 Национальный архив Республики Татарстан

(НАРТ) - Ф. Р-5263 - оп. 1. - д. 3. - л. 2

ков, который подобно пауку расплетет свою паутину по всему СССР. Исключением не будет и Татарская АССР, где также насаждаемое государственное безбожие пустит свои корни.

Исторически сложилась так, что Среднее Поволжье было многонациональным и многоконфессиональным регионом. Здесь население исповедовало православие, ислам, иудаизм, а в некоторых местах сохранялось и язычество (особенно сильно оно было заметно у марийцев и чувашей). Все это вместе обусловило для безбожников Татарстана довольно кропотливую работу, главным образом, на двух антирелигиозных направлениях: в борьбе против основных религий региона - ислама и христианства. 1920-е годы были трудны для молодого советского государства в плане проведения своей атеистической политики: во-первых, сама активная борьба против религии еще только не начиналась, она еще не приняла тот масштаб, охват и методы, которые будут применяться в 1930-е годы; во-вторых, советская власть действовала еще в условиях новой экономической политики (НЭП), которая давал определенную степень, пусть и весьма условную, политического плюрализма; ну и, в-третьих, религия занимала не последнее место в жизни и мировоззрении тогдашнего человека, особенно на селе, где связь с традицией была всегда сильнее.

Антирелигиозная комиссия с момента своего образования с большевистским энтузиазмом принялась за выполнение своей основной задачи - атеизация населения. Основными моментами антирелигиозной политики в ТАССР в отношении ислама ее функционерами виделись следующим образом: «1. Более решительно и серьезнее стремится внести внутреннее брожение в лагерь мусульманского духовенства (его более активных элементов в первую очередь). Конкретные меры по этой части проработать особо.

2. Усилить внимание изучению работы и действий Центрального духовного управления мусульман.
3. Имея в виду и в дальнейшем могущих быть случаев снятия сана со стороны некоторых мулл необходимо всячески этому способствовать.
4. В борьбе против расширения сети религиозных школ в условиях сегодняшней действительности более реальной мерой будет расширения сети советских школ»2.

Здесь уместно остановиться на вопросе о религиозном образовании татарского населения Татарстана в 20-е годы ХХ века.

Еще 23 января 1918 года был принят декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви, по которому «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается».

Однако большевики на этом не собирались останавливаться.

25 ноября 1925 года президиум ЦИК принял инструкцию о преподавании мусульманского вероучения: «1. Преподавание мусульманского вероучения проводится только в мечетях, отвечающих требованиям санитарии и с надлежащем в каждом отдельном случае разрешения в кантонах - кантонного исполкома и в Казани.
2. Допускается преподавание вероучения исключительно лицам, достигшим 14-ти летнего возраста и предоставившим о том соответствующую справку или окончившим школу 1-й ступени.
3. Преподавание вероучения должно производится во внеурочное время, причем предметом преподавания может быть исключительно мусульманское вероучение, преподавание же общей грамоты и языков (кроме арабского) ни в коем случае не допускается»3.
2 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп.1. - д.3. - л.4
3 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп.1. - д.3. - лл. 12-12 об

Однако на этом большевики не остановились. Президиум ТатЦИК решил внести изменения в инструкцию Бюро ОК ВКП (б) по преподаванию мусульманского вероучения, потому что «лиц, окончивших в деревнях школу 1-й ступени, совершенно пока не имеется, так как советские школы возникли недавно и охватывают всего 30% детей школьного возраста, почему вся остальная часть детей, достигшая 14-ти летнего возраста, неокончившие школу 1-й ступени, естественно, вовлекаются духовенст4

вом в религиозные школы при мечетях» .

Поэтому вскоре разрешение на обучение в мечетях мусульманскому вероучению давалось только лицам, окончившим полный курс первой ступени Единой трудовой школы5.

Однако на местах, как это часто случается, были перегибы, когда и то, что разрешалось большевиками, постоянно нарушалось со стороны особо рьяных чиновников, проводящих глубже политическую линию центрального руководства. Так, завотделом Народного образования ВИКа Бугульминского кантона Шакуров разослал всем попечителям приходов постановление от 21 марта 1926 года, в котором угрожал привлечением к ответственности мулл за их «инициативу» по «завлечению» учащейся молодежи в религиозные школы. Подобное самоуправство чиновника вызвало даже у Татотдела ОГПУ возмущение, и последовала просьба обратить внимание на недопустимость подобных явлений, противоречащих законоположению о вероучение и создающих «более чем благоприятные почвы всевозможным крайне нежелательным нареканиям со стороны духовенства и верующей массы» .

Правда, никаких конкретно мер по отношению к таким перегибам (административного наказания или снятия с должности чиновника) на местах не последовало.

4 Там же. - л. 18
5 Там же. - л. 18 об
6 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп.1. - д.3. - лл. 23-23 об

Большевики дальше стали теснить духовенство в области религиозного образования постоянными придирками и поправками к инструкции о религиозном образовании. В частности, 13 сентября

1926 года Отдел национальностей ВЦИК по вопросу о преподавании вероучения внес следующую поправку, в которой «вместо: «К обучению в религиозных школах допускать окончивших советскую школу 1-й ступени или достигших 14-ти летнего возраста», утвердить: «К обучению в религиозных школах допускать окончивших советскую школу 1-й ступени или достигших 14-ти летнего возраста»7.

Цель, преследуемая этой поправкой, проста: в советских школах господствовал атеистический уклон в образовании и воинствующее отношение к религии и духовенству. К 14-ти годам у ребенка уже сформировалось мировоззрение. Причем это мировоззрение сформировалось под атеистическим влиянием с ненавистным взглядом на религию. Расчет у большевиков был на то, что привить религиозные знания после этого ребенку будет сложнее.

Относительно численности религиозных школ на 1926 год в Татарстане цифры в разных источниках разные. Историк Рафаэль Шайдуллин приводит цифру в 800 религиозных школ с приблизительным охватом 30 тысяч детей8. По другим источникам, официально открытых было 1000 религиозных школ, не считая подпольных9. Так или иначе, но в

1927 году численность сократилась до 207 школ с охватом 6 тысяч детей, то есть в 3,8-4 раза10.

Антирелигиозную работу осложняло и то, что некоторые учителя советских школ сами были верующими11, детьми

7 Там же. - л. 31
8 Шайдуллин Р.В. Мусульманское духовенство Татарстана в 1920-е годы // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. -Казань, 1997. - С. 289
9 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 4. - л. 12 об.
10 Шайдуллин Р.В. Указ. соч., с. 289
11 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 4. - л. 15 об.
12 тт

мулл или священников . Да и то, что женщины в своей широкой массе были более верующими, чем мужчины, было не в пользу безбожников. Воспитанием детей занимаются преимущественно женщины. Поэтому и главным в деревне безбожники выдвигают работу с женщи-нами13, среди которых многие, как докладывали из деревень, не знают, что «у

14

нас советская власть» .

Антирелигиозное образование стало входить не только в школы, но и в вузы. Так, к примеру, ректор Восточного Педагогического института профессор Сергей Сингалевич (1887-1954) сообщал в Центральную антирелигиозную комиссию 8 октября 1926 года, что в учебную программу включены занятия по методике антирелигиозной пропаганды15. В другом вузе - Татарском коммунистическом университете - тоже был в учебный план включен предмет антирелигиозная пропаганда, для проведения которого был приглашен специальный преподаватель16.

«Растущая политическая активность мусульманского духовенства при активнейшей поддержке со стороны татарской городской буржуазии и кулаков в деревне принимает широкие размеры и чрезвы17

чайно серьезный характер» , - отмечает в своих рапортах руководство Союза воинствующих безбожников в Казани. Это пугало безбожников, и в то же время заставляло активизировать свою работу.

Были намечены конкретные задачи в области пропагандистской и агитационной работы: «путем организации кружков и индивидуальных занятий подготовить кадры активистов-антирелигиозников, включить в учебные планы всех учебных заведений от школ до вузов элементы антирелигиозной программы, распространять антирелигиозную литературу, в рабочих клубах и из-

12 Там же. - л. 16 об.
13 Там же. - л. 15 об.
14 Там же. - л. 16.
15 Там же. - д. 2. - л. 16а-16а об.
16 Там же. - л. 68.
17 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 3. - л. 5.

бах-читальнях проводить безбожные беседы, вечера, лекции, устраивать диспуты с духовенством, усилить агитацию во время религиозных праздников и др.»18.

Правда, из декларируемых задач на практике немногие из них осуществлялись в силу объективных и субъективных причин.

В частности, диспуты между безбожниками и священнослужителями не всегда удавалось провести. Так, например, 10 марта 1926 года было предложено Правлению Казанского городского мухтасибиата поучаствовать в антирелигиозном диспуте. Но муллы отказались, сославшись на страх наказания со стороны властей19. Подобное опасение вполне было уместным в условиях шаткости положения духовенства в СССР.

Характерным явлением времени было снятие духовным лицом (священником или муллой) сана. Подобные случаи объяснимы, потому что быть священнослужителем с каждым годом, с набиравшим постепенно силу маховиком репрессий в отношении духовенства, становилось опасно. Центральная антирелигиозная комиссия предлагал это активно использовать в области агитационной работы20.

Мало того, 14 сентября 1926 года на заседании Бюро Татобласткома ВКП(б) встал вопрос о школах по подготовке и переподготовке мулл. Было постановлено «не считать целесообразным допущение на территории Татарской республики школ по подготовке и переподготовке мулл»21. Это означало закрытие всех медресе, уничтожало систему религиозного образования, соответственно, тем самым большевики обрекали духовенство на кадровый голод.

Но даже тогда, когда духовное лицо снимал сан, то и в этом случае его большевики не хотели принимать в советское общество. Несмотря на то, что бывших

18 Там же. - л. 6.
19 Там же. - д. 2. - л. 64.
20 Там же. - д. 3. - л. 6.
21 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 2. - л. 20.

священнослужителей, отказавшихся от религиозных обязанностей, восстанавливали в правах и предоставляли работу, для них создавались преграды, в частности, их не стремились допускать на культурно-просветительскую работу22. Подобное недоверие к снявшим сан бывшим духовным лицам со стороны большевиков вполне объяснимо. Зафиксирован такой случай, когда мулла из Мамадышского кантона, отказавшись от служения культа, подал заявление в Кан-тонный исполнительный комитет, прося восстановить в гражданских правах. Но не получив гражданских прав, бывший мулла стал избачем. В избе-читальне у него на столе религиозные книги. На вопрос: «Почему?» бывший мулла отвечает: «Я объясняю по этим книгам, что в них ложь». Волком (волостной комитет) вызвал его для доклада, где он говорил, что «ислам и Ш-й Коминтерн одно и то23

же» .

Этот курьезный на наш взгляд случай сильно беспокоил безбожников в Татарской АССР, как и вообще религиозное движение среди мусульман, которое развернулось в 20-е годы. Мусульманское духовенство, несмотря на сокращение официально существующих религиозных школ, расширило сеть подпольных, неофициальных. Православное духовенство также стремится добиться для себя прав в области преподавания вероучения24.

10 августа 1926 года Татобластком постановил для борьбы с усилившимся религиозным движением принять следующие меры:
1) лучшим средством борьбы с религиозной школой является хорошо налаженная советская школа. Улучшить финансовое снабжение учителей (как и сейчас, положение учителя оставляло желать лучшего. - Р.С.);
2) принять все меры по улучшению состояния работы политпросветительных учреждений в деревне (изб-читален);
22 Там же. - д. 2. - л. 20.
23 Там же. - д. 4. - л. 17.
24 Там же. - д. 3. - л. 35.
3) усилить снабжение деревни популярной антирелигиозной, естественнонаучной литературой, в особенности на татарском языке;
4) привлечь к антирелигиозной работе низовую сельскую интеллигенцию, выявляя тех из татар-учителей, агрономов и др., которые изъявляют готовность участвовать в этой работе25.

Правда, в то же время безбожники предостерегали, указывая на необходимость учесть состав школьных работников-татар, так как большинство работников-татар имеют связь с муллами или сы-26

новьями мулл .

Среди других мер нажима на духовенство было лишения избирательных прав в Советы27. Правда, стоит отметить, что и духовенство иногда вело себя не слишком корректно, в частности, составляло списки верующих, которые «являются средством запугивания и терро-28

ризма населения» . Это замечание безбожников вполне верно. Ведь когда мулла заносит в список верующих человека, он как бы связывает его с собой, и в случае чего может этим спекулировать, запугивая верующего. К примеру, если мулла будет испытывать притеснения со стороны советской власти, то он может предъявить список верующих госорганам, сказав, что они поддерживают его, а это может быть чреватым последствием для верующих. Человеку, занесенному в список верующих муллой, будет сложно найти работу, особенно в государственных учреждениях, где религиозность служила критерием неблагонадежности, и такого человека могли не брать на работу.

Как отмечают безбожники, духовенство укрепляет свое влияние в деревне путем сосредоточения в своих руках экономических функций (посредничество в предоставлении ссуд беднякам, сепараторы, которые имелись только

25 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 3. - лл. 35-36 об.
26 Там же. - д. 2. - л. 20.
27 Там же. - д. 3. - лл. 35-36 об.
28 Там же.

у духовенства, и т.д.) .

Во время крупных религиозных праздников, например, Курбан-байрам или Ураза-байрам, Центральная антирелигиозная комиссия рекомендовала местным ячейкам безбожников провести ряд публичных бесед, темами для которых могут быть «Курбан-байрам - праздник для богатых», «Религия - орудие в руках буржуазии для эксплуатации трудящихся», «Муллы - агитаторы кулаков». Беседы и зачитываемые доклады должны быть конкретны, основаны на жизненных примерах, причем ни в коем случае не допускалось использовать грубости, которые могли оскорблять чувства верую-щих30. Подобное требование со стороны безбожников вполне уместно, ведь большая часть населения, особенно на селе, была религиозной. Даже председатель антирелигиозного кабинета Татобластко-ма ВКП(б) Заки Гимранов на первом съезде безбожников Татарской республики 2-3 февраля 1927 года в категорической форме заявил: «Я возражаю против того, чтобы применять административные меры против собраний в мечети»31. Подобные меры могли оттолкнуть население от безбожников.

Хотя вопиющие случаи имели место быть. В частности, один комсомолец, узнав, что в одном доме нелегально обучают религии, «арестовал Коран», то есть объявил, что Коран арестован, аргументировав тем, что обучать по нему

32

нельзя, и изъял его у владельца32. Но это цветочки по сравнению с осквернением мечетей, имевших место быть. Так, к примеру, секретарь Исембаевской ячейки ВЛКСМ А. Шайхутдинов и член ВЛКСМ Г. Тютеев под влиянием винных паров зашли в мечеть, изрезали ковры, сломали минбар33.

Вскоре территория Татарской АССР стала покрываться сетью ячеек безбож29 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 3. - лл. 35-36 об.

30 Там же. - л. 7.
31 Там же. - д. 4. - л. 18 об.
32 Там же. - л. 20 об.
33 Шайдуллин Р.В. Указ.соч., с. 289.

ников. Из Тетюшского канткома ВКП(б) доносили, что кампания вовлечения в Союз безбожников протекает успешно и просили прислать 250 экземпляров членских билетов34. Аналогичные сообщения

35

и просьбы приходили из Агрыза , Лаи-шева36, Мензелинского37 и Свияжского38 канткомов.

Вскоре в Татарстан стали поступать просьбы прислать антирелигиозную литературу на татарском языке, программы антирелигиозных кружков в городе и деревне и антирелигиозных курсов в качестве обмена опытом из других регионов

39

Советского Союза: Крыма39, Азербай-джана40 и Самарской области41, в которой проживало 162 тысячи татар и башкир.

Не только атеизация мусульманского татарского и православного русского населения ставилась целью безбожников, но власти беспокоило религиозное движение среди кряшен (в деревнях Бурды и Мелекесе прошли даже съезды и совещания кряшенского духовенства)42, возврат

43

к язычеству среди чуваш и мордвы .

На 1 октября 1926 года Центральный Совет Союза безбожников СССР объединял сорок местных организаций Союза безбожников: из них республиканских - 1, краевых - 2, областных - 6, губернских - 31. Количество членов составляло 113 тысяч человек; организованных ячеек по всему Советскому Союзу насчитывалось 299244. Для координации действий Центральный Совет в Москве просил присылать записки и задаваемые устно вопросы на антирелигиозных лекциях, диспутах, докладах о целях, методах и содержании антирелигиозной пропаганды среди национальностей

34 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 2. - л. 78.
35 Там же. - л. 27.
36 Там же. - л. 28.
37 Там же. - л. 69.
38 Там же. - л. 81.
39 Там же. - л. 10.
40 Там же. - д. 3. - л. 20.
41 Там же. - л. 34.
42 Там же. - л. 9.
43 Там же. - д. 4. - л. 15.
44 Там же. - д. 2. - л. 29.

СССР. По получении записок с мест и их систематизации через газету «Безбожник» и журнал «Антирелигиозник» будет отвечать на наиболее часто задаваемые вопросы и давать советы ячейкам относительно улучшения качества антирелигиозной пропаганды. Правда, сведений с мест ЦС СБ СССР (Центральный совет Союза безбожников СССР) не получил, на что просил еще раз прислать их, «чтобы организовать научно-методическую работу и руководство в этой области мес45

тами» .

В 1927 году Центр также обращался в местные советы безбожников по поводу подписки на газету «Безбожник» и сожалел, что из 3000 ячеек Союза безбожников подписку имеют только 300, а из 200 тысяч членов только 30% выписывают газету: «Хотя подписка на газету очень дешевая (на 6 месяцев на газету «Безбожник» подписка стоит 1 р. 20 коп., на журнал «Безбожник» - 1 р. 80 коп., журнал «Антирелигиозник» - 3 р. 50 коп.) , дело в нашей косности, неподвижности и неумении взяться за работу - вот что препятствует делу успешного продвиже47

ния нашей литературы в массы47». Действительно, с литературой и печатными изданиями на местах была проблема. В качестве выхода из положения предлагалось местным ячейкам самим делать

48

стенгазеты, карикатуры, ставить пьесы . Проблема состояла в том, что если литературу или газету на русском языке еще можно было достать, то на национальных языках, в частности, на татарском, было проблематично из-за их малочисленности и малотиражности.

О проблемах с антирелигиозной литературой неоднократно будут выступать делегаты первого съезда безбожников Татарской республики (2-3 февраля 1927 года). Так, делегат из Чистопольского кантона Овчинников жалуется: «На 150 членов Союза безбожников - 5 книг на 90

45 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 2. - лл. 40-41.
46 Там же. - л. 43.
47 Там же. - л. 42.
48 Там же. - л. 5-5 об.

русских членов, 3 книги - на 60 татарских членов»49. Другой безбожник из Казани Бурнаев: «Коран стоит 20 копеек, а антирелигиозные книги - 2 рубля. Где взять студенту-рабфаковцу 2 рубля?»50. Также констатировалось отсутствие антирелигиозной литературы и плакатов на татарском языке51, что для атеизации татар было необходимо, а литература на русском языке не подходила, потому что большая часть татар, особенно на селе, в то время не владела русским языком.

Собравшийся первый съезд безбожников Татарии для консолидации организованной антирелигиозной работы, принял устав СБ ТР (Союз безбожников Татарской республики)52, а также наметил цели и средства их достижения. Вводилась новая система моральных ценностей, которую должна была нести каждая ячейка СБ: «Ячейка безбожников в деревне должна служить примером перед крестьянством во всех вопросах. Задача ячейки в деревне не только бороться с религией, но и внедрить в деревне новый быт и замену религии научным миропониманием. Верующая масса думает, что безбожие - безнравственность. Мы должны на практике доказать, что безбожие есть нравственность, а верование -безнравственность»53.

Среди принятых и поддержанных мер борьбы были выделены такие, как использование обрядов и обычаев (то, что именовали безбожники «народной религией») в антирелигиозной пропаганде, чтение лекций во время праздников и запрещение отводить земли под строительство мечетей и церквей. А вот среди отклоненных мер было изменение алфавитного шрифта татарского языка с арабского на латинский. И хотя на съезде выступали с лозунгами «борьба против старого (арабского - Р.С.) шрифта - борьба против религии», в конечном счете это не

& Там же. - д. 4. - л. 17 об. & Там же. Там же. - л. 18.

; НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 4. - л. 25. & Там же. - л. 24.

было поддержано54. Подобное не поддерживали и ранее, в 1926 году55, что выглядит довольно странным с учетом того, что по логике сторонников латинизации переход на латинский шрифт привел бы к невозможности новому молодому поколению татар пользоваться старой литературой, написанной арабскими буквами, что, в свою очередь, не дало бы возможности читать религиозную литературу. А это как раз и было нужно безбожникам. Остается только гадать, почему безбожники не поддержали «выгодную» для них меру по атеизации татарского населения.

Характерен состав делегатов съезда. Из 105 делегатов (89 с решающим голосом и 16 с совещательным) 78 мужчин и 27 женщин; по образованию: низшее -46, среднее неполное - 23, среднее полное - 20 (ни одного с высшим образованием. - Р.С.); по возрасту: младшие 20 лет - 14 человек, до 30 лет - 61 делегат, до 40 - 21 человек, свыше - 9 человек (видно немного было стариков, ставших безбожниками - Р.С.); по национальности: татар - 55 человек,38 русских, 2 украинца, 1 мари, 3 чуваша, 2 еврея, 3 вотяка (удмурты - Р.С.), 1 поляк56. Были проведены выборы в Центральный Совет СБТР в составе 29 человек и 7 кандида-

57

тов57 и определен состав ревкомиссии в 5

58

человек .

Помимо республиканских съездов созывались и кантональные конференции, на которых решался вопрос о состоянии религиозного движения, о задачах и методах антирелигиозной работы и

59

В 1926 году председатель русской антирелигиозной секции Абрамов предложил создать музей при антирелигиозном кабинете, для чего обратился в Госфонд Наркомфина Татарии, чтобы отпустили церковные принадлежности христиТам же. - л. 25 об. & Там же. - д. 3. - л. 19. ; НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 4. - л. 26. Там же. - л. 25 об. & Там же. - л. 27. & Там же. - д. 5. - л. 6.

анского культа (потир, крест-распятие, хоругви и т.п.)60, которые были в свое время конфискованы у церкви. Позже было подобное обращение с целью передачи в музей мощей Святого Германа, вскрытых в 1923 году и находившихся в Свияжске. Безбожники откуда-то получили сведения, что эти мощи хотят использовать «обновленцы» (сторонники обновления православия путем осовременивания культа: вместо церковнославянского языка в богослужении использовать современный русский язык, крестить детей не с младенчества, а в зрелом сознательном возрасте и др. -Р.С.) в целях поднятия своего авторитета в массах. Чтобы этому помешать, безбожники решили держать мощи в своем музее «в целях разоблачения обмана», который несло христианство61.

Проблему некачества антирелигиозной пропаганды ЦС СБ решает путем издания пособий для ее ведения, специальных сборников, включающих методические, директивные, программные и ху62

дожественные материалы .

По линии гороно Казани удается добиться выделения суммы на антирелигиозную работу в учебной сети (оплата кружководов, пополнение атеистической литературой библиотек, оплата лекторов, проведение антирелигиозных кампаний) в размере 2000 рублей63. Однако отсутствие в низовых профорганах связи и согласованности с местными партячейками приводит к хроманию антирелигиозной работы. Сюда же стоит добавить отсутствие пропаганды на допризывных пунктах. Решено было упор сделать на агитацию среди бедноты и молодежи в деревне, так как «последние поскорее поддаются в этой работе»64.

Так как лучшей по тому времени безбожники считали устную пропаганду, было принято создать при Союзе бюро

60 Там же. - д. 3. - л. 6.
61 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 5. - л. 9.
62 Там же. - л. 13.
63 Там же. - л. 24.
64 Там же. - лл. 25-25 об.

лекторов, куда вошли естественники, археологи, обществоведы, этнографы и даже бывшие миссионеры (Ашмарин, Ни-кольский)65. В противовес религии безбожники взяли научное знание.

Такая форма как диспут с духовенством, который тоже мог бы способствовать качеству атеизации, натыкался на две преграды. С одной стороны, само духовенство не шло на диспут, боясь последующей расправы со стороны властей, с другой стороны, сами безбожники опасались, ведь в случае провала вся работа будет напрасной66.

В 1927 году был выпущен циркуляр о проведении антипасхальной кампании, которая делилась на 3 части: 1) массовая разъяснительная работа; 2) проведение вечеров, спектаклей и т.п. непосредственно в пасхальные дни; 3) учет опыта кампании. Интересно то, как предлагалось организовывать художественные вечера. Дадим слово документам: «Докладов устраивать не рекомендуется, ограничиваясь в необходимых случаях вступительным словом. В кинотеатрах желательно увеличить число киносеансов (особенно в пасхальную ночь). Там, где имеются радиоприемники, необходимо организовывать коллективные слушания антипасхальных передач из Москвы и Казани. В пасхальную ночь развлечения должны длиться как можно дольше; там, где позволяет помещение, могут быть допущены и танцы для молодежи. Клубы и избы-читальни во все время проведения антипасхальной кампании должны иметь особо привлекательный вид - чисто вымыты, выметены; входы должны быть украшены антирелигиозными, отнюдь неоскорбительными, лозунгами и ярче освещены. Где возможно, на улицах и площадях следует организовывать кино, летучие инсценировки, сжигание фейерверка, факельные шествия с музыкой и антирелигиозными лозунгами, концерты,

67

пляски и т.п. массовые развлечения» .

65 Там же. - лл. 32-33.
66 Там же. - л. 36.
67 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 5. - лл. 39-40.

Это наглядно иллюстрирует проведение антирелигиозной кампании, суть которой заключается в отводе населения, в первую очередь, молодежи от религиозных обрядов с заменой их дискотекой, «тусовкой».

Аналогичный способ обезвоживания предлагался и в отношении мусульманских праздников. Чтобы завлечь татар в антирелигиозную работу предлагалось использовать массовые народные празднества (в частности, Сабантуй), превращая их в массовые антирели-68

гиозные гуляния .

С 1927 года организуется антирелигиозная учебная сеть. При всех низовых ячейках СБ как городских, так и деревенских, организуются антирелигиозные семинарии I ступени с продолжительностью в 6 месяцев и занятиями один раз в неделю. При всех кантонных и районных антирелигиозных кабинетах организуются семинарии II ступени с продолжительностью в 7 месяцев и занятиями также один раз в неделю. При Центральном антирелигиозном кабинете в Казани организуется первый курс трехгодичного высшего семинария с продолжительностью в 7 месяцев и занятиями 2 раза в неделю (только для жителей Казани). Целью этих семинариев была подготовка профессиональных антирелигиозников69. Все антирелигиозные семинарии органи70

зуются по национальному признаку . Причина в том, что программы составлялись исходя из того, против какой религии собирались бороться. Если против ислама, то программа была наполнена предметами, посвященных исламу. А так как мусульманами были татары, то и антирелигиозников готовили из татар, для которых преподавание шло на национальном языке. Аналогично, для русских.

В антирелигиозной работе поднялся вопрос о необходимости использования классового подхода. Было предложено указывать на бесполезность религии, а

68 Там же. - л. 49.
69 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 5. - л. 129.
70 Там же.

главное - оправдывание ею эксплуатации крестьян кулаками. 2 декабря 1926 года на заседании секретариата Бугульмин-ского канткома ВКП(б) декларировалось: «Крестьянство спихнет мулл и попов, если ему будет доказана негодность их су71

ществования» .

Надо сказать, что духовенство не сидело сложа руки и стремилось расширить для себя права. Муллы требовали разрешить организацию курсов по подготовке мулл, восстановить духовенство в гражданских правах, не ограничивать вероучение только мечетью, ведения дела ЗАГСа передать духовенству, делить наследство по шариату72. Престиж татарского духовенства поднялся за счет участия делегации из 8-ми человек во главе с муфтием Ризаэтдином Фахретдиновым на Всемусульманском конгрессе в Мекке,

73

состоявшемся в 1926 году . Несмотря на желания безбожников, Советская власть не стала ликвидировать Духовное управление мусульман (Высший мусульманский орган, ведовший духовными делами. - Р.С.) из-за потери авторитета на Востоке. В глазах восточных народов СССР тогда бы выглядил как душитель мусульман.

Мусульманское духовенство стало отходить под влиянием времени от существования средневековых запретов. В частности, журналом «Ислам» (официальный печатный орган Духовного управления мусульман. - Р.С.) велась дискуссия о разрешении муллам допускать женщин на религиозные собрания, что раньше было даже

74

немыслимо .

Были случаи, когда люди выходили из партии по религиозным мотивам. Так, например, зафиксирован такой случай, когда четверо человек (Х. Гайфуллин, М. Динмухаметов, Х. Шамсунов,

Ш. Мухамадеев), ранее состоявшие в партии, но заявившие о своем выходе из

71 Там же. - д. 6. - л. 46.
72 Там же. - л. 49.
73 Там же. - д. 2. - лл. 60-63.
74 НАРТ. - ф. Р-5263. - оп. 1. - д. 4. - л. 16.

партии «вследствие своей

религиозности», были исключены из ВКП(б)75».

Другой случай заставляет обратить на него внимание. На заседании общего собрания женщин деревни Караклы 9 февраля 1926 года были высказаны пожелания, среди которых «1) не допущение впредь открытых диспутов о Боге и Коране; 2) в отношении мужчин, связывающихся с проституцией усилить строгость закона; 3) если проститутка будет рожать без мужа, то к ней применять строгие законы правительства; 4) двоеженство не допускать, преследуя таковых мужчин по закону; 5) на руководящие посты не выбирать пьющих людей (а это значит, что были подобные преценденты. - Р.С.); 6) общие собрания женщин устраивать отдельно без мужчин; 7) чтобы все время для деревни выписывался журнал «Ислам»; 8) мы не довольны учителями, которые должны учить науку, а не настраивать детей против религии, Бога и Корана; 9) мы не против Советов и уважаем их законы; 10) чтобы партийные (работники - Р.С.) не ругали нашу веру; 11) чтобы все наши требования срочно проводились в жизнь»76. Это письмо, пусть написанное со синтаксической и стилистической неточностью, отражает нежелание населения, в частности, женщин, подвергаться антирелигиозной

пропаганде. Под письмом было поставлено 69 подписей, но, как это и следовало ожидать, просьбы женщин не воспринимались безбожниками.

21 ноября 1926 года на первой районной конференции Союза безбожников Забулачно-Плетневского района Казани была оглашена печальная для безбожников статистика: по всей Татарской республике насчитывалось 2220 мечетей, татар было 1 млн. 507 тыс. 504 человека; получалось на 1 мечеть - 679 человек, а советских культпросветучреждений всего 2016, а население всей республики
75 Там же. - д. 6. - лл. 44-44 об.
76 Там же. - л. 7.

(включая и татар, и русских, и др.) - 2 млн. 894 тыс. 75 человек, то есть на 1 культпросветучреждение - 1435 че?

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ АТЕИЗМ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ИСЛАМ ХРИСТИАНСТВО ТАТАРСКАЯ АССР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты